Особенности международного розыска по линии Интерпола

По его словам, сам факт нахождения в розыске по линии Интерпола — не приговор. Арест и экстрадицию можно предотвратить.

Вас ищет Интерпол. Что делать?

Не обязательно быть оружейным королём, наркоторговцем или террористом, чтобы на вас положил глаз Интерпол. Вот случай из моей собственной практики.

Предприниматель, занимавшийся изготовлением мебели на заказ, по семейным обстоятельствам решил уехать из России в Азию на ПМЖ. Спустя пару лет совершенно случайно на одном сайте отзывов он обнаружил анонимные комментарии, в которых говорилось: его компания — мошенник. Якобы она принимала оплату за предзаказанную мебель, а саму мебель клиентам не доставляла. Больше того: автор одного из комментариев утверждал, что на нашего героя в России возбуждено уголовное дело за мошенничество в крупном размере, а сам он объявлен в международный розыск по линии Интерпола. Представьте, в каком шоке был предприниматель!

Адвокат подтвердил: Интерпол действительно разыскивает мебельщика для дачи показаний и даже оформил заочный арест. Основание? Мужчина якобы проигнорировал повестку о вызове на допрос, а значит, он злоумышленник и скрывается. По всем правилам ему грозили СИЗО и утомительный процесс экстрадиции с последующими разбирательствами на родине. Самое парадоксальное, что ни прокуратура, ни суд не вникли в состав «преступления» и запустили розыск фактически на автопилоте. Однако, когда адвокат указал на абсурдность обвинений, недоразумение быстро урегулировали: признали розыск незаконным, прекратили дело, бизнесмена реабилитировали.

И подобных случаев за последние несколько лет всё больше. Предприниматели регулярно просят защиты от незаконного объявления в розыск и экстрадиции. В такой ситуации может оказаться любой бизнесмен, который ведёт бизнес или проживает за границей.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

15 июля 2019, 00:00

На сегодняшний день международно-правовое сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства является важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры. Это отдельный институт взаимной помощи, предметом которого является скорейшее расследование преступлений, а главным назначением — обеспечение неотвратимости наказания, борьба с преступностью.

При установлении на территории зарубежных стран лиц, разыскиваемых российскими правоохранительными органами, эффективность экстрадиционных запросов о выдаче этих лиц, напрямую зависит от качества работы органов, инициирующих розыскную работу, т.е на стадии объявления лица в международный розыск.

Международный розыск проводится на территории государств — членов Международной организации уголовной полиции (Интерпол) через посредничество этой организации. Объявление в международный розыск регулируется:

— Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола от 06.10.2006 ( утверждена приказом МВД России № 786, Минюста России № 310, ФСБ России № 470, ФСО России № 454, ФСКН России № 333, ФТС России № 971).

— Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2014 № 636 «О порядке реализации отдельных положений Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России и ФТС России от 06.10.2006 786/310/470/454/333/971».

Основанием для объявления международного розыска является достоверная информация о выезде разыскиваемого (намерении выехать) за пределы России, о наличии связей за пределами РФ. Условиями для объявления и осуществления международного розыска являются следующие: разыскиваемое лицо имеет статус обвиняемого (ст. 47 УПК РФ); обвиняемый объявлен (или одновременно объявляется) в федеральный розыск; разыскиваемый обвиняется в совершении одного или нескольких преступлений средней тяжести, тяжких либо особо тяжких, которые не носят политический, военный, религиозный или расовый характер.

Международный розыск объявляется постановлением органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность на основании уголовно-процессуального решения о розыске. Принимаются меры для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Один экземпляр постановления об объявлении в международный розыск направляется следователю или прокурору для обращения в суд в порядке ч. 5 ст. 108 УПК РФ с целью получения судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствии обвиняемого.

С момента вступления в законную силу решения суда об избрании меры пресечения органы прокуратуры обеспечивают своевременную подготовку и направление в Генеральную прокуратуру Российской Федерации заключения, а также необходимых документов и сведений.

В организации международного розыска может быть отказано в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого он был осужден, не влечет уголовной ответственности.

Добросовестное выполнение международных обязательств не только является принципом международного права, но и служит критерием законности деятельности государств в международных делах, выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка.

Читайте также:
Закон о реновации - содержание, начало и условия действия

Особенности международного розыска по линии Интерпола

Международный розыск является одним из приоритетных направлений сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Сотрудничество между государствами в данной сфере реализуется на основе общепризнанных принципов международного права, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, добровольного выполнения государством взятых обязательств, уважения прав человека.

Международный розыск осуществляется через Международную организацию уголовной полиции (МОУП) — Интерпол. Возможности данной организации позволяют организовать розыск преступников во всемирном масштабе.

Интерпол — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участников в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Интерпол не вмешивается в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (ст. 3 Устава Международной организации уголовной полиции — Интерпола, 1956 г.).

Международный розыск по линии Интерпола проводится при посредничестве НЦБ Интерпола, которое также координирует розыскную деятельность между российскими и зарубежными странами.

Рассмотрим основные направления деятельности Интерпола.

1. Уголовная регистрация лиц в целях раскрытия международных уголовных преступлений, розыска и задержания международных преступников. Она организуется Генеральным секретариатом по специальной методике для идентификации преступников. Идентификационными признаками являются: демографические данные, внешние признаки объекта, способ совершения преступления, особые приметы человека, его привычки, походка, манера поведения и др.

Уголовная регистрация подразделяется на два основных вида: общую и специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках и преступлениях уголовного характера, имеющих международный характер. Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников.

2. Международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление.

3. Международный розыск лиц, пропавших без вести, который проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства — инициатора розыска.

Розыск пропавших без вести чаще всего производится в интересах родственников и начинается проверкой по имеющейся в секретариате картотеке неопознанных трупов. В картотеку заносятся также сведения о неопознанных трупах иностранцев.

4. Международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п.

Данная работа осуществляется в тесном сотрудничестве не только с государствами — членами организации, но и с Международным советом музеев и ЮНЕСКО — инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970).

При этом государства, участвующие в данном сотрудничестве, взяли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства, выявлять факты их купли-продажи, а при пересечении таможенных границ требовать специальные разрешения на их вывоз в другие страны.

На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Данная деятельность на территории России осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола при МВД России. В 2011 г. по линии Интерпола в международном розыске за правоохранительными органами России значилось 1659 обвиняемых и осужденных. Всего в базе Генерального секретариата числилось 68,2 тыс. таких лиц. В настоящее время из числа разыскиваемых по каналам Интерпола преступников 15% составляют лица, обвиняемые в совершении убийства: 19 — в совершении хищения путем мошенничества; 7% — в организации и участии в незаконных формированиях, а также лица, причастные к совершению террористических актов.

Международный розыск проводится, если в результате проведенных ОРМ и следственных действий:

  • получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации;
  • достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
  • получена информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.

Основанием для международного розыска является официальное обращение (запрею) ОВД, направляемое в НЦБ Интерпола в России. Одновременно в запросе относительно розыска преступника за рубежом требуется сообщить: основание розыска, избранную меру пресечения, целесообразность в случае обнаружения разыскиваемого установления контроля за его передвижением, задержания и последующей экстрадиции (выдачи).

Запрос и другие необходимые материалы направляются в НЦБ Интерпола в России по почте, а в случае если необходимы безотлагательные действия, копия запроса может быть передана по факсу с последующим направлением всех материалов по почтовой связи.

Читайте также:
Аренда земель у администрации сельского поселения

Территориальные подразделения уголовного розыска могут осуществлять запросы через НЦБ Интерпола по следующим направлениям: организованная преступность, терроризм, преступления в сфере экономики, преступления против личности, запросы информации о разыскиваемых лицах, преступлениях, связанных с оружием и незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, связанных с автотранспортом, фальшивомонетничеством, подделкой документов и кражей произведений искусства.

В соответствующие филиалы НЦБ Интерпола в рамках взаимодействия направляют документы следующие органы: а) прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры; б) ОВД; в) территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы (региональные пограничные управления, пограничные управления, территориальные отделы, пограничные отряды, отдельные отряды пограничного контроля, отдельные контрольно-пропускные пункты); г) оперативное управление ФСО России; д) территориальные органы ФСКН России; е) региональные таможенные управления и таможни; ж) территориальные органы ФСИН России; з) главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители.

Обмен информацией между НЦБ Интерпола и взаимодействующими органами осуществляется:

  • по каналам единой сети электросвязи РФ (ЕСЭ России);
  • по каналам мультисервисной телекоммуникационной сети МВД России;
  • по сети почтовой связи РФ;
  • по сети федеральной фельдъегерской связи.

Основанием для розыска иностранных граждан на территории России является официальное обращение правоохранительных органов зарубежных стран, поступающее в компетентные органы России по дипломатическим каналам и каналам Интерпола.

Запросы на проведение ОРМ силами правоохранительных органов иностранных государств в отношении лиц, причастных к совершению преступлений на территории РФ, а также о согласовании комплекса совместных мероприятий должны направляться взаимодействующими органами в НЦБ Интерпола через центральный аппарат федеральных министерств или служб, в системе которых эти органы находятся.

Международные обращения рассматриваются в следующие сроки:

  • немедленно — в течение суток со дня поступления;
  • очень срочно — в течение трех суток;
  • срочно — в течение пяти суток;
  • обычно — в течение десяти суток.

Международный розыск обвиняемых, подсудимых, осужденных, прекращается в связи с достижением цели розыска и по истечении его срока. Срок международного розыска ограничивается одним годом, но может быть при необходимости увеличен путем направления уведомления о его продлении.

Основаниями прекращения международного розыска обвиняемых, подсудимых, осужденных, разыскиваемых с целью ареста и выдачи являются:

  • выдача разыскиваемого иностранным государством либо его осуждение и пребывание в местах лишения свободы другого государства;
  • задержание разыскиваемого на территории РФ;
  • обнаружение на территории РФ трупа, идентифицированного как разыскиваемый, либо получение документально подтвержденных данных о смерти разыскиваемого;
  • прекращение уголовного дела;
  • изменение меры пресечения с заключения под стражу на иную;
  • акт амнистии;
  • истечение одного года после объявления международного розыска.

При наличии оснований для прекращения международного розыска выносится постановление.

В целях эффективного осуществления международного розыска Интерпол ведет уголовную регистрацию лиц с помощью электронно-вычислительной техники и помещает в открытую часть своего сайта в Интернете сведения о лицах, в отношении которых имеются международные уведомления о розыске. В автоматизированных банках данных Генерального секретариата Интерпола имеются сведения о более 47,5 тыс. преступников, разыскиваемых правоохранительными органами стран, входящих в Интерпол.

Начиная с 2000 г. дактилоскопические карты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, объявленных в международный розыск по линии Интерпола, включаются в Федеральный автоматизированный банк данных дактилоскопической информации. Передача дактокарт осуществляется через НЦБ Интерпола. Кроме того, в НЦБ Интерпола при МВД России ведется отдельная база данных «Международный розыск лиц». В ней размешается информация об обвиняемых, осужденных, пропавших без вести лицах, объявленных в розыск по каналам Интерпола российскими правоохранительными органами.

Организационные вопросы сотрудничества и обмена информацией между правоохранительными органами России по линии Интерпола регламентируются межведомственными нормативными актами.

Особенности международного розыска по линии Интерпола

XII. Информационное обеспечение

международного розыска лиц. Общие положения

105. Международный розыск лиц осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

106. В случаях необходимости к проведению оперативно-розыскных мероприятий по задержанию лиц, находящихся в международном розыске, а также участию в проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении разыскиваемых иностранных граждан могут привлекаться в установленном порядке сотрудники НЦБ Интерпола и его филиалов.

Читайте также:
Бухучет - это... Что такое Бухучет?

107. Через НЦБ Интерпола осуществляется розыск:

107.1. Обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

107.2. Осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы или совершивших побег из мест лишения свободы.

107.3. Лиц, пропавших без вести.

108. НЦБ Интерпола обеспечивает взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации и правоохранительных органов иностранных государств – членов Интерпола в ходе осуществления ими международного розыска лиц.

По вопросам, связанным с организацией и осуществлением международного розыска лиц, с НЦБ Интерпола взаимодействуют:

108.1. Подразделения Генерального секретариата, НЦБ Интерпола иностранных государств, представители правоохранительных органов иностранных государств, аккредитованные при дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации.

108.2. Генеральная прокуратура Российской Федерации – по вопросам выдачи (экстрадиции) лиц, объявляемых и объявленных в международный розыск.

108.3. Министерство иностранных дел Российской Федерации и консульские учреждения Российской Федерации на территории иностранных государств.

108.4. Структурные подразделения центральных аппаратов правоохранительных органов Российской Федерации, региональные и территориальные подразделения правоохранительных органов, осуществляющие розыскную работу:

а) подразделения криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ и управлений внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах, филиалы НЦБ Интерпола;

б) территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, оперативные подразделения региональных пограничных управлений, пограничных управлений, территориальных отделов, пограничных отрядов, отдельных отрядов пограничного контроля, отдельных контрольно-пропускных пунктов;

в) региональные таможенные управления и таможни;

г) территориальные органы Федеральной службы исполнения наказаний;

д) оперативные подразделения и территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

108.5. Федеральная миграционная служба.

109. Органы и подразделения, указанные в подпункте 108.4 настоящей Инструкции:

109.1. Подготавливают документы, необходимые для объявления международного розыска лиц, и передают их в НЦБ Интерпола.

109.2. Исполняют в установленные сроки поступившие из НЦБ Интерпола запросы о розыске и проверке лиц.

110. Подразделениями криминальной милиции по субъектам Российской Федерации запросы об объявлении международного розыска лиц направляются в НЦБ Интерпола в обязательном порядке через филиалы НЦБ Интерпола в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. В случае отсутствия в МВД, ГУВД, УВД по соответствующему субъекту Российской Федерации филиала НЦБ Интерпола запросы направляются в НЦБ Интерпола через аппараты уголовного розыска МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

111. Розыскными подразделениями органов внутренних дел на транспорте запросы об объявлении международного розыска лиц направляются в НЦБ Интерпола через соответствующие УВДТ либо через Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России.

112. Розыскными подразделениями органов внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах запросы об объявлении международного розыска лиц направляются в НЦБ Интерпола через Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России.

Процедура объявления в Международный розыск

Сама процедура объявления лица в международный розыск выглядит следующим образом: Генеральная прокуратура передает в бюро Интерпола, находящееся на территории нашего государства, соответствующее поручение о розыске лица. Из государственного бюро поручение поступает в центральное бюро, штаб-квартира которого расположена во Франции в городе Лион. Далее Генеральный секретарь изучает, действительно ли имеются основания для объявления лица в международный розыск. Если по поручению принято положительное решение, то Генсек выносит решение, в связи с которым извещает государств-членов о необходимости организовать розыск того или иного лица.

Доказательства того, что преступник заграницей

Чтобы решение Генсека Интерпола было положительным, нужно, чтобы были основания полагать, что лицо не просто разыскивается на родине, но и скрывается на территории другого государства или государств. А для этого нужно, чтобы национальные правоохранительные органы были уверены и имели фактические доказательства того, что лицо скрылось или прячется от правосудия за пределами государства, есть какие-либо семейные, родственные или дружеские связи с лицами, проживающими или работающими на постоянной основе за границей, лицо намерено скрыться за рубежом, выехав под предлогом деловой или иной поездки.

Интерпол, экстрадиции, розыск активов и другие тренды в работе международного адвоката

Первыми нашими клиентами были крупные украинские и российские бизнесмены, которые вследствие коммерческих конфликтов стали фигурантами уголовных преследований и вынуждены были эмигрировать. Представляя их интересы в международных спорах в таких популярных юрисдикциях как Великобритания, Кипр, Швейцария и Лихтенштейн, постепенно появилась потребность в выработке стратегии защиты в уголовных делах, которые возбуждались с целью оказания давления на бизнес и его собственников. Так, постепенно стали развиваться новые практики как розыск активов, защита при экстрадиции, взаимодействие с Интерполом и помощь в получении политического убежища. В это же время сформировались контакты с ведущими юристами в этой сфере.

Читайте также:
Чего ожидать на суде после 4 лет розыска?

На данный момент большинство наших клиентов – выходцы из постсоветских стран, в основном, из Российской Федерации и Украины. Как правило, это крупные бизнесмены и высокопоставленные чиновники.

Занимаясь адвокатской практикой с 2001 года и работая с различными юрисдикциями, мной, в 2014 году, был получен статус зарегистрированного иностранного адвоката в РФ и в 2015 году – в Польше.

Расскажите, как все происходит, каковы первые шаги?

Существуют различные способы коммуникации с Комиссией по контролю за файлами Интерпола, которая фактически является апелляционным и надзорным органом по отношению к Секретариату Интерпола. Для консультирования в данном вопросе необходимо достаточно скрупулезно изучить Конституцию, Правила и Положения Интерпола, а также Практику решений, вынесенных Комиссией по контролю за файлами. Это достаточно большой пласт документов, от которого не стоит отклоняться при подготовке соответствующих прошений.

Конституция и Правила Интерпола запрещают использовать соответствующие каналы с целью политического, военного, религиозного или расового преследования. Тем не менее, на практике мы часто сталкиваемся со случаями, когда запрашиваемое государство манипулирует информацией и/или прикрывает политическое преследование или бизнес-спор какими-либо надуманными уголовными расследованиями с различной квалификацией.

Инспектируя информацию, направленную в Секретариат организации полицейского сотрудничества или направленную путем рассылки, мы постоянно находим составы преступлений, по которым уже произошла переквалификация, изменен размер ущерба или, того хуже, дело было закрыто или состав преступления декриминализован законодателем.

Все это свидетельствует о том, что перед обжалованием необходимо запросить Комиссию по контролю за файлами Интерпола предоставить имеющуюся информацию. При этом достаточно часто нам удается добиться блокировки файла в отношении наших клиентов. Это касается как розыскных «красных» карт, так и «голубых», которые направлены на установление местонахождения.

Сегодня мы занимаем проактивную позицию и направляем превентивные запросы (preventive request) с целью блокирования попыток рассылки информации о клиенте или внесение ее в базы Интерпола, например, когда нам уже известно об объявлении клиента в национальный или международный розыск. Этот шаг обеспечивает достаточно эффективное противодействие незаконному розыску. Достаточно часто национальные бюро не отягощают себя заполнением форм для красных карт (red notice), а делают рассылку (diffusion notice) по сети Интерпол «i-link». Некоторые клиенты узнают о том, что находятся в розыске Интерпола по отказам в получении визы в США. Если вашу американскую визу аннулировали, это может служить признаком международного розыска.

Обязательно необходимо детально изучать текст подозрения и/или обвинения, документов об аресте и объявлении в международный розыск на их соответствие с текущем периоде с переданной по каналам ИНТЕРПОЛ информацией. Как правило расследования длятся достаточно долго, изменяется позиция следствия, квалификация, основания преследования, однако постоянно менять линию обвинения и информировать об этом международную организацию запрашиваемое государство не имеет возможности и желания — это наша задача, международных адвокатов. Мы указываем не только на недостатки самого расследования, его мотивы, но и на состояние судебной, пенитенциарной системы, прав человека, свободы ведения бизнеса, устоявшихся практик. Для этих целей мы привлекаем ведущие классические университеты и всемирно признанных специалистов по каждой конкретной стране в области права, политики, культуры и социальных отношений. Это, безусловно, обогащает наше понимание и опыт.

На сегодня не все государства Международной организации уголовной полиции взаимодействуют между собой в части выдачи разыскиваемых лиц. Например, граждане России и Украины часто скрываются в США, Великобритании, Турецкой Республике Северного Кипра, ряде карибских стран.

В эпоху открытого обмена данными можно получить доступ к результатам многочисленных исследований по каждой конкретной стране в мире. Кроме этого, проводится анализ прессы, а также высказываний правоохранителей, которые достаточно часто называют преступниками лиц, в отношении которых нет приговора суда. При этом домыслы, предположения и догадки стороны обвинения всегда будут трактоваться против них.

Только подготовив обоснованные аргументы и собрав необходимые доказательства, стоит обжаловать в Комиссию по контролю за файлами внесение лица в соответствующую базу Интерпола.

С конца 2016 года удалось добиться снятия с международного розыска по каналам Интерпола и Европола в десятках кейсов для клиентов, среди которых известные бизнесмены, оппозиционные политики, бывшие чиновники. Во многих случаях это сопровождалось процедурой получения политического убежища или же успешного отказа в экстрадиции в Великобритании, Швейцарии, Испании, Польше, на Кипре и других странах ЕС.

Читайте также:
Меры социальной поддержки семей с детьми

Среди уникальных случаев, работа с «зелеными» картами Интерпола, которые используются некоторыми странами для блокировки въезда на их территорию в случаях, когда лицо не имеет обвинения, но, по мнению отдельной страны, принадлежит к преступной организации и является потенциальным преступником. Есть примеры, когда под разыскиваемое государством лицо и его дату рождения подставляется гражданин другой страны с такой же датой рождения. Человеческая фантазия безгранична и используется как преступниками, так и недобросовестными правоохранителями. Кому-то это ломает судьбы, а для кого-то создаёт возможности.

Безусловно, развитию данной практики предшествовала традиционная судебная и уголовная практики. Наша команда представляла крупные российские банки в Украине в связи с обвинениями в финансировании терроризма, защищала интересы самой известной международной европейской финансовой организации в крупном судебном процессе в Украине, представляли интересы различных банков в связи с крупными взысканиями и разрабатывали алгоритмы судебного обжалования санкций, введенных в отношении ряда российских компаний в Украине и Великобритании, а также механизмы освобождения задержанных в Украине российских судов.

А что бывает с теми, кому не повезло и кого уже задержали?

Бытует распространенное мнение, что граждан ЕС, США или Израиля не выдают их страны. Хочу разочаровать. Речь идет об определенных ограничениях, однако они достаточно общие и установлены Европейской конвенцией об экстрадиции (выдаче). Действительно некоторые страны могут запросить дополнительные гарантии у запрашиваемого государства относительно условий содержания под стражей; не может быть применена мера наказания более строгая, нежели предусмотренная в стране, где лицо было задержано и т.п. Однако, есть и ряд минусов, так, например, лицо с паспортом гражданина ЕС не может попросить политическое убежище, т.к. возникает закономерный вопрос, почему это лицо не защищается в своей стране, которая уже состоит в ЕС.

Есть целый блок вопросов для граждан ЕС и владельцев вида на жительство, которые могут стать помехой для получения политического убежища — это отдельная тема применения Дублинской Конвенции и определения государства, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища.

Еще раз отмечу, что выдача из Израиля, Великобритании и США возможна, как основываясь на принципах взаимности «reciprocity», так и ввиду ряда отработанных правоохранителями трюков в рамках существующих процедур. Например, при задержании «случайно» дыроколом повреждался паспорт и виза (вид на жительство), которые при проверке в участке признаются недействительными и т.п., что влечёт депортацию. К слову, используя принцип взаимности, мы первыми добились признания и исполнения решения английского суда в Украине, которая не имеет договора о правовой помощи в гражданских делах с Великобританией.

Представляя интересы потерпевших в одной из стран СНГ и занимая проактивную позицию, мы смогли передать уголовное дело в США по одному из фигурантов, а другого осудить в Прибалтике путем передачи материалов уголовного дела о похищении бизнесмена в Украине, что также является своего рода уникальным случаем.

Как и в случае с розыском, необходимо изучить является ли преступление таковым в стране, где лицо было задержано — соблюдается ли принцип «double criminality». Такой термин как растрата банально неправильно переводится, а мошенничество может быть в странах английского права предметом как уголовного преследования, так и гражданского спора (criminal vs civil fraud). Совсем недавно, доказав несоблюдение принципа «double criminality», удалось добиться отказа одной «беглой» российской градоначальницы.

При этом не стоит забывать, что экстрадиция это не единственный способ отправить домой разыскиваемое лицо. Не стоит забывать и о депортации, которая наступает для лиц, нелегально прибывших в ту или иную страну или превысивших срок пребывания в ней. Правоохранители будут отслеживать любое лицо, по которому идет кооперация с запрашиваемым государством, и, с удовольствием, обойдутся без экстрадиционного процесса в суде, депортировав разыскиваемое лицо ближайшим рейсом и руководствуясь принципом «нет человека – нет проблемы». Поэтому вопрос законного нахождения и статуса в стране, где обосновались и планируют защищаться клиенты, изучается нами достаточно скрупулёзно.

Юридических аспектов очень много, например, предметом дискуссии является возможность включения срока содержания под стражей при ожидании экстрадиции в срок содержания под стражей. Несмотря на осуждение Европейским судом по правам человека практики длительного содержания под стражей без приговора, сегодня в странах Европейского Союза такой процесс может идти около 5 лет, с учетом всех обжалований. Это свидетельствует о том, что 40-дневные периоды на предоставление документов запрашиваемым государством и рассмотрение вопроса экстрадиции задержанного лица попросту не соблюдаются. Приведу пример: гражданин Израиля был задержан на Кипре по запросу Украины и содержался почти три года под стражей несмотря на то, что Интерпол признал его преследование политически мотивированным. Казалось бы, наднациональная международная организация дала заключение для местного суда, который должен был бы отказать в экстрадиции, однако только благодаря организованному международному давлению и возможному иску в ЕСПЧ удалось освободить политически преследуемого узника. Отмечу, что после смены власти в 2014 году Украина многократно признавалась нарушителем Правил и Положений Интерпола в связи с политическим характером преследований, которые, к большому сожалению, так и не были прекращены новоизбранной властью.

Читайте также:
Компенсация отпуска при сокращении

Расскажите о запросах иностранных правоохранителей, связанных с расследованием источника доходов владельца счета

Все чаще возникают дела по запросам иностранных правоохранителей, связанные с расследованием источника доходов владельца счета. Это достаточно новая категория дел. Мы имеем в своем портфеле уже насколько успешных дел по отстаиванию интересов клиентов, один из которых даже предъявил претензии к прокуратуре в Швейцарии и получил компенсацию за понесенные расходы на швейцарских юристов. Безусловно, это не полное покрытие расходов, т.к. юридическая команда состояла из адвокатов различных юрисдикций. Самое печальное, что во всех случаях, с которыми мы сталкивались, инициатором таких расследований были сотрудники (compliance officer) швейцарских банков. Речь идет не о несоблюдении хваленой банковской тайны, а о прямой сдаче частных клиентов. Как адвокаты мы также добивались блокировки счетов оппонентов в Швейцарии, Лихтенштейне, на Кипре и других юрисдикциях, если обладали соответствующей информацией.

Стоит отметить, что запрашиваемая сторона может достаточно эффективно взаимодействовать со странами – членами Интерпола. Из материалов дел наших клиентов мы можем судить, что правоохранители России и Украины для установления местоположения или владения имуществом часто используют каналы Интерпола и Европола. Интересны, например, случаи проверки информации о незадекларированном чиновниками имуществе. В этой связи мы консультируем даже журналистов и общественных активистов.

Правоохранители используют этот механизм и для расследования экономических и хозяйственных правонарушений. Например, в российской арбитражной практике уже встречаются случаи, когда суды принимают в качестве доказательства наряду с материалы камеральной таможенной проверки, также соглашения и инвойсы, полученные по каналам Интерпола.

Вы упомянули, что занимаетесь розыском активов?

Мы наработали большое количество партнеров и знаем большинство специализированных компаний, которые занимаются от розыска яхт и установления реальных собственников, розыска похищенных людей до цифрового слежения, отслеживания корпоративного структурирования оффшоров, трастов и банковских транзакций. Все это необходимо для борьбы с рейдерством, корпоративным мошенничеством, обманами, сговорами, присвоением имущества, нарушениями договорных отношений, а иногда и семейными спорами.

В юрисдикциях английского права в распоряжении истца имеется широкий спектр различных обеспечительных мер, которые можно эффективно применить к мошенникам. Это и всемирное замораживание активов, позволяющее запретить распоряжаться активами, где бы они не находились; распоряжение о сдаче паспортов; распоряжение о предоставлении информации об активах; распоряжение о предоставление информации; поиск имущества и другие. Это дает возможность без ведома ответчика получить всю необходимую информацию и атаковать его, подкрепившись более серьезными аргументами и доказательствами.

Не стоит недооценивать и работу журналистов. Сегодня доступны достаточно большие объемы информации, благодаря Панамскому скандалу, WikiLeaks и другим источникам. Например, очень любопытной была обнародованная переписка сотрудников международного департамента прокуратуры Кипра с украинскими прокурорами. По сути, она свидетельствует о тесном неформальном общении. На мой взгляд, это вполне могло бы стать основанием для расследования. Однако все завершилось небольшим скандалом в прессе и переводом в другой отдел одной сотрудницы в прокуратуре Кипра. В Украине же по данному факту неформального общения высокопоставленных сотрудников прокуратуры никаких расследований не проводилось.

Необходимо ли что-то менять?

Безусловно. Отсутствие доверия и справедливого судебного рассмотрения, с одной стороны, приводит как к рассмотрению коммерческих споров в Великобритании и на Кипре, а, с другой, в уголовном и экстрадиционном процессе – к запросу дополнительных гарантий, отказам в выдаче разыскиваемых и запрашиваемых лиц, а также усложняет обработку запросов правоохранителей.

К сожалению, несмотря на все попытки реформирования постсоветских органов прокуратуры присутствуют злоупотребления процессуальными правами, неправомерное создание доказательств обвинения, различного рода фальсификации документов. Прокуратуры многих европейских стран устроены как юридические фирмы и не желают терпеть поражение в суде, а потому открыто говорят о том, что полученную информацию необходимо по нескольку раз перепроверять (double check).

Читайте также:
Как использовать маткапитал на обучение в 2022 году

Это общая проблема, она в равной степени касается Европейских стран и США. Так, например, введение санкций зачастую осуществляется на основании догадок, домыслов и поддельных документов, что многократно было доказано в Суде Европейского союза. Понес ли кто-то из еврочиновников ответственность? Мне такие факты не известны. Другой пример — снятие санкций с иранских банков, как европейских, так и в Великобритании. Приоткрою секрет, в этом случае казначейство Великобритании выплатит внушительную компенсацию.

Сиюминутная политическая целесообразность часто затмевает разум чиновников всех стран, включая европейские.

Для чиновников сейчас также появляются новые вызовы. Например, они не смогут получить в ближайшие пять лет после завершения госслужбы такое популярное гражданство Кипра. Еще один аспект, который никогда не скажут продавцы гражданства и недвижимости на Кипре, —согласно требованиям Закона Республики Кипр «О гражданстве» у государства существует возможность отзыва гражданства, если в течение семи лет с момента его выдачи гражданин Кипра где-либо в мире был привлечён к уголовной ответственности. Сегодня Кипр возглавляет список стран, предоставляющих гражданство ЕС, при этом среди новоиспеченных граждан лидерами являются россияне и украинцы. Такие же механизмы существуют и в Карибских паспортных программах.

У нашей команды есть отличные результаты в области преследования преступников в Великобритании благодаря взаимодействию с целым рядом государственных органов и организаций, таких как Government Legal Department, Secretary of State for the Home Department, Serious Fraud Office, National Crime Agency и другими для целей предотвращения получения статуса политического убежища, а также содействия экстрадиции. И это отличный повод для работы как в защите, так и в нападении вместе с российскими коллегами из ведущих российских юридических, финансовых и промышленных групп.

Необходимо отметить, что и скорость разрешения споров в Российской Федерации сегодня выше нежели в Великобритании или на Кипре, несмотря на отдельные нарекания на саму систему правосудия.

Какие практики по Вашему мнению будут расти в ближайшее время?

Популярность набирают такие практики как очистка репутации и работа с данными в таких compliance-базах как World-check, Compliance & Risk Management (Lexis Nexis), СПАРК и других. В мире цифровых технологий получит развитие работа с «правом на забвение» в таких популярных поисковых системах как Google, Yahoo, Yandex с целью удаления негативной информации о клиентах. Последние полтора года мы наработали достаточно обширную судебную практику по удалению видеоматериалов, неправомерно размещенных относительно наших клиентов в YouTube.

Несмотря на определенный уровень автоматизации и появления ботов, хорошие адвокаты и качественные юридические услуги будут востребованы всегда. Мы работаем с людьми и для людей и ничто не заменит живое общение, профессиональный опыт и жизненную мудрость. Юристы являются либо частью проблемы, либо инструментом ее решения, в зависимости от того, кого они представляют, и какая задач стоит.

В условиях политической и экономической нестабильности на постсоветском пространстве, отсутствии справедливого правосудия, – правоохранители часто не выполняют свои функции преследуя политиков и бизнесменов, а потому такая узкая сфера как «troubleshooting» будет стремительно развиваться.

Что делать, если вас преследует Интерпол?

Находясь в России, можно попытаться повлиять на процесс и совершать это надо как можно быстрее. Делается это в несколько этапов:

  • Обжалование решения следователя по объявлению в розыск в суде.
  • Ходатайство в Генеральную прокуратуру. Просьба провести проверку на предмет экстрадиции и контроль за её выполнением (информация по человеку должна быть обновлена в базе данных ГИАЦ МВД) поможет отменить поиски и проверки личности в РФ.
  • Жалоба в Комиссию контроля за интерпол-архивами. Действия независимого подразделения Интерпола помогут удалить неправдивые сведения из базы международного агентства.

При нахождении за пределами РФ необходимо обратиться к адвокату, который будет действовать в соответствии с национальными особенностями правосудия.

Но прежде следует завершить все дела, способные бросить тень на вашу репутацию. Например, судебные споры с деловыми партнёрами, процессы ликвидации бизнеса, незакрытые контракты. Затем надо приступить к изучению вопроса — убедиться в возможности въезда на территорию других государств (нередко информация имеется в открытом доступе), запросить выписку из упомянутого выше ГИАЦ МВД, и если своё имя там будет найдено, необходимо немедленно начинать процесс обжалования действий прокурора или следователя, обратившись в суд.

Читайте также:
Как будет делиться доля супруги?

Служители Фемиды зачастую даже не направляют повестку на допрос до объявления человека в розыск, а такое преследование полностью незаконно.

Вас разыскивает Интерпол: приговор или всё же есть выход

Jairo Cajina/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Особенности международного розыска по линии Интерпола

Адвокатская компания Егора Бойченко avocat.boychenko@gmail.com представляет интересы своих клиентов перед международной организацией ИНТЕРПОЛ – INTERPOL в г. Лион, Франция.

Адвокат Егор Бойченко имеет успешный опыт по снятию с международного розыска с аннулированием Красной карты (RED NOTICE) и (DIFFUSION)

Основной задачей Международной организации уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ – INTERPOL) является учет международной уголовной информации, объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с преступностью, а также координация международного розыска. Штаб-квартира ИНТЕРПОЛа расположена в г. Лион, Франция.

В каждой из стран, входящих в ИНТЕРПОЛ, в структуре национальных правоохранительных органов созданы Национальные центральные бюро (НЦБ), являющиеся органами по взаимодействию с НЦБ ИНТЕРПОЛа других стран, а также с Генеральным Секретариатом ИНТЕРПОЛа.

На основании запросов и документов следственных органов НЦБ направляют в адрес ИНТЕРПОЛа запросы о размещении в базе данных ИНТЕРПРОЛА (INTERPOL Criminal Information System) информации о международном розыске в отношении конкретного лица, после чего данное лицо начинает числиться в базе данных ИНТЕРПОЛа с присвоением и публикацией определенной карты международного розыска. Генеральный Секретариат ИНТЕРПОЛа может также размещать информацию о розыске лица в своей базе по собственной инициативе.

Следует отметить, что хотя органы ИНТЕРПОЛа имеют полномочия по проверке информации, предоставленной НЦБ, перед внесением информации в базу данных, презюмируется, что информация, предоставленная НЦБ, является точной, достаточной и релевантной для размещения в базе данных ИНТЕРПОЛа. Исходя из этого, некоторые НЦБ используют ИНТЕРПОЛ для преследования лиц не в целях, предусмотренной данной организацией, например, для давления на лиц путем уголовного преследования и международного розыска по политическим или религиозным мотивам.

ИНТЕРПОЛ использует девять типов карт – уведомлений/циркуляров, семи из которых присвоены определенные цвета:

  • Красная карта (red notice) – для розыска и ареста лица с целью экстрадиции
  • Голубая карта (blue notice) – для установления местонахождения лица или получения информации о лице, который составляет интерес в уголовном расследовании (подозреваемый, обвиняемый, жертва, свидетель)
  • Зеленая карта (green notice) – для предупреждения об уголовной деятельности лица, если лицо составляет угрозу обществу
  • Желтая карта (yellow notice) – для установления местонахождения пропавшего лица или установления личности лица
  • Черная карта (black notice) – для получения информации о мертвых телах
  • Фиолетовая карта (purple notice) – для предупреждения о процедуре, объектах, средствах или методах сокрытия, используемых преступниками, или получения информации о преступлениях
  • Оранжевая карта (orange notice) – для предупреждения о событии, лице, объекте или процессе, которые составляют угрозу обществу и могут нанести вред имуществу или лицу
  • Специальная карта ИНТЕРПОЛ-Совет Безопасности ООН (Interpol – United Nations Security Council special notice) – для информирования членов ИНТЕРПОЛа, что физическое или юридическое лицо находится под санкциями Совета Безопасности ООН
  • Карта об украденном предмете искусства (stolen work of art notice)

Кроме карт НЦБ стран часто используют диффюжн (diffusion) в тех же целях, что и карты. Основное различие диффюжн от карты – это то, что такой запрос на международное сотрудничество направляется в страны по выбору НЦБ страны-заявителя, т.е. только страны, указанные страной-заявителем, видят запрос о розыске лица в своих базах. На практике к диффюжн ИНТЕРПОЛ применяет менее строгие требования для внесения в свою базу данных, чем при выдаче карт.

Если в отношении лица опубликована карта-уведомление (в особенности, красная карта) или диффюжн в целях ареста лица, то лицо может быть арестовано при пересечении границы, при получении/продлении документов в официальных органах или при иных обстоятельствах, когда информация о местонахождения разыскиваемого лица установлена. С этого момента запускается процедура экстрадиции лица в запрашиваемое государство.

В структуру органов ИНТЕРПОЛА, кроме Генерального Секретариата, Генеральной Ассамблеи и Исполнительного Комитета, входит также Комиссия по контролю за файлами (Комиссия), — это специальный орган в структуре ИНТЕРПОЛА, который в своей работе руководствуется новым Уставом, вступившим в силу 11 марта 2017 года. Именно на Комиссию возлагаются полномочия по проверке того, что информация в отношении разыскиваемого лица внесена и обрабатывается в базе данных ИНТЕРПОЛа в соответствии с требованиями организации.

Комиссия по контролю за файлами, а именно ее Палата по ходатайствам (Requests Chamber) занимается рассмотрением ходатайств на получение доступа к данным, исправлением или удалением данных в отношении лиц, которые находятся в международном розыске и в отношении которых ИНТЕРПОЛом выданы карты, в том числе красная карта, или диффюжн.

Читайте также:
Примерная форма должностной инструкции товарного кассира

Комиссия заседает три раза в год, на которых принимает решения об исправлении или удалении данных из базы ИНТЕРПОЛа. Комиссия может также принимать решения между сессиями, это касается в основном решений о предоставлении доступа к данным.

Срок принятия решения Комиссией:

  • о доступе к данным, т.е. получение информации о том, находится ли лицо в базе ИНТЕРПОЛа и на каком основании – официально 4 месяца (на практике, сроки короче) с момента решения Комиссии о приемлемости ходатайства,
  • об исправлении или удалении данных – 9 месяцев (в реальности около года) с момента решения Комиссии о приемлемости ходатайства.

Ходатайство в Комиссию подается на одном из рабочих языков ИНТЕРПОЛА (английском, французском, испанском или арабском). К форме и содержанию ходатайства предъявляются специальные требования приемлемости, не соблюдение которых приводит к отклонению ходатайства Комиссией по формальным основаниям. Комиссия принимает решение о приемлемости ходатайства в течение одного месяца с даты его получения.

В случае решения Комиссии об отказе об исправлении или удалении данных в отношении заявителя существует механизм пересмотра решения Комиссии при наличии оснований и соблюдении специальных требований.

Во время рассмотрения ходатайства об исправлении или удалении данных Комиссией существует возможность наложения временных мер о приостановлении действия карты или диффюжн в отношении заявителя, до вынесения окончательного решения Комиссией. В случае удовлетворения такого ходатайства, информация о заявителе не видна в базе данных ИНТЕРПОЛа на период действия временных мер.

Даже если заявитель не находится в базе ИНТЕРПОЛа, но у него есть опасения, что органы власти ведут или могут начать уголовное преследование против него с использованием международного розыска через систему ИНТЕРПОЛа, то в таких случаях есть возможность подать в Комиссию превентивное ходатайство. Превентивное ходатайство подается с целью того, чтобы при поступлении запроса из НЦБ страны на внесение заявителя в базу данных ИНТЕРПОЛа, Комиссия не презюмировала их надежность, а проверила с учетом превентивного ходатайства заявителя.

Следует отметить, что Комиссия принимает во внимание такие превентивные ходатайства и учитывает их при получении запросов от НЦБ, вплоть до запроса предоставления комментариев заявителем на такой запрос НЦБ перед принятием решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении запроса НЦБ.

Крайне важно обратиться за помощью к квалифицированному адвокату, имеющему соответствующий опыт, перед обращением в ИНТЕРПОЛ (Комиссию по контролю за файлами) и подачей соответствующего ходатайства.

Адвокатcкая компания Егора Бойченко имеет успешный опыт обращения в ИНТЕРПОЛ по снятию с международного розыска с аннулированием карты международного розыска, включая красную карту, и диффюжн и оказывает следующие виды услуг по обращению в международную организацию ИНТЕРПОЛ (Комиссию по контролю за файлами):

  • Подача ходатайств в ИНТЕРПОЛ о предоставлении информации в отношении заявителя
  • Подача ходатайств в ИНТЕРПОЛ об исправлении и удалении данных, в том числе снятие с международного розыска с отменой карт международного розыска, в частности красной, голубой и желтой карт, и диффюжн
  • Подача ходатайств в ИНТЕРПОЛ о временном приостановлении действия карты международного розыска и диффюжн
  • Подача заявлений в ИНТЕРПОЛ о пересмотре принятых решений Комиссией об отказе в исправлении или удалении информации.

Адвокатcкая компания Егора Бойченко имеет успешные дела по снятию с международного розыска заявителей путем подачи ходатайств об удалении данных и недопущению внесения информации о заявителях в базу ИНТЕРПОЛ путем подачи превентивных ходатайств против стран Восточной Европы (в частности, Россия и Украина) и стран Латинской Америки (Перу).

Механизи международного розыска Интерпола. НЦБ ИНТЕРПОЛА в России

между.розыск прест-ков, подозреваемых в совершении между.прест-ний, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и др. объектов прест-о посяг-ва. На долю между.розыска прест-ков приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Он включает в себя опер.-розыскные действия, проводимые за пределами терр-рии гос-ва, где было совершено прест-ние.В практике Интерпола различают 3 вида розыска: обычный, срочный и смешанный. Обычный розыск вкл.в себя целый ряд стадий — собранные док-ты орган расследования или суд направляет в НЦБ своей страны с просьбой о розыске бежавшего за границу преступника.Срочный розыск организуется, как правило, по «горячим следам». Он отличается от обычного тем, что просьбы о начале розыска минуют Генеральный секретариат и направляются НЦБ через спец.радиосеть Интерпола в НЦБ соседних или других гос-в, куда бежал или м.бежать преступник.Смешанный розыск связан с тем, что далеко не все гос-ва закл-т двусторонние д-ры о пр.помощи по уг.делам и выдаче прест-ков. Поэтому при смешанном розыске секретариат Интерпола рассылает 2 скрепленных вместе циркуляра:«красный» с пометкой такого, например, содержания: «При обнаружении преступника в европейских странах и США подвергнуть предварительному аресту в целях выдачи» («красный циркуляр» рассылается в страны, имеющие соотв.д-р о выдаче прест-ков); «зеленый» с пометкой: «В др.странах следить за его перемещениями и деят-стью. Во всех случаях извещать инициатора розыска и Генер.секретариат» («зеленый циркуляр» рассылается в страны, не имеющие с таким гос-вом д-ра о выдаче).Межд.розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национ.розыск не принес успеха и когда собраны доказ-ва того, что разыскиваемый покинул пределы гос-ва-инициатора розыска. На разыскиваемого в Генер.секретариате заполняется «синий циркуляр».Межд.розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и др. транспортные средства, произ-ния иск-тва

Читайте также:
Владимир Путин продлил нерабочую неделю до конца апреля

НЦБ ПНТЕРПОЛА В РОССИИ!

РФ является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД РФ создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола.

НЦБ Интерпола в РФ — это подразделение криминальной мили­ции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ.

В задачи НЦБ Интерпола в РФ входят:

обеспечение эффективного международного обмена информа­цией об уголовных преступлениях;

оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными догово­рами РФ;

наблюдение за исполнением международных договоров по во­просам борьбы с преступностью, участниками которых является Рос­сийская Федерация.

Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимо­действия с правоохранительными и иными государственными орга­нами РФ, а также международными правоохранительными организа­циями и правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола.

НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая пре­ступлений, носящих политический, военный, религиозный или расо­вый характер.

НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:

принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретари­ат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные пору­чения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, арес­та и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осущест­вления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от пре­ступной деятельности, похищенных предметов и документов, прове­дения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;

принимает меры по исполнению международными правоохрани­тельными организациями и правоохранительными органами госу­дарств — членов Интерпола запросов из РФ;

определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязатель­ным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных госу­дарств, и направляет их в соответствующие госорганы РФ;

иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ.

Деятельность Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев

(УВКБ) — организация системы ООН, занимающаяся оказанием помощи беженцам.

14 декабря 1950 года был утверждён устав УВКБ ООН (специальная резолюция № 428(V)). Эту дату также иногда считают датой образования Управления.

Штаб-квартира — в Женеве. Возглавляет Управление Верховный комиссар ООН по делам беженцев. С 15 июня 2005 года им стал Антониу Гутерреш, бывший премьер-министр Португалии.

Формы работы УВКБ ООН

За 50 лет существования Управление оказало помощь не менее 50 млн человек в 116 странах мира.

В 1954 году Верховный комиссар по делам беженцев утвердил ежегодно присуждаемую «Медаль Нансена», ныне Премия Нансена.

Ориентировки «улетают» по национальным бюро, а каждая страна, куда в национальное бюро поступила информация, передаёт их в правоохранительные органы. И в случае попадания человека в поле зрения полиции принимается решение по его задержанию.
Генерал-лейтенант милиции в отставке подчеркнул, что сотрудники Интерпола отбирают основания, по которым разыскивается человек. То есть если там видят, что как таковых оснований по материалам дела недостаточно, то страна будет определять — надо ли задерживать человека. Но тем не менее они сориентируют ту же самую Россию, что разыскиваемый человек обнаружен и живёт по определённому адресу и в случае предоставления дополнительных сведений или полномочий будут применены меры к нему.

Ссылка на основную публикацию