9 видов государственных кадастров

Кадастровый учет упорядочивает сведения о недвижимом имуществе как имеющем особый правовой статус, а также делает их общедоступными, что позволяет избежать случаев злоупотребления правом.

Что такое кадастр и каковы его функции

В общераспространенном значении кадастр — это перечень чего-либо. Как правило, указанный термин применяется в словосочетании «кадастр недвижимости» и означает систематизированный реестр объектов имущества, содержащий информацию об их правовом статусе. Легальное определение кадастра в законе не закреплено, но в Федеральном законе от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» п. 4 ст. 1 раскрыто понятие «кадастровая деятельность» — осуществление работ в отношении объектов недвижимого имущества согласно требованиям закона, на основании которых подготавливаются документы, имеющие необходимые для учета сведения.

В РФ существует государственный кадастр недвижимости, в который включаются данные об объектах недвижимого имущества, о границах субъектов государства, о границах РФ, об особых земельных зонах и т. д. Он был создан для систематизации и контроля прав с недвижимостью как особым видом имущества. В статье подробнее рассмотрим, что это такое (кадастр), каковы его функции, виды и как организован кадастровый учет.

Виды государственных кадастров

Государственный земельный кадастр – содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земли.

Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий.

– Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (статьи 30 и 32 Закона РФ “О недрах”);

– Государственный лесной кадастр (ст. 69 Лесного кодекса РФ);

– Государственный водный кадастр (ст. 79 Водного кодекса РФ);

– Государственный кадастр объектов животного мира (ст. 14 Закона “О животном мире”);

– Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ст. 4 Закона “Об особо охраняемых природных территориях”);

б). Кадастры территорий:

Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов (Временное положение о порядке формирования территориальных кадастров природных ресурсов и объектов утверждено приказом Минприроды России 17.08.95).

в.) Красная книга Российской Федерации –является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Красная книга Российской Федерации ведется Министерством природных ресурсов России и его территориальными органами во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой лесного хозяйства России и их территориальными (бассейновыми) органами. Российской академией наук, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ведение Красной книги Российской Федерации включает:

сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;

– организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;

– создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;

– занесение в установленном порядке в Красную книгу Российской Федерации (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира;

– подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги Российской Федерации;

– подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

– выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

– выдачу разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Основанием для занесения в Красную книгу Российской Федерации или изменения категории статуса того или иного объекта животного или растительного мира служат данные об опасном сокращении его численности и (или) ареала, о неблагоприятных изменениях условий существования этого объекта или другие данные, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению.

Читайте также:
Оформление визы для поездки в Вильнюс

Основанием для исключения из Красной книги Российской Федерации или изменения категории статуса того или иного объекта животного или растительного мира служат данные о восстановлении его численности и (или) ареала, о положительных изменениях условий его существования или другие данные, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению, а также в случае его безвозвратной потери (вымирания).

г.) Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ– способ государственной регистрации этих веществ. Ведется по единой для России системе и включает в себя информацию о назначении, номенклатуре, производстве и применении этих веществ, о свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде.

Государственной регистрации подлежат потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории Российской Федерации и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и быту.

Государственная регистрация осуществляется на основе токсиколого-гигиенических и эколого-токсикологических исследований, гигиенической регламентации, гигиенических и экологических нормативов в отношении безопасности веществ для здоровья человека и природных ресурсов Российской Федерации в отношении безопасности веществ для окружающей среды, а также с учетом мер индивидуальной и коллективной зашиты здоровья человека и окружающей среды при производстве и применении (использовании) потенциально опасных химических и биологических веществ.

д). Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ – официальный документ, содержащий информацию о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и т. п., предназначенную для государственных органов управления и населения, служащий основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в России.

Ежегодный Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды состоит из трех частей:

• часть I. Качество природной среды и состояние природных ресурсов;

• часть II. Воздействие народного хозяйства на окружающую среду;

• часть III. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.

УТВЕРЖДЕН
приказом
Минэкономразвития России
от 4 февраля 2010 года N 42

Порядок
ведения государственного кадастра недвижимости

(с изменениями на 20 января 2016 года)

I. Общие положения

1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”(далее – Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – особые экономические зоны), о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о проектах межевания территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее – кадастровые сведения), иных предусмотренных Законом о кадастре сведений и состоит из содержащих такие сведения разделов:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2014 года приказом Минэкономразвития России от 12 марта 2014 года N 121; в редакции, введенной в действие с 6 октября 2015 года приказом Минэкономразвития России от 16 июня 2015 года N 376; в редакции, введенной в действие с 9 января 2016 года приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 года N 878. – См. предыдущую редакцию)

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.4017; 2008, N 30, ст.3597, ст.3616; 2009, N 1, ст.19; N 19, ст.2283; N 29, ст.3582; N 52, ст.6410, ст.6419.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст.3127; 2006, N 23, ст.2383; N 52, ст.5498; 2007, N 45, ст.5417; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 52, ст.6416; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4563, 4590; N 45, ст.6335; N 49, ст.7043, 7070; N 50, ст.7351; 2012, N 53, ст.7643; 2013, N 9, ст.873; N 30, ст.4064; 2014, N 26, ст.3377; 2015, N 1, ст.52; N 27, ст.3975; N 29, ст.4339.

Читайте также:
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

1) реестра объектов недвижимости;

2) кадастровых дел;

3) кадастровых карт.

Ведение ГКН осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы ГКН (АИС ГКН).

2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее – Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах.

4. При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:

1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) постановка на государственный кадастровый учет (далее – кадастровый учет) объекта недвижимости;

3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки);

4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;

5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее – порядок информационного взаимодействия);

6) исправление технических ошибок в кадастровых сведениях;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2014 года приказом Минэкономразвития России от 12 марта 2014 года N 121. – См. предыдущую редакцию)

7) аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости), носящих временный характер;

8) изменение сведений ГКН о земельном участке при исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении границ земельного участка в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре.

II. Структура и состав кадастровых сведений Реестра объектов недвижимости

5. Реестр объектов недвижимости состоит из:

1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее – Реестры);

2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее – формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.

Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являвшихся составной частью Единого государственного реестра земель.

6. Кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по следующим записям:

об объектах недвижимости, расположенных на территории кадастрового округа;

о прохождении Государственной границы Российской Федерации;

о границах между субъектами Российской Федерации;

о границах муниципальных образований;

о границах населенных пунктов;

об особых экономических зонах;

о поверхностных водных объектах;

Абзацы седьмой – десятый предыдущей редакции с 9 января 2016 года считаются соответственно абзацами девятым – двенадцатым настоящей редакции – приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 года N 878.

о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – территории объектов культурного наследия);

о проекте межевания территории;

о кадастровом делении территории кадастрового округа;

о картографической и геодезической основах кадастра.

7. Формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.

Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращается с 1 марта 2008 года.

Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в Реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.

8. Запись об объекте недвижимости в Реестре имеет следующую структуру:

1) общие сведения об объекте недвижимости в объеме, предусмотренном пунктами 63, 73, 76, 79 и 82 Порядка;

Читайте также:
Как отключить ПИН-код на Андроид-устройстве

2) сведения о местоположении границы объекта недвижимости (для земельного участка) либо сведения о местоположении объекта недвижимости (для здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и помещения) в объеме, предусмотренном пунктами 64, 74, 74.1, 77, 77.1, 80, 80.1 и 83 Порядка;

3) адрес правообладателя, адрес электронной почты правообладателя, по которым осуществляется связь с правообладателем объекта недвижимости;

3.1) адрес объекта недвижимости в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании сведений, представленных оператором федеральной информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра.

Сноска 2 предыдущей редакции с 9 января 2016 года считается сноской 3 настоящей редакции – приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 года N 878.

Что такое кадастровый паспорт — для «своих»

При совершении сделок с участками земли необходимо собрать большой пакет документов. Главным из которых будет — кадастровый паспорт. Что представляет из себя этот документ и как его получить — сейчас расскажем.

Можно ли обойтись без кадастрового паспорта?

Обойтись невозможно. Это такой документ, который нужен для любой сделки с землей:

  • купля-продажа;
  • дарение;
  • получение наследства;
  • строительство.

Любые операции с землей требуют того, чтобы земельный участок был внесен в кадастровый учет. Что кадастровый паспорт и подтверждает. Это такой достаточно обширный документ, который состоит из нескольких частей. Содержит описательную часть, в которой прописываются:

  • назначение земли;
  • существующие обременения;
  • площадь земли;
  • разрешенное использование;
  • план земельного участка;
  • кадастровая стоимость.

То есть, указывается вся информация, которая существует в кадастровом учете.

Если оформлен кадастровый план нужно ли получать еще и кадастровый паспорт?

Кадастровый паспорт получать можно. Это не обязательно делать если человек просто владеет земельным участком и не собирается производить с ним никакие сделки. По существу кадастровый план обозначает то же, что и кадастровый паспорт.

Он обозначает, что наш земельный участок уже находится на кадастровом учете. Поэтому до совершения сделок с землей получение паспорта не обязательно. А если человек планирует совершать какие-либо сделки с землей, то кадастровый паспорт лучше получить. Это не будет сложно при наличии кадастрового плана.

На наш взгляд получение кадастрового паспорта не обязательно, потому что на сегодняшний день объединены функции в органах, которые осуществляют регистрацию прав на недвижимое имущество.

Они же осуществляют и кадастровый учет. Поэтому функции там все объединены и самого факта того, что земельный участок уже имеет кадастровый номер и учтен, будет достаточно для того, чтобы совершить сделку с недвижимостью.

Какие документы необходимы для оформления кадастрового паспорта?

Это зависит от того, учтен ли этот земельный участок в кадастровом учете. Мы имеем 2 совершенно разных механизма получения этого паспорта.

  • Если не учтен в кадастровом учете . Это довольно сложная ситуация, которая достаточно затратна по деньгам и занимает много времени. Почему? Потому что гражданин, который хочет внести свой участок в кадастровый учет, должен:
    • определить его на местности;
    • провести межевание;
    • провести согласование границ с соседями;
    • получить схему земельного участка по отношению к кадастровому градостроительному плану всей местности.

И только после этого он может произвести кадастровый учет. При этом межевание, которое производят геодезисты, это достаточно затратная процедура (от 20.000 руб.) и занимает больше 2-х месяцев. Срок зависит от того, сколько геодезических компаний работает в конкретном населенном пункте.

Все остальные действия, которые мы совершаем с административными органами, также занимают от 20-ти до 30-ти дней, поэтому процедура получения такого кадастрового паспорта растягивается на несколько месяцев.

  • Если земельный участок внесен в кадастр. В этом случае человек просто обращается за получением кадастрового паспорта. При этом предоставляет:
    • правоустанавливающие документы на землю;
    • план местности и план-схему, как его участок расположен на данном кадастровом плане.

Последнее также выполняется специализированными организациями. После этого человек просто получает кадастровый паспорт. Это не сложно.

На сегодняшний день, в основном, все земельные участки уже учтены. Единственное, в чем возникают проблемы, это в том, что старые участки, которые формировались когда-то, очень часто не совпадают и пересекаются с другими земельными участками, которые уже внесены в кадастровый учет.

Читайте также:
Расчет доли участника общества при УСН

В связи с этим возникает достаточно много судебных споров, потому что сложно определить границы земельного участка. Особенно в старых населенных пунктах.

С самим получением кадастрового паспорта нет никаких проблем. Нужно просто собрать необходимый пакет документов и обратиться в Росреестр за его получением.

На сегодняшний день существуют электронные ресурсы и можно заказать кадастровый паспорт электронным способом. Поэтому, при наличии определенных границ земельного участка и межевого дела получение нового кадастрового паспорта совсем несложная процедура.

Что такое кадастровый паспорт - для «своих»

Муниципальный уровень кадастра

В системе формирования ГКН муниципалитеты являются важнейшим звеном. На их долю, помимо регистрации земель и недвижимости в муниципальной собственности, приходится основной костяк практических работ по обслуживанию жителей, проведению деления и межевания территорий, оценке участков и объектов, а также подготовке отчетов для региональных (областного, республиканского) отделов Росреестра.

В ведении муниципалитетов находятся:

  • инвентаризация участков и недвижимости населенных пунктов, входящих в муниципалитет;
  • оценка объектов, при этом используется средний уровень кадастровой стоимости, установленной на уровне субъекта РФ;
  • присвоение земельным участкам и недвижимым объектам уникальных идентификаторов, определение их качественных характеристик;
  • проведение землеустроительных работ;
  • обслуживание населения и предоставление сведений по запросам от органов государственной власти;
  • составление карт и планов территорий, пополнение и ведение базы данных кадастровых сведений.

Данные проверяются и обновляются ежегодно.

Основные практически работы по формированию единого реестра осуществляются именно на уровне муниципальных образований. Федеральные исполнительные органы, а также исполнительные органы субъектов РФ строят свою деятельность на основе ежегодных отчетов от подразделений на местах.

Кадастровые процедуры – инструкция по применению!

Кадастровый учет – это внесение сведений об объектах недвижимого имущества в информационный реестр, называемый государственным кадастром недвижимости. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества на территории Пермского края осуществляется филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю (далее – Кадастровая палата).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, а также с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее 221-ФЗ).

Без постановки недвижимого имущества (включая земельные участки) на кадастровый учет правообладатель не сможет получить документы, подтверждающие государственную регистрацию прав.

Таким образом, для того чтобы быть полноценным собственником (в отношении создаваемой или образуемой) недвижимости, либо иметь возможность беспрепятственно распоряжаться ей по своей воле требуется поставить такой объект на кадастровый учет.

Учет изменений объекта недвижимости – кадастровая процедура, которая проводится в случае изменения уникальных характеристик объекта недвижимости или других сведений о нем.

Кто имеет право постановки объектов недвижимости

на кадастровый учет

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Если с заявлением обращается представитель собственника или заявителя, необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность или доверенность в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса или усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего доверенность, либо в форме электронного образа бумажного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса или усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего этот документ. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников;

(подробно указано в ст. 20, 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»)

– Представитель собственника (с представлением нотариально удостоверенной доверенности или доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса или усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего доверенность, либо в форме электронного образа бумажного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса или усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего этот документ) на основании нотариально удостоверенной доверенности;

– Иное лицо в случаях, установленных законодательством

Кто имеет право снять с кадастрового учета объект недвижимости

Читайте также:
Переделать дачный дом в жилой

Снять с учета здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства могут собственники таких объектов недвижимости, а также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.

Как подать документы на кадастровый учет

– В офисы Кадастровой палаты, список офисов по адресу http://www.fgu59.ru/priem4.aspx;

– Офисы многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг МФЦ (удостоверьтесь, что МФЦ предоставляет данную услугу) список офисов МФЦ по адресу http://mfc-perm.ru/filialy-mfts/deystvuyushchie/;

– На сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги» (https://rosreestr.ru/site/);

– Отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением (Почта России) с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

Какие документы необходимы

При постановке на учет объекта недвижимости:
– Документ, удостоверяющий личность заявителя;

– Заявление о постановке на государственный кадастровый учет;

– Межевой план (если объект – земельный участок)

– Технический план (если объект – здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства).

При внесении изменений в кадастровые сведения:

– Документ, удостоверяющий личность заявителя;

– Заявление об учете изменений характеристик объекта недвижимого имущества, поставленного на государственный кадастровый учет;

– Межевой план земельного участка или технический план здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства;

– Документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на объект недвижимости (оригинал или нотариально заверенная копия). Если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости, представлять документ не требуется;

– Документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка, если имел место спор о границах земельного участка (оригинал или нотариально заверенная копия).

При снятии с кадастрового учета
– Документ, удостоверяющий личность заявителя;

– Заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости;

– Документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на объект недвижимости или земельный участок, на котором располагался объект недвижимости (оригинал или нотариально заверенная копия). Если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости, представлять документ не требуется;

ВНИМАНИЕ!
Точный перечень документов по каждому случаю можно узнать в ст.22 221-ФЗ, на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/site/), по Единому справочному телефону Росреестра (8 800 100 34 34), у специалистов в офисе приема.

Сроки предоставления услуг и стоимость услуг

(подробно указано в ст.17, 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»)

Срок постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, учета изменений характеристик объекта, снятия с государственного кадастрового учета составляет не более 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов органом кадастрового учета.

Постановка на государственный кадастровый учет, снятие с учета и внесение изменений в государственный кадастр недвижимости осуществляются без взимания платы с заявителя.

Завершение и получение документации

Кадастровый паспорт или кадастровая выписка выдаются в соответствии с указанным способом получения документов в заявлении:

– лично заявителю (его представителю);

– направляются почтовым отправлением (Почта России);

– посредством отправления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (В том случае, если заявление подано посредством сайта Росреестра).

Статья 8. Кадастр недвижимости

1. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

2. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 – 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Читайте также:
Предложены новые критерии классификации объектов НВОС

3. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);

2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее – исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее – образованный объект недвижимости);

6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение;

7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;

8) кадастровые номера иных объектов недвижимости, в границах которых или в которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, если объектом недвижимости является помещение или машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса либо предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса либо если объект недвижимости и (или) право на него (в том числе право аренды) входят в состав предприятия как имущественного комплекса;

9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место;

10) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение;

11) степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах;

12) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

13) проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

14) количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения);

15) номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место;

16) утратил силу. – Федеральный закон от 30.04.2022 N 120-ФЗ;

17) материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;

18) год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается;

19) сведения о том, что помещение в соответствии с предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности документами, в том числе с проектной документацией, предназначено для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (далее – помещение вспомогательного использования) или такое помещение относится к общему имуществу в многоквартирном доме, если объектом недвижимости является помещение;

Читайте также:
Штрафы за невыплату зарплаты будут увеличены

20) фамилия, имя и при наличии отчество каждого кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, уникальный реестровый номер в реестре саморегулируемой организации кадастровых инженеров и наименование данной организации, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования каждого кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, дата завершения кадастровых работ;

21) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;

22) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, и (или) кадастровые номера объектов недвижимости, права на которые (в том числе право аренды) входят в состав предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс и в его состав входят объекты недвижимости и (или) права на них;

23) вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме;

24) сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

25) кадастровый номер образованного объекта недвижимости – в отношении исходного объекта недвижимости;

26) кадастровые номера расположенных в границах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

27) номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

5. В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества:

1) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

2) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;

3) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования), помещения;

5) сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута;

6) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств;

7) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны;

8) сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к сохранению, содержанию и использованию указанных объектов, требования к обеспечению доступа к таким объектам, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях или об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо об отказе включить их в данный реестр, с указанием требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях;

9) назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж), если объектом недвижимости является здание;

10) назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение;

11) наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования;

12) назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение;

13) назначение единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;

14) назначение предприятия как имущественного комплекса (основной вид деятельности, осуществляемый собственником с использованием данного предприятия, либо (при наличии) коммерческое обозначение, используемое собственником предприятия для индивидуализации предприятия), если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс;

Читайте также:
Как вернуть айфон в магазин в течение 14 дней?

15) сведения о результатах проведения федерального государственного земельного контроля (надзора);

16) сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;

17) сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования;

18) сведения о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, или сведения о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо о договоре указанного собственника земельного участка с органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок;

19) условный номер земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы;

20) сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков в предусмотренном частью 5 статьи 43 настоящего Федерального закона случае;

21) адрес объекта недвижимости (при его наличии);

22) сведения о том, что земельный участок или земельные участки образованы на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

23) сведения о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведения об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” на распоряжение таким земельным участком;

24) сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”), если такой земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование в соответствии с указанным Федеральным законом. Орган регистрации прав вносит эти сведения в Единый государственный реестр недвижимости без дополнительного заявления одновременно с государственной регистрацией договора безвозмездного пользования земельным участком, заключенного в соответствии с указанным Федеральным законом. Эти сведения сохраняются при государственной регистрации возникновения, перехода прав на такой земельный участок, государственной регистрации сделок с таким земельным участком. Эти сведения исключаются из Единого государственного реестра недвижимости одновременно с государственной регистрацией прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком по основаниям, предусмотренным статьей 9 Федерального закона “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

Читайте также:
Что делать после получения ВНЖ

25) сведения об указанных в документе, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 настоящего Федерального закона, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона, в случае, если правоустанавливающие документы на данный объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и указанные права не были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Определение кадастра

Кадастр представляет собой документ в форме списка или реестра, Обозначен в виде карты, на которой перечислены земельные участки и объекты.

Чтобы понять сущность кадастра, необходимо рассмотреть исторические факты. Во времена правления Римского императора Августа сформировалось определение понятия. Далее терминология не развивалась, только в начале семнадцатого века Дж. Мариони, взяв за основу римский кадастр, разработал документацию на основании научной методологии. Кадастровая документация была представлена ситуационными картами для каждого сельского поселения. На чертежном столике он нарисовал карту, на которой выделил местонахождение каждой сельской общины, вид грунтового покрытия. На основании чертежа и дохода поселения исчислялся налог. В середине семнадцатого века кадастровый документ введен в работу. Европейские страны использовали его для разработки государственной кадастровой документации.

В десятом веке в России, чтобы обосновать сборы налогов на землю и оценить земельные владения, был введен кадастр, носивший название Сошное письмо. Картографические характеристики о списке земельных объектов вносились в описание: писцевую, смотровую, межевую, дозорную книги. Источником заполнения служили работы натурного и землемерного типа.

Восемнадцатый век ознаменовался расширением полномочий для владельцев земли и усиление прав собственности посредством усовершенствования кадастрового учета земли.

В середине семнадцатого века образовалась комиссия, занимающаяся государственным межеванием земли. История развития и утверждения кадастра раскрывает сущность термина.

Фото 2

Кадастр представляет из себя перечень, в котором упорядочены и систематизированы сведения. Например, государственный кадастр – единая база данных, составленная на основании действующих законов, представленная сводом данных об экономических показателях, систематизированных по признакам.

Постановления Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 24.11.2016 № 1240 «Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы»

Постановление Правительства РФ от 26.10.2019 № 1377 “Об утверждении Регламента информационного взаимодействия федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и федерального фонда пространственных данных” (Установлен порядок информационного взаимодействия федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и федерального фонда пространственных данных)

Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 № 1755 “Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах”

Постановление Правительства РФ от 10.02.2022 № 118 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1532»

История возникновения кадастра и кадастровых работ в России

Во времена, когда земли ценились по вложенному в них труду, размежевание земель на отдельные владения решался без споров. Незанятых территорий было столько, что все желающие могли пользоваться ими в любом количестве.

В то время для размежевания на Руси использовали специальные «межевые» знаки – валуны и камни. Дробились участки бороздами, обозначавшими их пределы. В последствии эти борозды стали называться – меж. Возникает потребность в межевании еще юридически, для приобретения законности и восстановления прав, при их нарушении.

Основанием для зарождения земельного кадастра стало татаро-монгольское иго. Качество и количество земель, принадлежащих жителям, учитывалось при сборе дани, иными словами проводился кадастровый учет. Землю распределяли по угодьям и выделяли по ее свойствам и качеству на «добрую», «среднюю» и «худую».

Читайте также:
Ставка НДС вырастет до 20% с 1 января 2022 года!

Межевание на Руси стали проводить с появлением первых поместий. Основной причиной частых переписей земель стала их раздача за службу.

Работы по межеванию становятся более обширными к середине XVIII в., Возникает цель защиты прав землевладельцев, путем утверждения Комиссии о государственном межевании земель. Во время царствования Ивана Грозного описанию подлежали практически все земли России.

Позже поместная система была уничтожена политикой Петра I. В результате чего, учет земель и их оценка теряют свое значение, но взамен повышается точность полевых измерений, основанная на применении геодезических инструментов и геометрии.

В 1754 году было впервые начато Генеральное межевание. Его цель — учета земель, а так же, при несоответствии документов, лишение прав владения и изъятия земель. В этот период начинают оформляться документы не только на земли, но и на городские дворы. В них содержится информация о территории двора с указанием построек и размером налога в рублях, а так же информацию о владельце. В это же время проводится оценка и опись недвижимого имущества с составлением планов и схем земельных участков.

Следующим этапом для проведения земельных работ в России стала отмена крепостного права в 1861 году. К 1888 году съемочные работы по Генеральному межеванию были закончены. В процессе генерального межевание изучалось хозяйственное состояния страны. По итогам межевания были составлены планы городов и уездов. Один экземпляр плана земельного владения оставался его владельцу, второй передавался на хранение в государственный архив. Результаты этого межевания стали основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права вплоть до Октябрьской революции. После Октябрьской революции 1917 года в России была проведена массовая коллективизация земель. Колхозам были выданы государственные акты на вечное пользование землей.

Понятие «земельный кадастр» появилось в 1969г.

В истории учета земель современной России можно выделить четыре основных периода:

  1. Период, когда процесс учета земель был под управлением министерства сельского хозяйства (1960-1990гг.). Особое внимание уделялось землям, предназначенным для ведения сельского хозяйства.
  2. Кадастр выполняет одновременно функции кадастрового учета и регистрации права. Органы кадастрового учета занимаются приватизацией земель по всей стране. (1992-2001гг.)
  3. Две системы учета (2001-2008гг): государственный земельный кадастр (по земельным участкам) и организации технической инвентаризации (по объектам капитального строительства)
  4. Создание Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), объединяющая три ведомства: Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию (2008г).

В настоящее время для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав на объекты недвижимости требуется обязательное установление границ объектов, для чего проводятся кадастровые работы.

Лицом, имеющим право выполнять кадастровые работы, является кадастровый инженер. Это сравнительно молодая профессия, появившаяся в 2011 году, но тем нее менее важная и значимая. Кадастровый инженер делает все необходимые замеры земли, определяет специфику и статус замеряемого участка и находящегося на нем имущества, а также создает и подготавливает необходимое количество планов и указаний. Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» устанавливаются профессиональные требования к кадастровым инженерам.

Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ведется реестр кадастровых инженеров, который представлен на официальном сайте Росреестра.

Отмечаем, что в ГБУ «Центр кадастровой оценки» также работают высококвалифицированные кадастровые инженеры, которые выполняют все виды кадастровых работ: межевание земельных участков, оформление перепланировок, реконструкций, выделение участков в счет земельных долей, раздел, объединение, перераспределение участков, комплексные кадастровые работы в отношении сложных объектов и многое другое, а так же занимаются подготовкой полного пакета документов для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации недвижимости.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.4017; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 52, ст.6410, ст.6419) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 18, ст.2257; N 19, ст.2344; N 25, ст.3052; N 26, ст.3190; N 38, ст.4500; N 41, ст.4777; N 46, ст.5488),

Ссылка на основную публикацию