Приватизация нежилого помещения в жилом доме

Инициатором приватизации может быть физическое лицо (предприниматель, бизнесмен) или юридическое лицо (организация: ООО, ОАО, АО). Соискателю предстоит пройти несколько инстанций и зарегистрировать право собственности в Росреестре.

Приватизация нежилых помещений в жилом доме

Приватизировать можно как жилую недвижимость, так и нежилые помещения. Приватизация нежилых помещений — это долгий и затратный процесс. Кроме того, высока вероятность отказа в приватизации нежилых помещений в жилом доме. Негативных последствий можно избежать, если вы обратитесь за помощью к профильному юристу.

Возможность приватизации государственного и муниципального имущества установлена статьей 217 ГК РФ. Под приватизацией в общем смысле понимают преобразование формы государственной или муниципальной собственности частному лицу. По аналогии, приватизация нежилых помещений — это передача нежилой недвижимости в частные руки. Переоформление квартиры или иного жилья — это бесплатная процедура, тогда как передача нежилого помещения проводится исключительно на платной основе.

Помимо приватизации, действующее законодательство допускает куплю-продажу на правах арендатора и выкуп по аукциону таких помещений. Особенности отчуждения на платной основе прописаны в ст. 2 159-ФЗ от 22.07.2008 г. Порядок возмездной приватизации помещений описан в ст. 4 159-ФЗ.

Чтобы понять, какие нежилые помещения в жилом доме можно приватизировать, нужно разобраться в составе нежилого фонда в многоквартирном доме. Помещения подразделяются на места общего пользования (лифт, общий балкон, подвал, лестничная площадка) и на объекты, которые могут использоваться третьими лицами. Переоформить места общего пользования не получится, так как они предназначены для эксплуатации строго по назначению.

Приватизации подлежат только те места, которые могут быть использованы третьими лицами. К таким помещениям относятся нежилые квартиры на первых и цокольных этажах жилых домов. Они переоформляются в нежилое помещение и используются по потребностям своих владельцев — как магазины, офисы, склады, салоны, образовательные центры и иные места социального характера.

Весь состав возможных приватизированных нежилых помещений приведен в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ.

ОП РФ: необходимо разработать алгоритм возврата общего имущества в многоквартирных домах законным собственникам во внесудебном порядке

По закону общее имущество в многоквартирном доме (МКД) принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме (ст. 36 Жилищного кодекса). По решению общего собрания собственников помещений в МКД объекты общей собственности могут быть переданы в пользование иным лицам, но только в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, осуществляется при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”; далее – закон о регистрации недвижимости).

Однако практика показывает, что общее имущество во многих МКД либо находится в собственности органов власти, причем право собственности зарегистрировано, а объект недвижимости внесен в реестр собственности города, например, либо передано ими третьим лицам (подвалы, к примеру, сдаются в аренду или продаются предпринимателям и т. д.). По данным Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства “ЖКХ Контроль” (далее – НП “ЖКХ Контроль”), помещения, относящиеся к общему имуществу, отчуждены в среднем в 15-20% многоквартирного жилого фонда административных центров субъектов РФ.

Причем такое неправомерное отчуждение имущества имеет место как в домах, изначально находившихся в государственной или муниципальной собственности, квартиры в которых впоследствии были приватизированы, так и в новостройках, для строительства которых привлекаются средства граждан, отметили эксперты в ходе состоявшегося вчера в Общественной палате РФ круглого стола. Хотя законом прямо установлено, что у участника долевой собственности одновременно с правом собственности на объект долевого строительства возникает доля в праве собственности на общее имущество в МКД, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ).

Необходимость исправления сложившейся ситуации подтверждена Правительством РФ – разработка мер по восстановлению законных прав собственников на общее имущество в МКД, в том числе по ранее совершенным сделкам, особенно в случае незаконного отчуждения такого имущества органами власти, включена в качестве одной из задач в Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2022 года.

Вправе ли любой собственник помещения в МКД подать заявление о проведении кадастрового учета земельного участка под домом, узнайте из материала “Земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома” Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, о невозможности принадлежности общего имущества в МКД третьим лицам, не являющимся собственниками помещений в этом доме, говорится в ряде судебных решений. Так, суд отмечал, что нежилые помещения, имеющие признаки общего имущества, которые на момент приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме не были определены как самостоятельный объект недвижимости для использования в целях, не связанных с обслуживанием более чем одной квартиры, даже в случае оформления органами власти права собственности на них и передачи в пользование третьим лицам, подлежат возврату в общедомовое имущество (постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 октября 2016 г. № А40-142132/2015).

Читайте также:
Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Высшие суды указывали, что даже если право собственности на спорное имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с 1 января 2017 года реестр включен в Единый государственный реестр недвижимости), это не означает прекращения права собственности жильцов дома на общее имущество, которое возникает у них в силу закона вне зависимости от регистрации в ЕГРП (Постановление Президиума ВАС РФ от 26 марта 2013 г. № 14828/12, определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 10 февраля 2015 № 91-КГ14-5).

Тем не менее, как отметили в ходе мероприятия представители ТСЖ, далеко не все поданные жильцами МКД к органам власти или третьим лицам иски о прекращении права собственности на общее имущество удовлетворяются судами. К тому же рассмотрение соответствующих дел занимает довольно продолжительное время. Поэтому эксперты считают, что необходимо разработать алгоритм возвращения общедомового имущества законным владельцам во внесудебном порядке.

В некоторых регионах такая практика уже реализуется – благодаря деятельности комиссий или рабочих групп по защите прав собственников помещений в МКД в отношении общего имущества (в настоящее время созданы в 40 регионах страны), рассказал руководитель созданной НП “ЖКХ Контроль” межрегиональной комиссии по контролю обеспечения имущественных прав собственников помещений МКД в муниципальных образованиях и субъектах РФ Андрей Пинчуков. Так, комиссия или рабочая группа выявляет (в том числе по обращениям граждан) в составе государственной или муниципальной собственности помещения, обладающие признаками общего имущества МКД, и направляет в администрацию муниципалитета решение о признании отсутствующим права собственности муниципального образования на соответствующий объект. Администрация, в свою очередь, выносит распоряжение об исключении из реестра ошибочной записи о регистрации права (к примеру, распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 11 февраля 2016 г. № 164-рз) и передает его в соответствующее территориальное подразделение Росреестра. Таким образом в Санкт-Петербурге, например, за текущий год собственникам было возвращено около 300 помещений.

Однако не все управления Росреестра считают возможным изменение записи о госрегистрации права по такому основанию. Как отметила участвовавшая во вчерашнем обсуждении заместитель руководителя Управления методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Росреестра Анна Волынцева, позиция ведомства базируется на норме закона, согласно которой зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5 ст. 1 закона о регистрации недвижимости). Более того, она подчеркнула, что право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, возникает только с момента постановки участка на кадастровый учет. На вопрос о том, почему общее имущество, которое по своему определению предназначено для обслуживания иных помещений в доме, рассматривается Росреестром как самостоятельный объект недвижимости, представитель ведомства не ответила.

В связи с этим эксперты пришли к выводу о том, что нужно не только уточнить статус общего имущества МКД, чтобы он однозначно воспринимался всеми органами власти, в том числе регистратором, но и обязать муниципалитеты провести инвентаризацию данного имущества (технических помещений в самом доме, элементов благоустройства возле дома, а также участков, на которых расположены МКД).

В заключение первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева предложила создать совместную рабочую группу с Минстроем России и Росреестром для разработки мер по решению обсуждаемой проблемы.

Как приватизировать нежилое помещение в многоквартирном доме?

Порядок приватизации, как уже было сказано выше, может несколько отличаться в зависимости от региона, однако в большинстве случаев основные действия схожи друг с другом. Рассмотрим усредненный способ приватизации подобного имущества физическими или юридическими лицами.

Порядок, этапы

  1. Собрать все необходимые документы.
  2. Обратиться в администрацию и написать заявление на приватизацию нежилого помещения.
  3. Получить решение.
  4. Определить стоимость имущества.
  5. Оплатить указанную цену.
  6. Получить постановление о приватизации.
  7. Оформить помещение в собственность.

Процедура

Теперь рассмотрим все действия подробнее. Заявителем может быть как юридическое, так и физическое лицо. Разница заключается только в конкретном перечне документов.

Пример: Для физического лица зачастую достаточно только паспорта. Иногда еще требуют ИНН или СНИЛС, хотя это скорее исключение, чем правило. А вот юридическое лицо, в зависимости от его типа (ИП, ООО, ОАО, ЗАО и так далее) должно предоставлять более обширный набор бумаг. Среди них могут быть протоколы собрания учредителей, доверенности на представителя, паспорт владельца бизнеса, свидетельство регистрации компании и так далее.

Читайте также:
Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним

Формально, наличие договора аренды того нежилого помещения, которое планируется приватизировать – это не обязательное требование. Однако именно те лица, с которыми данный договор заключен (особенно если они уже арендуют помещение более 2 лет) получают преимущественное право приватизации (ст.3, закона 159-ФЗ). Более того, даже если некое третье лицо решит приватизировать ту самую недвижимость, которая сейчас находится в аренде, это будет возможно только при условии расторжения аренды и отказа от приватизации со стороны текущего пользователя.

Пример: Нежилое помещение на первом этаже нежилого дома более двух лет арендует у муниципалитета частный предприниматель для своего магазина продовольственных товаров. В местную администрацию обращается физическое лицо, готовое выкупить/приватизировать данное помещение. Частного предпринимателя ставят об этом в известность. Теперь у него есть выбор: дожидаться окончания действия договор аренды и съезжать или же воспользоваться преимущественным правом и самостоятельно приватизировать помещение.

Собранные документы нужно направить вместе с заявлением в местную администрацию. Сделать это можно лично или по почте. Заявитель, если он не хочет заниматься данным вопросом самостоятельно, может оформить доверенность на представителя, который и будет от его лица заниматься приватизацией.

Следующий этап – получение решения от администрации. Если оно положительное – то никаких проблем нет, можно продолжать процедуру. Если же отрицательное, причем не обоснованное, можно смело обращаться в суд.

Зачастую отказы бывают абсолютно обоснованные и для продолжения процедуры достаточно просто устранить указанные в отказе проблемы. Если же заявитель считает, что отказ был не обоснованным, нужно потребовать его в письменном виде с четким указанием причины. Этот документ понадобиться в суде как основание для подачи иска.

Если же было принято положительное решение, сразу после него уполномоченные органы рассчитывают стоимость объекта на основании существующих данных. Следует учитывать, что цена недвижимости может быть значительно ниже рыночной, однако на абсолютно бесплатное имущество не стоит даже и рассчитывать, раскошелиться все равно придется.

Когда расчет готов, информацию о стоимости передают клиенту для оплаты. Для этого достаточно просто совершить платеж на указанный в справке счет в отделении любого банка. Платить можно как наличным, так и безналичным образом. Администрации важен сам факт, так что обязательно нужно будет забрать квитанцию об оплате и предоставить ее ответственному сотруднику, который и занимается данным вопросом.

После подтверждения оплаты заявитель получает постановление о приватизации, а также акт приема-передачи недвижимости. Этих документов достаточно для обращения в Росреестр для оформления права собственности на новое имущество.

Помещение становится частной собственностью только после того, как будет готово свидетельство о праве на недвижимое имущество, которое выдает Росреестр. Формально, вплоть до этого момента все что угодно может пойти не так, хотя на самом деле – это большая редкость.

Документы

Для приватизации таких помещений нужно подготовить следующие документы:

  • Паспорт заявителя.
  • Учредительные документы (актуально только для юридических лиц).
  • Доверенность на представителя и его паспорт (при необходимости).
  • Выписка из ЕГРН.
  • Техпаспорт БТИ.
  • Договор аренды помещения (при наличии).
  • И заявление на приватизацию (его можно составить на месте или подготовить заранее).

Как уже было сказано выше, каждый регион может устанавливать свои требования к процедуре и документам. Рекомендуется уточнять данный вопрос отдельно. Например, может потребоваться выписка о том, что касательно данного помещения нет задолженности по оплате коммунальных услуг.

Сроки

В среднем, приватизация подобных нежилых помещений занимает около 3-4 месяцев. Из них:

  • Подготовка документов – до 1 месяца.
  • Рассмотрение заявления – до 2-х месяцев.
  • Оформление права собственности – до 1 месяца.

Если же последовал отказ от приватизации, то процедура, с учетом ожидания заседания суда, может растянуться и до полугода.

Стоимость, расходы

Расходы напрямую зависят от того, кто занимается приватизацией. Для физических лиц они меньше, для юридических, соответственно, больше.

Тип документаФизические лица (руб.)Юридические лица (руб.)
Выписка из ЕГРНОт 350От 950
Техпаспорт БТИДо 5000До 5000
Свидетельство о праве собственности200022000

Следует учитывать, что помимо всего указанного придется заплатить непосредственно за саму недвижимость. Вполне вероятно, что стоимость будет существенно ниже рыночной, однако это еще и зависит от того, каким именно образом будет происходить процедура «купли-продажи». Допускается вероятность приватизации посредством аукциона, из-за чего конечная цена может существенно возрасти. Данное актуально, в первую очередь, в тех ситуациях, когда конкретного арендатора нет, не существует ни одного лица с преимущественными правами, а желающих получить в собственность конкретную недвижимость несколько. В такой ситуации правила очень простые: устанавливается минимальная стоимость и каждый участник постепенно повышает цену до тех пор, пока все, кроме одного, откажутся в участии.

Сбор документов

Огромную роль при приватизации нежилого помещения в жилом доме играет оформление пакета документов.

ВАЖНО. Уделите внимание правильному формированию пакета документов, если самостоятельно собираетесь формировать их для подачи в административный орган, а также регистрирующие инстанцию.

  • в первую очередь необходимо приобщить паспорт как свидетельство об удостоверении личности;
  • в ситуации, когда речь идёт о юридическом лице необходимо приложить уставные и учредительные документы, а также паспорт лица, являющегося представителем компании. Должен быть приобщен приказ, который свидетельствует о том, что данное лицо было выбрано представителем;
  • предоставляется заявление, в котором указываются ваши пожелания приватизировать нежилое помещение. Так как скорее всего желание приватизировать недвижимость появилась у вас в результате долгого исполнения договора аренды с администрацией, то необходимо предоставить договор аренды;
  • если же вы решили приватизировать недвижимость без аренды, просто узнав о такой возможности, то этот пункт вы пропускаете;
  • вы должны приобщить кадастровые бумаги, которые получите в соответствующем учреждении, а также запрос на получение услуги;
  • если вы подаете пакет документов в регистрирующий орган, то к нему добавляется Постановление от администрации на передачу объекта недвижимости в вашу будущую собственность.
Читайте также:
Выслуга лет в МВД с 2022 году: 25 лет, последние новости”

✅ Если отказали (аукцион)

Развитие бизнеса в прибыльном месте открывает широкие перспективы для предпринимателя. Поэтому многие бизнесмены не спешат арендовать нежилые помещения. Некоторые сразу выкупают торговую точку. Такой подход принято считать аукционом: обычным и электронным. Порядок и основные нюансы процедуры регламентируются Федеральным законом № 44 от 5 апреля 2013 года.

Аукцион – это торги, которые организует муниципалитет в специально отведенном для этого месте (например, на сайте). Цена на объекты недвижимости определяется заранее, после чего желающие приобрести помещения предлагают свою цену. Кто предложит больше, тот и станет новым собственником объекта.

Основное правило: внесение залога в размере 10% от стоимости нежилого помещения. Победитель аукциона доплачивает оставшуюся сумму, причем без всяких рассрочек – только сразу, наличным или безналичным способом. Остальным залог возвращается обратно.

🔻 Порядок действий

Предпринимателям, которые ни разу не участвовали в аукционе, нужно знать, как проходят торги и каков алгоритм действий. Кстати, помимо обычных торгов допускается электронный аукцион (ФЗ № 223 от 18.07.2011).

Вкратце, аукцион выглядит следующим образом:

  1. Изучите предложения по объекту недвижимости.
  2. Подайте заявку на участие в торгах (на сайте).
  3. Оплатите 10% залог.
  4. Получите право на приобретение нежилого помещения.
  5. Оплатите оставшуюся сумму.
  6. Получите постановление местной администрации.
  7. Зарегистрируйте право собственности в отделении Росреестра.

Основное отличие аукциона от обычного выкупа – цена объекта. На торгах продают за более высокую рыночную стоимость, тогда как арендаторы помещений имеют право на приватизацию по кадастровой цене.

Кстати, если вы хотите приватизировать квартиру – мы подготовили для вас примерные расходы.

🔻 Процедура

Организатором аукциона выступает муниципальное объединение, реже – иной собственник нежилых объектов. Информация о предстоящих торгах публикуется в СМИ и на электронном ресурсе администрации. Участие в аукционе – добровольное, а главным критерием выступает платёжеспособность.

Как уже было отмечено, участники должны иметь при себе полную сумму для выкупа объекта. Продажа нежилого помещения через рассрочку не допускается. Финансовая гарантия выражается и в первоначальном взносе – 10% от рыночной стоимости недвижимости. Сумма фиксируется на счету муниципалитета.

🔻 Документы

Участники аукциона (предприниматели, бизнесмены, юридические лица) готовят пакет документов для участия в публичных торгах.

Список документов:

  • официальная заявка в 2-х экземплярах;
  • письменное заявление на приватизацию нежилого объекта;
  • банковская квитанция о внесении 10% задатка;
  • копия паспорта с предъявлением оригинала (заверяется у нотариуса);
  • копия ИНН (заверяется нотариусом);
  • иные документы.

Предприниматели могут доверить сбор и подачу документов своим представителям. Делегирование полномочий заверяется у нотариуса в виде простой, а чаще генеральной доверенности.

🔻 Сроки

Согласно положениям ФЗ № 44, электронный аукцион проходит на сайте муниципального объединения и длится около часа. Время на обработку предложений от участников – от 10 минут. Итоговый срок проведения аукциона зависит от его характера, а также от числа участников и количества выставленного на торги имущества.

Срок дальнейшей приватизации нежилого объекта совпадает с обычными рамками. Рассмотрение заявки в администрации – от 30 дней. Регистрация права в Росреестре – от 15 рабочих дней.

Расходы

Затраты на приватизацию нежилых помещения связаны с покупкой объектов. Участие в аукционе всегда дороже, нежели приватизация помещения на основании договора аренды (выкуп).

Предприниматель оплачивает стоимость недвижимости + несет расходы по уплате госпошлины (2 000 рублей – физ лицам; 22 000 рублей – юр лицам).

О коммерческих объектах в многоквартирном доме

29 мая 2019 года в России вступили в силу изменения в Жилищный кодекс РФ, касающиеся размещения коммерческих объектов в жилых домах. Закон разрешает организовывать бизнес в специально оборудованных нежилых помещениях многоквартирного дома и даже использовать для профессиональных и предпринимательских целей собственную квартиру. Эксперты Федеральной кадастровой палаты Росреестра разъяснили, какие виды коммерческой деятельности можно вести в многоэтажном жилом доме.

Читайте также:
ВНЖ в России для украинцев в 2022 году

Многоквартирный дом – это здание, большая часть которого отведена под жилые помещения. Во многих домах старой застройки квартиры на первых этажах давно переведены собственниками в разряд нежилых, переоборудованы и функционируют как торговые точки и предприятия сферы услуг. В современных новостройках первые этажи изначально проектируются застройщиками как нежилые – для размещения различных объектов коммерции. Помещения оснащены отдельными входами, витринами, подключены к инженерным системам. Закон позволяет гражданам менять назначение помещения с жилого на нежилое и обратно и устанавливает определенные стандарты для эксплуатации помещения в зависимости от выбранного назначения.

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Российское законодательство допускает использование жилых помещений не только по прямому назначению – для проживания, но также для ведения бизнеса.

Так, согласно статье 17 Жилищного кодекса, профессиональную или индивидуальную предпринимательскую деятельность в жилом помещении могут вести законно проживающие в нем граждане, при условии, что будут соблюдены права других жильцов, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Другими словами, работа предпринимателя не должна доставлять неудобств другим жильцам квартиры, а также соседям по дому, приводить к нарушению санитарных норм и правил техники безопасности при эксплуатации жилого помещения, наносить ущерб инженерному оборудованию или конструкции здания. Вести бизнес в домашних условиях имеют право физические лица, зарегистрировавшиеся как индивидуальные предприниматели или самозанятые. Часто дом и работу таким образом совмещают репетиторы, переводчики, юристы, бухгалтеры, программисты, веб-дизайнеры, портные и т.д. Кроме того, в некоторых квартирах жилых домов все еще действуют малые средства размещения: мини-гостиницы и хостелы.

Возможность оказывать гостиничные услуги в жилых помещениях многоквартирных домов прекратится с момента вступления в силу поправки в Жилищный кодекс, согласно которой «жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг». Таким образом, с 1 октября мини-предприятия гостиничного бизнеса можно будет организовывать только в нежилом фонде.

Действующее законодательство также не препятствует организации в квартире небольшого частного производства, например по изготовлению тортов, фасовке и упаковке товаров, мыловарению. Но рассчитывать на большие объемы выработки не получится: Жилищный кодекс запрещает размещать в жилых помещениях промышленные производства. Таким образом, возможность использования приборов или станков, нарушающих допустимые уровни шума или вибрации и потребляющих большое количество электроэнергии, автоматически исключается.

Другой запрет Жилищного кодекса распространяется на ведение в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

При желании масштабировать бизнес, организовать в многоквартирном доме полноценный офис, бюро, ателье, магазин, кафе-кондитерскую – с вывеской, отдельным входом и штатом сотрудников – предпринимателю придется перебазироваться из квартиры в помещение с назначением «нежилое».

НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Нежилые помещения в многоквартирном доме предназначены только для ведения коммерческой, административной, общественной и другой деятельности и не могут использоваться для временного или постоянного проживания граждан. Как правило, в них располагаются магазины, аптеки, салоны красоты, офисы, медицинские учреждения, детские сады, предприятия коммунально-бытовой сферы и т.д.

Деятельность в нежилом помещении строго ограничена противопожарными, санитарными и градостроительными нормами и не должна приводить к загрязнению воздуха и территории жилой застройки, превышению допустимого уровня шума, создавать угрозу жизни или здоровью жильцов дома. В частности, закон запрещает размещать в жилых домах магазины по продаже москательно-химических товаров, взрывоопасных веществ и материалов, синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин, автомобильных масел.

Под запрет также попадают заведения, работающие после 23 часов, учреждения и магазины ритуальных услуг, склады любого назначения, специализированные рыбные магазины, бани и сауны, прачечные и химчистки, общественные туалеты.

В многоквартирных домах нежилые помещения зачастую располагаются на первых и цокольных этажах. Не запрещено размещать их и выше, но в таком случае находящиеся непосредственно под ними объекты недвижимости тоже должны быть нежилыми. По закону каждый нежилой объект необходимо оснастить отдельным входом, поэтому владельцы квартир на этажах выше первого редко пользуются правом сменить назначение помещения на нежилое: практика показывает, что посещаемость коммерческого объекта во многом зависит от его доступности.

В большинстве случаев в нежилой фонд переводят свои квартиры жильцы первых этажей в типовых многоэтажках, проекты которых не предполагали устройства специальных помещений для ведения бизнеса. Правда, с недавнего времени эта процедура сильно усложнилась. Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», прежде чем обращаться в уполномоченный орган с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, собственник должен заручиться письменным согласием каждого владельца примыкающих к его квартире помещений, а также большинством голосов владельцев жилых и нежилых помещений, расположенных в доме и подъезде.

Закон не имеет обратного действия, но наделяет жильцов правом решать, будет ли открыто очередное коммерческое помещение в их доме. Нововведения, прежде всего, направлены на защиту тех собственников, которые фактически покупали квартиры, соседствующие с «жилыми» первыми этажами, но через время столкнулись с потенциальной возможностью соседствовать с офисом.

Читайте также:
Семьи с детьми получат новое пособие

ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ФИЛИАЛОМ ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 09 (203) дата выхода от 23.09.2019.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Как оформить в собственность нежилое помещение в Подмосковье

Гаражи в Московской области

Государственная регистрация права собственности на нежилое помещение необходима при смене собственника, изменении его личных данных или изменении сведений об объекте недвижимости. Как оформить в собственность нежилую недвижимость в Московской области, читайте в материале портала mosreg.ru.

Зачем оформлять

Подписание документов

Регистрировать право собственности на нежилую (коммерческую) недвижимость необходимо при следующих обстоятельствах:

– покупке, разделе, дарении объекта права;

– перестройке, перепланировке или реконструкции помещения.

Если этого не будет сделано, то в случае возникновения споров будет сложно доказать, кому принадлежит помещение.

Необходимые документы

Документы

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Полный список документов для регистрации права собственности на недвижимость напрямую зависит от конкретной ситуации. Как правило, от будущего собственника требуются:

  • паспорт;
  • заявление на государственную регистрацию права собственности на нежилое помещение;
  • кадастровые выписки;
  • квитанция об оплате госпошлины (государственная пошлина составляет 2000 рублей);
  • договор купли-продажи/ договор уступки права требования/ свидетельство о праве на наследство и т.д.

Уточнить полный список необходимых документов можно в Росреестре, МФЦ, на сайте государственных услуг.

Как оформить

Окно в МФЦ

Источник: ©, пресс-служба администрации города Реутов, Ранет Матказин

Обратиться за услугой оформления в собственность нежилого помещения может как гражданин – будущий собственник, так и доверенное лицо. Для этого нужно прийти с заявлением и комплектом документов в отделение МФЦ по месту регистрации недвижимости или подать заявление и документы через портал госуслуг Московской области.

Услуга через сайт госуслуг предоставляется только зарегистрированным на нем гражданам. Если вы не являетесь пользователем портала, сначала пройдите процедуру авторизации.

После успешной регистрации найдите на сайте услугу «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Затем из перечня услуг раздела выберите пункт «Государственная регистрация права собственности на объект нежилого назначения». Перед вами откроется список конкретных оснований:

– регистрация права собственности на гараж,

– на объект, приобретенный в порядке наследования,

– на основании договора о купле-продажи, мены или дарения, и др.

Выберите основание, подходящее для вашего случая. Портал перебросит вас в необходимый раздел, где указан полный список документов, а также то, как и где получить услугу.

Здесь же вы сможете оформить заявление на получение услуги.

При подаче заявления и документов через портал гражданину, в случае одобрения получения услуги, необходимо подойти с оригиналами документов в МФЦ. Уведомление об этом придет в личный кабинет на сайте. Вместе с комплектом документов нужно представить квитанцию об оплате госпошлины по услуге.

Если обнаружится, что представленный пакет документов неполон, или будет найдена ошибка, заявителю откажут в регистрации права собственности. Тогда придется заново готовить пакет необходимых документов и подавать заявление.

Где получить свидетельство

Второй консультационный центр МОБТИ открыли в Красногоске

Второй консультационный центр МОБТИ открыли в Красногоске

Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Красногорск

Срок оформления регистрации права на нежилое недвижимое имущество составляет 12 рабочих дней. Свидетельство о государственной регистрации права или отказ в государственной регистрации получают в МФЦ, который заявитель указал при оформлении услуги через портал или куда подавал документы.

Необходимые документы

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КАДАСТРОГО УЧЕТА И (ИЛИ) РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления , за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (ссылка на форму) и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждены приказом Росреестра от 19.08.2022 № П/0310.

Порядок представления заявления и документов:

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Росреестра от 30.12.2022 № П/0509:

в форме документов на бумажном носителе:

– посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через МФЦ;

– посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

– в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом:

Читайте также:
Ротация кадров — что это: виды и функции, для чего нужна

– с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте .

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.

В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:

подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;

сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;

доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица – представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Документы, прилагаемые к заявлению

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами.

Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. (В случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.)

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Закона № 218-ФЗ).

Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

При этом орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем (статья 25 Закона № 218-ФЗ).

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

    акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
Читайте также:
Примерная форма должностной инструкции товарного кассира

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Требования к документам

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц – без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Если представленные в форме документов на бумажном носителе заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, либо такие документы исполнены карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание, то орган регистрации прав обязан возвратить такие заявление и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения.

Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, а также иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество) представляются в экземпляре-подлиннике. Такие документы с отметкой об их переводе в форму электронного образа документа (за исключением случаев, установленных законом) возвращаются заявителю после завершения процедуры осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вместе с иными подлежащими выдаче документами.

Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав исключительно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

Если документы представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:

  • в форме электронных документов, если Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике, в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки;
  • в форме электронных документов или электронных образов документов (в том числе акты органов государственной власти, акты органов местного самоуправления, а также судебные акты, установившие права на недвижимое имущество).
Читайте также:
Регистрация сделки купли продажи земельного участка

Документы, представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Документы, представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ОБЪЕКТА НЕЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

  • для физических лиц
  • для юридических лиц

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ЗАСТРОЙЩИКА НА ЖИЛОЕ (НЕЖИЛОЕ) ПОМЕЩЕНИЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ПРЕДМЕТОМ ДОГОВОРА УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Приватизация нежилого помещения в жилом доме

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 октября 2022 года N 30237-ОГ/06

[Об общем имуществе собственников помещений в МКД]

Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает следующее.

1. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 не является безусловным основанием для признания нежилых помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) государственной или муниципальной собственностью.

По состоянию на 27.12.1991 единственным собственником всех помещений как жилого, так и нежилого фонда являлась Российская Федерация.

Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 весь жилой и нежилой фонд, за исключением отдельных объектов, оставшихся в федеральной государственной собственности, был передан в собственность муниципальных образований (жилой и нежилой фонд в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге передан в государственную собственность соответствующих городов).

Однако указанные действия произведены не с целью установления бессрочного права собственности муниципалитетов и субъектов РФ на объекты недвижимости, а с целью упрощения дальнейшего перераспределения собственности – в том числе путем приватизации жилых помещений (квартир) из муниципальной (государственной) собственности.

Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 нежилой фонд передан в муниципальную (а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – государственную) собственность совместно с жилым фондом.

При этом необходимо обратить внимание, что согласно статье 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений МКД принадлежит общее имущество, в состав которого входят и нежилые помещения, отвечающие признакам, установленным статьей 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской от 13.08.2006 N 491* (далее – Правила N 491).

* Текст соответствует оригиналу. – Примечание изготовителя базы данных.

Из системного анализа нормативных правовых актов следует, что Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 в муниципальную и государственную собственность переданы:

– помещения из состава нежилого фонда, имеющие самостоятельное назначение;

– помещения в МКД из состава нежилого фонда, входящие в состав общего имущества собственников помещений МКД.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение, а при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

Таким образом, в момент приобретения муниципальными образованиями (и городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом) права собственности на жилой и нежилой фонд согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, соответствующие муниципальные образования (и города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) одновременно приобрели и право собственности на общедомовое имущество в МКД.

Однако в моменты перехода права собственности на отдельные помещения в МКД от муниципальных образований и городов федерального значения к иным лицам (приватизация квартир, покупка нежилых помещений и т.п.), к новым собственникам в силу закона переходили и соответствующие доли в праве собственности на общее имущество в МКД, в том числе на нежилые помещения, входящие в состав общего имущества МКД.

Читайте также:
Закон о реновации - содержание, начало и условия действия

Таким образом, признание права собственности муниципальных образований и городов федерального значения на нежилые помещения в МКД исключительно на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 недопустимы без учета прочих обстоятельств, без исследования наличия или отсутствия признаков отнесения соответствующих нежилых помещений к общему имуществу в МКД.

2. Признание нежилых помещений в МКД общим имуществом собственников помещений в МКД на основании соответствия таких помещений признакам общего имущества, установленным статьей 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил N 491, делает невозможным установление права государственной или муниципальной собственности на указанные нежилые помещения в МКД.

3. В случае, если нежилое помещение в МКД обладает признаками общего имущества, установленным статьей 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил N 491, и при этом в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности на указанное нежилое помещение, то такой факт свидетельствует об отнесении данного нежилого помещения к общему имуществу собственников помещений МКД.

Пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания” установлено: “Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – реестр)”.

4. Если на момент приватизации первой квартиры в МКД нежилое помещение не было выделено для самостоятельного использования, не связанного с обслуживанием дома, а признавалось помещением, предназначенным для использования всеми собственниками помещений МКД, такое нежилое помещение в силу закона относится к общему имуществу в МКД.

Если на момент рассмотрения вопроса определения собственника конкретного нежилого помещения в МКД указанное нежилое помещение используется совместно собственниками помещений дома для целей, определенных пунктами 1-2 части 1 статьи 36 ЖК РФ (“помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий”), находится в фактическом владении собственников помещений (ключи от помещения находятся у уполномоченного собственниками лица, помещение используется в соответствии с определенными собственниками помещений МКД целями), при этом с момента приватизации первой квартиры в МКД и до момента рассмотрения вопроса определения собственника помещения органы местного самоуправления и органы государственной власти фактически не владели, не пользовались и не распоряжались указанным помещением, тогда наличие указанных обстоятельств является подтверждением нахождения рассматриваемого помещения в составе общего имущества собственников помещений в МКД.

5. Раздел IX ЖК РФ называется “Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах” и устанавливает порядок проведения капитального ремонта исключительно общего имущества в МКД.

В частности, пункт 4 части 1 статьи 166 ЖК РФ устанавливает, что к работам по капитальному ремонту общего имущества относится “ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме”.

Согласно статье 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта, предназначенный для финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества, формируется за счет взносов собственников помещений МКД, пеней, доходов, полученных от размещения средств фонда капитального ремонта, средств финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 ЖК РФ, а также кредитных и (или) иных заемных средств.

Таким образом, если за счет средств фонда капитального ремонта проведен капитальный ремонт нежилого помещения или отдельные виды работ по капитальному ремонту (такие как замена дверей, окон, ремонт строительных конструкций и/или инженерного оборудования указанного нежилого помещения), и при этом никаких нарушений в действиях лица, выступающего заказчиком работ по капитальному ремонту общего имущества, не выявлено, в таком случае указанное обстоятельство подтверждает факт отнесения нежилого помещения к общему имуществу собственников помещений МКД.

Необходимо обратить внимание, что согласно статье 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. То есть, в случае нахождения нежилого помещения в собственности отдельного лица, в том числе публично-правового образования, такое лицо обязано самостоятельно обеспечивать ремонт принадлежащего ему помещения.

Если нежилое помещение входит в общее имущество собственников помещений МКД, то ремонт указанного помещения производится за счет средств этих собственников (в том числе за счет взносов на капитальный ремонт).

6. Само по себе отсутствие подписанного от имени собственника нежилого помещения в МКД договора управления не означает отсутствие права собственности другого лица на указанное нежилое помещение.

Читайте также:
Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Если нежилое помещение в МКД содержится за счет средств, вносимых собственниками помещений в МКД в качестве платы за “содержание жилого помещения” лицу, осуществляющему управлению МКД, то такое нежилое помещение признается общим имуществом.

Отказ лица (в том числе публично-правового образования) от обязанности по содержанию конкретного нежилого помещения в МКД может быть обусловлен исключительно отказом от признания права собственности указанного лица на соответствующее нежилое помещение.

7. Общая площадь помещений МКД, находящихся в собственности отдельных лиц, является важнейшим показателем, влияющим и на определение размера платы за содержание жилого помещения, и на определение количества голосов собственников помещений при участии указанных собственников в общих собраниях таких собственников.

Если на протяжении длительного времени какое-либо конкретно определенное нежилое помещение в МКД признавалось и собственниками помещений в данном МКД, и лицами, осуществляющими управление данным МКД, и органами государственного жилищного надзора общим имуществом собственников помещений МКД, при этом площадь указанного помещения никогда не использовалась в расчетах в составе общей площади помещений МКД, находящихся в собственности, то такое обстоятельство (совместно с другими фактами) подтверждает отнесение указанного нежилого помещения к общему имуществу собственников помещений в МКД.

8. Согласно статье 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации исключительно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Следовательно, если нежилое помещение в МКД не является государственной или муниципальной собственностью, то у соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления отсутствует право по распоряжению таким помещением, в том числе по проведению его перепланировки.

Если нежилое помещение в МКД входит в состав общего имущества собственников помещений МКД, то именно собственники помещений в МКД в соответствии с частью 2 статьи 36 ЖК РФ владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Следовательно, ни у органов государственной власти, ни у органов местного самоуправления не имеется законных оснований для проведения по своему усмотрению перепланировки нежилых помещений в МКД, обладающих признаками общего имущества, установленными статьей 36 ЖК РФ, для разделения указанных помещений на несколько помещений с целью отнесения части вновь образованных помещений к общему имуществу собственников помещений МКД и передачи части вновь образованных нежилых помещений, после перепланировки не обладающих признаками общего имущества, в частную, муниципальную или государственную собственность.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заключение: базовые нюансы процедуры

Передача нежилого помещения в собственность является сложной и длительной юридической процедурой. Каждый этап выполнения требует знания правовой базы и тонкостей, которые включает порядок приватизации.

Кроме того, нужно помнить и учитывать такие моменты:

  1. Рекомендуется консультация с юристом на всех этапах процедуры.
  2. В зависимости от того, где и кем осуществляется процедура, меняются условия.
  3. Отнеситесь серьезно к оформлению заявления о намерении приватизации.
  4. Собирая документы на право собственности на нежилое помещение, уточните у уполномоченного лица перечень.
  5. Приватизация нежилого помещения платная процедура, поэтому готовьтесь к возмещению стоимости и оплате государственной пошлины.
  6. Внимательно отнеситесь к оформлению договора купли-продажи, чтобы избежать мошенничества или нарушений.

Несоблюдение одного из поставленных законодательством требований ведет к тому, что процедура начинается с нуля. В худшем случае ее просто нельзя будет повторно провести.

Приватизировать их как минимум нет смысла, так как использовать данные помещения помимо их целевого назначения не получится. К нежилым помещениям многоквартирного дома относят преимущественно помещения на первых этажах, которые используются под магазины, аптеки, салоны и так далее. В большинстве новых, современных домов первый этаж специально выведен в нежилой фонд и предназначен как раз для таких случаев.

Размер госпошлины

Оформление приватизации недвижимого имущества, которое пребывает в недвижимом фонде, как обозначалось выше, осуществляется на платной основе. Заявитель должен внести государственную пошлину.

  • физлицам – 2,5 тыс. рублей;
  • юридическим лицам – 22 тыс.

Кроме этого, существует уплата органам местного самоуправления, которая вносится согласно договору купли-продажи.

Если предполагается участие в аукционе, стоимость объекта оговаривается заранее. Каждый участник обязуется внести для участия 10% от установленной цены объекта. Участник, который победит, вносит оставшуюся сумму. Те, кто остался в проигрыше, получает внесенную сумму в качестве залога для участия.

Ссылка на основную публикацию