Договор аренды лесного участка 2022

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Рослесхоза от 21.04.2009 N МГ-03-54/2471

В соответствии со статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу, предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Учитывая положения статей 71, 81 – 83 Лесного кодекса Российской Федерации, выдача согласий на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами отнесена к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений (за исключением случаев, установленных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

При этом в целях повышения эффективности управления лесами, защиты прав лесопользователей, охраны окружающей среды и соблюдения требований антикоррупционного законодательства при рассмотрении обращений о выдаче указанного согласия Рослесхоз рекомендует учитывать следующее.

1. Порядок выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами должен быть установлен соответствующим правовым актом.

2. Решения о выдаче согласия (отказе в выдаче согласия) целесообразно принимать на заседании комиссии, создаваемой при органе государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном в сфере лесных отношений.

3. К заявлению арендатора о выдаче согласия на совершение сделки с арендованными лесными участками или арендными правами должны быть приложены:

1) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая информацию о регистрации договора аренды лесного участка;

2) копия документа, удостоверяющего личность (для арендаторов – физических лиц);

3) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для арендаторов – юридических лиц);

4) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для арендаторов – индивидуальных предпринимателей);

5) копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе;

6) копия кадастрового паспорта (плана) лесного участка;

7) нотариально заверенные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами (в случае необходимости);

8) документы о лице, с которым арендатор предполагает совершить сделку с арендованным лесным участком или арендными правами (далее – субарендатор), а именно: копию документа, удостоверяющего личность (для субарендаторов – физических лиц); выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для субарендаторов – юридических лиц); выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для субарендаторов – индивидуальных предпринимателей); копию свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе.

4. Согласие на совершение сделки с арендованным лесным участком и арендными правами не выдается в случае, если:

1) арендатором не представлены все необходимые документы;

2) субарендатору в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки;

3) в отношении субарендатора (юридического лица или индивидуального предпринимателя) осуществляется процедура банкротства;

4) субарендатор находится в процессе ликвидации или субарендатором прекращается деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

5) заключенный с арендатором договор аренды не приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации;

6) лесной участок не прошел государственный кадастровый учет;

7) совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами может повлечь нарушения требований устойчивого и рационального лесопользования, а также прав граждан в области охраны окружающей среды;

8) в ходе проверки выполнения арендатором обязанностей по договору аренды и своевременности внесения платежей по договору аренды выявлены существенные или неоднократные нарушения договора аренды.

Читайте также:
Доктрина «разделения властей»

5. Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче согласия на совершение сделки с арендованными лесными участками или арендными правами должен быть закреплен в соответствующем правовом акте.

6. Отказ в выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком и арендными правами не препятствует повторному обращению арендатора за согласием на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами.

7. Согласие на совершение сделки с арендованным лесным участком и арендными правами оформляется на основании решения Комиссии письмом за подписью руководителя соответствующего органа государственной власти (или лица, его заменяющего), в котором указывается:

1) соответствующий лесной участок;

2) арендатор, которому выдается согласие;

4) сделка, на которую выдается согласие;

5) срок действия согласия, который не может составлять менее 30 и более 90 дней.

В случае выдачи согласия на передачу арендатором прав и обязанностей по договору аренды другому лицу к письму также прикладывается проект дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка между арендодателем, арендатором и субарендатором. Изменение каких-либо существенных условий договора аренды лесного участка, в том числе размера арендной платы, вида использования, прав и обязанностей, в дополнительном соглашении не допускается.

8. Договор между арендатором и субарендатором не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.

9. При совершении сделки с арендованным лесным участком или с арендными правами (за исключением передачи арендатором прав и обязанностей по договору аренды другому лицу) ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

10. В случае, если арендатор обратился в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации с заявлением о выдаче согласия на совершение сделки с частью арендованного лесного участка или соответствующими арендными правами, представляется целесообразным рассматривать вопрос о выдаче предварительного согласия на совершение сделки.

При этом в случае выдачи предварительного согласия и после того, как арендатор разделит арендованный лесной участок, проведет кадастровый учет образуемых в результате раздела земельных участков, внесет соответствующие изменения в договор аренды, в установленном порядке зарегистрирует права на образуемые в результате раздела участки, он вправе обратиться за согласием на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами.

В случае наличия предварительного согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами в выдаче согласия на совершение сделки может быть отказано только в случае, если основания для отказа возникли после выдачи предварительного согласия на совершение сделки.

ВС пояснил, когда положения договора аренды лесного участка могут не соответствовать Земельному кодексу

В комментарии «АГ» один из экспертов предположил, что при принятии решения суды нижестоящих инстанций оценили утвержденную форму типового договора и окрестили ее скорее «рекомендацией», чем императивной нормой, что и повлекло за собой ошибочную трактовку норм материального права. Второй отметил, что аналогичные проблемы на практике встречаются довольно редко, однако нельзя сказать, чтобы этот случай был совсем уникальным: недаром ВС указал, что текст договора был основан на типовом договоре, утвержденном правительством.

Верховный Суд РФ вынес Определение № 306-ЭС19-4748, в котором разобрался, может ли договор аренды лесного участка у муниципалитета содержать положения, противоречащие Земельному кодексу.

На основании протокола от 17 марта 2017 г. заседания комиссии по проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, 4 апреля 2017 г. Департамент городского хозяйства администрации Волгограда и ООО «Волжскстрой» заключили договор аренды лесного участка. Договор был заключен сроком на 49 лет с целью использования лесного участка для осуществления рекреационной деятельности без права размещения объектов капитального строительства.

Читайте также:
Оплата проезда во время отпуска в 2022

Из п. 23 договора следует, что арендодатель вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае невнесения арендной платы два и более раза подряд по истечении установленного срока платежа, уведомив об этом арендатора в письменной форме за 30 дней до даты расторжения. Пунктом 24 предусмотрено, что договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении. В случае одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора он считается расторгнутым. Пунктом 25 закреплено право уже арендатора в одностороннем порядке расторгнуть договор, известив об этом арендодателя в письменной форме за 90 дней до предполагаемой даты расторжения, при условии отсутствия недоимки по арендной плате. 4 мая 2017 г. договор был зарегистрирован Росреестром по Волгоградской области.

Посчитав, что в части приведенных пунктов договор аренды нарушает публичные интересы муниципального образования и в этой части является недействительной (ничтожной) сделкой в силу ч. 2 ст. 168 ГК, первый заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в арбитражный суд иском к Департаменту и «Волжскстрой».

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 74.1 Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами. В силу ч. 9 ст. 22 Земельного кодекса досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем 5 лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Прокурор посчитал, что к спорному договору подлежит применению ч. 9 ст. 22 Земельного кодекса и расторжение договора по инициативе как арендодателя, так и арендатора во внесудебном порядке и без установления существенности допущенных нарушений договорных условий противоречит указанной правовой норме и в связи с этим нарушает публичные интересы и права публично-правового образования.

Суды трех инстанций, руководствуясь ст. 422, 450, 619 ГК, ч. 2 ст. 3, ч. 4 ст. 71, п. 1 ст. 74.1 Лесного кодекса, установив, что спорный договор заключен на срок более 5 лет, пришли к выводу, что условия п. 23, 24, 25 договора противоречат п. 9 ст. 22 Земельного кодекса. Они указали, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем 5 лет, допускается по инициативе арендодателя только в судебном порядке при условии существенного нарушения арендатором условий договора, поэтому сделка в части данных условий является недействительной (ничтожной) в силу ст. 168 ГК.

Не согласившись с решением кассации, администрация г. Волгограда обратилась в Верховный Суд. Изучив материалы дела №А12-17382/2018, ВС отметил, что правоотношения сторон в рамках договора аренды лесного участка регулируются ГК, если специальными положениями Лесного кодекса или иного закона, регулирующего лесные отношения, не установлены особенности, в частности прекращения договора аренды. В той части, в которой эти отношения не урегулированы ГК, Лесным кодексом или иным специальным законом, подлежит применению Земельный кодекс.

Суд указал, что согласно ч. 7 ст. 73.1 Лесного кодекса типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса.

Кроме того, он напомнил, что на момент заключения договора такие типовые договоры были утверждены Постановлением Правительства от 21 сентября 2015 г. № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка» (далее – Типовой договор), п. 23 которого предусматривал возможность расторжения договора в одностороннем порядке в случае невнесения арендатором арендной платы два и более раза подряд. Данное правило было сохранено в приказе Министерства природных ресурсов и экологии от 20 декабря 2017 г. № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков». ВС также отметил, что п. 23 и 24 договора воспроизводят соответствующие условия, предусмотренные п. 23 Типового договора, а п. 25 договора – условия п. 25 Типового договора.

Читайте также:
Объекты интеллектуальных прав

Суд также сослался на п. 1 ст. 450.1 ГК, в соответствии с которым предоставленное данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310 ГК) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Верховный Суд посчитал, что из положений Лесного кодекса и Типового договора следует, что оспариваемые условия, предусмотренные договором аренды лесного участка от 4 апреля 2017 г., урегулированы нормами лесного законодательства, имеющими приоритет перед нормами Земельного кодекса, и соответствуют ст. 450.1 ГК.

При таких обстоятельствах, указал ВС, суды необоснованно применили к спорным правоотношениям п. 9 ст. 22 Земельного кодекса, поскольку оснований для признания спорной сделки недействительной (ничтожной) в указанной части по данному основанию не имелось. Высшая инстанция посчитала, что данный вывод соответствует позиции, содержащейся в апелляционном определении ВС от 15 июня 2017 г. № 2-АПГ17-7.

Верховный Суд напомнил, что п. 25 договора закреплено право арендатора на отказ от договора аренды лесного участка при условии надлежащего уведомления арендодателя и отсутствия недоимки по арендной плате. «Признав данное условие противоречащим пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса, суды не учли, что, кроме изложенного выше, приведенная норма ограничивает расторжение договора земельных участков только по инициативе арендодателя, не ограничивая право расторжения договора аренды земельного участка по инициативе арендатора», – указал Суд.

Кроме того, он отметил, что, согласно п. 14 Постановления Пленума ВС от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», при осуществлении стороной права на односторонний отказ от исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны.

В связи с допущенными нарушениями ВС определил отменить решения нижестоящих инстанций, в удовлетворении требований первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора отказать.

В комментарии «АГ» партнер юридической фирмы INTELLECT Александр Латыев усомнился в правильности условия договора, согласно которому арендодатель вправе отказаться от его исполнения при двукратной просрочке внесения арендных платежей. «Дело в том, что подобное нарушение договора действительно предусмотрено ЗК в качестве основания для его расторжения, но в судебном порядке. Если посмотреть на нормы ЗК о договорах аренды (в той редакции, что существовала на момент заключения спорного договора), то мы увидим, что в отношении договоров аренды публичных земель на срок менее года прямо предусматривается возможность изменения этого регулирования договором, а если срок договора аренды больше 5 лет, то оговорка о возможности предусмотреть в договоре иное отсутствует», – пояснил Александр Латыев.

Он указал, что из этого специалисты делали вывод, что для договоров аренды публичных земель на срок более 5 лет законодателем предусмотрены большие гарантии прав арендатора, и даже в случае двойной просрочки им арендных платежей арендодатель может прекратить действие договора только лишь через суд. «То есть суды нижестоящих инстанций правильно оценили направленность правового регулирования и посчитали этот пункт договора противоречащим ЗК. Другое дело, что нормы кодекса здесь явно направлены на защиту арендатора, т.е. частного лица, так что вопрос о том, по какой причине оспаривать это условие стал прокурор, становится еще более актуальным», – подчеркнул эксперт.

Читайте также:
Последствия незаконного увольнения сотрудника

По мнению Александра Латыева, тексты договоров с публичными арендодателями в подавляющем большинстве своем представляют дословное воспроизведение текста закона, какое бы то ни было творчество встречается в них крайне редко, и потому проблемы, подобные рассмотренной в этом деле, также относительно редки. При этом он отметил, что нельзя сказать, чтобы этот случай был совсем уникален: недаром ВС указал, что текст договора был основан на типовом договоре, утвержденном правительством. «Чтобы оставить решения нижестоящих инстанций в силе, видимо, потребовалось бы констатировать незаконность и Постановления Правительства РФ. Вряд ли это входило в планы прокурора, предъявлявшего иск», – резюмировал Александр Латыев.

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин отметил, что не сразу согласился с позицией ВС. Он указал, что крайне важно понимать, что Земельный и Гражданский кодексы хоть и являются наиболее универсальными источниками права для правоотношений с недвижимостью, необходимость применения норм лесного или градостроительного права от этого не уменьшается.

«Суды нижестоящих инстанций упустили самую главную деталь, а именно наличие установленной “формы” договора аренды лесного участка, утвержденной правительством. Следовательно, указанная форма носит характер нормативно-правового акта и обязательна к применению в сфере лесных правоотношений. Таким образом, ошибочное применение норм Земельного и Гражданского кодексов в настоящей ситуации повлекло за собой ошибки, выраженные в неверных судебных актах», – посчитал Никита Семякин.

По его мнению, подобные дела не носят массовый характер, поскольку действующая судебная система зачастую отдает предпочтение принципу «прямого толкования закона», то есть если прямое указание в законе есть – его необходимо применять. При этом Никита Семякин отметил, что наличие утвержденных форм тех или иных документов временами рассматривается в качестве «рекомендательного» характера. Он предположил, что при принятии решения суды нижестоящих инстанций (если поднимался вопрос о существовании утвержденной формы договора аренды лесного участка) оценили утвержденную форму и окрестили ее скорее «рекомендацией», чем императивной нормой, что и повлекло за собой ошибочную трактовку норм материального права.

«Вместе с этим, что касается права на односторонний отказ от исполнения договора аренды, позиция судов (ВС в том числе) остается неизменной: для легитимного одностороннего отказа от исполнения договора необходимо соблюдение ряда условий, а также наличие добросовестности в действиях. Нарушение принципов разумности и добросовестности путем одностороннего отказа влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований (Дело № А40-176481/2018)», – подчеркнул Никита Семякин.

Комментарии к ст. 72 ЛК РФ

См. комментарий к ст. 71 настоящего Кодекса.

Комментируемая статья регламентирует режим арендных отношений лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Аренда в соответствии с Лесным кодексом РФ является одним из видов прав на лесные участки. Однако в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” аренда является ограничением (обременением) права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (ст. 1).

Лесной участок, будучи земельным участком, относится к недвижимому имуществу, все требования по заключению договора аренды, его форме и содержанию должны соответствовать требованиям заключения договоров по недвижимости. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Правительством РФ 24 марта 1998 г. Постановлением N 345 было утверждено Положение об аренде участков лесного фонда. В соответствии со ст. 13 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” до приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу РФ.

Читайте также:
Как отменить обеспечительные меры

В соответствии с Положением “О Федеральном агентстве лесного хозяйства”, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283, данное агентство организует предоставление участков лесного фонда в аренду и заключение соответствующих договоров. Однако в связи с принятием настоящего Лесного кодекса РФ предоставление лесных участков осуществляется не только федеральными органами. Владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, – полномочие органов государственной власти субъектов РФ. Владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, – полномочие органов местного самоуправления. Сами же федеральные полномочия в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, ЛК РФ передает органам государственной власти субъектов РФ.

Пункт 5 ст. 72 настоящего Кодекса устанавливает преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок для арендатора, надлежащим образом исполнившего договор аренды лесного участка по истечении его срока. Однако арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до 10 лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом РФ по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 72 Лесного кодекса РФ (ст. 4 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”).

Аренда лесных участков и продажа лесных насаждений

Информация о продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений размещается в соответствии с требованиями статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков».

Поиск лотов, торги по которым не завершены либо завершены менее 6-ти (с жалобой менее года) месяцев назад*

* Лоты, торги по которым завершены более 6-ти месяцев (с жалобой более года) назад, доступны в разделе Архив торгов

Продление на новый срок

Арендатор лесного хозяйства имеет право заключить соглашение на новый срок при соблюдении следующих условий:

  • заявление было подано не позднее двух месяцев и не ранее трех месяцев до истечения срока предыдущего соглашения;
  • данные арендатора отсутствуют в реестре недобросовестных покупателей и арендаторов лесных насаждений;
  • добросовестное выполнение условий предыдущего договора (отсутствие неоднократных нарушений, в том числе отсутствие просрочки по арендной плате за три оплачиваемых срока подряд);
  • заключение нового соглашения не вступает в противоречие с лесохозяйственным регламентом лесничества;
  • на участке будет осуществляться тот же вид деятельности, что и ранее;
  • есть обстоятельства, предусматривающие возможность заключения соглашения без проведения конкурса (если и предыдущий договор был заключен без торгов).

Внимание! Продление договора на новый срок без проведения торгов возможно, только если соблюдены все указанные выше условия.

Читайте также:
Срок хранения графиков работы

В течение одного месяца уполномоченный для заключения соглашений аренды орган обязан рассмотреть поступившее заявление и принять решение о заключении нового или об отказе в заключении нового договора.

Принятое решение нужно довести до заявителя в письменном виде в течение двух дней после его принятия.

Больше о порядке и основаниях для продления договора аренды земельного участка после истечения срока читайте тут.

Переуступка

Переуступку следует отличать от субаренды. Если во втором случае отдается в пользование лишь некоторая часть объекта при сохранении приоритетного права его использования за первичным арендатором, то при переуступке право аренды отдается третьему лицу полностью и безвозвратно.

Законодательство накладывает на этот процесс одно ограничение – переуступка должна происходить с официального согласия арендодателя, то есть государства.

Государство, в свою очередь, заинтересовано в продолжении целевого и рационального использования лесного участка, поэтому на практике оно тщательно проверяет потенциального арендатора перед тем, как позволить передать ему право пользования.

Случаи оформление договора без аукциона

Не всегда арендный договор заключается на основании конкурса. Муниципальные и государственные объекты лесного хозяйства могут сдаваться без аукциона, если:

  • они необходимы для интенсивной разработки месторождений полезных ископаемых или для геологических мероприятий с целью изучения структуры земли (Пост. Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 161 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ»);
  • на этой территории строятся водохранилища;
  • наделы нужны для ведения охотхозяйства или для пасеки;
  • на участках возводятся электропроводящие линии, трубопроводы и прочие линейные объекты ЖКХ;
  • на земле идет вырубка леса, заготовка древесины и пиломатериалов для указанных выше работ;
  • на запрашиваемой территории стоит какое-либо здание (тогда арендный договор заключается с собственником дома).

Заготовка древесины

Если же аукцион не состоялся по закону (например, на нем присутствовало не более двух человек, остальные решили не являться), то надел может арендовать единственный участник торгов, муниципалитет не может отказать ему в предоставлении объекта на заявленных условиях.

Федеральное лесоустройство в вопросах и ответах

1 января 2022 года вступит в силу новый закон о лесоустройстве, призванный ввести прогрессивную систему планирования лесоучетных работ, повысить качество лесоустройства при справедливой стоимости, а главное снизить среднюю давность лесоустройства (Федеральный закон от 02.07.2022 №304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Закон №304-ФЗ разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.

Активизация работ по лесоустройству позволит при поддержке федерального центра вовлечь в экономический оборот новые участки, повысить инвестиционную активность бизнеса, создать в отрасли новые рабочие места.

На лесоустройство из федерального бюджета в 2022-2024 годах выделено по 2,5 млрд рублей. Объем финансирования и ежегодной площади лесоустройства будут увеличены через различные механизмы господдержки и выделение дополнительных средств. На данный момент финансирование с 2025 года и далее пока не определено.

Для применения Закона №304-ФЗ необходима хорошо разработанная подзаконная нормативная база, поэтому введение некоторых положений заморожено на разные сроки. Например, лесоустройство смогут проводить только организации, имеющие в штате таксаторов, прошедших аттестацию и включенных в специальный реестр. Эта норма начнет работать только с 1 марта 2023 года.

Как будет действовать закон о новых правилах лесоустройства – в разъяснениях Рослесинфорга.

В этом году принято историческое решение – перераспределить полномочия по лесоустройству с регионального на федеральный уровень. Начата работа над одним из важнейших отраслевых документов – лесоустроительной инструкцией.

Читайте также:
Инструктаж по электробезопасности: порядок проведения

Со следующего года лесоустроительные работы на землях лесного фонда в соответствии с федеральным планом будет проводить исключительно подведомственная Рослесхозу лесоучётная организация Рослесинфорг.

Это значит, что с 1 января 2022 лесоустройство больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, соответственно, средства субвенций на данные цели выделяться не будут.

В первую очередь лесоустройство пойдёт в Сибирь. Всё, что осталось за рамками плана, будет актуализироваться в рамках партнерства государства и бизнеса в финансировании лесоучётных работ.

Как будут выполняться работы в этом году?

До конца года изменений не планируется. Работы по лесоустройству выполняются по прежним правилам в соответствии с действующими положениями Лесного кодекса РФ. Положения Закона №304-ФЗ вступят в силу с 1 января 2022 года за исключением некоторых положений.

Порядка 85% контрактов на проведение лесоустройства в 2022 году уже заключены. Государственные и частные лесоустроители начали подготовительные работы. Что изменится при выполнении работ в следующем году?

Работы по лесоустройству будут выполняться в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов и договоров.

Законом предусмотрена специальная норма – к отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов и договоров на выполнение работ по лесоустройству, до истечения срока их действия применяются положения Лесного кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ (статья 4, часть 5).

Это значит, что предмет договора, сроки его исполнения и цена останутся неизменны вплоть до завершения срока его действия в 2022 или в 2023 году. Необходимо продолжать выполнять работы в соответствии с условиями договоров. Результаты лесоустройства будут легитимны.

Когда частные организации должны сдать результаты лесоустройства, выполненные по контрактам, заключенным до 1 января 2022 года? Будут ли легитимны результаты такого лесоустройства?

В отношении государственных контрактов и договоров, заключенных до 1 января 2022 года, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ. Лесоустроительная документация должна быть передана в органы государственной власти субъектов РФ, которые проведут процедуру введения в действие материалов лесоустройства и придадут им легитимный статус.

Срок передачи лесоустроительной документации зависит от срока сдачи работ, установленного условиями государственного контракта или договора. Как правило, сроки обязательств по договорам на лесоустройство не превышают трех лет.

До какого срока можно заключить договор на лесоустройство с частной организацией?

Заключать договоры можно вплоть до 31 декабря 2022 года. За заключение договоров на лесоустройство с частными организациями после этого срока наказание не предусмотрено. Однако результаты таких работ не будут легитимными, а деньги на лесоустройство будут потрачены впустую. Для региональных госорганов это означает неэффективное расходование средств регионального бюджета или средств субвенций федерального бюджета, в зависимости от используемого источника финансирования. При этом допустимо заключение коммерческих договоров с Рослесинфоргом и его филиалами в случае, когда лесные участки или лесничества целиком не попали в федеральный план лесоустройства.

Как формируется федеральный лесоустроительный план?

Порядок формирования плана проведения лесоустройства будет регулироваться Постановлением Правительства РФ, документ находится в высокой степени проработки. Он предполагает двухуровневую систему подготовки плана проведения лесоустройства.

На первом, региональном, уровне госорганы субъектов РФ подготавливают предложения в отношении объектов работ по лесоустройству. Они определяют зоны интенсивности освоения лесов на основании критериев их зонирования, установленных лесоустроительной инструкцией. Среди основных критериев для включения в план лесоустройства обсуждаются следующие:

– сроки давности таксации лесов;

– высокая доходность лесных участков;

– высокий уровень освоения расчетной лесосеки;

– предписания и решения судов и контролирующих органов о необходимости проведения лесоустройства;

Читайте также:
Как продать автомобиль, если он в залоге у банка?

– наличие приоритетных «лесных» инвестиционных проектов.

Обращаем внимание, что перечень критериев не является исчерпывающим и может быть скорректирован.

Данные сведения госорганы субъектов вносят в состав своих лесных планов, которые разрабатываются и утверждаются на 10 лет.

На втором, федеральном, уровне на основании подготовленных субъектами предложений формируется план проведения лесоустройства и определяется объем необходимого финансирования. Среди прочего, в плане прописываются субъекты, лесничества, сроки проведения лесоустройства.

План сформирован, что дальше?

Рослесинфорг проводит лесоустройство в соответствии с утвержденным планом, после чего передает лесоустроительную документацию в Рослесхоз. Далее через Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК, ее создание предусмотрено Законом №3-ФЗ), сведения предаются гласности. Данный механизм начнет действовать с 2023 года.

В результате госорганы субъектов и лесопользователи смогут получать и использовать в своей деятельности актуальную информацию о лесах и лесных ресурсах. Однако не все данные будут в свободном доступе, часть будет доступна только для внутреннего использования. Что именно будет в свободном, а что в ограниченном доступе определят подзаконные акты к 3-ФЗ.

Я арендатор и мои лесные участки включены в федеральный план. Как получить материалы лесоустройства на свой участок? У кого следует заказывать проект освоения лесов?

Мероприятия по лесоустройству в отношении арендованного вами лесного участка будут осуществляться в сроки, определенные планом проведения лесоустройства в течение 10 лет. По результатам выполнения работ лесоустроительная документация будет включена в состав сведений ГЛР в электронном виде. Получить материалы лесоустройства на лесной участок можно в ГЛР.

Разработка проекта освоения лесов остается рыночной услугой. Рослесинфорг – одна из организаций, оказывающих ее.

Я арендатор, но мои лесные участки не попали в федеральный лесоустроительный план. Что мне делать?

Запросить коммерческое предложение в Рослесинфорге и провести лесоустройство за свой счет. Закон №304-ФЗ этого не запрещает – финансирование работ по лесоустройству в части таксации лесов и проектирования мероприятий по сохранению лесов возможно за счет лиц, использующих леса (часть 10 статьи 19 Лесного кодекса РФ в редакции закона №304-ФЗ).

Включение результата таких работ в состав сведений Государственного лесного реестра (ГЛР) предусмотрено порядком его ведения в электронном виде.

У меня уже заключены коммерческие договоры на лесоустройство с Рослесинфоргом, а мои лесничества и участки попали в федеральный план? Такое возможно?

Каждый такой случай рассмотрят в индивидуальном порядке. При любых обстоятельствах к договорным обязательствам, возникшим до 1 января 2022, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу 304-ФЗ. Это значит, что необходимо продолжать выполнять работы в соответствии с условиями договоров.

Кто принимает материалы лесоустройства у Рослесинфорга? Участвует ли субъект в контроле таксации? Как быть в случае несогласия субъекта с материалами таксации Рослесинфорга, выявленными в ходе хозяйственной деятельности?

До конца этого года следует действовать в соответствии с существующими положениями Лесного кодекса РФ, т.к. положения Закона №304-ФЗ вступают в силу с 1 января 2022 года.

В 2022 и 2023 годах в рамках государственных контрактов, заключенных до 1 января 2022 года, субъекты продолжат действовать в соответствии с существующими положениями Лесного кодекса и условиями таких контрактов. А именно принимать у исполнителя материалы лесоустройства и участвовать в контроле качества работ. В случае обнаружения недостатков выполненных работ, они подлежат устранению по гарантии.

В рамках федерального плана проведения лесоустройства результаты работ будет принимать Рослесхоз. Состав комиссии по приемке и экспертизе материалов, а также случаи и порядок внесения изменений в лесоустроительную документацию будут определены обновленной лесоустроительной инструкцией, которая сейчас подготавливается.

Читайте также:
Как заполнить форму «Расчет по страховым взносам»

Как будет вестись приемка работ и ввод лесоустроительной документации в действие?

Вопросы будут регулироваться порядком ведения ГЛР и обновленной лесоустроительной инструкцией.

Изменится ли лесоустроительная инструкция?

В настоящий момент формируется рабочая группа по вопросам исполнения положений Закона №304-ФЗ, а также подготавливается план-график разработки подзаконных нормативных актов. Конструктивные предложения в состав лесоустроительной инструкции будут рассмотрены рабочей группой.

Кто может подготавливать проектную документацию на лесной участок для постановки его на кадастровый учет и предоставления в пользование или аренду?

Проектирование лесных участков необходимо для последующего кадастрового учета и предоставления лесных участков в пользование или аренду.

С 1 января 2022 года подготовкой документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование, будет заниматься исключительно Рослесинфорг. Это означает, что учреждение станет единственным исполнителем работ по подготовке проектной документации лесного участка для последующего предоставления его в пользование (статья 70.1. Лесного кодекса в редакции Закона №304-ФЗ).

Можно ли заказать лесоустройство у Рослесинфорга на землях лесного фонда сверх федерального плана за региональный бюджет? Должен ли субъект при защите бюджета предусмотреть субвенции на лесоустройство в 2022-2023 годах?

Нет. С 1 января 2022 года проведение лесоустройства на землях лесного фонда больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, соответственно, средства субвенций на такие цели выделяться не будут. Направление средств региональных бюджетов на это будет расцениваться как нецелевое использование.

Исключением являются государственные контракты, заключенные до 1 января 2022 года. Для них действуют положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ. Для выделения средств на такие контракты будут проводиться процедуры защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета либо могут быть направлены средства регионального бюджета. Все зависит от условий контракта.

Нужно ли субъектам передавать федеральному центру имеющиеся архивные и действующие материалы лесоустройства? Если да, то кому, в какие сроки и в каком виде?

Созданные до ввода в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системой лесного комплекса (ФГИС ЛК) реестровые дела, лесоустроительная документация, документированная информация Государственного лесного реестра и ЛесЕГАИС хранятся в электронной форме или на бумажном носителе в порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 93.1 Закона №3-ФЗ).

Также прорабатывается вопрос о включении архивной лесоустроительной документации в ведомственный фонд пространственных данных. Его фондодержателем, то есть администратором, выступит Рослесинфорг.

Нужно ли субъектам с 2022 года загружать материалы лесоустройства, выполненного в рамках федерального плана, в ведомственный фонд пространственных данных или это функция Рослесинфорга?

С 2022 года фактически заказчиком лесоустроительных работ будет Рослесхоз, то есть результаты этих работ будут подлежать включению в ведомственный фонд пространственных данных. Вопрос о добавлении архивной лесоустроительной документации в ведомственный фонд пространственных данных прорабатывается.

Кто может проводить лесоустройство в лесах на землях населенных пунктов?

С 1 января 2022 года на землях населённых пунктов выполнять работы по лесоустройству могут муниципальные учреждения, на которые возложена обязанность по выполнению таких работ. Если такие обязанности не возложены, то органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов и мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Кто может проводить лесоустройство в лесах на особо охраняемых природных территориях регионального значения?

С 1 января 2022 года на землях ООПТ выполнять работы по лесоустройству могут государственные учреждения, на которые возложена обязанность по выполнению таких работ, а если такие обязанности не возложены, то органы государственной власти осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Читайте также:
Розничная торговля при осно - особенности продаж

Сколько будет стоить комплексное лесоустройство за один гектар?

На данный момент идет разработка нормативов затрат на проведение лесоустроительных работ.

Мне нужно отвести лесосеку? К кому обращаться?

На данный момент обратиться можно в Рослесинфорг, а также к любым физическим и юридическим лицам, которые выполняют данные работы.

С 1 марта 2023 года работы и оказание услуг по отводу и таксации лесосек будут осуществляться Рослесинфоргом, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими в штате не менее двух работников, прошедших аттестацию на право выполнения работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек и включенных в реестр специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В целях проведения лесосечных работ при заготовке древесины гражданами для собственных нужд, а также мероприятий по сохранению лесов, отвод и таксация лесосек может осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, самостоятельно либо с привлечением третьих лиц.

Когда заработает реестр и как в него попасть?

С 1 марта 2023 года. Квалификационные требования и порядок аттестации специалистов на право выполнения работ и оказания услуг по отводу и таксации лесосек, осуществление мероприятий по лесоустройству, а также порядок ведения реестра специалистов, имеющих право на выполнение данных работ, и перечень включаемых в него сведений на данный момент в стадии разработки.

Полезное видео

Что стоит знать человеку, который хочет взять в аренду лесной участок, вы можете посмотреть в видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

От арендаторов требуют выполнения ряда условий (следить за состоянием почвы и не загрязнять ее, применять меры пожарной безопасности и пр.). Чем серьезней вмешательство в окружающую среду, тем выше требования. От компаний и физлиц также требуют использовать участок строго по назначению (о том, что можно и нельзя делать на таких землях, читайте тут). Они обязаны будут вносить плату в установленное время, а также соблюдать условия лесорубочного билета, лесного билета, если планируют заготавливать древесину.

Практические рекомендации и подводные камни

Договора аренды чаще всего долгосрочные. Прежде чем оформлять соглашение на срок до 49 лет стоит здраво оценить перспективы его использования и коммерческую выгоду. Возможно, имеет смысл заказать оценку участка у профессионалов.

Помните, что субаренда запрещена и избавиться от ненужного лесного надела будет довольно проблематично. В этом случае лучше оформлять аренду на короткий срок, а затем просто пролонгировать договор. Помните, что по закону госорган не вправе отказать арендатору, который не допускал нарушений и просит о продлении аренды.

Всем нашим читателям, которых интересует аренда земель лесного фонда, мы советуем ознакомиться с информацией о том, что относится к таким землям и как осуществляется их правовой режим.

Аренда лесных участков регулируется целым рядом нормативных актов, которые часто меняются. Зачастую для получения права на временное использование необходимо пройти аукцион наравне с другими претендентами. После этого заключается договор аренды максимальный срок, которого может достигать 49 лет.

Ссылка на основную публикацию