Законное строительство на землях лесного фонда

11) часть 2 статьи 115 после слов “за исключением” дополнить словами “велосипедных и беговых дорожек,”;

Особенности строительства линейных объектов на землях лесного фонда

Согласно п.1 статьи 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Кто имеет полномочия по распоряжению этими землями.

Земли лесного фонда являются федеральной собственностью (статья 3 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”). Но право распоряжение этими землями, а именно — предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано субъектам РФ (пп.2 п. 1 статьи 83 Лесного кодекса), в каждом субъекте определен орган исполнительной власти выполняющий данные функции. В Свердловской области – это Департамент лесного хозяйства Свердловской области.

Как узнать лесной это фонд или нет.

Вы можете заказать сведения государственного кадастра недвижимости, в частности КПТ, либо посмотреть на публичную кадастровую карту Росрестра. Если информации об участках нет – это значит, что они могут не стоять на кадастровом учете, или стоять, но без координат, поэтому на карте или в КПТ не будут отображаться.

Наиболее достоверной информацией будут сведения из государственного лесного реестра. Заявление на предоставление выписки из лесного реестра о предполагаемой трассе можно направить в Департамент лесного хозяйства Свердловской области, в МФЦ или подать на Портале государственных услуг (информация о порядке есть на официальном сайте Департамента в разделе Государственные услуги)/

На какие цели могут быть предоставлены земли лесного фонда.

Согласно пп.4 п.1 статьи 21 Лесного кодекса.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

· использования линий электропередачи,

· и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты).

В каких лесах нельзя строить линейные объекты.

Нельзя размещать объекты капитального строительства:

· в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях (п.3 Приказ МПР РФ от 16.07.2007 № 181 “Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях”);

· в лесопарковых зонах (п.3 статьи 105 Лесного кодекса);

· в городских лесах (п. 5.1 статьи 105 Лесного кодекса;

· в особо защитных участках лесов (пп.5 п 2 статьи 107 Лесного кодекса).

В остальных категориях защитности лесов допускается размещение объектов капитального строительства под линейные объекты.

Следует обратить внимание, на то, что согласно п. 8.3. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в защитных лесах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, в случае, если указанные объекты размещены в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня введения в действие Лесного кодекса, т.е. до 1 января 2007 года.

На каком праве и на какой срок предоставляются земли лесного фонда.

В целях строительства, реконструкции, эксплуатации, линейных объектов земли лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам:

Читайте также:
Как сдать отчетность в ПФР без СНИЛС работника

1) в постоянное (бессрочное) пользование — органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса, п.2 ст. 39.9. Земельного кодекса) – бессрочно.

2) в аренду (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса) заключается договор аренды лесного участка сроком до 49 лет (п.3 статьи 72 Лесного кодекса).

3) на праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут) (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса, главы V.3, V.7. Земельного кодекса) на период строительства, на срок эксплуатации.

Согласно п. 1 статьи 88 Лесного кодекса, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса.

Каков порядок оформления земель лесного фонда.

Согласно п. 10 статьи 74 Лесного кодекса порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и его заключения утвержден Приказом Минприроды России от 28.10.2015 № 445 “Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности”.

Согласно 3 разделу, данного порядка, оформление земельных участков в аренду из земель лесного фонда проводится по следующему порядку:

1. Предварительное согласование предоставления земельного участка. Данный порядок указан в статье 39.15 Земельного кодекса. Согласно данного порядка заявитель должен подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В заявлении указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее — испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”;

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Работы по образованию земельных участков.

Согласно статье п. 2.1 ст. 11.3. Земельного кодекса образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

Согласно п. 12.3 ст. 45 Градостроительного кодекса документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с Департаментом, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с Рослесхозом.

Читайте также:
Проверка автомобиля по номеру кузова в ГИБДД бесплатно

2. Проведение кадастровых работ по образованию земельных участков из земель гос. собственности, либо образование частей земельных участков, что так же не запрещено, а в некоторых случаях является даже более целесообразным. Данные документы разрабатываются в соответствии с ФЗ-221 от 24.07.2007 “О государственном кадастре недвижимости”. Проведение государственного кадастрового учета в отношении образуемых земельных участков, либо внесение изменений в характеристики учтенных земельных участков, с целью образования части.

3. Заключение договора аренды на лесной участок.

4. Регистрация договора аренды в органах Росреестра, при сроке договора более 1 года и направление в Департамент экземпляра договора.

5. Подготовка проекта освоения лесов, согласно ст. 88 Лесного кодекса и Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 “Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки”.

6. Подготовка и подача лесной декларации, согласно ст. 26 Лесного кодекса и Приказ Минприроды России от 16.01.2015 № 17 “Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме”.

Оформление земельных участков из земель лесного фонда на условиях публичного сервитута.

В целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса (линейные объекты, инженерные сооружения, складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры, устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей, инженерные изыскания) использование лесного участка, возможно на условиях публичного сервитута.

Порядок установления публичного сервитута в отношении лесных (земельных) участков для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы устанавливаются главой V.7 Земельного кодекса.

1. Определение границ публичного сервитута в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог.

2. В соответствии со статьей 39.40 Земельного кодекса лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута, подают ходатайство об установлении публичного сервитута в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.38 Земельного кодекса.

3. Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

4. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган направляет его копию правообладателю земельного участка, обладателю публичного сервитута и в Росреестр, а также размещает решение на своем сайте и публикует его в установленном порядке.

Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.

5. Между обладателем публичного сервитута и арендатором, землепользователем, лесного участка заключается соглашение об осуществлении публичного сервитута.

6. Подготовка проекта освоения лесов, согласно ст. 88 Лесного кодекса и Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 “Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки”.

7. Подготовка и подача лесной декларации, согласно ст. 26 Лесного кодекса и Приказ Минприроды России от 16.01.2015 № 17 “Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме”.

Законодательство в сфере охраны леса

  • Лесной Кодекс;
  • Земельный Кодекс;
  • Гражданский Кодекс;
  • федеральные и региональные документы.
Читайте также:
Угроза убийством – понятие преступления

К землям этого назначения относят участки, в границах которых произрастают леса природного происхождения.

Их использование в любом виде возможно только после согласования с муниципалитетом, в ведении которого находится территория.

Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 10 июля 2020 года N 434

Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов

1. Настоящие Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2020, N 17, ст.2725) (далее – Лесной кодекс).

2. Правила распространяются на граждан, юридических лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

3. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 52, ст.8100) для строительства линейных объектов.

Часть 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2020, N 17, ст.2725).

Леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, предоставляются гражданам, юридическим лицам на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст.6951; 2019, N 18, ст.2248).

в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;

в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции.

Подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2020, N 12, ст.1658).

4. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Часть 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2020, N 17, ст.2725).

Граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в соответствии с пунктом 2 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, согласно приложению 2 к настоящему Приказу, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в орган, уполномоченный на установление публичного сервитута.

Статьи 39.40 и 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.5134).

Статьи 23 и 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2020, N 12, ст.1658), пункт 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2020, N 17, ст.2725).

Установление публичного сервитута осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс).

Статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2020, N 12, ст.1658), часть 3 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 52, ст.8100).

5. При использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, для размещения объектов, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов, должны использоваться нелесные земли, а при отсутствии таких земель – земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

Читайте также:
Как правильно считать срок годности продуктов?

В целях размещения объектов, связанных со строительством или реконструкцией линейных объектов, в лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, используются в первую очередь земли, на которых не расположены лесные насаждения.

6. Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов должно исключать развитие водной и ветровой эрозии земель на лесных участках, на которых размещаются линейные объекты и их охранные зоны.

7. Использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации. Использование лесов, расположенных на землях иных категорий, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, осуществляется в соответствии с целевым назначением таких земель.

Статья 88 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2020, N 17, ст.2725).

Статья 26 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 32, ст.5134).

На арендованных лесных участках разрешили возводить рекреационные объекты. Чем это чревато?

На арендованных лесных участках разрешили возводить рекреационные объекты. Чем это чревато?

Под конец январских каникул Рослесхоз сделал сенсационное заявление: теперь любой предприниматель сможет на законных основаниях построить на рекреационных лесных участках, предположим, дом отдыха. Дачники волнуются, что вместо пения птиц им придется слушать звуки работающих бульдозеров и наблюдать стройку под окнами.

Что изменилось

Еще в 2021 году Рослесхоз разработал новые правила застройки лесных территорий — поправки вносятся в статью 4 Федерального закона № 301-ФЗ. Теперь на доступных для аренды землях лесного фонда разрешено возводить объекты для рекреации (проще говоря, развлечения и отдыха): турбазы, спортивные и развлекательные комплексы. Поправки приняты еще в июле прошлого года, а вступают они в силу с марта 2022-го.

Есть всего несколько принципиальных условий: высота зданий не может превышать 10 м и двух этажей, а сами постройки не должны занимать более 20% площади территории. Кроме того, под строительство допустимо использовать свободные от живых деревьев участки — скажем, пустоши или места недавних пожаров, где пока ничего не успело вырасти.

А еще закон позволит легализовать здания, строительство которых еще вчера считалось незаконным, причем через суд будет реально узаконить даже трехэтажные самострои, заявил в интервью «Российской газете» глава Рослесхоза Иван Советников.

Экологи считают поправки сырыми: в таком виде они дают предпринимателям практически полную свободу строить что угодно и где угодно. Проблема беспокоит и дачников: «Мы планируем покупку участка, важный критерий выбора — наличие рядом леса, — говорит Юлия. — Узнав из СМИ, что теперь в лесах разрешат строительство, мы переживаем: вдруг купим подходящий участок, а через год за забором появится турбаза и шумные компании по выходным».

Циан.Журнал обратился к экспертам, чтобы разобраться, какие нововведения ждут российские леса, чем они чреваты и как исправить положение.

Коттеджи как дом отдыха

«Суть закона сводится к разрешению строить объекты капитального строительства на землях лесного фонда, предоставленных в аренду в целях рекреации. Это касается и защитных лесов, к которым относятся все леса Московской области, в том числе лесопарковые зоны, которые тоже могут быть переданы в аренду для целей рекреации», — поясняет руководитель направления по защите ценных природных территорий «Гринпис России» Михаил Крейндлин.

Эксперт объясняет, что под эти нововведения удастся подвести практически любую постройку и узаконить то, что раньше было вне закона. Параллельно это позволит строить объекты (в том числе и такие, которые раньше были незаконными) на сданных в рекреационную аренду землях лесного фонда.

Читайте также:
Условия и порядок назначения пенсии по старости

Значение таких земель нельзя недооценивать: эти территории значимы для местных жителей с точки зрения соблюдения их прав на благоприятную среду, ведь здесь можно гулять, собирать грибы, дышать свежим воздухом и наслаждаться тишиной.

«Один из самых важных рисков — вырубка лесов. По закону при капитальном строительстве для целей рекреации сплошная рубка лесов запрещена, но если провести сплошную санитарную рубку (даже без оснований), потом на этом месте можно будет спокойно строить. В Подмосковье нередко вырубаются целые участки леса, якобы сгнившего или зараженного жуком-короедом, но на деле это вполне здоровый лес», — рассказывает Михаил Крейндлин. Циан.Журнал уже писал о подобных историях.

В первую очередь, полагает собеседник Циан.Журнала, под застройку пойдут леса вокруг крупных городов — там, где и так ведется активное строительство. Это Одинцово, Красногорск, Химки, Истра — те города, что находятся относительно близко к Москве.

Также очевидно, что кроме домов отдыха, о которых говорил в интервью глава Рослесхоза Иван Советников, будут возводиться и самые обычные коттеджи — просто их будут позиционировать как дома отдыха. Да, в них нельзя будет зарегистрироваться, но жить (в том числе долгое время) — вполне. И многих это устроит.

Рекреационное назначение земель допускает организацию на них мест для отдыха, объектов туризма и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Рекреационный статус всегда тянет за собой ограничения особо охраняемых зон: тут может быть и прироодохранный статус, и историко-культурная ценность. Собственником рекреационных зон федерального значения является государство.

Выяснить, граничит ли ваш дом (или дом, который вы планируете купить) с рекреационным участком, который может уйти под застройку, можно на геопортале Рослесхоза (выберите во вкладке «Слои» фильтр «Территории лесного фонда, переданные в аренду»).

Недостатки и нестыковки поправок

Антон Хлынов, член координационного совета по экологическому благополучию при Общественной палате РФ, уверен, что поправки следует доработать. Среди основных недостатков он перечисляет следующие:

1. Поправки не учитывают особенности урбанизированных территорий — пригородов крупных городов, где леса сильно фрагментированы линейной и площадной застройкой и испытывают высокую антропогенную нагрузку.

2. Хотя СМИ со ссылкой на представителей Рослесхоза пишут, что вырубка деревьев не допускается, поправки гласят, что в защитных лесах допускаются выборочные и сплошные рубки, если строительство, не связанное с созданием лесной инфраструктуры (в том числе и объектов рекреации), не запрещено или не ограничено законом. Согласно нормам Лесного кодекса, в защитных лесах, расположенных в водоохранных зонах, лесопарковых и зеленых зонах, ценных лесах, городских лесах, капитальное строительство не допускается (кроме линейных объектов и гидротехнических сооружений).

3. В лесах на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и лесах, относящихся к защитным, использование территорий регулируется законом об ООПТ и положением о конкретной ООПТ. Получается, на большей части защитных лесов строительство объектов для рекреации не допускается даже с принятием упомянутых поправок.

«Учитывая, что все подмосковные леса относятся к защитным, причем подавляющее количество — это или зеленые, или лесопарковые зоны, массовая капитальная застройка им не грозит при сохранении статуса этих зон», — подчеркивает Антон Хлынов. При этом он уточняет, что действующее законодательство не запрещает изменять границы таких зон — правда, требуя не уменьшать их общую площадь. Поэтому эколог не исключает, что для особо предприимчивых деятелей определенные лазейки найдутся. Он считает, что здесь очень важны бдительность органов прокуратуры, внимательность природоохранной общественности и добросовестность чиновников, которые принимают соответствующие решения.

4. И еще один важный нюанс. Дело в том, что нововведения применяются «к лесным участкам, предоставленным в аренду или постоянное (бессрочное) пользование после 1 января 2022 года».

Читайте также:
Больничный при простое

«То есть те лица, которые получили лесные участки для целей рекреации до этой даты, воспользоваться правом строительства объектов капитального строительства на этих участках, по идее, не смогут», — рассуждает собеседник Циан.Журнала.

Узаконить незаконное. И пополнить бюджет

Циан.Журнал обратился в Рослесинфорг, который с 2022 года является федеральным лесоустроителем. Как объяснили в пресс-службе ведомства, уже сейчас в лесах расположены яхт-клубы, базы отдыха, спортивные школы, детские оздоровительные лагеря, кемпинги, глэмпинги, горнолыжные комплексы, зоопарки, конноспортивные комплексы, в том числе известных сетей, и популярные у туристов объекты. Теперь они, как и другие предприниматели, будут развиваться на совершенно законных основаниях.

«Аренда лесных земель для организации детских и спортивных лагерей, кемпингов, а также велодорожек и лыжных трасс (то есть объектов рекреации) принесла бюджету страны 1,8 млрд рублей. Здесь занято больше всего лесопользователей — 14,5 тыс. договоров аренды, при этом они используют крайне незначительные площади — 27,6 тыс. га леса», — такие данные приводят в пресс-службе.

Новый закон, объясняют в Рослесинфорге, помогает узаконить существующие капитальные строения рекреационного назначения: «многие из них были построены с нарушениями закона, но теперь арендаторы смогут легализовать свои постройки».

«В качестве аналогии можно привести “лесную амнистию”, которая помогла гражданам сохранять права на землю и дом. Противники амнистии высказывали опасения, что реформа приведет к массовой застройке лесов дачами и коттеджами. Но время показало, что этого не произошло», — отмечают в пресс-службе.

Также представители Рослесинфорга напомнили, что строительство на лесных участках имеет жесткие ограничения (еще раз: здания должны быть не выше 10 м и иметь не более двух этажей, а под строительство можно использовать лишь 20% участка и нельзя вырубать деревья). В итоге, уверены в ведомстве, ущерба экологии не будет: «В лесной фонд входят огромные территории, на которых деревья не растут, так что построить объект рекреации можно без вреда для экологии, не вырубая деревья и не нанося ущерба лесным экосистемам».

О дачниках речи не идет, так что перед покупкой участка или дома загляните на геопортал Рослесхоза и поинтересуйтесь, не находится ли рядом с вашим домом арендованный участок леса под рекреационные цели?

Комментарии к ст. 21 ЛК РФ

Комментируемая статья перечисляет исчерпывающий перечень использования земель лесного фонда, при которых допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Строительством признается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); а реконструкцией – изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Как видим, речь может идти как об объектах некапитального строительства, так и об объектах капитального строительства. Объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий должны регламентироваться другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель. Требование о целевом использовании земель является одним из фундаментов земельного законодательства. Однако исчерпывающего перечня объектов, строительство которых разрешается на оставшихся шести категориях земель, кроме земель лесного фонда, в законодательстве нет. Специального перечня о строительстве объектов на землях каждой категории земель не имеется. Существуют отдельные ограничения по эксплуатации отдельных категорий земель для определенных целей, например для режима водоохранных зон водных объектов на землях водного фонда или для земель сельскохозяйственного назначения, т.е. законодательство в этом вопросе в основном исходит из описания запретов, а не дозволений.

Читайте также:
Высвобождение персонала организации

Отчасти формулировка, обозначенная в п. 2 ст. 21 Лесного кодекса РФ, не исключает требуемую конкретизацию на будущее. Так, например, режим лесов, расположенных на землях поселений, вообще федеральным законодательством никак не регламентирован. Отдельные попытки по изданию законов о городских лесах были предприняты в субъектах РФ, но по формулировке комментируемого пункта речь должна идти исключительно о федеральных законах, а не о законах субъектов РФ и не о подзаконных нормативных актах.

В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным и гражданским законодательством. Охрана лесов, расположенных в водоохранных зонах, направлена на предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, проведение рубок главного пользования запрещается. Проведение других рубок в водоохранных зонах осуществляется в соответствии с лесным законодательством – таковой была редакция ст. 63 Водного кодекса РФ до принятия Лесного кодекса РФ. Федеральным законом “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” закреплена ее новая редакция: использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597, 3599; 2017, N 31, ст. 4766, 4829; 2018, N 53, ст. 8464; 2021, N 15, ст. 2446) следующие изменения:

1) дополнить статьей 8 4 следующего содержания:

Как оформить землю под домом по «лесной амнистии»?

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. При этом каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдался не в полной мере.

Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель”, известный как закон «О лесной амнистии» вступил в силу 11 августа 2017 года.

Данный закон регулирует вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, определяет механизм по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории. Также решается вопрос об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон. Кроме того, положения нового закона направлены и на решение проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде.

Рассмотреть подробно все описанные в законе ситуации не представляется возможным, остановимся на тех, которые актуальны для граждан.

Например, правообладатель приобрел земельный участок по договору купли-продажи, построил на нем дом, баню, гараж. При проведении кадастровых работ было выявлено пересечение границ земельного участка, принадлежащего правообладателю, с границами лесного участка и установлено, что земельный участок частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса. Поскольку участок отнесен к категории “земли населенных пунктов”, его разрешенное использование – “индивидуальное жилищное строительство”, права на него возникли до 1 января 2016, соответственно, выявленное пересечение границ этого участка с границами лесного участка в соответствии с «лесной амнистией» не является препятствием для осуществления кадастрового учета изменений на уточняемый земельный участок. Вместе с тем, правообладатель получил возможность поставить на кадастровый учет созданные на этом земельном участке объекты недвижимости и зарегистрировать свои права на них.

Читайте также:
Образец акта ввода оборудования в эксплуатацию

Другая ситуация: когда на земельные участки зарегистрированы права собственности до 2006 года. Сведения о границах данных земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости в 2009 году. Однако в ходе проведения кадастровых работ в 2013 году была выявлена реестровая ошибка в установлении границ вышеуказанных земельных участков. В исправлении данной ошибки органом кадастрового учета было отказано в связи с тем, что выявлено пересечение установленных ранее границ с границами лесных участков. До вступления в силу закона 280-ФЗ решение вопроса не регулировалось нормами действующего законодательства. И только после вступления его в силу представилось возможным внести сведения о границах принадлежащих заявителям на праве собственности земельных участков в ЕГРН и исключить сведения о пересечении границ.

Ситуаций, когда при наложении планов участков, выданных на законных основаниях, на публичную кадастровую карту обнаруживается, что их территории пересекаются, а многие полностью находятся на территории лесного хозяйства, множество.

Реализация 280-ФЗ на практике начала осуществляться с первых дней вступления его в силу на основании заявлений правообладателей. Например, по состоянию на 01 января 2018 года Управлением Росреестра по Омской области рассмотрено 41 заявление правообладателей земельных участков, расположенных в Омском муниципальном районе, об осуществлении учетно-регистрационных действий, подпадающих под действие статьи 60.2 Федерального закона “О государственной регистрации недвижимости». По всем заявлениям приняты положительные решения.

На сегодняшний день применение норм закона «О лесной амнистии» набирает обороты. Возможность устранения пересечения границ лесных участков с земельными участками иных категорий позволяет гражданам реализовать свои права в упрощенном порядке. Ведь до недавнего времени, суды были единственным местом решения подобных земельных споров.

Для граждан-заявителей важно понимать, какие участки попадают под «лесную амнистию».

Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности. «Лесная амнистия» позволяет присвоить таким участкам категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

При этом не имеет значения, когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008. Вместе с тем, не важно: имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них, а также указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда».

Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрировано до 01.01.2016. Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под такими объектами теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Одновременно с этим, законом не урегулирована ситуация оформления прав на ранее образованные и состоящие на кадастровом учете участки под зданиями, отнесенные к категории земель лесного фонда. Из чего следует, что изменение категории таких участков на основании норм «лесной амнистии» не предполагается. Исключением являются участки, попадающие в границы населенных пунктов, которые подлежат созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти.

Читайте также:
Какие льготы имеет отличник погранвойск 2 степени

Нельзя будет оформить участок даже по “лесной амнистии”, если он относится к категории земель промышленности, транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, землям оборонного или иного «специального назначения», землям, задействованным для обеспечения космической деятельности, если на таких участках больше нет зарегистрированных объектов недвижимости.

Кроме того, Закон не работает в отношении земель сельскохозяйственного назначения, если уполномоченный орган по надзору за использованием земель получил достоверную информацию об эксплуатации этого участка с нарушением российских законов или вовсе не по назначению.

Закон «О лесной амнистии» позволяет узаконить участки добросовестным приобретателям. Владельцам же незаконно захваченных территорий либо полученных с нарушениями лесного законодательства оформить свое право по-прежнему будет возможно только на основании судебного акта.

Наряду с этим, закон «О лесной амнистии» предусматривает возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов. Так, в соответствии с пунктом 5 ст. 10 закона №280-ФЗ граждане могут предъявить иски о признании права собственности на объекты недвижимости, ранее утраченные по судебным актам в связи с тем, что данные объекты были построены с нарушением лесного законодательства. Данная норма открывает не только массу возможностей, но и вызывает множество вопросов.

«Лесная амнистия», несомненно, дает возможность добросовестным приобретателям зарегистрировать право собственности на земельные участки, уточнить и внести сведения об их границах в Едином государственном реестре недвижимости. Главное, не упустить данный шанс и воспользоваться упрощенной процедурой своевременно.

Целевое назначение

В соответствии со ст. 101 ЗК РФ землями лесного фонда считаются участки с лесом или лесополосы, земли для восстановления лесного массива и ведения лесохозяйственной деятельности.

Площади, не покрытые растительностью, относятся к нелесным и предназначены для нужд лесного хозяйства. Примером являются просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья и иные участки, находящиеся в пределах лесного фонда.

Согласно ЛК РФ земли лесного фонда рассматриваются как цельный объект вместе с растительностью, животным миром и прочими составляющими природной среды.

По целевому назначению такие участки подразделяются на:

  • эксплуатационные — необходимы для добычи древесины и иных природных ресурсов, продуктов их переработки;
  • резервные территории – используются для защиты насаждений от вырубки на протяжении ближайших 20 лет;
  • защитные — имеют защитную, водоохранную, оздоровительную и санитарно-гигиеническую функцию. Сюда же входят земли, расположенные на особо охраняемых территориях;
  • остальные площади, предназначенные для реализации защитных функций леса.

Нормами современного законодательства запрещено капитальное строительство на территориях, принадлежащих лесному фонду.

В чаще не надо встречаться

Представители экологических организаций опасаются, что представленный Минприроды новый перечень объектов, строительство которых разрешено в лесах, может привести к их застройке. Они указывают, что «размытые формулировки» проекта правительственного постановления не исключают возведения на лесных участках коттеджей, гостиниц и прочих объектов туристическо-развлекательной инфраструктуры. В Минприроды “Ъ” заверили, что опасения экологов оснований лишены.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Минприроды опубликовало для общественного обсуждения проекты правительственных постановлений, в которых перечислены объекты, разрешенные к возведению в лесах. В одном из них идет речь о некапитальных постройках, в другом — о капитальных. Действующий перечень утвержден правительством в 2013 году и не предусматривает разделения таких объектов на капитальные и некапитальные, пояснили “Ъ” в Минприроды.

Новые документы в основном повторяют действующий перечень, несколько расширяя номенклатуру. Тем не менее экологи нашли в проекте коррупциогенные факторы.

Читайте также:
Продолжительность перерыва для отдыха и питания

В частности, речь идет о появившейся формулировке «постройка капитальная временная, используемая в рекреационных целях».

Такие объекты можно будет строить в защитных лесах (чаще всего предназначены для защиты населенных пунктов от неблагоприятного природного и антропогенного воздействия). Исключение составят городские леса, а также лесопарковые и зеленые зоны.

По мнению экологов, под это понятие попадают практически любые проекты. «Размытая формулировка дает возможность построить коттеджи, рестораны, гостиницы, колесо обозрения и любые другие объекты,— предупреждает эксперт “Гринписа России” Алексей Ярошенко.— Эти объекты связаны с отдыхом граждан, поэтому вполне попадают под рекреационную деятельность». Господин Ярошенко напоминает, что сейчас любые объекты туристической и развлекательной инфраструктуры строить в лесах нельзя. Действующее законодательство позволяет размещать на лесных участках лишь физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, а также инфраструктуру для геологического изучения и разработки месторождений.

По мнению представителя «Гринписа», возникает риск освоения в первую очередь лесов возле крупных городов, так как именно эти участки наиболее востребованы у застройщиков.

«Защитные леса вокруг крупных городов и так подвергаются антропогенной нагрузке,— указывает эколог “Общероссийского народного фронта” Антон Хлынов.— Неясно, зачем разрешать в этих лесах строить капитальные сооружения. Это интересно в основном тем, кто планирует взять в аренду лесной участок под видом рекреационной деятельности, а потом его использовать в коммерческих целях». Координатор лесной программы «WWF России» Константин Кобяков добавляет, что защитных лесов больше всего в Московской и Ленинградской областях, а также в кавказских регионах.

Включение в перечень капитальных объектов неопределенного функционального назначения может привести к легализации строительства на землях лесного фонда объектов, предназначенных для отдыха (дома отдыха, гостиницы), соглашается руководитель проектов юридической компании ProLegals Андрей Стаценко. Такие объекты, указывает он, могут использоваться и для постоянного проживания, ведь проверить иное сложно. При этом, продолжает эксперт, формулировка документа является противоречивой, поскольку создание «нового объекта капитального строительства должно оформляться как строительство объекта недвижимости с последующей возможностью его постоянного, а не временного размещения». Для устранения правовой неопределенности, считает юрист службы «Амулекс» Андрей Еремин, необходимо описать категории капитальных построек с указанием конкретной цели их использования, а также установить предельные сроки их размещения: «В противном случае не исключена вероятность застройки лесов элитной недвижимостью».

Юрист экологического направления юридической фирмы Vegas Lex Дмитрий Моторин считает, что новации кардинальным образом не повлияют на правовое регулирование.

«Проблема строительства в лесах объектов, целевое назначение которых не отвечает заявленному, имеет место,— говорит он.— Однако в данном случае не стоит пытаться связывать ее с размытостью формулировок. Это проблема правоприменительной практики, с которой нужно бороться на уровне контрольно-надзорных органов и органов, проводящих государственную экспертизу объектов строительства».

Опасения экологов лишены оснований, заверили “Ъ” в Минприроды. Там ссылаются на принятые недавно поправки к Лесному кодексу, которые, в частности, предусматривают прямой запрет на перевод участков, предоставленных для размещения рекреационных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, а также ограничение площади, на которой можно разместить такие постройки. Кроме того, указывают в Минприроды, закон содержит «прямой запрет строительства при использовании лесов капитальных объектов, отнесенных в соответствии с федеральными законами к жилым домам».

В соответствии с частью 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2010, N 30, ст.3998; 2018, N 52, ст.8100) и подпунктом 5.2.120 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2020, N 42, ст.6635),

Ссылка на основную публикацию