Законный представитель юридического лица при составлении протокола
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!
Государственная инспекция труда вынесла протокол об административном правонарушении. При составлении присутствовал представитель по доверенности. Согласно п. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Обязаны ли государственные инспекторы знакомить под подпись с протоколом представителя по доверенности? Нужно ли представителю по доверенности расписываться в протоколе?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Необходимость представителя юридического лица или её руководителя подписывать протокол или расписываться в получении его копии напрямую зависит от полномочий такого представителя, оговоренных в выданной доверенности.
Обоснование вывода:
Когда в ходе проведения проверки выявлены нарушения трудового законодательства, срок давности по которым не истек, в отношении виновного должностного лица и (или) юридического лица возбуждается дело об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП РФ и (или) ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). При этом с момента возбуждения дела об административном правонарушении, то есть с момента составления протокола, к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускаются защитник и представитель (ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ).
Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ).
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. При этом полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия же иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ).
В свою очередь, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям частей 2 и 3 статьи 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Таким образом, необходимость представителя юридического лица или её руководителя подписывать протокол или расписываться в получении его копии (ч. 5 и ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ) напрямую зависит от полномочий такого представителя, оговоренных в выданной доверенности.
В частности, для допуска к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве представителя юридического лица или её руководителя в такой доверенности должно быть специально оговорено представление интересов организации или её руководителя в делах об административных правонарушениях, с правом подписания, подачи и получения процессуальных документов по делу об административном правонарушении (решение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 59-ААД17-3).
При этом факт взятия подписки с представителя по доверенности о разъяснении его прав и обязанностей (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ) свидетельствует о том, что такой представитель допущен к участию в административном производстве (постановление Верховного Суда РФ от 16 июня 2016 г. N 78-АД16-28).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Ответ прошел контроль качества
6 ноября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Законный представитель юридического лица при составлении протокола
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Статья 25.4 КоАП РФ. Законные представители юридического лица
Кодекс РФ об административных правонарушениях:
Статья 25.4 КоАП РФ. Законные представители юридического лица
1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.
Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции
Комментарии к статье 25.4 КоАП РФ, судебная практика применения
В п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (в ред. от 21.12.2017) “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях” содержатся следующие разъяснения:
Представители юридического лица: законные представители и представители по доверенности
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009 года сордержатся следующие разъяснения (извлечение):
Может ли о составлении протокола быть извещен руководитель филиала, представительства вместо руководителя юридического лица? … (позиция Верховного Суда РФ):
“Вопрос 8. Можно ли признать надлежащим извещением законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещение, направленное в адрес руководителя филиала или представительства юридического лица при условии, что правонарушение связано с деятельностью филиала или представительства? Может ли руководитель филиала или представительства юридического лица участвовать в составлении протокола об административном правонарушении?
Ответ: …Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
…Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
…Руководитель филиала или представительства юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица”.
Вопрос: Правомерно ли составление административным органом протокола об административном правонарушении в присутствии представителя юридического лица, действующего на основании доверенности без специально оговоренного полномочия по участию в производстве по конкретному административному делу, и при отсутствии надлежащего уведомления законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола? (Консультация эксперта, 2009)
Вопрос: Правомерно ли составление административным органом протокола об административном правонарушении в присутствии представителя юридического лица, действующего на основании доверенности без специально оговоренного полномочия по участию в производстве по конкретному административному делу, и при отсутствии надлежащего уведомления законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании ч. 1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 1.1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Частью 4 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Исходя из ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.
Пленум ВАС РФ в п. 17 Постановления от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” указал, что положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
В п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях” указывается, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Несоблюдение порядка применения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Таким образом, составление административным органом протокола об административном правонарушении в присутствии представителя юридического лица, действующего на основании доверенности без специально оговоренного полномочия по участию в производстве по конкретному административному делу, и при отсутствии надлежащего уведомления законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола неправомерно.
Аналогичные выводы содержатся и в судебной практике (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.09.2009 N Ф03-5051/2009, от 11.09.2009 N Ф03-4634/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.10.2009 по делу N А75-764/2009, от 30.04.2009 N Ф04-2451/2009(5312-А67-27), ФАС Московского округа от 03.12.2009 N КА-А40/12867-09, ФАС Поволжского округа от 26.11.2009 по делу N А65-6363/2009).
Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
18.12.2009
Кто может защищать организацию в ходе расследования административного правонарушения
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Наталия Павлова и Мария Волкова рассказывают, кто может защищать юридическое лицо в ходе расследования административного правонарушения и как следует оформить полномочия такого защитника.
При процедуре составлении протокола об административном правонарушении территориальным отделом контроля, надзора и рыбоохраны, на нее не был допущен защитник юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, уполномоченный генеральным директором предприятия выданной доверенностью.
Лицо, не допустившее защитника, ссылается на Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях” (в т.ч. п. 24) и говорит о том, что только генеральный директор предприятия может быть допущен к рассмотрению дел об административных правонарушениях. Может ли кто-либо, кроме генерального директора, быть представителем организации при рассмотрении дел об административных правонарушениях? Каков правовой статус данного лица и как должны быть оформлены его полномочия?
Полномочия защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, могут быть оформлены в виде доверенности. Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Обоснование вывода. В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В силу ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. Законными представителями юридического лица по делу об административном правонарушении являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. 2, ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ). По общему правилу доверенность составляется в простой письменной форме (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
Таким образом, нормы КоАП РФ не устанавливают запрета на участие в производстве по делу об административном правонарушении защитника, действующего на основании доверенности. Возможность участия такого защитника направлена на обеспечение соблюдения процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как в силу объективных причин, лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, не всегда может присутствовать, например, при составлении протокола об административном правонарушении. Напомним, что согласно ч. 3, ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 24 постановления от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях” (далее – Постановление N 10) указал, что КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
На этом основании в судебной практике широко распространена позиция, согласно которой отказ в допуске к участию в составлении протокола об административном правонарушении защитника юридического лица, действующего на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства, является нарушением, так как не позволяет квалифицированно возражать и давать объяснения по существу выявленного нарушения, создает неустранимые препятствия для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дела об административном правонарушении (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 19.08.2011 N Ф05-7990/11 по делу N А40-95957/2010, ФАС Северо-Западного округа от 13.05.2010 г. N Ф07-4528/2010 по делу N А56-32203/2009, от 13.05.2010 N Ф07-4529/2010 по делу N А56-69367/2009, от 29.09.2008 N А66-1249/2008 и другие).
В выше приведенной судебной практике не исследовался вопрос о том, какой именно доверенностью можно уполномочить защитника на представление интересов лица, привлекаемого к административной ответственностью: доверенностью на участие в конкретном деле об административном правонарушении либо общей доверенностью. Отдельные суды исходят из того, что полномочиями на представление интересов юридического лица защитник может наделяться только посредством доверенности на участие в конкретном деле (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 24.08.2010 N Ф09-6399/10-С1 по делу N А50-8082/2010). Однако в ряде судебных решений особо подчеркнуто, что п. 24 Постановления N 10 не содержит разъяснений, запрещающих допуск к участию в составлении протокола об административном правонарушении представителя лица, привлекаемого к ответственности, на основании общей доверенности, соответствующей требованиям ст. 185 ГК РФ, без указания полномочий на участие в конкретном административном деле (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.08.2010 N КА-А40/9131-10 по делу N А40-157787/09-79-1068). На наш взгляд, защитник может представлять интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, как на основании доверенности на участие в конкретном деле, так и в силу полномочий, закрепленных в общей доверенности.*
Отметим также, что факт прибытия уполномоченного представителя общества на составление протокола об административном правонарушении и, соответственно, факт отказа в допуске указанного представителя для составления протокола должен быть подтвержден (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 06.10.2010 N КА-А40/11811-10 по делу N А40-40151/10-21-222)
Таким образом, исходя из норм законодательства и сложившейся судебной практики, надлежит прийти к выводу о том, что полномочия защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, могут быть оформлены в виде доверенности. Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 10 Постановления N 10). На наш взгляд, к таковым нарушениям можно отнести отказ в допуске защитника к участию в составлении протокола об административном правонарушении, являющегося основным доказательством по делу, так как вследствие этого юридическое лицо лишено возможности реализовать предоставленные ему статьей 28.2 КоАП РФ права (в том числе, дать объяснения по поводу вменяемого правонарушения, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются и пр.).
* Однако следует отметить, что при исследовании вопроса о соблюдении административным органом требования о надлежащем извещении (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ) законного представителя юридического лица о составлении протокола суды особо отмечают, основываясь на п. 24 Постановления N 10, что доказательством надлежащего извещения может служить только выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения о возбуждении дела об административном правонарушении не является (смотрите, например, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 N 16АП-176/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 01.02.2012 N Ф01-5417/11 по делу N А11-1723/2011 и от 12.08.2010 г. по делу N А31-231/2010, ФАС Уральского округа от 24.08.2010 N Ф09-6399/10-С1 по делу N А50-8082/2010).
Законный представитель юридического лица при составлении протокола
а если представитель по доверенности – то указываешь его, толбко доверенность должна быть не общая, а специальная, где должно быть сказано, что Ф,И,О, предоставляется право от имени законного представителя юридического лица участвовать при составлении адм. протокола и его рассмотрении ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЁННОЙ ПРОВЕРКИ НА ОСНОВАНИИ РАСПОРЯЖЕНЯ № 000
–Конец цитаты——
Ну-ка, ну-ка поподробнее, где в Гражданском кодексе сказано про специальную доверенность для ГПН?
[14.10.2011 15:36:23]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2004 г. N 10
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
(в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 N 42, от 26.07.2007 N 46, от 20.11.2008 N 60)
[14.10.2011 15:43:41]
В протоколе нужно указывать не законного представителя, а кто действует по доверенности.
[14.10.2011 16:33:32]
[14.10.2011 16:44:19]
Ещё вместо законного представителя юридического лица в составлении протокола может участвовать руководитель филиала или представительства юр.лица, но при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.
[14.10.2011 16:52:23]
[16.10.2011 10:58:28]
1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
По вопросу, касающемуся применения судами части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2007 года.
2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
Статья 25.4. Законные представители юридического лица
1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
(в ред. Федеральных законов от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 23.07.2010 N 175-ФЗ)
4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.
Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Теперь про защитника
Статья 25.5. Защитник и представитель
1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении МОЖЕТ участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.
2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)
4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2007 N 273-ФЗ)
5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Участие ЗАЩИТНИКА при составлении протокола не является обязательным, а передается на усмотрение лица, в отношении которого начато производство, а вот участие законного представителя юр.лица обязательно,за исключением случая, предусмотренного законом (см.ч.4.1 ст.28.2 коап), кроме того обращаю внимание на то, что ЗАЩИТНИК не наделен правом подписывать протокол об АП (см.чю5 ст.28.2, ч.5 ст.25.5 коап)
[16.10.2011 12:27:46]
Люди вы удивитесь, но есть КоАП, в котором определены все стадии производства по административным делам, порядок и основания этого производства, с учётом прав и обязанностей его участников, в том числе общие принципы административной ответственности, мера ответственности и действия (бездействия) за которые предусмотрена административная ответственность.
[16.10.2011 18:42:11]
Самое главное чтобы потом не всплыл документ о том что вы уведомлены юр.лицом о невозможности прибытия законного представителя, если такой документ есть, то переносите дату составления протокола до выхода гендиректора из отпуска (смотри п.10 того же постановления ВАС)
Законный представитель юридического лица
Здравствуйте. Мы ООО и нам пришло определение о возбуждении дела об административном правонарушении, ст. 12.33 КоаП. Прислали также уведомление о вызове законного представителя юридического лица для составления протокола об административном правонарушении. Вопрос такой, можем ли мы вместо директора направить в ГИБДД своего сотрудника, оформив доверенность, которую подпишет и скрепит печатью руководитель юридического лица? Или нужен нотариус?
Ответы юристов ( 5 )
Здравствуйте, Стас. Да, достаточно, Согласно ГК РФ Статья 185.1. Удостоверение доверенности
4. Доверенность от имени юридического лица
выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на
это в соответствии с законом и учредительными документами.
В оформление доверенности у нотариуса в вашем случае нет необходимости.
В доверенности выдаваемой работнику пропишите круг полномочий, которыми вы наделяете данное лицо, перечислив их дословно, укажите срок, на который выдана доверенность и конечно дату ее выдачи.
А какое отношение ГК РФ имеет к делу об административном правонарушении?
В КоАП РФ прямо указано каким образом должны быть оформлены полномочия законного представителя юридического лица.
Да, административное дело указал клиент, согласен с вами, тогда смотрим КоАП
, где указано, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
следовательно, доверенность можно оформить в простой письменной форме. Стас, если у вас есть возможность и желание выложите присланное вам уведомление, скрыв личные данные, что бы мы могли оценить и точнее вам ответить, но думаю, что мало что изменится конечно в ответе… но… все может быть)
Уважаемый Стас! Доброго! Законным представителем ООО является его директор (ген/не ген — не суть) (федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Ваш Устав).
По уму Вы можете просто за подписью директора и печатью ООО оформить на кого -либо (юриста) доверенности, но с обязательным указанием/описанием защитника по делам об АП
- 9,5 рейтинг
- 9922 отзыва
По смыслу ст. 25.4 КоАП РФ
2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Таким образом, Выступать от имени юр.лица может руководитель или иное лицо, обладающее функциями органа управления юр.лица.
Так что направить простого сотрудника, пусть и делегировав ему полномочия по доверенности Вы не можете, поскольку по смыслу КоАП РФ он не является законным представителем юридического лица.
Также обращу внимание на разъяснение данные в
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях”
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Привлечь к участию в деле вы можете только защитника.
на что было обращено внимание в представленном постановлении
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
А вот в роли защитника по смыслу ст. 25.5 КоАП РФ могут выступать
2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушениидопускается адвокат или иное лицо.
Михаил, представителем ЮЛ в деле об АПН может быть не только адвокат, но любое лицо с надлежаще оформленной доверенностью, не вводите в заблуждение, недопуск представителя в последующем может быть основанием для отмены постановления
Михаил, представителем ЮЛ в деле об АПН может быть не только адвокат, но любое лицо с надлежаще оформленной доверенностью, не вводите в заблуждение, недопуск представителя в последующем может быть основанием для отмены постановления
Законным представителем любое лицо быть не может.
Представлять интересы можете только законный представитель или защитник (поскольку тут юр.лицо выступает в качестве лица, в отношении которого возбуждено дело об АПН).
Михаил, представлять интересы ЮЛ может любое лицо с доверенностью, Вы путаете представителя по доверенности и законного представителя видимо
- 10,0 рейтинг
- 7615 отзывов эксперт
Стас, добрый день! Да, в случае если дело возбуждено в отношении юридического лица в качестве его представителя Вы можете направить представителя по доверенности указав в доверенности объем полномочий (подписание протокола, участие в рассмотрении дела об административном правонарушении и т.д.). В случае с выдачей доверенности от юрлица нотариальное заверение не обязательно в данном случае (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ).
Да, в случае если дело возбуждено в отношении юридического лица в качестве его представителя Вы можете направить представителя по доверенности указав в доверенности объем полномочий
Нет, этого сделать нельзя. Данное лицо не будет являться законным представителем организации.
законным не будет, но лицо, в отношении которого возбуждено дело об АПН вправе направить представителя, не обязательно чтобы это был директор, то есть представитель ЮЛ в силу закона
Соглашусь с коллегой Петровым Михаилом.
Выдача доверенности сотруднику ООО не сделает его законным представителем юридического лица.
Однако Вы можете от ООО выдать доверенность на представление интересов юридического лица в качестве защитника по делам об административных правонарушениях. Нотариального удостоверения доверенности не требуется, достаточно доверенности за подписью руководителя ООО.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Для защитника по делам об административных правонарушениях не предусмотрено наличие юридического образования, даже для представления интересов в суде. То есть защитником по КоАП может быть и не юрист. Поэтому в целом я не вижу препятствий для выдачи доверенности работнику ООО для представления интересов ООО. Только он будет не законным представителем, а защитником.
С уважением, Гриневич Анна.