Трудовой кодекс ребенок-инвалид

Облагаются ли страховыми взносами дополнительные выходные разъяснила Л. А. Котова – действительный госсоветник РФ 3 класса. Ознакомьтесь с точкой зрения чиновника, бесплатно получив пробный доступ к системе КонсультантПлюс.

Трудовой кодекс ребенок-инвалид

Детская инвалидность определяется по результатам Бюро медико-социальной экспертизы на разные возрастные периоды, исходя из степени тяжести патологии.

Такие ребята нуждаются в своевременном лечении, реабилитации и уходе для обеспечения их полноценной жизнедеятельности и соответственно требуют к себе больше времени. Однако комплекс подобных действий может быть затруднен, если оба родителя трудятся по найму. Поэтому семьи, воспитывающие своих детей-инвалидов либо являющиеся их законными опекунами, могут рассчитывать на особые льготы и поддержку от государства. Они также действуют в социальной, налоговой, жилищной, транспортной области, в образовании, медицине, при оплате коммунальных услуг.

Трудоустройство (приём на работу)

Трудовой кодекс прямо запрещает работодателю отказывать в приеме на работу женщинам по мотивам, связанным с наличием детей, независимо от того, являются они инвалидами или нет (ч. третья ст. 64 ТК РФ). Это правило распространяется также на отцов, воспитывающих детей без матери, опекунов и попечителей несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ). При приеме на работу сотрудник обязан предъявить работодателю ряд обязательных документов, а информировать компанию о состоянии здоровья своего ребенка он не обязан (ст. 65 ТК РФ).

Трудовое законодательство предусматривает для работников, воспитывающих детей – инвалидов, ряд льгот и гарантий. Для того чтобы ими воспользоваться, сотрудник должен представить свидетельство о рождении ребенка и документы, подтверждающие его инвалидность. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, детям до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, далее – Закон № 181-ФЗ)

В подтверждение инвалидности ребенка сотрудник должен предоставить работодателю справку установленной формы с решением медико-социальной экспертизы – МСЭ (Приложение № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 г. № 1031н). Инвалидность может устанавливаться сроком на год, два года или до достижения ребенком возраста 18 лет. Конкретный срок указывается в справке МСЭ. Переосвидетельствование детей проводится один раз в течение срока, на который ребенку установлена инвалидность. Поэтому, если срок действия предыдущей справки истек и родители ребенка-инвалида не представили новую справку МСЭ, льготы по месту работы им не предоставляются.

Документы, подтверждающие присвоение инвалидности (справка, акт освидетельствования и др.), должны храниться у работника на руках, работодатель может оставить у себя только копии этих документов.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Воспитание ребенка-инвалида, естественно, связано с множеством проблем. Ко всему прочему, с одной стороны, такие родители нуждаются материально, для чего им приходится работать, а с другой – им требуется свободное время для ухода за больным ребенком. Поэтому государство старается создать для лиц, воспитывающих детей-инвалидов, возможность совмещения профессиональной деятельности с родительскими обязанностями. Трудовым законодательством таким родителям установлен ряд гарантий

Неполное рабочее время: статьей 93 ТК РФ предусмотрено право работника и работодателя по соглашению между ними устанавливать режим неполного рабочего времени. Неполное рабочее время может быть в виде неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, в том числе с разделением рабочего дня на части. Неполное рабочее время может вводиться при заключении трудового договора, в процессе трудовой деятельности, без ограничения срока, на любой согласованный сторонами срок. То есть установить неполное рабочее время работодатель может любому работнику. Что касается работников, имеющих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, ввести для них режим неполного рабочего времени работодатель будет обязан, если работник обратится к нему с письменным заявлением. Такой режим работы устанавливается только одному из родителей, на удобный для него срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для этого, то есть пока с ребенка не снята инвалидность или он не достиг возраста 18 лет. Категория “ребенок-инвалид” устанавливается сроком на 1 год, 2 года, 5 лет, до достижения гражданином возраста 14 либо 18 лет (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом”).

Читайте также:
Налоговые споры в суде в Омске

Режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, определяется в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у работодателя.

Таким образом, для установления неполного рабочего времени работнику необходимо написать соответствующее заявление. В нем должны быть указаны: желаемая продолжительность рабочего времени; вид неполного рабочего времени; дата, с которой работник просит ввести неполное рабочее время.

Несмотря на отсутствие таких требований в ст. 93 ТК РФ, к заявлению работнику необходимо приложить документ, подтверждающий основание, в соответствии с которым работник требует установить ему неполное рабочее время: свидетельство о рождении ребенка, справку о составе семьи, справку, подтверждающую факт установления инвалидности ребенка, документ о назначении опекуном и т.п. Кроме того, поскольку режим неполного рабочего времени должен быть установлен только одному из родителей, работодатель должен запросить справку о режиме работы второго родителя (Письмо Минтруда РФ от 17.11.2017 N 14-2/В-1012), что, однако, не запрещает ввести такой режим и для второго родителя, если работодатель не возражает.

Поскольку работодатель должен только учитывать пожелания работника по поводу продолжительности рабочего времени, работнику и работодателю нужно будет ее согласовать. После этого следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении условий о режиме рабочего времени и периоде, на который он устанавливается. На основании соглашения издается соответствующий приказ.
Оплата труда работнику, трудящемуся на условиях неполного рабочего времени, производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Дополнительные выходные дни: одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ, п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 N 1 “О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних”). То есть работодатель может устанавливать такие выходные, как и неполное рабочее время, только если работник напишет заявление. Форма соответствующего заявления утверждена Приказом Минтруда РФ от 19.12.2014 N 1055н “Об утверждении формы заявления о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами”.

Читайте также:
Формы и виды наследования

Порядок предоставления дополнительных выходных определен Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1048 “О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами”. Согласно данному порядку работник (родитель, опекун, попечитель) по согласованию с работодателем может писать заявление каждый месяц или подать его, например, раз в квартал, в год, определив даты выходных в месяц сразу на весь период. Для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней родитель (опекун, попечитель) представляет следующие документы либо их копии:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы. Подается в соответствии со сроками установления инвалидности (1 раз, 1 раз в год, 1 раз в 2 года, 1 раз в 5 лет);
  • документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида. Подаются один раз;
  • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом. Предоставляется один раз;
  • справка (в оригинале) с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявления о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней. Представляется каждый раз при подаче заявления. Такая справка не требуется, если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя (опекуна, попечителя), признания его безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания его в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель (опекун, попечитель) не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также, если один из родителей (опекунов, попечителей) уклоняется от воспитания ребенка-инвалида.

Если одним из родителей (опекуном, попечителем) дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому родителю (опекуну, попечителю) в этом же календарном месяце предоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни не предоставляются родителю (опекуну, попечителю) в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. При этом такие дни могут быть использованы другим родителем (опекуном, попечителем).
Если работник написал заявление на дополнительные дни, но использовать их не смог ввиду болезни, они предоставляются ему по выздоровлении, но только в том же месяце. На другой месяц эти дни не переносятся ни в данном случае, ни в других (если работник не смог их использовать по другим причинам). При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в календарном месяце дополнительных выходных не увеличивается.

Оплата каждого дополнительного дня производится в размере среднего заработка родителя (опекуна, попечителя) за счет средств ФСС (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Если работник утрачивает право на дополнительные дни, он обязан известить работодателя об этом.

Читайте также:
Нормы подачи отопления в многоквартирном доме

Ежегодный оплачиваемый отпуск: по общему правилу очередность предоставления отпусков определяется графиком, утверждаемым работодателем не менее чем за 2 недели до наступления нового года. График обязателен как для работодателя, так и для работника (ст. 123 ТК РФ). При этом отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. К таковым относится и один из родителей (опекун, попечитель, приемный родитель), воспитывающий ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (ст. 262.1 ТК РФ).

Матерям, отцам, опекунам, попечителям, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, также могут предоставляться ежегодные дополнительные отпуска в удобное для них время без сохранения зарплаты продолжительностью до 14 календарных дней, если это установлено коллективным договором (ст. 263, 264 ТК РФ).
Работа ночью, сверхурочная работа и работа в праздник или выходной: для сотрудников, у которых есть дети-инвалиды, также предусмотрены некоторые ограничения в работе (в частности, ночной). Так, их можно привлекать к работе ночью только при соблюдении следующих условий: получено их письменное согласие на такую работу; работа ночью не противопоказана им в соответствии с медицинским заключением; работник ознакомлен в письменной форме со своим правом отказаться от такой работы (ст. 96 ТК РФ).

Кроме того, в силу ст. 259 ТК РФ привлечение работников с детьми-инвалидами к сверхурочной работе или работе в праздник, выходной, направление в командировки также допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от такой работы.

Гарантии при увольнении: некоторым работникам, имеющим детей-инвалидов, предоставлены гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Так, в силу ст. 261 ТК РФ не допускается увольнение по инициативе работодателя: одинокой матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; другого лица, воспитывающего ребенка-инвалида без матери; родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
То есть не допускается увольнение работника, который один воспитывает ребенка-инвалида. Но увольнение не допускается не во всех случаях. Согласно ТК РФ исключениями являются следующие случаи:

  • ликвидации организации (п. 1 ч. 1 ст. 81);
  • неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81);
  • однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 81);
  • совершение виновных действий сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81);
  • непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (п. 7.1 ч. 1 ст. 81);
  • совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81);
  • однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81);
  • представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81);
  • применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п. 2 ст. 336).
Читайте также:
Права и обязанности поручителя по ипотечному кредиту

Работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в случае несоблюдения режима рабочего времени и отдыха инвалида. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на юридические лица – от 30 000 до 50 000 руб.

По каким правилам предоставляются дополнительные оплачиваемые дни?

Дни, положенные по ч. 1 ст. 262 ТК РФ, не предоставляются конкретному лицу в периоды его нахождения в отпуске:

  • основном;
  • дополнительном;
  • по уходу за ребенком до 3 лет.

Если выходной совпал с периодом временной нетрудоспособности того, кому он полагался, выходной можно перенести в пределах того же месяца. Для этого должны быть выполнены следующие условия:

  • нетрудоспособность должна закончиться раньше конца календарного месяца;
  • больничный должен быть предъявлен работодателю тоже до конца месяца.

Неиспользованные в расчетном месяце дополнительные выходные на другие периоды не переносятся.

Право на дополнительные выходные наступает с месяца, в котором ребенку установлена инвалидность.

Право прекращается с месяца, следующего за месяцем, когда инвалидность была снята либо ребенку исполнилось 18 лет.

Как оформить дополнительные оплачиваемые выходные по уходу за ребенком-инвалидом? Ответ на вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к Готовому решению.

Дополнительные нормы

Все гарантии, которые использует родитель, не могут влиять на условия труда и прочие права: предоставление основного отпуска, начисление стажа. Законом установлены также некоторые нормы, касающиеся продолжительности трудового дня:

  • Если длительность смены составляет больше 4 часов, сотруднику должен быть предоставлен перерыв на обед.
  • Работнику может быть установлено сокращенное время. Для этого ему нужно составить заявление с указанием в нем удобного графика труда.
  • Отправление в командировки, привлечение к сверхурочной работе – все это, согласно 259 статье ТК РФ, возможно только с согласия родителя в письменной форме. Предварительно работника нужно ознакомить с его правом отказать работодателю.

Гарантии предоставляются в рамках льгот лицам с ограниченными возможностями.

Комментарий к Ст. 262 Трудового кодекса РФ

1. Категория “ребенок-инвалид” устанавливается государственными учреждениями медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния здоровья ребенка и степени ограничения жизнедеятельности сроком на один год, два года или до достижения им возраста 18 лет. На основании решения о признании ребенка инвалидом выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности с указанием сроков, на которые инвалидность установлена. Льготы, связанные с инвалидностью ребенка, предоставляются на основании этой справки.

2. Дополнительные выходные дни, установленные комментируемой статьей, предоставляются родителям, опекунам и попечителям ребенка-инвалида. Поскольку усыновители в отношении усыновленных детей имеют те же права, что и родители, указанные дополнительные выходные дни предоставляются также усыновителям детей-инвалидов.

Читайте также:
Работа Рвп в Москве свежие вакансии

В соответствии с комментируемой статьей порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ. Однако в настоящее время он установлен Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 26/34, которое должно применяться до утверждения соответствующего порядка Правительством РФ.

Одному из работающих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка-инвалида предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарный месяц. Они предоставляются начиная с месяца, в котором ребенку установлена инвалидность, и по месяц, в котором истекает срок инвалидности, или по месяц достижения ребенком 18 лет.

Предоставление каждого дополнительного выходного дня осуществляется на основании заявления работника и оформляется приказом. К заявлению работника должны быть приложены справка об установлении ребенку инвалидности с указанием о том, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении (предоставляется ежегодно); справка с места работы второго родителя о том, что в текущем календарном месяце он не использовал дополнительные выходные дни или использовал их частично (предоставляется при каждом обращении за предоставлением дополнительного выходного дня). Первые два дополнительных выходных дня в месяц могут быть предоставлены и без представления последней справки.

В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

В случае если один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях с работодателем, а другой в таких отношениях не состоит или самостоятельно обеспечивает себя работой, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, при предъявлении им документа (копии), подтверждающего, что другой родитель в трудовых отношениях с работодателем не состоит либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой. Эти документы представляются при каждом обращении за дополнительными выходными днями.

Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Указанные дополнительные оплачиваемые выходные дни не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оформляемых по личному заявлению. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.

При наличии в семье нескольких детей-инвалидов количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в этом же календарном месяце в порядке, предусмотренном указанным разъяснением (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности).

Читайте также:
Можно ли продать квартиру в доме под реновацию?

3. Дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, подлежат оплате. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что оплата производится в размере среднего заработка, а ее порядок устанавливается федеральными законами. К настоящему времени такой закон не принят, и порядок оплаты этих дней предусмотрен п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 (в части расходования на эти цели средств социального страхования), и п. 10 Порядка предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) для ухода за детьми-инвалидами, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 4 апреля 2000 г. (см. также письмо Фонда социального страхования РФ от 5 мая 2010 г. N 02-02-01/08-208).

4. Женщинам, работающим в сельской местности и осуществляющим уход за детьми-инвалидами, помимо четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней, по их письменному заявлению может предоставляться еще один день без сохранения заработной платы. Этот день является дополнительным и по отношению к отпускам без сохранения заработной платы, предусмотренным ст. 263 ТК РФ. Остальные женщины, работающие в сельской местности, имеют право на один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

Лица, работающие не в сельской местности, могут использовать дополнительные выходные дни без сохранения заработной платы в порядке, установленном ст. 128 Трудового кодекса РФ, т.е. по соглашению с работодателем.

Комментарии

Данный сайт создан для информирования родителей детей-инвалидов, реабилитационный центр не оказывает финансовой помощи, у нас проходят курс реабилитации дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями.

Я поняла. Даьл раьз хайл шоан..Маьлехь халд оаш мел хьег къа..если бы этого мальчика тоже в своё время отдали бы в соответствующие центры то думаю его можно было бы как то развить и помочь..
Но не судьба..ему уже 18 лет и видимо ему уже ничто не поможет..всё таки я за них переживаю и ничем помочь не могу..((

Данный сайт создан для информирования родителей детей-инвалидов , реабилитационны й центр не оказывает финансовой помощи, у нас проходят курс реабилитации дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями.

Моя соседка одна восспитывает мальчика инвалида который психически ненормальный..н емой..(( по моим сведениям она не получала помощь от государства никогда, да и она не обращалась наверное..она целыми днями возле него должна быть, сестрам мальчика никак не усмерить потому что он неодекватный..с ледовательно она не может выйти на работу,и живут они чисто на пенсию.если у вас действует такая программа помощи финансово то хотелось бы чтобы вы обратили внимание на эту семью..с.Алхаст ы.ул.Галаева.25 . Галаева Аминат.

Право отказаться от командировок и работы в выходные

Условия. Работника, у которого есть ребенок с инвалидностью, нельзя направить в командировку без его согласия. Также его нельзя привлечь к сверхурочной и ночной работе, а также к работе в выходные и праздничные дни.

Работодатель обязан письменно уведомить такого работника, что у него есть право отказаться от командировки или от сверхурочной работы. А если работник не возражает, он должен зафиксировать свое согласие письменно.

Читайте также:
Как рассчитать зарплату после отпуска: как выплачивается

Как получить. Не давать письменное согласие ехать в командировку или работать в выходной.

Комментарии к ст. 262 ТК РФ

1. Правила о социальной защите инвалидов в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

2. Правила признания лица инвалидом утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория “ребенок-инвалид”.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Минздравсоцразвития России.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала (Приказ Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г. N 535 “Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”).

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Категория “ребенок-инвалид” устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

3. Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория “ребенок-инвалид” до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории “ребенок-инвалид”), утв. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 247 (не приводится).

4. Форма направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. N 77 “Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь”. При заполнении формы см. также Инструкцию Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 1999 г. N 06-23/6-20 о порядке заполнения формы N 088/у-97 “Направление на медико-социальную экспертизу”.

5. Приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г. N 535 утв. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Читайте также:
Помощь осужденным после освобождения

К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и проч.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются 4 степени их выраженности:

1-я степень – незначительные нарушения;

2-я степень – умеренные нарушения;

3-я степень – выраженные нарушения;

4-я степень – значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к ориентации;

способность к общению;

способность контролировать свое поведение;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1-я степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2-я степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1-я степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2-я степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1-я степень – способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2-я степень – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1-я степень – способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

Читайте также:
Обязанности нотариуса при оформлении наследства

2-я степень – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень – неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1-я степень – периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2-я степень – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3-я степень – неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1-я степень – способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2-я степень – способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3-я степень – неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1-я степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2-я степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3-я степень – неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Способность к трудовой деятельности включает в себя:

способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

способность к мотивации труда;

способность соблюдать рабочий график;

способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Читайте также:
Как установить отцовство, если отец в другой стране?

Критерием установления 1-й степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на 2 класса;

при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерием установления 2-й степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием установления 3-й степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанное к трудовой деятельности.

6. Разъяснение Минтруда России и ФСС РФ от 4 апреля 2000 г. N 3/02-18/05-2256 “О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами” утв. Постановлением Минтруда России и ФСС РФ от 4 апреля 2000 г. N 26/34 (п. п. 1 – 10 не приводятся).

Смотрите Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922.

В наше время проводится целенаправленная политика по адаптации детей-инвалидов в обществе. И окружающие такие семьи люди, и даже чиновники способствуют полноценному нахождению в социуме детей, по стечению обстоятельств, ставших менее активными в жизнедеятельности. В связи с этим в ФЗ «Об образовании» предусмотрена статья 52.1. Дети с ограниченными возможностями, не представляющие опасность для остальных, имеют право посещать дошкольные образовательные учреждения, а их родители полностью освобождают от оплаты за них. Отдельным указом Президента за номером 1157 от 2 октября 1992 года дети-инвалиды обеспечиваются бесплатными путевками лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения.

Статья 262 ТК РФ. Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, и женщинам, работающим в сельской местности

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

Ссылка на основную публикацию