Ставка НДС вырастет до 20% с 1 января 2022 года!

Налогообложение НДС услуг по перевозкам вызывает немало вопросов. Они в основном связаны с тем, что для применения ставки НДС 0% нужны определенные условия.

Применение ставки НДС в переходный период в 2022 году

С 2022 года увеличилась ставка НДС с 18 до 20% и в связи с этим у компании стали возникать вопросы о том, как применять ставку налога в переходный период. Порядок изменения ставки предусматривается законом 303-ФЗ, согласно которого новая ставка должна применяется к товарам, отгружаемым с 1 января 2022 года. В статье рассмотрим как осуществляется применение ставки НДС в переходный период.

Если договоры были заключены до 2022 года, то ставка НДС будет действовать в размере 18%, а если товары реализуются в 2022 году по длительным договорам, заключенным до 2022 года, то ставка будет действовать уже в размере 20%. При этом вносить изменения в договор, либо заключать дополнительные соглашения не потребуется. Это связано с тем, что продавец уже по новой ставке (20%) предъявляется покупателю НДС вместе с ценой товара. При этом стороны могут уточнять порядок осуществления расчетов и размеры оплаты. Для большей наглядности приведем разъяснения по переходному периоду при различных ситуациях в таблице:

СитуацияПорядок действий
в 2018 годув 2022 году
Продукция приобретена в 2018 году, а реализована в 2022 годуК вычету входной НДС идет по ставке 18%Начисляется НДС по ставке 20%
Продукция отгружена в 2018 году, а деньги за нее перечислены только в 2022 годуНДС по ставке 18%НДС по ставке 20% только по тем товарам, которые были отгружены в 2022 году. Корректировке налог не подлежит.
Оплата за продукцию поступила в 2018 году (в размере 100%), а отгружена продукция только в 2022 годуНДС с предоплаты рассчитывается как 18/118Начисляется НДС по ставке 20%, а налог с аванса к вычету применяется по ставке 18/118. Разница указывается в дополнительном соглашении.
Частичная предоплата за продукцию поступила в 2018 году, отгружена продукция и окончательная оплата поступила в 2022 годуНДС с предоплаты рассчитывается как 18/118Начисляется НДС по ставке 20%, а налог с предоплаты к вычету применяется по ставке 18/118. Разница указывается в дополнительном соглашении.
Предоплата по Госконтракту перечислена в 2018 году, а исполнен контракт только в 2022 годуНДС с предоплаты рассчитывается как 18/118Налог с аванса к вычету применяется по ставке 18/118, все изменения необходимо согласовать в контракте.

Налоговые ставки НДС в России в 2019-2020 годах

Величинам налоговой ставки НДС посвящена ст. 164 НК РФ. В этой статье обозначены существующие ставки налога: 0, 10 и 20%.

Напомним, ставка НДС 20% введена в действие с 01.01.2019. В 2018 году действовала ставка — 18%. Подробности см. здесь.

Кроме того, в определенных случаях (п. 4 ст. 164 НК РФ) ставка НДС должна быть выделена из общей суммы расчетным путем. Применение каждой ставки НДС регламентировано отдельными пунктами с большим количеством подпунктов.

Помощником в освоении указанной статьи станет этот материал.

На 2018 год величина применяемых ставок по НДС сохранена в тех же значениях, что и в 2017 году. Однако ставка 0% при экспорте стала необязательной для применения.

Читайте также:
Адресный листок прибытия: образец заполнения бланка

Начиная с 01.01.2019 основная ставка НДС повысилась на 2%, с 18% до 20%.

Страховые взносы

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЯ

ПОЯСНЕНИЕ

НОРМА НК РФ/АКТ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  • основной вид деятельности – предоставление продуктов питания и напитков. По ОКВЭД это класс 56. То есть в ЕГРЮЛ или ЕГРИП первые две цифры кода ОКВЭД – 56. ИФНС будет проверять ОКВЭД основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений в Реестр МСП;
  • среднесписочная численность работников – более 250 человек, но не превысила 1500 человек за предшествующий календарный год;
  • страхователь соответствует условиям, при которых он освобождается от уплаты НДС по правилам подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ. В частности, сумма доходов не должна превышать 2 млрд руб., удельный вес доходов от услуг общепита в общей сумме доходов – не менее 70%.

Изменениям подверглись титульный лист, раздел 1 и приложения к нему.

  • по взносам на ОПС – 1 565 000 руб.;
  • на ВНиМ – 1 032 000 руб.

Максимум – 275 560 руб. за год.

Реализация племенных рыб — освобождение от НДС 2022

С 1 января 2022 года реализация племенных рыб, эмбрионов, молоди, полученных от племенных рыб, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, не облагается НДС. Такие изменения внесены в пп.35 п.3 ст.149 НК РФ.

Перечень «необлагаемых племенных животных» утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2016 г. N 1069 и с 1 января 2022 года он будет применяться в обновленной редакции в соответствии с Постановлением Правительства России от 1 декабря 2021 г. N 2167.

Напомним, что освобождение от НДС, предусмотренное данной нормой возможно только при наличии у налогоплательщика племенного свидетельства, выданного в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 1995 года N 123-ФЗ «О племенном животноводстве».

Повышение НДС в 2018 году

Несмотря на регулярное изменение налогового законодательства, базовые правила расчета и оплаты НДС долгое время оставались неизменными. Главные новости 2018 года, связанные с НДС, пришлись на июнь, когда Правительство РФ приступило к реализации указов Президента о привлечении дополнительных средств в бюджет. Одним из законопроектов, разработанных властями, стало повышение НДС в 2018 году. Вступление в силу этой поправки возможно только при соблюдении следующих условий:

  • утверждение законопроекта в Государственной думе РФ – на данный момент прошло только первое чтение, на котором депутаты одобрили изменение ставки НДС в 2018 году;
  • после прохождения трех чтений в ГД РФ, закон будет направлен для одобрения в Совет Федерации РФ;
  • если законодатели оставят в силе первоначальные положения проекта, последнее слово останется за Президентом РФ – только после подписания им закона в окончательной редакции поправки приобретут юридическую силу.

Поднятие НДС в 2018 году не означает, что новые базовые ставки сразу вступят в силу. Изменения в законодательстве, связанные с повышением налога, будут действовать только со следующего календарного года, т.е. с января 2019 года.

Иных кардинальных изменений в правилах работы с НДС в 2018 году закон не предусматривает. Однако ряд нововведений вступил в силу с начала года и существенно повлиял на исполнение налоговых обязательств отечественными и иностранными компаниями. Выделим наиболее важные новшества, с которыми столкнулись предприятия в 2018 году:

  • расширен перечень плательщиков НДС – например, в этот список включены компании, чья деятельность связана со сбытом цветных и черных металлов, а также приобретатели этой продукции;
  • отдельные категории лиц получили освобождение от налога, например, посредники при денежных переводах внутри страны;
  • отдельные виды операций были освобождены от начисления НДС – лизинговые сделки с отдельными видами медоборудования и техники, работы и услуги по обновлению госрезерва, передача имущественных активов в пределах свободных экономических зон и т.д.
Читайте также:
Благоприятные дни для стрижек декабрь 2022

Незначительно изменился и порядок льготного налогообложения. Для внутренних авиаперевозчиков была продлена сниженная ставка в 10%, а для полетов в Калининград применяется нулевое обложение НДС. Ставка 0% расширена на отдельные операции, связанные с реэкспортом продукции, прошедшей таможенное декларирование.

Новые правила по НДС в 2018 году касаются порядка уплаты налога и представления отчетности в налоговую службу:

  • декларацию и сопроводительные документы можно направить только в электронном виде. Нарушение этого правила повлечет назначение штрафных санкций;
  • сумма начисленного НДС теперь перечисляется напрямую в бюджет, что существенно облегчает контроль за операциями для фискальных органов;
  • для компаний, у которых только отдельные операции облагаются налогом, введена обязанность раздельного учета – это правило действует даже в случае, если объем необлагаемых операций незначителен.

Размер НДС на 2018 год не менялся и останется прежним до завершения календарного периода. Базовой ставкой является 18%, а для социально значимых товаров и услуг она понижена до 10%. Для ряда внешнеэкономических сделок, связанных с перемещением товаров через границу, применяется нулевая ставка.

Внести изменения в размеры налоговых ставок можно в любой момент, однако вступят в силу они только с начала следующего календарного года. Это касается и запланированного повышения ставки НДС в 2018 году.

Если изменения нормативных актов влекут улучшение условий налогообложения, законодатель может ввести их в действие, не дожидаясь следующего календарного года. Однако для НДС такое правило практически не применимо, так как налог является одним из основных источников пополнения бюджета.

Последствия увеличения базовой ставки НДС

Хотя ставка НДС в 2018 году осталась на прежнем уровне, предстоящее повышение налога уже связано с инфляционными ожиданиями. НДС является ценообразующим фактором, так как закладывается в стоимость продукции, работ или услуг. Даже незначительное увеличение процентной ставки влечет следующие последствия:

  • увеличение оптовых и розничных цен на все виды продукции, так как конечный потребитель получает товар после совершения цепочек сделки, где каждый участник вынужден увеличивать стоимость;
  • увеличение поступлений в бюджет – согласно заключению Минфина РФ, подготовленному одновременно с законопроектом, только в 2019 году бюджет дополнительно получит более 600 млрд руб.;
  • при сохранении вычетов и льготных ставок на прежнем уровне повышение НДС приведет к увеличению сумм возмещения из бюджета, особенно для участников внешнеэкономических сделок;
  • Правительство РФ анонсировало сокращение или полную отмену большинства инвестиционных проектов – их действие будет возобновлено только после оценки всех последствий от увеличения ставки налога.

Даже новости об утверждении законопроекта по НДС с 1 июля 2018 существенно повысили инфляционные ожидания граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Прогнозные показатели Минфина РФ на вторую половину года предусматривают резкое увеличение спроса на товары длительного использования, что автоматически влечет к повышению инфляции.

Государство планирует направить дополнительные поступления от НДС по следующим направлениям:

  • реализация социальных проектов – медицина, здравоохранение, образование и т.д. (дополнительным стимулом будет продление ставки 10% на социально значимые товары и услуги);
  • модернизация транспортной инфраструктуры – ремонт и строительство дорог, аэропортов, иных объектов;
  • повышение эффективности свободных экономических зон – для предприятий в СЭЗ сохраняется упрощенный или льготный порядок налогообложения и отчетности.
Читайте также:
Имеет ли копия завещания юридическую силу?

Пока ставка НДС на 2018 год сохранила прежние показатели, компании имеют возможность работать по длящимся сделкам. Это позволит отнести часть расходов на налогообложение в отчетность 2018 года, т.е. с применением старого порядка исчисления.

Изменения в налоге на имущество организаций

Новая форма декларации. Её нужно применять с отчётности за 2021 год.

Введены единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей. С 2022 года все организации должны платить налог не позднее 1 марта, а авансовые платежи — в течение месяца после отчётного периода. Раньше срок устанавливали региональные власти.

Отменена обязанность включать в декларацию сведения об объектах, облагаемых по кадастровой стоимости. Правило действует начиная с налогового периода 2022 года. Если у организации есть только такие объекты, сдавать декларацию не нужно.

Введён порядок предоставления льгот по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости. Раньше льготы заявлялись в декларации по налогу на имущество. Но так как обязанность указывать такие объекты в декларации отменили, начиная с налогового периода 2022 года налогоплательщикам нужно будет направлять заявление на предоставление льготы. Без такого заявления льготу будут предоставлять на основе сведений, имеющихся у налоговой инспекции.

Определён порядок расчёта налога по уничтоженному (погибшему) имуществу. C 2022 налог на такое имущество не рассчитывается с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения. Для этого нужно представить в ИФНС заявление .

Другие изменения:

  • изменения в перечне объектов, облагаемых по кадастровой стоимости власти субъекта Российской Федерации должны размещать в интернете в пятидневный срок ( п. 79 ст. 2 Федерального закона № 305-ФЗ от 2 июля 2021 );
  • утверждён порядок расчёта налога по объектам общей долевой собственности, облагаемым по кадастровой стоимости ( пп. «б» п. 79 ст. 2 Федерального закона № 305-ФЗ от 2 июля 2021 );
  • имущество, переданное в аренду, в том числе по договору лизинга, облагается налогом на имущество у арендодателя (лизингодателя) ( п. 49 ст. 1, п. 3 ст. 3 Федерального закона № 382-ФЗ от 29 ноября 2021 ).

По-вашему, повышение налогов — это хорошо?

Если кто-то вам говорит, что повышение налога — это хорошо или плохо, скорее всего, он хочет вами манипулировать. Налоги и бюджет в большой многонациональной России — это очень сложно. Проще сказать так: что бы ты ни делал, все равно будет плохо.

Повышение любых налогов — это неприятно для всех. Но отмена программ господдержки, субсидий или маткапитала — тоже неприятно. Уменьшение финансирования важных проектов — неприятно. Увеличение налоговой нагрузки на какую-то конкретную категорию населения — неприятно для этой категории.

Поэтому ответ такой: повышение НДС — это неприятно.

НК-2022: изменения в части НДС

С 1 января 2022 г. вступают в силу изменения в НК. Рассмотрим основные изменения и дополнения, внесенные в порядок исчисления НДС Законом от 31.12.2021 N 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон N 141-З).

1. Изменения в части НДС для организаций на УСН и ИП

Читайте также:
Сотрудник хочет взять отпуск только на два дня

С 1 января 2022 г.:

— увеличен до 500000 руб. критерий выручки в целях признания ИП на ОСН плательщиками НДС (в 2021 г. такой критерий составляет 465255 руб.) (подп. 1.1 ст. 113 НК-2022);

— индивидуальным предпринимателям (ИП) предоставлена возможность аннулировать ранее принятое решение об уплате НДС в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, указанным в ранее представленном уведомлении о принятом решении об уплате НДС (для ИП, госрегистрация которых осуществлена в текущем году, — не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем его госрегистрации) (ч. 3 подп. 1.3 ст. 113 НК-2022);

— исключены нормы об исчислении НДС для ИП и организаций на УСН в связи с отменой режима налогообложения УСН с уплатой НДС (ст. 140 НК-2022).

2. Изменения в объектах обложения НДС

Из числа оборотов, не признаваемых объектами обложения НДС, исключена выдача контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров (подп. 2.29 ст. 115 НК-2022).

Расширен перечень операций, не признаваемых реализацией товаров, работ (услуг), имущественных прав. К таким операциям с 2022 г. относится безвозмездная передача вклада в имущество хозяйственного общества, не приводящая к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и к изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, производимая участником хозяйственного общества в соответствии с Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (подп. 2.7.4 ст. 31 НК-2022).

3. Изменения в порядке определения места реализации для цели НДС

Скорректировано понятие работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, для цели определения места их оказания. Так, работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются в том числе с целью физического изменения или изменения имущественных прав на объект недвижимости. Кроме того, состав таких работ, услуг пополнился (подп. 1.1 ст. 117 НК-2022):

— услугами по управлению недвижимым имуществом, за исключением управления инвестиционным недвижимым имуществом;

— посредническими услугами при продаже или при сдаче в аренду (пользование) недвижимого имущества, а также при создании или передаче имущественных прав на недвижимое имущество, кроме посреднических услуг при предоставлении мест для временного проживания (в гостиницах и др.);

— юридическими услугами, связанными с передачей (оформлением) права собственности на недвижимое имущество, его регистрацией, установлением или передачей имущественных прав на недвижимое имущество (кроме юридических услуг, которые заключаются в консультировании по исполнению договора о передаче недвижимого имущества или прав на него, его регистрации).

Установлено, что к услугам, место оказания которых определяется по местонахождению покупателя, относятся услуги по проведению (организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов (абз. 18 ч. 3 подп. 1.4 ст. 117 НК-2022).

В перечень услуг, место реализации которых определяется по месту нахождения исполнителя, добавлены услуги, оказываемые (приобретаемые) в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами (абз. 4 ч. 2 подп. 1.6 ст. 117 НК-2022).

Определено, что для цели определения места оказания услуг по месту их фактического оказания услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (абз. 4 п. 3 ст. 117 НК-2022).

Читайте также:
Приказ о назначении главного бухгалтера

С 1 июля 2022 г. вступят в силу нормы НК-2022, которые:

— установят порядок определения места реализации товаров при электронной дистанционной продаже товаров. Местом реализации товаров будет признаваться территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров (независимо от ее вида) при электронной дистанционной продаже товаров покупателю Республики Беларусь товары находятся в Республике Беларусь (п. 59 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона N 141-З);

— закрепят, что к услугам в электронной форме будут приравниваться телекоммуникационные услуги (за исключением услуг телевизионного и звукового вещания и услуг в электронной форме, определенных в п. 4 ст. 117 НК-2022) и услуги телевизионного и звукового вещания (абз. 13 — 16 п. 60 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона N 141-З).

4. Изменения в части освобождения от НДС

Скорректирован состав оборотов, освобождаемых от НДС.

В него добавлены:

— обороты по реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, работ (услуг), оказываемых белорусским организациям и белорусским ИП в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами (подп. 1.10.4 ст. 118 НК-2022);

— обороты по реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, услуг по участию (организации участия) белорусских организаций и ИП в конференциях, форумах, саммитах, симпозиумах, конгрессах, проводимых в дистанционной форме с осуществлением или без осуществления обучения (подп. 1.10.5 ст. 118 НК-2022);

— работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на технологической основе кинематографии государственными организациями кинематографии организациям и ИП на производстве фильмов (подп. 1.53 ст. 118 НК-2022).

Из числа оборотов, освобождаемых от НДС, исключены обороты по реализации товаров собственного производства продавцом — налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли-продажи с лизингодателем — налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа (подп. 1.44 ст. 118 НК-2022).

5. Изменения в определении момента фактической реализации (МФР)

Изложен в новой редакции п. 7 ст. 121 НК-2022 о порядке определения дня выполнения строительных работ. Уточнено, что днем выполнения работ считается последний день месяца их выполнения при подписании принимающей стороной актов выполненных работ за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным. Также закреплено, что 10-е число не переносится, если приходится на выходной день (ч. 1 п. 7 ст. 121 НК-2022).

Установлено, что НДС не исчисляется с суммы аванса, предоплаты, перечисленных нерезиденту за предстоящее приобретение товаров, работ, услуг на территории Республики Беларусь, если реализация не состоялась, нерезидент вернул аванс (предоплату) до срока представления налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором было перечисление ему денежных средств (ч. 4 п. 29 ст. 121 НК-2022).

6. Изменения в ставках НДС

Закреплено, что основанием для применения ставки НДС 10% в отношении лекарственных препаратов, прошедших все стадии технологического процесса, за исключением процессов фасовки и (или) упаковки, является заключение Минздрава на ввоз таких лекарственных препаратов на территорию Республики Беларусь, подтверждающее их предназначение для выполнения стадий технологического процесса: фасовки и (или) упаковки (ч. 2 ст. 122 НК-2022).

Читайте также:
Обжаловать наложенный штраф или взыскание в Омске

Скорректирован перечень товаров, при ввозе и реализации которых применяется ставка НДС 10% (в части хлеба, хлебобулочных изделий и детского питания) (подп. 2.2 ст. 122 НК-2022, приложение 26 к НК-2022). Позиции в части детского питания перенесены в приложение 26 к НК-2022 из Указа от 22.07.2021 N 285.

Справочно
Не позднее 1 февраля 2022 г. подлежат приведению в соответствие с НК-2022 цены (в части включения в них НДС по ставке 20% вместо 10%) на остатки продовольственных товаров, классифицируемых кодами 1905 90 600 0 — 1905 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, которые (п. 17 ст. 7 Закона N 141-З):
— числятся в учете по розничным (продажным) ценам и для целей реализации находятся в торговых объектах (объектах общественного питания);
— перемещаются для целей реализации с 1 января 2022 г. в пределах одного учетного номера плательщика в торговые объекты (объекты общественного питания).
С 1 января 2022 г. и до приведения цен в соответствие с положениями НК-2022, но не позднее 1 февраля 2022 г., ставка 20% в отношении указанных остатков товаров не применяется.

Закреплено, что в качестве клиента при оказании транспортно-экспедиционных услуг могут выступать иные лица, имеющие право распоряжаться грузом и заключившие с экспедитором договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов (п. 2 ст. 126 НК-2022). Правка закрепляет применяемый на практике подход, изложенный в письме МНС от 25.02.2021 N 2-1-9/Ба-00252.

7. Изменения в части корректировок НДС

Расширен перечень случаев, при которых корректируется налоговая база НДС. Так, с 2022 г. плательщики смогут уменьшить налоговую базу на суммы отмененных санкций за нарушение покупателями условий договоров при заключении мирового соглашения, соглашения о примирении и др., если ранее на такие суммы налоговая база была увеличена. Определено, что корректировки в части уменьшения налоговой базы вносятся в декларацию по НДС за (п. 9 ст. 129 НК-2022):

— отчетный период, на который приходится отмена (полностью или частично) сумм санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров, если иное не установлено в ч. 3 п. 9 ст. 129 НК-2022;

— прошлый налоговый период, в котором на отмененные (полностью или частично) суммы санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров налоговая база была увеличена в соответствии с подп. 4.2, ч. 2 п. 39 ст. 120 НК-2022 — если отмена (полностью или частично) сумм санкций приходится на текущий налоговый период, по итогам которого либо сумма требуемого уменьшения налоговой базы может превышать сумму налоговой базы за этот текущий налоговый период, либо возможная для уменьшения налоговая база за этот текущий налоговый период отсутствует.

8. Изменения в части налоговых вычетов

Внесена редакционная правка в положения подп. 24.15 ст. 133 НК-2022 о восстановлении вычетов при порче, утрате товаров. Так, уточнено, что вычеты не восстанавливаются в случае утраты товара при его хранении, транспортировке и (или) реализации в пределах норм естественной убыли (потерь, боя), установленных законодательством, а при их отсутствии — в пределах норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным.

Читайте также:
Льготы на дрова пенсионерам в 2022 году

Установлено, что для целей распределения вычетов по НДС удельным весом в общую сумму оборотов не включаются обороты по возмещению, облагаемые плательщиком в соответствии с подп. 9.3 и 9.4 ст. 122 НК-2022, в отношении которых в соответствии с абз. 3 п. 12 ст. 134 НК-2022 суммы НДС подлежат распределению методом раздельного учета.

9. Изменения в части возврата превышения вычетов НДС

Установлен срок для возврата превышения вычетов НДС в случае направления плательщику уведомления по результатам последующего этапа камеральной проверки в соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 73 НК-2022 (подп. 5-1 ст. 137 НК-2022). Так, возврат НДС будет осуществляться не ранее срока, установленного п. 5 ст. 137 НК-2022, и не позднее пяти рабочих дней со дня:

— получения от плательщика дополнительных документов, информации и (или) пояснений, в том числе о внесении соответствующих исправлений в документы, либо декларации по НДС с внесенными изменениями и (или) дополнениями, которые приняты налоговым органом в обоснование установленных в ходе последующего этапа камеральной проверки обстоятельств;

— составления акта камеральной проверки в соответствии с ч. 4 п. 8 ст. 73 НК-2022 в сумме, которая признана обоснованно предъявленной плательщиком к возврату.

Определено, что зачет суммы превышения вычетов НДС в порядке, установленном ст. 137 НК-2022, может быть произведен в счет уплаты установленных НК авансовых платежей при наличии объекта налогообложения по соответствующему налогу (сбору), пошлине, в том числе у иного лица.

10. Изменения в части «ввозного» НДС

Пункт 1 ст. 139 НК-2022 дополнен положениями о том, что «ввозной» НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС не взимается налоговыми органами при помещении таких товаров под:

— таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада;

— таможенную процедуру реимпорта при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Корректировка закрепляет положения, заложенные в п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и в п. 1, 4 ст. 235 ТмК ЕАЭС.

11. Изменения по НДС при оказании услуг в электронной форме иностранными организациями (иностранными ИП)

С 1 июля 2022 г.:

— состав плательщиков НДС будет пополнен иностранными ИП: теперь они наравне с иностранными организациями при реализации покупателям Республики Беларусь услуг в электронной форме будут обязаны исчислять и уплачивать НДС в бюджет Республики Беларусь (п. 73 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона N 141-З);

— иностранный посредник в расчетах с белорусским поставщиком услуг, определенных в подп. 1.5 ст. 117 НК-2022, местом реализации которых территория Республики Беларусь не признается, организующий реализацию таких услуг посредством электронной торговой площадки, будет рассматриваться как иностранное лицо, оказывающее услуги в электронной форме, если иное не установлено в ч. 2 и 3 подп. 2.12 ст. 13 НК-2022.

12. Новшество по НДС при электронной дистанционной продаже товаров иностранными организациями (иностранными ИП)

В НК-2022 добавлена новая статья, которая вступит в действие 1 июля 2022 г.: ст. 141-1 «Особенности исчисления и уплаты НДС иностранными организациями (иностранными ИП) при электронной дистанционной продаже товаров». Особенности исчисления и уплаты НДС при электронной дистанционной продаже товаров иностранными организациями (иностранными ИП), во многом соответствуют особенностям исчисления и уплаты НДС иностранными организациями (иностранными ИП) при оказании услуг в электронной форме (п. 74 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона N 141-З). Из отличий отметим:

Читайте также:
Штрафы за невыплату зарплаты будут увеличены

— покупателями наряду с физлицами будут также (при соблюдении установленных критериев) юрлица;

— исчисление НДС по ставкам 10% и 20%;

— право плательщиков на налоговый вычет по НДС при соблюдении условий (наличие договора и (или) расчетного документа с выделением суммы НДС и указанием УНП плательщика — иностранной организации (иностранного ИП), документов на перечисление платы за товар (включая сумму НДС) иностранной организации (иностранному ИП), а также создание ЭСЧФ, содержащего признак «Дистанционная продажа товара»).

13. Изменения по возврату (возмещению) сумм НДС диппредставительствам и консульским учреждениям иностранных государств

В список оборотов, по которым диппредставительствам и консульским учреждениям иностранных государств производится возврат (возмещение) сумм НДС, включены обороты по предоставлению на территории Республики Беларусь объекта аренды (п. 1, ч. 1 п. 4 ст. 142 НК-2022).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Рекомендуем посетить:
аудиториум «Бухгалтеру: все об НДС»

Продление моратория на плановые проверки МСП

До конца 2022 год различные органы и ведомства не смогут проводить проверки в отношении субъектов МСП. Это правило не распространяется на компании, которые:

  • занимаются опасным видом деятельности – вопрос о категории риска решают проверяющие ведомства;
  • в течение 3 последних лет грубо нарушали КоАП РФ, либо приостанавливали деятельность из-за наложенных санкций;
  • работают по лицензии, если цель визита инспекторов – проверка соблюдения условий этой лицензии.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Читайте также:
Как вернуть переплаченные деньги за отопление?

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

Результатом выбора неподходящих системы и объекта налогообложения, небрежного отношения к проверке партнеров и построению договорных отношений станет необоснованная налоговая нагрузка, которая сделает бизнес убыточным и даже может уничтожить его

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).
Читайте также:
Адресный листок прибытия: образец заполнения бланка

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

К сведению! Для освобождения от НДС услуг общественного питания с 2024 года нужно будет выполнить еще одно условие — размер выплат и иных вознаграждений по данным РСВ должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации (по ОКВЭД 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Дея­тель­ность гостиниц и предприятий общественного питания»), в налоговые органы которого пред­став­ля­ют­ся указанные расчеты по итогам предшествующего года или за 10 месяцев предшествующего года, если нет информации за год (п. 18 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 305-ФЗ). Т.е. освобождение от НДС смогут применять организации об­ще­ствен­но­го питания с «приличной» «белой» зарплатой.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Ссылка на основную публикацию