Бензин не должен стоить больше 20 рублей за литр

На самом деле самый доступный бензин в Венесуэле, где стоимость 1 литра топлива составляет всего 0,39 рублей (39 копеек. ). При среднедневном доходе населения Венесуэлы в 1 057 рублей, получаем что для покупки одного литра бензина житель этой страны в среднем потратит всего 0,25% от своего дневного заработка*.

Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х

После февральского срыва сделки ОПЕК+ нефтяные котировки рухнули до уровней середины 2000-х. При этом цены на бензин в России не снижаются. Forbes объясняет, почему так происходит и кто от этого выигрывает

Что происходит с ценами на нефть и бензин. В феврале средняя цена на российскую нефть Urals составляла $54,53, а к 6 мая цена нефти этой марки опустилась до $24,8 за баррель (причем в апреле Urals дешевела до минимума с 1999 года, до $10,5). Снизились и оптовые цены на бензин — с 1 февраля стоимость АИ-92 упала на 11% до 39 970 рублей за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Но стоимость литра на заправке почти не меняется. По данным ЦДУ ТЭК, на 3 мая по сравнению с первой неделей февраля средняя розничная цена литра бензина марки АИ-92 сократилась на шесть копеек — до 43 рублей, марки АИ-95 — на три копейки, до 46,07 рубля, летнего дизтоплива выросла почти на 30 копеек до 47,38 рубля.

Почему цены на бензин не снижаются вслед за нефтяными котировками. Если вкратце, то таковы особенности налогового регулирования отрасли, они не предполагают снижения цен на бензин — только умеренный рост. С 2019 года в России заработал так называемый демпферный механизм. Его суть в том, что он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры. Так, если за рубежом цены на бензин высокие, бюджет выплачивает компаниям часть премии, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством, — в 2022 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина.

Зачем понадобился демпфер. Весной 2018 года на фоне роста нефтяных котировок в России резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо. Правительству пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. В результате совещаний нефтяников с правительством возникло джентльменское соглашение — нефтяники не будут повышать стоимость бензина на заправках быстрее, чем растут темпы инфляции в стране, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. По его словам, компании подтверждали такую договоренность. Джентльменское соглашение закончилось в 2019 году, тогда и заработал демпферный механизм. Фактически он стал платой за это соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета, если цены на мировых рынках выше внутренних. Но в текущей ситуации демпферный механизм начинает работать против нефтяников.

Как сейчас работает демпферный механизм. Расчетная цена на тонну бензина в 2022 году составляет 53 600 рублей. Для подсчета демпфера она сравнивается с расчетной экспортной альтернативой — нетбэком. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Если разница между нетбэком и расчетной ценой положительная, она умножается, в случае с бензином, на 68% — это то, что компании получают из бюджета за упущенную выгоду, которая возникает из-за того, что они не повышают цены на внутреннем рынке. Если разница отрицательная, то она также умножается на 68% — эту сумму уже платят компании бюджету за то, что они продают бензин дороже, чем на зарубежных рынках.

В январе 2022 года величина экспортной альтернативы составила 53 773 рубля — разница 173 рубля, компании получали по 117,6 рубля из бюджета за тонну бензина, объясняет старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. В апреле же величина экспортной альтернативы упала, по подсчетам Кокина, примерно до 27 400 рублей — компаниям предстоит заплатить в бюджет порядка 17 800 за тонну.

Демпфер позволил получить нефтяникам в 2019 году, пока цены на нефть были высокими, 282 млрд рублей. Еще 23 млрд рублей поступило в первые два месяца 2022 года. В марте 2022 года, после изменения конъюнктуры на рынке, нефтяники заплатили в бюджет 10,5 млрд рублей. По ожиданиям Минфина, при ценах на нефть на уровне $22-27 за баррель поступления в бюджет составят ,9–1,1 млрд в месяц. По оценке министра энергетики Александра Новака, при цене нефти $20 за баррель в бюджет должно поступить 1 трлн рублей. Статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов оценивал объем выплат, которые нефтяным компаниям предстоит сделать в 2022 году, если нефтяные котировки останутся на уровне $25-30 за баррель, примерно в 700 млрд рублей.

Таким образом, у нефтяников нет стимула снижать цены на бензин, наоборот — сохранение цен позволяет им за счет конечного потребителя делать бюджетные выплаты.

Почему дешевеет бензин на бирже. Оптовые цены просели из-за дисбаланса спроса и предложения. Из-за ограничений на передвижение россиян, связанных с пандемией коронавируса, спрос на топливо упал почти в два раза. Планы компаний по биржевым продажам существенно превышали потребности покупателей, говорит Максим Назаров. Сейчас компании сократили планы по суточным продажам топлива в два раза — с 12 600 тонн в апреле до 6 400 тонн в мае. Двадцатого апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже составила 35 770 рублей за тонну, а издержки компаний (акциз плюс выплаты по демпферу) — 38 070 рублей за тонну, приводил подсчеты экспертов «Аналитика товарных рынков» РБК. Оптовые цены сделали производства бензина нерентабельным, говорит Назаров, и сейчас компании говорят, что продолжают продавать бензин из соображений социальной ответственности.

Кому нефтяники продают бензин. В 2019 году порядка 9% произведенного бензина уходило за рубеж, на внутреннем рынке реализовывалось свыше 90%, говорит Максим Назаров. Что касается внутреннего спроса, то, согласно требования ФАС, компании должны продавать не менее 10% на товарной бирже (этот показатель до 30 июня снижен до 5%), который покупают независимые АЗС. В 2019 году на бирже продавалось около 20% от всего производимого в стране бензина, еще 20% уходило нефтебазам и 60% — аффилированным АЗС.

Читайте также:
Сколько стоит детский билет на автобус

Получается, что независимые заправки, удерживая розничные цены, должны получать хорошую маржу? Сейчас на заправках средняя цена составляет 42-43 рубля за литр, оптовая — 29,5 рубля, если вычесть издержки в районе 7,5 рублей за литр, то заправкам остается по 5,5 рублей с литра, подсчитал Максим Назаров. Текущая маржа почти вдвое больше той, что АЗС получали до кризиса. Могут ли заправки поделиться частью этой маржи с потребителем, снизив цены? Увы, нет. Если до кризиса среднестатистическая заправка прогоняла около 10 000 литров бензина, то сейчас этот объем снизился до 5000 литров, соответственно снизился и денежный поток, говорит Назаров. Расходы же остаются прежними — никто не отменял аренду, плату за электричество, охрану и выплаты зарплат сотрудникам. К тому же заправки в целом не любят снижать цены во время флуктуаций на рынке, так как ФАС очень строго следит за повышением цен, и при стабилизации ситуации у АЗС может появиться дополнительная головная боль, добавляет Назаров.

Стоит ли отменять демпфер. Механизм демпфера изначально не был настроен под действие при таких низких ценах на нефть, говорит главный экономист «ФК Открытие» Максим Петроневич. Но сейчас государство находится куда в более худших условиях, чем нефтяники, считает он. Если нефтяники могут позволить себе снижение расходов, то государству, наоборот, надо наращивать сейчас этот показатель — финансировать и нацпроекты, и антикризисные меры. Тем временем нефтегазовые доходы бюджета резко снижаются, ненефтегазовые налоговые поступления — тоже.

С одной стороны, в сложившихся условиях демпфер действительно неудобен нефтепроизводителям, с другой – сейчас в неудобной ситуации оказались все участники рынка: население, бизнес и государство, говорит Петроневич. А консенсуса о том, как именно будут профинансированы расходы государства, пока что нет. Один из путей финансирования дефицита бюджета без масштабного использования средств Фонда национального благосостояния — выпуск ОФЗ на 3-4 трлн рублей. Но очевидно, что в текущих условиях занимать будет все труднее, поэтому государству важны любые доходы, в том числе и от нефтяников за бензин. Поэтому, с высокой вероятностью, существенных уступок от правительства в вопросе перечислений от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок ждать не стоит, резюмирует Петроневич.

Проблема, что в нынешнем сценарии потребитель по сути оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды. Но правительство не может в срочном порядке отменить демпфер — на поправку к налоговому кодексу уйдет минимум полгода, полагает старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. К тому же даже если демпфер и будет снижен, не факт, что эти деньги дойдут до конечного потребителя и конвертируются в снижении цен на заправках — они вполне могут «застрять» где-то в структуре нефтяной компании, опасается Максим Назаров. Тогда вопрос – зачем это делать.

По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, если правительство вводит какие-то налоги, то они должны работать системно и иметь постоянную формулу на протяжении длительного времени. Постоянно менять правила игры нельзя. Но в текущей ситуации конечный потребитель сильно проигрывает от демпфера, а значит снижается конкурентоспособность для таких отраслей, как, например, сельское хозяйство. Раньше у России было преимущество, связанное с низкой стоимостью топлива, сейчас оно ушло, говорит Полищук.

Чиновники и сами не демонстрируют готовности менять сложившееся регулирование. Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» заявил, что нефтяники не обращаются к министерству с просьбами пересмотреть правила демпфера. «Идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Все по-честному. Во времена высоких нефтяных цен все равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам», — сказал Силуанов. Новак также говорил в начале марта, что никаких изменений в инструмент вносить не планируется. А замминистра энергетики Павел Сорокин назвал демпфер очень важным элементом поддержки бюджета для борьбы с коронавирусом.

Как дорожало топливо

Цена топлива в России увеличивается непрерывно, но с 2008 года средние темпы составляли в районе 2 рублей в год. Исключением был , когда топливный кризис привел к резкому росту цены литра на рубля. После этого правительство приняло ряд мер, например, временно снизило акцизы и ввело мораторий на удорожание горючего свыше темпов инфляции. Это неформальное соглашение между правительством и крупными нефтяными компаниями действует до сих пор, и его результатом стала искусственная стабилизация цен.

Но в 2022 году топливо снова пошло в рост: по данным Росстата, в 2022 году стоимость бензинов и изменилась более чем на 8% (около 4 рублей), а дизтоплива — на 10%. То есть темпы увеличения цены почти вдвое выше, чем в среднем за предыдущие 15 лет. А в августе 2022 года резко взлетели цены на пропан-бутан.

Инфографика: Полина Авдошина / 74.RU

Но мне все равно дорого!

А теперь давайте поговорим о том, что формирует цену на бензин. В нее входит несколько составляющих. Это — НДС (20%), акцизы (в общей сложности — 21%), расходы на переработку и транспортировку нефти, а также прибыль АЗС (в общей сумме около 17%) и собственно сама добыча нефти (оставшиеся 42%). Причем в стоимость последней еще и заложен так называемый Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который составляет 30% от стоимости топлива в рознице.

То есть 71% от цены бензина в рознице — это различные налоги и сборы! Более того, в России еще действует так называемый демпфирующий механизм, призванный сдержать цены на топливо. В общих чертах он работает так: если экспортная цена бензина и дизтоплива оказывается выше внутрироссийской, государство компенсирует нефтяным компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, нефтяники делятся с государством частью «сверхприбыли» от внутренних продаж топлива.

То есть в стране работает сложная схема: с одной стороны, государство получает значительные поступления в бюджет от продажи топлива, но с другой стороны — сдерживает цены на АЗС, чтобы избежать подорожания товаров (в первую очередь — продуктов), социальной напряженности и т. д. Не так давно замглавы Минэнерго Павел Сорокин рассказал, что без демпфирующего механизма розничная цена бензина была бы на 15 рублей выше и составила бы примерно 63-65 рублей.

Читайте также:
Порядок получения посылки на почте наложенным платежом

«Бензин доступен: все АЗС работают, цены у нас одни из самых низких в Европе. В рознице у нас все нормально. А вот ненормально в самой отрасли — оптовые цены могли бы вырасти еще больше, если бы не демпфер, — соглашается президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Как рассказал Дрому эксперт, цены на топливо внутри страны действительно ниже экспортных, и достигается такой паритет исключительно благодаря демпферному механизму. — Безусловно, это обеспечивается налоговыми поступлениями. Однако розничные цены растут в пределах инфляции, и это хорошо для автомобилистов. Многие другие товары, продукты питания, металлы и т. д. растут совершенно другими темпами», — добавил эксперт.

Если мысленно перенестись в 2011 год, окажется, что цена литра бензина в районе 26-29 рублей примерно соответствовала 0,65-0,7 евро, поскольку курс европейской валюты в то время составлял примерно 39,7-43 рубля. То есть в пересчете на валюту стоимость бензина за десять лет осталась примерно на том же уровне! А что с доходами? Средняя зарплата в 2011 году, по статистике, равнялась почти 24 000 рублей, то есть примерно 600 евро. В свою очередь в 2022 году, согласно Росстату, аналогичный показатель равняется уже 56 171 рублю или примерно 630 евро. То есть доходы за десять лет тоже практически не изменились!

Можно ли сделать бензин дешевле? Можно! Для этого нужно пойти по пути Венесуэлы и Ирана и начать еще больше субсидировать продажу топлива. То есть больше оплачивать доступность бензина из бюджета. Результаты будут фантастические — на первый взгляд. Например, в Венесуэле бензин в пересчете на европейскую валюту стоит 0,017 евро, в Иране — 0,051 евро. Правда, никакого рая для водителей это не приносит. Во-первых, заниженная цена провоцирует дефицит. Помните жуткие кадры с венесуэльских заправок, где водители стоят в километровых очередях? А во-вторых, цены на топливо все равно растут. И в Венесуэле, и в Иране в 2019-2022 годах было проведено официально повышение цен на бензин, и в обеих странах после этого вспыхивали беспорядки. Поэтому лучше думать не о формальных ценах, а о поднятии реальных доходов населения.

Литр бензина должен стоить 15 рублей

Средняя российская семья тратит на автомобильное топливо почти 10% своего бюджета, в то время как у американцев эти расходы составляют лишь 1-2%. Главный нефтяник страны уверен, что ситуацию надо менять. Он назвал «справедливую» цену на бензин.

От Monster до Vlada. 8 самых дорогих и крутых Lada Niva

Литр бензина должен стоить 15 рублей

В открытом письме, опубликованном сегодня в «Российской газете», глава Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль рассказал, почему нефтяная отрасль в России находится в удручающем состоянии и от чего следует отталкиваться при расчете цен на автомобильное топливо.

Несмотря на то что Россия входит в число крупнейших экспортеров «черного золота», уровень нефтепереработки в нашей стране оставляет желать лучшего, уверен Шмаль. По сравнению с развитыми странами «мы плетемся в самом хвосте». Заводы устарели и морально, и технологически. «Многие из них были построены или до войны, или сразу после войны по ленд-лизу. Это, например, заводы в районе Самары. Естественно, что технология, которая там используется, совершенно не отвечает современному уровню», – отметил нефтяник.

Ситуация не просто удручающая, со стороны она кажется дикой: в то время как американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, россияне – лишь 120 литров. Отсюда и поразительно высокая стоимость бензина, отметил Геннадий Шмаль. Несмотря на это, цены надо снижать и не кивать при этом на Европу, где литр автомобильного топлива стоит в несколько раз дороже, чем в нашей стране, уверен главный нефтяник России.

«Когда нам говорят, что у нас бензин дешевле, чем в Европе, это не повод для того, чтобы завышать цену. Да, бензин у нас дешевле, чем в Европе, но если сравнивать с США, Венесуэлой, Кувейтом, Ираном, то бензин у нас намного дороже. Большинство европейских стран не имеют своей нефти, к тому же там дорожный налог входит в состав цены на бензин», – осадил Геннадий Шмаль тех, кто любит приводить в пример «западный опыт».

Глава Союза нефтегазопромышленников считает: вполне возможно привязать стоимость топлива к продуктам первой необходимости. Например, к хлебу. «Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 рублей, то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин у нас могла бы быть примерно 15 рублей. Ведь заводская цена 10 рублей. А мы сегодня продаем литр 95-го за 30 рублей», – рассказал Шмаль.

Не обошел он своим вниманием и недавний топливный кризис. Напомним, в отдельных регионах страны стоимость бензина взлетела до 50 рублей за литр, на заправках выстроились очереди, зашла речь о введении талонной системы. Катастрофа разразилась в апреле. Рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, сложившийся с ростом внутрироссийских акцизов на бензин и неготовностью НПЗ производить топливо класса Евро-3, привел к тому, что нефтяным компаниям стало гораздо выгоднее отправлять бензин на экспорт, чем реализовывать его внутри страны. А крайними, как водится, оказались автомобилисты, да и все остальные налогоплательщики – ведь стоимость топлива напрямую влияет на цену всех без исключения продуктов и товаров.

В то время как американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, россияне – лишь 120 литров

Первым от дефицита ГСМ пострадал Алтайский край. Затем ценники начали расти в Сибири и Забайкалье, в Брянской, Белгородской и Тамбовской областях. На одном из автомобильных интернет-форумов в теме обсуждения цен на топливо участник из Ангарска (Иркутская область) сообщил, что за один только уикенд стоимость литра 92-го выросла с 24 до 26,2 руб.

Правительство РФ отреагировало на топливный кризис карательными мерами. Уже в конце апреля Федеральная антимонопольная служба начала проверку в отношении поставщиков нефтепродуктов в 20 регионах России, а экспорт бензина был обложен запретительными пошлинами, которые затем продлили еще на месяц – до конца июня 2011 года.

«Необходим тщательный контроль в розничной торговле нефтепродуктами. Дефицита топлива на АЗС в стране не должно быть. Нонсенс это», – заявил на днях премьер Владимир Путин. Аналогичного мнения придерживается и Геннадий Шмаль: «Совершенно недопустим дефицит топлива, который имел место в апреле. Это надо ухитриться: в стране, которая добывает больше всех нефти в мире, создать дефицит бензина».

Читайте также:
Правила вывоза ребенка в Турцию

Нефтяник уверен, что будущее отрасли (и кошельков автовладельцев) – за переоснащением действующих заводов, а также строительством новых. «Я убежден, что нужно строить и новые заводы. Неправильно то, что мы сегодня половину нефти вывозим за рубеж и таким образом поддерживаем там нефтепереработку, создаем рабочие места. Нам нужно у себя строить заводы и отправлять на экспорт бензин, дизельное топливо, керосин и другие продукты переработки. Такой задачи у нас сегодня, к сожалению, нет», – покаялся Геннадий Шмаль.

Между тем контролировать ситуацию в нефтяной отрасли взялся лично Владимир Путин. На профильном совещании, которое прошло 8 июля в городе Кириши, премьер рассказал, какие именно следует предпринять шаги, чтобы не допустить повтора апрельского кошмара. В первую очередь следует модернизировать существующие НПЗ и приступить к строительству дополнительных заводов – эти слова, как видно выше, глава Союза нефтегазопромышленников фактически процитировал в своем сегодняшнем письме.

«Мы пойдем навстречу только тем компаниям, которые подпишут соглашения, в том числе по порядку и срокам введения новых техрегламентов на нефтепродукты. Однако в случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли», – сказал премьер.

Чтобы избежать сезонного дефицита топлива, Владимир Путин также предложил нефтяникам согласовывать планы по ремонту НПЗ с Минэнерго и Ростехнадзором. «Все плановые ремонтные работы на НПЗ должны быть синхронизированы, чтобы одновременная остановка НПЗ не дестабилизировала бы рынок, не порождала искусственный дефицит и, не дай бог, не вызвала бы трудностей в прохождении осенне-зимнего сезона», – сообщил премьер.

Отметим, что к настоящему моменту, согласно данным Росстата, средние цены на бензин в РФ достигли 25,46 руб. за литр. Так, литр 76-го стоит 23,52 руб., литр 92-го – 25,47 руб., а литр 95-го – 27,32 руб. Что касается дизельного топлива, то здесь ценник держится на уровне 24,49 руб. за литр.

Эксперт назвал условие для снижения цен на бензин в России до 20 рублей за литр

Стоимость бензина может снизиться в России только при укреплении рубля. Об этом заявил вице-президент по стратегическому развитию «Лукойла» Леонид Федун в понедельник, 19 июля.

— Если, условно говоря, евро будет стоить тоже 20 или 30 рублей. Даже если будет стоить 50, тогда бензин будет по 20 рублей, — объяснил бизнесмен.

Федун добавил, что валютный курс в стране работает «только в сторону повышения», как и в случае с базовой ставкой Банка России. Это, по его словам, обременяет людей, взявших ипотеку, так как им приходится платить больше.

С начала года стоимость бензина в России выросла на 4,7 процента, отмечает ТАСС.

18 июля президент Независимого топливного союза Павел Баженов сообщил, что в стране были созданы условия для увеличения оптовых цен на бензин. С одной стороны, существует благоприятная внешняя конъюнктура, которая представляет собой высокий уровень роста стоимости нефти, так как восстанавливается спрос.

При этом рубль, который, как правило, показывал укрепление при подорожании черного золота, не закрепил свои позиции, объяснил он. Помимо этого, наметился налоговый диспаритет, который сдвинут не в пользу внутреннего рынка. Это означает, что экспортная пошлина с начала 2022 года уменьшилась, а акциз снова проиндексировали вверх.

В Новом году литр бензина АИ-95 будет стоить 20 рублей

В Новом году литр бензина АИ-95 будет стоить 20 рублей

Самый дорогой бензин в Москве на двух АЗС «Лукойла» – на Азовской и 7-й Кожуховской. Там 95-м торгуют по 24,5 рубля. Но и на этих заправках, заявили эксперты, цена скоро упадет. Однако, как выяснил DAILYONLINE, «американская мечта» отечественного автомобилиста — 11 рублей за литр — так и останется несбыточной, поскольку наш рынок контролируют 5 олигополий.

«Я и сейчас не отказываюсь от своих слов: 16-17 рублей за литр — это реально»

Цены на самый ходовой бензин марки Аи-92 в январе 2009 года могут упасть до 16-17 рублей, сообщил на прошлой неделе вице-президент Российского топливного союза и президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша.

Это неожиданное заявление Аркуша сделал на заседании Комитета Госдумы по транспорту, как признался он DAILYONLINE, в обстоятельствах, несколько давивших на него. «Но и сейчас я не отказываюсь от своих слов», — заявил глава МТА.

Оказалось, для того, чтобы прогноз стал реальностью, необходимо выполнение ряда условий: не должно произойти резкого скачка цен на нефть, снизятся налоговая нагрузка на нефтяников и пошлина для экспортеров. За минувшую неделю бензин «народной» марки Аи-92 стал дешевле на 2,2%, Аи-95 – на 1,7%. И причем это — уже тенденция последних недель, которая продолжится и в дальнейшем, считает Аркуша.

В падении цен на 4-5 рублей за две недели до указанного срока сомневается Домир Хальметов, ведущий аналитик консалтинговой компании «Вертен групп». В отличие от розницы оптовики в последние месяцы скинули цены на 50%. Сейчас они продают Аи-92 за 14,5 тысячи рублей за тонну (11,07 рубля за литр), Аи-95 — 20 тысяч (15,30 рубля).

Чтобы достичь такого уровня цен, рознице при темпах снижения в 2% потребуется намного больше времени. К концу января — через 5-6 недель — цена на бензин марки Аи-92 может опуститься на 2-3 рубля – примерно до 18-19 рублей. «Но и это еще большой вопрос — не стоит забывать о предстоящем подорожании услуг энергетиков, транспортников», — уточнил Хальметов.

Для резкого обвала цен, утверждает он, нет экономических предпосылок, но зато есть политическая воля и механизмы административного давления.

Для нефтяников настала пора платить по счетам

Действительно, время, когда цены на топливо опускались на копейки, а потом зависали, прошло.
«Власть ждет ответных шагов на свои действия: снижение налоговой нагрузки, пошлин и изменение правил их расчета, выгодного для нефтекомпаний», — согласился Павел Строков, директор по маркетингу и развитию исследовательского центра «Кортес». По его словам, пока автозаправочные сети работают еще по «старым» контрактам с оптовиками. Когда бензин пойдет на АЗС по новым, цены станут другими. В начале 2009 года 92-й может подешеветь с 21 до 18-19 рублей за литр, а 95-й – с 23 до 20-21 рубля.

В случае «целенаправленной принудительной политики» властей снизить цены до 16-17 рублей за литр несложно даже в январе, убежден директор одной из брендовых автозаправок Ростова-на-Дону. «Да и сейчас несетевые АЗС уже работают по таким ценам. Я сам в Краснодарском крае недавно заправился за 15,8 рублей вполне приличным бензином», — сообщил он DAILYONLINE.

Читайте также:
6 вариантов бизнеса с вложениями до 200 тысяч рублей

Маржа заправщиков доходит до 10 рублей за литр

Такие компании получают прибыль на более быстром обороте, они были бы в выигрыше и в том случае, если бы бензин стоил 15 рублей и даже меньше. «В начале 2000-х заправщики радовались 20-40 копейкам маржи, а когда прилипал рубль с литра считали: в дом пришло счастье. А теперь в пиковый сезон маржа доходит до 10 рублей, никто от нее отказываться добровольно не станет. Зачем бензин продавать дешевле, когда его покупают и по высоким ценам», – убежден руководитель бензоколонки.

Маржа больше у малых торговцев бензином, у крупных компаний больше расходов на транспорт, содержание управленческого аппарата, множество других расходов, уточнил независимый эксперт автомобильного Константин Прохорцев.

Кто торгует самым дорогим бензином

В Москве, по данным Евгения Аркуши, работают 850-900 автозаправочных станций. С 8 по 15 декабря, согласно исследованию МТА, средняя цена на «народный» 92-й бензин снизилась в столице на 52 копейки и составила 20,86 рублей за литр, на 95-й – на 57 копеек до 22,80 рублей.
По состоянию на 15 декабря самыми дорогими являются следующие заправки.

Рейтинг самых дорогих АЗС Москвы

Лукойл-Центрнефтепродукт (бренд «Лукойл») — 106 АЗС — 21,20 (Аи-92) — 23,90 (Аи-95)
Петрол Комплекс (British Petroleum) — 31 — 21,89 — 23,09
Татнефть-АЗС-Запад (Татнефть) — 36 — 21,19 — 23,18
Техинвест — 4 — 21,10 — 23,10
Кедр-М — 47 — 21,00 — 22,85
Транс АЗС — 28 — 20,94 — 22,92
ЕКА-АЗС (Роснефть) — 58 — 20,77 — 22,72
Жигули — 4 — 20,70 — 22,70
Газпромнефть-Центр (Сибнефть) — 26 — 20,63 — 22,53
МТК — 70 — 20,61 — 22,62
ТНК-Столица (ТНК) — 81 — 20,48 — 22,07
Трансэнергоснаб (Лукойл) — 22 АЗС — 20,40 (Аи-92) — 22,40 (Аи-95)

Самый дешевый бензин

Самые низкие цены зафиксированы на автозаправке №159 (МТК) по адресу: 1-ый Дорожный проезд. Литр Аи-92 обходился в 18 рублей.

Эксперты компании «Ритейл Аудит» обращают внимание, что цены на участках внутри и вне третьего транспортного кольца (ТТК) значительно отличаются. Так, 3-10 декабря «народный» бензин на участке ближе к центру города стоил 20,5 рублей, а от ТТК до МКАД — 18 рублей.

Самый дешевый бензин в Новосибирске, самый дорогой – в Иркутске

Самый дешевый бензин в восьми городах, где «Ритейл Аудит» проводит еженедельный мониторинг розничных цен, — в Новосибирске (17,9 рублей за Аи-92 и 20,9 рублей за Аи-95). Самые дорогой город — Иркутск. Практически на всех АЗС областного центра цены одинаковые — 92-й — 23,8 рубля, 95-й — 29,4 рубля.

С помощью нехитрых приемов с каждого бензовоза заправщики получают дополнительно 100-150 литров

По сведениям DAILYONLINE, сейчас на российских заправках наступило самое благоприятное время для недолива. Все происходит само собой по законам физики. Привезенный с завода бензин, попав с мороза в теплый резервуар АЗС, автоматически расширяются и “прибавляет” в объеме. Таким образом, с каждого бензовоза заправщики получают дополнительно 100-150 литров или около 2,5 тысяч рублей.
Сами заправщики, не полагаясь на природу, наработали немало способов экономии топлива: от мелких махинаций с заправочным шлангом, в котором можно сохранить несколько сотен миллилитров, до «нужной» настройки приборов, показывающих, сколько топлива залито в бензобак.

В каждой колонке устанавливается чип контроля точности налива горючего. Чипы включаются с помощью тумблера, которым руководит оператор. Нажатием руки вместо оплаченных 20 литров Аи-92 в бензобак попадет 18 литров 600 граммов. А на электронном табло колонки высвечивается 20 литров и их стоимость по действующим ценам.
Информация о количестве реализованного горючего и сумме дневной выручки является закрытой.

Но газета «Московский комсомолец» рассчитала доход «королей бензоколонок» теоретически. Выручка АЗС за смену составляет от 230 до 330 тысяч рублей. Это примерно от 12 до 15 тонн горючего. Экономия на недоливе (взята гуманная пропорция 500 граммов на 10 литров) колеблется от 600 до 750 литров в емкости. Соответственно, сумма прибыли будет начинаться от 11-12 тысяч рублей в день.

Создатели современной бодяги продолжают дело Василия Али-Бабаевича

Но самый распространенный способ получения дополнительных доходов — бодяжничество. Бодяжники продолжают дело одного из «джентельменов удачи» Василия Али-Бабаевича, которому Савелий Крамаров не доверял и все спрашивал: «А ты не был шакалом, когда бензин ослиной мочей разбавлял?».

Смысл их работы — превратить некачественное топливо в бензин Аи-92 и Аи-95. Все просто: добавляя самые дешевые и вредные присадки, надо добиться повышения октанового числа бензина. Например, 50 мг ферроцена на литр бензина превратит Аи-92 в Аи-95. Такой «обогащенный» бензин сжигает свечи и каталитические нейтрализаторы автомобилей.

В советское время Василий Али-Бабаевич сидел: «год за бензин, три за побег, пять за детсад». Чего добиваются московские власти и для создателей современной бодяги. Пока они платят только штрафы. В Москве с этого года для мелких заправщиков максимальный штраф составляет 50 тысяч рублей. Владельца АЗС при первом нарушении могут наказать 400 тысячами рублей. А при повторном попадании в “черный список” — миллионом рублей.

Московские власти активно настаивают на введении уголовной ответственности для бодяжников. Штраф в 400 тысяч они могут «отбить» за день работы, напугать их можно только «отсидкой», считает Леонид Бочин, министр правительства Москвы, руководитель городского Департамента природопользования и охраны окружающей среды.

Запрет на производство бензина класса «Евро-2» откладывается год

В Москве, утверждает эксперт Константин Прохорцев, ситуация с суррогатным бензином намного лучше, чем в регионах. Здесь налажен контроль за производством и реализацией топлива, в основном действуют сетевые АЗС, которые не «бодяжат».

Этим занимаются прежде всего независимые операторы, а они практически вытеснены из столицы. Кроме того, в столице много дорогих автомобилей, владельцы которых не будут экономить на бензине.
А вот заправки за МКАД автомобилисты называют большой лотереей. Прохорцев советует заливать топливо «по полной» в Москве, и если его не хватает – искать в Подмосковье брендовые заправки, за работой которых следят все-таки строже.

Одной из главных причин продажи некачественного бензина он назвал затягивание с введением более жестких требований к производству топлива. Нефтянникам удалось пролоббировать перенос сроков введения техрегламента, который предусматривал запрет производства топлива стандарта “Евро-2” с 1 января 2009 года, стандарта “Евро-3” — с 2010 года и стандарта “Евро-4” — с 2012 года. После 2013 года планировалось перейти на стандарт “Евро-5”, который в России и вовсе пока не производится.

Читайте также:
Заявление о фальсификации доказательств

Сегодня исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко подтвердил, что отечественные НПЗ получат право выпускать бензин класса “Евро-2” до 2010 года.

По данным РТС, в России около 55% производимого автомобильного топлива представлено маркой “Евро-2”. В Москве 95-й бензин использует половина автовладельцев, в регионах – не более 20%. Остальные заправляют машины более дешевым Аи-92.

Эта недостижимая «американская мечта» — 11 рублей за литр

Снижение стоимости бензина до 16 рублей — это далеко до «американской мечты», говорит Павел Строков из «Кортеса». В розничной системе продаж США с падением цен на нефть, снижается стоимость бензина.

Топливо с октановым числом 87 в штате Иллинойс — $1,5 за галлон (39 центов или 11 рублей за литр). В Нью-Йорке галлон бензина класса premium (начиная с топлива с октановым числом 92) стоит приблизительно $2 (около 50 центов или 14 рублей). Фьючерс на бензин с поставкой в январе уходит уже за 90 центов за галлон (24 цента или 6,65 рулей за литр). Павел Строков признался DAILYONLINE, что не верит в подобную реальность в России даже в отдаленной перспективе. Настолько велико различие в развитии рынков двух стран.

В Америке основную роль в нефтедобыче и торговле моторным топливом играет малый и средний бизнес, в этом секторе вообще нет нефтяных госкомпаний. В стране действует около 13 800 фирм-нефтеоператоров, причем пять крупнейших поставляет на внутренний рынок чуть больше 40,3% нефти, второй эшелон — еще 12%, а оставшуюся часть – малый бизнес. Нефть перерабатывают более 200, заправляют автомобили почти 162 тысячи бензоколонок. Лидерам — компаниям Shell и Btitish Petroleum – принадлежит, соответственно, 14 тысяч заправок (8,6%) и 13 тысяч (8,02%). В некоторых штатах нефтяным компаниям запрещено иметь собственные АЗС.

Наш рынок контролируют 5 компаний

Россия — это нефтяное Зазеркалье, утверждают эксперты. У нас действуют около 20 НПЗ, примерно 25 тысяч.

Рынок контролируют пять крупных компаний — «Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпром».

Они добывают более 80% российской нефти, они же контролируют заводы, которые перерабатывают свыше 75% ее объемов. Доля свободного рынка нефти составляет примерно 15-20%.

При этом малый бизнес вытесняется более сильными игроками. За последние три года доля рынка «небрендовых» АЗС сократилась с 70% до 50%.

Такая расстановка сил дала основания Федеральной антимонопольной службе утверждать, что все сегменты нефтяного рынка — это олигополии. Олигополисты захватили и добычу и переработку нефти, и хранение, и оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю.

Крупные торговые сети единолично доминируют на рынках 57 регионов, независимые компании — в 18. Доминирующая компания поставляет нефтепродукты собственным АЗС по себестоимости, а независимым — по ценам мелкооптовых партий. Это обусловливает низкую рентабельность «небрендовых» заправок и позволяет сетям осуществлять ценовое давление. В условиях дефицита они снабжают топливом собственные заправки в приоритетном порядке.

Кто и где доминирует

Такая схема сложилась в 51 регионе страны:
«Лукойл» таким образом действует в 9 регионах — Астраханской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Кировской и Челябинской областях, в Коми, Марий Эл и Удмуртии;
«Роснефть» — в 14 — Архангельской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Сахалинской, Смоленской, Томской и Ульяновской областях, Алтайском крае, Бурятии и Хакасии;
«Газпромнефть» — в 6 — Ивановской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Ярославской областях, Ямало-Ненецком автономном округе.
«Сургутнефтегаз» — в 4 — Калининградской, Новгородской, Псковской и Тверской областях.
ТНК-ВР (6): Калужская, Костромская, Курская, Саратовская и Ярославская области, ЯНАО.
«Альянс» — в 4 — Амурской области, Еврейском автономном округе, Приморском и Хабаровском краях.
Иные в 8 — «Татнефть» (Татарстане и Чувашии), «Русснефть» (Оренбургской области), независимые (Башкортостане, Камчатской, Магаданской области, Мордовии, Чукотском автономном округе).

Почему цена бензина постоянно растет? Кто влияет на стоимость и какая реальная цена бензина?

Цены на бензин в России являются острым и дискуссионным вопросом, уступая только продуктам питания. Как правило люди недовольны постоянным увеличением цен на бензин, независимо от роста или падения стоимости нефти и доходов населения.

Насколько справедливо такое недовольство и почему это происходит? Самый популярный ответ – желание нефтяных компаний больше зарабатывать на беднеющем населении. Давайте разберемся в настоящей причине постоянного роста цен на примере самого доступного АИ-92.

С 2010 по 2019 гг. цены на бензин АИ-92 выросли на 84% (7% в год), что превышает официальную инфляцию (80%) и динамику цен непродовольственных товаров (71%). Изменение цен нефтепродуктов сказывается не только на кошельках владельцев автомобилей, но и на всей розничной торговле. В себестоимость товаров включены затраты на перевозку автомобильным транспортом, использующим бензин или дизель.

За последнее десятилетие (2010-2019 гг.) наблюдались периоды высоких и низких цен на нефть, но на АИ-92 это не отразилось. Цена на бензин увеличилась на 20 руб. – с 23 руб. до 43 руб. за литр. Разберемся, кто на это влияет.

Стоимость бензина как и любого товара состоит из 3 основных компонент: себестоимости сырья, издержек производства и продажи; налогов; прибыли компаний.

Структура цены АИ-92 в России. Источник: Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

Себестоимость бензина

Рост себестоимости, расходов на производство и сбыт бензина обусловлен увеличением зарплаты сотрудников и расходов на добычу ухудшающихся запасов нефти. В 2010-2019 гг. они увеличились на 50% – с 10,9 руб. за литр до 16,4 руб или на 5,5 рублей.

Прибыль компаний от продаж АИ-92 в России не меняется длительное время – в среднем она составляет около 3 руб. за 1 литр. Получается, что увеличение расходов и стабильная прибыль компаний не могли привести к росту цен бензина АИ-92 на 20 рублей. Перейдем к налогам – ключевому фактору роста цен на бензин

Продавая бензин в России компании платят большое количество налогов. При добыче нефти – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД), при переработке нефти – акцизы (в т.ч. акциз на нефтяное сырье и демпфер). А при продаже бензина на АЗС – налог на добавленную стоимость (НДС).

Изменение налогов в цене АИ-92. Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

За последние годы все перечисленные налоги значительно увеличились — в 2,6 раза или на 14,3 руб. за литр. Эффективная ставка НДПИ и НДД с учетом льгот выросла в 3,7 раза (до 8,6 руб. за литр) из-за налогового маневра в нефтяной отрасли. В рамках маневра увеличение НДПИ нивелировалось снижением экспортной пошлины на нефть и акцизов. На практике пошлина снизилась меньше планируемого, а акциз вырос до 7,8 руб. за литр (включая акциз на нефтяное сырье и демпфер).

Читайте также:
Принудительное лечение от алкоголизма

НДС увеличился из-за изменения ставки с 18% до 20% и повышения налоговой базы. С 2010 г. сумма НДС выросла на 87% – с 3,8 руб. за литр до 7,1 руб.

В 2019 г. доля налогов (эффективные ставки) в цене бензина АИ-92 достигла исторического максимума – 54%, доля расходов на производство и сбыт составила 38%, а прибыль компании от продажи – только 8%. Если учесть и общеэкономические налоги: налог на прибыль компаний, НДФЛ, взносы сотрудников и прочие отчисления в бюджет, то налоговая составляющая в цене увеличится на несколько процентов.

Доля налогов в цене и структура розничной цены АИ-92. Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

В 2010 г. цена бензина АИ-92 составляла 23 руб. и если бы налоговые ставки и условия не менялись, то в 2019 г. цена бензина была не 43 руб., а только 30 руб. Рост цены вместо фактических 87% ограничился бы 24%. Цена АИ-92 без учета налогов и сборов в 2019 г. составила 19,6 руб. и с 2010 г. она увеличилась только на 5,5 руб.

Фактическая цена АИ-92, цена в налоговых условиях 2010 года, цена без учета налогов. Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

Приведенная в статье оценка факторов изменения цены на АИ-92 свидетельствует о главенствующей роли налогов в ценообразовании. Именно налоговая политика государства, а не динамика цен на нефть или нефтяные компании, в наибольшей степени влияет на цену бензина для потребителей в России.

И будет расти дальше, пока у государства не треснет еблет

Подскажите, пожалуйста, должен треснуть какой-то конкретный еблет, или, так сказать, еблет в целом?

Коллективный. Т.е. когда каждый чинуша наворует столько, что уже просто невозможно будет

Хороший план. Но не треснет ли у народа жопа раньше.

Борьба бобра с ослом -)

Гениальная фраза) записал в заметки. добра тебе!

Давно уже по швам трещит,но как во Франции годом ранее у нас не прокатит

А у государства их больше одного?)

Правильно говорить “Убло”, часов Еблет нет, у “Убло” есть )

Есть какой то план?)

Ни в коем случае! ☝ Исключительно научный интерес.

Да все мы знаем, какой именно.

Воу воу. Вы же сами говорите, что вся прибыль с недр должна идти народу? Че не так?

Все просто же. Цена на бензин растет, это увеличивает стоимость доставки бензина до АЗС, что в свою очередь. 😄

Михаил, у Вас куча интересных статей, зачем вы их пишете? Рекламы не нашел, в чем профит – непонятно

Денис, мне нравится научная деятельность — это мое хобби после защиты кандидатской диссертации. В науке я не работаю и не преподаю, но есть желание делиться знаниями. В свободное время изучаю интересные вопросы экономики, а тут и ( на других площадках) делюсь ценной информацией (как мне кажется).
Зарабатывать на этом пока не планирую, поэтому рекламы на сайте или каких-то услуг не продаю. Но в будущем — возможно).

Спасибо за ваш труд, действительно полезная информация.

Отсутствие стратегического видения у государства на срок 10-25 лет. Ввиду того, что визионеры государства естественным путем проедут на лафетах гораздо раньше. По сей причине визионеры государства живут одним днем. Урвать здесь и сейчас.

То что указано в статье, давно известно в общих чертах, автор же, тот самый капитан очевидность.
Жаль, что нет теоретических и практических материалов о том, почему, к примеру, цена бензина не падает при уменьшении стоимости барреля,нет инфы по картельным сговорам, нет инфы по стоимости нефти.
И самое главное нет инфы о ценообразовании в США для сравнения.

Для сравнения нашел график цен в США для сравнения. Там как раз цена падает

Вы не понимаете, это другое)

А если дать в долларах цену бензина в России?

Считаю, что бензин должен стоить в зависимости от того, какое расстояние проезжает человек. Например:

0 – 5000км в год – 100 рублей/л
5000 – 10000 – 80 рублей/л
10000 – 20000 – 60 рублей/л
20000 – 30000 – текущая цена
30000+ текущая цена – 15%

Это нужно для того, чтобы каждая лягушка не ездила на машине 5 км в день по центру города, чтобы сходить на ноготочки. А людям, которым действительно нужно далеко ездить – давать скидку.

Ну тогда если вы в кино зайдете меньше 100 раз в год – цена билета х10. А то аренду то оплачивать нужно каждый месяц.

Зачем ты мне предлагаешь вариант, у которго нет альтернативы? Для тех кто мало ездит есть альтернатива – ОТ, такси. А в кино я хожу чтобы насладиться большим экраном и звуком, ну и чтобы у тебя под пошуршать карамельным попкорном и колой пофыркать.

Возьми кота и придвинься ближе к телевизору

Считаю, что те, кто ездит 5000 км в год, должны получать бензин бесплатно – в силу того, что наносят меньше вреда окружающей среде. А те, кто ездит много, должны переходить на газ, опять же из экологических соображений. И вообще все всем всё должны!

Обычно эти люди живут в центре и везут свой зад за пару кварталов, создавая пробки.

Пробки создают именно те, кто зачем-то едет через центр из одного конца города в другой. Сидели бы у себя там, проблем бы и не было 🙂

правильно, всех пересажатт

Если вы кушаете мало хлеба, он должен стоить для вас дороже в 10 раз

Нет. Потому что в вашем варианте нет альтернативы, а в моем – есть

Почему нет альтернативы? Если нет хлеба, ешьте пирожные

А еще надо ввести понижающий коэффициент на продукты для толстых и повышающий для худых, а то слишком большая нагрузка на канализацию и систему очистных.

Сразу появится агрегатор, который будет брать со скидкой и продавать по 100р/литр.

И зачем было писать такую замечательную статью и рисовать симпатичные графики, если ответ на вопрос “Кто виноват?” это слово из 5 букв?)

Читайте также:
Компенсации Чернобыльцам в 2022 году

Комментарий удален по просьбе пользователя

В РФ доля стоимости сырой нефти в конечной стоимости бензина на заправках – 15%, не более. В США – 40-45%. Поэтому там мы видим разницу, а в РФ нет.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Комментарий удален по просьбе пользователя

Цены не падают не из-за этого, а из-за демпферного ценообразования

Прибыль компаний от продаж АИ-92 в России не меняется длительное время – в среднем она составляет около 3 руб. за 1 литр.
Автор, вы путаете среднюю наценку розницы (АЗС) на 1 литр продаваемого бензина и прибыль ВИНК, которая спрятана в оптовой цене за 1 тонну топлива. В 2019-20 г.г. средняя наценка розницы составила 6-8 руб/литр, а какова прибыль нефтяных компаний, спрятанная в опте, никто не знает – эти данные не публикуются. У вас в друзьях на FB есть Павел Баженов – специалист по независимым российским заправкам, спросите у него, что к чему))

Статья ни о чём. Не раскрывает реальной стоимости бензина. Всё просто: из-за снижения экспортных ставок нефтедобывающие компании увеличили поставки зарубеж, а на внутреннем рынке возник искусственный дефицит бензина, из-за которого заправки вынуждены конкурировать за него. Выше спрос – выше цена, при неизменном объёме топлива. Рекомендую посмотреть обзор FuryDrops: https://www.youtube.com/watch?v=BWCiW_trWXU

Жаль, что Вы не разобрались в ценообразовании на бензин.
Эскортные поставки бензина из России очень малы — 10-20% от потребления внутри России, при этом большая часть экспортируется в постсоветские страны. Это не сырая нефть, дизель или мазут, где доля экспортных поставок существенная. То есть большая часть поставок бензина идёт на внутренний рынок, который для бензинов приоритетный, а экспорт не является определяющим. Главное по бензинам — спрос и предложение внутри России, а также обязательство перед ФАС о доле продаж через Санкт-Петербургскую биржу.

В статье приведены данные о росте налогов за длительное время, где были разные периоды налоговых условий — 60-66-90-100, большой и малый налоговый манёвры и т.п. Но это всегда приводило к повышению налогового бремени, отчасти из-за отказа от изначальных планов по сокращению других налогов на фоне роста НДПИ.

В 2018 году из-за относительно высоких цен на нефть и нэтбэка власти ввели демпфер для регулирования роста цен на внутреннем рынке, что не даёт оптовой цене сильно расти и падать. Но несмотря на это налоги продолжают расти, в этом году нефтяники доплатят за это в бюджет — буквально за то, что оптовая цена на внутреннем рынке недостаточно высокая.

То есть главная причина — постоянное повышение налогов для отрасли и для внутреннего рынка, а также несоблюдение собственных же предписаний о снижении части платежей в бюджет (например, акцизов) для балансировки налоговой нагрузки между каналами поставки.

Всего 5-10% от добычи нефти поставляется на внутренний рынок. Всё из-за того, что выгоднее продавать за рубеж. И за эти 5-10% “грызутся” все независимые НПЗ.

Статья вообще ни о чем. Никаких цифр. Только догадки не подтверждённые расчетами. Вы бы лучше посмотрели материалы ФАС. Проанализировали бы ситуацию, когда Газпромнефть на аукционах искусственно разгоняла вверх цену на бензин с использованием своих фирм-прокладок. Описали бы специально созданный дефицит бензина на внутреннем рынке. Действия великой троицы по выдавливанию независимых операторов АЗС с рынка. Поглащением независимых переработчиков крупными игроками (пример действий Роснефти с Башнефтью), возможное объединение ЛУКОЙЛа с Роснефтью. Вот что определяет цену на внутреннем рынке, а не налоги

Комментарий ни о чем. Никаких слов

Продавая бензин в России компании платят большое количество налогов. При добыче нефти – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД), при переработке нефти – акцизы (в т.ч. акциз на нефтяное сырье и демпфер). А при продаже бензина на АЗС – налог на добавленную стоимость (НДС).
И тут вы все смешали в одну кучу. “Продавая”, “добывая” и “производя” – это не синонимы. У всех нефтяных компаний центры прибыли находятся в нефтепереработке и оптовых продажах, причем неавтомобильных видов топлива. Почему неавтомобильных? Потому, что эти виды топлива ничем не отличаются от используемых в автомобилях, но имеют существенно меньшую базу налогообложения. НПЗ выпускает такое топливо, например, как авиационное (тот же 92-й бензин), платит меньше налогов, после чего через цепочку трейдеров это топливо оказывается на АЗС и продается нам, как обычный Аи-95. Чем существенней разница в налогах между автомобильным и иными видами топлива. тем выгоднее не государству, а черному рынку. Попробуйте раскрыть эту тему – она актуальна не только для РФ, но и для США и для Европы.

Все налоги— от добычи, переработки и продажи есть в цене литра на АЗС. Поэтому вся цепочка и учитывается.
Центр прибыли нефтяных компаний не находится в переработке, в некоторые годы НПЗ близки к убытку, откройте СПАРК и посмотрите финансовый результат. Для НПЗ ВИНК характерна давальческая схема переработки.
Центр прибыли часто меняется в зависимости от налогового окружения и цен на нефть, но как правило это нефтедобыча и экспорт сырья. Откройте Анализ MD&A нефтяных компаний и посмотрите на чем они зарабатывают.
Расскажите про цепочки трейдеров при продаже авиационного топлива как АИ-92, если такое и есть, то это не массовое явление, а частные случаи мелких НПЗ. Или есть другая информация?

если такое и есть, то это не массовое явление, а частные случаи мелких НПЗ
Причем тут размер НПЗ? Заводы, независимо от размеров продают немоторное топливо трейдерам, те бункеровочным компаниям, которые показывают несуществующий расход этого топлива и вывод его из поля зрения налогового мониторинга. Дальше трейдеры возвращают это топливо на АЗС, продавая его с налогами. В РФ такой оборот топлива присутствует от 20 до 50% в зависимости от региона.

В России 70% переработки НПЗ контролируют ВИНК и продают топливо либо своим дочкам, через мелкий опт на нефтебазах или через биржу напрямую потребителям или трейдерам. Трейдеры в этой схеме занимают небольшую долю, а их доход от перепродажи несущественный.
Минэнерго, ФАС, ФНС контролирует цепочки поставок и такие схемы кажутся невероятными у ВИНК.
Возможно это есть у мелких заводов.
Приведите пример таких схем у ВИНК, которые контролируют большую часть рынка. Ссылку на публикацию СМИ, например.
Во многих регионах розницу тоже контролируют ВИНК и такие схемы просто невозможны. Для крупных независимых сетей АЗС это тоже неприемлемо, т.к. убьёт репутацию и их завалят проверками, но допускаю такое у мелких ноунеймов. Но их доля мала — в пределах погрешности в среднем по стране.

Читайте также:
Клиентская служба Баевского района Алтайского края

Минэнерго, ФАС, ФНС контролирует цепочки поставок и такие схемы кажутся невероятными у ВИНК.
Это фундаментальное заблуждение, т.к. по-факту дело обстоит иначе. Реальный контроль осуществляют не чиновники, а силовые структуры, которые являются неотъемлемой частью экосистемы. Поэтому у скромного московского полковника, причастного к структурам, курирующим ТЭК, дома обнаруживается 8 лярдов трудовых накоплений, а у его коллеги из смежного подразделения – 12.

Вы забыли рассказать ещё про печное топливо и ДТ. И это нонсес когда печнуха по качеству лучше ДТ и на заправках в емкости с ДТ заливается именно печное топливо. И здесь разница в налогах остаётся в кармане производителя.

стоимость бензина растёт только в нутри РФ, на бирже как продавали российский бензин по цене около 2х рублей за литр, так и продают.

Отличная статья, которая правильно расставляет статус-кво.

Хорошая статья, а вообще у нас уже не казначейские билеты вместо денег а , фантики. Рублевая масса соответствует обмену массы долларов на рубли, чем Путин и хвастается, чем больше курс тем больше в его копилке. Если мы жили в рынке , а не по указке МВФ от у нас была бы своя монетарная политика, это раз, а живя в рынке нефть в том году падала очень сильно, но мы снижения не увидели, как европейцы и американцы. У нас жизнь такая, дядюшка СЭМ то наступит сильнее на хвост, то при отпустит, ничего мы сами не можем полностью решать и делать. Только в рамках нам дозволенного, как это еще никому непонятно? Как выражение в фильме было “моя корова, я ее и дою”. Всех наших умных экономистов, надо отправлять на переподготовку к советским. Мы несли огромные затраты на социалистический лагерь, вооружение , пропаганду, грандиозные стройки, но такого катастрофического положения не было. Сейчас мы в продовольственной зависимости, в кадровой, в тяжелом машиностроении, электронике, короче список большой сами залезли во все зависимости. Спасибо балбесу Горбачеву, он нас и посадил в поезд в котором было сказано: ” а теперь откройте шторы в вагоне и посмотрите куда вы приехали”. А туда, молодежь теперь вообще никому не верит, все что говорят по телеку у них называется “зашквар”, сидят в ютубе, мечают жить на западе и нужен им только ноутбук, пентхаус и телка с накачанными губами и сиськами и то на вечер. Шмотки секс и деньги. Остальная информация в смартфоне и в сети, ответ на любой вопрос дадут не задумываясь, очень быстро загуглив, мозги уже не нужны, все потихоньку и наша страна превращается в стадо баранов.

Золотые слова! Только развал союза это не только горбатый виноват, разваливать начали сразу после Сталина.

Почему в России не будет дешевого бензина

Доколе? В следующем году ожидается приличный скачок цен на бензин: скептики предсказывают вплоть до 40 рублей за литр! Существуют ли пределы этого роста, догоним ли мы Европу по стоимости бензина, возможно ли регулирование цен на государственном уровне? С этими вопросами мы обратились к экономистам, представителям общественных организаций и депутатам Госдумы. Ответы неутешительные.

Практически все эксперты сходятся во мнении, что поездки на личном автомобиле с каждым годом будут обходиться всё дороже и дороже. Причины называются разные. К примеру, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин полагает, что дело в особенностях госполитики и бюджетирования. «Цены будут расти, и предела тут никакого нет. Отчасти потому, что это составная часть политики государства. Хочу напомнить, что в 2009 году, когда Владимир Путин был председателем правительства, он в ответ на вопрос, почему в России, нефтедобывающей стране, такая высокая стоимость автомобильного топлива, заявил примерно следующее: мы поддерживаем нефтяников, и за счет прибыли, полученной с этой отрасли, решаем социальные проблемы», — заявил собеседник «Авто Mail.Ru».

Вывод напрашивается парадоксальный: в случае снижения цен на бензин в бюджете появится брешь, что, в первую очередь, ударит по социально незащищенным слоям населения. Чем дешевле топливо, тем меньше новых дорог, тем меньше затрат на образование и медицину. Но есть и другие объяснения происходящему, намного более прозаические. Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», не видит поводов для разговоров о «нефтяном сговоре», по его мнению, причин для того, чтобы бензин стал «золотым», всего три. И они — точно такие же, как пять или десять лет назад.

«Первая причина: значительная фискальная нагрузка на нефтяные компании. Государство берет свое в полной мере, а нефтяники вынуждены постоянно поднимать цены, поскольку они не будут работать себе в убыток. Вторая причина: инфляция, которая была, есть и будет. Третья причина: повышательная тенденция цен на нефтепродукты», — отмечает аналитик.

Говорить о том, что рост будет минимальным, или что он остановится на какой-то определенной отметке, было бы слишком наивно, считает Баранов. По его мнению, показатели следующего года, которые недавно озвучил президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль (речь шла о 10% подорожании топлива), в отдельных регионах могут быть достигнуты уже в 2013-м.

Законодатели, в свою очередь, призывают не паниковать. «Я бы советовал осторожнее относиться к таким прогнозам. Заявление официального представителя нефтегазовой отрасли выглядит немного провокационно: речь идет о прогнозе, а подается он как уже состоявшийся факт», — отмечает первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.

Политик уверен: разговоры о том, что скоро Россия догонит Европу по уровню цен на бензин (а это примерно 60 рублей за литр 95-го), останутся лишь разговорами. По крайней мере, в ближайшие годы. «Не надо забывать, что это раскрутит инфляционную спираль, сильнейшим образом ударит по перевозчикам, многие из которых и так работают на грани рентабельности, или даже за ее пределом, — говорит Лысаков. — Бремя ляжет и на плечи простых потребителей: подорожают все товары и услуги. То есть, это вопрос уже не только экономический, но и политический. Бесконтрольное повышение стоимости бензина чревато серьезными социальными последствиями». Что, на взгляд эксперта, совершенно не согласуется с интересами федеральных властей.
Игра в монополию
Таким образом, ясно, что откладывать из семейного бюджета на бензин больше денег придется всем без исключения. И привыкать к новым ценникам в магазинах — ритейлеры чутко реагируют на любое изменение на топливном рынке. Но если ситуацию нельзя изменить сейчас, то можно хотя бы попытаться понять, что необходимо сделать в будущем для ее нормализации. И Баранов, и Лысаков, и Похмелкин главной проблемой российской топливной отрасли единогласно называют монополизм.
«Мы знаем про сговор вертикально интегрированных компаний, про монополистов в регионах — например, в Якутии, Сибири, на Дальнем Востоке цены можно выставлять какие угодно, автомобилистам и перевозчикам просто некуда деться, у них нет альтернативы», — говорит Вячеслав Лысаков. Ему вторит и Виктор Похмелкин: «Рост цен, скорее всего, никто ограничивать не будет. Хотя рычаги для этого есть. Это и борьба с монополиями, и стимулирование инвестиций в нефтеперерабатывающие предприятия, и задействование стратегических запасов топлива, как это делается в США».

Читайте также:
Если агент на УСН - принципал на ОСНО

Однако топливные монополии — не единственная беда этого рынка, который на сегодняшний день вряд ли можно назвать цивилизованным. «Как вы видите по платежкам за коммунальные услуги, которые ежемесячно вынимаете из почтового ящика, цены растут постоянно. Нам достаточно давно заявляли, что мы не платим за услуги ЖКХ в полной мере, т.е. 100 процентов. С тех пор прошло очень много времени, стоимость этих услуг продолжает расти — то же самое касается и цен на топливо. Чтобы что-то изменилось, должны быть радикальные шаги: изменение фискальной нагрузки, изменение уровня конкуренции», — рассказывает Дмитрий Баранов.
Стоим, стояли и стоять будем
Можно ли взять пример не с прогрессивной Европы, а со стран Третьего мира, например, Венесуэлы, где стоимость бензина контролируется практически вручную, силами правительства? Вячеслав Лысаков полагает, что да. «Думаю, что в этой сфере все же должно быть госрегулирование. Можно решать нормативно-правовыми актами правительства, не исключаю, что можно рассматривать проблему и через призму законотворческой деятельности». По словам депутата, это «повод для обсуждений». А значит, дело отдаленного будущего. Что касается 2014 года, то можно было бы предположить, что постоянно растущие цены на «автомобильную еду» заставят многих сократить число поездок на машине по городу, а то и вовсе — отказаться от автомобиля в принципе.
Это логично, но только на первый взгляд. «Бурный рост автомобилизации никто и ничто не остановит. В России автомобиль — не роскошь и не средство передвижения. Большинство автомобилистов не готовы ни при каких обстоятельствах пересесть на общественный транспорт в том виде, в котором он сейчас», — утверждает Виктор Похмелкин. Как и многие столичные водители, эксперт не воспринимает серьезно стремление властей Москвы любыми способами заставить автомобилистов сделать выбор в пользу метро: «Это очень опасное заблуждение московских чиновников — что они смогут всех переманить в подземку и автобусы. Такого не будет».

И, тем более, не будет в регионах, подчеркивает аналитик «Финам Менеджмент»: «Покупать автомобили будут, и пробки никуда не денутся. Уровень автомобилизации в нашей стране катастрофически низкий, даже по сравнению со странами бывшего Варшавского договора». Дмитрий Баранов отмахивается и от разговоров о «психологическом пороге» стоимости топлива. Сравнительно недавно было популярно строить прогнозы: откажутся ли москвичи от машин, если цена за литр бензина перевалит за тридцать рублей. Достаточно проехать в час-пик по одной из вылетных магистралей, по МКАДу или Садовому кольцу, чтобы убедиться — не отказались и не откажутся.

«Да, раньше этот порог был 30 рублей. А еще раньше — 20 рублей. А еще раньше бензин стоил несколько копеек, в советское время», — напоминает Баранов.
Вслед за Латвией
Но, может быть, 35-40 рублей за литр бензина, а в дальнейшем и все 60 — это норма? В конце концов, автомобиль не относится к списку вещей первой необходимости. Говоря об этом, некоторые эксперты часто ссылаются на европейский опыт. Например, Норвегии. Нефтедобывающей страны, в которой самые высокие ценники на бензин в Старом свете. «Это не пример! — восклицает Похмелкин. — Там совершенно другая госполитика. Высокий уровень доходов и высокий уровень налогообложения, но при этом налоги идут на соцзащиту, которая в этой стране развита по-максимуму. И цены на бензин — следствие этой политики. Поэтому норвежцы и не протестуют». Не будут протестовать и в России, уверен общественник: «Автомобилисты — индивидуалисты, и какие-то протесты возможны лишь тогда, когда им окончательно перекроют кислород».
Впрочем, когда говорят о европейском уровне жизни и европейских доходах, как правило, ссылаются на Германию, Францию, Норвегию и Швецию. Забывая при этом упомянуть о Польше и странах Балтии, отнюдь не столь благополучных странах, где средний месячный доход равен среднему месячному доходу в нашей стране. При этом бензин стоит там все те же 60 рублей. Протестов не слышно.

Что касается того, насколько быстро будут пустеть наши кошельки на заправках в перспективе, эксперты не рискуют называть конкретные цифры. «Никто не умеет предугадывать будущее. Многое зависит от того, как будет происходить добыча нефти в новых регионах, изменятся ли технологии: вспомните, какими были электромобили 20 лет назад, и какие они сейчас, разница как с компьютерами или телефонами», — подчеркивает Дмитрий Баранов.

И подводит итог: «Бензин однозначно будет дорожать в ближайшие годы, другой вопрос, что рост цен, скорее всего, не будет галопирующим, будут и некие отступления назад. Но тенденция, в целом, очевидна».
Очевидной она была и несколько лет назад, еще до того, как стоимость топлива преодолела 30-рублевый порог. Достаточно взглянуть на таблицу, где приведена динамика средних цен на бензин за последние 13 лет. Поэтому цифра, упомянутая главой Союза нефтепромышленников, более чем реальна. Как и долгосрочные прогнозы, в которых говорится о достижении среднеевропейского уровня цен на «автомобильную еду». Но при этом не стоит надеяться на то, что из-за дороговизны бензина хотя бы 50% водителей спустятся в метро. Предпосылок для этого нет.
Игорь Яворский
рост цен
P.S. Вывод: Шмалю нужно много бабла на шмаль :))

А как обстоят дела в России?

Цены на бензин: Реальная стоимость для Россиян

Согласно данным Bloomberg, в нашей стране средняя стоимость одного литра бензина составляет 37,29 рублей*.

Среднедневной доход каждого жителя России составляет примерно 1 386 рублей*. Соответственно, для того чтобы жителю России купить 1 литр бензина потребуется потратить около 2,35% от своего дневного заработка.

В итоге можно сделать заключение, что для жителей США бензин в 6 раз доступней, чем для жителей России.

Читайте также:
Можно ли подарить квартиру с прописанными людьми

Для жителей Норвегии бензин в 2,6 раз доступней, чем для жителей нашей страны*.

Для жителей Германии бензин в 1,83 раза доступней, чем для жителей России*.

В конце года появилась новая угроза для сбережений: Откуда экономисты советуют забирать деньги

По её словам, ситуация бьёт прежде всего по независимым сетям АЗС и несетевым заправкам. За последние полтора года такие компании работали даже в убыток в моменты скачков цен. Но чтобы сохранить конкурентоспособность, розничные цены сохранялись на уровне сетей российских нефтяных гигантов, которые тоже работали в убыток, но это не так критично для их бизнеса.

Порой независимые заправки не могут достичь выгоды в три рубля с литра между закупочной и отпускной ценой, чтобы работать хотя бы “в ноль”. При этом отрасль так и не признали пострадавшей от коронавируса, несмотря на очевидный спад спроса на бензин в связи с масштабным переходом на удалёнку и самоизоляцией-2020, — рассказала Екатерина Косарева.

Она считает, что, если государство возьмёт под контроль рост оптовых цен, это поспособствует уверенности игроков рынка в завтрашнем дне. Они смогут планировать работу, корректно оценивать свои возможности. Тем не менее важно и не разрушить баланс, и не навредить также и продавцам бензина на оптовом рынке, которые платят акцизы и налоги в госбюджет. Так что, по её мнению, интересны конкретные шаги, которые кабмин планирует принять в данном направлении, за счёт чего такой контроль установят.

В среднем по году стоимость топлива растёт на 8–10%. Для России это нормальные цифры, учитывая, что 2/3 цены литра — это акцизы, сборы, налоги. Как именно, исходя из этого, планируется сдерживать рост цен, неясно. Можно предположить, что контролирующие органы будут наблюдать за приростом расходов на логистику, транспорт, хранение, фонд оплаты труда. Все эти издержки неминуемо окажутся в стоимости литра в рознице. Очень сложно контролировать параметры оптовой цены топлива, этот показатель достаточно чувствителен к внешнему фону и новостям, —считает старший аналитик ИАЦ “Альпари” Анна Бодрова.

Можно сказать, что в 2022 году подорожание бензина в России будет близко к темпам подорожания 2022 года, в диапазоне 6–8% за год. Литр АИ-95 в таком случае к концу 2022 года будет стремиться к 55,5–56,5 рубля, а литр АИ-92 — 50,80–51,00 рубля. Такой прогноз даёт старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.

По его словам, противостоять этому инфляционному процессу будут меры правительства. Речь идёт о “скидке” при повышении расчётной цены демпферного механизма в 2022 году на 3 процентных пункта от годового уровня инфляции в 8%.

“Скидка” — это хорошо, но повышение на 5% — это существенно для рынка, так что эта мера вряд ли сможет помочь в сдерживании цен. Более действенными мерами можно считать повышение компенсации с 68 до 83% от разницы между экспортной и индикативной ценой на бензин для вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), а также увеличение доли продаж на бирже (по бензину с 11 до 12%) от производимого бензина. Сдерживающее влияние двух этих мер можно оценить в 2–2,5 процентных пункта. То есть с учётом этих мер и при отсутствии шокового падения курса рубля рост цен на бензин в 2022 году пройдёт по нижней границе указанного диапазона подорожания на 6–8%. АИ-92 в этом случае может подорожать к концу 2022 года до 50,8 рубля за литр, а АИ-95 до 55,5 за литр, — пояснил Александр Розман.

Существующие и вводимые механизмы регулирования достаточно действенны. Бензин дорожает, ориентируясь на Росстат с его показателем инфляции, чуть опережая его, но не удаляясь из “пределов видимости”. Средняя цена начала год с 48 рублей за литр АИ-95, а 28 декабря она составила 52,3 рубля. Рост — на 8,9%. Такие данные привёл главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

По его словам, в следующем году предполагается некоторое ослабление инфляции по отношению к сильно подросшим ценам в 2022 году. Для этого есть немало оснований, такое положение вполне реалистично.

Вероятно снижение темпа подорожания топлива до 5–6%. К концу 2022 года, соответственно, можно прогнозировать и повышение цен на бензин, укладывающееся в данные рамки. В частности, для АИ-95 это может быть уровень до 56 рублей за литр, — заключил Марк Гойхман.

Кто-то скажет, что и в России такая же средняя стоимость 1 литра бензина. Да, это так. Но уровень доходов населения США в несколько раз превышает заработки населения нашей страны. Соответственно из-за большого среднедневного дохода каждого жителя США, владельцы автомобилей для приобретения 1 галлона бензина тратят всего 1,64% от своего дневного дохода. Если перевести эти данные на 1 литр бензина, то получим, что в среднем жители США для приобретения 1 литра топлива тратят всего 0,36% от своего среднедневного заработка*.

В 2022 году цены на бензин будут регулировать по-новому: На сколько подорожает топливо

В правительстве разработали комплекс мер, чтобы сдержать рост цен на бензин в 2022 году. Что нового ждать автомобилистам после праздников и на сколько реально подорожает топливо?

Фото © Shutterstock

” />

С января по конец декабря розничные цены на бензин выросли на 8,7%. При этом инфляция составила 7,98%. Таковы данные Росстата.

Вице-премьер Алексей Новак рассказал о том, как будут сдерживать цены на бензин в 2022 году. Меры правительства направлены, в частности, на снижение темпов роста оптовой цены. От неё рассчитываются компенсации нефтяникам.

В 2022 году начнётся очередной этап налогового маневра. Он предполагает снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Вместе с этим на 4% проиндексируют ставки акцизов на бензин и дизтопливо.

Кроме того, будет вестись работа в ручном режиме с нефтяными компаниями для обеспечения необходимого объёма торгов на бирже и согласования планов-графиков ремонта НПЗ, чтобы не было дефицита топлива.

На наш взгляд, самой действенной мерой из перечисленного станет снижение темпов роста оптовой цены. Сейчас существует острая проблема дисбаланса между темпами роста оптовых и розничных цен. Если в течение месяца на бирже возможен скачок на порядка 10%, как это было в 2022 году, то розничные цены, напротив, растут медленно, то и дело откатываясь на несколько копеек назад, — отметила управляющий партнёр аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

Ссылка на основную публикацию