НДС на лекарственные средства

лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

Применение ставки по НДС 10% к импортным лекарственным препаратам (Подкопаев М.В.)

Государство придает большое значение контролю за производством и реализацией лекарственных препаратов, ведь их качество сказывается на качестве жизни всего населения. И особенно важен контроль в отношении импортных лекарств, поскольку они (в большинстве случаев) поступают на российский рынок уже в готовом виде, так что контролировать их получается лишь на данной стадии, а не в процессе изготовления.

Имеет ли это значение для налогообложения? Безусловно, имеет, ведь некачественный лекарственный препарат обороту и использованию не подлежит. Впрочем, для того чтобы точно ответить на поставленный вопрос, лучше обратиться непосредственно к налоговому законодательству, в частности к гл. 21 НК РФ.

Об обязательности регистрации лекарственного средства

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ лекарственные средства облагаются НДС по ставке 10%. В данной норме не содержится ограничений по поводу того, какие именно это лекарственные средства, лишь конкретизируется, что в их число входят фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями.
Также определенно указывается, что поименованная норма распространяется и на российские, и на зарубежные лекарственные препараты, в том числе на те, которые ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п. 5 ст. 164 НК РФ).
Больше никаких условий для применения пониженной налоговой ставки по лекарственным препаратам ст. 164 НК РФ не устанавливает – в отличие от ее применения в отношении медицинских изделий, по которым надо представлять регистрационное удостоверение. Тем не менее на практике и по лекарственным препаратам нельзя применить ставку 10%, если нет регистрационного удостоверения.
На основании Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (далее – Закон N 61-ФЗ) лекарственные средства подлежат государственной регистрации и включаются в Государственный реестр лекарственных средств (далее – Реестр).
Упомянутый Закон дает определение лекарственному средству (п. 1 ст. 4). Так, под ним понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
К лекарственным средствам относят фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, правда, на основании ст. 13 Закона N 61-ФЗ государственной регистрации подлежат только последние. Но фармацевтические средства, если они входят в состав лекарственного препарата, все равно наряду с лекарственными препаратами включаются в Реестр (ст. 33 данного Закона).
В связи с вышесказанным лекарственный препарат должен иметь регистрационное удостоверение, которое в общем случае выдается бессрочно.
Однако бывает, что регистрационное удостоверение на лекарственный препарат отсутствует, хотя формально он соответствует иным требованиям, предъявляемым к лекарственным препаратам.
Так, согласно ст. ст. 28, 29 Закона N 61-ФЗ на впервые регистрируемый лекарственный препарат выдается регистрационное удостоверение с ограниченным сроком действия (пять лет), а потом необходимо подтвердить государственную регистрацию. Причем на эту процедуру отводится до 90 (с 01.01.2017 – до 60 ) календарных дней. В течение обозначенного периода допускается оборот лекарственного средства на территории РФ.
——————————–
Федеральный закон от 22.12.2014 N 429-ФЗ.

Минфин России в Письмах от 10.02.2012 N 03-07-07/19 и от 15.11.2011 N 03-07-11/309 категорически исключил применение ставки 10% при отсутствии регистрационного удостоверения. А если оно было получено после даты приобретения лекарственного средства, то такая ставка применяется с даты, указанной в регистрационном удостоверении.
Не вызывает сомнения и у судей необходимость наличия регистрационного удостоверения у лекарственных препаратов. Хотя в определенных ситуациях они могут пойти навстречу налогоплательщику, если он принял все меры для получения регистрационного удостоверения, но оно у него временно отсутствует по не зависящим от него причинам (см., например, Постановление АС МО от 05.09.2014 N Ф05-9677/2014 по делу N А40-167656/13).
Данный подход применим к лекарственным препаратам как отечественного производства, так и ввозимым в РФ.
Уточним еще один момент. Как было сказано выше, фармацевтические субстанции не подлежат государственной регистрации. Но из Письма Минфина России от 29.06.2012 N 03-07-07/61 можно понять, что в отношении их нельзя применять ставку НДС 10%, если отсутствует регистрационное удостоверение. Финансисты сослались на примечания 1 к Перечням кодов, приведенным в Постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688.
Действительно, в редакции этого примечания, которая действовала на дату выхода указанного Письма, речь шла и о фармацевтических субстанциях. Но в настоящее время они оттуда исключены. Оборот фармацевтических субстанций сейчас осуществляется без государственной регистрации, и в отношении их для применения ставки 10% не требуется регистрационное удостоверение (см. Постановление ФАС СЗО от 10.07.2014 N Ф07-4865/2014 по делу N А56-51671/2013).

Читайте также:
Как открыть ип по строительству

Должен ли лекарственный препарат входить в особый перечень, чтобы по нему можно было применять ставку 10%?

Согласно последнему абзацу п. 2 ст. 164 НК РФ продукция, перечисленная в данном пункте, в отношении которой применяется ставка НДС 10%, в том числе лекарственные средства, должна соответствовать кодам, приведенным в ОК 005-93 “Общероссийский классификатор продукции” (далее – ОКП), а также в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД ТС).
——————————–
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
В настоящее время под ней понимается Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.

Конкретные коды лекарственных средств в этих целях нужно искать в Постановлении Правительства РФ N 688.
Из Письма Минфина России от 23.08.2013 N 03-07-07/34690 следует, что если при ввозе на основании ТН ВЭД ТС к импортному лекарственному средству применялась ставка НДС в размере 18%, то и в последующем при реализации того же лекарства на территории РФ тоже надо применять данную ставку, даже если ОКП предусматривает иную ставку (см. также Письмо Минфина России от 28.03.2012 N 03-07-07/37). Такое действительно возможно, когда для одного и того же товара Постановление Правительства РФ N 688 предусматривает разные ставки по НДС (это распространяется в том числе на лекарственные препараты).
Однако необходимо учитывать, что в отношении подобных ситуаций у ВАС был сформирован несколько иной подход, нежели у финансистов. Судьи согласились с тем, что и при ввозе товара в Российскую Федерацию, и при последующей его реализации на территории страны должна применяться одинаковая ставка. Но это должна быть, по мнению судей, ставка 10%, даже если она для названного товара предусмотрена только в ОКП, а для ввоза она равна 18% (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Пониженная ставка применяется и в случае, когда для данного товара она указана только в ТН ВЭД ТС.
Упомянутую позицию суда в последнее время признают правомерной и финансисты (см. Письмо от 17.12.2015 N 03-07-07/74080), в том числе в отношении медицинских товаров (Письма от 21.10.2015 N 03-07-07/60416, от 24.08.2015 N 03-07-07/48651), а также конкретно лекарственных средств (Письмо от 26.02.2015 N 03-07-14/9593).

Для применения к лекарственным препаратам, ввозимым из-за рубежа, пониженной ставки по НДС (10%) необходимо выполнение двух условий. Первое из них – должно быть в наличии регистрационное удостоверение (и здесь крайне важно соблюдение сроков его получения). Второе – данный лекарственный препарат должен входить в один из Перечней, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 688. Тогда можно применять ставку 10%, даже если другой Перечень требует облагать названный товар по обычной ставке (то есть 18%).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Медицинские услуги

В ст. 149 Налогового кодекса перечислены все товары и услуги, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. К ним относятся медицинские услуги и еще несколько видов услуг, которые можно встретить в клиниках:

  • уход за детьми и больными;
  • реализация ряда медицинских товаров.

Обязательное условие для освобождения от НДС — у клиники должна быть лицензия на оказание этих услуг.

Есть и другой документ, который декларирует освобождение от НДС для медуслуг в 2022 году — это постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 года. Постановление приводит перечень услуг в условиях дневного и круглосуточного стационара, услуги поликлиник и санаториев, услуги по проведению медэкспертизы и санитарно-гигиенических мероприятий.

Еще один документ, который разъясняет освобождение от НДС, — это письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ № 03-07-07/97292 от 12.12.2019.

Понятие медицинской услуги есть в ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». В этом документе сказано, что медицинская услуга — это комплекс медицинских вмешательств, включая диагностику, профилактику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию.

Закон относит к медицинским услугам, не облагаемым НДС:

  • услуги из перечня, которые предоставляют по ОМС;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132;
  • услуги по сбору крови;
  • услуги по скорой медицинской помощи;
  • услуги по дежурству медперсонала рядом с тяжелыми больными;
  • патолого-анатомические.
Читайте также:
Доступные способы оприходования товара

Облагаются НДС косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги (кроме тех ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, которые финансируются из бюджета).

НК РФ не дает предписаний по поводу формы оплаты медуслуг, так что услуги не облагаются НДС независимо от наличной или безналичной формы оплаты. Льгота применяется и при оказании услуг гражданам, которые оплачивают за них юрлица — например, их работодатели (письмо ФНС России от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@) или страховые компании (письма Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004, от 26.02.2013 № 03-07-07/5466).

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Письмо Минфина России от 18.02.2019 № 03-07-07/9851

Вопрос: Общество приобретает и реализует на территории РФ лекарственные средства для медицинского применения и лекарственные средства ветеринарного назначения иностранного производства.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС по ставке 10% производится при реализации и ввозе в РФ лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов. При этом коды видов указанных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 “Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов”.

Согласно п. 26 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (далее – Закон) документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата, является регистрационное удостоверение лекарственного препарата.

Частью 1 ст. 33 Закона установлено, что перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, содержится в государственном реестре лекарственных средств.

Пунктами 1 и 3 ст. 33 Закона предусмотрено ведение государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных средств для ветеринарного применения, а именно:

– ведение государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения в РФ осуществляется Минздравом России. Государственный реестр лекарственных средств размещен на официальном сайте Минздрава России в сети Интернет;

– ведение государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения в РФ осуществляется Минсельхозом России. Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения размещен на официальном сайте Россельхознадзора в сети Интернет.

Согласно ч. 14 ст. 29 Закона в период проведения процедуры подтверждения государственной регистрации лекарственного препарата его обращение в РФ не приостанавливается.

Заявления о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения и лекарственного препарата для ветеринарного применения поданы обществом в Минздрав России и Россельхознадзор соответственно (что подтверждается отметкой о приеме на заявлении).

Может ли общество при ввозе и реализации на территории РФ лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных средств ветеринарного назначения, у которых истек срок действия регистрационных удостоверений, применять пониженную ставку НДС 10%, предусмотренную пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, в период прохождения процедуры подтверждения государственной регистрации?

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 14.12.2018 о применении ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в отношении лекарственных средств, по которым истек срок действия регистрационных удостоверений, и сообщает.

Согласно подпункту 4 пункта 2 и пункту 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогообложение НДС по ставке 10 процентов производится при реализации и ввозе в Российскую Федерацию лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями. При этом перечни кодов видов указанных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической (ОКПД2) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688.

На основании примечаний к данным перечням коды ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в перечнях, применяются в том числе в отношении лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза. При этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.

Статьей 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” предусмотрено, что регистрационное удостоверение лекарственного препарата является документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата.

Таким образом, в отношении лекарственных средств, на которые регистрационные удостоверения отсутствуют, в том числе по причинам истечения срока их действия, пониженная ставка НДС в размере 10 процентов не применяется. Соответственно, по таким лекарственным средствам следует применять ставку НДС в размере 18 процентов.

Читайте также:
Инструкция по выживанию для нового председателя СНТ

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

С изменениями и дополнениями от:

28 августа 2014 г., 23 января 2018 г., 21 октября 2019 г., 1 июня, 3 августа 2022 г., 29 января 2022 г.

Код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2)

Наименование медицинского товара

I. Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями

Хлорид натрия чистый

Кислоты неорганические прочие, не включенные в другие группировки

Оксид, гидроксид и пероксид бария

Нитраты (кроме калия)

Карбонаты прочие, не включенные в другие группировки

Манганиты, манганаты и перманганаты

Цианиды и цианидоксиды, цианиды комплексные

Соли неорганических кислот или пероксикислот прочие

Соли уксусной кислоты

Кислоты карбоновые с дополнительными кислородсодержащими функциональными группами, их производные, кроме кислоты салициловой и ее солей

Ферменты и прочие органические соединения, не включенные в другие группировки

Хлорид аммония; нитриты

Тальк и прочие присыпки для детей

Сыворотки и вакцины

Средства химические контрацептивные на основе гормонов или сперматоцидов

Реагенты диагностические и прочие фармацевтические препараты (кроме 21.20.23.193, 21.20.23.195, 21.20.23.199)

II. Медицинские изделия

Белье постельное из нетканых материалов

Изделия из нетканых материалов прочие, кроме одежды

Вата медицинская гигроскопическая

Прокладки женские гигиенические, салфетки и тампоны из ваты из хлопка

Костюмы мужские производственные и профессиональные

Брюки мужские производственные и профессиональные

Костюмы женские производственные и профессиональные

Брюки женские производственные и профессиональные

Юбки, халаты, блузки, фартуки, жилеты, платья и сорочки производственные и профессиональные

Одежда производственная и профессиональная прочая, не включенная в другие группировки

Одежда из нетканых материалов

Изделия чулочно-носочные, применяемые в медицинских целях трикотажные или вязаные

Бумага для аппаратов и приборов

Изделия санитарно-гигиенического назначения прочие из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон

Фотопластинки и фотопленки светочувствительные, неэкспонированные

Воск зуботехнический и прочие материалы на основе гипса, используемые в стоматологии

Среды готовые питательные для выращивания микроорганизмов

Среды питательные для диагностики in vitro

Реагенты для определения аналитов для диагностики in vitro

Вещества человеческого или животного происхождения прочие, не включенные в другие группировки

Препараты фармацевтические прочие

Материалы клейкие перевязочные, кетгут и аналогичные материалы, аптечки и сумки санитарные

Перчатки хирургические резиновые

Соски различных типов (в том числе для бутылочек) и аналогичные изделия для детей

Изделия из резины, кроме твердой резины (эбонита), гигиенические или фармацевтические прочие

Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс

Изделия пластмассовые прочие

Бутылки стеклянные для крови, трансфузионных и инфузионных препаратов

Банки стеклянные для лекарственных средств

Флаконы стеклянные для лекарственных средств

Пробки, крышки и прочие укупорочные средства из стекла

Посуда для лабораторных целей стеклянная

Посуда для гигиенических или фармацевтических целей стеклянная

Ампулы из стекла

Изделия санитарно-технические прочие из керамики

Изделия абразивные прочие, не включенные в другие группировки

Контейнеры опасных медицинских отходов металлические

Части и принадлежности аппаратов, основанных на использовании рентгеновского или альфа-, бета-, или гамма-излучений, применяемых в медицинских целях, включая хирургию, стоматологию, ветеринарию

Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты

Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие

Урологические медицинские изделия прочие

1. Коды ОКПД2, приведенные в разделе I настоящего перечня, применяются в отношении:

фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза;

лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза в соответствии с правом Евразийского экономического союза, на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

Читайте также:
Дисциплинарные взыскания государственных служащих

абзац утратил силу с 22 октября 2019 г. – Постановление Правительства РФ от 21 октября 2019 г. N 1353

Особенности учета НДС при приобретении основных средств

При приобретении ОС есть нюанс, общий для всех предприятий, ведущих раздельный учет. Технология расчета для распределения входного НДС применяется типовая (п. 4 и п. 4.1 ст. 170 НК РФ). Весь вопрос упирается в данные для расчета, ведь не всегда приобретение основного средства четко совпадает с окончанием квартала (периода расчета). В той же ст. 170 есть указание: в случае когда ОС приобретено в 1-м или 2-м месяце квартала, производить расчет для распределения по выручке этого месяца.

Здесь аптека может столкнуться со следующей ситуацией — один расчетный месяц в части НДС может сильно отличаться от другого. Как быть, если ОС приобретено, например, для изготовления лекарства, которое бывает и облагаемое, и необлагаемое (из давальческих компонентов), но в течение именно месяца приобретения необлагаемых услуг по изготовлению не было?

Из письма Минфина от 02.08.2012 № 03‑07‑11/225 следует, что, несмотря на то что существует теоретическая возможность принять к вычету весь НДС по такому ОС, решение следует принимать с учетом прогнозируемого изменения ситуации. То есть если услуги без НДС все-таки планируются, спешить ставить весь НДС по ОС к возмещению не нужно. Иначе придется делать восстановление НДС в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ. Таким образом, вероятно, что при возникновении спорной ситуации по раздельному учету НДС по ОС следует сделать некоторые прогнозные расчеты и дождаться их подтверждения (например, в конце квартала). Только после этого стоит определяться со списанием НДС к вычету или в расходы.

ВАЖНО! Говоря о раздельном учете НДС, нельзя не упомянуть о «правиле 5%», а именно: если доля НДС-расходов, относящихся к необлагаемой реализации, не превысила 5% от общего объема расходов за период, раздельный учет НДС в этом периоде можно не вести (п. 4 ст. 170 НК РФ). При этом распределение расходов нужно выполнять по требованиям той же ст. 170 НК РФ (т. е. в пропорции к выручке).

Разъяснения официальных органов

Далее покажем, что интересовало налогоплательщиков в минувшем году и какие ответы они получили от официальных органов.

Вопрос:

Правомерно ли применение пониженной ставки НДС в отношении медицинский изделий, в регистрационных удостоверениях которых указаны коды ОКП, а не ОКПД 2?

Ответ:

Минфин ответил: начиная с 01.01.2017 при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться Постановлением № 688 в редакции Постановления № 50 (письма от 31.10.2018 № 03-07-07/78235, от 06.09.2018 № 03-07-07/63701, от 04.09.2018 № 03-07-07/63078).

Заметим: в отношении кодов ОКПД 2 видов медизделий, не включенных в Постановление № 50, рекомендовано обращаться в Минпромторг (см. также Письмо Минфина России от 28.06.2018 № 03-07-07/44705).

Вопрос:

Какая должна быть ставка НДС при ввозе на территорию РФ и реализации в России одного и того же товара: одинаковая или она устанавливается по разным кодам (при ввозе в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, а при реализации – по кодам, определенным Постановлением № 50)? Если товар ввезен по ставке НДС 18%, а в дальнейшем Правительством РФ для него установлена ставка НДС 10%, может ли этот товар быть реализован по льготной ставке (при соблюдении условия о включении в реестр лекарственных средств)?

Ответ:

Положительный ответ дан в письмах Минфина России от 03.04.2018 № 03-07-07/21465 и 03-07-07/21477: организация, которая ввозит и реализует продукцию, предусмотренную в перечнях, утвержденных #50#, вправе применять ставку НДС в размере 10%. В отношении продукции, не включенной в данные перечни, применяется ставка 18%.

Вопрос:

Правомерен ли вычет уплаченного при ввозе на территорию РФ лекарственных средств по ставке НДС 18%, если при их реализации в России применяется ставка 10%? (Речь идет о лекарственных средствах ветеринарного назначения.)

Ответ:

Минфин (см. Письмо от 21.05.2018 № 03-07-07/34009) ответил положительно, а ФНС (Письмо от 24.05.2018 № 03-07-15/34977)направила данное разъяснение для сведения и использования в работе.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Читайте также:
Заключение под стражу

Как уже было отмечено, коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС применяются в отношении лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕАЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.

Пунктом 3 ст. 33 Закона № 61-ФЗ предусмотрено ведение государственных реестров как для медицинского, так и для ветеринарного применения.

С учетом сказанного Минфин указал: в отношении ввозимых и реализуемых в РФ лекарственных средств ветеринарного назначения применяется ставка НДС 10% в случае, если коды видов данных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 преду­смотрены Постановлением № 688, они зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и по ним имеется документ, подтверждающий их регистрацию (регистрационное удостоверение), а также они включены в государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К сведению: аналогичное разъяснение направлено в ФТС Письмом Минфина России от 25.05.2015 № 03-07-07/29486.

Причем если при ввозе на территорию РФ лекарственных средств ветеринарного назначения НДС таможенникам уплачен по ставке 18%, то (несмотря на реализацию таких лекарственных средств на территории РФ по ставке в размере 10%) вычет «ввозного» НДС (при соблюдении необходимых условий) можно заявить в полном объеме, то есть по ставке 18% (см. также Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-07-07/26854).

Вопрос:

Правомерно ли при реализации в России применять ставку НДС 10% по ввезенным лекарственным препаратам для ветеринарного применения, зарегистрированным на территории государств – участников ЕАЭС, имеющим выданные уполномоченными госорганами регистрационные удостоверения, но не включенным в соответствующие реестры (ГРЛС, размещенный на сайте Минсельхоза, и ЕРЗЛС ЕАЭС)?

Ответ:

Подобные обстоятельства (отсутствие ввозимых на территорию РФ лекарственных препаратов в одном из реестров – ГРЛС либо ЕРЗЛС ЕАЭС) не дают возможности налогоплательщику применить пониженную ставку НДС. Об этом Минфин высказался в Письме от 23.10.2018 № 03-07-07/75876.

Вопрос:

Вправе ли налогоплательщик, применявший в 2017 году ставку НДС 18%, не производить корректировки в бухгалтерском и налоговом учете, не вносить исправления в договоры с покупателями, не составлять корректировочные первичные документы и не сдавать «уточненки» по НДС за 2017 год? Какие последствия могут возникнуть у покупателей – контрагентов налогоплательщика в части заявленного ими к вычету в 2017 году НДС?

Ответ:

Специалисты финансового ведомства подчеркнули: если до 25.01.2018 налогоплательщиком при реализации медицинских товаров, коды которых в соответствии с ОКПД 2 поименованы в Постановлении № 50, применялась ставка 18%, за период с 01.01.2017 по 25.01.2018 пересчитывать предъявленные продавцом и принятые к вычету покупателем суммы налога в связи с установлением по таким медицинским товарам ставки 10% не следует (Письмо от 05.06.2018 № 03-07-07/38391).

Здесь уместной будет ссылка на одно дело – № А40-208681/2017 (когда в аналогичной ситуации недовольства со стороны покупателей же возникли).

По договору поставки поставщик обязался передавать покупателю в собственность товары ветеринарного и санитарного назначения, а покупатель – принять и оплатить товар. В период с 01.01.2017 при поставке товара поставщиком применена ставка НДС в размере 18%, тогда как реализуемые ветеринарные препараты должны облагаться по ставке 10%. 19.10.2017 покупатель (истец) обратился к ответчику с требованием об изменении ставки НДС в выставленных счетах-фактурах. В ответ на заявление ответчик (поставщик) указал на то, что ветеринарные препараты не содержатся в перечне (с учетом периода – ОКП) товаров, облагаемых по льготной ставке, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (другие инстанции, включая кассацию – см. Постановление АС МО от 31.05.2018 № Ф05-6446/2018, поддержали коллег), исходя из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, истцом избран ненадлежащий способ защиты. Согласился с выводом и ВС РФ – в Определении от 06.08.2018 № 305-ЭС18-10932 указано, что возложение на ответчика обязанности внести изменения в принадлежащие ему первичные документы путем отражения НДС по иной ставке приводит лишь к необходимости совершить действия по обращению в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств по уплате данного налога в рамках заключенного договора, поэтому избранный способ защиты не может обеспечить восстановление нарушенного, по мнению истца, права. Кроме того, порядок оформления и предъявления счетов-фактур регулируется законодательством о налогах и сборах, в то время как установленные положениями ГК РФ способы защиты к налоговым правоотношениям неприменимы.

Читайте также:
Как составить жалобу на дознавателя?

Вопрос:

Правомерно ли выставление контрагентом корректировочных счетов-фактур в связи с изменением ставки НДС с 10 на 18%?

Ответ:

Минфин дал ответ: если ставка НДС, указанная в выставленных при отгрузке товаров счетах-фактурах, меньше ставки налога, которая должна быть при такой отгрузке, и документы, перечисленные в п. 10 ст. 172 НК РФ, не оформляются, то корректировочные счета-фактуры продавцом не выставляются, а в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил заполнения счета-фактуры (Письмо от 06.11.2018 № 03-07-11/79611).

Кстати, в своем обращении к специалистам финансового ведомства налогоплательщик упомянул и о другом их письме (от 13.09.2018 № 03-07-07/65650), содержащем, в свою очередь, ссылку на Письмо Минсельхоза России от 28.10.2016 № ИЛ-25-23/11799, из которых, собственно, понятны причины: вопрос возник не без участия таможенников. Последние указали на неправомерность применения ставки НДС 10%, причем налогоплательщик не смог (в судебном порядке) обосновать свою позицию. Установив, что ввозимый налогоплательщиком товар является не готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, а кормовой добавкой, которая может входить в состав кормов, суд пришел к выводу, что такой товар не может облагаться НДС по ставке 10% на основании пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. Возможность отнесения товара к готовым продуктам в том смысле, который придается данному понятию положениями ТН ВЭД ЕАЭС и пояснени­ями к товарной позиции, не означает автоматического возникновения оснований для применения льготной ставки НДС (постановления АС СЗО от 07.06.2018 № Ф07-6235/2018 по делу № А66-6775/2017, АС ВВО от 01.02.2018 по делу № А11-2476/2017).

О ставке НДС при реализации лекарственных средств, по которым закончился срок действия регистрационного удостоверения и начата процедура перерегистрации. (Письмо Минфина России от 26.12.2016 N 03-07-07/77999)

Вопрос: В силу ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ N «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон N 61-ФЗ) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 28 Закона N 61-ФЗ регистрационное удостоверение лекарственного препарата с указанием лекарственных форм и дозировок выдается бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выдаваемого со сроком действия пять лет (на впервые регистрируемые в РФ лекарственные препараты). По истечении указанного срока выдается бессрочное регистрационное удостоверение лекарственного препарата при условии подтверждения его государственной регистрации.
Как установлено ч. 7 ст. 29 Закона N 61-ФЗ, в период проведения процедуры подтверждения государственной регистрации лекарственного препарата его гражданский оборот осуществляется на территории РФ, то есть в указанный период соответствующий лекарственный препарат из гражданского оборота не изымается.
Таким образом, регистрационное удостоверение лекарственного препарата является разрешением на осуществление деятельности с таким препаратом в гражданском обороте.
Реализация лекарственного препарата без регистрационного удостоверения при истечении срока не запрещена Законом при условии проведения процедуры подтверждения лекарственного препарата.
Подпункт 3 п. 1 ст. 21 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Основанием является наличие у Организации разрешения на гражданский оборот лекарственных препаратов.
Правомерно ли применение ставки НДС 10% при реализации препаратов, по которым закончился срок действия регистрационного удостоверения и начата процедура перерегистрации?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 декабря 2016 г. N 03-07-07/77999

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении лекарственных средств, по которым осуществляется процедура перерегистрации в связи с истечением срока действия регистрационного удостоверения, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов производится при реализации и ввозе в Российскую Федерацию лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями. При этом коды видов указанных товаров, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688.
Примечанием N 1 к данным перечням установлено, что приведенные в них коды применяются в отношении лекарственных средств российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Учитывая изложенное, в отношении лекарственных средств, на которые регистрационные свидетельства отсутствуют, в том числе по причинам истечения срока действия регистрационного удостоверения и незавершенности процедуры перерегистрации, пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов не применяется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Читайте также:
Права прописанных в квартире детей

НДС на товары медицинского назначения – определение ставки

Статья 164 Налогового кодекса РФ предусматривает несколько вариантов ставок налога на добавленную стоимость – 0%, 10%, 20% и расчетную ставку. Поскольку медицинские изделия являются социально значимыми товарами, для их импорта и реализации установлен ряд льгот в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ. Однако разобраться, какая именно льгота применяется для конкретной ситуации – не всегда просто. Об этом – в сегодняшнем обзоре.

Фабула дела:

Импортер осуществлял ввоз товаров (медицинских изделий) в Россию с территории Республики Беларусь (государства-члена Таможенного союза). По мнению импортера, ввозимые им медицинские изделия не облагаются НДС. Однако по результатам представления в налоговый орган декларации по косвенным налогам и проведенной камеральной проверки, были вынесены решения о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде уплаты штрафа, доначислен НДС, начислены пени.

Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений налогового органа, а также о возврате излишне уплаченного НДС. Однако суды двух инстанций единодушно поддержали позицию ФНС.

Судебный акт: Постановление Двенадцатого ААС от 26.02.2019 года по делу № А12-27318/2018

Выводы суда:

1. В регистрационных удостоверениях на ввозимые медицинские изделия указан код OK1I 94 3820, в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов указан код товара ТН ВЭД 9021 29 000 0. Для установления размера ставки НДС следует определить, в каком из перечней, утвержденных Правительством РФ, находятся ввозимые медицинские изделия.

2. Перечень медицинских товаров, реализация которых в РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежит обложению НДС (применяется ставка 0%) (п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ), утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее – Перечень №1042).

В примечании 1 к Перечню №1042 указано, что для целей применения раздела I указанного перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКII) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014, при условии государственной регистрации медицинских изделий в установленном порядке. Согласно примечанию 2 к перечню № 1042 для целей применения разделов II – IV данного перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).

3. В разделе I Перечня № 1042 «Важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия» и разделе IV «Протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним» ввозимые Обществом товары по коду ОКП 94 3820 прямо не поименованы, а в пункте 8 Раздела I Перечня № 1042 указан общий код «Изделия травматологические 94 3800 (изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие)» из кода ТН ВЭД ЕАЭС 9021.

4. При импорте в Российскую Федерацию медицинских изделий по общему правилу налогообложение производится по налоговой ставке 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Исключение составляет импорт важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий – реализация таковых освобождается от налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса).

5. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2022 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные положения действуют с 01 июля 2017 года. Предыдущая редация указанного абзаца предполагала, что налоговая ставка 10% применяется при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения.

6. При этом, в Перечне № 688, в редакции, действующей в периоде проверки, приведены коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС до уровня 4 подсубпозиции, в том числе, указан код ввезенного импортером товара 9021 29 000 0, которому соответствует наименование подсубпозиции «Прочие», входящей в позицию «Приспособления ортопедические, включая костыли, хирургические ремни и бандажи; шины и прочие приспособления для лечения переломов; части тела искусственные; аппараты слуховые и прочие приспособления, которые носятся на себе, с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности».

Читайте также:
Вывод дивидендов из ооо на усн

7. Таким образом, ввезенные медицинские изделия конкретно поименованы в Перечне № 688 с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС до уровня подсубпозиции 9021 29 000 0, тогда как в Перечне № 1042 указаны лишь общая группа товаров по ОКП и товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС, в которые включен спорный товар.

8. В соответствии с Примечанием 2 к Перечню № 688, медицинские товары, включенные в данный перечень, зарегистрированные в качестве медицинских изделий, одновременно не могут быть отнесены к товарам, не подлежащим обложению НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ.

9. Импортируемые Обществом медицинские изделия (имплантаты зубные, другие изделия, используемые для имплантации зубов) не относятся к товарам, не подлежащим обложению НДС, и облагаются по ставке 10 процентов.

Комментарии:

1) Для решения вопроса, облагается ввоз медицинского изделия налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, или освобождается от обложения НДС, следует руководствоваться не только группой товаров, но и их наименованием.

2) Ссылки налогоплательщика на наличие правовой коллизии между Перечнем №1042 и Перечнем №688 суд признал несостоятельными, поскольку в Примечании к Перечню №688 законодательно установлена правовая определенность по определению приоритета налогообложения по ставке 10% перед освобождением от уплаты НДС.

3) Освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в отношении медицинских изделий, на которые предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2022 года регистрационное удостоверение на медицинское изделие (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему « Субсидиарная ответственность и общество с безграничной ответственностью » можно посмотреть по ссылке.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2019 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинациях «Арбитражное судопроизводство», «Разрешение споров в судах общей юрисдикции» и является одной из 50 региональных компаний по всей России в данных номинациях.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

p.s. 10 наиболее интересных материалов за последнее время:

В каких случаях применяется размер НДС в 18%?

Если компания продает ту или иную продукцию медицинского профиля, коды которой не входят в категории товаров с пониженной ставкой НДС в 10%, налоги по ним исчисляются по процентной ставке 18%. Данное положение регулируется Статьей 164 Налогового кодекса РФ, а также Письмом Министерства финансов РФ от 27.06.2017 № 03-07-07/40295.

Таким образом, оплачивать 18% НДС будут компании, продающие следующие категории продукции:

  • медицинское сырье и вещества, не являющиеся лекарственными субстанциями;
  • продукты лечебного питания и БАД;
  • препараты дезинфекционного назначения;
  • товары ветеринарного профиля;
  • косметические средства и парфюмерные изделиях.
Читайте также:
Нормативная цена земли. Порядок проведения расчетов

Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть III

Необходимо иметь четкое понимание, что Клиника оказывает своими силами только услуги, которые поименованы в ее лицензии, остальные услуги Клиника может оказывать с привлечением сторонних организаций, имеющих соответствующую лицензию. Освобождаться от НДС будут те услуги, на которые у самой Клиники имеется лицензия. Прочие же медицинские услуги, оказываемые с привлечением сторонних организаций, не облагаются НДС только в пределах стоимости Подрядчика имеющего лицензию на этот вид деятельности. Поэтому, если Клиника зарабатывает на этих услугах или не имеет технической возможности обеспечить перевыставление таких услуг по цене Подрядчика, то рекомендуем в договорах с Пациентами предусмотреть возможность работы по агентской схеме в случае отсутствия лицензионного права у самой Клиники, а затем организовать расчет вознаграждения. Вторым шагом для обоснования применения льготы будет являться сопоставление вида деятельности, к которому относится конкретная услуга, с видом медицинской деятельности поименованной в лицензии конкретной Клиники. После этого сопоставления все услуги в рамках медицинской деятельности будут подразделены на:

-медицинские услуги, на которые есть лицензия (не облагаются НДС);
-медицинские услуги, на которые у Клиники нет лицензионных прав. Выручкой по ним будет являться агентское вознаграждение (облагается НДС в полном объеме, рассчитывается как разница между стоимостью услуг по Прейскуранту Клиники и стоимостью услуг у Подрядчика);
– «немедицинские» услуги, в том числе для исполнения которых требуется лицензия на осуществление медицинской деятельности, например, фотоэпиляция, пирсинг , татуаж (облагаются НДС в полном объеме).

Это три основных вида выручки медицинских организаций в рамках медицинской деятельности, которые следует выделять в учете и учитывать раздельно. Необходимо обеспечить раздельный учет этих услуг, как в части выручки, так и в расходной части по поступившим товарам, работам и услугам. Если раздельный учет не обеспечить, то налоговые проверяющие доначислят НДС по услугам, на которые у Клиники нет лицензии в полном объеме, а не на разницу , а НДС по приобретенным товарам, работам, услугам не примут к вычету либо исключат из расходов, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. И конечно, начислят штрафы и пени за искажение налоговой базы и несвоевременную оплату налога. Стоит заметить, что фискальные органы при отсутствии раздельного учета могут попытаться доначислить НДС на всю сумму выручки, в том числе, и на услуги, на которые имеется лицензия. Судебная практика в этом случае складывается в пользу налогоплательщика на основании того, что законодательство не предусматривает в качестве последствия неведения раздельного учета доначисления НДС на операции, не подлежащие налогообложению.

Учет Комплексных/сложных медицинских услуг

В случае отсутствия лицензии на некоторые виды деятельности затруднение с обеспечением раздельного учета представляют комплексные услуги, когда цена указывается в целом за комплексную услугу/ законченный случай лечения или программу, а сама услуга складывается из нескольких видов услуг, в том числе, на которые у Клиники есть лицензия, так и из услуг, на которые у Клиники нет лицензии.

Рассмотрим сначала комплексную услугу. Например, пребывание в стационаре, включающую медицинские услуги (наблюдение лечащего врача, терапевтическое лечение, сестринский уход), и сервисные услуги, которые фискальные органы считают немедицинскими – сервисными (проживание, питание и некий сервис). Отстоять право на льготу в этом случае вполне возможно. По сути, вся услуга пребывания в стационаре единая и неделимая, так как может предоставляться только в рамках лечения, сервисные услуги являются вспомогательными и составляют часть лечебного процесса, не имеют самостоятельного значения и не продаются отдельно.

Как быть в случае, когда комплексная услуга содержит услуги, на которые у Клиники имеется лицензия и услуги, отсутствующие в лицензии Клиники? Например, когда услуги оказываются в рамках целевой программы или абонентского обслуживания. По комплексным услугам содержащим «нелицензионные» услуги принцип неделимости и вспомогательного характера услуг вряд ли применим для отстаивания льготы, тут действует другое правило – они не облагаются НДС только при наличии лицензии и в размере стоимости подрядчика. Их надо или полностью облагать НДС или рассчитывать агентское вознаграждение. Очевидно, что из цены комплексного тарифа надо выделить цену услуг, на которые у Клиники отсутствует лицензия, для этого необходимо обеспечить учет этой услуги по элементарным составляющим в количественном выражении. И далее, можно предложить следующие варианты организации раздельного учета комплексной услуги и определения стоимости. Услуги, на которые отсутствует лицензия учитывать:
– по стоимости стандартного Прейскуранта
– по стоимости Подрядчика
– по стоимости, уменьшенной на скидку, процент которой определяется отношением величин стоимости комплексной услуги к суммарной стоимости всего комплекса составляющих услуг, по ценам Прейскуранта. Выбранный вариант рекомендуется закрепить в Учетной политике, т.к. это один из элементов раздельного учета.

Читайте также:
Как узнать есть ли у человека кредиты в банках

Самым оптимальным, с точки зрения минимизации налоговой нагрузки, является второй вариант, самым справедливым – третий, на практике же самым реальным к исполнению является первый вариант, который хоть трудоемок, но все-таки реализуем в отсутствии автоматизации. А второй и третий варианты практически не реализуемы вне программного обеспечения, особенно при больших объемах данных и большом количестве подрядчиков. Отсутствие такого учета для комплексных услуг чревато налоговыми рисками, и всю стоимость комплексной услуги необходимо будет облагать НДС. Об этом свидетельствует Постановление ФАС Поволжского округа от 27.09.2011 N А55-36983/2009.

Трудно даже представить себе – каким трудолюбием и стойкостью должен обладать бухгалтер, обеспечивающий такие расчеты для снижения налоговой нагрузки. При принятии решения по обеспечению такого учета и его документального оформления, всегда стоит оценить и сравнить размер снижения налоговой нагрузки с трудоемкостью и зарплатоемкостью такого расчета. Оптимальным выходом в такой ситуации является регламентирование и автоматизация всего процесса обмена документами и расчета, для снижения налоговой нагрузки и снижения трудозатрат бухгалтера. Но и здесь есть серьезные препятствия: отсутствие унификации Прейскурантов подрядчиков и Клиники, обеспечение обмена электронными данными.

Возможность освобождения от ведения раздельного учета

Правило 5% для освобождения от раздельного учета можно применить только, если доля расходов на медицинские услуги, внимание, составляет менее 5 % от общей стоимости расходов организации. Клиники, у которых большая часть расходов связана с услугами немедицинского профиля, вряд ли существуют, это могут быть, разве что, салоны красоты, имеющие медицинскую лицензию.

При незначительном количестве услуг облагаемых НДС, и если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысит в совокупности два миллиона рублей можно воспользоваться положениями ст. 145 НК РФ и опираясь на Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 заявить о желании освобождения от обязанностей налогоплательщика, это позволит не уплачивать НДС. Теоретически это освобождает от обязанности ведения раздельного учета, но фактически налогоплательщику все равно придется вести такой учет для обоснования суммы необлагаемых услуг.

НДС. Оказание услуг населению

Услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации освобождаются от НДС. Поскольку указано, что освобождаются только услуги оказываемые населению, не лишним будет задаться вопросом, а будут ли облагаться НДС услуги, оказываемые населению, но в рамках договоров со страховыми организациями и с иными юридическими лицами. Здравый смысл подсказывает, что такие услуги должны также освобождаться от налогообложения, потому что лечение получает Пациент, а юридическое лицо фактически только оплачивает услугу и контролирует соответствие оплаты договорным условиям. Но существуют консультации и разъяснения ФНС, что в таких случаях льготу применить нельзя. Надежду дают последние разъяснения Минфина и ИФНС , в которых говориться, что все-таки услуги, оказанные в рамках договоров с юридическими лицами, также освобождаются от налогообложения по НДС. Правила оказания платных медицинских услуг, в которых предусмотрены такие понятие как Потребитель услуги и Заказчик услуги, также косвенно подтверждают возможность применения льготы, когда Заказчиком медицинской услуги выступает юридическое лицо. На наш взгляд, это единственная правильная точка зрения, которая позволяет правильно организовать учетные процессы и учитывать выручку по каждому потребителю услуги – Пациенту, а расчеты формировать в зависимости от типа договора (публичной оферты или договора с юридическим лицом). Другое дело, что автоматизация такой структуры бухгалтерского учета требует серьезной доработки стандартных программных продуктов и поэтому в базовых бухгалтерских программных обеспечениях учет выручки ведется в разрезе Заказчиков.

Заканчивая описание проблем по применению льготы по налогу на добавленную стоимость в медицинских организациях, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение льготы по налогу на добавленную стоимость к той или иной медицинской услуге во многих случаях не имеет однозначного решения. Организация учета, обеспечивающая возможность для применения этой льготы, является самой трудоемкой и сложной, по сравнению с организацией учета по другим льготам, предоставленным Налоговым Кодексом для медицинской деятельности.

Но чтобы применить льготную ставку, необходимо, во-первых, наличие действующего регистрационного удостоверения. В отношении лекарственных препаратов, на которые регистрационные удостоверения отсутствуют, в том числе по причине истечения их срока действия, ставка НДС в размере 10% не применяется. Налогообложение таких лекарственных препаратов производится по ставке 18% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Ссылка на основную публикацию