Ответственность заказчика по 44 ФЗ неустойка

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна превышать цену контракта (п.12 ПП №1042).

Ответственность Заказчика (44-ФЗ) за неисполнение сроков выполнения работ Поставщиком по госконтракту

В учреждении заключен госконтракт на проектные работы, просрочка по контракту составляет 30 дней, известно, что Исполнитель обязательства по договору в этом году не выполнит, какие действия можем предпринять мы как Заказчик, кроме одностороннего расторжения контракта? Если административная ответственность Заказчика по невыполнению контракта по ситуации в данном случае?

Заказчик обязан в случае несоблюдения исполнения обязательств по государственному контракту потребовать выплаты неустойки за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом.

Статья 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязывает заказчика включить условие о своей ответственности и ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение обязательств по контракту.

Согласно части 6 статьи 34 Закона заказчик в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях их неисполнения или ненадлежащего исполнения должен направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). При этом, заказчик вправе взыскать с поставщика (подрядчика, исполнителя) размер неустойки (штрафа, пени) из суммы предоставленного им обеспечения исполнения контракта. Заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.

Если размер неустойки за нарушения по контракту не был установлен в проекте контракта, то на должностных лиц заказчика может быть наложен административный штраф 3 000 руб. на основании ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст. 34, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч.4 ст.34).

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.34).

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч.6 ст. 34).

Читайте также:
Ипотечные каникулы в банке Уралсиб

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.7 ст. 34).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.8 ст. 34).

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042

При этом, как установлено ч.9 ст 34 Закона № 44-ФЗ о госзакупках, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Отсутствие в проекте контракта, а также в подписанном сторонами закупки контракте, условия о размере неустойки за нарушения обязательств по нему влечет административную ответственность. Так согласно ч.4.2. ст. 7.30 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

В Письме Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290) разъяснено, что заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.

В каком виде применяется

В ч. 5-6 ст. 34 № 44-ФЗ установлено, что и заказчик, и поставщик ответственны за нарушения, влекущие применение неустойки и пени в контрактных отношениях. Для обеих сторон взыскание применяется в виде:

Денежное возмещение в виде пени преимущественно рассматривается в Налоговом кодексе (НК). Очевидной представляется связь этой выплаты с каждым календарным днем просрочки.

Читайте также:
Сколько стоит детский билет на автобус

В № 44-ФЗ уточняется, считается ли день поставки товара днем просрочки при расчете неустойки — нет, пени за нарушения со стороны заказчика начисляются со следующего после неисполнения обязанностей дня (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ, письмо Минфина России № 02-02-04/63862 от 11.12.2014). Размер взыскания определяется как 1/300 актуальной ключевой ставки от своевременно не выплаченной суммы.

Для поставщика пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства в размере 1/300 действующей в момент уплаты ключевой ставки от цены контракта или отдельного этапа исполнения госконтракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ). При расчете заказчик исключает дни приемки (письмо Минфина № 24-03-08/73293 от 07.11.2017).

Источников в отношении терминологии штрафа как денежного наказания несколько. Это правовое понятие определяется:

  • Уголовным кодексом (ч. 1 ст. 46);
  • КоАП (ч. 1 ст. 3.5);
  • НК (п. 2 ст. 114).

Тем не менее, существует ряд случаев, когда пени и штрафы не отделяются друг от друга. Например, в силу ч. 9 ст. 34 № 44-ФЗ, пострадавшая сторона не вправе выставить штрафные санкции, когда при нарушениях из-за непреодолимой силы или по вине контрагента она освобождается сразу от обеих неустоек при наличии доказательств произошедшего.

Другим примером служит выкуп неустойки. В этом случае подключается третья сторона. Предметом ее интереса является мотивирование передачи ей прав требовать через суд возмещения любых штрафов и пеней от провинившегося исполнителя. Такая ситуация характерна при строительстве для обманутых дольщиков.

Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2019 года

Неправильный выбор способа закупки

В план-график или план закупок включены:

  • один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
  • объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
  • НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).

Нарушения при подготовке закупки: обоснование НМЦК, размещение документов, установка требований и утверждение документации

  • не более чем на 2 рабочих дня
  • более чем на 2 рабочих дня
  • не более чем на 1 рабочий день
  • более чем на один рабочий день
  • требований 44-ФЗ,
  • порядка предоставления документации конкурса или аукциона,
  • порядка разъяснения положений документации,
  • порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений,
  • требования к участникам закупки,
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие,
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
  • требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.

Нарушения при составлении плана-графика

Нарушения при проведении закупки: от размещения извещения до подписания протокола

Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.

По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.

Читайте также:
Юридическая помощь при составлении жалоб в Москве

Нарушен установленный документацией порядок:

  • вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам,
  • рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
  • для аукциона и конкурса
  • для запроса котировок и запроса предложений
  • не более чем на 2 рабочих дня
  • более чем на два рабочих дня

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

  • не более, чем на 3 рабочих дня,
  • более, чем на 3 рабочих дня.

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

  • Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.
  • Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг
  • Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения

Закупки у СМП

Невыполнение в срок законного предписания

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

Расчет неустойки для заказчика

Если заказчик нарушил сроки оплаты по госконтракту на поставку ТРУ, то он обязан выплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой) от невыплаченной суммы (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Начало отсчета просрочки наступает в день, следующий за предельным сроком исполнения договорных условий. Расчет для организации-заказчика производится по следующей формуле:

Как взыскать неустойку с заказчика?

Заказчик, как и поставщик, при неисполнении обязательств несет ответственность. Когда заказ выполнен, а товар не оплачен, поставщик обращается к заказчику с требованием об оплате пеней и (или) штрафа. Алгоритм действий в этом случае аналогичен действиям для заказчика.

Шаг 1. Проводим расчет пени за просрочку платежа по договору согласно положениям госконтракта. Пеня начисляется в размере одной трехсотой ставки рефинансирования. Штраф предусмотрен за каждое нарушение. Размер суммы, которая подлежит уплате, определяем в соответствии с условиями договора на основе Правил определения размера штрафа, которые утверждены ПП №1042 от 30.08.2017.

Штрафы для заказчика

Шаг 2. Составляем претензию, которая содержит:

  • наименование заказчика и поставщика;
  • реквизиты контракта, его сумму и предмет поставки;
  • отсылку к документам, которые подтверждают факт поставки товара в полном объеме в соответствии с условиями договора;
  • отсылку к определенному пункту контракта, который содержит срок оплаты;
  • информацию о сроке задержки оплаты;
  • отсылку к пункту договора, в котором указана ответственность поставщика в случае отсутствия оплаты;
  • размер неустойки на дату составления претензии;
  • требование об оплате контракта и выплате суммы пеней (сроки оплаты пени по 44-ФЗ — 7 дней со дня предъявления требования);
  • приложение — расчет.

Чтобы получить консультацию юриста по взысканию задолженности, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Шаг 3. Направляем претензию заказчику. Точный срок, когда направлять требование об уплате пеней по 44-ФЗ, на законодательном уровне не установлен. Обязательно наличие отметки о вручении документа официальному представителю организации.

Читайте также:
За и против: все о совмещенном санузле

Если, несмотря на получение претензии, оплата неустойки за нарушение сроков оплаты по договору заказчиком не произведена, составляйте иск и обращайтесь в суд.

Образец требования об уплате неустоек (штрафы и пени):

Обращение в органы внутреннего финансового контроля при просрочке оплаты

В 44-ФЗ (часть 8 статьи 99) определены органы, на которые возложены задачи финансового контроля в сфере государственных закупок. Полномочия распределены между следующими организациями: Федеральное Казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и пр.

Если есть необходимость обратиться в контрольный орган, то нужно написать письмо и отправить его по почте. Также это можно сделать через официальный сайт соответствующей организации, практически все они имеют сервис «Электронная приемная». В этом случае обращение должно быть подписано электронной подписью.

В обращении необходимо подробно описать суть претензии и привести доказательства в свою пользу, то есть к жалобе прикладываются соответствующие документы. Также надо указать полные реквизиты заказчика и подрядчика, в том числе адрес, на которой нужно отправить ответ на жалобу.

Обращение в органы внутреннего финансового контроля

В соответствии с 59-ФЗ контролирующие инстанции подобные обращения рассматривают в течение 30 дней. В этот период проводится проверка заказчика, по результатам которой выдаются предписания с требованием устранить выявленные нарушения, а также составляется протокол об административном правонарушении.

Письмо Минфина России от 24.01.2022 № 24-03-07/4188 “Об уплате неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом; об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в части применения части 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование корм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Читайте также:
Как выписать сожителя из квартиры

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению. В случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Кроме того, согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Согласно части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Учитывая изложенное, исходя из системного толкования положений Закона N 44-ФЗ заказчик обязан потребовать выплаты начисленных неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Обращаем внимание, что частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Читайте также:
Взносы в компенсационный фонд СРО

Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Порядок направления такого решения установлен частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Подпунктом “б” пункта 64 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” предусмотрено дополнение статьи 95 Закона N 44-ФЗ частью 17.1, положения которой распространяются в том числе на контракты, заключенные до 1 июля 2019 г.

Так, в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.

Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, и после предоставления в соответствии с Законом N 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.

При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона N 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, с 1 июля 2019 г. в соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае одностороннего расторжения контракта заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83 Закона N 44-ФЗ, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ), при условии внесения сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Читайте также:
Дата назначения пенсии по инвалидности

Административная ответственность по КоАП РФ

Санкции на госзаказчиков по КоАП РФ назначает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) за нарушения на любом этапе проведения закупки: от планирования до оплаты договора и ведения реестра контрактов.

Ответственность за нарушения несут организации-заказчики и их должностные лица, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Штрафы для должностных лиц по КоАП достигают 50 тыс. рублей, для юрлиц заказчика — до 500 тыс. рублей.

По статистике Минфина в 2019 году ФАС возбудила около 28,7 тыс. дел об административных правонарушениях. Из них по 24,2 тыс. дел наложила штрафы на общую сумму более 300 млн рублей.

Чаще всего в 2019 году заказчиков штрафовали по двум нарушениям:

  • За утверждение неверной документации о закупке (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 9,6 тыс дел, выдала 8,7 тыс постановлений о наложении штрафа.
  • За нарушение порядка отбора участников (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 6,6 тыс. дел, выдала 1,9 тыс. постановлений.

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

Если исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия договора, заказчик может направить ему требование о выплате неустойки (пени, штрафа). Закон 44-ФЗ делит нарушения на два основных типа:

  1. Ненадлежащее выполнение обязательств, за что заказчик вправе потребовать штраф.
  2. Просрочка выполнения контракта, за которую начисляются пени.

Что изменилось в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в условиях пандемии, подробнее в теме “Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса“.

Ненадлежащее выполнение — это результат (поставленный товар или оказанная услуга), который не отвечает заявленным требованиям. К примеру, прочность металлоконструкций отличается от прописанных в контракте допустимых значений.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Просрочка — когда исполнитель не уложился в сроки, указанные в госконтракте.

В связи с неисполнением обязательств в определенные контрактом сроки заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта. Подробнее в теме “Расторжение контракта по 44-ФЗ“.

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Система расчёта штрафов регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Конкретный процент штрафа выбирается в зависимости от итоговой суммы контракта или цены за его отдельный этап, а не от первоначальной максимальной суммы.

Читайте также:
Можно ли подарить квартиру с прописанными людьми
Сумма контракта, руб.ниже 3 млн3-50 млн50-100 млн100-500 млн500 млн до — 1 млрд1-2 млрд2-5 млрд5-10 млрд10 млрд и выше
Штраф, %10510,50,40,30,250,20,1

Внимание! Сумма всех начисленных штрафов за невыполнение или ненадлежащее выполнение участником обязательств по контракту, не должно быть выше цены этого контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.

НМЦК, руб.Менее 3 млн3-50 млн50-100 млн100 млн и выше
Штраф, руб.1 0005 00010 000100 000

Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.

Расчет пени по 44-ФЗ

Схема расчёта пеней прописана в части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пени считаются как 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта и длительности просрочки, то есть:

Пени = Сумма контракта × (1/300 × Ключевая ставка) × число дней просрочки

Когда часть работы по контракту уже успешно выполнена, это следует учесть при расчёте пени: сумма контракта уменьшается на объём сделанной работы.

Внимание! Пени не начисляются за те дни, которые потребовались клиенту для приёмки товара (установлено письмом Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

Рассчитывая пени, следует исходить из размера ключевой ставки, заданного ЦБ РФ — 1/300. Даже если оба участника согласились бы изменить его, делать этого ни в коем случае нельзя (так решил Арбитражный суд Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Штрафы и пени для заказчиков по 44-ФЗ, все штрафы указаны в рублях, сумма меняется в зависимости от суммы контракта:

Сумма контракта, руб.Менее 3 млн руб.3-50 млн руб.50-100 млн руб.100 млн руб. и выше
Штраф, руб.1 0005 00010 00100 000

Внимание! Для заказчиков применяется тот же порядок расчёта пени, что и для исполнителей.

Как взыскать с поставщика

Инструкция, как получить неустойку с компании, которая просрочила исполнение обязательств, состоит из нескольких шагов.

Шаг 1. Рассчитать сумму. Пени начисляйте за каждый день отсрочки поставки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта. В сумму обязательств не входят те, что исполнены. Конкретная формула и правила расчета заложены в контракте. Например:

Читайте также:
Серия и номер водительских прав

Формула расчёта неустойки

Иные нарушения условий исполнения госконтракта (кроме задержки поставки) караются штрафами. Размер выплат указан в положениях контракта на основе Правил определения размера штрафа, которые утверждены постановлением правительства №1042 от 30.08.2017.

Размер штрафа для поставщика

Шаг 2. Составить претензию, которая содержит:

  • наименование заказчика и поставщика;
  • реквизиты контракта, его сумму и предмет поставки;
  • отсылку к определенному пункту контракта, который содержит дату, являющуюся крайним сроком поставки;
  • описание факта нарушения (пример — поставка не произведена);
  • информацию о сроке задержки исполнения обязательств;
  • отсылку к пункту договора, в котором указана ответственность поставщика в случае задержки поставки;
  • размер неустойки на дату составления претензии;
  • требование об уплате;
  • приложение — расчет.

Претензия

Шаг 3. Направить претензию, которая содержит требование об уплате. Ст. 314 ГК указывает, что срок уплаты неустойки по 44-ФЗ, если договором или законом не установлено иное, составляет 7 дней со дня предъявления требования. Документ отправьте поставщику в бумажном и электронном виде. При выборе способа доставки предусмотрите возможность получить отметку о вручении корреспонденции.

Вот что делать, если поставщик не оплачивает пени: удержите эту сумму из обеспечения исполнения контракта. Для этого вместе с претензией направьте организации заявление о зачете или уведомление об удержании суммы неустойки. Также возможна оплата контракта за вычетом неустойки, если товар поставлен, а неустойка не выплачена. Для этого используйте тот же алгоритм, что и при удержании из обеспечения.

Заявление о прекращении обязательства зачетом встречного однородного требования

Непременное условие, по которому допускается зачет неустойки в сумме, подлежащей уплате поставщику, — присутствие этого условия в контракте и наличие подтверждения того, что поставщик получил заявление (уведомление). При обращении взыскания на обеспечение необходимо подтверждение признания поставщиком своего долга.

В законодательстве уточняется, вправе ли заказчик вычесть сумму неустойки из вознаграждения контрагента: да, если все требования закона к этой процедуре соблюдены.

Когда удержание неустойки из обеспечения или суммы, которая причитается поставщику за выполнение условий контракта, невозможно, основания для списания отсутствуют, а поставщик отказывается добровольно погасить задолженность, взыскивайте неустойку в судебном порядке.

Инструкция, как размещать в ЕИС оплату пени, если договор исполнен в 2022 году:

  1. Загрузить в ЕИС общую информацию о контракте.
  2. Добавить сведения о платежах.
  3. В блоке «Исполнение (расторжение) контракта» вписать информацию о неустойке.
  4. Заполнить раздел о начислении штрафа и пеней.

Пени в ЕИС

Ответственность заказчика по 44 ФЗ неустойка

В госзакупках все действия заказчиков и исполнителей строго регламентированы. Что нового на сегодня?

За нарушение установленных процедур участникам процесса назначаются штрафы и пени по закону о госзакупках (от 05.04.13 № 44-ФЗ) и по КоАП РФ. А отдельные нарушения и вовсе чреваты уголовным преследованием. В настоящей статье мы расскажем о существующих мерах ответственности для обеих сторон госконтракта.
Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
– ненадлежащее исполнение контракта (услуга не соответствуют заявленным параметрам) – штраф.
– просрочка исполнения контракта (выход за сроки, установленные госконтрактом) – пени.

Читайте также:
Решение комиссии по трудовым спорам образец заполненный

Расчет штрафов по 44-ФЗ
Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб.до 3 млнОт 3 до 50 млнОт 50 до 100 млнОт 100 до 500 млнОт 500 млн до 1 млрдОт 1 до 2 млрдОт 2 до 5 млрдОт 5 до 10 млрдОт 10 млрд
Штраф, %10510,50,40,30,250,20,1

Примечание: Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО
Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

НМЦК, руб.До 3 млнОт 3 до 50 млнОт 50 до 100 млнОт 100 млн
Штраф, руб1 0005 00010 000100 000

Примечание: Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

Расчет пени по 44-ФЗ
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон.

В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

Ссылка на основную публикацию