Понятие и принципы права международной безопасности

Основой права международной безопасности является система норм международного публичного права, призванных исключить силовые формы разрешения спорных вопросов в отношениях между государствами.

Понятие права международной безопасности

Право международной безопасности – система принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права, в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях; ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют: принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких как: принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба, безопасности государств. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности (схема 24).

Как относительно новая отрасль современного международного права право международной безопасности обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что его принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя таким образом вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Источники права международной безопасности – универсальные договоры (Устав ООН, соглашения в области разоружения), региональные договоры (уставы региональных организаций безопасности, соглашения в области разоружения и т.д.) и двусторонние соглашения (о мире и дружбе, о разоружении и т.д.). Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII).

Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер – главные цели Организации Объединенных Наций (ст. 1). Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, “О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия” (1972 г.) или “Определение агрессии” (1974 г.).

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы:

I. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся: Договор об Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.) и др.

Схема 24. Право международной безопасности

II. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это – Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.).

III. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Таковы – Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.).

IV. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это – Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 гг.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), Обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.) и др.

Среди источников права международной безопасности особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), вплоть до Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, принятого на Будапештской встрече на высшем уровне государств-участников СБСЕ 5-6 декабря 1994 г. и Хартии европейской безопасности, своего рода “Конституции” для ОБСЕ, принятой в 1999 г. в г. Стамбуле.

Право международной безопасности: понятие, принципы, субъекты и система

В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повы­шение материального уровня жизни людей, свободного развития лично­сти, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.

Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова.

Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информацион­ных, экологических и иных аспектов безопасности.

Международная безопасность в узком смысле включает в себя толь­ко ее военно-политические аспекты.

Читайте также:
Идеальное напольное покрытие для спальной комнаты

Право международной безопасности — отрасль международного пра­ва, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности 1 . Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности.

Источниками права международной безопасности являются между­народный договор, международный обычай, обязательные решения ме­ждународных организаций, прежде всего Совета Безопасности Органи­зации Объединенных Наций.

Основу права международной безопасности составляют общепри­знанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность го­сударств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.

Помимо общепризнанных принципов международного права право международной безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы 2 ,

Специалисты в области международного права к отраслевым прин­ципам права международной безопасности относят следующие.

Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля — небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты гесно взаимосвязаны. При современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты

или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международ­ной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Ор­ганизации Объединенных Наций.

Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предпо­лагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего госу­дарства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение на­циональной безопасности государства — один из приоритетов деятель­ности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспечении и защите прав человека и гражданина. В то же

время каж­дое государство при выработке и осуществлении своей внешней полити­ки, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с другими государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союзников, так и международного сообщества в целом.

В праве международной безопасности длительное время обосновы­вался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип — ненанесения ущер­ба безопасности других государств 1 . Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода па­ритете безопасности.

Однако реальная практика показывает, что данный принцип приме­ним только в отношениях между мощными в военном отношении госу­дарствами, например постоянными членами Совета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не приме­нялся. События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руко­водствуются принципом равной и одинаковой безопасности.

Данный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и полити­ческие системы — социалистическая и капиталистическая. Их олицетво­рением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к на­чалу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государст­ва. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла по­зволить другой стороне вырваться вперед в военном отношении. И это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не

позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров ме­жду ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения ядерного оружия и средств его доставки 1 .

После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользо­ваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же существование принципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической ста­бильности международного соглашения, как Договор по противоракст-ной обороне 1972 г.

Система всеобъемлющей международной безопасности включает в себя широкий комплекс международно-правовых средств обеспе­чения международной безопасности, и в частности:

мирные средства разрешения международных споров;

системы коллективной безопасности (универсальную и регио­нальные);

меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;

неприсоединение и нейтралитет;

Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности.

С точки зрения международного права коллективная безопас­ность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресече­нию актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система международной безопасности оформлена международными догово­рами. Различают универсальную и региональные системы коллектив­ной безопасности.

Читайте также:
Трудовой договор между физическими лицами образец

Источники права международной безопасности.

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Наряду с ним важное место в комплексе источников данной отрасли международного права занимают двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира и международной безопасности. Среди них выделяются следующие категории:

  1. Договоры, сдерживающие гонку вооружений и наращивание оружия массового уничтожения:
    • Договор об Антарктике 1959 года;
    • Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;
    • Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
    • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1970 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1971 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года;
    • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года;
  2. Договоры по вопросам ядерной безопасности:
    • Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1995 года.
  3. Договоры, направленные на поддержание международного мира и безопасности:
    • Определение агрессии 1974 года;
    • Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия 2000 года.
  4. Договоры по борьбе с терроризмом:
    • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года;
    • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года;
    • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года;
    • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;
    • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.

Среди источников права международной безопасности большое значение имеют акты регионального характера, принятые в развитие положений Устава ООН. В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и др.

Право международной безопасности - система коллективной безопасности

Право

1. Понятие и источники международного гуманитарного права. Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гума­нитарным вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией, кон­такты между людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права. Существует две основные подотрасли отрасли международного гуманитарного права: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период во­оруженных конфликтов.

Основными источниками международного гуманитарного права являются многочисленные многосторонние универсальные договоры – конвенции по правам человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными до­кументами. Большинство из них создано в правовой среде, образующейся в рамках универсальной деятельности ООН.

Рекомендательный характер имеют резолюции международных организа­ций и, прежде всего – непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеоб­щая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетер­пимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-политический авторитет многих из резолюций очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, напри­мер, довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декла­рации прав человека превратились в международный обычай.

Другая часть документов в области прав человека – международные дого­воры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе – Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.

Главные международно-правовые акты о правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные группы:

1. Универсальные документы в об­ласти прав человека:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
  • Международный Пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах 1966 г. с Факультативным Протоколом 1986 г.
  • Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с Фа­культативными Протоколами 1976 и 1992 гг.

2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека:

  • Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.).
  • Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г.
  • Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.
  • Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискрими­на­ции 1965 г.

3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов:

  • Конвенция о статусе апатридов 1954 г.
  • Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.
  • Декларация прав ребенка 1959 г.
  • Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г.

К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская кон­венция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав госу­дарств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби. Как правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции. Так, напри­мер, Римская конвенция, касающаяся гражданских и политических прав, устана­вливает больше оснований для ограничения прав человека, чем Международные пакты. Что касается американских конвенций, то они в общих чертах повторяют Римскую конвенцию.

Читайте также:
Бизнес на воздушных шарах: с чего начать, плюсы и минусы

2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве. В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признают в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.

Подавляющее количество прав человека носят универсальный международ­ный характер, однако существуют права человека, которые связаны с националь­ным гражданством (например, политические).

В международно-правовых документах традиционно сохраняется классифи­кация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

1. Гражданские права:

  • право на жизнь;
  • право на неприкосновенность личности;
  • свобода личности;
  • свобода передвижения;
  • равенство перед судом;
  • право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
  • право на безопасность личности;
  • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
  • право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмот­рение дела независимым и беспристрастным судом;
  • право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
  • право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
  • право на свободу совести, мысли и религии и другие.

2. Политические права:

  • право на участие в управлении своей страной;
  • право на равный доступ к государственной службе в своей стране;
  • право на свободу убеждений и свободное выражение их;
  • право на свободу мирных ассоциаций и собраний и другие.

3. Экономические права:

  • право на владение имуществом;
  • право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ре­сурсами и другие.

4. Социальные права:

  • право на труд и свободный выбор профессии;
  • право на равную оплату за равный труд;
  • право свободно создавать профессиональные союзы;
  • право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи­вающее достойное человека существование;
  • право на вступление в брак и создание семьи;
  • право на защиту материнства и детства;
  • право на отдых и досуг;
  • право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);
  • право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инва­лидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к су­ществованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие.

5. Культурные права:

  • право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;
  • право на образование;
  • право на участие в культурной жизни;
  • право на пользование результатами научного прогресса и их практиче­ского применения и другие.

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, нахо­дящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, националь­ной и другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Регио­нальные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широ­кими, конкретными.

Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права, так и носящих морально-политический характер.

3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Международные механизмы и процедуры в области прав человека можно разделить на две группы:

  • консенсусные – основанные на общем согласии участников, преимуще­ственно договорные;
  • неконсенсусные – созданные на основе резолюций международных органи­заций, которые не предполагают единогласия.

Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами (комитеты, группы, и т.д.) и единоличными (специальные докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая мнение соот­ветствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, об­щие или конкретные). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном итоге все зависит от мандата, которым наделен данный орган.

Международные контрольные механизмы в области прав человека бывают универсальными и региональными.

Центральное место в этой области занимает ООН в совокупности своих ор­ганов и организаций. В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всесторон­нее рассмотрение проблем в области прав человека.

Главная роль в этом деле принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Как устанавливает ст.13 Устава ООН, ГА организует исследования и делает рекомендации в целях содей­ствия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав чело­века и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Боль­шая часть вопросов по правам человека предварительно рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы), кото­рый готовит по ним проекты резолюций, принимаемые ГА в конце ее очередной сессии. Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации, Спе­циальный комитет против апартеида и т.д.)

Читайте также:
Как использовать маткапитал на обучение в 2022 году

В рамках Секретариата ООН создан Центр ООН по пра­вам человека (штаб-квартира – в Женеве). В его функции входит координирование деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей си­стемы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН, ко­торый с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного Комиссара ООН по правам человека. Центр по правам человека – постоянно действующий орган, который в качестве одной из важнейших целей для себя поставил увеличение потока обмена информацией по проблемам прав человека.

Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положе­ний.

  • Комитет по правам человека создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он рассматривает предоставляемые государствами-участниками Пакта доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в нем.
  • Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискримина­ции, созданный на основании ст.8 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Государства-участники Конвенции представляют на рассмотрение Комитета доклады о принятых законодательных, судебных, административных и других ме­рах, с помощью которых реализуются положения конвенции.
  • Комитет против пыток предусмотрен Конвен­цией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин­ство видов обращения и наказания 1984 г.
  • Комитет по правам ребенка предусмотрен Кон­венцией о правах ребенка 1989 г.

Из региональных контрольных механизмов в области прав человека, прежде всего, необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и Евро­пейский суд по правам человека, созданный в соответствии с положениями Евро­пейской конвенции прав и основных свобод человека 1950 г. (ст.19).

Право международной безопасности

Право международной безопасности — это одна из отраслей международного права, под которой понимают систему принципов и норм, направленных на регулирование военно-политических отношений между государствами для обеспечения мира и международной безопасности.

Если говорить об источниках правах международной безопасности, то в качестве таких источников можно рассматривать международный договор, обычный, принятые и обязательные к исполнению решения различного рода международных сообществ, например, Совета ООН.

На современном этапе развития базу права международной безопасности составляют принципы современного международного права, которые являются общепризнанными, в том числе:

  • Неприменение в ходе международных отношений силы или угрозы силы;
  • Обеспечение территориальной ценности границ государств, а также их нерушимости;
  • Невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров как на мировом уровне, так и на региональном;
  • сотрудничество между государствами.

Кроме общепризнанных принципов право международной безопасности характеризуется также и собственными, отраслевыми принципами. Специалисты в данной сфере на сегодняшний день среди отраслевых принципов выделяют следующие:

  • Принцип неделимости, в рамках которого подразумевают, что в XXI в. мир, как никогда ранее, является неделимым. Государства нашей планеты тесно связаны между собой. Так, любые кризисные ситуации, возникшие в одной части земного шара, например, природные катастрофы, вооруженные конфликты в тот же момент начнут оказывать негативное влияние и в других его частях. В связи этим на современном этапе развития государства ставят перед собой задачу постоянного совершенствования универсальной системы международной безопасности, базирующейся на положениях Устава ООН;
  • Принцип не нанесения ущерба безопасности прочих государств подразумевает осуществление такой внешней политики, которая максимально учитывает безопасность не только своего государства, но и в целом международного сообщества. Конечно, обеспечение национальной безопасности на сегодняшний день остается одним из важнейших приоритетов деятельности руководства любого государства, однако, любое государство при разработке и проведении внешней политики, реализации военно-политических и военно-технических связей с другими странами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союзников, так и мирового сообщества в целом.

Довольно продолжительное время в праве международной безопасности использовался принцип равной и одинаковой безопасности, который в большей степени конкретизировал принцип не нанесения ущерба безопасности прочих стран. В рамках данного принципа подразумевается, что государство должно обеспечивать собственную безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности прочих стран. Этот принцип был сформирован в период, когда на международной арене можно было наблюдать сотрудничество между основными политико-экономическими системами – социалистической и капиталистической. Олицетворением этих систем были СССР и США, которые к началу 70-х годов XX века считались сверхдержавами. В этом время между двумя этими странами был достигнут стратегический паритет.

Читайте также:
Доказательственная функция задатка

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от

§ 39. Понятие и источники гражданского права Самыми массовыми, повторяющимися правовыми отношениями, в которые вступает человек, являются отношения по поводу имущества.Гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные, а также

Коллективная безопасность: понятие, виды. Система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом оон.

Коллективная безопасностьпредставляет собой систему совместных действий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии. В международном праве выделяют 2 вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональные.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности (СКБ) в форме ООН. Система коллективных мероприятий, предусмотренных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, включает:

– меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п.2 ст.2 Устава);

– меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

– меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

– меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

– принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41 гл. VII), а также связанные с их использованием (ст. 42).

СКБ ООН выполняет две основные функции:

превентивную – направленную на предупреждение угрозы международному миру и безопасности;

принудительную – направленную на восстановление международного мира и безопасности.

Субъектами механизма коллективной безопасности ООН являются: государства-члены ООН, органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Генеральный секретарь, а также региональные международные организации в силу гл.VIIIУстава ООН. Компетенция каждого субъекта строго разграничена.

Совет Безопасности – главный орган ООН, ответственный за поддержание международного мира и безопасности. Именно Совет Безопасности осуществляет и превентивную и карательную функции системы коллективной безопасности ООН.

Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, чтобы определить, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34 Устава ООН).

В любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности, или ситуации подобного характера, Совет Безопасности может рекомендовать государствам надлежащую процедуру или методы урегулирования, перечисленные в ст. 33 Устава. Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в этой статье средств, и Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора в действительности может угрожать поддержанию мира и безопасности, он вправе сам определить условия разрешения спора. Решения Совета на данном этапе носят рекомендательныйхарактер.

Если с помощью указанных средств и мер спор разрешен не был, либо уже существует угроза миру или безопасности или он уже нарушен, Совет Безопасности должен квалифицировать ситуацию, т.е. определить, с чем он имеет дело: угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии. В зависимости от этого он решает, какие меры следует предпринять по ст. 41 и 42 Устава для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Совет Безопасности на этом этапе вправе принять решение о любых временных мерах по ст. 40 Устава для предотвращения ухудшения ситуации. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.

Если предыдущие меры, предпринятые Советом Безопасности, не привели к позитивным результатам, либо Совет решил, что он имеет дело с нарушением мира или актом агрессии, он вправе перейти к принудительным мерам:

– не связанным с использованием вооруженных сил по ст. 41 (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений);

– связанным с использованием вооруженных сил по ст. 42 , если Совет сочтет что меры, предусмотренные в ст. 41 могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными.

Ст. 43 Устава определяет порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимые вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода на основе особого соглашения (соглашений), заключаемых Советом с государствами-членами ООН с их последующей ратификацией. Такие соглашения заключаются по требованию Совета, которое носит характер решения. Руководство Вооруженными силами согласно ст. 47 Устава осуществляет Военно-Штабной Комитет при Совете Безопасности, в который входят начальники штабов постоянных членов Совета или их представители. Однако ни ст.43, ни ст. 47 так и не были введены в действие из-за разногласий между постоянными членами Совета Безопасности на протяжении всего периода его существования. Это привело к фактическому прекращению деятельности ВШК с 1947 года, к отсутствию у Совета Безопасности подчиненных ему вооруженных сил и, как следствие, к внеуставной практике ООН в области создания и применения вооруженных сил.

Примером такой практики является создание многонациональных сил под флагом ООН и проведение операций по поддержанию мира.

Читайте также:
Извещение о проведении запроса котировок — образец

Новое международное право в области защиты и безопасности

Бертран Рамчаран является приглашенным профессором международного права в Лундском университете, Швеция. Ранее он занимал различные должности в Организации Объединенных Наций, включая должность исполняющего обязанности Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека с 2003 по 2004 год.

Мир радикально меняется, и международное право должно меняться вместе с ним. В рамках существующего международного порядка доминирующую роль по-прежнему играют суверенные государства, а решающим аргументом остается сила. Международным организациям, как и прежде, приходится действовать в рамках своих мандатов, находясь при этом под влиянием могущественных государств или же групп, имеющих большинство голосов. И тем не менее налицо возможности для проведения структурных преобразований содержания и процедур международного права будущего, призванного стать международным правом защиты и безопасности. Приверженность этому праву будет одной из основных задач, в первую очередь, Организации Объединенных Наций.

Меняющаяся природа угроз международной безопасности

В третьем издании книги «The Charter of the United Nations: A Commentary» («Устав Организации Объединенных Наций: Комментарий») под редакцией Бруно Зиммы и других авторов последние ссылаются на доклад бывшего Генерального секретаря Кофи Аннана под названием «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех», отмечая, что «угрозы для мира и безопасности в XXI веке включают не только международные войны и конфликты, но и насилие против гражданского населения, организованную преступность, терроризм и оружие массового уничтожения. В их число входят также нищета, смертоносные инфекционные заболевания и деградация окружающей среды, поскольку эти явления могут иметь не менее катастрофические последствия. Все эти угрозы могут вести к гибели людей или уменьшению их шансов на выживание на значительных пространствах. Все они могут подорвать государство как основную единицу международной системы» 1 .

Далее авторы указывают, что понятие «международная безопасность», в свою очередь, подразумевает «такую трансформацию международных отношений, при которой каждое государство имело бы гарантию нерушимости мира или как минимум того, что любое нарушение мира будет ограниченным по своим последствиям. Международная безопасность подразумевает право каждого государства прибегнуть к любой соответствующей системе безопасности, а также юридическое обязательство каждого государства поддерживать такие системы». Авторы добавляют, что, как заявила Генеральная Ассамблея, «национальная и международная безопасность становятся все более взаимосвязанными, что, в свою очередь, определяет необходимость того, чтобы государства применяли всесторонний и основанный на сотрудничестве подход к проблеме международной безопасности» 2 .

Авторы отмечают: «Концепция международной безопасности традиционно рассматривалась прежде всего как одна из проблем государственной безопасности. Однако в последние годы сформировалась дополнительная концепция, а именно концепция безопасности человека, которая признает, что угрозы могут не только исходить от государств и негосударственных субъектов, но и направляться против безопасности как государств, так и народов» 3 .

Далее авторы указали, что «усилия по содействию и обеспечению международной безопасности могут принимать форму различных политических шагов и мер, о двух из которых говорится в пункте 1 [статьи 1 Устава]; имеются в виду меры коллективной безопасности, а также улаживание или разрешение международных споров… Опасность для международного мира и безопасности может возникнуть не только в результате актов агрессии, но и любой другой угрозы миру» 4 .

Какое значение для будущего международного правопорядка имеют видоизменяющиеся угрозы международной безопасности? Ник Батлер из Института политики Королевского колледжа в Лондоне рассматривал эти вопросы в статье «Action on Climate Change Is Self-defence Not Altruism» («Меры по борьбе с изменением климата: не альтруизм, а самозащита»), опубликованной в газете «Файненшл Таймс» 20 октября 2015 года. Он сообщил, что в середине октября 2015 года в Военной школе в Париже военные и гражданские руководители обсудили риски, связанные с изменением климата, а также его последствия для сфер обороны и безопасности в ходе семинара, совместно организованного Сенатом и Министерством обороны Франции. Многие из этих рисков были хорошо известны: возможность опустынивания в некоторых регионах, нехватка воды, приводящая к уменьшению урожаев и дефициту продовольствия, а, с другой стороны, – возможность наводнений и резких скачков температуры воздуха, а также риск распространения болезней и эпидемий по причине загрязнения воды.

Как указывается в этой статье, термин «изменение» климата представляется чрезмерно сглаженным, подразумевая постепенное (в течение десятилетий) и линейное повышение температуры воздуха на 2 градуса Цельсия по сравнению с привычными для нас показателями. Однако более вероятен сценарий, предполагающий «дестабилизацию» климата, то есть беспорядочные скачки в ту или иную сторону. В связи с этим возникает потребность в мерах, которые во Франции называют «обороной от экологических угроз». Меняющийся климат вызовет еще более активную миграцию населения. В эпоху глобальных путешествий и торговли может происходить быстрое распространение эпидемий. «В этих условиях сложно представить себе, как можно сохранить национальную и европейскую безопасность без активных усилий по коренному решению возникающих проблем. Это означает, что европейским странам – а, возможно, и странам других регионов – придется изыскать необходимые кадровые ресурсы и направить серьезные инвестиции в процесс развития, в рамках которого обеспечивалось бы содействие решению каждой из этих проблем, а также создавались бы стимулы для того, чтобы местное население оставалось жить на прежних местах, а не вовлекалось в миграцию» 5 .

Читайте также:
Основания для взыскания не выплаченной премии

Французы, добавляет Батлер, «правы, рассматривая проблемы, которые связаны с изменением климата, не просто как вопросы энергетической политики и охраны окружающей среды, а как важные проблемы обороны и безопасности» 6 .

БУДУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ

За месяц до того, как была опубликована статья Ника Батлера про «оборону от экологических угроз», Королевский астроном Великобритании Мартин Рис написал для «Файненшил таймс» авторскую колонку под названием «Scientists and Politicians Alike Must Rally to Protect Life on Earth» («Ученым и политикам нужно объединиться, чтобы защитить жизнь на Земле») 7 . Автор предупреждает: «Тепловой стресс нанесет наибольший вред тем, у кого нет кондиционера воздуха, неурожай больнее всего ударит по тем, кто уже сейчас с трудом может позволить себе купить продукты питания, экстремальные погодные явления создадут наибольшую опасность для тех, чьи дома плохо защищены… Изменение климата усугубляет катастрофическое уменьшение биологического разнообразия, масштабы которого в конечном итоге могут быть сравнимы с пятью волнами массового вымирания, которые имели место в истории планеты Земля. Мы уничтожаем книгу жизни, не успев ее прочитать… Для того, чтобы вырабатывать мудрую политику, нам требуются самые широкие усилия ученых, экономистов и технических специалистов, а также самые качественные знания, которые только может предложить XXI век. Но для того, чтобы успешно претворять такую политику в жизнь, нам нужны полная отдача со стороны политических лидеров и безоговорочная поддержка со стороны избирателей» 8 .

Второго февраля 2011 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун прочитал в Оксфордском университете четвертую лекцию памяти Сирила Фостера на тему «Защита людей и Организация Объединенных Наций в XXI веке». Он отметил, что «отцы-основатели Организации Объединенных Наций понимали, что суверенитет налагает обязательства, а именно обязательства по обеспечению защиты людей от нужды, войны и репрессий. Когда эти обязательства не выполняются, моральный долг международного сообщества состоит в том, чтобы рассмотреть вопрос о выполнении своей обязанности в отношении принятия мер в интересах защиты людей».

Он признал, что «задача, связанная с обеспечением защиты людей, не является ни простой, ни легкой. Нам не всегда удается достигать успеха. Но нам необходимо вновь и вновь добиваться положительных сдвигов. Это – наша индивидуальная и коллективная обязанность. Такие люди, как я (в качестве Генерального секретаря), а также мировые лидеры несут моральную и политическую обязанность защищать людей». Далее он сказал: «Характер стоящих перед нами проблем изменился, но наша главная обязанность, касающаяся поддержания международного мира и безопасности, осталась прежней. Медленно, но верно, иногда – методом проб и ошибок мы научились использовать те инструменты, которые предоставляет в наше распоряжение Устав, по-новому, приспосабливаясь к меняющимся условиям. В контексте этой эволюции возникла необходимость обеспечить практическую реализацию концепции защиты людей». «Вне всякого сомнения», – признал Генеральный секретарь, – «ООН должна более эффективно выполнять свои обязанности по защите… Самая лучшая форма защиты – это предупредительные меры. Предупредительные меры позволяют сберечь жизни людей, а также сохранить ресурсы» 9 .

«Помимо задач, непосредственно связанных с защитой», – продолжал он, – «Организация Объединенных Наций пыталась принимать меры, связанные с «растущими проявлениями уязвимости». Они, в частности, создают опасность для населения и ослабляют общества, а также порождают такие явления, приводящие к насилию и конфликтам, как нехватка воды, продовольственная нестабильность, коррупция, транснациональная преступность и последствия изменения климата. Во многих случаях нехватка воды, вызванная изменением климата, становится источником конфликтов; речь идет о региональных конфликтах, очень серьезных региональных конфликтах. Поэтому не вызывает удивления, что эти проблемы безопасности человека находят свое отражение в повестке дня в области миростроительства, и в частности в повестке дня Комиссии по миростроительству».

«ООН», – указал он, – «признает, что вопросы защиты людей занимают центральное место среди ее целей и принципов» 10 .

Для того, чтобы справиться с проблемами защиты людей, Организации Объединенных Наций придется коренным образом изменить свои подходы. Это потребует большого мужества. Как отмечал Генри Киссинджер в своей популярной книге «Мировой порядок», «предположение о том, что все страны будут применять одни и те же критерии при выявлении нарушений мира и будут готовы действовать сообща в целях их устранения, не подтверждается историческим опытом… Механизмы коллективной безопасности многократно показывали свою неэффективность в ситуациях, создающих наиболее серьезные угрозы международному миру и безопасности» 11 . Затем он задал следующий вопрос: «Были ли правила и принципы сами по себе международным порядком или же «строительными лесами» на здании геополитического порядка, подразумевающего наличие потенциала более комплексного управления, а точнее – даже требующего такого управления?» 12 .

Читайте также:
Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним

В своих размышлениях Киссинджер не учитывал фактор, связанный с эволюцией проблем международной безопасности и защиты людей. С учетом характера нынешних и будущих угроз международной безопасности, а также проблем международной защиты даже могущественным державам придется признать, что для спасения человечества и среды его обитания потребуются усилия со стороны Организации Объединенных Наций.

Нам необходимо будет воспользоваться возможностями Организации Объединенных Наций как системы поддержания общественного порядка; именно за это выступал ныне покойный Иан Браунлай, который говорил: «Структура Организации Объединенных Наций представляет собой всеобъемлющую систему поддержания общественного порядка. Несмотря на слабые места многостороннего механизма принятия решений, он исходит из того, что Организация имеет монопольное право на применение силы, а также несет главную ответственность за принятие мер принудительного характера в связи с нарушениями мира, угрозами миру и актами агрессии. Индивидуальные государства-члены имеют исключительное право на индивидуальную или коллективную самооборону. В случае с региональными организациями Совет Безопасности при некоторых условиях делегирует полномочия по принятию принудительных мер соответствующим организациям.

Принудительные меры могут включать в себя применение силы от имени сообщества в отношении того или иного государства. Вместе с тем сформировалась практика санкционирования миротворческих операций при том условии, что государство, на территории которого планируется проводить такую операцию, дает на нее свое согласие. В последнее время иногда происходило смешение функций, связанных с миротворческой деятельностью, с одной стороны, и принудительными мерами, с другой, что приводило к плачевным результатам» 13 .

Нам необходимо будет преобразовать международное право в право международной безопасности и защиты.

НОВОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ

Основы новое международного права безопасности и защиты уже заложены. Они включают в себя:

  • Полномочия Совета Безопасности в соответствии с главой 7 Устава Организации Объединенных Наций: Совет Безопасности должен превратиться во всемирный орган исполнительной власти.
  • Полномочия Генерального секретаря Организации Объединенных Наций согласно статье 99 Устава: Генеральному секретарю следует более активно подавать Совету Безопасности представления, в том числе юридического характера, в соответствии со статьей 99 Устава и предлагать ему выносить обязательные для исполнения решения в соответствии с главой 7 Устава.
  • Полномочия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, связанные с вынесением рекомендаций, в сочетании с процессом формирования международного обычного права: Генеральный секретарь должен использовать свои годовые доклады Генеральной Ассамблее для привлечения ее внимания к угрозам безопасности человека, а также для представления политики и рекомендаций, которые могли бы на основе широкого консенсуса трансформироваться в нормы международного обычного права.
  • Интерпретационные функции Международного Суда в том, что касается уточнения роли права в деле адаптации к тем условиям, в которых живет современное общество: Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее следует использовать свои полномочия для представления в Международный Суд просьб о вынесении консультативных заключений относительно обязанностей государств, касающихся сотрудничества в целях обеспечения безопасности и защиты человечества и среды его обитания.

Кроме того, существуют условия для реализации деятельности по следующим направлениям:

  • Обнародование руководителями учреждений системы Организации Объединенных Наций информационных сообщений по вопросам безопасности.
  • Публикация Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций по правам человека оповещений по вопросам защиты.
  • Принятие региональными организациями мер в области безопасности и защиты.

Представители научных кругов и специалисты-практики также указали на срочную необходимость прогрессивного развития международного права в ключевых областях. В своей недавно опубликованной книге «An Unfinished Foundation: The United Nations and Global Environmental Governance» («Незаконченный фундамент: Организация Объединенных Наций и глобальное управление природоохранной деятельностью») Кен Конка призывает международное сообщество в срочном порядке принять следующие меры:

  • Предусмотреть конкретное право человека на безопасную и здоровую окружающую среду.
  • Признать ответственность за охрану окружающей среды.
  • Усилить практические аспекты, касающиеся мира и защиты прав, в рамках подхода к вопросам права и развития.
  • Определить обоснованную (и четко очерченную) природоохранную роль Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
  • Использовать возможности для экологического миростроительства.
  • Переосмыслить и укрепить то, что можно было бы назвать «общесистемным подходом» Организации Объединенных Наций к проблемам окружающей среды» 14 .

В каком направлении будет двигаться международное сообщество на пути этого переосмысления международного права в целях решения новых проблем в сфере безопасности и защиты людей? В качестве первого шага Совет Безопасности Организации Объединенных Наций мог бы провести срочные прения по вопросу о необходимости формирования нового международного права безопасности и защиты. Один из дальновидных членов Совета мог бы представить концептуальный документ и выступить с инициативой проведения таких прений.

Примечания

1 Цитируется по Bruno Simma and others, eds., The Charter of the United Nations: A Commentary, vol. I., 3d ed. (Oxford, Oxford University Press, 2012), p.111.

5 Nick Butler, “Action on climate change is self-defence not altruism”, Financial Times, 20 October 2015.

7 Martin Rees, “Scientists and politicians alike must rally to protect life on Earth”, Financial Times, 5 September 2015.

9 Ban Ki-moon, Secretary-General of the United Nations, “Human protection and the 21st century United Nations”, Cyril Foster Lecture at Oxford University, Oxford, United Kingdom, 2 February 2011. С публикацией можно ознакомиться на веб-сайте: http://www.un.org/sg/selected-speeches/statement_full.asp?statID=1064.

Читайте также:
Проверка, сопровождение и регистрация ДДУ в Москве

11 Генри Киссинджер, «Мировой порядок» (Москва, издательство АСТ, 2015 год), стр. 312.

12 Там же, стр. 314.

13 Ian Brownlie, Principles of Public lnternational Law, 6th ed. (Oxford, Oxford University Press, 2003), p.706.

14 Ken Conca, An Unfinished Foundation: The United Nations and Global Environmental Governance (Oxford, Oxford University Press, 2015), p. 14.

Понятие, история развития, принципы и источники права международной безопасности.

Право международной безопасности — это совокупность принципов и норм международного права, направленных на регламентацию международных отношений с целью установления и поддержания всеобщего мира, равной и неделимой безопасности для всех государств и народов в соответствии с общепризнанными принципами международного права.

Право международной безопасности является относи­тельно новой отраслью международного права. Формирова­ние и развитие данной отрасли было обусловлено объектив­ной необходимостью в сотрудничестве государств по вопросам обеспечения мира. Главная задача XXI в. заключается в том, чтобы мировое сообщество должно добиться нового, более глубокого понимания и международно-правового закрепления системы коллективной безопасности, заложенной в Уставе ООН, поскольку только в этом случае система коллективной безопасности будет эффективной и устойчивой.

Основу права международной безопасности составляют общепри­знанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность го­сударств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Помимо общепризнанных принципов международного права право международной безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы.

К отраслевым прин­ципам права международной безопасности относятся следующие:

Принцип всеобщности безопасности означает взаимосвязанность и взаимозависимость различных составляющих безопасности (политических, военных, экономических, социальных, гуманитарных, экологических, информационных аспектов).

Принцип неделимости безопасности предполагает, что безопасность должна быть одинаковой для всех и что безопасность одних государств не должна обеспечиваться за счет безопасности других.

Принцип равной безопасности подразумевает право каждого государства на безопасность и запрет нанесения ущерба безопасности других государств.

Источники:

Основным источником является Ус­тав ООН. Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллектив­ных мер — главные из целей Организации Объединенных На­ций (ст. 1).

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамб­леи, содержащие принципиально новые нормативные положе­ния и ориентированные на конкретизацию предписаний Уста­ва, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, “О неприменении си­лы в международных отношениях и запрещении навечно при­менения ядерного оружия” (1972 г.) или “Определение агрес­сии” (1974 г.).

Важное место в комплексе источников права международ­ной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы,

I. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся Договор об Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного ору­жия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.)

II. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это — Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в кос­мическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Кон­венция о запрещении военного или любого иного враждебно­го использования средств воздействия на природную среду (1977 г.)

III. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Тако­вы — Конвенция о запрещении разработки, производства и на­копления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химиче­ского оружия и его уничтожении (1993 г.)

IV. Договоры, рассчитанные на предотвращение случай­ного (несанкционированного) возникновения войны.

Среди источников права международной безопасности осо­бого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), вплоть до Кодекса поведения, касающегося военно-политиче­ских аспектов безопасности, принятого на Будапештской встрече на высшем уровне государств — участников СБСЕ 5—6 декаб­ря 1994 г.

Понятие и история развития принципы и источники права международной безопасности

Право международной безопасности – это система принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, пресечения актов агрессии, ограничения и сокращения вооружений.

Как и любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права – неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения международных споров, территориальной целостности и нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела государств, разоружения.

Сформировался также и ряд отраслевых принципов: равенства и одинаковой безопасности; неделимости безопасности; ненанесения ущерба безопасности государств.

■ признание каждым государством всеобъемлющего характера международной безопасности, включающей политическую, военную, экономическую и иную безопасность;

■ право каждого государства на безопасность и свободное развитие без вмешательства извне;

■ отказ всех государств от любых действий, которые могли нанести ущерб безопасности других государств;

Читайте также:
Незаконная охота: что это такое, описание и особенности

■ невозможность обеспечения безопасности одного государства за счет безопасности других государств. Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств включает:

■ поэтапное осуществление мер в области разоружения на справедливой и сбалансированной основе, чтобы обеспечить право каждого государства на безопасность на более низком уровне вооруженных сил;

■ недопущение военного преимущества одних государств над другими на любом из этапов процесса разоружения;

■ ненаправленность мер, предпринимаемых с целью обеспечения безопасности, против суверенитета, территориальной целостности и свободы какого-либо государства.

Указанные принципы в совокупности составляют юридическую основу права международной безопасности.

Источники права международной безопасности Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (главы I, VI, VII). Также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, например: “О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия” (1972); “Определение агрессии” (1974).

Важнейшее место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы:

1.Договоры, сдерживающие гонку ядерных и обычных вооружений в пространственном отношении:

■ Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.;

■ Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.;

■ Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) 1967 г.;

■ Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор) 1995 г.;

■ договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств (например, Договор об Антарктике 1958 г.) и др.

2.Договоры, ограничивающие наращивание вооружений и (или) их сокращение в количественном и качественном отношениях:

■ Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. (пока не вступил в силу);

■ Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.;

■ Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. (СНВ-1);

■ Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г. и др.

3.Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и (или) предписывающие их уничтожение:

■ Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 г.;

■ Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.;

■ Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.

4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны:

■ Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США 1971 г.;

■ Соглашение между СССР и Великобританией о предотвращении случайного возникновения ядерной войны 1977 г.;

Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности представляют собой совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов, применяемых государствами индивидуально или коллективно, – это и есть средства обеспечения международной безопасности. К этим средствам относятся:

■ мирные средства разрешения споров,

■ разоружение (сокращение вооружений) и меры по контролю за процессом разоружения,

■ меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения,

■ неприсоединение и нейтралитет,

■ меры по пресечению актов агрессии,

■ нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий,

■ ликвидация иностранных военных баз,

■ меры по укреплению доверия между государствами и др.

Все эти средства являются международно-правовыми, так как они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

© cyberpedia.su 2017-2022 – Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — крупнейшая в мире межправительственная организация, занимающаяся вопросами безопасность. ОБСЕ основана в июле 1973 года. Ее деятельность затрагивает широкий круг проблем, связанных с безопасностью, включая меры контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, защиту меньшинств, демократизацию, обеспечение правопорядка, борьбу с терроризмом и координирование экономической и экологической деятельности. ОБСЕ состоит из 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Ссылка на основную публикацию