Также правом на бесплатные лекарственные препараты обладают граждане, страдающие определенными заболеваниями или получившие травмы. Рецепты для них выписываются индивидуально. Для них льгота распространяется только на те лекарства, которые необходимы для лечения или восстановления, а не на весь перечень льготных препаратов.
Что делать, если откажут в выдаче рецепта?
II. Порядок выписывания рецептов
на лекарственные препараты для амбулаторного лечения
граждан в рамках оказания государственной социальной
помощи и граждан, имеющих право на получение
лекарственных средств бесплатно и со скидкой
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пункт 2.1 не применяется с 1 июля 2013 года к правоотношениям, связанным с назначением и выписыванием лекарственных препаратов и медицинских изделий (Приказ Минздрава России от 26.02.2013 N 94н).
2.1. Самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи, за исключением случаев назначения, определенных пунктом 2.4.1 настоящей Инструкции.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пункт 2.2 не применяется с 1 июля 2013 года к правоотношениям, связанным с назначением и выписыванием лекарственных препаратов и медицинских изделий (Приказ Минздрава России от 26.02.2013 N 94н).
2.2. Право самостоятельно выписывать рецепты для получения в аптечной организации лекарственных средств гражданам в порядке, установленном п. 2.1 настоящей Инструкции, имеют также:
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2.1. в пределах своей компетенции врачи, работающие в медицинской организации по совместительству;
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2.2. врачи стационарных учреждений социальной защиты и исправительных учреждений независимо от ведомственной принадлежности;
2.2.3. врачи ведомственных поликлиник федерального (субъекта Российской Федерации) подчинения:
– гражданам, имеющим статус по профессиональному признаку, расходы на бесплатное лекарственное обеспечение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации покрываются за счет средств федерального бюджета;
– иным категориям граждан, расходы на бесплатное лекарственное обеспечение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации покрываются за счет средств бюджетов различных уровней и обязательного медицинского страхования по согласованию и в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если в бюджетах соответствующих федеральных органов исполнительной власти не выделены финансовые средства на эти цели;
2.2.4. частнопрактикующие врачи, работающие по договору с территориальным органом управления здравоохранением и/или территориальным фондом обязательного медицинского страхования и оказывающие медицинскую помощь гражданам в рамках программы оказания государственной социальной помощи и гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пункт 2.3 не применяется с 1 июля 2013 года к правоотношениям, связанным с назначением и выписыванием лекарственных препаратов и медицинских изделий (Приказ Минздрава России от 26.02.2013 N 94н).
2.3. В особых случаях (проживание в сельской местности, где находится только медицинская организация или ее обособленное подразделение, не имеющее врача) рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, могут быть выписаны самостоятельно ведущим прием фельдшером или акушеркой такой медицинской организации в соответствии с п. 2.1 настоящей Инструкции.
Перечень медицинских организаций и порядок лекарственного обеспечения указанных граждан определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
(п. 2.3 в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пункт 2.4 не применяется с 1 июля 2013 года к правоотношениям, связанным с назначением и выписыванием лекарственных препаратов и медицинских изделий (Приказ Минздрава России от 26.02.2013 N 94н).
2.4. Выписывание рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, осуществляется:
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
– на наркотические средства и противоопухолевые препараты (онкологическим/гематологическим больным) – онкологом и/или гематологом, нефрологом, ревматологом и др.;
– на иммуномодуляторы – гематологом и/или онкологом (после проведения лучевой и/или химиотерапии, пересадки костного мозга), иммунологом (больным СПИДом или другими тяжелыми нарушениями иммунитета), трансплантологом (после пересадки органов и тканей), ревматологом и иными специалистами;
– на противотуберкулезные препараты – фтизиатром;
– на противодиабетические (больным сахарным диабетом) и прочие лекарственные препараты, влияющие на эндокринную систему, – эндокринологом, в порядке, определенном в пункте 2.4 Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов (приложение N 12).
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
При отсутствии указанных специалистов выписывание льготных рецептов в этих случаях производится лечащим врачом по решению врачебной комиссии поликлиники;
2.4.2. лечащим врачом или врачом-специалистом только по решению врачебной комиссии медицинской организации:
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
– на психотропные вещества списков II и III, иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, анаболические стероиды;
– на наркотические средства Списка II больным, не страдающим онкологическим (гематологическим) заболеванием;
В связи с допущенной опечаткой письмом Минздравсоцразвития России от 24.05.2007 N 4185-ВС, которое не проходило регистрацию в Минюсте России, уточнено, что “врач может самостоятельно выписывать одному больному не более 5 наименований лекарственных средств единовременно (в течение суток) и не более 10 наименований в течение 1 месяца. При выписывании большего количества лекарственных средств врач обязан согласовать назначение с врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения”.
– на лекарственные препараты, назначаемые лечащим врачом и врачами-специалистами, одному больному в количестве пяти наименований и более одномоментно (в течение одних суток) или свыше десяти наименований в течение одного месяца;
(в ред. Приказов Минздравсоцразвития России от 25.09.2009 N 794н, от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
– на лекарственные препараты в случаях нетипичного течения болезни, при наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также при индивидуальной непереносимости.
2.5. Утратил силу. – Приказ Минздравсоцразвития России от 27.08.2007 N 560.
(см. текст в предыдущей редакции)
Пункт 2.6 не применяется с 1 июля 2013 года к правоотношениям, связанным с назначением и выписыванием лекарственных препаратов и медицинских изделий (Приказ Минздрава России от 26.02.2013 N 94н).
2.6. Не допускается выписывание рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, врачами санаторно-курортных учреждений, врачами стационарных учреждений, в т.ч. дневных (за исключением стационарных учреждений социальной защиты), а также врачами медицинских организаций в период нахождения больных на стационарном лечении в соответствии с действующим порядком.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Частнопрактикующим врачам запрещается выписывать рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, за исключением случаев, указанных в пункте 2.2.4 настоящей Инструкции.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пункт 2.7 не применяется с 1 июля 2013 года к правоотношениям, связанным с назначением и выписыванием лекарственных препаратов и медицинских изделий (Приказ Минздрава России от 26.02.2013 N 94н).
2.7. Назначение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, отражается в медицинской карте амбулаторного больного в порядке, предусмотренном пунктом 1.6 Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов (приложение N 12), пунктами 1.2 – 1.10 настоящей Инструкции, с указанием номера рецепта и в талоне амбулаторного пациента, утвержденном в установленном порядке.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
При выписывании рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, обязательно указывается номер телефона, по которому работник аптечной организации может согласовать с лечащим врачом (врачом-специалистом, врачебной комиссией медицинской организации) синонимическую замену лекарственного препарата.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пункты 2.8 – 2.9 не применяются с 1 июля 2013 года к правоотношениям, связанным с назначением и выписыванием лекарственных препаратов и медицинских изделий (Приказ Минздрава России от 26.02.2013 N 94н).
2.8. Рецепт на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04 (л) и N 148-1/у-06 (л) выписывается врачом (фельдшером) в 3-х экземплярах, с двумя экземплярами которого больной обращается в аптечную организацию. Последний экземпляр рецепта подклеивается в амбулаторную карту больного.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.9. Наркотические средства и психотропные вещества Списка II для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, выписываются на специальном рецептурном бланке на наркотическое средство и психотропное вещество, к которому дополнительно выписываются рецепты на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04 (л) или формы N 148-1/у-06 (л).
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Психотропные вещества Списка III, иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, анаболические стероиды, предназначенные для амбулаторного лечения граждан в рамках государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, выписываются на рецептурном бланке N 148-1/у-88, к которому дополнительно выписываются рецепты на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04 (л) или формы N 148-1/у-06 (л).
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 N 13н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пункт 2.10 не применяется с 1 июля 2013 года к правоотношениям, связанным с назначением и выписыванием лекарственных препаратов и медицинских изделий (Приказ Минздрава России от 26.02.2013 N 94н).
2.10. Для обеспечения наркотическими средствами и психотропными веществами больные прикрепляются к конкретной медицинской и аптечной организациям по месту жительства в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Какие лекарства и медицинские изделия считаются льготными?
Такие препараты и изделия отпускаются по рецептам, оформленным на особых бланках. Список льготных препаратов вы найдете в Перечне жизненно необходимых лекарств.
Покупка одних лекарств финансируется за счет федерального бюджета, других — за счет регионального. Поэтому жителей города, получающих льготное лекарственное обеспечение, условно подразделяют на две категории: «федеральные» и «региональные» льготники. В первом случае порядок и условия получения лекарств будет регулироваться федеральным законодательством, во втором — региональным.
ВС РФ: нельзя отказать пациенту в необходимом лекарстве из-за того, что врачи не соблюли порядок оформления документации
Пациенту не может быть отказано в предоставлении лекарства лишь на том основании, что предъявленные им медицинские документы, доказывающие назначение препарата, составлены медработниками с нарушением правил оформления таких документов. Правовую позицию высказала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая спор между регионом и больным с очень непростым случаем заболевания (Определение ВС РФ от 10 сентября 2018 г. № 57-КГ18-13).
Пациент попросил у своей области предоставить ему “Помалидомид” – очень дорогой препарат нового поколения иммуномодуляторов. Обосновывая свою просьбу, больной представил рекомендации врачей – во-первых, консультативное заключение гематолога Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова, во-вторых, решение “местной” врачебной комиссии о назначении препарата “Помалидомид”. Право на бесплатные лекарства по рецептам врача, указал пациент, имеется у него как инвалида второй группы (с бессрочно установленной инвалидностью).
Однако областной Департамент здравоохранения устно отказал больному человеку. Отказ был обжалован в районом суде: пациент попросил признать бездействие Департамента здравоохранения незаконным, просил обеспечить его препаратом и выплатить почти треть одного млн руб. в счет компенсации морального вреда.
По поводу последнего истцу полностью отказали: он, по мнению суда, не доказал нарушения его неимущественных прав незаконным отказом в лекарстве, и не подтвердил наступление физических и нравственных страданий от бездействия Департамента здравоохранения.
Но, во всяком случае, само лекарство районный суд распорядился предоставить (отметим, что решение было обращено судом к немедленному исполнению).
Ход рассуждений суда был следующим:
- согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 неработающие инвалиды второй группы получают – при амбулаторном лечении – по рецептам врачей бесплатно (за счет регионального бюджета) любые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- препарат “Помалидомид” не входит в Перечень ЖНВЛП на соответствующий год. И, более того, он не поименован в Стандарте первичной медико-санитарной помощи при резистентном и рецидивирующем течении множественной миеломы и других злокачественных плазмоклеточных новообразований (далее – Стандарт), который применим к истцу;
- однако и Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон № 323-ФЗ), и упомянутый Стандарт медпомощи позволяют врачебным комиссиям назначать и применять лекарства, не входящие в Стандарт медпомощи, в случае наличия медицинских показаний, в том числе по жизненным показаниям;
- в данном случае препарат был назначен именно по жизненным показаниям – в связи с исчерпанностью стандартных методик лечения и прогрессированием заболевания. Решение врачебной комиссии в деле есть;
- следовательно, пациент должен быть обеспечен спорным препаратом за счет регионального бюджета.
Департамент здравоохранения не смирился с поражением и обжаловал решение в областном суде. Его доводы сводились к тому, что – действительно, – решение врачебной комиссии будет “посильнее” Стандарта медицинской помощи, да вот только само это решение должно быть правильно составлено, в том числе оно должно быть оформлено в виде протокола (ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ). А представленные под видом решения бумаги совершенно не удовлетворяют тем требованиям, которые к ней предъявлены законом. Две бумаги не оформлены протоколом, подписаны только лечащим врачом и завотделением, еще одна выдана заочно и в ней отсутствуют сведения о том, внесена ли эта бумага в меддокументацию пациента, наконец, в четвертой бумаге не указаны имя и отчество пациента, период нахождения на обследовании, результаты проведенных лабораторных исследований, необходимость в препарате по жизненным показаниям. Нельзя же, в самом деле, выдавать дорогое лекарство на основании столь небрежно подготовленных документов.
Апелляционная инстанция согласилась с доводами Департамента здравоохранения и решение районного суда отменила:
- в применимом стандарте медпомощи этого лекарства нет;
- а надлежаще оформленных меддокументов, которые бы подтверждали назначение этого препарата врачебной комиссией, в суд не представлено;
- стало быть, оснований для покупки инвалиду лекарства за счет региона нет.
ВC РФ, рассмотревший кассационную жалобу пациента, пришел к совершенно противоположным выводам:
- гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ). К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объёме (ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ), оказываемую без взимания платы в соответствии с программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи;
- определённые категории граждан РФ обеспечиваются лекарствами в соответствии с законодательством (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ), а граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями, получают помощь и обеспечиваются диспансерным наблюдением в соответствующих медорганизациях (ч. 1 ст. 43 Закона № 323-ФЗ). Злокачественные новообразования как раз включены в Перечень социально значимых заболеваний;
- кроме того, инвалиды отнесены к числу граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, далее – Закон № 178-ФЗ), а одной из таких услуг является обеспечение (по стандартам медпомощи) необходимыми лекарствами по рецептам на них (п. 1 ст. 6.1 Закона № 178-ФЗ);
- инвалиды обеспечиваются медпомощью в соответствии с федеральным и региональным законодательством в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Программа госгарантий); бесплатного оказания гражданам медпомощи на год обращения за лекарством предусматривала бесплатное оказание медпомощи при новообразованиях;
- более того, оказывается, и ст. 43 Социального Кодекса Белгородской области от 28 декабря 2004 г. № 165 предусматривает, что пациенты с таким заболеванием бесплатно обеспечиваются всеми медикаментами при лечении в амбулаторных условиях в областных и муниципальных клиниках;
- вся медпомощь в РФ организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медпомощи и на основе стандартов медпомощи (ч. 1 ст. 37 Закона № 323-ФЗ);
- в Стандарт медпомощи при резистентном и рецидивирующем течении множественной миеломы и других злокачественных плазмоклеточных новообразований, действительно, спорный препарат не включен, но его может по жизненным показаниям назначить врачебная комиссия;
- следовательно, региональное и федеральное законодательство гарантирует инвалидам, страдающим социально значимыми заболеваниями, получение государственной соцпомощи в виде набора соцуслуг, в том числе бесплатные – за счёт средств регионального бюджета – лекарства из стандарта медпомощи, а при наличии медпоказания и по решению врачебной комиссии – также лекарственные препараты, не входящие в соответствующий стандарт медицинской помощи;
- в подтверждение наличия права на бесплатное обеспечение препаратом “Помалидомид” истцу была выдана справка медучреждения с указанием на то, что решением врачебной комиссии данного учреждения истец по состоянию здоровья нуждается в этом препарате. Справка была предоставлена наряду с иными аналогичными медицинскими справками;
- суд апелляционной инстанции не принял эти документы в качестве надлежащих решений врачебных комиссий, потому что они были оформлены с нарушением требований ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ и Порядка создания и деятельности врачебной комиссии. Однако за деятельность врачебной комиссии, в том числе за правильность оформления документов, отвечает ее председатель, а вовсе не пациент;
- и надлежащее оформление документов (в данном случае о назначении препарата “сверх” стандарта медпомощи) является обязанностью врачебной комиссии, а не гражданина, который никоим образом не может и не должен нести неблагоприятные последствия из-за того, что лечебное учреждение нарушает порядок оформления соответствующей документации;
- кроме того, Департамент здравоохранения является органом здравоохранения и обязан принимать меры в целях лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья жителей области, в том числе обеспечивать граждан лекарственными препаратами. Это значит, что если Департамент здравоохранения выявил неправильно оформленные документы, то должен был принять меры по устранению этих недостатков. Однако Департамент здравоохранения устранился от решения данного вопроса, тем самым фактически возложив на пациента обязанность представить надлежаще оформленные документы. Такое требование от пациента в тяжелом состоянии нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объёме и противоречит правовому регулированию.
Итог: решение районного суда о предоставлении пациенту лекарств оставлено в силе, апелляционное определение отменено.
Однако с момента возбуждения гражданского дела прошло уже более двух лет. Все это время государство отказывало в лекарстве тяжело больному человеку.
Кому положены льготные медикаменты
Отдельные категории граждан должны обеспечиваться льготными лекарственными препаратами. Об этом говорит законодательство нашей страны. Но не все пользуются своим правом, поскольку лечащие врачи банально не открывают этого факта, а фармацевты в аптеках и вовсе не могут знать, имеет ли клиент право получить медикаменты на льготных основаниях.
Проанализировав законодательство можно установить, что льготы в получении лекарств положены:
признанным инвалидам I и II группы включительно, а также инвалидам детства – льготы предоставлены на федеральном уровне;
ветеранам ВОВ, независимо от инвалидности – оплата льгот производится из федерального бюджета;
детям до трехлетнего возраста – федеральные и региональные льготы;
детям многодетных семей до шестилетнего возраста – финансирование льгот из федерального и регионального бюджетов;
лицам (независимо от возраста, инвалидности, статуса), страдающим от специфической болезни, которым необходим прием лекарств – федеральные льготы;
иные категории граждан, перечень которых определен региональным законодательством.
Дочь Елены И. страдает от бронхиальной астмы. Заболевание диагностировано в возрасте 4,5 лет. Ребенку ежемесячно выписываются противовоспалительные бронхолитические препараты, которые предоставляются для девочки на безвозмездной основе. Семья не имеет статуса многодетной, ребенок воспитывается в полной семье со средним уровнем достатка.
Почему не выдают лекарства? Увы, но причин здесь множество. К основным из них стоит отнести:
отсутствие информации о положенных льготах у врача – специалист может банально не знать, что его пациенту положены бесплатные или льготные медикаменты;
отсутствие лекарства в социальной аптеке – не все фармацевтические пункты могут выдавать лекарства по рецептам, а в социальные аптеки они просто не завозятся;
в региональном бюджете нет денег, а из федерального не производятся трансферы;
социальная аптека отсутствует.
Как выяснить, положены ли льготные медикаменты
Законодательство в России запутанное. Особый свод законов и подзаконных актов на тему предоставления лекарств человеку отсутствует. Поэтому частному лицу будет сложно определить, положены ему льготные медикаменты, или нет. Для разрешения ситуации стоит запросить консультацию юриста, если врач отказывается предоставлять подобные сведения. Как правило, консультативная правовая помощь оказывается бесплатно, но ее бывает достаточно для решения вопроса.
В подобной ситуации оказалась пенсионерка Тамара Николаевна, чей муж проходил реабилитацию после инфаркта миокарда. Прописанные лекарства сильно «били» по бюджету пенсионеров. Женщина поинтересовалась у юристов, какие льготы положены ее мужу.
После внимательного изучения обстоятельств, специалисты посоветовали обратиться к лечащему врачу и на основании Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 потребовать выписки льготного рецепта.
Также можно выяснить, можно ли воспользоваться льготой на лекарства, изучив сайт Росздравнадзора. Однако из приводящихся там сведений далеко не всегда понятно, возникает у человека право на льготу, или же он должен приобретать медикаменты на общих основаниях.
Что делать, если в аптеке нет льготных лекарств
Если при посещении аптеки выяснилось, что в наличии нет необходимого лекарственного средства, то гражданин может посетить любой другой государственный аптечный пункт, где выдаются льготные препараты. Единственное условие: другая аптека должна быть расположена в пределах одного муниципального образования с первой (населенного пункта). Это возможно после согласования руководителей двух пунктов между собой. От гражданина никаких дополнительных действий не требуется.
В ситуациях, когда в аптеке есть нужный препарат, но не в подходящей дозировке, гражданин может получить лекарственное средства меньшей концентрации в большем количестве (рассчитывается пропорционально числу экземпляров, указанных в рецепте).
ВАЖНО: Если в аптеке, наоборот, отсутствует препарат в малой дозировке и есть только экземпляр высокой концентрации, то произвести замену не получится. В таком случае гражданин должен посетить другой аптечный пункт, согласиться на оформление заказа (выполняется в течение десяти суток) или же вновь обратиться к лечащему врачу за рецептом на получение препарата в большей дозировке.
Что должен сделать сотрудник аптеки при отсутствии лекарства
Если гражданин обратился за получением льготного лекарства, который отсутствует в наличии, и по каким-либо причинам не желает взять его аналог, то фармацевт должен:
- Принять у гражданина рецепт на получение препарата.
- Зарегистрировать документ по уникальному номеру в журнале неудовлетворенного спроса в статусе «отсроченное обслуживание».
- Заполнить страницу препарата (указать необходимость его привоза) во внутренней компьютерной системе учета аптечного пункта.
- Составить запрос на получение лекарственного средства и отправить его поставщику.
После получения запроса поставщик в свою очередь должен отреагировать. Есть два варианта:
- если лекарство есть в наличии, то поставщик должен сообщить об этом и предоставить сведения о сроках доставки;
- если лекарственного средства нет в наличии и в ближайшее время не ожидается, то поставщик также должен сообщить об этом.
Во втором случае, если возможности привезти препарат нет, аптечный пункт должен самостоятельно закупить лекарство. От гражданина опять же не требуется никаких действий. Затраты на самостоятельное приобретение аптекой в дальнейшем компенсируются из финансовых резервов государственного бюджета.
В какой срок аптека обязана достать лекарства
Росздравнадзор регламентирует сроки доставки лекарственных средств от поставщика до конечного получателя. За их нарушение предусмотрена ответственность (штраф). Сумма взыскания устанавливается на уровне регионального законодательства. Например, в Москве за нарушение сроков ответственные лица уплачивают штраф в размере:
- 500 — 2 000 руб. – должностные лица (фармацевты, сотрудники организации-поставщики и другие работники, из-за действий которых сроки доставки препаратов были сорваны);
- 2 000 – 5 000 руб. – юридические лица (аптечный пункт или компания-поставщик).
Если рецепт выписан лечащим врачом
Если рецепт на получение льготного препарата был получен гражданином от его лечащего врача, то срок, отведенный аптечному пункту на доставку препарата при его отсутствии, составляет 10 календарных суток. Отсчет периода начинается со дня, следующего за днем, когда гражданин обратился в аптечный пункт.
Если рецепт выписан врачебной комиссией
Если рецепт на бесплатные лекарства льготнику был выписан сотрудниками врачебной комиссии, то срок, отводимый на доставку, увеличивается до 15 календарных дней.
Куда подать жалобу, если аптека не доставила лекарства
Если по истечении отведенного срока (10 или 15 суток) препарат так и не был доставлен, или же если фармацевт аптечного пункта вовсе отказался принимать рецепт и регистрировать его в системе учета, гражданину следует действовать следующим образом:
- попытаться урегулировать вопрос с руководством аптеки;
- подать жалобу за нарушение федерального законодательства, предоставляющему гражданину право на получение льготных лекарственных препаратов.
С жалобой следует обращаться:
- по телефону Департамента системы здравоохранения Российской Федерации своего населенного пункта – его номер телефона и адрес можно узнать в справочной любого медицинского учреждения или на официальном сайте;
- по телефону Управления фармации Департамента системы здравоохранения – контакты можно узнать в любой больнице, поликлинике или аптечном пункте, а также найти на официальном интернет-ресурсе учреждения;
- в Росздравнадзор – для составления жалобы даже не нужно обращаться непосредственно в отделение учреждения, на сайте Росздравнадзора работает специальная форма обратной связи, гражданину необходимо указать свои персональные данные и кратко описать суть возникшей проблемы;
- в администрацию медицинского учреждения, где был получен рецепт – в каждой государственной больнице или поликлинике есть дежурный специалист, который уполномочен решать проблемы между гражданами и аптечными пунктами, выдающими льготные лекарственные средства населению;
- в Прокуратуру – заявление следует составлять на имя организации или на должностное лицо, по чьей вине по мнению гражданина было нарушено его право использования положенной льготы.
Что делать, если в аптеке отказываются выдать лекарство по рецепту?
Об авторе: Александр Васильевич Стратийчук – ведущий юрисконсульт группы компаний «Юриспруденция. Финансы. Кадры».
От выписки рецепта до получения по нему лекарства пациент порой проходит нелегкий путь. Фото Александра Никонова/PhotoXPress.ru
Препараты, разрешенные к применению в России, можно свободно приобрести в аптеках и аптечных киосках. Большинство их продается без рецепта. Впрочем, и рецептурные средства, которые в других странах отпускаются только по рецепту, например, антибиотики, у нас можно купить и без него. По этому поводу ведутся дискуссии уже несколько лет, но пока ничего не меняется.
Проблемы возникают, во-первых, когда препарат подлежит так называемому предметно-количественному учету, содержит наркотические и психотропные вещества или относится к анаболическим стероидам. Во-вторых, когда его должны отпустить по льготному рецепту.
В первом случае лекарства относятся к сильнодействующим средствам, перечень которых содержится в приказе Минздравсоцразвития России № 785 «О Порядке отпуска лекарственных средств» от 14.12.2005 года. Перечень этот постоянно обновляется, в него вносятся изменения и дополнения.
На рецепте на такие средства мало подписи врача и печати, он должен быть написан на определенном бланке по установленной и утвержденной форме, причем бланки разные. И тут начинаются сложности. Каждый бланк подчиняется своим инструкциям и порядку заполнения. Считается, что врач, который заполняет бланк, знает, как это делать правильно и что необходимо указывать. На практике же это не всегда так.
Иногда сам бланк рецепта несколько абсурден, например, в форме № 148-1/у-88 есть графа «Адрес или номер медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях», то есть не в больнице, а на дому. В указанной графе поле для заполнения очень маленькое, а врачи, как правило, в него вписывают именно адрес вместо номера карты, в связи с чем порой возникают трудности.
В моей практике был случай, когда человеку, получившему рецепт без индекса, не отпустили назначенный ему препарат, ссылаясь на некое письмо Минздрава по поводу индекса. Письмо, как мы выяснили, действительно существует. В данном конкретном случае решение было принято простое – получили препарат в другой аптеке.
В соответствии с действующим законодательством перед аптеками не стоит задача проведения юридического анализа правильности заполнения рецепта. Если даже рецепт неправильно заполнен, ответственность за это несет выписавший его врач, а никак не аптека, отпустившая по такому рецепту препарат. Но прямо в законе это не прописано, и некоторые аптеки, опасаясь за свою лицензию, не хотят идти на риск.
Конечно, аптека виновата, что не выдала препарат по рецепту, но привлечь к ответственности ее довольно сложно. В действующей редакции Кодекса об административных правонарушениях штрафа за такое деяние нет. Оснований для отзыва лицензии на аптечную деятельность за единичный случай не наберется. Остается только общегражданский порядок, то есть действовать через суд общей юрисдикции, где в лучшем случае за это компенсируют моральный вред до 5000 рублей и судебные издержки в сумме сильно ниже их реальной рыночной стоимости.
Теперь о ситуации со льготными рецептами, когда по рецепту вы должны получить лекарство бесплатно или со скидкой, а аптека отказывается вам его выдать и предлагает купить. Можно попробовать решить вопрос на месте, потребовав письменный отказ. Сразу становится понятно, что это требование недвусмысленно означает – вы намерены жаловаться или подавать в суд. Обычно этого достаточно, чтобы в аптеке перестали упираться и выдали вам положенный льготный препарат. Если все-таки продолжают отказывать, можно вызвать полицию, заявив об этом случае, что зафиксирует факт нарушения и даст возможность в последующем обратиться в суд с иском к аптеке.
Но процесс этот не быстрый и потреплет нервы. Я обычно рекомендую пойти в другую аптеку.
Им КоАП не писан
Раз уж речь пошла о нагрузках, поговорим об огромном дисбалансе ответственности между фарм- и медработниками в том, что касается отношений с рецептом. За нарушения при отпуске первостольника и аптеку могут так наказать, что мало не покажется, — по статье КоАП за грубое нарушение лицензионных требований.
А наши дорогие коллеги врачи в этом плане, можно сказать, ни за что не отвечают. Захотят — выпишут рецепт, захотят — воздержатся. Нет в КоАП статьи или пункта об административной ответственности за неверно выписанный рецепт или за уклонение от его выписывания. А уж как некоторые врачи оформляют рецепты — это отдельная тема. Мы проанализировали практику коллег и собрали целую коллекцию того, что можно назвать «врачебными ошибками» при оформлении рецепта:
- Неверное написание ФИО врача или пациента.
- Написание даты рождения вместо возраста до принятия нового приказа и наоборот после его вступления в силу.
- Вместо «медицинской карты» — «амбулаторная карта».
- Ошибки в латинском наименовании препарата.
- Ошибки в сокращениях.
- Ошибки в обозначении дозировки.
- Путаница с «ненужное зачеркнуть» и «нужное подчеркнуть».
- Лишняя печать «Для рецептов» на 107 бланке.
- Замена слов в пометке «Пациенту с хроническим заболеванием» (до вступления в силу Приказа № 4н).
Заместитель исполнительного директора Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Мария Литвинова добавляет к этому списку врачебных «подвигов» бумажку или распечатку с рекомендациями по торговому наименованию вместо рецепта с МНН. С ее точки зрения, проблема носит системный характер. Мария Литвинова поддерживает сложившееся в кругах профессионалов фармации мнение, что одним из главных направлений ее решения является введение административной ответственности медработников и медорганизаций за неверно выписанный рецепт или вообще за его «невыписывание». На сегодняшний день ответственность лежит только на конечном звене отпуска — то есть на аптеках. С этой точкой зрения согласна и Елена Неволина.
Александр Саверский, президент Лиги защиты пациентов, считает, что в рецепте важны не столько форма, сколько содержание: «Если оно понятно, наказывать врача не следует. Если нет, то тогда у пациента возникает проблема, которую можно приравнивать к тому, что рецепт не выписан. И это — административное нарушение». Александр Саверский добавляет, что проблема решится только после перехода на электронный рецепт.
Если отказали необоснованно
В случае необоснованного отказа в выдаче лекарства по бесплатному рецепту можно обратиться с заявлением к руководителю аптечной организации (разд. III Правил, утв. Приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 647н).
Если обращение в медорганизацию не помогло, то можно обратиться с жалобой в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) или в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Жалоба составляется в свободной форме и состоит из следующих последовательно расположенных структурных элементов:
- «Шапка». В ней указываются наименование органа, куда направляется жалоба, паспортные данные автора жалобы, телефон для связи.
- Описательная часть. Краткие обстоятельства, ставшие причиной составления жалобы (куда обратились, за каким лекарством, почему было отказано).
- Мотивировочная часть. Почему, по мнению автора жалобы, отказ является необоснованным.
- Резолютивная часть, содержащая в себе просьбу, например, «Прошу обязать аптеку №4 города Ярославля выдать мне бесплатный препарат по рецепту».
- Список приложений, если имеется.
- Подпись и дата составления жалобы.
Следует иметь в виду, что ответ на жалобу придется ждать в течение 30 дней.
Бесплатные лекарства для пенсионеров — как получить
В перечень категорий граждан, которым положены бесплатные лекарства, пенсионеры не включены. Получить необходимые по медицинским показаниям лекарства они могут со скидкой в размере 50% (приложение 2 к постановлению № 890). Такое право возникает у лиц, получивших статус пенсионера:
- в связи с достижением пенсионного возраста;
- присвоением инвалидности;
- потерей кормильца.
Чтобы приобрести лекарства по сниженной стоимости, необходимо:
- обратиться в территориальное отделение ПФР, в котором гражданину была назначена пенсия;
- подать заявление на предоставление социальной услуги в натуральной или денежной форме (в соответствии с положениями ч. 3 ст. 6.3 закона «О государственной. » от 17.07.1999 № 178-ФЗ гражданин, имеющий право на получение льготы, может отказаться от ее предоставления взамен на выплату денежной компенсации).
Что делать, если возникли вопросы или проблемы?
Если у вас есть вопросы о праве на льготы, возникли проблемы с назначением (выписыванием) препаратов или их слишком долго нет в аптеках, вы можете обратиться в Департамент здравоохранения Москвы лично или через электронную приемную.
Если вам отказали в выписке рецепта или выдаче лекарства по нему, вы вправе также обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения либо в суд.
Итак, основанием для выдачи лекарств бесплатно или с 50-процентной скидкой является рецепт, выписанный лечащим врачом льготника. Категории граждан, имеющих право на получение льготы, устанавливаются федеральным и региональным законодательством. Чтобы получить точную информацию о том, какие лекарства и в каком объеме должны быть выданы в каждом конкретном случае, свяжитесь с территориальным отделением Минздрава и задайте его представителю все интересующие вопросы.
В каких аптеках можно получить льготные лекарства?
Лекарства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания (для детей-инвалидов) отпускаются:
- из специальных аптечных пунктов в медицинских организациях и из аптек в непосредственной близости от них. Посмотреть их список вы можете на портале открытых данных или на сайте Департамента здравоохранения Москвы. Адрес получения выписанных лекарств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания (для детей-инвалидов) вы также можете узнать у медицинского работника;
- в некоторых коммерческих аптеках, но только по электронным рецептам с QR-кодом. Посмотреть список аптек, участвующих в пилотном проекте, можно на сайте Департамента здравоохранения Москвы.
Перед тем как идти в аптеку, уточните по телефону справочной Центра лекарственного обеспечения Депаратмента здравоохранения города Москвы +7 (495) 974-73-19, есть ли в аптеке необходимый вам лекарственный препарат и сколько он стоит (если у вас скидка, а не бесплатный рецепт).
Если вашего препарата нет в наличии, фармацевт обязан поставить рецепт на отсроченное обеспечение и внести его в журнал неудовлетворенного спроса. После этого сотрудники аптеки в сроки, утвержденные Минздравом России, должны завезти лекарство:
- рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения пациента в аптечную организацию;
- рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение пятнадцати рабочих дней со дня обращения пациента в аптечную организацию.
Если за то время, что препарата не было в наличии, истек срок действия рецепта, переоформлять его не нужно.