Займы между юридическими лицами законно ли это

Возможен ли беспроцентный заем между юридическими лицами?

Может ли беспроцентный заем быть выдан другой организации?

Да, такая возможность предусмотрена Гражданским кодексом. Согласно ст. 808 ГК РФ, договор займа между юрлицами должен быть заключен на бумаге. Прописать об отсутствии процентов за денежный заем также обязательно, поскольку иначе по умолчанию плата за заем должна рассчитываться исходя из ставки рефинансирования на дату возврата займа или его части (п. 1 ст. 809 ГК РФ). Если же предметом договора выступают вещи, то такой договор будет считаться беспроцентным при отсутствии упоминания в нем об этом условии.

При оформлении таких сделок у бухгалтера встает вопрос о налоговых последствиях беспроцентного займа между юридическими лицами. Об этом в следующем разделе, где мы говорим только о соглашениях между независимыми друг от друга компаниями, теми, которые не попадают под условия ст. 105.1 НК РФ.

Налоговые риски беспроцентных займов между независимыми организациями

Если у заимодавца есть полученные кредиты или займы, по которым он платит проценты, то налоговые органы могут посчитать неправомерным принимать в расходы такие проценты, так как средства полученного кредита пошли на выдачу беспроцентного займа. Такие решения налоговиков целесообразно оспаривать в суде, доказывая, что кредит был использован в других целях, а беспроцентный заем выдан из собственных средств. Примеры: не в пользу налогоплательщика постановление АС Северо-Западного округа от 01.07.2015 № Ф07-3688/15, положительное решение в постановлении ФАС Уральского округа от 14.01.2009 № Ф09-10027/08-С3.

Могут ли доначислить доход заимодавцу, рассчитав его из рыночной ставки по займам? Для независимых лиц НК РФ не содержит норм, обязывающих начислять абстрактный доход по беспроцентным займам между юридическими лицами, поэтому проблем у дающего заем быть не должно (письмо Минфина РФ от 11.08.2011 № 03-03-06/2/120).

Имеют ли право налоговики доначислить доход у заемщика-юрлица по аналогии с материальной выгодой от займа без процентов? В НК РФ для целей налога на прибыль понятия материальной выгоды от беспроцентного займа между юридическими лицами нет. Минфин также комментирует неправомерность подобных доначислений, например, в письме от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846. Налоговые органы с этим подходом не спорят (письмо УФНС России по г. Москве от 22.11.2011 № 16-15/112957@). А вот беспроцентный заем между юридическим и физическим лицом, в том числе ИП, имеет свои налоговые нюансы в рамках начисления НДФЛ с материальной выгоды.

Беспроцентный заем между юрлицом и физическим лицом

Операция, когда беспроцентный заем дает независимое физическое лицо организации, не повлечет за собой увеличение налоговой нагрузки ни на одну из сторон сделки. Беспроцентные займы между физическим и юридическим лицом, в том числе если в долг дает ИП, не увеличивают налогооблагаемый доход заемщика (см. поясняющие письма госорганов из предыдущего раздела). Для физических лиц НК РФ также не содержит никаких оснований для доначисления упущенного дохода.

Кроме того, сама сумма выданного или возвращенного займа не может быть признана доходом ни для какой стороны согласно подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ. Это подтверждают и решения судов, например, постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2009 № Ф09-10027/08-С3. То же касается и расходов: сумма выданного или возвращенного займа расходом не является (п. 12 ст. 270 НК РФ).

Налоговые последствия беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами

Если сделка с беспроцентным займом осуществлена между организациями, которые взаимозависимы, то при этом возникают дополнительные налоговые последствия в связи с разделом V НК РФ.

Критерии взаимозависимости ищите здесь.

Если стороны сделки взаимозависимы, следующим шагом будет определение того, является ли эта сделка контролируемой.

Если сделка не попадает под критерии контролируемой, и стороны сделки — российские организации или граждане, то дополнительных налоговых рисков они не несут. Если же одной из взаимозависимых сторон является иностранное лицо, то такая сделка автоматически попадает под контролируемые (ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина РФ от 04.09.2015 № 03-01-11/51070), и для этого варианта следующий раздел статьи.

ВНИМАНИЕ! С 01.01.2017 действует новое налоговое правило. Если осуществлена сделка с беспроцентным займом между взаимозависимыми юридическими лицами, которые зарегистрированы на территории РФ, или при участии граждан РФ, то она не признается контролируемой (подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Это означает, что заимодавец теперь в безопасности от доначисления дохода в виде процентов по рыночной ставке. В письме Минфина от 21.04.2017 № 03-12-11/1/24048 при этом комментируется, что нововведение действует и для договоров, заключенных ранее 01.01.2017, главное что доходы и расходы по нему признаются после 01.01.2017.

Налоговые последствия беспроцентных займов при контролируемой сделке

Если выданный беспроцентный заем относится к контролируемой сделке, например, одна из сторон не является резидентом РФ, то в действие вступает ст. 269 НК РФ. При расчете налога на прибыль заимодавец должен учесть доход в виде неполученных процентов. Чтобы рассчитать величину процентов, необходимо учесть требования п. 1.1, 1.2 ст. 269 НК РФ. Фактический процент (ФП) по займу нужно сравнить с установленным интервалом (см. табл. ниже).

В рублях (место регистрации, жительства, налогового резидентства сторон РФ)

МИН = 0%, МАКС = 180% ставки рефинансирования ЦБ РФ (для 2015 года), МИН = 75% до МАКС = 125% ключевой ставки ЦБ РФ (начиная с 01.01.2016)

Прочие займы в рублях

МИН = 75%, МАКС = 180% ставки рефинансирования ЦБ РФ (для 2015 года), МИН = 75% до МАКС = 125% ключевой ставки ЦБ РФ (начиная с 01.01.2016)

В евро (в китайских юанях, в фунтах стерлингов)

МИН = EURIBOR (SHIBOR, ЛИБОР) + 4%, МАКС = EURIBOR (SHIBOR, ЛИБОР) + 7%

В швейцарских франках или японских йенах

МИН = ЛИБОР + 2%, МАКС = ЛИБОР + 5%

В прочей валюте

МИН = ЛИБОР (в долларах) + 4%, МАКС = ЛИБОР (в долларах) + 7%

Займодавец может признать фактический доход по займу, если ФП>МИН. Заимополучатель может признать фактический расход по займу, если ФП

Налогообложение займов между юридическими лицами

В современном бизнесе часто случаются ситуации, когда одно юридическое лицо вынуждено взять займ у другого юридического лица.

Это могут быть:

  • обычный займ направленный на развитие предприятия или оплату задолженности по поставкам необходимых товаров;
  • помощь от главного предприятия дочерним компаниям;
  • взаимопомощь, оказываемая предприятиями друг другу в рамках одного холдинга и так далее.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации четко сказано, что организации могут выдавать друг другу беспроцентные или процентные займы. Причем четких ограничений в выдаче определенного вида займа в законодательстве нет.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Любой займ выдается на оговоренных компаниями условиях, которые закрепляются в основополагающем документе, которым является договор займа между юридическими лицами.

Уплата налогов

Каждая операция организации, как юридического лица, подлежит налогообложению в соответствии с определенными статьями Налогового Кодекса Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно, какие налоговые последствия могут наступить для заемщика и займодавца, если в качестве каждой группы выступают непосредственно юридические лица.

При беспроцентном займе

Все отношения между заемщиком и займодавцем регламентируются главой 42 ГК РФ.

Итак, первая ситуация связана с получением одним юридическим лицом беспроцентного займа от другого юридического лица.

Налога на прибыль не возникает ни у заемщика, ни у займодавца. В соответствии с НК РФ к прибыли предприятия относятся суммы, полученные от реализации продукции (реализационные доходы) или доходы от иных видов деятельности, например, от продажи ценных бумаг (внереализационные доходы).

Займ не относится ни к одному способу получения дохода, поэтому и налогом на прибыль компания – заемщик не облагается. Займодавец (если выдает беспроцентный займ) так же не получает никаких доходов, поэтому налога на прибыль нет и у него.

Поскольку в большинстве случаев договор займа, заключающийся между юрлицами, подразумевает исключительно передачу денежных средств, а не каких-либо изделий, то и налога на добавленную стоимость нет ни у одной из сторон договора.

До последнего времени существовали споры по необходимости оплаты налога начисленного на сумму материальной выгоды, получаемую заемщиком в виде экономии на невыплаченных процентах.

В настоящее время законодательно доказано, что никакой материальной выгоды заемщик не получает, а следовательно и выплачивать налог не требуется.

Таким образом, беспроцентный займ между юридическими лицами не вызывает никаких налоговых последствий.

С процентами

Вторая ситуация связана с выдачей одним юридическим лицом процентного займа другому юридическому лицу.

Предприятие – заемщик не обязано уплачивать ни налог на прибыль (по оговоренным ранее мотивам), ни налог на добавленную стоимость (если заемщик получает займ деньгами).

Организация – займодавец, выдавая процентный займ, в итоге получает прибыль, которая образуется в виде процентов.

Такой доход относится к категории внереализационных доходов и в обязательном порядке увеличивает налогооблагаемую базу по которой выплачивается налог на прибыль.

То есть займодавец выплачивает налог на прибыль с сумм, которые получены в виде процентов за предоставление заемных средств. Налога на добавленную стоимость (в случае выдачи займа денежными средствами) нет.

Организация – заемщик должна учитывать проценты, выплаченные по договору займа в составе внереализационных расходов, тем самым, уменьшая свою налогооблагаемую базу на эту сумму.

Если любой вид займа выдается не денежными средствами, а определенными предметами и именно это указано в договоре займа, то в этом случае компании должны оплачивать налог на добавленную стоимость, исходя их ставки, действующей в регионе нахождения предприятий.

Налоговые последствия займа от иностранной компании

Абсолютно иным случаем считается получение займа от иностранной компании. По статье 309 НК РФ доходы, полученные от иностранных организаций, подлежат налогообложению, в частности налогу на прибыль.

Однако в современной практике получается, что налог на прибыль приобретает двойственную форму. Во избежание этого со многими государствами приняты соглашения, позволяющие избежать двойного налогообложения.

Если российское предприятие, являющееся заемщиком, получает деньги от иностранной компании, с государством которой заключено соглашение, то от налога на прибыль, полученную в результате получения займа, российская компания освобождается.

Сложная ситуация складывается с учетом процентов, выплаченных иностранной компании по договору займа между юридическими лицами с процентами.

Считается, что сумма процентов относится к внереализационным расходам и уменьшает сумму, облагаемую налогом на прибыль на эту величину.

В случае уплаты процентов иностранным компаниям в силу вступают следующие правила:

  • процентные суммы не должны сильно отклоняться от среднестатистических по России;
  • максимальная величина процентных ставок, уменьшающих налогооблагаемую базу не должна быть больше действующей ставки рефинансирования предварительно увеличенной на 1,1 (если проценты выплачиваются в рублях) или 15% от суммы займа (если проценты выплачиваются в иностранной валюте).

Компании, предоставляющие займы безработным с плохой кредитной историей, есть в таблице.

Действия при невозврате долга

По истечении срока действия договора займа одно юридическое лицо, которое выступает в роли займодавца, может потребовать от другого юридического лица, выступающего в роли заемщика полного погашения существующей задолженности (если иное не предусмотрено ранее в договоре займа).

Для этого организации – займодавцу надо направить на адрес организации – заемщика (указанный в договоре) письменное уведомление с соответствующим требованием. После получения уведомления заемщик обязан вернуть займодавцу указанную сумму в течение 30 суток.

Если сумма займа не возвращена или возвращена не в полном объеме, то займодавец может подать на заемщика судебный иск, содержащий требование вернуть всю сумму полученного ранее займа.

Следует помнить, что для подачи исковых требований существует определенный срок, именуемым сроком исковой давности. В настоящее время срок исковой давности по договорам займа составляет 3 года.

Например, договор займа заключен сроком на 4 года. У заемщика образуется возможность погасить заем в указанное время или в течение 3 лет после наступления даты окончания договора.

Если заемщик в течение указанного времени не возвращает полную сумму займа или возвращает только часть займа, то оставшуюся сумму он обязан включить в состав доходов и соответственно выплатить с этой суммы налог на прибыль.

Существует несколько способов, способных избежать включения суммы займа в налогооблагаемую базу:

  • при заключении договора займа (особенно это касается беспроцентных займов) указать заведомо наибольший срок возврата заемных средств. Но делать это надо в пределах разумного. Например, можно установить срок в 20 лет, но при указании срока в 100 лет могут возникнуть определенные налоговые риски;
  • через 2 года и 11 месяцев (так как срок исковой давности составляет 3 года) направить займодавцу уведомление, сообщающие о том, что заемщик признает займ в полном объеме. Это позволить обнулить срок давности, который пойдет повторно только с письменного уведомления займодавца.

В противном случае заемщику не удастся избежать уплаты налога на прибыль.

Законодательство РФ о налогообложении между юрлицами

Основными документами, регламентирующими договора займа между юридическими лицами, а так же налогообложение, возникающие в результате действия договора займа, являются Гражданский Кодекс и Налоговый Кодекс РФ.

Дополнительно можно пользоваться соответствующими Письмами Министерства Финансов Российской Федерации. В разрешении сложных вопросов можно полагаться на ранее полученные решения суда, касающиеся непосредственно необходимых вопросов.

Например, в Письме Минфина от 11.05.12, имеющее номер 03-03-06/1/239, говорится, что при получении юридическим лицом беспроцентного займа материальной выгоды у организации не возникает.

Все договора займа, заключаемые между юридическими лицами, должны быть составлены в строгом соответствии с существующим законодательством.

Каждое предприятие (заемщик и займодавец) должно самостоятельно разобраться в налогообложении договора займа, исходя из основных условий последнего, и нести полную ответственность за своевременную и правильную выплату соответствующих налогов.

Основные нюансы составления соглашения о прощении долга между юридическими лицами, смотрите на странице.

Отзывы о займе под залог недвижимости, читайте в комментариях.

Видео: кредиты и займы, операции с векселями: правовые вопросы, учёт и налогообложение

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Читайте также:  Выход юридического лица из состава учредителей ООО

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-60-09
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Договор займа между юрлицами — налоговые последствия

Компания может занять деньги у другой компании. Взять деньги под честное слово нельзя — нужно составлять письменный договор займа. Займы между юридическими лицами облагаются налогом. В статье расскажем, почему так получается, сколько нужно платить в бюджет и как оформить наиболее выгодный заем.

Как оформить займ между юридическими лицами в 2019 году

Юрлица договариваются об условиях ссуды и составляют договор. Соглашение можно составить в свободной форме, но нужно обязательно указывать существенные условия, без которых договор недействителен:

  • сведения о компаниях: названия, адреса, реквизиты;
  • сумму долга или список имущества, которое кредитор передает в пользование;
  • порядок выплаты задолженности — каким способом и как часто;
  • срок займа — когда заемщик рассчитывается по долгу.

Если предмет займа — не деньги, а товары, сырье или автомобиль, следует подробно описать имущество на отдельном листе и прикрепить его к договору как приложение. Заемщик возвращает имущество в том же состоянии, в котором брал. Вернуть деньги за имущество нельзя — налоговая усмотрит в этом сделку купли-продажи и оштрафует предпринимателей.

Заемщик может выплачивать ссуду и проценты ежемесячно, ежеквартально или одним платежом в конце срока. Деньги можно переводить на расчетный счет, отправлять по банковским реквизитам или передавать наличными.

Договор ссуды между юридическими лицами не может быть бессрочным, но его можно продлевать сколько угодно раз, если стороны согласны.

Дополнительные условия займа юридическому лицу от юридического лица

Предприниматели могут договориться о дополнительных условиях, например:

  • на каких условиях продлевать соглашение, платит ли заемщик за продление;
  • что делать с задолженностью, если заемщик попал в больницу и не может платить;
  • есть ли ответственность за нарушение договора;
  • каков порядок разрешения споров: по электронной почте, при личных встречах или сразу в суде.

Кредитор может выдать целевой заем — чтобы заемщик гарантированно потратил деньги на нужды компании, а не на шубу для жены. Заемщик подтверждает покупку чеками, квитанциями, актами выполненных работ. Если деньги потрачены не по назначению, кредитор вправе потребовать погасить задолженность и выплатить неустойку, если это прописано в договоре.

В соглашении можно прописать условия, которые не противоречат Гражданскому кодексу. Чтобы составить грамотный с точки зрения закона договор, следует заверить сделку у нотариуса. Это стоит денег и занимает время, но стороны будут защищены в суде, если возникнет спор.

Налоговые последствия займа между юридическими лицами

Ссуды бывают процентными и беспроцентными. Заемщик, который берет ссуду под процент, возвращает долг и платит за пользование деньгами. При беспроцентной ссуде платы нет, но налогообложение займа между юрлицами есть в любом случае.

Процентный заем. Если кредитор выдает заем под проценты, он получает доход. С дохода компания платит налог — от 6% до 20%, зависит от формы налогообложения.

Беспроцентный заем. Ссуда без процентов облагается налогом на материальную выгоду. Компания, которая бесплатно пользуется чужими деньгами, получает выгоду — по закону она равна 5% от суммы задолженность. Налог на материальную выгоду составляет 35% ежемесячно, пока действует срок займа юрлица юрлицу.

Если собственник бизнеса занял 100 000 рублей, материальная выгода равна 5000 рублей, а ежемесячный налог — 1750 рублей. За год набегает 21 000 рублей, как будто предприниматель брал кредит под 21% годовых. Чтобы не переплачивать, следует оформлять процентный заем под 5% годовых или больше — в этом случае материальной выгоды нет.

Беспроцентный заем между юрлицами имеет налоговые последствия, если сумма превышает 1 млрд рублей, а стороны взаимозависимы. По закону две компании считаются взаимозависимыми, если одна владеет другой на 25% или больше. Государство считает, что кредитор мог получить прибыль, если бы инвестировал этот миллиард, а если есть прибыль, с нее нужно платить налог.

Что нужно знать о займе денежных средств между юридическими лицами

Юрлицо выдает не больше четырех займов в год. Если превысить лимит, компания попадает под уголовную ответственность по статье 172. Чтобы выдавать пять займов или больше, нужно получить лицензию на кредитную деятельность.

Максимальная сумма для наличного займа — 100 000 рублей. Если компания выдает более крупную ссуду, ее нужно проводить по расчетному счету. Нельзя разбивать крупный договор ссуды на несколько мелких — налоговый инспектор усмотрит попытку обмануть закон и выпишет штраф.

Если компания занимает 600 000 рублей или больше, она сообщает об этом в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Это можно сделать через личный кабинет на сайте службы. Если игнорировать требование, придется платить штраф. Юрлицо платит 200 000 рублей, руководитель компании — 20 000 рублей.

Собственник бизнеса вправе тратить ссуду на нужды компании. Он может купить мебель для офиса, но не может поставить ее у себя в квартире.

Срок исковой давности по договору ссуды — три года. В этот период кредитор может обратиться в суд и взыскать деньги с заемщика, если тот перестал платить. Если прошло больше трех лет, заем считается безнадежным — его нельзя взыскать.

Как дать займ юрлицу

Чтобы одолжить деньги, собственники двух компаний:

  • договариваются о существенных и дополнительных условиях;
  • составляют письменный договор и по желанию заверяют его у нотариуса;
  • следят, чтобы не превышать ограничения по количеству займов и наличных сумм;
  • платят налоги: на прибыль с процентов или на материальную выгоду при беспроцентном договоре.

Заемщику выгоднее заключать договор минимум на 5% годовых, чтобы не платить налог с материальной выгоды, но в этом случае кредитор платит налог на прибыль. Деньги, которые компания занимает у другой, можно тратить только на бизнес, даже если договор займа нецелевой.

Займы между юридическими лицами законно ли это

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Одно юридическое лицо планирует выдать займ другому юридическому лицу под 1% годовых. Стороны применяют общий режим и/или УСН. Займы предоставляются в рублях. Юридические лица являются резидентами РФ.
Какие налоговые риски возникают в том случае, если процентная ставка по договору займа будет выше или ниже ставки рефинансирования в случаях, когда юридические лица не являются взаимозависимыми лицами, и в случаях взаимозависимости юридических лиц?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При превышении суммы сделок (доходов по сделкам) всех видов между взаимозависимыми организациями за календарный год суммового критерия в 1 млрд. руб. и при невыполнении условий, установленных пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, договор займа признается контролируемой сделкой. В таком случае стороны вправе признать доходом (расходом) процент по такому договору исходя из ставки в пределах интервалов значений, указанных в п. 1.2 ст. 269 НК РФ.
Если договоры займа не являются контролируемыми сделками (включая договоры с невзаимозависимыми лицами), стороны вправе учитывать доходы и расходы по такой сделке исходя из фактически определенной договором процентной ставки. В этом случае мы не видим налоговых рисков.

Обоснование вывода:
По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Ставка по договору займа может быть установлена сторонами договора займа в любом размере (п. 2 ст. 1, ст. 421, п. 1 ст. 809 ГК РФ).
Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения определены ст. 269 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Из п. 1 ст. 269 НК РФ следует, что если договор займа не отвечает признакам контролируемой сделки, доход (расход) в виде процентов по такому договору признается исходя из фактической процентной ставки, иначе говоря, из ставки, которая предусмотрена договором, без каких-либо ограничений.
В то же время если договор займа является контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент по такому договору исходя из ставки в пределах интервалов значений, указанных в п. 1.2 ст. 269 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ, письма Минфина России от 19.09.2018 N 03-03-06/1/67126, от 06.04.2015 N 03-01-18/19113)*(1).

Договор займа с взаимозависимым лицом

Условия и особенности признания сделок контролируемыми установлены ст. 105.14 НК РФ. В целях налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми для целей налогообложения признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
В ст. 105.1 НК РФ приведен закрытый перечень ситуаций, когда лица признаются взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Однако в силу п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 НК РФ.
Вместе с тем контролируемыми сделками признаются не все сделки между взаимозависимыми лицами, а только те, которые отвечают критериям, предусмотренным ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.14 НК РФ)*(2). При отсутствии обстоятельств, перечисленных в п.п. 2 и 3 ст. 105.14 НК РФ, сделки не признаются контролируемыми даже в случае, если они совершены между взаимозависимыми лицами.
Основанием для признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами является, в частности, превышение суммы доходов по сделкам в календарном году установленного суммового критерия в 1 млрд. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Иными словами, сделки между организациями по общему правилу будут признаваться контролируемыми в том случае, если сумма доходов по ним за календарный год превысит 1 млрд. руб.
Исходя из п. 9 ст. 105.14 НК РФ, в целях применения ст. 105.14 НК РФ суммируются доходы по всем сделкам, совершенным между взаимозависимыми лицами, а не только по сделкам того же вида, что и сделка, в отношении которой ставится вопрос о признании ее контролируемой. При этом сумма доходов исчисляется с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ (письма Минфина России от 22.12.2017 N 03-12-11/1/85902, от 11.02.2016 N 03-01-18/7239, от 11.02.2016 N 03-01-18/7229).
Отметим, кстати, что с 01.01.2017 сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, не признаются контролируемыми независимо от суммовых или других критериев (пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
При определении суммы доходов для целей применения ст. 105.14 НК РФ доходы по сделкам между взаимозависимыми лицами применительно к договорам займа должны определяться исходя из суммы процентов по договорам займа, а не самих заемных средств (письма Минфина России от 23.05.2012 N 03-01-18/4-67, от 14.03.2012 N 03-01-18/2-29, п. 6 письма ФНС России от 11.07.2013 N ОА-4-13/12513@).
При этом оценка суммы доходов при определении лимита, установленного п. 3 ст. 105.14 НК РФ, может осуществляться исходя из рыночных цен, так как при определении суммы доходов по сделкам ФНС России для целей ст. 105.14 НК РФ вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений глав 14.2 и 14.3 НК РФ (письмо Минфина России от 13.08.2013 N 03-01-18/32745).
Таким образом, для оценки налогового риска признания сделки контролируемой организации следует определить сумму доходов по сделкам с взаимозависимым лицом, включив в показатель дохода сумму процентов, которую заимодавец мог бы получить от заемщика.
При всем вышеизложенном согласно пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ (применительно к рассматриваемой ситуации) вне зависимости от того, удовлетворяет ли сделка по договору займа условию пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (суммовому критерию в 1 млрд. руб.), она не признается контролируемой, если организации удовлетворяют одновременно следующим требованиям:
– они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
– они не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
– они не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
– они не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
– отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп.пп. 2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Резюмируя, можно заключить, что договор займа между взаимозависимыми организациями является контролируемой сделкой только в случае, если:
– сумма доходов по всем сделкам между ними за календарный год (сумма цен сделок) превышает 1 млрд. руб.;
– и при этом стороны договора не удовлетворяют требованиям пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ.
Иными словами, договор займа не будет являться контролируемой сделкой, если сумма доходов по всем сделкам между взаимозависимыми организациями за календарный год (сумма цен сделок) будет меньше 1 млрд. руб., а при превышении 1 млрд. руб. – если будут выполняться критерии, установленные пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ.
Напоминаем, что при наличии условий для признания сделки контролируемой налогоплательщик должен уведомить налоговые органы об указанной сделке (ст. 105.16 НК РФ).

Договор займа с невзаимозависимым лицом

В ряде случаев сделки между невзаимозависимыми лицами приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами. Признаки таких сделок приведены в п. 1 ст. 105.14 НК РФ, это:
– посреднические сделки по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг) – при определенных обстоятельствах;
– сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
– сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.
Таким образом, по общим правилам в приведенных обстоятельствах мы не видим оснований для признания договора займа с юридическим лицом, не являющимся взаимозависимым по отношению к организации, контролируемой сделкой.
Вместе с тем еще раз напомним, что общее определение взаимозависимых лиц для целей налогообложения приведено в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, и это определение содержит не столько критерий прямого участия одного юридического лица в другом, но и исходит из особенностей отношений между юридическими лицами как в силу участия в уставных капиталах, так и в соответствии с каким-либо заключенным между лицами соглашением или при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (абзац второй п. 1 ст. 105.1 НК РФ).
Более того, как указано в п. 10 ст. 105.14 НК РФ, даже если сделка не отвечает признакам контролируемой, она может быть признана таковой в судебном порядке по заявлению ФНС России, при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным прочими нормами ст. 105.14 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 24.10.2013 N 03-01-18/44927).

Читайте также:  Порядок гос регистрации юридического лица

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие и порядок признания;
– Энциклопедия решений. Проценты по контролируемым сделкам в целях налогообложения прибыли;
– Энциклопедия решений. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
– Энциклопедия решений. Сделки, не признаваемые контролируемыми;
– Энциклопедия решений. Договор беспроцентного займа;
– Энциклопедия решений. Налоговый учет процентов по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги);
– Вопрос: Одно юридическое лицо планирует выдать заем другому юридическому лицу под 1% годовых. Все стороны взаимоотношений являются резидентами РФ и применяют общий режим налогообложения. Дочерние организации при этом являются сельхозпроизводителями, применяющими налоговую ставку по налогу на прибыль организаций 0% на основании п. 1.3 ст. 284 НК РФ. Может ли одно юридическое лицо выдать заем другому юридическому лицу под 1% годовых в случае, если юридические лица не являются взаимозависимыми лицами, и в случае взаимозависимости юридических лиц (одно из них является учредителем (участником, акционером) другого со 100-процентным участием)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.);
– Вопрос: Какие риски могут быть при заключении договора беспроцентного займа между взаимозависимыми юрлицами (сделка по предоставлению займа между взаимозависимыми лицами не относится к контролируемым)? Можно ли в договоре займа определить процент за пользование займом меньше ставки рефинансирования (например, 3-4%)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.);
– Вопрос: Член совета директоров акционерного общества, являющийся сыном бенефициарного владельца данного общества, планирует предоставить заем акционерному обществу. Сделка будет одобрена Советом директоров как сделка с заинтересованностью. Заимодавец (резидент РФ) акционером общества (российской организации) не является. Его отец является основным акционером с долей 86%. Какие налоговые риски могут возникнуть в связи с этим как у общества, так и у члена совета директоров? Можно ли предоставить беспроцентный заем или заем под минимальный процент, который будет ниже ключевой ставки Банка России? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В письме Минфина России от 30.09.2015 N 03-03-06/2/55797 сказано, что особенности учета процентов по долговым обязательствам по сделкам между взаимосвязанными лицами в случае, если такие сделки не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, в ст. 269 НК РФ не предусмотрены (здесь же пояснено, что для целей главы 25 НК РФ доходы налогоплательщика в виде процентов, полученных по долговым обязательствам по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами, в случае отсутствия у таких сделок в соответствии с НК РФ признаков отнесения к контролируемым определяются исходя из фактической ставки и учитываются на основании п. 6 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов). Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 10.06.2016 N 03-03-06/1/34200.
*(2) Так, например, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ одним из оснований признания сделки контролируемой является то обстоятельство, что одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций.

Компания часто выдает займы: грозит ли ей ответственность за незаконную банковскую деятельность

Выдача займов коммерческими компаниями — часто встречающееся явление в бизнесе. Компании, занимающиеся различной дея­тельностью, могут предоставлять денежные средства взаймы как своим сотрудникам и организациям своего же холдинга, так и сторонним компаниям-партнерам. В определенный момент, когда количество выдаваемых зай­мов конкретной компании становится, по ее мнению, значительным, руководство может задаться вопросом: допустимо ли это? Главное опасение — не будут ли такие действия приравниваться к выдаче кредитов и не привлекут ли компанию к ответственнос­ти за незаконное осуществление банковской деятельности без лицензии? О том, обоснованны ли эти опасения, а также о критериях разграничения деятельности по выдаче кредитов и обычных займов — в этой статье.

Выдачей заемных средств в настоящее время занимаются различные участники оборота — кредитные организации, кредитные кооперативы, мик­рофинансовые организации, однако в законе нет запрета на осуществление такого вида коммерческой деятельности обычными предпринимателями, поскольку на операции по выдаче займов специального разрешения не требуется. В законе нет положения о том, что ее могут осуществлять только вышеперечисленные организации, равно как и нет указания на то, что иные участники оборота ее осуществлять не вправе.

Привлечение денежных средств граждан и организаций во вклады и выдачу кредитов могут осуществлять кредитные организации на основании выданной им ЦБ РФ лицензии.

Вместе с тем в ГК РФ преду­смотрена конструкция договора займа, имеющая сходство с приведенными операциями. Для заключения такого договора наличие банковской лицензии не требуется и специальная правоспособность также не нужна. Наличие у компании общей правоспособности дает ей право выдать займы своим контрагентам на согласованных между ними условиях.

За совершение банковских операций без лицензии могут привлечь к уголовной ответственности

Разграничение приведенных договорных конструкций имеет важное практическое значение, поскольку за незаконное осуществление банковской дея­тельности без лицензии преду­смотрена уголовная ответственность (ст. 172 УК РФ). Она наступает при условии, если причинен крупный ущерб гражданам или сама деятельность сопряжена с извлечением крупного дохода. При этом в ст. 172 УК РФ указано на наступление уголовной ответственности за осуществление незаконной банковской деятельности (банковских операций) без раскрытия содержания такого преступного деяния.

Из анализа сложившейся в настоящее время судебной практики можно увидеть, что по ст. 172 УК РФ может быть осуждено лицо, совершающее такие действия, которые подпадают под признаки банковских операций и при этом их не вправе совершать иные лица в рамках своей предпринимательской деятельности.

Так, например, в одном деле по ст. 172 УК РФ были осуждены члены преступной группы, которые занимались незаконными переводами денежных средств без открытия счетов, обналичивали их по поручениям третьих лиц под видом фиктивных хозяйственных операций, для чего в платежных поручениях делали ссылки на несуществующие договоры поставки, подряда либо изготавливали их без реального исполнения соответствующих сделок, выполняли поручения на транзитный перевод денег и за все свои услуги взимали комиссию в виде процента с сумм переводов. Деятельность этой группы осуществлялась длительное время, она носила стабильный, постоянный характер с четко распределенными ролями внутри группы, с подчинением и четким исполнением указаний организатора, с соблюдением и обеспечением необходимых и заранее продуманных мер безопасности, конс­пирации, защиты от разоблачения, материально-техническим обеспечением (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2014 б/н).

Для применения ст. 172 УК РФ в действиях подсудимых обязательно наличие признаков банковских операций. Такие действия, как обналичивание денежных средств с использованием подставных фирм и фиктивных до­кумен­тов, получение, перевозка и выдача денег, не могут рассматриваться исключительно как незаконная банковская деятельность, поскольку их совершение характерно и для любой другой предпринимательской деятельности. Подобная деятельность группы граждан, совершенная хотя и с использованием отдельных признаков банковской деятельности, образует состав другого преступ­ления — незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), а не незаконную банковскую деятельность, которая является специальным составом по отношению к незаконному предпринимательству (постановление Московского городского суда от 26.09.2014 № 4у/7-5081/14).

Как видно из приведенных примеров, незаконная банковская деятельность проявляется в осуществлении без лицензии ЦБ РФ действий, подпадающих под признаки банковских операций, которые не имеют сходства с любыми иными хозяйственными операциями, для которых наличие лицензии необязательно. Открытие и ведение счетов, осуществление денежных переводов по поручениям клиентов, выдача банковских гарантий, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады денежных средств и драгоценных металлов — эти и другие банковские операции могут совершать только кредитные организации на основании лицензии. За совершение подобных операций без лицензии может наступить уголовная ответственность по ст. 172 УК РФ в случае, если это повлекло причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

Лицензия для заключения договора займа не требуется

А вот такая операция, как выдача займа, прямо предусмотрена § 1 главы 42 ГК РФ, при этом для ее осуществления наличие лицензии в качестве обязательного условия не предусмотрено. Такую деятельность вправе осуществлять любые организации, обладающие общей правоспособностью, возникающей у них после регистрации в ­ЕГРЮЛ.

Кроме того, при выдаче займов заемщикам не причиняется никакого ущерба в принципе, наоборот, им предоставляется имущественное благо, имею­щее для них потребительскую ценность: они получают доступ к финансовым ресурсам в условиях свободного денежного рынка, где не лишены возможности выбрать займодавца из числа имеющихся игроков и наиболее оптимальные для себя условия финансирования. Ограничение деятельности по выдаче займов не допускается, поскольку это противоречит принципу беспрепятственного осуществления гражданских прав, закрепленному в ст. 1 ГК РФ.

Нет никаких оснований для привлечения компании, занимающейся выдачей займов, к административной ответственности, поскольку преду­смотренная ст. 15.26 КоАП РФ ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности применяется только за такие нарушения, как осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности (ч. 1) и нарушение кредитной организацией установленных регулятором нормативов и иных обязательных требований (ч. 2).

Аналогичным образом и в ст. 15.26.1 КоАП РФ установлена ответственность только за нарушение законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности, то есть незаконные действия, осуществляемые непосредственно самими микрофинансовыми организациями.

В судебной практике вопрос разграничения банковских операций и заемных операций регулярно поднимается, в связи с чем участникам гражданского оборота следует учитывать следующие важные аспекты, которые позволят им в случае необходимости доказать, что в их деятельности нет ничего противозаконного.

В силу абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № ­395-1 «О банках и банковской дея­тельности» кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании разрешения ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Следовательно, под банковской деятельностью надлежит понимать совокупность банковских операций, имеющих конечной целью извлечение прибыли.

Из сопоставления договоров сразу видно, что кредитный договор характеризуется особым субъектным составом в отличие от договора займа. Ведь предмет договора займа шире, чем предмет кредитного договора: по нему, помимо денежных средств, могут также передаваться вещи, определяемые родовыми признаками.

Выдача и получение займов, исходя из содержания ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», не являются ни банковской операцией, ни банковской сделкой, следовательно, к банковской деятельности они отнесены быть не могут. Такое же мнение высказывает Минфин России, указывая, что операция по предоставлению займов не отнесена к банковским операциям. Законодательство не устанавливает специальный состав субъектов договора займа, а их предоставление не требует получения лицензии на осуществление банковских операций. При этом закон не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов (письмо Минфина России от 01.06.2010 № 03-11-10/67).

Исходя из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в п. 4 информационного письма от 10.08.94 № С1-7/ОП-555 «Об ­отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике», если учреждения в нарушение устава занимаются как предпринимательской деятельностью выдачей кредитов (независимо от того, за счет каких источников сформированы финансовые ресурсы) под проценты и заключают кредитные договоры без получения лицензий, такая деятельность должна признаваться не соответствующей законодательству со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Когда же одна организация передает заемщику свои свободные средства по договору займа, а последний обязуется возвратить эту сумму, и такая деятельность прямо не запрещена законом и не носит систематического характера, получение лицензии не требуется, в том числе и в случае предоставления займа на условиях уплаты определенных процентов.

Данную позицию в настоящее время разделяют многие окружные арбитражные суды. Они отмечают, что действую­щее законодательство РФ не предусматривает необходимости получения лицензии на осуществление деятельнос­ти по предоставлению займов. Круг лиц, обладающих правом предоставления заемных денежных средств, законодательно не ограничен.

Кроме того, деятельность организации по выдаче займов не может быть признана банковской деятельностью только на основании установления факта предоставления такой организацией заемных денежных средств иным лицам с получением при этом процентов за пользование займом. Банковская деятельность, для осуществления которой требуется получение специальной лицензии, не ограничивается только выдачей заемных денежных средств.

В противном случае запрет взаимного предоставления денежных средств в заем юридическими лицами в условиях свободы договора (ст. 421 ГК РФ) делает невозможным такую свободу, исключает получение прибыли, являющейся основной целью деятельнос­ти коммерческой организации в силу п. 1 ст. 50 ГК РФ (постановления ФАС Поволжского округа от 24.12.2010 по делу № А12-2852/2010, Уральского округа от 08.12.2010 № Ф09-7808/10-C5 по делу № А60-46243/2009-С2, от 08.12.2010 № Ф09-7833/10-C5 по делу № А60-46126/2009-C2 и от 11.10.2010 № Ф09-7797/10-C5 по делу № А60-46032/2009-С2 и др.).

Читайте также:  Договор на автотранспортные услуги с юридическим лицом

Систематическая выдача микрозаймов не микрофинансовой организацией подпадает под понятие недобросовестной конкуренции

2 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № ­151-ФЗ «О мик­рофинансовой дея­тель­нос­ти и микрофинансовых организациях» (далее — Закон № ­151-ФЗ), имеющий важное значение для развития гражданского оборота, поскольку в нем говорится о возможности осуществления коммерческими организациями, не имеющими статуса кредитной организации, в качестве одного из основных видов своей деятельности привлечение займов и их последующую выдачу.

Вовлечение в сферу розничного кредитования новых игроков — микрофинансовых организаций было призвано сделать кредитные продукты для населения, малых и средних предприятий более доступными, упростить процедуры их предоставления, повысить конкуренцию на рынке кредитования.

Основная новелла вышеука­занного закона заключается в том, что теперь и коммерчес­кие и даже некоммерческие организации, за исключением бюджетных учреждений, имеют право заниматься привлечением денежных средств и выдачей кредитов без каких-либо ограничений в пределах лимита 1 млн руб., включая все проценты за пользование суммой займа на весь период его предоставления (микрозаймы) при выполнении ряда условий.

Прямо в Законе № 151-ФЗ не сказано о том, что другие организации не вправе заниматься деятельностью по выдаче зай­мов на регулярной основе, однако для компании, занимаю­щейся на профессиональной основе выдачей займов под процент, существует риск привлечения к ответственности за нарушение Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) по заявлению конкурентов (например, микрофинансовой организации) или кого-то из недовольных клиентов, поскольку выдаваемые антимонопольным органом предписания на прекращение указанной деятельности суд может оставить в силе и обязать компанию-зай­модавца прекратить вести свой бизнес по выдаче займов. В судебной практике есть негативные примеры.

Так, в одном деле окружной суд, признавая наличие в действиях компании–займодавца признаков нарушения антимонопольного законодательства, мотивировал свои выводы следующим.

На основании ч. 1 ст. 14 Закона № 135-ФЗ не допускается недоб­росовестная конкуренция, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 151-ФЗ юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерчес­кой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр мик­рофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Законодательством РФ для микрофинансовых организаций установлены определенные требования, например, к органам управления, нормативам достаточности собственных средств и ликвидности и т. п.

Из анализа действующего законодательства следует, что сис­тематическая деятельность по предоставлению микрозаймов (до 1 млн руб.) может осуществляться только юридичес­кими лицами либо специально созданными с целью ее осуществления в предназначенной для этого организационно-правовой форме (кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и т.п. ), либо приобретшими статус микрофинансовых организаций посредством внесения ЦБ РФ сведений о них в соответствующий реестр.

В связи с этим деятельность по выдаче займов на систематической основе компанией, не включенной в реестр мик­рофинансовых организаций, подпадает под понятие недоб­росовестной конкуренции, содержащееся в п. 9 ст. 4 Закона № 135-ФЗ по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 этого закона, поскольку, заключая договоры займа без внесения в реестр микрофинансовых организаций, получает преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам — конкурентам, которые работают на данном рынке и не заключают договоры займа без внесения в реестр микрофинансовых организаций, соблюдая все требования, предусмотренные законодательством к мик­рофинансовой деятельности, не избегая контроля со стороны государства (постановление АС Уральского округа от 09.02.2015 по делу № А50-5904/2014).

Для квалификации действий займодавца как незаконной банковской деятельности необходимо осуществление им не одной, а целого комплекса операций

Однако, отметим, что положения Закона № 151-ФЗ, равно как и нормы иных законодательных актов, не исключают возможности выдачи займов компанией без регистрации в качестве микрофинансовой организации. Об этом, в частности, свидетельствует судебная практика, сложившаяся после принятия данного закона.

Так, к примеру, ФАС Уральского округа в одном деле на основе анализа норм ст. 49, п. 1 ст. 809, п. 1 ст. 810, п. 1 ст. 819 ГК РФ пришел к выводу о том, что действующее законодательство РФ не предусматривает необходимости получения организацией лицензии при осуществлении деятельности по предоставлению займов, так как круг лиц, обладающих правом предоставления заемных денежных средств, законодательно не ограничен. Кроме того, деятельность организации, связанная с выдачей займа, не может быть признана банковской дея­тельностью только на основании установления факта предоставления такой организацией заемных денежных средств иным лицам с получением при этом процентов за пользование займом. Необходимо также учитывать, что банковская деятельность, для осуществления которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), не ограничивается только выдачей заемных денежных средств (постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2011 № Ф09-9382/10-С5 по делу № А60-46089/2009-С2).

Следовательно, для квалификации действий займодавца как незаконной банковской деятельности необходимо осуществление им не одной, а целого комплекса операций, на проведение которых требуется наличие лицензии. Осуществление же только одной-единственной операции по выдаче денежных средств достаточных оснований для квалификации операций зай­модавца в качестве незаконной банковской деятельности не имеется.

Заемщик, взявший денежные средства взаймы, но уклонившийся от их возврата, не сможет ссылаться на отсутствие у займодавца специального разрешения (лицензии) на выдачу займов, поскольку в любом случае при доказанности фактов выдачи займа и наличия просроченной задолженности суд удовлетворит требования займодавца (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 16.10.2013 по делу № 33-3531-2013).

Таким образом, следует признать, что действующим законодательством РФ прямо не установлен запрет на заключение договоров займа обычными хозяйствующими субъектами. Они вправе заниматься такой деятельностью. Вместе с тем такая деятельность для хозяйствующих субъектов не должна быть единственной и наряду с ней они, не формально указав в уставе, а фактически должны заниматься и другими видами хозяйственной деятельности.

О последствиях беспроцентного займа

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Шпилевая и Елена Королева рассказывают, влечет ли заключение между юридическими лицами беспроцентного договора займа какие-либо юридические и налоговые последствия.

Правомерно ли заключение между юридическими невзаимозависимыми лицами беспроцентного договора займа? Какие могут быть юридические и налоговые последствия в данном случае?

Отношения по договору займа регулируются главой 42 “Заем и кредит” ГК РФ.

Пункт 1 ст. 807 ГК РФ устанавливает, что по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно п. 1 ст. 809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующим в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо – в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Из приведенных норм следует, что размер процентов по договору займа регулируется условиями договора. При этом ГК РФ не устанавливает каких-либо ограничений по их размеру, равно как и не содержит запрета на заключение между юридическими лицами беспроцентного договора займа. Однако заем между юридическими лицами признается беспроцентным только при условии, что это прямо предусмотрено договором. В случае если стороны не включили в текст договора условие о беспроцентности денежного займа, но и не определили размер процентов, то такой договор беспроцентным не считается, а размер процентов определяется равным ставке рефинансирования, действующей на день уплаты основного долга по договору займа.

Отметим также, что правило п. 4 ст. 575 ГК РФ, согласно которому в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение, к беспроцентным договорам займа неприменимо, поскольку отсутствие начисления процентов по возмездному договору, каким является договор займа, не приводит к передаче одной стороной договора другой его стороне вещи в собственность либо имущественного права или к освобождению этой другой стороны от имущественной обязанности перед кем-либо, а следовательно, не влечет возникновения отношений по договору дарения (ст. 572 ГК РФ). Такой же позиции придерживаются и суды (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 11.03.2010 N КГ-А40/397-10).

В отношении исчисления налога на прибыль и НДС необходимо отметить следующее.

Статьей 247 НК РФ установлено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Под доходами в целях этой главы НК РФ понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав, а также внереализационные доходы, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

Соответственно, п. 12 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований.

В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами “Налог на доходы физических лиц” и “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса РФ.

Порядок определения материальной выгоды и ее оценки при получении беспроцентного займа главой 25 НК РФ не установлен.

Минфин России также выразил свою позицию о том, что беспроцентные займы для заемщика не имеют налоговых последствий (письма от 11.05 2012 N 03-03-06/1/239 и от 18.04.2012 N 03-03-10/38, от 02.04.2010 N 03-03-06/1/224). Аналогичное мнение выражено в письмах УФНС России по г. Москве от 22.11.2011 N 16-15/112957@, от 27.09.2011 N 16-15/093520@.

Заметим, что никаких доходов, подлежащих налогообложению, не возникает и у организации, выдавшей беспроцентный заем. Этот вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.03.2013 N Ф03-364/13 по делу N А51-5878/2012, ФАС Поволжского округа от 23.04.2010 N А72-15093/2009, Московского округа от 28.07.2010 N КА-А40/7751-10), а также согласуется с позицией Минфина России (письмо от 11.08.2011 N 03-03-06/2/120).

Обратите внимание, что в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ внереализационным доходом признается доход в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.

Согласно пп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения дохода в виде кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности является последний день отчетного (налогового) периода.

Таким образом, в случае списания задолженности по договору займа организация должна будет отразить списанную кредиторскую задолженность в составе внереализационных доходов с соответствующим отражением этих доходов в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Статья 146 НК РФ содержит перечень операций, которые подлежат обложению НДС. Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

При этом перечень операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, установлен ст. 149 НК РФ.

Так, пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что операции займа в денежной форме, включая проценты по ним, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, операции по передаче заимодавцем заемщику суммы денег и возврату заемщиком этой суммы денег не являются объектом налогообложения (также смотрите письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-07-07/40).

Отдельно отметим, что в случае, если стороны договора беспроцентного займа признаются взаимозависимыми лицами, возникает вероятность признания сделки по его предоставлению контролируемой.

По мнению Минфина России, если договор займа является контролируемой сделкой, компания-заимодатель должна включить в базу по налогу на прибыль сумму процентов, которую она получила бы, если бы выдала не беспроцентный, а процентный кредит (письма от 24.02.12 N 03-01-18/1-15 и от 18.07.12 N 03-01-18/5-97).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Ссылка на основную публикацию