Реабилитационные мероприятия для детей-инвалидов

Как пример, родителями могут быть приобретены товары для более комфортной адаптации несовершеннолетнего ребенка в обществе.

Памятка по реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)

Реабилитация инвалидов – это система или процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация инвалидов – это система или процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности

Для каждого гражданина, официально признанного инвалидом, специалистами медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации (ТСР) и услуг, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности вследствие стойкого нарушения функций организма.

ИПРА инвалида разрабатывается на один год, два года или бессрочно. Срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности.

С 1 января 2016 года вступил в действие новый «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), и их форм», утвержденный Приказом Минтруда России от 31.07.2015 г. № 528н (с изменениями Приказ от 13.06.2017 г. № 486н) Указанным Приказом принята новая форма индивидуальной программы реабилитации.

В неё включены следующие виды реабилитации:
-мероприятия по медицинской реабилитации или абилитации;

– мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации;

– мероприятия по общему и профессиональному образованию;

– мероприятия по социальной реабилитации или абилитации;

– физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом.

Рекомендации ИПРА разрабатываются для каждого клиента индивидуально с учетом оценки особенностей и возможностей структур и функций организма.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», учреждения МСЭ направляют выписки по каждому разделу в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности: охраны здоровья, содействия занятости населения, образования, социальной защиты, физической культуры и спорта.

В разделе ИПРА «Социальная реабилитация или абилитация инвалида» предусмотрены:

1. социально-средовая реабилитация или абилитация;

2. социально-педагогическая реабилитация или абилитация;

3. социально-психологическая реабилитация или абилитация;

4. социокультурная реабилитация или абилитация;

5. социально-бытовая адаптация.

Особо важным пунктом при заполнении карты ИПРА является выбор ее исполнителей.

Критерием выбора является возможность реализации ИПРА в полном объеме.

Организации и учреждения городского округа Первоуральск, оказывающие услуги по реализации ИПРА

Первичное консультирование
по вопросам реализации ИПРА проводится
в отделении срочного социального обслуживания
ГАУ «КЦСОН «Осень» города Первоуральска»

по адресу: г. Первоуральск,
ул. Герцена, д.12-б, кабинет 1

понедельник-четверг с 8.00 до 17.15

пятница с 8.00 до 16.00

перерыв с 12.30-13.30

контактный телефон: (3439) 64-78-12

В ГАУ «КЦСОН «Осень» города Первоуральска» предоставляются технические средства реабилитации (ТСР) бесплатно

ТСР оформляются в социальном пункте проката ГАУ «КЦСОН «Осень» города Первоуральска»
по адресу: г. Первоуральск,
ул. Герцена, д.12-б, кабинет 1

(медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование
и ортезирование, санаторно-курортное лечение)

Осуществляется учреждениями здравоохранения городского округа Первоуральск

ГБУЗ СО «Городская больница
город Первоуральск»

по адресу: г. Первоуральск,

ул. Металлургов, 3-а

  • Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации

(профессиональная ориентация, содействие в трудоустройстве)

Услуги по профессиональной реабилитации оказывает
ГКУ СЗН СО «Первоуральский центр занятости»

по адресу: г. Первоуральск, ул. Береговая, 48

  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом

Услуги по подготовке и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных мероприятий оказывает

Первоуральское муниципальное
бюджетное учреждение
физической культуры и спорта «Старт»

по адресу: г. Первоуральск, пр. Ильича, 2-в

Постановка в очередь на санаторно-­курортное лечение

В соответствии с пунктом 9 приказа Минздрава РФ от 05.05.2016 г. № 279н: «Санаторно-курортное лечение осуществляется при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утверждаемых Минздравом РФ, которые определяются лечащим врачом по результатам анализа объективного состояния здоровья. ».

Читайте также:
Выплата страхового пособия при производственной травме

Перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения определен приказом Минздрава РФ от 05.05.2016 № 281н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения».

Запись на санаторно-курортное лечение оформляется

в филиале Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования

Формы и виды реабилитации детей с ограниченными возможностями

[current-page:title]

Реабилитация – это медицинские, психологические, социально – экономические мероприятия, направленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация детей – инвалидов является длительным, динамичным процессом, она тесно связана с воздействиями на него социальных макро и микрофакторов.

Социальная реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественно-бытовой деятельности.

Перечень основных мероприятий в области социальной реабилитации инвалидов определен «Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида», утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1995 года № 14.

Понятие «социальная реабилитация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Ключевым понятием является «реабилитация».

Социально-бытовая реабилитация включает: социально-бытовую ориентацию; социально-бытовое образование; социально-бытовую адаптацию.

Социально-бытовая ориентация.

Означает процесс ознакомления ребенка-инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения.

Социально-бытовое образование.

Обучение ребенка-инвалида бытовым навыкам, утраченным в результате физического или сенсорного дефекта, а также выраженных последствий психического заболевания.

В самой технологии обучения социально-бытовым навыкам возможно несколько вариантов, в зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности с одной стороны, и реальных (финансовых, организационных) возможностей, с другой:

  • возможность обучения (переобучения) детей-инвалидов пользованию обыденным (типовым) хозяйственно-бытовым оборудованием, кухонной утварью за счет сохранившихся функциональных способностей;
  • обучение детей-инвалидов пользованию переоборудованными приборами, утварью, предметами, оснащенными элементарными насадками, рычагами и другими устройствами;
  • обучение детей-инвалидов пользованию новыми специальными адаптивными техническими средствами, отвечающими их потребностям.

Мероприятия по социально-средовой ориентации.

  • проведение социально-средовой диагностики;
  • осуществление социально-психологического тестирования;
  • оценку проблем на семейно-бытовом уровне;
  • обучение навыкам самостоятельного проживания и социального общения на различных уровнях;
  • организация и проведение рекреационной терапии (терапия отдыха, развитие и формирование интересов, побуждений к здоровому образу жизни);
  • определение потребностей инвалида в различных видах социальных услуг, налаживание контактов с социальными службами и структурами;
  • формирование информационно-правового поля действия инвалида с учетом особенностей развития его личности и специфики его проблем;
  • проведение занятий по физической культуре и спорту.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации.

  • социально-бытовую диагностику, которая оценивает возможности независимой жизнедеятельности;
  • организацию и проведение адаптационного обучения ребенка-инвалида и его семьи;
  • формирование у личности ребенка-инвалида и семейного окружения мотивационных установок на активную деятельность с учетом патологии (с целью поддержки и эффективности социальной интеграции);
  • подготовку и обучение ребенка-инвалида к независимому образу жизни (обучение самообслуживанию, пользованию бытовыми приборами, организация жизни в быту);
  • подбор ребенку-инвалиду технических средств реабилитации (основных или вспомогательных) и обучение пользованию ими;
  • возможную разработку индивидуальных решений вопросов адаптации, адаптацию жилищно-коммунальных условий ребенка-инвалида к его потребностям.

Приоритетные задачи социальной реабилитации:

  • подготовка и освоение ребенком-инвалидом новой социальной роли, адаптированной к его патологии;
  • содействие активному независимому образу жизни на всех уровнях общения;
  • повышение социального статуса;
  • интеграция (реинтеграция) ребенка-инвалида в социум на различном средовом уровне.

Социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется по двум основным направлениям – социально-бытовому и социально-средовому.

В ходе адаптации в одних случаях используются возможности приспособления ребенка-инвалида к привычным, обыденным предметам, условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни.

Читайте также:
Договор аренды автосервиса

В результате обоюдного процесса, то есть взаимодействия специалистов (реабилитолога, социального работника) и самого ребенка-инвалида достигается желаемое качество – адаптированность ребенка-инвалида к конкретным социально-бытовым условиям.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально – контролируемых, и направленно – организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.

Социальная реабилитация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Процесс социальной реабилитации – это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее ребенок формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социальная реабилитация личности – сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей; ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов – дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок – инвалид.

Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети – инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в интернат, дети – инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.

Традиционализм, характерный для учебных заведений, как правило, проявляется в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесарь, столяр, швея и т. д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.

Читайте также:
Непринятые к зачету ФСС пособия взносами не облагаются

Специалисты регулярно проводят учет новорожденных с той или иной, пусть даже слабо выраженной психоневротической патологий, позволяющей отнести ребенка к «группе риска». Профилактика носит самый активный характер, и осуществляется в тесном контакте психоневрологов, медиков, педагогов, социологов с родителями.

Итогом переживаний родителей становятся установки на «оранжерейное» воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение его.

Социальная реабилитация происходит в микросоциуме и в макросоциуме.

Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта – его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может.

Обеспечение выхода из состояния физической и психической неполноценности.

Медицинские и сопутствующие им мероприятия – лишь основа для проведения дальнейшей, долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Реабилитационная деятельность.

  • – развитие духовных и физических способностей ребенка;
  • – содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;
  • – обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам; содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы);
  • – установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;
  • – поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;
  • – облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;
  • – необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения;
  • – Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно – окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля.

Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с закономерностями нормального развития, основная линия изучения которых возможна в известной периодизации развития ребенка в детском возрасте, строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок – взрослый», и «ребенок – продукт общественных отношений».

Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно сменяющих друг друга видов деятельности: Игра – Учение – Труд – Общение.

Активность человека (в рамках психической организации) получает два основополагающих направления:

  1. Познание внешнего мира, производство предметов, преобразование окружающей действительности.
  2. Нахождение смысла своего бытия в мире и тех его продуктов, которые имеют значение для этого бытия.

Психофизиологическое здоровье определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической деятельности.

Социальные условия.

Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)

Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации – побуждения матери к участию в процессе развития.

Читайте также:
НДС на фрукты с 1 октября 2022 года

Социальное развитие ребенка с ограниченными возможностями.

Социальное развитие можно рассматривать, как осуществление различных специальных всевозможных путей, положительно влияющих на ребенка. Так, психологи могут помогать детям, улучшая их психическое состояние, тормозя нежелательные реакции, вырабатывая нормативные свойства.

Движение от болезни, как от тягостного, но временного состояния личности ведет в нормальную жизненную среду.

Ребенок – личность во всей полноте ее взаимоотношений с окрашенным миром и акцентом на эти отношения.

Должна быть реабилитирована собственная потенциальная активность ребенка.

Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталоном «нормы», как это принято в клинической практике, а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.

Личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками.

Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.

Атмосфера совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.

Осуществление прорыва в практике поддержки людей с ограниченными возможностями, демонстрация современных инновационных технологий, содействующих интеграции их в общество.

В задачи социального развития также входят:

  • умственное развитие детей;
  • формирование навыков правильного поведения;
  • трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
  • физическое воспитание;
  • самообслуживание;
  • бытовая ориентировка и социальная адаптация;
  • знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей;
  • получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.

Таким образом, проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов имеют порой четко выраженный региональный характер.

Индивидуальная программа

Экспертной комиссией, наряду с выдачей заключения о присвоении инвалидности, проводится составление ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации). Порядок ее разработки и реализации прописан в Приказе Минтруда РФ №486н от 13.06.2017 года.

В программе представлена информация о ребенке, заболевании, группе инвалидности, степени ограничений. Образец первого листа представлен на фото.

ИПРА

В документ включены объемы, виды, сроки выполнения реабилитационных мер. Обязательны мероприятия медицинской, физической, психолого-педагогической, социальной направленности. Программа предполагает патронаж семьи, консультирование ее членов.

Согласно ИПР осуществляется помощь в подборе образовательного учреждения для ребенка, предоставлении технических средств, проведении социально-адаптационной и коррекционной работы.

Программа разрабатывается на срок установленной инвалидности.

Реализацией предписанных ребенку мер занимаются органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, образования, социальной защиты, содействия занятости, физкультуры. За обеспечение техническими средствами отвечает региональное отделение фонда соцстраха РФ. Выписку из ИПРА в указанные инстанции направляет экспертная комиссия.

Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
рабочая программа

обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

1.Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку-инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

2.Индивидуализация образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения и воспитания в образовательном учреждении.

3. Формирование оптимистического отношения ребенка-инвалида к окружающему, обеспечение позитивного социально-личностного развития.

4.Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка-инвалида, обеспечение его эмоционального благополучия.

5.Обеспечение актуального включения в окружающую социальную среду ребенка с ограниченными возможностями здоровья и максимально всестороннее развитие и образование в соответствии с особыми образовательными потребностями и учетом зон ближайшего и перспективного развития.

6. Подбор, организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий, выбор оптимальной технологии воспитания и развития ребенка-инвалида..

7. Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности воздействия на ребенка-инвалида.

8. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессионального самосовершенствования всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.

9. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения, получение ими квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, формирование адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка.

Читайте также:
Бухучет - это... Что такое Бухучет?

10. Проектирование последующей работы с ребенком-инвалидом до выпуска его в школу в форме индивидуального образовательного маршрута.

11. Обеспечение преемственности со следующей ступенью системы общего образования.

2. Этапы организации комплексного сопровождения ребенка-инвалида

Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения и деятельности ПМПк ДОУ. Основные направления работы на этом этапе включают:

– сбор информации о развитии и воспитании ребенка-инвалида(анамнез, особенности социальной ситуации развития;

– оценку развития познавательных психических процессов и свойств личности;

– прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка через опору в воспитательно-образовательной работе на сохранные функции.

Коррекционно-формирующий этап заключается в работе всех специалистов по реализации содержания пяти образовательных областей адаптированной образовательной программы дошкольного образования, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы с опорой на особые образовательные потребности ребенка-инвалида.

Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:

– оценку эффективности деятельности участников медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида;

– проектирование последующей работы с воспитанником в соответствии с особыми образовательными потребностями.

Основной формой работы с ребенком-инвалидом во всех образовательных областях программы является игровая деятельность.Все коррекционно-развивающие мероприятия насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями. Реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семей воспитанников-инвалидов. что отражено в индивидуальном образовательном маршруте ребенка-инвалида.

2.1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями детей-инвалидов включает в себя несколько основных направлений:

– анализ социальной ситуации развития ребенка-инвалида;

– реализацию индивидуальной образовательной траектории развития ребенка-инвалида, создание предметно-развивающей среды и адекватных условий развития в ДОУ и семье с опорой на зону ближайшего и перспективного развития;

– показ практической деятельности с детьми, информирование о промежуточных результатах развития ребенка-инвалида;

– организацию действенной консультативной работы для родителей( законных представителей) ребенка – инвалида всеми педагогами ДОУ;

– предоставление практической и методической помощи родителям через сайт ДОУ и персональные сайты педагогических работников;

– анкетирование родителей о результативности взаимодействия с педагогами и степени удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми ДОУ ребенку-инвалиду;

– участие родителей(законных представителей) ребенка-инвалида в работе ПМПк ДОУ, предоставление материалов по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности, связанные с состоянием его здоровья.

3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации работы с ребенком-инвалидом- “Санитарно-эпидемиологические правила. нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”, утвержденные 15.05.2013,№ 26( СанПин 2.4.1.3049-13, начало действия документа – 30.07.2013 года), в котором говорится :” Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении. “

Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка, в том числе с ОВЗ по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения, что будет способствовать более успешной социализации ребенка-инвалида.

Немаловажным фактором реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида выступает создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении с учетом индивидуальных особенностей воспитанника.

Чтобы ребенок-инвалид мог себя чувствовать комфортно, предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых пространств. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В каждой групповой комнате, в которой воспитываются дети-инвалиды, предусмотрены “уголки уединения” и различные центры активности (познания, творчества, игровой, литературный, спортивный и пр.) Это позволяет ребенку с ОВЗ выбрать занятие по интересам и физиологическим возможностям, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

Читайте также:
О вычетах и вмененном налоге

3.1. Организационное обеспечение создания специальных условий для воспитания и образования ребенка-инвалида

С целью реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалидаДОУ созданы оптимальные материально-технические, организационно-педагогические, финансово-экономические условия, которые обеспечивают:

– санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ;

– санитарно-бытовые и социально-бытовые условия с учетом конкретного ребенка-инвалида;
– пожарную и электробезопасность ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

– организацию целостного педагогического воздействия между участниками комплексного сопровождения;

– обеспечение психологического комфорта воспитанника;

– гармоничное развитие ребенка -инвалида, его образование и развитие путем применения педагогическим коллективом разнообразных традиционных и инновационных технологий, максимально соответствующих образовательным потребностям ребенка-инвалида;

– постоянный рост психолого-педагогической компетентности участников комплексного сопровождения в сфере коррекционной педагогики и психологии, инклюзивного образования.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 абилитация инвалидов: Система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

3.2 инвалид: Лицо с нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты данного лица.

3.3 индивидуальная программа ранней помощи: Программа, в которую включены объем, сроки, порядок и содержание семейно-центрированных услуг, предоставляемых конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи.

Примечание – Индивидуальная программа ранней помощи формируется междисциплинарной командой специалистов в соответствии с примерным перечнем услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.

3.4 индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида: Комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

3.5 ограничение жизнедеятельности: Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

3.6 ранняя помощь: Комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формирование физического и психического здоровья, включение в среду сверстников и интеграцию в общество, а также на сопровождение и поддержку семей данной группы детей-инвалидов и повышение компетентности родителей (законных представителей).

Примечание – При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что он не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения возраста 7-8 лет.

3.7 реабилитационная организация: Организация, предоставляющая в субъекте Российской Федерации реабилитационные и абилитационные услуги, услуги ранней помощи и сопровождение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляющая деятельность в сферах образования, социальной защиты, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости, направленную на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в целях их социальной адаптации, включая интеграцию в общество.

3.8 реабилитация инвалидов: Система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

3.9 реестр реабилитационных услуг и организаций: Перечень реабилитационных услуг и организаций, предоставляющих такие услуги инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в субъекте Российской Федерации.

3.10 система комплексной реабилитации: Под системой комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, понимается создание и функционирование системы методологических, методических, правовых, финансовых и организационных компонентов (в том числе организаций), обеспечивающих реабилитационный и абилитационный процессы, оказание ранней помощи и сопровождение инвалидов, включая детей-инвалидов, на основе эффективного межведомственного взаимодействия при обеспечении социальной защиты инвалидов и детей-инвалидов с учетом особенностей нарушения их здоровья, а также сопровождения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и (или) их семей.

Читайте также:
Компенсация отпуска при сокращении

3.11 социальная защита инвалидов: Система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

3.12 социальная поддержка инвалидов: Система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

3.13 Федеральный реестр инвалидов: Федеральная государственная информационная система, которая ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, ограничениях жизнедеятельности, нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых денежных выплатах инвалиду и об иных мерах социальной защиты.

Реабилитация детей-инвалидов в специализированных центрах

Правительством государства были созданы специальные учреждения, в которых несовершеннолетние инвалиды могут пройти весь комплекс мероприятий по каждому из направлений реабилитации.

Огромную роль грает психологическая поддержка со стороны семьи ребенка с инвалидностью. Родителей консультируют по методикам обучения и воспитания таких детей. Недееспособного ребенка максимально привлекают к участию в общественной жизни и формируют социальную среду.

Главными задачами специальных центров является проведение социальных мер по адаптации детей-инвалидов в обществе, восстановление из здоровья и создание круга общения для недееспособных.

Главным преимуществом таких центров является то, что его сотрудники – это профессиональные врачи, тренеры, педагоги и психологи.

При содействии каждого из специалистов, разрабатывается специальная методика реабилитации для каждого ребёнка с инвалидностью.

В зданиях специализированных центров проводятся специальные культурно-массовые, спортивные и просветительские мероприятия.

Для наиболее комфортной социальной адаптации, сотрудниками центра к участию в них привлекаются не только дети-инвалиды, но и их родители, а также дети, не имеющие ограничений по здоровью. Такие меры помогают недееспособным детям не чувствовать себя обделенными, по сравнению с полностью здоровыми людьми.

Динамика-дете-инвалидов-проживающих-в-России

Динамика детей инвалидов проживающих в России

В домашних условиях

Большинство родителей отдает предпочтение проведению восстановительных мероприятий дома. Прежде чем их проводить, родители должны проконсультироваться с лечащим врачом, психотерапевтом, педагогом и неврологом.

Каждый из специалистов полностью обследует ребёнка с инвалидностью, оценивает его физические и интеллектуальные способности и ограниченность, а также степень развития моторики. Только после прохождения всех специалистов, медико-социальная комиссия разрабатывает комплекс реабилитационных мероприятий.

Большинство из заданий, которые выполняются на первоначальном этапе, применяются в процессе повседневных действий по учету за ребенком.

Основными заданиями являются:

Для получения наибольшей пользы от домашней реабилитации, родителям следует придерживаться определённых принципов, что перечислены ниже:

  • Предоставляйте для ребенка небольшие задания, которые он сможет осилить;
  • Чередуйте различные виды деятельности, что помогут избежать монотонности;
  • Смешивайте разные работы, требующие от ребёнка некоторых усилий для освоения, с уже пройденными и изученными заданиями;
  • В обязательном порядке, применять упражнения, что поспособствуют развитию уже имеющихся навыков;
  • Всячески поощрять ребёнка за его достижения, привлекая к этому всех членов семьи;
  • Регулярно составлять план мероприятий совместно с педагогом, на несколько недель вперёд.

Родители обязаны осознавать, что при реабилитационных мероприятиях для детей с инвалидностью в домашних условиях, у них возникнут затруднения. Если ребёнок не может выполнить поставленное задание, то члены семьи должны помочь ему и поощрить его после завершения задания.

Задачи психологической помощи семье с больным ребенком

Цель статьи – определение задач и основных направлений психологической помощи семье с ребенком с ОВЗ и инвалидностью. Болезнь ребенка рассматривается как ненормативный кризис семьи, обуславливающий трансформацию всей семейной системы. Выделены психологические особенности семьи с больным ребенком: изменение функционально-ролевой структуры семьи; формирование новых границ семьи с учетом длительного стресса; нарушение эмоционального взаимодействия и эмоционального статуса семьи; искажение семейного самосознания и деформация семейной истории, порождающие семейные мифы; переживание утраты контроля над событиями жизни; неопределенность жизненной перспективы, риски утраты личной идентичности. На основе принципов целостности семейной системы, определения семьи с ребенком с ОВЗ и инвалидностью целевой группы ранней помощи в образовании, учения о психологическом возрасте и ресурсной модели психологического консультирования определены основные направления и задачи оказания психологической помощи семье.

Читайте также:
Извещение о проведении запроса котировок — образец

Читать статью Ключевые слова семейная система, ребенок с ОВЗ и инвалидностью, внутренняя картина болезни, направления психологической помощи семье

Реабилитационные мероприятия для детей-инвалидов

Медицинская реабилитация инвалидов является неотъемлемой частью комплекса профессиональных медицинских, социальных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление человеком утраченных функций, личного и социального статуса (восстановление человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции), что возможно только при выполнении всего комплекса реабилитационных мероприятий.

Медицинская реабилитация включает в себя все виды медицинских вмешательств, направленных на: – восстановление функций органов, систем и организма в целом; – профилактику и ликвидацию последствий, осложнений и рецидивов заболеваний; – восстановление общего физического состояния; – развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных навыков.

Эффективность услуг по медицинской реабилитации характеризуется улучшением показателей функционирования органов и систем, а также расширением социальной деятельности инвалида, появлением или восстановлением способности к самообслуживанию, общению, возвращению к профессиональной деятельности; она должна оцениваться степенью стабилизации или улучшения функционального состояния организма.

Восстановительная терапия как услуга по медицинской реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями заключается в воздействии на организм в целях восстановления или компенсации нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления либо улучшения социального функционирования. Восстановительная терапия включает:

Физиотерапия – применение физических природных и искусственных факторов в реабилитации/абилитации для коррекции основных патофизиологических сдвигов, усиления компенсаторных механизмов, увеличения резервных возможностей организма, восстановления физической работоспособности.

Наш центр использует Магнитотерапию для реабилитации – это метод физиотерапии при котором на организм человека воздействуют магнитным полем.

увеличение изображения на сайте

Электролечение является неотъемлемым элементом реабилитации при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, последствиях нарушения мозгового кровообращения, заболеваниях периферической нервной системы. Электролечение представляет собой один из методов физиотерапии, в основе которого лежит лечебное воздействие на ткани организма электрического тока. У нас проводятся такие процедуры как гальванизация, электростимуляция, электросон, амплипульстерапия.

увеличение изображения на сайте

Активно используется Теплолечение, которое является одним из самых старых и самых распро­страненных методов физиотерапии. У теплолечения множество полезных эффектов: антиспастический, болеутоляющий, улучшение кровообращения, лимфообращения и обмена веществ в тканях.

увеличение изображения на сайте

Лазерная терапия — один из универсальных и безопасных методов лечения и реабилитации. В центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» этот метод используют при самых разных диагнозах. Лазерная рефлексотерапия снимает напряжение, расслабляет мышцы, улучшает кровообращение. Основное преимущество такой методики в том, что на кожу пациента не оказывается никакого воздействия с помощью игл или любого другого инструмента, не создается возможность заражения через ранки. Во время процедуры реабилитант чувствует себя максимально комфортно, а современные технологии дают специалистам возможность точного дозированного воздействия.

увеличение изображения на сайте

Механотерапия применяется для восстановления нарушенных функций систем организма, основанных на выполнении дозированных движений (преимущественно для отдельных сегментов конечностей), осуществляемых с помощью механанотерапевтических аппаратов, облегчающих движение или наоборот, требующих дополнительных усилий для его выполнения.

увеличение изображения на сайте

Кинезотерапия включает в себя активную и пассивную гимнастику с целью восстановления функций при повреждениях опорно-двигательного аппарата, стимуляции активных движений реабилитанта.

Находясь на реабилитации в нашем Центре реабилитанты посещают соляную пещеру, польза заключается в поддержании на нужном уровне показателей: влажности, температуры, давления и ионного состава кислорода. Основным компонентом галокамеры, оказывающим лечебное действие, являются микроскопические частицы соли, распыляемые в воздухе, вдыхание паров соли улучшает общее самочувствие и повышает настроение. Польза соляной пещеры для здоровья не ограничивается воздействием на дыхательную и иммунную системы, она благоприятно влияет на процессы кроветворения. После нескольких сеансов спелеотерапии повышается уровень гемоглобина – белка.

Читайте также:
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

увеличение изображения на сайте

Наши вихревые ванны для ног – это не только массаж, но и уход за ногами. Во время массажа ног, расслабляются не только стопы, но и все тело.

Есть четыре полезных момента от массажа ног:

– ускоряется регенерация клеток

– ванна снимает усталость и восстанавливает хорошее здоровье ног – расслабляются напряжённые мышцы

увеличение изображения на сайте

А также в нашем Центре регулярно проводятся процедуры в сухой Иммерсионной ванне, которая представляет собой емкость с водой особой конструкции: вода не соприкасается с поверхностью тела, она отделена от него водонепроницаемой пленкой. Суть процедуры в том, чтобы создать состояние невесомости и снятия напряжения и нагрузки с опорно-двигательного аппарата. Эта процедура очень расслабляет, приводит мышцы и суставы к норме, успокаивает, избавляет от патологических движений.

увеличение изображения на сайте

Занятия лечебной физической культурой в воде, позволяет значительно снизить воздействие силы гравитации на тело ребенка. Благодаря этому, для реабилитантов в воде становится возможным выполнять движения и упражнения, которые затруднительно делать в обычных условиях. Выталкивающая сила воды снижает нагрузку на позвоночник и суставы, позволяя эффективно восстанавливать нарушенный объем движений.

увеличение изображения на сайте

Центр реабилитации инвалидов «Бутово» оснащен многими видами высокотехнологичного оборудования. Особенно эффективны и популярны тренажеры с биологической обратной связью (БОС).

«Тренажеры БОС особенно эффективны в случае нарушений следующих систем организма: проблемы с опорно-двигательным аппаратом, различные нарушения осанки, заболевания позвоночника, плоскостопие, нарушение функционала верхних и нижних конечностей, последствия инсульта, паралича, ДЦП, синдром дефицита внимания и гиперактивности, проблемы в работе органов дыхания, а также причины, приведшие к сбою естественного цикла дыхания, проблемы с органами восприятия, подверженность стрессам и психическая неустойчивость, сбои в работе вегетативной нервной системы, заболевания сердечно-сосудистой системы, различные расстройства нервной системы и нарушения в функционировании ЦНС, головные боли, разнообразные травмы физического и психического спектра и их последствия»,

Артромоты − тренажер роботизированной механотерапии для безболезненной разработки суставов, который применяется для предотвращения осложнений, связанных с длительной иммобилизацией суставов. Чаще всего на тренажере занимаются люди после переломов, протезирования суставов и при контрактурах различного происхождения.

увеличение изображения на сайте

Имитатор опорной нагрузки “Корвит” имитирует фазу опоры в цикле шага за счет механического давления воздухом, благодаря чему активируются клетки головного и спинного мозга, ответственных за ходьбу. В течение курса терапии на корвите активируются зоны головного мозга, отвечающие за ходьбу, нормализуется мышечный тонус в ногах, нормализуется венозная система.

увеличение изображения на сайте

Pablo (Пабло) — аппарат для коррекции нарушений крупной и мелкой моторики мышц верхних и нижних конечностей. Помимо этого, тренажер позволяет производить оценку функциональных возможностей в начале и в процессе лечения, осуществлять тренировки при помощи интерактивных программ.

увеличение изображения на сайте

Тренажер RT-600 — аппарат для роботизированной терапии нижних конечностей, обеспечивающий одновременную функциональную электростимуляцию нижних конечностей в режиме ходьбы. Благодаря автоматизированной подвесной системе, терапию можно проводить у пациентов, которые лишены возможности вертикализации и ходьбы. Тренировки проводятся со строгим соблюдением дозировки времени пребывания за аппаратурой, установленной для каждого возраста в соответствии с научно-обоснованными медицинскими рекомендациями.

Индивидуальная программа

Экспертной комиссией, наряду с выдачей заключения о присвоении инвалидности, проводится составление ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации). Порядок ее разработки и реализации прописан в Приказе Минтруда РФ №486н от 13.06.2017 года.

В программе представлена информация о ребенке, заболевании, группе инвалидности, степени ограничений. Образец первого листа представлен на фото.

Читайте также:
Договор об осуществлении ухода

ИПРА

В документ включены объемы, виды, сроки выполнения реабилитационных мер. Обязательны мероприятия медицинской, физической, психолого-педагогической, социальной направленности. Программа предполагает патронаж семьи, консультирование ее членов.

Согласно ИПР осуществляется помощь в подборе образовательного учреждения для ребенка, предоставлении технических средств, проведении социально-адаптационной и коррекционной работы.

Программа разрабатывается на срок установленной инвалидности.

Реализацией предписанных ребенку мер занимаются органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, образования, социальной защиты, содействия занятости, физкультуры. За обеспечение техническими средствами отвечает региональное отделение фонда соцстраха РФ. Выписку из ИПРА в указанные инстанции направляет экспертная комиссия.

Заключение

Правительство государства оказывает разностороннюю поддержку для недееспособных детей. Специальные медико-экспертные комиссии разрабатывают индивидуальные программы реабилитации для каждого ребёнка с инвалидностью.

p, blockquote 41,0,0,0,0 –>

Реализовывать её можно как дома, так и в условиях специализированных центров. В любом из случаев, основной целью является исправление патологии ребенка и социальная адаптация его в обществе.

Для уточнения всех деталей, обращайтесь к своему лечащему врачу, либо в Управление социальной защиты населения.

В статье обосновывается необходимость повышения квалификации врачей-педиатров в сфере психологии общения с пациентами детского возраста и их родителями в соответствии с Концепцией непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации. Определяются направления психолого-педагогической подготовки специалистов в педиатрии и формы реализации с учетом компетентностного подхода.

Реабилитация детей-инвалидов в специализированных центрах

Правительством государства были созданы специальные учреждения, в которых несовершеннолетние инвалиды могут пройти весь комплекс мероприятий по каждому из направлений реабилитации.

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

Огромную роль грает психологическая поддержка со стороны семьи ребенка с инвалидностью. Родителей консультируют по методикам обучения и воспитания таких детей. Недееспособного ребенка максимально привлекают к участию в общественной жизни и формируют социальную среду.

Главными задачами специальных центров является проведение социальных мер по адаптации детей-инвалидов в обществе, восстановление из здоровья и создание круга общения для недееспособных.

p, blockquote 30,0,0,0,0 –>

Главным преимуществом таких центров является то, что его сотрудники – это профессиональные врачи, тренеры, педагоги и психологи.

p, blockquote 31,0,0,1,0 –>

При содействии каждого из специалистов, разрабатывается специальная методика реабилитации для каждого ребёнка с инвалидностью.

В зданиях специализированных центров проводятся специальные культурно-массовые, спортивные и просветительские мероприятия.

p, blockquote 33,0,0,0,0 –>

Для наиболее комфортной социальной адаптации, сотрудниками центра к участию в них привлекаются не только дети-инвалиды, но и их родители, а также дети, не имеющие ограничений по здоровью. Такие меры помогают недееспособным детям не чувствовать себя обделенными, по сравнению с полностью здоровыми людьми.

Динамика-дете-инвалидов-проживающих-в-России

Динамика детей инвалидов проживающих в России h3 1,0,0,0,0 –>

В домашних условиях

Большинство родителей отдает предпочтение проведению восстановительных мероприятий дома. Прежде чем их проводить, родители должны проконсультироваться с лечащим врачом, психотерапевтом, педагогом и неврологом.

p, blockquote 35,0,0,0,0 –>

Каждый из специалистов полностью обследует ребёнка с инвалидностью, оценивает его физические и интеллектуальные способности и ограниченность, а также степень развития моторики. Только после прохождения всех специалистов, медико-социальная комиссия разрабатывает комплекс реабилитационных мероприятий.

Большинство из заданий, которые выполняются на первоначальном этапе, применяются в процессе повседневных действий по учету за ребенком.

p, blockquote 37,0,0,0,0 –>

Основными заданиями являются:

Для получения наибольшей пользы от домашней реабилитации, родителям следует придерживаться определённых принципов, что перечислены ниже:

  • Предоставляйте для ребенка небольшие задания, которые он сможет осилить;
  • Чередуйте различные виды деятельности, что помогут избежать монотонности;
  • Смешивайте разные работы, требующие от ребёнка некоторых усилий для освоения, с уже пройденными и изученными заданиями;
  • В обязательном порядке, применять упражнения, что поспособствуют развитию уже имеющихся навыков;
  • Всячески поощрять ребёнка за его достижения, привлекая к этому всех членов семьи;
  • Регулярно составлять план мероприятий совместно с педагогом, на несколько недель вперёд.
Ссылка на основную публикацию