При повороте налево после успешного проезда перекрестка можно продолжить движение как по правой, так и по левой полосе.
Какой штраф грозит водителю за поворот не со своей полосы в 2022 году
Правила дорожного движения содержат немало знаков, которые необходимо понимать и поступать согласно им. Не все они применяются с одинаковой частотой – например, знаки, направляющие движение по определенным полосам, используются не постоянно. Вместо них на дороге может быть нанесена разметка либо движение регулируется другим способом.
О том, что необходимо двигаться строго по полосам и правильно выполнять повороты многие водители вспоминают только после того, как их останавливают за нарушение ПДД.
Типы знаков «Движение по полосам»
Знаки «Движение по полосам» – это целый комплекс указателей того, в каком направлении может ехать водитель. Они похожи друг на друга: на каждом изображена белая стрелка на синем фоне.
ПДД дает краткое определение этим знакам, но более точную информацию по их применению и значению содержит ГОСТ 52289-2004:
Номер | Значение |
5.15.1 | Определяют направление на перекрестках и участках с круговым движением, где этого требует высокая интенсивность автомобильного трафика. Указывают, из какого ряда разрешено поворачивать направо или налево, разворачиваться, ехать прямо. Регулируют только потоки транспорта в одном направлении. |
5.15.2 | |
5.15.7 | Показывает направление движения, если дорога имеет неравное количество противоположных рядов или их больше 4. Знак с двумя стрелками часто ставят на участках, на которых не всегда интуитивно понятно, в какую сторону разрешено ехать. |
Правила перемещения ТС
В общем случае водителю запрещено двигаться по встречной полосе, равно как разворачиваться и поворачивать через двойную и одинарную сплошную разметку. На 3-х рядной дороге центральная используется для езды в обоих направлениях, обгона, поворота налево и разворота. Выполнять эти маневры из крайних полос нельзя.
Как правильно двигаться в границах населенных пунктов:
- Ехать разрешено по любой полосе своего направления. При плотном потоке менять ряд только для поворота, разворота, объезда препятствия, чтобы занять место для стоянки или остановки (не для обгона).
- Занимать трамвайные пути своего направления можно, но только при интенсивном трафике (когда другие ряды заполнены машинами), для разворота, поворота и объезда. В любом случае нельзя чинить препятствия трамваю. Знаки 5.15.1/2, вывешенные перед перекрестками, не разрешают выезд на пути.
- Не пересекать сплошные линии между рядами, перестроение производить только на участках с прерывистой разметкой.
- Не допускать проезд прямо с полосы, предназначенной для поворота, и наоборот.
Особые требования действуют для движения по загородным трассам:
- Ехать стоит как можно ближе к правой обочине, выдерживая расстояние между полосами;
- Не занимать левый ряд при свободном правом.
Штраф при повороте направо
На рисунке выше оранжевый автомобиль поворачивает направо из второй полосы, хотя дорожные знаки такой маневр запрещают.
В этом случае нарушитель будет наказан по части 1 статьи 12.16 КоАП:
1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Максимальное наказание за поворот направо не со своей полосы составляет 500 рублей. Также возможен и вариант в виде предупреждения.
Наказание по части 1 статьи 12.16 может быть наложено только в том случае, когда перед пересечением проезжих частей установлены знаки или нанесена разметка, указывающие направления движения по полосам.
Повернул не из своего ряда при проезде перекрестка. Что грозит?
Причиной может быть как невнимательность, так и спешка на дороге.
Что говорится в ПДД? Понятие «свой» ряд в ПДД отсутствует. Все имеющиеся полосы движения являются общими. От водителя же требуется просто занимать их в соответствии с правилами дорожного движения, где сказано следующее:
- П.8.5. « При необходимости совершения поворота направо, налево либо разворота, водитель должен заранее обеспечить занятие соответствующей крайней полосы на дороге, предназначенной для передвижения в выбранном направлении. Исключение составляют случаи выезда на перекресток с круговым движением»;
- «При наличии рядом с проезжей частью трамвайных путей, расположенных на одном уровне с ней, левый поворот или разворот необходимо выполнять с них, в случае отсутствия знаков 5.15.1 или 5.15.2 либо разметки 1.18, предусматривающих другой порядок движения. При этом водитель не должен создавать помех для движения трамвая».
Знаки, о которых упоминалось выше, обеспечивают регулировку движения по полосам. Важным для запоминания моментом является следующий:
«При наличии знаков 5.15.1 и 5.15.2, которые разрешают левый поворот из крайней полосы, также разрешено и выполнение разворота. Под действие данных знаков не попадают транспортные средства для перевозки пассажиров, двигающиеся по определенному маршруту. Действие вышеуказанных знаков, расположенных перед перекрестком, распространяется полностью на него, при отсутствии других подобных дорожных знаков».
Штраф за поворот не с той полосы. В этом случае имеется большое количество нюансов, которые известны не каждому водителю. Размер штрафа может зависеть от того, имеется ли разметка 1.18 и знаки 5.15.1/5.15.2, либо она отсутствует, а также от направления поворота, который намеревается совершить водитель транспортного средства.
- При отсутствии перед перекрестком разметки 1.18 и знаков 5.15.1/5.15.2, и повороте в любом направлении не из крайней на проезжей части полосы, на водителя может быть наложен штраф в 500 рублей. Основанием для такого решения становится статья 12.14.1.1 КоАП России;
- При наличии перед перекрестком данных знаков и разметки, и выполнении поворота направо, в нарушение их требований, на водителя также налагается штраф в размере 500 рублей, согласно статье 12.16.1 КоАП;
- При наличии перед перекрестком данных знаков и разметки, и выполнении водителем левого поворота, за это полагается штраф в размере от 1000 до 1500 рублей, согласно статье 12.16.2 КоАП.
Есть ли опасность в нарушении? На самом деле, да. В первую очередь потому, что другие водители, едущие рядом, не ожидают осуществления подобного маневра, и могут быть к нему не готовы, что чревато созданием аварийной ситуации.
Нередко случается так, что из полосы движения разрешается не только поворот направо или налево, но и движение прямо. Принятие решения поворота не из крайнего ряда, в половине случаев становится причиной ДТП. Такая степень риска из-за нескольких секунд, которые удастся сэкономить в случае удачного маневра, далеко не всегда оправдана.
Итог. Движение на перекрестке четко по рядам, как предписывают дорожные знаки, обеспечивает безопасность как для водителя и пассажиров, так и для машин, двигающихся в попутном направлении, а также повышает пропускную способность перекрестка.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
В местах, где высока опасность аварий, могут быть установлены автофиксаторы. В таких случаях решение о назначении санкций выносится автоматически. Если нарушителя остановил инспектор и составил протокол, в котором прямо указан проступок, для подтверждения вины могут применяться разные доказательства.
Например, это может быть фиксация сотрудником ДПС допущенного нарушения при помощи фото или видеосъемки. Такие файлы могут быть приобщены к материалам дела. Также возможен вариант, когда сотрудник ДПС попросит дать показания свидетелей происшествия. Документ с подписями понятых отправится в суд. После того, как будут оценены все доказательства, принимается решение о наказании.
Штрафник на обочине
Тот, кто нарушает правила на дороге, например, едет по выделенной полосе или обочине, никаких преимуществ не имеет перед теми, кто едет, соблюдая правила. Это в очередной раз пришлось доказывать автомобилисту в суде, несмотря на то, что Пленум Верховного суда такой вопрос уже рассматривал.
Идя на обгон по обочине, водитель перестает быть помехой справа. Придется тех, кто слева, пропустить. Фото: Сергей Михеев
Итак, в нашей истории водитель перестраивался правее. Но в этот момент другой водитель, который ехал по выделенной полосе для общественного транспорта, решил перестроиться левее. В итоге они встретились. Сотрудник ГИБДД решил, что виноват в ДТП именно тот водитель, который перестраивался вправо. Ведь он обязан был уступить дорогу машине, которая была помехой справа. Так прописано в правилах. И все суды это решение поддержали.
Кроме Верховного. Верховный суд указал, что инспектор помимо того, что вынес постановление в отношении водителя, который перестраивался правее, также выписал штраф водителю, перестраивавшемуся левее, за движение по выделенной полосе для общественного транспорта. А это говорит о том, что этот водитель не имел преимущества. Соответственно, первый водитель не должен был уступать ему дорогу.
Верховный суд напомнил о разъяснениях своего Пленума, согласно которым, водитель транспортного средства, движущегося в нарушение Правил дорожного движения по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов, постановление, а также прекратил производство по делу из-за отсутствия состава административного правонарушения.
Водитель, который осуществляет поворот, не обязан уступать дорогу водителю, двигающемуся по траектории, по которой движение запрещено
Постановление Пленума ВС, принятое в июле 2019 года, по-прежнему актуально. Тех, кто любит объезжать пробки по обочине, хватает. Один автомобилист поворачивал направо из крайнего правого ряда. Но по обочине ехал другой. В результате авария. Или автомобилист, ехавший по второстепенной дороге, начал пересекать перекресток, когда другой автомобилист уступил ему дорогу. Но вот беда: снова выскочил “обочечник”. И снова ДТП. И в той, и в другой ситуации будет виноват тот, кто двигался по обочине.
Вот еще одна интересная ситуация. Дама-водитель поворачивала налево из крайнего левого ряда. Налево поворачивала и фура из соседнего ряда. Радиуса поворота ей не хватило, и она зацепила машину женщины. Инспектор посчитал, что в ДТП виновата именно дама, поскольку фура для нее была помехой справа. Однако женщина строго выполняла все правила – поворачивала из своего крайнего левого ряда. В то время как фура шла на поворот не из своего ряда. Для подобных случаев правила предусматривают исключения, если большой машине не хватает радиуса поворота. Однако выполнять такой маневр можно, лишь убедившись в его безопасности. Водитель фуры в этом не убедился.
Впрочем, такое решение Пленума ВС еще не говорит о том, что можно смело таранить тех, кто нарушает правила. Как пояснил адвокат Сергей Радько, когда водитель совершает поворот налево, то он обязан обеспечить безопасность своего маневра. И он не уполномочен оценивать законность действий других водителей. Решение же Верховного суда говорит только о том, что такого водителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он не уступил дорогу тому, кто нарушал правила.
А если речь идет о ДТП с пострадавшими, то суд будет тщательно разбирать действия водителей и оценивать степень вины каждого.
Ответственность за неуплату штрафа
За повороты или развороты в неположенном месте штраф в 2022 году следует оплатить, не откладывая «на потом», так как срок исполнения взыскания ограничен. В соответствии с требованиями части 1 статьи 32.2 Кодекса, он должен оплачиваться в течение шестидесяти суток. Нарушение сроков дает основания для привлечения к таким видам ответственности:
- штраф в удвоенном размере, но не ниже 1 000 рублей;
- обязательные работы, в зависимости от решения суда, но не превышающие 50 часов;
- арест до 15 суток.
При злостном игнорировании обязанностей по оплате штрафа нарушителем начнет заниматься служба судебных приставов. В их компетенции арест имущества должника с последующей его реализацией в счет долга, заморозка счетов в банке, ограничение выезда из страны.
Внимание! Чтобы обыкновенный штраф за поворот со второго ряда не закончился лишением права на управление автотранспортом, потерей имущества или впустую потерянным временем, необходимо его лишь своевременно оплатить.
Ознакомившись с тем, какой штраф за поворот не со своей полосы в 2022 году предусмотрен кодексом, водитель должен задуматься, стоит ли совершать опасный маневр. Ведь его последствия представлены не только потерей денег, но и созданием критической ситуации для всех участников движения на дороге и могут привести к необратимым событиям.
Какой штраф за поворот не из своей полосы?
А вот тут есть нюансы, о которых мало кто из водителей знает. Штраф зависит от того, есть или нет разметка 1.18 и знаки 5.15.1/5.15.2. И от того, в какую сторону поворачивает водитель: налево или направо.
- Если перед перекрестком нет разметки 1.18 и/или знаков 5.15.1/5.15.2 и водитель повернул не из крайнего положения на проезжей части, ему полагается штраф 500 руб. (12.14.1.1 КоАП РФ);
- Если перед перекрестком есть разметка 1.18 и/или знаки 5.15.1/5.15.2 и водитель повернул направо в нарушение требований знаков или разметки, полагается предупреждение или штраф 500 руб. (12.16.1 КоАП РФ);
- Если перед перекрестком есть разметка 1.18 и/или знаки 5.15.1/5.15.2 и водитель повернул налево в нарушение требований знаков или разметки, полагается штраф от 1000 до 1500 руб. (12.16.2 КоАП РФ);
В данном случае поворот налево должен осуществляться не с трамвайных путей попутного направления, а так, как предписывают знаки.
В данном случае поворот налево должен осуществляться не с трамвайных путей попутного направления, а так, как предписывают знаки.
Если полоса настолько широкая, что ехать можно в два ряда, перед поворотом направо все равно следует занять крайнее положение.
Если полоса настолько широкая, что ехать можно в два ряда, перед поворотом направо все равно следует занять крайнее положение.
Кстати, если вы пользуетесь Яндекс Навигатором (конечно, вы пользуетесь), обратите внимание, что теперь он предупреждает (по крайней мере в Москве) о камере, контролирующей разметку. Будет легче не нарушать.
Штраф за поворот со второго ряда при наличии знаков и разметки
Итак, после того как правила усвоены пришло время перейти к случаю наказания за их нарушение. И первый случай связан с нарушениями противоречие требований разметки или знаков при повороте направо, но не с полосы для общественного транспорта! Тогда читаем статью 12.16, часть 1:
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Это самый «скромный» случай при возможных нарушениях при повороте. Второй вариант с теми же условиями, когда есть знаки и (или) разметка, но поворот совершается налево. Опять же та же статья, но часть 2.
Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, – влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
То есть при повороте налево «ставки растут» и предупреждением тут не отделаешься. Штраф будет уже весьма значителен. Со знаками и разметкой все понятно, теперь переходим к случаю, когда таковых нет.
Насколько это опасное правонарушение
Многих интересует не только то, какой за поворот не из своего ряда штраф. Это выяснили. От простого предупреждения, до денежного взыскания в размере 1500 рублей. Но еще логично спросить, насколько это нарушение вообще опасное.
Скажем так. Нарушение объективно опасное. Как минимум из-за того, что другие автомобилисты не ожидают подобных маневров от своих соседей по дорожному полотну.
Есть другой момент. Некоторые дороги позволяют по крайнему ряду не только поворачивать, но также и продолжать движение прямо. Попытавшись повернуть, не заняв крайний ряд, существенно повышается риск ДТП.
Подобным образом часто поступают те, кто хочет сэкономить драгоценные секунды. Но по факту навлекает на себя, а также других участников движения повышенную опасность.
Не забывайте о другом моменте. Является важным в отношении крупных городов. Соблюдая рядность движения, заметно увеличивается пропускная способность на перекрестках и дорогах. А это позволяет абсолютно всем водителям экономить время.
Как часто нарушаете? По каким пунктам привлекались к ответственности? Всегда ли соблюдаете рядность во время движения?
Оспорить санкции за подобные правонарушения может любой водитель, независимо от того прав он был или нет. Для этого действия законодательством Российской Федерации предусмотрено 10 календарных дней, со дня получения постановления об административном правонарушении лично. Если нарушитель согласен с решением сотрудников ГАИ, ему даётся 70 дней для оплаты штрафа. Дни исчисляются с даты вынесенного постановления.
Размер штрафа
Теперь поговорим о том, какой за поворот не из своего ряда штраф ждет автомобилистов.
Здесь есть интересные нюансы. И мало кто из автомобилистов знает о них.
Штраф напрямую связан тем, есть разметка на дороге или нет, а также завязан на наличии или отсутствии знаков. Тут подразумеваются знаки 5.15.1 и 5.15.2, а также разметка 1.18. И даже больше. На штраф влияет то, в какую сторону повернул автомобилист. Влево или вправо.
В итоге вырисовывается следующая картина:
- Перед перекрестком отсутствует разметка и/или знаки . При этом водитель совершил поворот не из крайнего положения. Тогда здесь действует пункт 12.14.1.1 из Кодекса об админаправонарушениях. Автомобилиста ждет штраф в размере 500 рублей;
- Перед перекрестком есть разметка и/или знаки . Либо то и то одновременно. При этом поворот совершен в правую сторону, нарушив требования знаков или разметки. Здесь наказание немного другое. Чаще нарушитель отделывается предупреждением. Но еще 12.16.1 пункт КоАП позволяет выписать минимальный штраф. А это те же 500 рублей;
- Разметка и/или знаки перед перекрестком есть . Поворот был совершен в левую сторону, нарушив требования дорожной разметки или знаков. Самый серьезный проступок. Предупреждение не предусмотрено. Выпишут протокол на 1000—1500 рублей. Здесь инспектор руководствуется статьей 12.16.2 КоАП.
Жителям Москвы, а также крупных городов стоит помнить. Сейчас активно устанавливают специальные камеры. Используются для того, чтобы контролировать разметку, а также наказывать нарушителями письмами счастья.