Банковские платежные агенты

Банковские платежные агенты обязаны применять ККТ. На основании п.5 ст.4.7 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 кассовый чек, выдаваемый банковским платежным агентом, наряду с общепринятыми реквизитами, должен содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование операции банковского платежного агента;

КТО ИЗ ПОСРЕДНИКОВ – ПЛАТЕЖНЫЙ АГЕНТ, А КТО – НЕТ

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно – чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т.д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщикам .

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках “антиотмывочного” Закона , открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения денег , заводить вторую кассовую книгу , применять ККТ даже при вмененке и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Для целей Закона N 103-ФЗ поставщик – это тот, кто получает через платежных агентов деньги от физлиц за реализуемые им товары, работы, услуги .

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агентов ? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет – для получения выручки от посредника ? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники – не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент – это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги) и больше ничего не делает для того, чтобы:

физлицо эти товары (работы, услуги) получило;

у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг) . То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т.п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

Назовем некоторые категории посредников, у которых нет оснований причислять себя к платежным агентам.

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т.д.

Читайте также:
Нужна ли виза для поездки в Монголию россиянам

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самими . А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщиком .

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином – доставка товаров, а получение денег – неразрывно связанная с нею услуга;

заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:

– ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;

– продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т.п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.

Как видим, доказать, что обычные посредники – не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчетов ), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

ч. 14, 15, 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее – Закон N 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 N 373-П

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ пункт 4 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

4) банковский платежный агент – юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций;

Банковские платежные агенты

Статья 14. Требования к привлечению банковского платежного агента (субагента) оператором по переводу денежных средств

(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 173-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:
Документы для опеки при продаже квартиры 2022

1. Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента:

1) для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением банкоматов;

2) для обеспечения предоставления клиентам электронных средств платежа и (или) обеспечения возможности использования электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

3) для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента – физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, предоставления указанному клиенту – физическому лицу электронного средства платежа.

2. Банковский платежный агент, являющийся юридическим лицом, в случаях, предусмотренных договором с оператором по переводу денежных средств, вправе привлекать банковского платежного субагента на основании заключаемого с ним договора для осуществления деятельности (ее части), указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (далее – операции банковского платежного субагента). При таком привлечении соответствующие полномочия банковского платежного субагента не требуют нотариального удостоверения.

3. Привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для осуществления деятельности (ее части), указанной в пунктах 1 – 3 части 1 настоящей статьи (далее – операции банковского платежного агента), может осуществляться при одновременном соблюдении следующих условий:

1) осуществлении операций банковского платежного агента от имени оператора по переводу денежных средств;

2) проведении банковским платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента – физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, предоставления указанному клиенту – физическому лицу электронного средства платежа;

3) использовании банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств;

4) обеспечении возможности получения оператором по переводу денежных средств информации о каждой операции приема (выдачи) наличных денежных средств;

5) применении банковским платежным агентом контрольно-кассовой техники, подтверждении принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи (направления) кассового чека в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

6) предоставлении банковским платежным агентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 8 настоящей статьи.

4. Привлечение банковским платежным агентом банковского платежного субагента для осуществления операций банковского платежного субагента может осуществляться при одновременном соблюдении следующих условий:

Читайте также:
Встречное исполнение обязательств по договору

1) осуществлении операций банковского платежного субагента от имени оператора по переводу денежных средств;

2) осуществлении операций банковского платежного субагента, не требующих проведения процедуры идентификации (упрощенной идентификации) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

3) использовании банковским платежным субагентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств;

4) обеспечении возможности получения оператором по переводу денежных средств информации о каждой операции приема (выдачи) наличных денежных средств;

5) применении банковским платежным субагентом контрольно-кассовой техники, подтверждении принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи (направления) кассового чека в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

6) предоставлении банковским платежным субагентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 8 настоящей статьи;

7) запрете для банковского платежного субагента на привлечение других лиц к осуществлению операций банковского платежного субагента.

5. Банковский платежный агент (субагент) вправе совмещать свою деятельность с деятельностью платежного агента, осуществляющего прием платежей физических лиц, и использовать специальные банковские счета, предусмотренные соответственно пунктом 3 части 3 и пунктом 3 части 4 настоящей статьи, в качестве специального банковского счета платежного агента, предусмотренного частью 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”.

6. По специальным банковским счетам, предусмотренным пунктом 3 части 3 и пунктом 3 части 4 настоящей статьи, могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);

3) списание денежных средств в пользу оператора по переводу денежных средств, включая вознаграждение;

4) списание денежных средств на банковские счета;

5) операции, осуществляемые по специальному банковскому счету платежного агента в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”, в случае совмещения банковским платежным агентом (субагентом) своей деятельности с деятельностью по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами.

7. Осуществление иных операций, помимо указанных в части 6 настоящей статьи, по специальным банковским счетам, предусмотренным пунктом 3 части 3 и пунктом 3 части 4 настоящей статьи, не допускается.

8. При привлечении банковского платежного агента (субагента) для осуществления операций банковского платежного агента (субагента) в каждом месте осуществления указанных операций до начала осуществления каждой операции физическим лицам должна предоставляться следующая информация:

1) адрес места осуществления операций банковского платежного агента (субагента);

2) наименование и место нахождения оператора по переводу денежных средств и банковского платежного агента (субагента), а также их идентификационные номера налогоплательщика;

Читайте также:
Воспитательная функция уголовной ответственности

3) номер лицензии оператора по переводу денежных средств на осуществление банковских операций;

4) реквизиты договора между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом, а также реквизиты договора между банковским платежным агентом и банковским платежным субагентом в случае его привлечения;

5) размер вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом в виде общей суммы, включающей в том числе вознаграждение банковского платежного агента (субагента) в случае его взимания;

6) способы подачи претензий и порядок их рассмотрения;

7) номера телефонов оператора по переводу денежных средств, банковского платежного агента и банковского платежного субагента.

9. При использовании банковским платежным агентом (субагентом) банкомата информация, предусмотренная частью 8 настоящей статьи, должна предоставляться физическим лицам в автоматическом режиме.

10. Банковский платежный агент вправе взимать с клиентов вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

11. Банковский платежный субагент вправе взимать с клиентов вознаграждение, если это предусмотрено договором с банковским платежным агентом и договором банковского платежного агента с оператором по переводу денежных средств.

Порядок работы

Банковские платежные агенты или субагенты обязаны осуществлять деятельность только от имени банка, с которым у них заключен агентский договор. И при совершении любых операции руководствуются не только требованиями федерального закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ, но и положениями нормативно-правовых документов в сфере регулирования банковской деятельности, включая особые требования по противодействию легализации доходов от преступной деятельности или по финансированию терроризма.

Контроль за соблюдением агентом данных нормативных требований возложен на кредитную организацию, которая привлекла данного агента. В этой связи, банковский платежный агент может быть подвергнут контрольным мероприятиям со стороны Росфинмониторинга и ФНС России.

Прием платежей и расчет с принципалом банковские платежные агенты обязаны осуществлять посредством специального счета. Основанием для его открытия служит заключенный агентский договор с банком. В дальнейшем на агента, по условиям договора, могут быть возложены обязанности по предоставлению принципалу отчета о движении денежных средств по спецсчету за определенные периоды времени.

В случае использования для приема денежных средств терминалов для платежей, агент обязан обеспечить их соответствие нормативным требованиям, как по учету приходно-расходных операций, так и по оформлению кассовых чеков.

С момента заключения агентского договора кредитная организация в обязательном порядке предоставляет всем заинтересованным лицам информацию об агентах (к примеру, уполномоченных собирать кредитные платежи).

Кто такой банковский платежный агент?

Банковским платежным агентом считается юридическое лицо, заключившее договор с банком и имеющее право проводить отдельные банковские операции.

Неважно, чем Вы занимаетесь – продаете бытовую химию или продукты питания, владеете химчисткой или аптекой – Вы сможете ввести дополнительную услугу для своих клиентов: денежные переводы и платежи через международную платежную систему ЮНИСТРИМ.

Читайте также:
Доп выплаты по военной ипотеке при увольнении

Поток ваших клиентов увеличится за счет новой услуги, а Вы будете получать дополнительное вознаграждение от банка ЮНИСТРИМ.

Пример

ФНС в письме № ЕД-4-20/22064 от 13.11.2018 представила методические рекомендации с примерами по формированию чеков ККТ банковскими платежными агентами.

Пример: Выдача денежных средств банковским платежным агентом

ООО «Ромашка» ИНН 1234567891, применяющая общую систему налогообложения, использует ККТ с регистрационным номером ККТ 1234567890123456 и заводским номером экземпляра фискального накопителя 8710000109811542 в режиме передачи фискальных данных в электронной форме в налоговые органы через оператора фискальных данных. ООО «Ромашка» занимается торговлей, а также является банковским платежным агентом ПАО «Банк».

Кассир Иванов Иван Иванович, имеющий ИНН 123456789012, является работником указанной организации. 18 октября 2018 г. в 13 часов 45 минут указанный кассир по адресу: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23, 9 этаж, продает клиенту (физическому лицу) товар (клей ПВА 125 г., 1 шт.) на сумму 33,70 руб.

Оплата за товар произведена покупателем банковской картой.

Кроме того, ООО «Ромашка», являясь банковским платежным агентом ПАО «Банк», выдает этому же клиенту наличные денежные средства с кредитной карты клиента 500 рублей. При этом, ПАО «Банк» комиссию за проведение операции не взимает, банковский платежный агент ООО «Ромашка» взимает плату за выдачу денежных средств клиенту в размере 10% от суммы выданных наличных денежных средств. Клиент оплачивает ООО «Ромашка» за оказание услуг 50 руб. наличными денежными средствами.

Реквизиты «наименование пользователя», «ИНН пользователя», «адрес сайта ФНС», «адрес расчетов», «место расчетов» ранее были переданы ОФД в составе отчета о регистрации. ККТ не перерегистрировалась. При осуществлении расчета кассовый чек был выдан на бумажном носителе (адрес электронной почты не предоставлен клиентом до момента расчета).

Формирование кассового чека при продаже товара осуществляется в соответствии с методическими указаниями по формированию фискальных документов, доведенными до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС от 03.07.2018 № ЕД-4-20/12718@.

Банковские платежные агенты. Из агентов в конкуренты?

Алия Юсупова, руководитель Комитета по правовым вопросам Ассоциации «Финансовые инновации», ведущий эксперт Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО и ведущая нашей рубрики «Законодательство», рассматривает предпосылки и перспективы создания в России института самостоятельных небанковских поставщиков платежных услуг, просматривающиеся из анализа «Стратегии развития национальной платежной системы на 2022–2023 годы».

Банковские платежные агенты. Из агентов в конкуренты?

Текущая конструкция российского платежного законодательства позволяет осуществлять отдельные банковские операции без лицензии кредитной организации. Сейчас эти операции могут выполнять банковские платежные агенты (БПА). Список операций, доступных БПА, содержится в статье 14 Федерального закона «О национальной платежной системе».

На сегодняшний день у БПА нет специальной правоспособности, то есть они не могут действовать от своего имени и самостоятельно отвечать перед регулятором — ​все операции производятся от имени банка и на основании его лицензии. Таким образом, у банков возникают риски взаимодействия со структурой, которая может оказаться недобросовестным партнером. Именно поэтому они осуществляют предусмотренный регулятором контроль деятельности банковских платежных агентов.

Читайте также:
Переработка на Крайнем Севере

Очевидно, что реализация таких контрольных мероприятий требует выделения специального ресурса. С одной стороны, такой контроль банков за действиями БПА обеспечивает безопасность операций, совершаемых БПА, с другой — ​он тормозит развитие отрасли.

Дело в том, что БПА, как правило, представляют собой высокотехнологичные компании, однако в текущей парадигме они не могут целиком раскрыть свой потенциал, так как за их деятельность отвечают банки, по понятным причинам отнюдь не стремящиеся хоть в ­какой-то мере рисковать своей лицензией.

Кроме того, наличие или отсутствие БПА не снижает напряжения на рынке банковских услуг, ведь самостоятельным субъектом конкуренции БПА не являются.

Действия БПА от имени и по правилам банков, заключение договоров на определенных банками условиях лишают платежный бизнес соответствующих преимуществ от сотрудничества с более гибкими и продвинутыми структурами финтеха.

Таким образом, развитие платежной отрасли в направлении расширения института БПА не только не решает ее текущие проблемы, связанные с отсутствием развитой конкуренции, но и усугубляет их, усиливая зарегулированность финтеха по банковским правилам и сводя на нет все преимущества взаимодействия банков с такого рода компаниями.

В этой связи оправданной представляется позиция Банка России, включившего в «Стратегию развития национальной платежной системы на 2022‑2023 годы» задачу по созданию института самостоятельных небанковских поставщиков платежных услуг.

Согласно данному документу, Банком России будут определены критерии и процедуры допуска таких организаций на рынок, порядок их деятельности, системы сбора информации и проведения риск-ориентированного надзора за их функционированием.

Таким образом, небанковские организации, выполняющие сегодня функции БПА, будут выведены за периметр банковской системы и станут самостоятельным объектом регулирования со стороны Банка России. И следовательно, они смогут сами нести предусмотренную для них законом ответственность, в том числе перед регулятором, и вступать во взаимодействие с банками в качестве равноправного партнера.

Это, без сомнений, изменит правила партнерства банков и иных поставщиков платежных услуг, снизив риски на стороне кредитных организаций. Новые правила смогут не только количественно (новые клиенты, расширение каналов обслуживания), но и качественно улучшить платежный бизнес, привнеся в него новые технологии и гибкие решения, что, вероятно, окажет позитивное влияние как на банковские технологии, так и на дальнейшее развитие банковской системы в целом.

Итак, ждем соответствующих изменений в законодательство в рамках реализации заявленных ЦБ планов развития института небанковских поставщиков платежных услуг!

Читайте также:
Образец заявления в комиссию по трудовым спорам

В чем суть проблемы

«Несмотря на практическую идентичность услуги, оказываемой потребителю, от выбора той или иной модели регулирования зависит ряд существенных факторов, таких как налогообложение, последовательность и прозрачность операций, экономика участников», — отмечают авторы предложения в QIWI, добавляя, что за деятельностью БПА установлен гораздо более жесткий контроль со стороны банков, с которыми они сотрудничают. Такая ситуация делает «банковскую модель» для участников рынка менее привлекательной, чем «модель платежных агентов». «Это создает нездоровую конкурентную среду на платежном рынке и приводит кредитные организации к необходимости поиска компромисса между снижением контроля и ростом лицензионного риска», — отмечают в QIWI, работающей в настоящее время по обеим моделям.

Фото:Роман Пименов / ТАСС

Кроме того, как показывает практический опыт, существующее положение способствует большому объему злоупотреблений со стороны участников рынка и препятствует окончательному выводу отрасли из серой зоны, несмотря на принятые меры в отношении контроля деятельности платежных агентов (введение законодательных требований о сдаче выручки на специальные банковские счета, обязательное применение контрольно-кассовой техники (ККТ) и прочее), добавили в компании.

В проекте стратегии развития НПС, которая еще не принята, в качестве одной из задач ЦБ назвал установку прямого надзора за деятельностью платежных агентов.

Агентская схема работы: что нужно знать

Агентская схема подходит тем, кто работает с клиентами от имени других организаций. В схеме участвуют две стороны: агенты и принципалы (поставщики).

Поставщик договаривается с человеком или компанией (агентом), чтобы тот помог продать его товар или услугу. Агент работает напрямую с клиентами и реализует товары и услуги поставщиков, берет на себя организацию, переговоры и расчет с клиентами. Для расчетов с физическими лицами агенту нужна онлайн-касса.

По закону касса должна передавать признак агента, который характеризует вашу сферу деятельности. Всего есть семь признаков: платежный агент, платежный субагент, банковский платежный агент, банковский платежный субагент, комиссионер, поверенный и агент.

Компания или ИП, но не кредитная организация, которая принимает платежи и рассчитывается с физлицами за товары, работы или услуги. Например, прием оплаты за мобильный телефон.

Компания или ИП, которая на основе договора с кредитной организацией предоставляет банковские услуги, принимает и выплачивает деньги физлицам.

Организация, которая исполняет обязанности банковского платежного агента по его поручению. Банковский платежный субагент выполняет те же операций, что и банковский платежный агент.

Торговый посредник, который продает и покупает товары от своего имени, но за счет поручителя за оговоренное вознаграждение или комиссию.

В этой статье мы подробнее расскажем как работать на МодульКассе комиссионерам, поверенным и страховым агентам.

Комиссионер и поверенный — это посредники между поставщиком и покупателем.

Комиссионер продает товары или услуги от разных поставщиков и берет за это комиссионное вознаграждение. Поставщик просит комиссионера продать его товары, которые по каким-то причинам он сам не может реализовать. Между ними заключается договор, в котором прописаны все нюансы работы, в том числе размер комиссионного вознаграждения и способы выплаты.

Читайте также:
Безвозмездное получение основных средств проводки

Поверенный работает от имени и за счет доверителя. Принцип работы схож с комиссионером. Но услуги поверенных используют лишь при продаже некоторых специфических товаров, например, ценных бумаг или недвижимость.

Комиссионер и поверенный полностью берет на себя организацию продажи, переговоры с покупателями и оформление сделки купли-продажи. Для этого им необходимо иметь онлайн-кассу. Но здесь есть свои нюансы.

Кассу нужно поставить на учет в налоговой с признаком агента — комиссионер или поверенный. Если вы уже зарегистрировали кассу без признака агента, перерегистрируйте ее.

Комиссионер и поверенный может работать с несколькими поставщиками и оформлять сделки на одной кассе.

Для этого нужно заранее завести базу поставщиков в личном кабинете МодульКассы в разделе «Контрагенты»:

Помимо данных поставщика, комиссионеру и поверенному необходимо правильно передавать в налоговую два признака для товаров:

НДС товара. В карточке товара укажите НДС поставщика этого товара, а не свой. Заранее узнайте эту информацию у поставщиков.

Систему налогообложения. Товары от поставщиков и собственные агенты продают по своей СНО. Даже если ставки у владельца товара и продавца отличаются.

С 1 июля 2019 года страховые компании должны выдавать чек клиентам в момент продажи. Чек может быть бумажный или электронный. Он должен содержать фискальные признаки: дату, время продажи, имя продавца, ссылку на сайт налоговой и др. Это требование закона.

Но в выдаче чеков есть свои нюансы.

Существует три типа страховых агентов и не все они должны использовать онлайн-кассу. Разбираемся, кто должен работать на кассе, а кто нет.

Если сотрудники работают непосредственно в офисе, можно использовать одну кассу и переводить через неё страховые взносы и выплаты. Чеки выдают на месте совершения сделки и сразу, вместе с договором добровольного страхования.

Агенты в таком случае являются просто операторами-кассирами, которые вносят деньги в кассу, заключают договор и вносят страхователя в базу.

Агенты вне штата заключают договора и принимают деньги от клиентов. Но при этом не регистрируют сделки на кассе и не выдают чеки. Вместо этого они приносят договора и деньги в офис, а уже компания-страховщик на своих кассах фискализирует по реестру страховок и отправляет электронные чеки клиентам.

Кроме агентов физлиц есть еще агенты-компании. Они отличаются формой собственности, системами налогообложения и могут не подчиняться страховой компании, у которой покупают страховки. По похожей логике работают туристические агентства, которые покупают путевки у туроператоров.

Читайте также:
Скачать акт передачи материалов подрядчику образец

Агенты-организации обязаны выдавать клиентам бумажные чеки в момент продажи с указанием поставщика страховой услуги, закупать собственные кассы, регистрировать их на свое имя и обслуживать аппараты за собственный счет. Вот полный список требований к компаниям-агентам:

— Закупать оборудование самостоятельно. Количество касс зависит от количества сотрудников, полевых агентов и объема продаж.

— Регистрировать кассы на свое имя. Так как у каждой компании на балансе будут кассы, логично, что и регистрировать в налоговой нужно на кассы свою компанию.

— Указывать признак агента во время регистрации для каждой кассы. Это требование закона. Признак агента помогает разобраться налоговой, кто поставщик услуг, а кто — продавец.

— Агенты обязаны выдавать бумажные чеки в момент продажи страхователям.

Полномочия и последовательность действий работы агента

К полномочиям относится:

  • работа с приемом платежей клиента;
  • выдача денежных средств физ. лицам по средствам банкоматов и терминалов;
  • предоставление клиентам возможности перевода денежных средств путем безналичного расчета с использованием эл. средств оплаты.

Последовательность действий в работе следующая:

  1. Составляется и подписывается договор с агентом и оператором.
  2. Для возможности проведения расчетов, заводится спец. счет в банке.
  3. Полученные наличные средства сначала собираются и перевозятся между организациями, после чего – оказываются на счетах.
  4. Перечисление банком денежных средств поставщику услуг и агенту.

Платежные и банковские агенты отличаются лишь тем, что у последних гораздо обширнее функционал.

Дополнительные направления в работе

Рассмотрим другие направления в деятельности платежного агента. Денежные средства принимаются агентами исключительно в пользу 3-их лиц, без права предоставления иных услуг. Если спектр оказываемых ими услуг шире, это говорит о том, что они не имеют никакого отношения к платежным агентам.

Как и в каком порядке выплачивается агентское вознаграждение, как отразить такое вознаграждение в балансе – читайте в этой статье.

Агентам данная рабочая деятельность приносит невысокий доход. С целью его увеличения посредники осуществляют регистрацию энного количества юр. лиц и с помощью них предоставляют в аренду терминалы.

Курьерские копании тоже не имеют никакого отношения к платежным агентам. Они производят доставку товара и прием денежных средств от заказчиков в счет оплаты. Идентично можно охарактеризовать и тур. фирмы.

Ранее Федеральная налоговая служба предъявляла им штрафы за несоблюдение закона о платежных агентах. Причина этому – перевод средств тур. агентами оператору, за оказанные услуги.

Банковский агент как участник платежной системы.

Последние, были вынуждены по средствам обращения в суд, оспаривать решение Федеральной налоговой службы, объясняя это следующими фактами:

  1. Тур. агентства осуществляют подпор и бронь оптимального клиенту тура. За что собственно и получают часть прибыли.
  2. Работа осуществляется, только при наличии подписанного с оператором договора. В данных документах нет реквизитов спец. счета, с помощью которого агентами проводятся необходимые операции.
Читайте также:
Споры со страховыми компаниями, судебная практика

Приведенные выше факты нарушают Федеральный Закон.

Возможные риски

Есть в данной сфере свои недостатки и риск. Например, деятельности имеющей отношение к переводам средств при помощи терминалов для оплаты, свойственны риски вовлечения организации по кредитованию в процесс отмывания прибыли, полученной незаконным путем.

Так же этим способом возможно оказание финансовой поддержки терроризма. Это главные отрицательные моменты, связанные с эксплуатацией платёжных терминалов.

Рассмотрим фактор, способствующий снижению данного риска. Речь идет о наложенном законодательством лимите на разовую операцию в рамках не более 15 000руб., без установления личности плательщика. Законно провести операцию с крупной денежной суммой при помощи платежного терминала довольно проблематично. Так как придётся вручную производить большое количество перечисление с вашего счета денежных средств.

Риски отмывания прибыли и финансовой поддержки терроризма терминалов, которые находятся в собственности и обслуживаются кредитной организацией оцениваются как допустимые.

На порядок существеннее риск агентских операций, где банк, выступающий инициатором заключения договора лишен возможности полного контроля терминальных аппаратов.

Следовательно, зачисление денежных средств мимо терминала из стороннего источника гораздо выше. Реализация данных рисков возможна двумя способами:

  • обналиченные денежные средства передаются третьему лицу, тем самым нарушая закон;
  • операции, которые производит агент совершаются без участия реального клиента-плательщика. Это умышленно фиктивные операции.

Концепция деятельности банковского платежного агента должна полностью соответствовать прописанным в законодательстве требованиям. Организациям, находящимся в сотрудничестве с посредниками необходимо иметь спец. счет, чтобы прием поступающих средств происходил исключительно через данный транзит.

Как осуществляется учет денежных средств у платежного агента вы можете посмотреть тут:

Платежная компания QIWI предложила ЦБ усилить контроль за деятельностью платежных агентов, которые принимают наличные платежи от населения, либо вовсе упразднить их как институт и применить единый подход ко всем участникам рынка, выступающим посредниками при приеме платежей. Банк России поддержал это предложение, говорится в сводном документе предложений участников платежного рынка (есть у РБК) для «регуляторной гильотины» ЦБ. Подлинность документа подтвердили три источника на платежном рынке.

Информация о чеках и счетах банковского платежного агента

Факт получения денежных средств должен иметь подтверждение в виде выданного чека. Он должен содержать следующие реквизиты:

  1. Обозначение вида письменного документа, т.е. наименование.
  2. Суммарное количество полученных средств.
  3. Наименование платежа.
  4. Плата за услуги посредникам.
  5. Данные о дате, времени и местонахождении при получении средств.
  6. порядковый номер чека.
  7. ИНН и местонахождения агента
  8. контактный телефон агента.

При установлении ограничения средств в кассе посредники не должны брать в учет денежные средства, предусмотренные для передачи третьим лицам. По этой причине агенты по платежам ведут 2 кассовые книжки: 1-ая для фиксации своих средств, 2-ая – для всех остальных.

Ссылка на основную публикацию