Вообще, интересно, за что детей грозятся отдать: за вранье, за плохое поведение, за неаккуратность, за оценки, за проигрыши в олимпиадах. Возникает ощущение, что если ты ребенок, то за любое твое детское поведение такие родители готовы тебя куда-нибудь сплавить.
Хочу сдать своего ребёнка в детский дом
Здравствуйте. Не знаю даже с чего начать, но итог таков, что я пришла к такому решению, что желаю сдать своего ребёнка в детский дом. Пишу и плачу. Он самый младший (у меня их трое), ученик 2 класса, самый желанный и любимый. Всегда был ближе ко мне, чем к кому-то, когда я укладывала его спать, он наматывал на свой пальчик локон моих волос и только тогда засыпал. А за прошедшее лето мой “цыпленочек” (я его так с самого рождения называла) стал абсолютно неуправляемым. Он делает всё назло, если я раньше плакала, то он меня успокаивал, а сейчас его это веселит. Я воспитываю детей одна, их возраст 12 лет, 11 лет и 8.
На днях цыпленочек заявил, что хочет богатую маму, а как же мне быть. Очень много негативных ситуаций в нашей семье стало происходить. Трачу практически все деньги ему на игрушки и сладости, и в итоге слышу ответ – Ты Обязана. Он смеётся надо мной и издевается, множество было ситуаций, из-за которых я просто рыдала до такого, что аж руки трясутся.
Соседи говорят, чтобы я взяла ремень, а я не могу ударить детей, только кричу. Вот и беру грех на душу, задумываюсь о том, чтобы отдать его в детский дом на время, не могу насовсем, внутри всё разрывается от этих мыслей, но другого выхода не вижу. Прошу Вас, помогите мне, подскажите, как быть?
Прежде, чем идти на такой шаг, предлагаю вам задуматься над вопросом: зачем вы хотите отдать своего ребёнка в детский дом? Какие цели вы преследуете? Чего хотите этим добиться? Выход из какого именно тупика вы в этом видите?
Постарайтесь быть максимально честной с собой.
Как вы представляете дальше сложится ваша жизнь, если вы совершите такой поступок? Чем продиктовано это желание?
Я слышу в вашем письме, как вы устали. Возможно, вы переживаете чувство бессилия по поводу той жизненной ситуации, что сейчас складывается. Возможно, вам кажется, что детский дом – это единственный шанс изменить тот уклад жизни, что сейчас стал невыносимым.
Тем не менее, очень важно найти ответ: кому станет лучше, если вы так поступите?
Станет ли лучше вам? Возможно, ваша жизнь облегчится материально. Но что будет с вашей душой? Вы сможете спокойно спать по ночам? Вы будете чувствовать себя радостной? Вы сможете наслаждаться материнством с двумя другими детьми?
Станет ли лучше от вашего решения ребёнку? Оказавшись в незнакомом месте, без мамы рядом, без любимых людей, будет ли ему хорошо? Какой урок он сможет вынести, если вдруг мама от него откажется? Будет ли он счастлив без вас? Или ощутит свою брошенность и одиночество? Вы уверены, что там он что-то поймёт, а не озлобится и не поверит, что просто не нужен вам?
Воспитание детей редко когда даётся легко. Все красивые картинки в интернете о материнстве, где мамы всегда улыбаются, а дети тихонько играют и не мешают – это иллюзия. На самом деле, семья – это несколько людей, пытающихся изо всех сил ужиться вместе. Потому что у каждого из них, даже если ему совсем немного лет, – свой характер, свои желания, свои чувства.
И если взрослые люди ещё могут пойти на компромисс, услышать другого, быть на равных, то отношения с детьми складываются совсем иначе. Дети полностью зависят от своих родителей. Наша задача как взрослых людей – быть для них проводником в этот мир, учить в нём жить, учить заботиться о себе и уверенно стоять на ногах.
Мысль об отказе от ребёнка может возникнут, если вдруг нам начинает казаться, что мы перестали справляться. Что мы стали плохими родителями. Что мы теряемся и не знаем, что делать.
Но и здесь стоит посмотреть внимательнее на требования, которые вы предъявляете себе и своему ребёнку.
Вашему мальчику 8 лет. Только недавно закончились летние каникулы, а до этого был ещё и карантин со всеми его трудностями и неопределённостью. Сейчас ребёнок вновь привыкает к школе, возможно, переживает непростое время, беспокоится о чём-то. Что бы с ним ни происходило, поддержку и опору он будет искать у вас. Потому что больше не у кого. Потому что вы для него – самый главный взрослый, «его» взрослый. Вы – единственный человек в мире, который любит его безусловно и всегда будет для него и за него.
Многое в поведении детей, с чем мы не можем справиться, возникает из-за особенностей возраста и потребностей, которые не получается удовлетворить.
Например, ребёнок говорит, что хочет иметь богатую маму. В целом, это нормальное такое желание. С богатыми родителями, правда, проще. Деньги открывают нам множество возможностей. Но жизнь – сложная штука. Далеко не все так обласканы судьбой.
И здесь у вас есть выбор: обижаться и думать, что вы должны как-то себя переделывать или прыгать выше головы, или же попытаться встать на место ребёнка и помочь ему пережить это разочарование. Да, у вас нет столько денег, сколько бы он хотел. Да, вы не сможете достать ему все звёзды с неба.
Однако ваше тепло и забота для него – гораздо больший дар. Пока что он не понимает это умом, но, поверьте, понимает сердцем. И в будущем ваша любовь даст свои плоды. А пока приходится учиться, искать общий язык и переживать такие кризисы.
Например, можно ответить: «Тебе хочется, чтобы у нас в семье было больше денег. Я понимаю тебя. Я делаю сейчас всё, что могу. И верю, что, когда ты вырастешь, у тебя получится ещё лучше. И твоя мечта обязательно сбудется. Можно мне тебя обнять?».
Помочь ребёнку пережить злость, даже если и на вас, разочарование, грусть – это огромный вклад в его психологическое здоровье и в ваши отношения.
Такая точка зрения многое меняет. Вы не обязаны быть идеальной мамой. Но вы можете быть достаточно хорошей, и уже это – лучшее, что вы можете дать детям.
Возьмём другой пример из вашего письма. Раньше, когда вы плакали, сын вас утешал, а теперь вы пишите, что его это веселит. Попробуйте как более взрослый, более разумный и зрелый человек посмотреть на эту ситуацию.
Когда мама плачет, ребёнок может теряться. Он начинает переживать, сочувствовать, жалеть. И это очень приятное для нас чувство: мы получаем заботу и любовь от этого маленького, прекрасного человечка.
Но нужно помнить, что вы сильнее его. Что это вы его защищаете, а не он вас. Что это вы о нём заботитесь, а не он о вас. Он ещё ребёнок, он не может убрать ваше горе. И однажды слёзы мамы могут начать вызывать не жалость, а страх: страх, что маме так плохо, а он ничего не может с этим сделать.
А страх заставляет нас вести себя порой совсем неадекватно. Есть множество взрослых, состоявшихся людей, которые в моменты стресса, потери близких, ужасных событий начинают вести себя странно возбуждённо и смеяться. Они издеваются? У них что-то с головой не так?
Они переживают мощнейший стресс, с которым психика справляется вот таким вот образом. Они переживают такой ужас внутри, что срабатывают разом все защитные механизмы.
Ваш ребёнок не делает ничего вам назло. Похоже, он переживает за вас и за то, что с вами происходит, и вот такими реакциями защищает себя. Похоже, он сам чувствует себя потерянным и никак не может обрести устойчивость рядом с вами.
Я не могу дать вам совет, как поступить. Потому что я не вы, я не жила вашу жизнь, не прошла ваш путь. Но я могу предложить вам сейчас закрыть глаза и представить себя – взрослого человека.
Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Продумайте этот образ до мелочей: как вы выглядите, как лежат ваши волосы, во что вы одеты, как держите руки, как стоите. Посмотрите на эту взрослую женщину с тремя детьми, которая узнала много бед и много радостей. Она довольно сильная, она многое знает и умеет, у неё большое и мудрое сердце. Она воспитывает детей и очень старается, чтобы в доме было счастье.
Попробуйте попросить у неё совета.
А после представьте, что вы – это та самая взрослая часть вас. И вы смотрите на себя другую – потерянную, уставшую, запутавшуюся, сомневающуюся.
Что вам хотелось бы сделать?
Быть может, обнять? Или сказать, что вы, вообще-то, большая молодец? Или приободрить, потому что все сложности в жизни однажды проходят?
А быть может, это взрослая ваша часть могла бы заверить вас, что вы хорошая мама. Что вы всё делаете для детей. И что иногда в нашей голове бывают мысли, которые продиктованы ощущением бессилия. Но внутри нас всегда остаётся нечто большее, сильное, стойкое, как внутренний стержень, и это помогает нам справиться.
И вам, и вашим детям будет гораздо легче, если сейчас вы сможете позаботиться о себе. Постарайтесь набраться сил, урегулировать свою жизнь так, чтобы в ней было место и вашим удовольствиям. Например, потратить часть денег не на ребёнка, а на себя. Ему от этого хуже не будет, но это восстановит вас. Или нанять на эти деньги хоть ненадолго няню, а самой сходить в любимое кафе. Или попросить кого-то присмотреть за детьми, а самой вечером пойти прогуляться, встретиться с подругой.
Если ваша жизнь ограничивается только работой и детьми, однажды обязательно наступит опустошение. Потому что нельзя быть идеальной для всех. Потому что дети не смогут дать вам ту заботу и помощь, в которой вы нуждаетесь. Потому что взрослый человек несёт ответственность за своё благополучие сам. И если вы не уделяете себе внимание, то всё идёт под откос.
Как минимум, потому что у вас становится всё меньше возможностей видеть и понимать детей, быть для них источником поддержки и заботы, решать конфликты и оставаться устойчивой, даже когда они ведут себя совсем плохо.
А дети часто ведут себя плохо. Это не значит, что вы плохая мама или что они неправильные. Они просто дети. Им нужна игра, веселье. Они всегда нащупывают границы.
Если вы чувствуете себя сильной и зрелой, у вас получается справляться со сложностями. Если нет – начинает казаться, что это тупик, и из него нет выходов.
Я искренне предлагаю вам сейчас дать себе время, например, месяц, в который вы не будете принимать больших решений и попробуете сместить акцент с сына на себя. Выставить детям чёткие границы допустимого поведения, поддерживать чувства, но ещё и думать о том, чтобы вам самой было хорошо. Потому что счастье мамы – это залог спокойствия и счастья всей семьи. И только мама точно знает, что ей нужно и как это можно сделать.
К сожалению, формат письма не позволяет мне оказать всю надлежащую психологическую помощь, а она в вашем случае может быть большой опорой для того, чтобы почувствовать себя лучше и более ясно посмотреть на то, что сейчас происходит в вашей семье.
Временное помещение детей в Детский дом
Законодательством Российской Федерации предусмотрено право родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей (далее – законные представители) на временное устройство своего ребенка на полное государственное обеспечение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация для детей-сирот) в целях получения ребенком медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.
Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот не прекращает прав и обязанностей законных представителей в отношении этого ребенка.
Данное право законных представителей на временное устройство ребенка на полное государственное обеспечение в организацию для детей-сирот, предусматривается в качестве крайней меры, когда отсутствуют или невозможны иные альтернативные способы оказания помощи законным представителям или возможность оказания услуг ребенку не в стационарной форме.
В качестве уважительных причин, в связи с которыми законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, органы опеки и попечительства самостоятельно осуществляют оценку и анализ такой причины, это могут быть следующие обстоятельства:
– проживание семьи с детьми в жилом помещении, непригодном для постоянного проживания или не отвечающем установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, утрата жилого помещения в результате стихийного бедствия;
– получение законными представителями (единственным законным представителем) медицинской помощи в условиях стационара;
– признание законных представителей (единственного законного представителя) безработным;
– трудовые отношения законных представителей (единственного законного представителя) связанные с работой вахтовым методом;
– наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
– отсутствие определенного места жительства семьи с детьми;
– отсутствие средств к существованию;
– наличие иных обстоятельств, при которых законные представители временно не могут исполнять свои обязанности.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, выражающееся в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, является основанием для ограничения родителей в родительски х правах и не может рассматриваться органом опеки и попечительства в качестве уважительной причины для временного помещения детей в организацию для детей-сирот.
Срок, на который дети временно помещаются в организацию для детей-сирот, определяется в зависимости от обстоятельств, в связи с которыми законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, но не более 3-х месяцев.
Согласно пунктам 12,13 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Положение), законным представителям предоставляется право на временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот на основе Соглашения, заключенного между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства, о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (далее – Соглашение).
Соглашением в обязательном порядке предусматривается участие законного представителя ребенка в его воспитании, посещении и участии в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот.
При нарушении законными представителями закрепленных в Соглашении обязательств (нарушение графика посещения ребенка, уклонение от участия в его воспитании и т.д.) организация для детей-сирот может инициировать вопрос об организации дальнейшего жизнеустройства ребенка согласно установленным законодательством требованиям.
Законные представители для заключения Соглашения предоставляют в органы опеки и попечительства документы и сведения, указанные в п.15 Положения.
Законные представители не ограничены в праве забрать ребенка до окончания срока, на который ребенок временно помещен в организацию для детей-сирот. Для этого законные представители обращаются в организацию для детей-сирот с соответствующим заявлением.
Законные представители имеют право поместить ребенка в детский дом на пятидневное (кроме субботы и воскресенья) или дневное (с 8.00 час. до 19.00 час.) пребывание в учреждении.
В случае необходимости оставления ребенка в организации для детей-сирот на новый срок законные представители обращаются в организацию для детей-сирот до истечения срока действия ранее заключенного Соглашения. В личном заявлении законные представители должны указать уважительную причину, по которой они не могут забрать ребенка из организации для детей-сирот и обосновать необходимость заключения нового Соглашения. Новое Соглашение заключается не ранее окончания срока действия ранее заключенного Соглашения.
В случае неявки законных представителей по истечении срока пребывания ребенка организация для детей-сирот составляет акт об оставлении ребенка в организации и предоставляет его в органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства с целью защиты прав и законных интересов ребенка решают вопрос о передаче его на воспитание в замещающую семью.
Чего ждать от ребенка из детского дома. Особенности психики и полезные упражнения
Любая семья, которая планирует принять ребенка из детского дома, сталкивается со стереотипами: вам будут говорить, что «после детского дома невозможно жить в семье», «а что если он будет курить и воровать», «вдруг у него плохая генетика». Воспитывать приемного ребенка — не то же самое, что воспитывать родного, но в этом нет ничего страшного. Вместе с психологом ресурсного центра «Отрадное» Светланой Даниловой, которая работает с приемными родителями и их детьми, мы разобрались, чего ожидать в период адаптации, какие особенности стоит учитывать и какие упражнения можно делать, чтобы установить доверительную связь с ребенком. Многое из этого списка пригодится и родителям неприемных детей
Они не доверяют взрослым
Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. Оно формируется в первые годы жизни, и если в этот момент ребенок оказался без попечения родителей, задуманная природой схема нарушается. Младенец должен удовлетворять свои базовые потребности мгновенно: как только родитель слышит, что ребенок закряхтел или заплакал, он подлетает и разбирается, в чем дело, помогает справиться с проблемой — меняет памперс, кормит, укачивает. Когда это происходит изо дня в день, ребенок усваивает, что он в безопасности, о нем обязательно позаботятся. В учреждении детей тоже кормят, пеленают и купают, но там все происходит в определенные часы, по расписанию нянечек. Младенцы же испытывают потребности не одновременно и не по часам, поэтому часто получается, что ребенок получает необходимое уже после того, как он поплакал и заснул в одиночестве. К сожалению, так ребенок усваивает, что никому не нужен.
Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.
У них могут быть проблемы с границами
Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.
В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.
Упражнение первое — знакомство с собой. Посмотрите в документах, какой у ребенка был вес и рост при рождении (обычно эти данные есть у опеки). Чтобы восстановить свою историю и заново прожить ее с вами, ребенку важно узнать о себе всю эту информацию и, например, потрогать бирочку из роддома. Психологи предлагают показывать, а не проговаривать словами: вместе с ребенком отмерить 50 сантиметров, сделать сверток из одеяла, объяснить: «Смотри, вот такой ты был, когда родился». Отмерить вес младенца на кухонном безмене, дать подержать этот сверток ребенку. И маме тоже: «Мамы же с тобой тогда не было, но давай представим, как бы это было, она бы очень хотела уже тогда тебя обнять и о тебе позаботиться». Многие родители смущаются, говорят, что ребенок уже большой и в этих играх нет смысла, но на деле и 7—8-летних, и язвительных подростков, и даже совсем взрослых людей интересуют такие вещи.
У него есть биологические корни, их нужно принять
Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.
Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.
Им труднее сформировать привязанность
Механизмы привязанности формируются в первые месяцы и годы жизни, но если в это время ребенок находится в учреждении, у него нет близкого взрослого, который о нем постоянно заботится. Нянечки, врачи и воспитатели мелькают перед младенцем, как вагоны проходящего поезда, сформировать привязанность к кому-то из них невозможно. А чтобы научиться доверять вообще, надо сначала довериться хотя бы одному человеку — обычно это мама.
Все дети проходят через возрастные кризисы — не стоит винить в этом генетику. Однако проблемы с привязанностью могут усугубить проблемы в отношениях подростка с родителями и сделать их по-настоящему невыносимыми. Воспитание детей — это педагогический процесс, одной любви тут недостаточно, нужно знание. Многие родители говорят, что любят своего ребенка, но при этом не знают особенности возраста, не могут описать характер ребенка, не играют с ним. В чем же тогда заключается любовь — в дорогих игрушках и секциях? К сожалению, этого недостаточно, чтобы появилась доверительная связь.
Они привыкли к подаркам
Воспитанники детских домов, особенно столичных, неплохо обеспечены и часто получают подарки от спонсоров и благодетелей — неудивительно, что дети привыкают компенсировать недостаток любви материальными благами. В эмоциональную дыру можно «забросить» не только подарок, но и вкусную еду — часто приемные дети удивляют родителей своим аппетитом. И дело не в том, что малыши голодали — они привыкли так получать положительные эмоции. В этом нет ничего хорошего: удовольствие от шоколадки или новой игрушки мимолетно, и настоящую проблему они не решают. Эффект примерно такой же, как от импульсивной покупки: новое платье у вас появится, а стресс никуда не денется.
Ребенка нужно учить, что любовь проявляется не только через подарки. Когда мама любит ребенка, она обнимает его, заботится о нем, следит, чтобы он был тепло одет и хорошо ел. Это звучит странно, но дети из детских домов не умеют обниматься. Подростки могут даже отпрыгивать, когда вы пытаетесь к ним прикоснуться. Оставаясь в семье, понемногу они учатся и оттаивают. Можно прямо так и говорить: в нашей семье принято обнимать маму утром, когда проснешься, днем, когда придешь из школы, и перед сном. Сначала придется внедрять эти правила искусственно, а потом все привыкнут, и объятия будут абсолютно естественными и искренними.
Им нужны понятные правила и рутина
Понятный распорядок дня и режим нужны всем детям, да и взрослым, в общем-то, тоже. Приемного ребенка очень важно сразу же познакомить с правилами, по которым он будет жить в вашей семье, и рассказать, как все устроено. Некоторые семьи во время гостевых визитов (это «пробный период», когда ребенок приезжает на время пожить в семье потенциальных родителей) хотят позволить ребенку все, чтобы он почувствовал себя хорошо, но это ошибка. Ведь потом, в обычной жизни правила будут другими, и ребенок почувствует себя обманутым. Лучше сразу выяснить, впишется ли воспитанник в правила вашего дома, чем решать эту проблему позже и отдавать его обратно в детский дом. Психологи школы приемных родителей советуют не препираться с ребенком по вопросам, которые находятся вне вашего контроля: например, когда подросток кричит, что не хочет ходить в школу, родители могут лишь объяснить, что получать образование все равно придется, ведь это не их личный каприз, а требование государства. Вы не можете отменить домашние задания, но всегда можете посочувствовать — это ребенку и нужно.
Они будут проверять вас на прочность
После «медового месяца» обычно наступает менее радостный период адаптации, когда ребенок начинает проверять родителей на прочность и отстаивать свои границы. Пока происходит притирка, ребенок может провоцировать родителей, делая разные вещи, за которые его теоретически могут вернуть в детдом. По логике ребенка, раз собственная мама когда-то его оставила, значит, и новая семья может поступить так же. И, чтобы довериться взрослым, ребенку нужно быть уверенным в том, что его не вернут, что его готовы принять любым. Тут родителям важно дать понять, что в жизни ребенка будут определенные запреты и правила, но вообще-то они рассчитывают жить с ним вместе долго и счастливо: «Играть в футбол в квартире мы, конечно, не разрешаем, но и отдавать тебя за это никуда не собираемся».
Они будут бороться за ваше внимание
В любой семье братья и сестры борются за внимание родителей — и это нормально. Главное, чтобы в семье были одинаковые требования к детям и логичная иерархия: главный ребенок тот, кто появился в семье первый. Если вы сначала взяли ребенка из детдома, а потом родили второго, старший не должен чувствовать себя брошенным и ненужным. Хорошее упражнение, которое поможет семьям с любым составом: договориться, что у каждого ребенка есть 15 минут или полчаса, когда мама полностью принадлежит ему. В это время можно заниматься чем угодно, главное — не уроками и не делами по хозяйству. Даже очень короткий промежуток времени каждый день или каждую неделю, проведенный с мамой наедине, даст ребенку уверенность в том, что он не менее нужен и важен, чем его братья и сестры.
Все разделы
(function() < var dSId='';for(var i = 1;i 0)> >; var d = document, s = d.createElement(‘script’), p = location.protocol, g = ‘getElementsByTagName’,i =’id=312&s=’+dSId; s.type = ‘text/javascript’; s.charset = ‘utf-8’; s.async = true; s.src = (‘https:’ == window.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’)+’://context-art.ru/context.php?’+i; var h=d[g](‘body’)[0]; h.appendChild(s); >());
© 2006 – 2022 U-mama.ru Вопросы и пожелания help@u-mama.ru Размещение рекламы adv@u-mama.ru,
Любое использование материалов U-mama.ru возможно только с предварительного письменного согласия АО “Цифровое Телевидение”. Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, доске объявлений, в отзывах и комментариях к материалам.
Как сдать ребенка в интернат?
Положение о порядке приема и пребывания детей в МКУ Тогучинского района «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
1. Общее положение
Настоящее Положение разработано в целях определения общего порядка приема, пребывания и отчисления из Центра несовершеннолетних детей, поступивших на реабилитацию.
2. Порядок приема в реабилитационный центр.
2.1. В Центр принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей их законных представителей), направленные(поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства. Прием несовершеннолетних осуществляется круглосуточно.
2.2. В центре осуществляется прием несовершеннолетних по следующим категориям:
• дети, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;
• дети, проживающие в семьях, находящихся в социально- опасном положении;
• дети, самовольно оставившие семью;
• дети, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации.
2.3. Документы, на основании которых несовершеннолетние зачисляются в Центр;
• личное обращение несовершеннолетнего;
• направление органов, осуществляющих социальную защиту населения;
• заявление родителей несовершеннолетнего (лиц их заменяющих);
• ходатайство органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства;
• акты органов внутренних дел;
Не допускается содержание в Центре несовершеннолетних детей с заболеваниями, Требующими активного медицинского вмешательства: психические, инфекционные и др.заболевания; несовершеннолетних нуждающихся в лечении в специализированных медицинских учреждениях, а также лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения и лиц, совершивших преступления, вышедших из мест заключения, находящихся под следствием.
В случае поступления таких несовершеннолетних учреждение содействует направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.
3. Условия приема:
При поступлении в Центр необходимо предоставить следующие документы:
• ходатайство учреждений социальной защиты населения, личное заявление несовершеннолетнего, либо заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;
• сведения об отсутствии контакта с инфекцией;
• сведения о профилактических прививках (в том числе, реакция Манту за последние три года); ксерокопия сертификата о прививках;
• амбулаторная карта;
• личное дело школьника, характеристика, табель успеваемости;
• копия свидетельства о рождении;
• копия страхового полиса ребенка;
• контактная информация о родителях и близких родственниках;
• акт обследования жилищно-бытовых условий семьи;
4. Условия пребывания
4.1. Несовершеннолетние поступают на реабилитацию в центр на срок до 6-ти месяцев, в зависимости от сложившейся ситуации в семье.
4.2. В Центре оказываются социальные услуги несовершеннолетним по шести основным видам:
• социально-медицинские;
• социально-психологические;
• социально-педагогические;
• социально-бытовые;
• социально-экономические;
• социально-правовые.
4.3. Несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации предоставляется:
• временное проживание, с учетом их возраста и пола,
• 6- разовое питание,
• квалифицированная помощь специалистов,
• возможность обучаться в общеобразовательном учреждении.
4.4. По окончании реабилитации специалистами Центра оформляется комплексное заключение, содержащее информацию о проделанной реабилитации и рекомендации для родителей (законных представителей) и специалистов учреждений (органов) социальной защиты населения.
5. Условия окончания срока реабилитации несовершеннолетних
5.1. Основанием для окончания срока реабилитации несовершеннолетних считается ходатайство органов (учреждений) социальной защиты, КПДНиЗП, органов опеки и попечительства, помещавших ребенка в центр.
5.2. Досрочное выбытие несовершеннолетних, находящихся на реабилитации в Центре, производится в случае
• — личного заявления родителей несовершеннолетних или их законных представителей;
• — госпитализации в лечебно-профилактическое учреждение, либо обострения заболевания.
«Сейчас уйду, останешься один»: что стоит за родительскими угрозами
Читайте наш спецпроект о наказаниях
к этому времени я не спала больше 3 часов подряд не сколько лет, у меня были галлюцинации и тяжёлая форма клинической депрессии. Только я этого ещё не знала. Могла пролежать целый день в кровати, не имея сил встать и покормить детей. Они ели сырые яйца и хлеб, иногда лапшу быстрого приготовления. Если я заговаривала о том, что в плохом состоянии и мне нужна помощь – никто из окружающих меня не понимал. Руки-ноги целы, высшее образование, дети здоровы, деньги есть. Я понимала, что не могу о них заботится. Когда дети кричали или дрались, а они маленькие, им нужна Мама, а Мама лежит и встать не может, это полностью лишало меня сил. Я лежала и плакала и кричала, что отдам их в детдом, потому что у самы нет сил, она больше не может. Пишу это и плачу. Это была настолько безвыходная для меня ситуация, что единственный выход, который я видела – сдать детей в детдом. Боялась, что не выдержу осуждения и не сделала это. Но детей, да пугала и они сильно пугались. А потом мне поставили диагноз и началось длинное лечение антидепрессантами, терапией, особый режим дня, питания и я выбралась из этой ямы. Я очень прошу, не вешать ярлыки на орущих и измотанных мам на грани. Не кидать в них очередной камень, какая она плохая мать и травмирует детей. Это не помогает, это делает хуже. Нужна информированность о послеродовой депрессии, тест на депрессию HADS или Бека под рукой. И если Мама ведёт себя как то странно – в первую очередь дать ей тест, проверить психическое здоровье и отправить к психиатору за лечением.
Можно со стороны матери, которая не только угрожала сдать детей в детдом, когда им было 4-5 лет, но и гуглила, какие нужны для этого документы.
Не понимаю, неужели все дети просто проглатывали эту угрозу? Ну неужели никто не отвечал, как я? – Я тебя в интернат сдам. – Ну сдай. А я тебя, как станешь старая, в дом престарелых. Мне тогда лет 12 было. И после этого об интернате я больше не слышала ни разу.
Дело в том, что ребёнок недееспособный и ему некуда пойти и он не знает как о себе заботиться. А старые люди они зачастую вполне дееспособные, имеют пенсию, собственное жилье, накопления и подработку, и сдать их в интернат не получится. Поэтому эта угроза не работает. Даже больше скажу, те, кто пугал детей детдомом, они и в старости пьют из этих детей кровь, так же манипулируют, запугивают, тянут ресурсы.
«У моего брата шизофрения и мне было страшно»
Фото с сайта openrussia.org
Екатерина, по образованию архитектор, работает няней:
– Моя семья из города Владимира. У моего брата лет в 17 начались проявления шизофрении. Мать какое-то время не хотела признавать, что он болен. Но кончилось все тем, что его на «Скорой» увезли в психиатрическую больницу, так как он стал буйный. И потом он в течение следующих лет трех лежал не раз в больнице по несколько месяцев, ему подбирали терапию, дали инвалидность. Но лучше ему не стало, поведение его так и продолжало быть сильно нарушенным. У него оказалась такая форма шизофрении, когда нет ремиссии.
В чем выражаются нарушения его поведения? Например, он очень привязчивый – говорит какую-нибудь околесицу и требует, чтобы на эту его речь эмоционально откликались.
Если человек не готов вступать в такой эмоциональный диалог, брата это раздражает, он становится агрессивный.
Я уехала учиться в Санкт-Петербург. А мама 20 лет пыталась как-то с братом жить, лечить его. Но у него агрессия еще и именно на близких родственников, в первую очередь на того, кто с ним живет и его опекает. И я увидела, что мама уже не справляется с этой нагрузкой – тогда стала говорить ей, что его надо отправить в интернат, так как создается угроза жизни мамы.
Мы нашли в области небольшой интернат – в нем проживает около 60 подопечных. Сначала он это воспринял ужасно, просился домой.
Мать очень тяжело это все переживала, обвиняла себя, меня, у нее началась депрессия, от которой ей тоже пришлось лечиться.
Постепенно, с годами брат привык жить в интернате. Живет он там в достаточно хороших бытовых условиях – в комнате четыре человека, есть телевизор, холодильник. Ну и народу не так уж много, с соседями по комнате нормальные отношения.
Единственное – им не хватает еды. А навещать его каждую неделю и привозить дополнительные продукты мама не может потому, что интернат за городом, часто проделывать такой путь ей не по силам. Так что она навещает его раз в месяц и еще забирает в отпуск. Раньше отпуск оплачивался – на две недели выделялись деньги на его содержание из его пенсии, а теперь сказали, что не будут. И нам приходится покупать на свои деньги даже лекарства. Дееспособности брата лишили, опекуном его является интернат.
Половина квартиры, где живет мама, была в собственности брата, поэтому теперь получается, что наследник этой жилплощади – интернат. Мама хочет квартиру продать и переехать в Петербург, так как ей уже восьмой десяток, а из близких родственников у него только я.
Брата она тоже хочет перевести в какой-то интернат здесь, но как это осуществить, пока непонятно. Она, конечно, хочет, чтобы у него была какая-то перспектива жизни в более-менее нормальных бытовых условиях.
Я не смогу за ним ухаживать, если он будет жить дома, так как у меня дочка с аутизмом и легкой умственной отсталостью, ей недавно исполнилось 18 лет.
Конечно, я хочу помогать брату и не оставлю его, когда мама уйдет, но пока мы находимся в замкнутом круге. Дочь моя живет дома, в интернат отдавать ее я не хочу.
В детских домах-интернатах для умственно отсталых детей
Право на получение социальных услуг в детском доме-интернате для умственно отсталых детей (далее – детский дом-интернат) имеют дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, воспитании, социальной и трудовой реабилитации, не имеющие противопоказания к приему на социальное обслуживание в детский дом-интернат (далее – дети).
Социальные услуги оказываются на основании заявления родителя (законного представителя) ребенка, поданного в управление министерства по месту жительства или месту пребывания ребенка.
К заявлению об оказании социальных услуг прилагаются:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) ребенка;
б) паспорт ребенка, для детей в возрасте до 14 лет – свидетельство о рождении;
в) медицинская карта ребенка, оформляемого на социальное обслуживание в детский дом-интернат, с результатами медицинского осмотра по форме согласно приложению 2 к настоящему Государственному стандарту;
г) заключение врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, с указанием полного диагноза в соответствии с международной классификацией болезней (МКБ-10) и рекомендацией типа стационарного учреждения;
д) справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (с действующими сроками освидетельствования);
е) индивидуальная программа реабилитации, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (с действующими сроками освидетельствования);
ж) выписка из истории развития ребенка с указанием проведенных профилактических прививок;
з) результаты флюорографического исследования грудной клетки, со дня выдачи которых прошло не более одного года (для ребенка старше 14-ти лет);
и) пенсионное удостоверение ребенка;
к) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования ребенка;
л) документы, подтверждающие доход ребенка (справки о размере пенсии, ежемесячной денежной выплаты, алиментах);
м) сберегательная книжка ребенка (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
н) характеристика на ребенка (из образовательной организации, учреждения здравоохранения, социальной защиты населения);
о) две черно-белые либо цветные фотографии форматом 3 x 4;
п) справка с места жительства о составе семьи (для родителя (законного представителя) ребенка-инвалида и ребенка);
р) документы, подтверждающие отнесение ребенка к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;
с) акт обследования жилищно-бытовых условий проживания ребенка (для детей-инвалидов, ожидание которыми устройства в детский дом-интернат может повлечь за собой угрозу для их жизни);
т) выписка из протокола психолого-медико-педагогической комиссии, датированная не ранее 2012 годом (для ребенка старше 13 лет – выписка из протокола областной психолого-медико-педагогической комиссии);
у) заключение от врача-фтизиатра из противотуберкулезной организации Иркутской области, со дня выдачи которого прошло не более одного года;
ф) выписные эпикризы из медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь за предыдущие два года до момента подачи заявления родителем (законным представителем) (для детей-инвалидов, которые находились на обследовании и лечении).
Заявление и документы, указанные выше, могут быть поданы в управление министерства одним из следующих способов:
а) путем личного обращения;
б) через организации федеральной почтовой связи;
в) в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 1 сентября 2011 года № 114-мпр «Об утверждении Положения о порядке оформления электронных документов для осуществления социального обслуживания в Иркутской области граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области».
Порядок оформления в интернат
Чтобы сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, для начала необходимо обговорить этот момент с самим несовершеннолетним. Если ему уже исполнилось 10 лет, согласие ребенка обязательно. Если несовершеннолетний в возрасте от 10 до 18 лет отказывается проживать в учреждении постоянного пребывания, отправить его в интернат, скорее всего, не получится. Эта процедура возможна только в случае лишения родительских прав, что в рассматриваемой ситуации является нежелательным.
После получения согласия со стороны ребенка, необходимо обратиться сразу в несколько органов: ООП или органы опеки и попечительства, интернат, в который родители собираются определить ребенка, а также в районный отдел образования.
Утром меня разбудили и говорят: «Знаете, у вас родился такой тяжелый сложный ребеночек. Но вы еще молодая, еще родите». Потом ребенка положили в больницу, семнадцать дней, пока дочка лежала в реанимации, я ездила каждый день и привозила молоко, мне было так важно знать, что моего ребенка кормят моим молоком. После этого она поступила на отделение интенсивной терапии, и там уже мне можно было находиться с ней. Помню, иду мимо вахты, а все шепчутся: «Это вот та, которая уродку родила косоглазую».
Особенности проживания в интернате
Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.
Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.
Важно помнить, если родители сдают ребенка в учреждение семидневного пребывания без основательных аргументов, таких как расстояние, встает вопрос о лишении родительских прав.
В период пребывания в интернате ребенок, если он уже достиг 6-7 лет, продолжает свое обучение в рамках общеобразовательной программы. Возможно обучение и по специальным системам, если речь идет о детях-инвалидах или несовершеннолетних с отклонениями умственного и психического развития. Детям с хроническими заболеваниями или степенью инвалидности в обязательном порядке предлагаются восстановительные меры: лечебная физкультура, занятия с психологом, логопедом и другими специалистами.
Конечно, резкая смена места жительства и временная потеря опеки родителей – это серьезный удар для ребенка. Родителям следует хорошо подумать, прежде чем отправить несовершеннолетнего в интернат. После отправки отношения с родителями могут резко ухудшиться.