Государственная тайна: что это такое, определение

К слову, наказуемой является и утрата документов, которые содержат государственную тайну. Наказание представляет собой лишение свободы до трех лет (ст. 284 Уголовного кодекса РФ).

Государственная тайна — что это

У любого государства есть свои секреты. Их обнародование может сделать страну уязвимой, пошатнуть общественный строй или привести к другим крайне нежелательным последствиям. Объем скрытых сведений и способы их защиты по-своему уникальны и разрабатываются каждым государством самостоятельно. Определение того, что является государственной тайной, многогранно и включает множество нюансов от носителей до степени секретности.

Определение государственной тайны достаточно лаконично и дано в федеральном законе № 5485-1. Это в первую очередь информация, распространение которой может нанести существенный урон интересам и безопасности страны. Гриф секретности могут присвоить и научно-исследовательским разработкам, прототипам техники, новейших технологий и т. д.

Ограничить хождение сведений могут также в экономической, внешнеполитической и других отраслях. Большинство из них имеют хотя бы косвенное отношение к обороноспособности страны и национальной безопасности.

Например, в России к особо охраняемой информации относят фактические запасы некоторых химических элементов. Помимо упомянутых в законе № 5485-1 платине, платиновой группы металлов и природных алмазах (даже их наличие в хранилище ЦБ РФ), засекречены сведения и о других полезных ископаемых. Их перечень устанавливается и периодически обновляется Правительством РФ (Постановление № 210).

В зависимости от масштабности урона, который может нанести распространение той или иной информации, в России разработана классификация уровней гостайны:

  1. Особая важность. К этой группе относят информацию, утечка которой может нанести значительный вред интересам государства в военной, научной, экономической, разведывательной и иных сферах. Это наивысшая степень защиты гостайны.
  2. Совершенно секретно. Сюда попадают данные, свободное распространение которых, способно нанести ущерб какой-либо отрасли или ведомству в целом.
  3. Секретно. В такую категорию попадают все другие сведения, урон от их обнародования или передачи иным лицам наименее масштабен и наносится отдельным предприятиям (организациям).

Вместе с тем, не все сведения или статистические данные общегосударственного или местного значения могут быть засекречены.

С изменениями и дополнениями от:

6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г., 15 ноября 2010 г., 18, 19 июля, 8 ноября 2011 г., 21 декабря 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2017 г., 29 июля 2018 г., 30 декабря 2022 г., 9 марта, 11 июня 2022 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Полезное

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА — сведения военного, экономического и политичес кого характера, имеющие важное государственное значение и специально ох раняемые государством. Словарь финансовых терминов. Государственная тайна Государственная тайна в РФ защищаемые государством… … Финансовый словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно розыскной деятельности, имеющие важное государственное значение и специально охраняемые государством.… … Юридическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства. Виды… … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА — определенные законом сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством … Большой Энциклопедический словарь

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; … Официальная терминология

государственная тайна — Сведения, охраняемые государством, разглашение которых может оказать отрицательное воздействие на качественное состояние военно экономического потенциала страны или повлечь другие тяжкие последствия для ее обороноспособности, государственной… … Справочник технического переводчика

Читайте также:
Претензия на некачественный телевизор - бланк 2022

Государственная тайна — (англ. state secret; фр. secret d etat) сведения военного, экономического и политического характера, имеющие важное гос ное значение и специально охраняемые государством. Отношения, связанные с Г.т., в РФ регулируются Законом РФ «О… … Энциклопедия права

Государственная тайна — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

государственная тайна — определённые законом сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством. В Российской Федерации Закон о государственной тайне принят в 1993 с изменениями 1997. * * * ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА,… … Энциклопедический словарь

Государственная тайна — см. Тайна государственная … Контрразведывательный словарь

Государственная тайна — см. Тайна государственная … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Кому предоставляется допуск к государственной тайне?

Некоторые граждане ошибочно полагают, что для получения доступа достаточно трудоустроится в правоохранительные органы или отправиться на службу в армию. Это одновременно и верно, и нет. Суть в том, что гражданин, работающий, например, простым участковым полиции с момента окончания ВУЗа или колледжа и до даты ухода на пенсионное обеспечения может ни разу не столкнутся с необходимостью ознакомления с засекреченной информацией.

В то же время обычный слесарь, токарь, фрезеровщик и т.д., работающий на заводе, где изготавливается и производится военная техника, оружие и т.д. практически гарантировано с самого момента трудоустройства будет обязан хранить государственную тайну.

Обстоятельства, при которых гражданину придется стать хранителем секретной информации, касаются именно деятельности, которую он ведет в ходе работы/службы, а не определяются на основании трудоустройства в какую-либо конкретную организацию.

Однако есть три исключения, когда получение допуска к государственной тайне происходит автоматически при трудоустройстве или при начале ведения частной практики. К таковым ситуация относятся процессы по:

  • назначению членов Совета Федерации и Государственной Думы РФ;
  • назначению судей;
  • началу ведения частной адвокатской практики (касается только тех лиц, которые работают с делами, суть которых напрямую связана с какой-либо государственной тайной).

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В тексте Закона слова “Министерство безопасности Российской Федерации” заменены словами “Федеральная служба безопасности Российской Федерации” в соответствующих падежах с 9 октября 1997 года – Федеральный закон от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее – органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне (статья в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

Читайте также:
Каков срок заключения договора по 223-ФЗ?

система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и(или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством (абзац дополнительно включен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ).

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации “О безопасности” и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию):

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

абзац исключен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ. – См. предыдущую редакцию;

определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

абзац исключен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

2. Президент Российской Федерации:

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (абзац в редакции, введенной в действие с 20 октября 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 180-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

Читайте также:
Дата назначения пенсии по инвалидности

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

3. Правительство Российской Федерации:

организует исполнение Закона Российской Федерации “О государственной тайне”;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (абзац в редакции, введенной в действие с 20 октября 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 180-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям (абзац дополнен с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 294-ФЗ – см. предыдущую редакцию);

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой (абзац дополнительно включен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ).

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

Читайте также:
Список отделений ПФР в Алтайском крае

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию)

5. Органы судебной власти:

рассматривают уголовные, гражданские и административные дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах. Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов. Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Государственная тайна

Специалисты называют 89 федеральных законов, содержа­щих нормы о том или ином виде информации ограниченного доступа. К числу основных правовых актов подобного рода сле­дует отнести Декларацию прав и свобод человека и граждани­на, Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный ко­декс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и другие, а так­же специальные федеральные законы «Об информации, инфор­матизации и защите информации», «О государственной тайне». Исследование института государственной тайны актуально не только для выяснения вопроса, какая же именно информа­ция охраняется законом, но и для определения степени откры­тости государства перед своим народом и мировым сообществом. Законодательство о государственной тайне является своеобраз­ной границей между закрытостью информации, гарантирующей безопасность государства, и свободой доступа к открытой ин­формации. Рамки, принципы и уровень законодательного за­крепления института государственной тайны являются показа­телями современного правового государства.

Читайте также:
Владимир Путин внес изменения в Налоговый кодекс

Учитывая частоту встречаемости и недостаточное толкова­ние в законодательстве понятия «тайна», следует разъяснить его содержание и соотношение с понятием «конфиденциальная информация». В. Даль трактовал слово «тайна» как все сокры­тое, неизвестное, неведомое или нечто скрываемое, секретное, неоглашаемое. Под конфиденциальностью же понимается пред­отвращение возможности использования информации лицами, не имеющими к ней отношения. Появление в законодательстве об информации термина «конфиденциальность» наряду с тер­мином «тайна», по-видимому, оправдано. Слово «конфиденци­альный» происходит от латинского слова confidentia — доверие и означает «доверительный, не подлежащий огласке». Сравни­вая смысл названных терминов, можно увидеть, что они, в прин­ципе, обозначают одно и то же.

Тайна есть вид информации, доверенной узкому кругу лиц. При этом основаниями доступа личности к тайне могут быть ее профессиональная или служебная деятельность, семейно-брачные отношения и др. Общим для всех видов конфиденциаль­ных сведений является факт, что свободный доступ к ним огра­ничен в силу предписаний федерального законодательства. На­рушение неприкосновенности охраняемой законом тайны вле­чет юридическую (в том числе и уголовную) ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит право­вая обязанность не нарушать ее конфиденциальность.

Вопросы государственной тайны в РФ регулируются Зако­ном от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» с учетом изменений и дополнений, внесенных в его текст Федеральным законом № 131 от 6 октября 1997 г. Согласно преамбуле, этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесени­ем сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопас­ности государства.

Государственная тайна — защищаемые государством сведе­ния в области его военной, внешнеполитической, экономичес­кой, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может на­нести ущерб безопасности страны (ч. 2 ст. 2 Закона РФ «О госу­дарственной тайне»). Характер этих сведений обусловливает их особый правовой статус, выражающийся в процедуре засекре­чивания и рассекречивания, а также допуска к секретной ин­формации.

Закон РФ «О государственной тайне» определяет отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание как введение ограни­чений на их распространение и доступ. Статья 7 Закона РФ «О государственной тайне» закрепляет перечень сведений, не подлежащих ограничениям. К ним относятся следующие сооб­щения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угро­жающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях; о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохране­ния, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о ситуации с преступностью; о привиле­гиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных ва­лютных резервах РФ; о состоянии здоровья высших должност­ных лиц РФ; о фактах нарушения законности органами госу­дарственной власти и их должностными лицами.

Засекречивание должностными лицами перечисленных све­дений в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального вреда влечет уголов­ную, административную или дисциплинарную ответственность, гарантией чего служит право на обращение в суд.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляет­ся в соответствии со ст.ст. 9 и 11 Закона РФ «О государственной тайне» и определяется их отраслевой, ведомственной или про­граммно-целевой принадлежностью. Основным условием засек­речивания сведений является их соответствие общему (раздел П Закона РФ «О государственной тайне») и локальным переч­ням сведений, относимых к государственной тайне. Решение о засекречивании в каждом конкретном случае принимается ком­петентным должностным лицом, несущим за это персональную ответственность.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне», к го­сударственной тайне относятся сведения в военной области, в сфере экономики, науки и техники, внешней политики; мате­риалы разведывательной, контрразведывательной и оператив­но-розыскной деятельности.

Читайте также:
Образец акта приема-передачи к договору купли-продажи

Степень секретности сведений, составляющих государствен­ную тайну, соответствует размеру ущерба, который может быть нанесен национальной безопасности вследствие их распростра­нения (ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»). Уста­навливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие им грифы секрет­ности для носителей указанных сведений: «особой важности»; «совершенно секретно»; «секретно» (ч. 2 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»). Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности страны вслед­ствие распространения сведений, составляющих государствен­ную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»).

Допуск к государственной тайне — это процедура оформле­ния права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организа­ций — на проведение работ с использованием таких сведений (ч. 5 ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). Эта проце­дура предусматривает санкционированное полномочным долж­ностным лицом ознакомление конкретного лица со сведения­ми, составляющими государственную тайну (ч. 6 ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»).

Установлены три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для до­ступа их к сведениям более низкой степени секретности (ч. 16 ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне»).

Закон РФ «О государственной тайне» предусматривает осно­вания для отказа должностному лицу или гражданину в допус­ке к государственной тайне (ст. 22), условия прекращения до­пуска должностного лица или гражданина к государственной тайне (ст. 23) и ограничения прав должностного лица или граж­данина, допущенных или ранее допускавшихся к государствен­ной тайне (ст. 24).

Наряду с обычным порядком доступа к сведениям, составля­ющим государственную тайну, существует особый порядок до­пуска к государственной тайне (ст. 21): члены Совета Федера­ции, депутаты Государственной Думы, судьи на период испол­нения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к таким сведениям без проведения прове­рочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне». Сохранность государственной тай­ны в таких случаях гарантируется путем установления Зако­ном ответственности указанных лиц.

Рассекречивание сведений означает снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих госу­дарственную тайну, и на доступ к их носителям (ч. 1 ст. 13).

Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, являются: принятие государством меж­дународных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объек­тивных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является неце­лесообразной; истечение срока, установленного при засекречива­нии сведений, составляющих государственную тайну, и их носи­телей (максимальный срок — 30 лет); необоснованность засекре­чивания сведений и их носителей; в исключительных случаях срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей может быть продлен по заключению меж­ведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тай­не, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекре­чивания сведений и их соответствия установленной ранее сте­пени секретности. Эти решения подлежат согласованию с меж­ведомственной комиссией по защите государственной тайны, ко­торая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения. Граждане, предприятия, учреждения и органы государствен­ной власти РФ вправе обратиться к компетентным должност­ным лицам с запросом о рассекречивании сведений, отнесен­ных к государственной тайне. Такой запрос должен быть рас­смотрен в течение трех месяцев. При отсутствии полномочий для решения данного вопроса запрос в месячный срок с момен­та поступления передается в орган государственной власти, на­деленный такими полномочиями, либо в межведомственную ко­миссию по защите государственной тайны, о чем уведомляется податель запроса. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действую­щим законодательством.

Читайте также:
Каким может быть приговор

Обоснованность отнесения сведений к государственной тай­не может быть обжалована в суд. В случае признания судом необоснованности засекречивания сведений, они подлежат рас­секречиванию в установленном Законом РФ «О государствен­ной тайне» порядке.

Анализ правовых норм об информации ограниченного дос­тупа показывает, что многие из них носят декларативный и противоречивый характер. При этом следует учитывать, что если в советский период осуществлялась правовая защита только государственных секретов, то в настоящее время на законода­тельном уровне урегулирована защита различных видов инфор­мации с ограниченным доступом, разглашение (утечка) кото­рой может причинить материальный и моральный вред интере­сам личности, общества и государства.

4. Коммерческая тайна

Предметомправового регулирования в режиме коммерчес­кой тайны является некоторый набор сведений. Объектом ре­гулирования и правовой охраны выступают интересы собствен­ника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цельзаконодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя инфор­мации от постороннего вмешательства в ее использование. По юридической принадлежности режим коммерческой тайны мож­но отнести к категории гражданских прав и сравнить с правом на защиту личной свободы и правом на невмешательство в твор­ческую деятельность и частную жизнь граждан.

В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации определены признаки коммерческой тайны как осо­бого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее защиты. В статье 139 ГК РФ не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа со­ответствующих видов информации различна. Это вызывает про­блемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите.

В статье 139 ГК РФ информация подразделяется на служеб­ную и коммерческую. Речь идет о действительной или потенци­альной коммерческой ценности сведений, неизвестных третьим лицам. В силу их неизвестности владелец получает преимущества в производстве и реализации товаров на рынке. Многие решения, квалифицируемые как «ноу-хау», являются патенто­способными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов. В мировой практике такие новшества защищаются институтом коммерческой тайны. Что касается принятия мер к ее охране, то механизм реализации ограничения доступа к информации на законодательном уровне не урегулирован. Это осложняет ее охрану органами государ­ственной власти.

Законодательством определена система взаимоотношений между предприятием любой формы собственности и государ­ственными органами, осуществляющими контроль над его дея­тельностью. Однако механизм этих отношений не отработан, особенно в части ответственности должностных лиц за ущерб, причиненный предприятию вследствие незаконного использо­вания сведений, составляющих коммерческую тайну и полу­ченных в ходе проведения проверок или ревизий. Из всех госу­дарственных органов только Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его органы на местах несут в соответствии с законом ответственность за разглашение сведе­ний, составляющих коммерческую тайну предприятия. Осталь­ные отвечают за ущерб в целом, без уточнения конкретных на­казуемых действий. Возникают проблемы при выявлении фак­тов нарушения прав предприятий на коммерческую тайну, а также установлении ответственности за конкретные действия либо бездействие юридических или физических лиц и порядка возмещения ущерба.

Таким образом, проблеме регулирования процессов создания и использования коммерческой информации с ограниченным доступом законодатели уделяют в последние годы значительное внимание. Однако она все еще далека от полного решения. По­этому, учитывая практическую значимость механизма коммер­ческой тайны в современной экономике, можно смело утверж­дать, что принятие основополагающего закона в этой сфере — одна из самых актуальных и дискуссионных проблем российс­кого законотворчества.

Читайте также:
Как заставить управляющую компанию работать?

Понятие коммерческой тайны

Понятие коммерческой тайны подразумевает известную, исключительно ограниченному кругу лиц, информацию про организации, которые имеют вполне оправданный экономический интерес и, когда присутствует воля владельцев (руководителей) к сохранению ее секретности.

Коммерческая тайна, как защищаемый правом объект не существует вне предприятия. Подобной тайной могут являться сведения следующих видов:

  • технический;
  • производственный(сюда входят чертежи, модели, рецепты, штампы);
  • деловой (это все каналы поставок, сбыта, клиентские списки, текстовые договора).

Когда речь идет об экономической составляющей коммерческой тайны, существует один из способов обеспечения главных преимуществ самого предприятия в борьбе конкурентного характера. Естественно, тот, кто владеет тайной, вполне может запатентовать те технические сведения, которые уже имеются. Последнее может иметь место исключительно тогда, когда сами сведения отвечают базовым требованиям, которые предъявляются законом для прямого проведения данной операции.

Стоит заметить, что лицо может и отказаться от такого способа хранения тайны из соображений экономического характера, предпочитая свои личные усилия по сохранению тайны коммерческого вида.

В случае, когда речь идет о сведениях делового характера, то такая информация должна быть под юридической протекцией исключительно как тайна коммерческого вида.

Важно учесть, что существует вопрос того, какие именно сведения про организацию стоит засекречивать. Такой момент решают исключительно сами владельцы корпораций. Базовым моментом закрепления того, что представляет собой коммерческую тайну, служит корпоративный акт, именуемый Положением о конфиденциальности информации. В вышеуказанном акте перечисляются не только сведения, которые имеют отношение к конфиденциальным, но и абсолютно все субъекты, которые напрямую обязаны сохранять коммерческую тайну, сроки, в течение которых имеет место подобная обязанность, санкции, которые, как правило, следуют за ее грубое нарушение.

Защита коммерческой тайны

Как правило, протекция коммерческой тайны требует обязательных материальных затрат.

Например, в иностранных фирмах бюджет на затраты составляют 10–15% от всех расходов, которые тратятся на сам процесс производства.

Базовая система обеспечения полной безопасности для корпорации вмещает в себя следующие мероприятия организационного характера:

  • абсолютный контроль помещений и оборудования;
  • прямая работа с персоналом;
  • полная организация работы с документами конфиденциального характера;
  • базовые моменты работы с конфиденциальными сведениями, которые есть в компьютерах корпорации.

Содержание

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «О безопасности» и «О государственной тайне» (ст. 3 Закона «О государственной тайне») [Источник 2] .

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне (ст. 5).

Льфылдсфы.jpg

На распространение таких сведений государством устанавливаются ограничения с момента их создания (разработки) или заблаговременно; государство с целью упорядочивания обращения таких сведений формирует необходимые нормативные акты (перечневую систему засекречивания).

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Руководствуясь данными перечнями, исполнители определяют степени секретности сведений, устанавливают грифы секретности разрабатываемых ими документов (носителей) и выполняют ограничительные мероприятия.

Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения (ст. 7):

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
Читайте также:
Принудительное лечение от алкоголизма

98283278323.PNG

  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Степени секретности

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие разглашения данных сведений. Устанавливаются 3 степени секретности сведений и соответствующие им грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Рассекречивание сведений

Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, (снятия ограничений на их распространение) являются:

  • взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
  • изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны [Источник 3] .

Ограничения

Лица, допущенные к сведениям степени «совершенно секретно» или «особой важности», могут быть частично ограничены в своих конституционных правах. Такие ограничения могут быть установлены исключительно в индивидуальном порядке органами безопасности на основании заключения об осведомлённости лица в сведениях, составляющих государственную тайну.

Infbez.jpg

Должностные лица, допущенные к государственной тайне в Российской Федерации

Должности, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, содержатся в перечне, утверждённом Распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп [Источник 4] :

  1. Председатель Правительства Российской Федерации
  2. Генеральный прокурор Российской Федерации
  3. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
  4. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
  5. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  6. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  7. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации
  8. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  9. Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации
  10. Председатель Следственного комитета Российской Федерации
  11. Федеральный министр
  12. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  13. Председатель Счетной палаты Российской Федерации
  14. Председатель Центрального банка Российской Федерации
  15. Президент Российской академии наук
  16. Руководитель (директор) федеральной службы
  17. Руководитель (директор) федерального агентства
  18. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации
  19. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  20. Руководитель организации, наделенной в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности

Ответственность за нарушение режима государственной тайны

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Ст. 26 Закона предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа (ст. 13.13. КоАП РФ).

Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:

    «Государственная измена». Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей. «Шпионаж». Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет. «Разглашение государственной тайны». Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет. «Утрата документов, содержащих государственную тайну». Наказание: лишение свободы до 3 лет.
Читайте также:
Правила вывоза ребенка в Турцию

При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким «нехорошим» статьям ставит крест на его дальнейшей карьере.

защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Подробную расшифровку каждого вида сведений дает Закон РФ “О государственной тайне “от 21 июля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 6 октября 1997 г. Это понятие связано с конституционным правом на информацию. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Далее статья гласит: “Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом”.

Порядок допуска к государственной тайне

Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63

«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:

  • члены Совета Федерации РФ,
  • депутаты Государственной Думы РФ,
  • судьи на период исполнения ими своих полномочий,
  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.
Ссылка на основную публикацию