Родители обязаны своевременно реагировать на выявленные нарушения и применять все возможные меры для защиты своих несовершеннолетних чад. Для этого они должны прибегать исключительно к законным мерам.
Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание. Дети также имеют право на воспитание своими родителями, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства.
Подавляющее большинство родителей любит своих детей, заботится о них, стараясь хорошо воспитать, привить разнообразные жизненно необходимые навыки и дать наилучшее образование.
При этом, не задумываясь, что они исполняют обязанности родителей в соответствии с требованиями законодательства.
Забота о детях – конституционная обязанность папы и мамы.
Родительские обязанности регламентированы Семейным кодексом Российской Федерации, в котором разъясняется сущность прав и обязанностей родителей в разных жизненных обстоятельствах.
В России органами государственной власти уделяется большое внимание воспитанию молодого поколения, но, несмотря на принимаемые государством меры, вопрос ответственности родителей, осознания ими важности семейных ценностей в воспитании детей остается, по-прежнему, актуальным.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» родители или иные законные представители учеников обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Вместе с тем, родитель обязан не только обеспечить получение детьми общего образования, но и соблюдение ими правил внутреннего распорядка школы, правил проживания детей в интернатах, установленных требований к режиму и порядку занятий в учебном заведении.
Законом также определена обязанность родителей по воспитанию ребенка. Поэтому семья рассматривается как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение детей навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных рамок поведения в социуме, выходить за которые нельзя. Воспитание ребенка – задача непростая, требующая затрат времени, труда, души, но без этого желаемого результата просто не достичь.
Еще одна обязанность, подразумевающая обеспечение не достигших совершеннолетия детей их родителями – содержание детей. Это относится не только к питанию и одежде, но и к игрушкам, лечению, отдыху, образованию в соответствии с возрастными потребностями.
Причем родители обязаны содержать детей до наступления 18-летнего возраста или до того, как их ребенок в силу закона стал эмансипированным (с 16-ти лет).
Большинство семей выполняют свои обязанности по отношению к детям в соответствии с собственными представлениями о воспитании и образовании детей. Поэтому иногда родительские обязанности выполняются ненадлежащим образом. Так, если ребенок не посещает школу, регулярное убегает из дома или совершает противоправные действия, то это серьезно грозит для родителей административно-правовой ответственностью.
Вот конкретный пример. Молодая 30-тилетняя мама В. являлась матерью-одиночкой и растила здорового 10-тилетнего парня. Жизненные обстоятельства сложились таким образом, что у В. не получалось создать крепкую и благополучную семью. В попытках изменить эту ситуацию гражданка В. часто оставляла своего сына одного в квартире. Подобная свобода постепенно привела к тому, что подросток был предоставлен сам себе. Впоследствии это привело к приобщению к «плохой» компании и жалобам на поведение сына В. со стороны жильцов дома, в котором они проживали. Бездействие гражданки В. в плане воспитания, а также в содержании ребенка и предоставлении ему защиты было квалифицировано как административное правонарушение, и на нее наложили административный штраф.
Каковы же правовые последствия ненадлежащего исполнения мамами и папами родительских обязанностей?
Те из родителей, кто ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по отношению к детям, не достигшим 18 лет, подпадают под административное наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Это поначалу предупреждение или, как в указанном примере, наложение штрафа.
Если же неисполнение родительского долга отягощено жестокостью, то наступает уже более серьезная ответственность. В этом случае предусмотрено уголовное наказание в виде очень крупного штрафа, или отработкой обязательного срока до 440 часов, или до 2-х лет исправительных работ либо 3-х лет принудительных работ.
В отдельных ситуациях закон предусматривает даже лишение родителя свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет.
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или иного члена семьи.
Компетентными органами может быть принято решение об ограничении прав родителей, когда имеет место реальная угроза жизни или воспитанию несовершеннолетнего, исходящая от поведения мамы или папы.
Кто же в нашем государстве обеспечивает защиту прав ребенка и его законных интересов?
Прежде всего, это органы опеки и попечительства, которые следят за тем, как родителями исполняется их долг перед своими детьми, которым нет еще 18 лет. Сотрудники органа опеки имеют полномочия не только назначать опекунов, но и решают вопросы устройства несовершеннолетних в образовательные, медицинские и иные организации. В судебных разбирательствах работники органов опеки и попечительства стоят на страже интересов ребенка и имеют решающее право голоса на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, отстаивая их интересы.
Правоохранительные органы также контролируют соблюдение прав ребенка и выявляют очаги неблагополучия, где зачастую находятся дети, оставшиеся без родительского внимания.
Безусловно, большую роль в выявлении неблагополучных семей, где дети подвергаются насилию, не накормлены и не обеспечены самым необходимым, где родители пьют или ведут асоциальный образ жизни, играют общественность и образовательные организации.
Вовремя обратить внимание на такую семью, когда ребенок не успел окончательно потерять интерес к нормальной жизни, могут помочь и детские сады, и школы, и небезразличные соседи, и внимательный участковый полиции.
Профилактические меры могут дать положительные результаты только тогда, когда проблема еще не приобрела необратимый характер, тогда можно обойтись без жестких мер к родителям, отклонившимся от главного курса свой жизни – воспитания и обеспечения детей.
Консультация для родителей «Права и обязанности родителей по ФГОС»
• Не давать ребёнку с собой в детский сад продукты питания, жвачки; следить, чтобы ребёнок не нес в группу опасные для жизни и здоровья предметы.
• Детский сад не отвечает за ювелирные украшения ребёнка, санки, велосипеды, самокаты и игрушки, принесённые по своей инициативе.
• Не приходить за ребёнком в нетрезвом виде.
• Воспитатели группы не имеют права отдавать ребёнка незнакомым людям, а также несовершеннолетним детям.
• Администрация и воспитатели групп имеют право не принять ребёнка в детский сад с долгом по родительской плате.
• В случае необходимости длительного отсутствия написать заявление заведующей и представить соответствующие документы.
• При утреннем приёме передавать ребёнка непосредственно воспитателю группы.
ДОУ. В случае неисполнения родителями (законными представителями) своих обязательств по внесению родительской платы за содержание несовершеннолетнего обучающегося наступает гражданско-правовая ответственность (гл. 25 ГК РФ). Родители-должники возмещают все убытки, понесенные образовательным учреждением.
Статья 18. Дошкольное образование.
1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития. Для этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
3. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные за коном права сторон.
4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям воспитывающим детей дошкольного возраста.
Семейный кодекс Российской Федерации
Глава 12. Права и обязанности родителей
Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей
1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). 2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)
3. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и вы ступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Статья 65. Осуществление родительских прав
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметам основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей останавливается соглашением родителей.
За действия малолетних, не достигших 14-летнего возраста, ответственность несут их родители (законные представители) или организации, под надзором которых находятся дети, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1073 ГК РФ). Ответственность родителей за ущерб, причиненный их ребенком во время нахождения в ДОУ, наступает лишь при условии, что действия ребенка вызваны ненадлежащим осуществлением родительских обязанностей (уклонением от воспитания, нравственного развития и обучения, аморальным, антиобщественным поведением родителей, недопустимыми приемами воспитания и т.
Информировать персонал ДОУ о неявке ребёнка в детский сад, о заболевании ребёнка.
7. Производить оплату за содержание ребёнка не позднее сроков и суммы, определённых учредителем.
8. Своевременно решать вопросы по воспитанию, обучению, лечению и коррекции ребёнка с медицинским и педагогическим персоналом структурного учреждения, Заведующим МДОУ.
9. Оказывать посильную помощь детскому саду в создании условий для воспитательно-образовательного, лечебного и коррекционного процесса.
10. Соблюдать настоящий договор.
РОДИТЕЛЬ имеет право :
1. Получать консультационную помощь специалистов и педагогов МДОУ.
2. Ознакомится с Уставом детского сада и другими документами, регламентирующими организацию воспитательно-образовательного процесса.
3. На соблюдение конфидициальности предоставляемой ими информации.
4. На своевременное информирование о режиме работы детского сада.
5. Достижения воспитанников, грамоты и благодарности ДОУ- ФГОС ДО. – В статье говорится, о том, что Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами — рассматриваются вопросы помощи органов государственной власти и органов местного самоуправления родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Родителей (законных представителей) : — дано объяснение, что родители (законные представители) вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организацию, языки образования.
– Родители могут принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
— присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Здесь же раскрываются вопросы об обязанностях родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся — родители, (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования; — соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.
Консультация для родителей «Речевое развитие в соответствии с ФГОС» Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.
Консультация для родителей «Обязанности родителей в детском саду» Обязанности родителей в детском саду. С того момента, как только ребенок поступает в сад, у родителей появляются права и обязанности в детском.
Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования» Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования Наша жизнь стремительно меняется, и, вполне возможно, вашим детям придется.
Консультация для родителей «Домашние обязанности детей» ГДЕ ТРУД, ТАМ И РАДОСТЬ! Что именно мы,взрослые, хотим получить, воспитывая в детях желание выполнять домашние обязанности? Мы хотим, чтобы.
Консультация для родителей «ФГОС дошкольного образования» Что такое Федеральный Государственный Образовательный стандарт Дошкольного Образования? С 1 января 2014года все дошкольные образовательные.
Консультация для родителей и воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учётом ФГОС» “Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС”. Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания.
Консультация для родителей «Права и обязанности родителей. Обзор Семейного кодекса» Права и обязанности родителей в отношении их несовершеннолетних детей определены Семейным кодексом РФ. Родительские права, предусмотренные.
Консультация для родителей «Права ребенка в семье» «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ» Основные международные документы, касающиеся прав детей. Декларация прав ребенка (1959). Конвенция.
Консультация для родителей «Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?» Зачем нужен ФГОС дошкольного образования? Стандарт для ДОУ – это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование.
Правовая игра для обучающихся с ОВЗ 5–9 классов «Права и обязанности детей» Форма проведения: конкурсная программа Цель: 1. Формирование правовой культуры обучающихся с ОВЗ (нарушениями интеллекта). Ознакомление.
Родительский комитет: для чего он?
Помимо вышеизложенного, родители в детском саду имеют право избирать родительский комитет, а также и самим быть избранными в его члены. Этот орган, в свою очередь, наделен следующими правами:
- контроль условий пребывания детей в учреждении и внесение предложений по их изменению и улучшению;
- контроль качества питания детей;
- контроль качества медицинской помощи воспитанникам в стенах учреждения;
- созывать незапланированные родительские собрания;
- получать отчет от администрации о работе детского сада, в том числе о материальных тратах;
- доводить до сведения компетентных органов информацию о нарушениях прав детей в учреждении;
- привлекать спонсоров для детского сада;
- присутствовать на совещаниях работников детского сада (по предварительному согласованию с администрацией).
Основной обязанностью родительского комитета является оказание помощи работникам детского сада в получении обратной связи от родителей.
Права и обязанности родителей в отношении их несовершеннолетних детей
Большинство прав родителей является в то же самое время и их обязанностью, что с одной стороны подчеркивает ответственность родителей за своих детей, а с другой стороны – гарантирует им то, что именно они, а не кто-то другой, имеет право растить и воспитывать своих детей.
- Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
- Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
- Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
- Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
- Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту из прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
- Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия.
- Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
- Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
- Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей (при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей).
- Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
- Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке. В предоставлении информации может быть отказано только в случае угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя.
уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
- Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав).
- Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.).
- Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором.
Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо согласия опекуна, приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.
Права и обязанности родителей в детском саду
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности родителей по воспитанию детей.
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Важнейшим среди родительских прав и обязанностей является право родителей на воспитание детей. Осуществление этого права одновременно представляет собой обязанность родителей. Воспитание — длительный процесс воздействия на детей. Этот процесс выражается в совершении родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, и в бессознательном воздействии на ребенка, которое происходит постоянно в процессе общения родителей и ребенка, и влияния, которое оказывают на ребенка поведение и пример родителей. Право родителей на воспитание ребенка тесно связано с их обязанностью аналогичного содержания.
Но если содержание права на воспитание отличается предельной краткостью, то иначе обстоит дело с перечнем обязанностей, перечисленных в ст. 63 СК РФ. В их круг входит забота о здоровье ребенка, его физическом развитии, которое во многом зависит от качества питания несовершеннолетнего, чистоты окружающей природной среды и т.п., а также о психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. Такая забота предполагает существование достаточно сложных источников формирования несовершеннолетнего как личности. Один из них заключается в самом родителе, его жизненном кредо, духовных ценностях, которые он хочет передать своим детям. От этого во многом зависит внутренний мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность управлять своими чувствами и т.п. Все это, в конечном счете, определяет духовный, нравственный облик будущего гражданина.
По мере взросления ребенка родители обязаны все более учитывать мнение самого ребенка. Дело в том, что родители не располагают никакими средствами для того, чтобы принудить ребенка следовать их выбору.
Право ребенка на полноценное воспитание и образование может быть реализовано наиболее полно и глубоко в условиях всесторонней заботы о нем как со стороны родителей, так и других родственников, что предполагает необходимость их общения с ребенком. Это соответствует и интересам родственников ребенка, которые могут испытывать потребность в общении с ним (как с внуком, братом, сестрой, племянником и т.д.) в силу родственных чувств и взаимной привязанности. Поэтому п. 1 ст. 67 СК РФ закреплено право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком. Право на общение с ребенком его родственников не только направлено на защиту их взаимных интересов, но и согласуется с другими нормами СК РФ.
Родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В этих целях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка
Родители могут временно поручить воспитание ребенка другим лицам (дедушке, бабушке, няне и т. д.) или отдать ребенка на воспитание в различные детские учреждения (детский сад, ясли, пансионат и т.д.).
Однако при этом они остаются ответственными в полной мере за воспитание и развитие своего ребенка.
Родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения.
Нахождение ребенка у родственников или в детских учреждениях не снимает с родителей обязанности по личному воспитанию ребенка.
Обязанности родителей
Родители (законные представители) обязаны:
– заложить основы интеллектуального, физического, нравственного развития ребёнка в младенческом возрасте;
– выполнять Устав Учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей;
– своевременно оплачивать содержание ребёнка в Учреждении;
– своевременно ставить в известность о возможном отсутствии ребёнка;
– оказывать содействие Учреждению в воспитании, обучении и развитии воспитанника;
– взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребенка, выполнять условия договора с Учреждением.
– посещать общие и групповые собрания.
Права родителей
Родители (законные представители) имеют право:
– защищать законные права и интересы ребенка;
– принимать участие в работе Совета Учреждения;
– вносить предложения по улучшению работы с детьми, в том числе организации дополнительных (платных) образовательных и медицинских услуг;
– присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между Учреждением и родителями;
– консультироваться с педагогическими работниками Учреждения по проблемам воспитания и обучения.
Комментарии к ст. 63 СК РФ
1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.
Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся “с развивающимися способностями ребенка” (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).
Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию .
См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2004. С. 223.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая – в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 – 1075 ГК РФ); семейно-правовая – в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).
Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).
2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).
Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ “Об образовании”, основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ “Об образовании”). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.
Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.
Государство обязано уважать свободу выбора родителями образовательного учреждения и обязывает государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования обеспечить прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня (п. 1.1 ст. 16 Закона РФ “Об образовании”). При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2 ст. 16 Закона РФ “Об образовании”). В период учебы в образовательном учреждении, согласно п. 7 ст. 15 Закона РФ “Об образовании”, родителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
Комментарий к ст. 63 СК РФ
1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание и развитие ребенка. Будучи по своей правовой природе личным неимущественным правом, оно не может переходить по наследству. Одновременно это и обязанность родителей.
Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей, которое предусмотрено и в международных соглашениях. Согласно ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции РФ (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.
Функции по воспитанию осуществляют не только родители, но в силу своих должностных обязанностей и другие лица. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (ред. от 28.12.2016) такие функции осуществляют педагогические, социальные работники, психологи и другие подобного рода специалисты.
Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК РФ (см. комментарий к нему), родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.
Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.
Большие полномочия в реализации процесса воспитания предоставлены законодательству субъектов Федерации. В частности, согласно п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (ред. от 28.12.2016) законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
Право (и соответственно обязанность) по воспитанию своих детей у родителей прекращается в следующих случаях:
по достижении детьми совершеннолетия;
вступления несовершеннолетних детей в брак;
лишения родительских прав;
смерти и объявления гражданина умершим.
2. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен обязанности родителей обеспечить получение детьми общего образования. Статья 28 Конвенции ООН о правах ребенка предусматривает, что государства-участники признают право ребенка на образование и с целью постепенного осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.
В п. 2 комментируемой статьи закреплено право родителей выбирать образовательную организацию, форму получения детьми образования и форму их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, см. также статью 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. Согласно п. 3 указанной статьи родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Закон об образовании в Российской Федерации в ст. 2 определяет общее образование как вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
А в п. 3 ст. 66 этого же Закона сказано, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Нельзя не обратить внимание на то, что Закон об образовании в Российской Федерации не указывает, какое количество лет должен проучиться ребенок, чтобы говорить о наличии среднего общего образования.
В настоящее время ставится вопрос о всеобщем среднем (полном) образовании. Известно, что сотни тысяч детей не получают даже основного общего образования. Причины этому могут быть самыми разнообразными: от банального нежелания учиться до экономических трудностей в семье. К тому же действующее законодательство не содержит механизма принудительного исполнения этой обязанности. Так что, по сути, эта норма носит декларативный характер.
В письме Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 “Об организации получения образования в семейной форме” разъясняется, что “Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Федерального закона общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (ч. 4 ст. 63)”.
Выбор детского учреждения
Закон об обязательном образовании гласит, что детям должна быть предоставлена возможность посещать детский сад, а вот отдавать его туда или нет, это выбор родителей. Некоторые взрослые, по личным соображениям, отказываются отводить своих детей в детский сад, но большая часть граждан желает устроить ребенка в ДОУ, тем более что это позволяет высвободить время и потратить его на работу или иные занятия.
В РФ ДОУ подразделяются на государственные и частные учреждения. Первые предоставляются условно бесплатно, родители оплачивают лишь незначительную часть затрачиваемых на содержание ребенка средств. А вот частные сады стоят недешево, так как включают весь спектр услуг в оплату. Несмотря на огромное количество детсадов, которые имеют коммерческую основу, большая часть детей посещает именно государственные учреждения.
При выборе государственного ДОУ родители могут основываться на его репутации, воспитательском составе и иных характеристиках. Чаще выбор останавливается на тех учреждениях, что находятся в шаговой доступности от дома или работы. Загруженность детсадов не позволяет в последний момент изменить свое решение и отдать малыша в иное учреждение государственного типа. Чтобы получить место в садике, на очередь необходимо стать заблаговременно.
Чем раньше родитель озаботится проблемой выбора и постановки на учет, тем больше у него шансов попасть в выбранный ДОУ.
Права и обязанности родителей – Детский сад Ромашка
Если обязанность семьи это забота о детях, их воспитании и развитии, то обязанность родителей – забота о детях внутри семьи, для этого они наделяются родительскими правами. Если отсутствуют родители, такими правами наделяются иные лица – опекуны (попечители), усыновители, приемные родители. Иногда обязанность по воспитанию берет на себя государство, помещая ребенка в соответствующее государственное учреждение для детей.
Родительские права это обязанности родителей и их права как участников родительских правоотношений. Согласно законодательству РФ родительские права распространяются только до совершеннолетия ребенка (до 18 лет), на время когда он нуждается в необходимой заботе и воспитании.
Кроме того, прекращение родительских прав происходит также при вступлении несовершеннолетних в брак или в случае их эмансипации. Под данным термином понимается объявление несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет, абсолютно дееспособным, то есть он с согласия родителей работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. Ребенок получает статус “эмансипированного” по решению органа опеки и попечительства при согласии обоих родителей или лиц, их заменяющих – приемных родителей, усыновителей, попечителей. При отсутствии согласия родителей – по решению суда.
Суть родительских прав (обязанностей).
Право на воспитание – это предоставление обоим родителям возможности лично воспитывать своих детей. Данное право является приоритетным перед всеми другими лицами. Кроме того, в обязанность родителей входит обеспечение получения детьми основного общего образования (то есть 9 классов общеобразовательной школы), родители имеют право выбирать формы обучения и вид образовательного учреждения для своих детей. Решение данного вопроса предполагает согласованность действий родителей, которые обязаны руководствоваться интересами детей, учитывая, по возможности, их мнение.
Родители обязаны оказывать ребенку помощь в отношениях с третьими лицами, поэтому законодательно за ними закреплено право на представительство. «. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий», – провозглашает закон (ст. 64 Семейного Кодекса РФ). Однако право представлять права и интересы своего ребенка имеет каждый из родителей при условии, если он не лишен родительских прав и обладает дееспособностью для совершения юридических действий.
По согласованию родителей (в каждом конкретном случае) решается, кто именно из родителей должен представлять ребенка. Орган опеки и попечительства решает возможные разногласия или иные случаи. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что интересы родителей и ребенка не совпадают, родители лишаются права представлять интересы ребенка. В подобной ситуации права и интересы детей представляет специально назначенный органом опеки представитель ребенка.
Родители имеют право выбирать способы (средства и методы) воспитания при осуществлении родительских прав, однако при этом п. 1 ст. 63 Семейного Кодекса устанавливает некоторые ограничения. Законом четко определена цель воспитания, а именно — забота о здоровье детей, также как и о физическом, психическом, нравственном и духовном их развитии. Также, запрещено исполнение родительских обязанностей в противоречии с интересами детей. Последние подразумевают, согласно семейному праву, обеспечение детям полноценного воспитания и надлежащих условий их развития.
Согласно ст. 65 Семейного Кодекса РФ «. при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Данное положение вытекает из сущности родительских прав (о них говорилось выше), которые представляют собой не только меру возможного, но и меру должного поведения. Закон предусматривает ответственность родителей, осуществляющих родительские права в ущерб правам и интересам детей.
Правовые последствия ненадлежащего осуществления родительских прав.
При ненадлежащем осуществлении родителями родительских прав (обязанностей) могут возникнуть неблагоприятные семейно- правовые последствия, родители могут быть привлечены к гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности.
Что касается семейно- правовых последствий, то они сводятся к лишению или ограничению родительских прав. Данные меры принимаются судом, прежде всего в целях охраны интересов детей.
В качестве основания для наступления ответственности родителей является ненадлежащий присмотр за детьми и плохое их воспитание. При этом согласно ст. 1073 ГК РФ предполагается вина родителей в причинении несовершеннолетним вреда: по данному закону родители (усыновители) или опекуны отвечают за такой вред, «. если не предоставят веских доказательств, что вред возник не по их вине».
Гражданско- правовая ответственность за вред, причиненный их детьми, сохраняется и за родителями, лишенными родительских прав, если вред был причинен ребенком в срок до трех лет после лишения родительских прав и если причиной поведения ребенка, повлекшей причинение вреда, явилось следствие ненадлежащего осуществления родительских обязанностей (ст. 1075 ГК РФ).
Родители, не выполняющие обязанности по воспитанию и обучению детей, в результате чего дети совершили различные правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности.
Такое неисполнение родительских обязанностей как вовлечение детей в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, или совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом влечет привлечение к уголовной ответственности.
Лишение и ограничение родительских прав.
Лишение родительских прав – это санкция, которая применяется, если физическое, психическое здоровье, духовное и нравственное развитие ребенка подвергаются опасности по причине злостного уклонения от выполнения родителями своих обязанностей, применения ими неправомерных способов осуществления родительских прав или недостойного поведения. Это крайняя мера. К ней прибегают только после того, как попытка помочь неблагополучной семье оказалась безрезультатной, а интересы ребенка — под угрозой. Лишение родительских прав становится неизбежным.
Приведем пример. Одинокая многодетная мать (мать троих детей), систематически прогуливая работу, приходила домой поздно, в нетрезвом состоянии. Дети были предоставлены самим себе, зачастую оставаясь голодными и неухоженными. Мать нередко «веселилась» в компании своих приятелей на глазах у детей, которые были свидетелями драк, скандалов, нецензурной брани. Поначалу матерью занималась комиссия по делам несовершеннолетних: с ней вели беседы, помогли с работой, устроили в детский сад младших детей. Но процесс деградации личности был необратим, попытки вытащить женщину из трясины не имели успеха. Мать не оказывала никакого внимания младшим — даже отвести их в детский сад была не в состоянии, с работы за пьянки была в очередной раз уволена. Старший ребенок — ему 12 лет — забросил школу, начал воровать, связался с наркоманами. В итоге по иску комиссии по делам несовершеннолетних суд лишил мать родительских прав в отношении всех троих детей, поместив их в детские государственные учреждения.
Российское законодательство предусматривает перечень оснований для лишения родителей родительских прав.
Родители (или один из них) лишаются родительских прав, при следующих условиях:
• отказ без уважительных причин взять ребенка из родильного дома, больницы, из других детских учреждений (то есть, по существу фактический отказ от ребенка);
• уклон от исполнения родительских обязанностей (злостное уклонение от уплаты алиментов);
• злоупотребление родительскими правами (препятствие к обучению детей, склонение их к попрошайничеству т.п.);
• наркомания или хронический алкоголизм;
• жестокое обращение с детьми (физическое или психическое насилие над ними, сексуальное домогательство, унижение их человеческих достоинств и т.д.);
• умышленное совершение преступлений против жизни и здоровья своего ребенка.
В статье 70 Семейного Кодекса РФ установлен порядок лишения родительских прав.
Лишение родительских прав возможно только по суду, поскольку оно затрагивает важнейшие права родителей и детей. ГПК РФ установил нормы искового производства таких дел.
Иск о лишении родительских прав могут предъявить суду один из родителей, опекун (попечитель) ребенка, его приемные родители, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, администрация учреждения, в котором ребенок находится на содержании и воспитании (детского дома, дома ребенка и т.п.), иные органы и учреждения, исполняющие обязанности по охране прав несовершеннолетних, а также прокурор.
Родственники ребенка, педагоги школ, детских дошкольных учреждений, соседи и другие граждане, являющиеся свидетелями неправомерного поведения родителей, могут обратиться в органы опеки и попечительства или к прокурору, которые передадут дело в суд.
Дела о лишении родительских прав, как правило, очень непростые. Принятию судом решения обязательно предшествует тщательное исследовать обстоятельств жизни ребенка. Это предполагает наличие специальных знаний и опыта работы с детьми. Поэтому наиболее предпочтительно в данных случаях привлекать к работе органы опеки и попечительства, которые проводят надлежащие обследования (даже если сами являются инициаторами возбуждения дела), дают свое заключение, и их представитель обязательно участвует в рассмотрении дела. Для суда не имеет решающего значения заключение органа опеки и попечительства в вопросе лишения родительских прав, но в случае несогласия с ним он обязан мотивировать его. Обязательным участником судебного процесса о лишении родительских прав является также прокурор.
Последствия лишения родительских прав обозначены в ст. 71 Семейного Кодекса РФ.
Родители (или один из них) утрачивают возможность участвовать в воспитании ребенка и просто контактировать с ним, если лишаются родительских прав. В случае лишения родительских прав одним из родителей ребенок передается на воспитание другому. Если родительских прав лишены оба родителя, ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства, занимающихся его даль¬нейшей судьбой. Либо ребенку назначается опекун или попечитель, либо он передается на воспитание в приемную семью или на усыновление. Ребенок может быть также помещен в детское учреждение, тип которого зависит от возраста, состояния здоровья ребенка и т.д.).
Одновременно с этим суд решает вопрос о возможности дальнейшего совместного проживания родителей при лишении их родительских прав, если они совместно проживают с ребенком, учитывая, однако, правовой режим жилья и конкретные обстоятельства.
В то же время лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своих детей. Поэтому при вынесении решения о лишении родительских прав суд одновременно выносит постановление о взыскании с родителей алиментов на детей. Алименты получает тот, кому на воспитание передадут ребенка (другой родитель, опекун или попечитель, приемные родители). В ином варианте деньги перечисляются на счет того детского учреждения, куда будет помещен ребенок. Руководство данного детского учреждения обязано вести учет этих средств по каждому ребенку в отдельности. По выходе ребенка из стен детского учреждения деньги перечисляются на счет ребенка. Счет открывается на его имя в отделении Сбербанка РФ (ст. 84 Семейного Кодекса РФ).
Следует заметить, что сам ребенок не утрачивает и других прав, основанных на факте родства (право на наследство после смерти родителей, право на получение пенсии по случаю потери кормильца и т.д.).
Лишение родительских прав – бессрочно. В то же время закон предусматривает возможность восстановления родительских прав (ст. 72 Семейного Кодекса РФ), если причины, приведшие к необходимости лишения прав, оказываются устранены. Само восстановление в родительских правах, также как и возврат ребенка родителям, по закону может быть осуществлен только в случае соответствующего решения по заявлению заинтересованного лица. Но для решения вопроса о восстановлении в родительских правах и возврате ребенка недостаточно изменения поведения родителя в лучшую сторону (излечение от алкоголизма и др.). Суду необходимо убедиться, что вынесенное им решение будет отвечать интересам самого ребенка и родители создадут нужные для его жизни и воспитания условия. Кроме того, суд оценивает степень привязанности ребенка к родителю, их взаимоотношения, личные особенности ребенка. По достижении ребенком возраста 10 лет восстановление родителей в родительских правах осуществляется, помимо прочих условий, только с его согласия.
В случае если ребенок был усыновлен и усыновление не отменено в судебном порядке, восстановление в родительских правах не допускается. Закон разрешает усыновление ребенка по истечении шести месяцев после вынесения судом решения о лишении его родителей (либо одного из них) родительских прав. Таким образом, у родителей есть шанс изменить свое поведение, после чего поставить вопрос о восстановлении их в родительских правах.
Ограничение родительских прав заключается в том, что ребенок отбирается от родителей и они утрачивают право на его воспитание (ст. 73 Семейного Кодекса РФ). Такая мера производится в интересах ребенка в случаях, когда родители прекращают проявлять заботу о ребенке, вследствие чего оставлять его с родителями становится опасно.
Ограничение родительских прав производится в судебном порядке. Дела такого рода рассматриваются в судебном порядке с обязательным участием прокурора и органов опеки и попечительства.
Судебный иск имеют право предъявить организации, в обязанность которых входит защита прав несовершеннолетних (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.), близкие родственники и иные лица, имеющие отношение к ребенку (служащие дошкольных, общеобразовательных, медицинских и других учреждений и др.), а также прокурор. Мера по ограничению родительских прав, в отличие от лишения таковых, имеет место в случаях, когда родители ненадлежащим образом осуществляют свои родительские права не по своей вине, а в случае тяжелого заболевания (например психического), либо когда суд считает лишать родительских прав нецелесообразным. В этом случае родители находятся под контролем органов опеки и попечительства в течение шести месяцев. Если по истечении указанного срока поведение родителей не изменяется, соответствующие органы обязаны предъявить иск о лишении родительских прав, который в интересах ребенка может быть предъявлен и до истечения шестимесячного срока.
Последствиями ограничения родительских прав является утрата родителями права на личное воспитание ребенка, но с разрешением видеться с ним, что осуществляется с согласия органов опеки, опекунов, приемных родителей, администрации учреждения и т.д. Если контакты с родителями неблагоприятно отражаются на ребенке, они не допускаются (ст. 75 Семейного Кодекса РФ).
При условии изменения к лучшему обстоятельств, приведших к ограничению родительских прав, по иску родителей возможна отмена ограничения родительских прав. В случае если возвращение ребенка противоречит его интересам, суд имеет право отказать в удовлетворении иска (ст. 76 Семейного Кодекса РФ).
Согласно ст. 77 Семейного Кодекса РФ возможно досудебное немедленное отобрание ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, если есть непосредственная опасность его жизни или здоровью. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки на основании решения органа местного самоуправления.
Воспитатель детского сада, помимо обязанностей, закрепленных за ним Трудовым кодексом и должностной инструкцией, обязан также осуществлять активное взаимодействие с родителями по вопросу воспитания детей. Кроме того, он привлекает их к сотрудничеству с образовательным учреждением и работает с родительским комитетом с целью создания необходимых условий для успешной воспитательно-образовательной деятельности.