Охрана труда как институт трудового права

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду.

Глава 16. Охрана труда § 1. Охрана труда как институт трудового права

В ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме.

Государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать по следующим направлениям: 1) обеспечения приоритетного сохранения жизни и здоровья работников; 2) принятия и реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов об охране труда, а также федеральных, региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда; 3) профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников; 4) государственного управления охраной труда; 5) государственного надзора за соблюдением требований охраны труда; 6) государственной экспертизы условий труда; 7) расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 8) защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) установления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; 10) координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; 11) распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; 12) участия государства в финансировании мероприятий по охране труда; 13) подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда; 14) организации государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, об их материальных последствиях; 15) обеспечения функционирования единой информационной системы, охраны труда; 16) международного сотрудничества в области охраны труда; 17) проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 18) установления порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей.

Перечисленные направления государственной деятельности в сфере труда обеспечиваются путем принятия нормативных правовых актов органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений и коллективных договоров. Реализация этих нормативных правовых актов происходит в конкретных организациях и работодателями – физическими лицами. Контроль за соблюдением содержащихся в указанных актах положений должны осуществлять государственные органы, органы местного самоуправления и представители работников в лице профессиональных союзов в пределах имеющихся у них полномочий.

Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в перечисленных направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий. В связи с чем можно сделать вывод о том, что охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правовая составляющая в системе мероприятий по охране труда должна занимать ведущее место, поскольку создаваемые полномочными органами правила поведения призваны сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Хотя внедрение новых способов защиты жизни и здоровья людей во многом зависит от материального положения работодателей, с которыми они состоят в трудовых отношениях, а также от их желания оградить работников от воздействий вредных и опасных производственных факторов. Поэтому материальное положение и поведение работодателей оказываются на современном этапе общественного развития решающими факторами в области охраны труда. Введение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний привело к тому, что обязанность по выплате возмещения вреда жизни и здоровью работников, который причинен в процессе трудовой деятельности, перешла от работодателей к органам Фонда социального страхования РФ. До принятия и введения в действие нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязанность по возмещению вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, возникала у работодателей. Изменение порядка возмещения данного ущерба привело к тому, что у работодателей поубавилось заинтересованности в сохранении жизни и здоровья работников. Многие современные работодатели вообще склонны к тому, чтобы избежать страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также возмещения пострадавшим вреда. Очевидно, что в силу первого направления государственной деятельности, призванного создавать приоритетные условия для защиты жизни и здоровья работников, пострадавшие не должны нести бремя неблагоприятных последствий за нарушения работодателем действующего законодательства, в частности по оформлению трудовых отношений и уплате страховых взносов по страхованию данного вида. Поэтому бремя неблагоприятных последствий при нарушении работодателем своих обязанностей перед работником и государством должно быть возложено именно на работодателя, который должен выплатить не только страховые взносы за весь период трудовой деятельности работника, но и уплатить соответствующие штрафные санкции и компенсировать работнику моральный вред. Отсутствие у полномочных государственных органов возможности обеспечить выплату работодателем соответствующих сумм по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не должно служить основанием для лишения пострадавших права на получение страхового возмещения. В подобной ситуации бремя неблагоприятных последствий должно быть возложено на государство, органы которого не смогли обеспечить соблюдение работодателем законодательства в области охраны труда. Данное правило вытекает из ст. 2 Конституции РФ, в которой реализация прав граждан, в том числе в сфере охраны труда, вменена в обязанность государственных органов. Следовательно, невыполнение данной обязанности является основанием для возложения ответственности на государство. В связи с чем пострадавший от неправомерных действий работодателя должен при любых обстоятельствах получать страховое возмещение. В свою очередь Фонд социального страхования РФ имеет право потребовать соответствующего возмещения понесенных расходов от государственных органов, которые не обеспечили выполнение работодателем своих обязанностей перед работником и органами Фонда социального страхования РФ.

Читайте также:
Что по наследству передается от отца

Следует отметить, что правомерное поведение работодателя в сфере охраны труда может быть обеспечено не только через деятельность полномочных государственных органов, но и самих работников, которые могут отказаться от выполнения трудовых обязанностей до устранения работодателем нарушений законодательства, в частности по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, правовой институт охраны труда состоит из норм, которые создают правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Нормы данного института реализуются работодателями, органами Фонда социального страхования РФ под контролем полномочных государственных органов, органов местного самоуправления, полномочных представителей работников, а также при осуществлении работниками самозащиты своих прав в сфере охраны труда, в том числе и права на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как уже отмечалось, нормы института охраны труда призваны создавать условия трудовой деятельности, исключающие воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов. В связи с чем нормы рассматриваемого института трудового права следует разделить на два подинститута. Первый подинститут состоит из совокупности правил по технике безопасности, которые призваны оградить работника от воздействия опасных факторов. Второй подинститут составляют правила по производственной санитарии, которые направлены на то, чтобы оградить работников от воздействия вредных факторов. Деление норм института охраны труда на подинституты имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Контроль за соблюдением правил по технике безопасности и производственной санитарии осуществляют специальные государственные органы. Поэтому принудительное воздействие на работодателя с целью выполнения правил по технике безопасности осуществляют специально уполномоченные органы, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением норм этого подинститута трудового права. Контроль за соблюдением правил по производственной санитарии также осуществляют специально уполномоченные на это государственные органы, в частности санэпидемнадзора.

Нарушение норм рассматриваемых подинститутов может привести к различным правовым последствиям. В частности, несоблюдение правил по технике безопасности приводит к несчастным случаям на производстве, то есть к получению работником травмы. Нарушение правил по производственной санитарии может привести к профессиональному заболеванию. В связи с изложенным должны использоваться различные способы и средства защиты от воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов. Следовательно, применение норм указанных подинститутов имеет свои правовые особенности.

Таким образом, охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, которые создают правовую основу для сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, состоит из двух подинститутов: правил по технике безопасности и производственной санитарии, которые призваны оградить работников соответственно от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Нормы данного института реализуются через деятельность работодателей, Фонда социального страхования РФ, специально уполномоченных государственных органов, работников и их законных представителей.

Охрана труда как важнейший институт трудового права в Российской Федерации

Кислова, О. А. Охрана труда как важнейший институт трудового права в Российской Федерации / О. А. Кислова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 759-761. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23881/ (дата обращения: 12.02.2022).

Ключевые слова: трудовое законодательство, охрана труда

Охрана труда — это институт отрасли трудового права, регулирующий общественные отношения, связанные с обеспечением жизни и здоровья работников, то есть он затрагивает самые важные конституционные права человека.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [1].

Императивные требования законодательства возложены на работодателя исключительно для защиты работников в случае возникновения неблагоприятных последствий в процессе работы. За нарушение установленных в трудовом законодательстве требований работодатель может нести уголовную и административную ответственность, а также обязан возместить материальный ущерб пострадавшему работнику или его семье. Несмотря на строгость последствий в отношении работодателя в случае нарушения возложенных на него обязанностей, большое количество примеров недобросовестности работодателей в сфере охраны труда.

Для эффективности управления, высокой производительности труда и минимизации травматизма необходимо оценивать текущее состояние охраны труда и разрабатывать конкретные меры по улучшению состояния указанной сферы, такие меры должны реализовываться государством — в целом и работодателями — в частности. Необходимо рассматривать охрану труда как приоритетное направление государственной политики Российской Федерации.

Идея необходимости поддержания безопасности производства и охраны здоровья работников была сформулирована еще в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [2]. Пакт впервые дал расшифровку права каждого человека на благоприятные условия труда, которое было заложено в ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека [3], в числе которых было названо право работников на «труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и здоровья».

Пока существуют трудовые правоотношения, вопросы охраны труда всегда будут актуальны, а создание эффективных и благоприятных условий труда всегда будет стоять на первом месте.

На сегодняшний день институт охраны труда испытывает определенные изменения, которые в корне отличаются от привычного правового регулирования и понимания охраны труда. Без адекватного законодательного реагирования и учета отрицательного опыта предшествующих лет нет возможности организовать современное, а главное, безопасное рабочее место, а также эффективно управлять трудовыми ресурсами, да и все государственная политика в области охраны труда будет не достаточно эффективной.

Читайте также:
Договор на электромонтажные работы образец ип

Назрела острая необходимость соединения системы государственного регулирования охраны труда с ее локальным регулированием у конкретного работодателя. Такой подход будет вполне уместен в той ситуации, когда Российская Федерация поставила перед собой важнейшую задачу руководствоваться принципом государственной политики в сфере охраны труда, избрав в качестве главного приоритета жизни и здоровья работников, а не саму трудовую деятельность работника.

Понятие охраны труда в юридической литературе одним из первых сформулировал С. И. Карпун, определив ее как «важнейшую систему деятельности советской власти, направленную на охрану жизни и здоровья работающих от всех вредностей и опасностей, связанных с процессом труда» [4, с. 34].

Большое значение охраны труда обусловливается тем, что условия труда — это профессиональная среда, в которой работник находится достаточно продолжительное время, в этой среде протекает жизнедеятельность работника. Таким образом, уровень работоспособности и комфортности пребывания на рабочем месте напрямую зависит от состояния условий труда, которые и обеспечивают повышение эффективности и производительности.

Основной принцип охраны труда — это сохранение жизни и здоровья работников, который является приоритетом по отношению к результатам деятельности работника.

Институт охраны труда имеет важнейшее значение в трудовых правоотношениях, его социальное значение выражается в усовершенствование и улучшение условий труда, устремленное на создание безопасности на рабочих местах, уменьшение производственного травматизма и заболеваемости.

Экономическое значение охраны труда характеризуется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда, вследствие чего происходит экономия денежных выплат за работу в неблагоприятных условиях труда.

Основная цель охраны труда — создание таких условий труда, что бы обеспечить комфортные условия, для сотворения максимальной работоспособности, направленной на повышение производительности труда и свести к минимуму возможность возникновения заболевания и травм работника

Анализируя международные правовые акты, можно заметить, что идея необходимости поддержания безопасности производства и охраны здоровья работников была сформулирована еще в 1966 г. в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 года. Резолюцией 2200 (ХХI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года) [5]. Пакт впервые определил право каждого человека на благоприятные условия труда, которое было закреплено еще в ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., включая и право работников на «труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и здоровья».

Кроме того, в международных актах по безопасности и гигиене труда, как правило, термин «охрана труда» не применяется, а вместо него используются иные понятия. Например, в конвенциях, ратифицированных Российской Федерацией, употребляются следующие термины: «здоровье, безопасность и гигиена труда» (Конвенция № 155 о безопасности и гигиене труда) [6]; «гигиена рабочего места» (Конвенция № 162 об охране труда при использовании асбеста) [7]; «безопасность и гигиена труда» (Конвенция № 176 о безопасности и гигиене труда в шахтах) [8]. В Конвенции № 155, например, указано, что термин «здоровье» в отношении труда означает не только отсутствие болезни или недуга; но он также включает и влияющие на здоровье физические и психические элементы, которые имеют непосредственное отношение к безопасности и гигиене труда.

В Конституции Российской Федерации 1993 года понятие «охрана труда» не применяется, вместо него использован термин «безопасность и гигиена труда» (ст.7, пункт 3) [9]; а Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 209) содержит понятие «охрана труда».

В конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ) не применяется термин «охрана труда», вместо него применяется понятие — «безопасность и здоровье».Вхождение Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) диктует применение одинаковых понятий, терминов и принципов МОТ, таким образом, необходимо точное соответствие и стандартизация понятий, которые применяются в Российской Федерации понятиям МОТ.

На сегодняшний день законодательно закрепленное в ТК РФ понятие «охрана труда», не имеет возможности раскрыть содержание института охраны труда, что создает определенные трудности при его толковании и применении на практике. В такой ситуации возможно несколько вариантов законодательной конструкции норм Трудового кодекса Российской Федерации по установлению понятия «охрана труда»:

Один из вариантов — это заменить законодательно закрепленное в ТК РФ и других нормативно-правовых актах, составляющих трудовое законодательство РФ, понятие «охрана труда», а именно, исключить термин «охрана труда», а вместо него применять термин «обеспечение безопасности и гигиены труда», указанный термин будет установлен в соответствии с терминологией МОТ и станет выражением сущности и назначения охраны труда.

Второй возможный вариант — это законодательное закрепление равнозначности в обозначении терминов «охрана труда» и «обеспечение безопасности и гигиена труда», что позволит избежать трудностей в толковании и применении института охраны труда.

Наилучшим является второй вариант, потому что термин «охрана труда» нашел широкое распространение в законодательстве Российской Федерации, а также в научной и учебной литературе, поэтому отождествление этих терминов безболезненно скажется на трудовые правоотношения в изучаемой сфере, не нужно будет приводить в соответствие с новой терминологией всю нормативно-правовою базу, регулирующую охрану труда.

Термин «обеспечение безопасности и гигиена труда» позволит рассматривать охрану труда как комплексную систему взаимосвязанных процедур, которые бы гарантировали охрану работников от воздействия негативных производственных и профессиональных факторов.

Необходимо отметить, что правовое регулирование правоотношений в сфере охраны труда усугубляется пробелами действующего законодательства РФ в изучаемой области, его несоответствием сложившимся экономическим, социальным и трудовым отношениям, а также адаптированным мировым сообществом, международным нормам. Совершенствование законодательства РФ будет, несомненно, способствовать поднятию уровня правопорядка в области охраны труда, а также повышению правовой грамотности работников.

Как вариант разрешения проблемы пробелов в трудовом законодательстве можно рассматривать принятие единого нормативно-правового акта, вобравшего в себя нормы различных документов, регулирующих охрану труда. Такая систематизация будет способствовать эффективности применения норм на практике, а сам документ мог бы отражать государственные нормативные требования охраны труда и пояснять их понятие, содержание, устанавливать их приоритет в применении.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.
  3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года// Рос. газ. — 1995. — 5 апр. –
  4. Каплун, С. И. К здоровому и радостному труду: сб. ст. по охране труда за 1917–1922 гг. / С. И. Каплун. — М.: Вопросы труда, 1923. — 158 с.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М., 1976. С. 3–26.
  6. Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001, № 50, ст. 4652.
  7. Конвенция № 162 Международной организации труда «Об охране труда при использовании асбеста» (Заключена в г. Женеве 24.06.1986) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013 г. — № 8., ст. 723.
  8. Конвенция № 176 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда на шахтах» (Заключена в г. Женеве 22.06.1995) [Электронный ресурс] // Ссылка: URL: http://base.consultant.ru/ Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.10.2015.
  9. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] Ссылка: URL: http://www.pravo.gov.ru. Режим доступа: свободный. Дата обращения 28.09.2015.
Читайте также:
Заявление на займ сотруднику

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, охрана труда, гигиена труда, термин, ТК РФ, благоприятное условие труда, государственная политика, здоровье работников, институт охраны труда, Трудовой кодекс.

Охрана труда как институт трудового права

С 01.03.2022 ст. 209 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2022 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.

ТК РФ Статья 209. Основные понятия

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 209 ТК РФ

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

(часть десятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть двенадцатая утратила силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

(часть пятнадцатая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 гл. 33 дополняется ст. 209.1 (ФЗ от 02.07.2022 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.

Охрана труда социальное, экономическое и правовое значение.

Охрана труда (от англ. protection of / abour) в РФ – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие организационно-правовой механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Читайте также:
Способы выписаться из квартиры в 2022 году

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она:

сохраняет здоровье работника от возможных производственных вредностей;

направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;

способствует его культурно-техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, заниматься спортом, развивать свою личность;

способствует гуманизации труда, его облегчению.

Экономическое значение всесторонней охраны труда в том, что она способствует: росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; экономии фонда обязательного социального страхования и сокращению потерь рабочего времени, т.к. при хорошей охране труда меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а следовательно, меньше больничных листков и возмещения ущерба за вред, причиненный здоровью работника.

Правовое значение охраны труда в том, что:

охрана труда способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизиологических особенностей организма подростков, уровня трудоспособности инвалидов;

правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статусные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать женщин, подростков на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы;

вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровнях;

она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель (администрация) обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника.

Охрана труда – важнейшая составляющая безопасности жизнедеятельности человека.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда.

Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области.

В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ – Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, в 1998 году Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” И наконец принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений – «Трудового кодекса Российской федерации», введённый в действие с 1 февраля 2002 г.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев, а также низкого уровня охраны здоровья и жизни.

Обеспечение безопасности труда человека на производстве является одной из актуальных проблем, характерных для общественной жизни России в современный период. Травмы и несчастные случаи на производстве означают физические страдания и зачастую смерть людей, а также влекут за собой огромные экономические потери.

В условиях рыночной экономики ни призывы, ни увещевания не могут изменить состояние условий и охраны труда. Для изменения ситуации в этой области необходимо общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека, как непреходящей ценности, юридическое закрепление прав работника в области обеспечения безопасности его труда, наличие адекватного экономического механизма регулирования взаимоотношений между трудом и капиталом

Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит, несомненно, образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.

С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).

После вступления в силу закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Минтруд России подготовил с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда.

Читайте также:
Права водительской категории «Д»

Все категории работников ДОУ должны понимать смысл, значение и важность создания на своих местах безопасных условий в процессе труда и, главное, для охраны жизни и здоровья воспитанников. Если педагоги, специалисты имеют какие-то представления о безопасности, то обслуживающий персонал, обычно он составляет 2/3 от общего количества работников, практически не владеет этими знаниями или не придает должного внимания вопросам безопасности, если специально не обучать и не требовать. Педагогам, работникам, несущим ответственность за охрану здоровья и безопасность детей, обучающим детей к безопасному поведению, необходимы знания теоретических основ формирования безопасности жизнедеятельности .

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

Охрана жизни и здоровья детей

Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Становится очевидной проблема – поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ.

Объект исследования – процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования – условия обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования – организация безопасности в образовательном учреждении, обеспечивающая возможность заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в образовательном процессе, разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в ДОУ будет наиболее эффективным, если:

-обосновать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности: принципы,инструкции,технологии; -реализовать педагогические условия, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности (создание законодательной базы; планирование воспитательно-образовательного процесса; использование интерактивных средств, форм, методов обучения; учет доступности содержания правил безопасности жизнедеятельности, систематичности предусмотренных мероприятий; наглядно-дидактической оснащенности; референтность безопасного поведения участников педагогического процесса и др.);

Изучить и реализовать основные направления законодательства РФ по вопросам безопасности, разработать и внедрить нормативно- правовые, методические и иные локальные акты, инструкции по формированию безопасного образовательного пространства;

Наращивать опыт межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

Обеспечить выполнение сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

Предотвратить несчастные случаи с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;

Вести профилактику производственного травматизма;

Выполнять правила пожарной безопасности и соблюдать противопожарный режим;

Формировать у воспитанников и сотрудников устойчивые навыки безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Оснащать образовательное учреждение противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

Обеспечивать безопасную эксплуатацию здания, оборудования и технических средств обучения.

Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда

Права и обязанности сторон трудовых отношений в сфере охраны труда изложены в новой редакции.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников (ст. 214 ТК РФ).

Работодатель обязан обеспечить в том числе:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • оснащение средствами коллективной защиты;
  • обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда;
  • проведение СОУТ;
  • проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  • предоставление надзорным органам информации и документов в области охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
  • беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц уполномоченных органов в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
  • выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах;
  • разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
  • ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
  • соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.
Читайте также:
Накопительная часть пенсии: выплаты, их сроки и размеры

При этом работодатель имеет право:

  • использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда уполномоченным органам.

В свою очередь, работник обязан:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
  • следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
  • использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда;
  • незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в ч. 2 ст. 227 ТК РФ, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;
  • в установленных случаях проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.

Каждый работник имеет право:

  • на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • на обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты и смывающими средствами;
  • на обучение по охране труда за счет средств работодателя;
  • на дополнительное профессиональное образование или профессиональное обучение за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда;
  • на гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда, включая медицинское обеспечение;
  • на обращение о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте уполномоченными органами;
  • на обращение в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные представительные органы работников (при наличии таких представительных органов) по вопросам охраны труда;
  • на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
  • на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ или заключением государственной экспертизы условий труда, предусмотренные Трудовым кодексом гарантии и компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не устанавливаются.

Кроме того, регламентировано право работника на получение информации об условиях и охране труда, а также санитарно-бытовое обслуживание.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Месячник по охране труда. Понятие и основные принципы охраны труда.

Понятие охраны труда

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работни­ков в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

1. Правовые мероприятия по охране труда

Правовые мероприятия по охране труда заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств по обеспечению их соблюдения. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает законы, подзаконные нормативные акты, а также локальные нормативные акты, принимаемые в конкретных организациях.

2. Социально-экономические мероприятия по охране труда

Социально-экономические мероприятия по охране труда включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда, установление компенсаций и льгот при выполнении работ во вредных и опасных условиях труда, защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников, обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах.

3. Организационно-технические мероприятия по охране труда

Организационно-технические мероприятия по охране труда заключаются в создании системы управления охраной труда – единого комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда в конкретной организации и процедуры по достижению этих целей.

4. Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда

Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда заключаются в проведении работ, направленных на снижение уровня воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов с целью обеспечения благоприятных условий труда и предотвращения профессиональных заболеваний.

5. Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда

Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда включают организацию предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, выдачу молока и лечебно-профилактического питания.

Читайте также:
Авторские права юридических лиц: виды и особенности

6. Реабилитационные мероприятия по охране труда

Реабилитационные мероприятия по охране труда заключаются в осуществлении комплекса мер, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний.

Социальной сущностью охраны труда является поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.

Экономической сущностью охраны труда является минимизация потерь общества при осуществлении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Охрана труда может рассматриваться в трех аспектах:

  1. Охрана труда как институт трудового права.
  2. Охрана труда как элемент трудового правоотношения.
  3. Охрана труда как субъективное право работника.

Как институт трудового права охрана труда – это совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников.

Как элемент трудового правоотношения охрана труда представ­ляет собой встречные (корреспондирующие друг с другом) права и обязанности работника и работодателя (администрации) по соблюдению требований безопасности труда, безопасной эксплуатации техники и безопасного осуществления технологических процессов.

В качестве субъективного права работников охрана труда состоит в законодательном закреплении такого положения работников, при котором им должны быть обеспечены безопасные и здоровые условия труда. Это право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях. Субъективное право каждого работника – право на безопасные и здоровые условия груда при осуществлении той трудовой функции, которую он обязался выполнять по трудовому договору.

В трудовом праве принято понимать охрану труда в широком смысле как всю совокупность норм законодательства о труде, направленных на охрану и защиту трудовых прав работников, их положения в сфере труда.

Основная задача охраны труда – профилактика и предотвращение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и минимизация социальных последствий. Другими словами, основная задача охраны труда заключается в том, чтобы обеспечить па каждом рабочем месте социально приемлемый риск.

Основные принципы охраны труда

Основными принципами охраны труда как системы мероприятий являются:

  1. Обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности.
  2. Социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда.
  3. Гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
  4. Определение и выплаты компенсаций за тяжелые работы и ра­боты с вредными и (или) опасными условиями труда.
  5. Социальное страхование работников от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний.
  6. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Перечисленные принципы лежат в основе, являются исходными положениями охраны труда и подлежат не только признанию, но и по­вседневному претворению в жизнь. Их реализация служит гарантом безопасности труда.

1. Понятие охраны труды. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Охрана труда и здоровья граждан в Российской Федерации является основным направлением в социальной политике Российского государства, что закрепляется в ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей… устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» и в ст.37 Конституции РФ, которая фиксирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Главная задача охраны труда состоит во всемерной охране трудоспособности человека, которая включает в себя состояние здоровья и социально-профессиональные навыки.

Эти положения отражены в системе нормативно-правовых актов по охране труда, где наряду с Конституцией РФ действуют:

  1. Международные нормы: например: Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981)- ратифицирована РФ в 1988 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (п.1 ст.23); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст.7); Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государства 1994 г. (ст. 31, 32).
  2. Трудовой кодекс РФ (ст. 209- 231).
  3. Уголовный кодекс ( ст. 143).
  4. Федеральные законы: например, Федеральный закон от 17июля 1999 г., № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
  5. Постановления Правительства РФ, например, постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения проведении государственной экспертизы условий труда в РФ».
  6. Акты министерств и ведомств, например: совместное постановление от 13 января 2003 г. № 1/29 Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований по охране труда работников организаций.
  7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, например, приказ администрации Санкт-Петербурга от 17 июня 1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест в организациях Санкт- Петербурга»; Целевая программа Санкт-Петербурга «Улучшение условий и охраны труда в Санкт-Петербурге» на 2002–2005 годы.
  8. Акты органов местного самоуправления
  9. Локальные акты конкретных организаций (инструкции по технике безопасности, правила обеспечения спецодеждой, спецобувью и др.)
  10. Соглашения и коллективные договоры

Охрана труда – определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

С целью уяснения правовой природы системы охраны труда следует рассмотреть следующие понятия:

  1. Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
  2. Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
  3. Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
  4. Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
  5. Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
  6. Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
  7. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
  8. Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
Читайте также:
Ст. 107 УК РФ: Убийство, совершенное в состоянии аффекта

Государственные нормативные требования по охране труда издают органы исполнительной власти, например:

  1. межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда межотраслевые типовые инструкции по охране труда – утверждаются министерством социального развития;
  2. отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции – утверждаются федеральными органами исполнительной власти;
  3. правила безопасности, правила устройств и безопасной эксплуатации – утверждаются органами Федерального горного и промышленного надзора и т. д.

Подзаконные нормативные акты по направлениям обеспечения охраны труда можно классифицировать следующим образом: организационно-технические, санитарно-гигиенические, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда (ст. 4 Закона об основах охраны труда в РФ и ст. 210 ТК РФ).

Понятие и содержание охраны труда как института трудового права.

Охрана труда как институт ТП – это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. В Конституции РФ не только декларируется право на безопасные условия труда (ст. 37), но и констатируется обязанность государства охранять здоровье работников в процессе реализации права на труд (ст. 7).

Главным и основным направлением государственной политики в области охраны труда становится обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

В широком смысле охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. (Определение ТК).

В узком смысле охрана труда понимается как один из принципов трудового права; правовой институт; субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении.

Анализ раздела 10 ТК РФ «Охрана труда» позволяет нам выделить следующие элементы содержания рассматриваемого понятия:

· нормы-принципы государственной политики в области охраны труда;

· правила государственного управления охраной труда;

· право работника на охрану труда и его гарантии;

· нормы по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда работодателем, включая расследование несчастных случаев на производстве;

· правила техники безопасности и производственной санитарии, системы стандартов безопасности труда;

· специальные нормы охраны труда отдельных категорий работников.

В институте охраны труда конкретизируются основной принцип ТП по обеспечению охраны труда и соответствующее субъективное право работника и его гарантии.

Основной принцип правового регулирования охраны труда – это обеспечение работодателем безопасных условий труда, для которого характерно сочетание общих норм, распространяемых на всех работников, и специальных норм, предусматривающих дополнительные гарантии на подземных работах, на работах во вредных, опасных и тяжелых условиях труда, а также для отдельных категорий работников с учетом их возрастных, физиологических и иных особенностей (молодежь, женщины, инвалиды и др.).

Билет № 18

Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны и значение.

Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы МС выступают, как правило, в роли посредников, однако в некоторых случаях могут быть и стороной: а) когда они выступают в качестве работодателей в отношениях с работающими в них государственными и муниципальными служащими, для которых они являются работодателями и б) в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством в соответствии со статьей 34 ТК РФ.

Читайте также:
Что значит снят с учета в росреестре

Социальное партнерство может строиться на основе принципа бипартизма – связей традиционных социальных партнеров (профсоюзов, трудовых коллективов, с одной стороны, и работодателей – с другой) и трипартизма, согласно которому к названным субъектам присоединяются государство или органы местного самоуправления. Соответственно можно выделить два вида партнерства: двухстороннее и трехстороннее сотрудничество.

Систему социального партнерства составляют пять следующих уровней (ст. 26 ТК РФ).

1) На федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

2) На межрегиональном уровне (два или более субъектов РФ) – межрегиональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

3) На региональном уровне (уровень субъекта РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

4) На территориальном уровне (на уровне муниципального образования) – территориальное соглашение.

5) В рамках организации либо у работодателя – индивидуального предпринимателя (локальный уровень) заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателя.

Формами социального партнерства являются следующие (ст. 27 ТК РФ):

· консультации представителей работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и тд

· коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров в организации;

· участие работников, их представителей в управлении организацией;

· участие представителей работников и работодателей в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Основными принципами социального партнерства являются:

· уважение и учет интересов сторон;

· заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

· содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

· соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП;

· полномочность представителей сторон;

· свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

· добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

· реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

· обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;

· контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

· ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство, являясь основой для договорного регулирования трудовых отношений с помощью коллективных договоров и соглашений, входит в метод трудового права как одна из его неотъемлемых черт.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3732 ; Мы поможем в написании вашей работы!

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Охрана труда как правовой институт

Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также Конституции РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ относит обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

На современном этапе развития общества перед государством стоит задача повышения благосостояния населения на основе устойчивого экономического роста и ее конкурентоспособности. Решение этой задачи под силу только людям, профессиональный уровень которых отвечает современным квалификационным требованиям, позволяющим им выполнять работу определенного объема и качества в течение установленной продолжительности рабочего времени без ущерба своему здоровью, под надежной охраной труда. Поэтому, возникла необходимость в совершенствовании правового механизма охраны труда и здоровья работающего населения, с учетом перспектив развития экономики и общества.

Заметим, что не результаты трудовой деятельности, а охрана жизни и здоровья работников – первоочередная задача государства и работодателя, что соответствует общечеловеческим принципам Конституции РФ, международным обязательствам РФ, Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда (МОТ).

Охрана труда сегодня чрезвычайно актуальна, так как успешность предприятия определяется не только его финансово-экономическими показателями, но и отношением к охране труда – через показатели травматизма, несчастных случаев на производстве, которые парализуют работу предприятия, создавая нервозную обстановку в коллективе и принося существенные финансовые потери.

Не случайно, охрану труда и здоровья своих работников, крупные мировые компании-работодатели считают одним из главных приоритетов деятельности предприятия, после квалификации и компетентности персонала, поэтому вопрос культуры охраны труда остается важным элементов управления предприятием в странах Европейского союза. В связи с этим, разрешение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий труда человека – важная задач в разработке новых технологий и систем производства.

Выявление и исследование возможных причин несчастных случаев на производстве, технологических аварий, взрывов, пожаров, профессиональных заболеваний, а также разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин, позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека, так как это один из основных факторов, влияющих на производительный и сохраняющий здоровье работников, труд.

Сохранение жизни и здоровья работников является важнейшим направлением государственной политики в области охраны труда. Конституция РФ гласит (ст.2) – человек, его права и свободы – высшая ценность, а признание, защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства и гарантируются им (ст.45п.1). Конституция РФ охраняет труд и здоровье людей (п.2 ст.7; п.1.ст.41), указывая, что для этого в государстве созданы специальные федеральные программы развития здравоохранения, физкультуры и спорта, а также условия эколого-эпидемиологического благополучия. Согласно ст. 37п.1 каждый гражданин имеет право на свободу реализации своих способностей к труду, выбору рода деятельности и профессии, в условиях безопасности и гигиены (п.3 ст.37). Сокрытие должностными лицами фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом (п.3 ст.41 Конституции).

Таким образом, охрана труда как институт трудового права – это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Закрепление этого конституционного принципа в Трудовом кодексе РФ обязывает работодателя в первую очередь обеспечить своим работникам безопасные условия труда вне зависимости от того, в какой отрасли производства работник занят. Это направление реализуется путем провозглашения в нормативных правовых актах различного уровня жизни и здоровья человека высшей ценностью и установления ответственности за нарушение данного принципа.

Читайте также:
Плотность застройки как считается пример

Целью настоящей работы является изучение охраны труда как института трудового права. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

) познакомиться с законодательными методами управления охраной труда,

) рассмотреть цели и задачи службы охраны труда,

) рассмотреть право работников на труд и его защиту;

Объектом исследования являются условия охраны труда на предприятиях.

Предмет исследования: специфика особенностей охраны труда.

Методологическую основу исследования составили: всеобщий метод – диалектический. Также использовались и другие методы: системный (как и любая система, охрана труда представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество), исторический (рассматривается его становление и развитие) и юридического анализа.

В качестве нормативного материала, послужившего основой исследования, были использованы нормативные правовые акты, в частности, законы (Конституция РФ – основной закон, ТК РФ), подзаконные акты: постановления Правительства РФ и постановления министерств, которые составили основу исследования дипломной работы. Теоретическим материалом исследования выступили литературные источники: учебные пособия и научные издания; были изучены работы Беймера П.Ю., Власова В.И., Никонова Д.А, Крапивина О.М., Емельяновой Н.В. В подтверждении теоретических тезисов приводились материалы судебной практики.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников.

Список литературы

  1. Буянова М.О. Трудовое право в вопросах и ответах: учебник. М., 2009. С.175.
  2. Гусов К.Н. Трудовое право Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике. Москва: Приоритет, 2009. с. 199.
  3. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М.: Юристъ, 2010 с. 471.
  4. Ершов В.В., Ершова Е.А. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право//Трудовое право. 2008, № 5. С.12-19
  5. Киселев И.Я. Исторические и юридические исследования. Москва: Юридическая литература, 2003. С.178.
  6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. С.А. Панина. М.: Новый Юрист, 2009. С.255.
  7. Коршунов Ю.Н. Об охране труда. М., 2010. С.163.
  8. Луговой А. Защитить человека труда может только закон // Человек и труд. 2009, №3. С.66-74
  9. Миронов В.И. Трудовое законодательство: теория и практика: учебник. М.: Юриспруденция, 2011. С.241.
  10. Молодцов М.В., Головина С.Ю.. Трудовое право в России. М.: Норма, 2011. С.325.
  11. Панина А.Б. Проблемы трудового права. М.: Новый Юрист, 2012. С.112.

Охрана труда как правовой институт

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать дипломные работы, то на странице “что такое дипломная работа и как её сделать” я подробно написала.

Охрана труда как правовой институт

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

Оформление дипломных работ для любых институтов и университетов:

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей должны быть защищены государством. Нормы, содержащиеся в статьях 7 и 37 Конституции Российской Федерации, составляют конституционную основу охраны труда. Они регулируют права работников на охрану труда, государственное регулирование охраны труда, обязанность работодателей обеспечивать безопасные условия и охрану труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Заключение

Таким образом, на наш взгляд, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что охрана труда – это действительно огромный правовой институт, решающий важные государственные задачи, поскольку охрана жизни и здоровья работников является основной задачей как государства, так и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, соответствующим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также выполняет международные обязательства Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об охране труда следует рассматривать в совокупности с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Институт охраны труда находится в постоянной конфронтации с основной целью торговой, производственной деятельности, а именно с получением прибыли. Стремление получить прибыль любой ценой порождает желание экономить абсолютно на всем, и чаще всего на мерах защиты и безопасности, призванных обеспечить безопасные условия жизни субъектов трудовых отношений. Этап совершенствования института охраны труда сопровождается требованиями уточнения защитных мер от работников различных сфер к работодателям в разных государствах мирового сообщества, и, несмотря на принимаемые меры, ситуация в стране с охраной труда и техникой безопасности по-прежнему остается напряженной.
Многие работодатели и руководители предприятий и организаций в погоне за прибылью не создают здоровые и безопасные условия труда на рабочих местах, тем самым нарушая закон, что приводит к несчастным случаям на производстве. Кроме того, на ряде предприятий, особенно находящихся в частной и смешанной собственности, имеют место случаи сокрытия от учета и расследования несчастных случаев на производстве, часто тяжелых и со смертельным исходом. Таким образом, общее состояние охраны труда на предприятиях и в организациях Российской Федерации остается крайне тревожным.

Таким образом, автор считает, что необходимо разработать государственную политику в области охраны труда, определив конкретные механизмы реализации трудовых прав граждан, а также необходимо систематизировать нормы, регулирующие особенности отдельных категорий людей. Необходимо, чтобы соблюдение правил охраны труда также стало нормой для руководителей всех предприятий. Чтобы работа по охране труда не была поставлена “за спиной” инспектора ради “галочки”, чисто формально. Чтобы финансирование таких работ не осуществлялось по принципу остатков. Что многие незначительные аварии иногда скрываются не ради “хорошей” статистики.

Ссылка на основную публикацию