Правила предоставления коммунальных услуг юридическим лицам
Коммунальные услуги: понятие, порядок предоставления, оплата
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и т.п., регулируют «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).
Что вообще подразумевает под собой понятие «коммунальные услуги»? Отвечая на этот вопрос, можно разделить все виды коммунальных услуг на следующие:
а) холодное водоснабжение;
б) горячее водоснабжение;
Необходимо отметить, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее – конклюдентные действия).
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.
в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Исполнитель, то есть организация, выбранная жильцами многоквартирного дома для обеспечения последнего коммунальными ресурсами, обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
г) принимать в порядке и сроки, которые установлены Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, – также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;
д) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
е) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва и т.п.
а) при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности – принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий;
б) информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
в) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
г) нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору:
а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный Правилами;
г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов – сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
иными основаниями, установленными в Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме) и т.п.
Информация, изложенная в данной памятке, является основой, которую должен знать каждый потребитель коммунальных услуг. Она необходима для того, чтобы каждый потребитель знал, исполнение каких обязанностей он вправе требовать от исполнителя, оказывающего коммунальную услугу, о том, на основании чего возникают отношения по оказанию коммунальных услуг, и какие виды договоров различают. А также то, какую информацию должен получать потребитель в каждой квитанции, во избежание оплаты лишних денежных средств.
© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2022
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4
Коммунальные услуги юридическим лицам
Коммунальные услуги для юридических лиц предоставляются на весь комплекс владений в многоквартирном доме либо любом другом сооружении, подключённым к инженерно-техническим коммуникациям. Плата за предоставление коммунальных услуг не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя, ведь некоторые виды коммуналки потребляются не только в жилищном быту, но и в производственном процессе.
Юридическое лицо как потребитель коммунальных услуг
Коммунальные услуги юридические лица получают наравне с обычными жителями многоквартирных домов.
В этом смысле потребление может выражаться в следующих формах:
- Потребление коммунальных услуг на обеспечение нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности юридических лиц.
- Потребление с целью содержания жилых помещений, принадлежащих юр. лицам.
- Потребление коммунальных услуг в производственных целях.
Форма потребления имеет большое значение, так как оплата услуг производится в соответствии с такой формой. Так, если лица юридические услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) потребляют в форме содержания жилых помещений, то порядок оплаты устанавливается такой же, как и для обычных жителей таких помещений.
Если помещения используются в производственных целях, то порядок взаимоотношений с поставщиками услуг регламентируется в особом порядке. Однако это не лишает права заключать соглашения с посредниками, к примеру, управляющими компаниями или ТСЖ (товарищество собственников жилья).
В чём же заключается основное отличие от потребления коммуналки физическими лицами? В отличие от физических лиц, для которых устанавливаются общие условия федеральными и местными законодательными актами, для каждого юридического лица, если оно потребляет коммуналку в целях производства, условия устанавливаются отдельно, специальным соглашением.
То есть, отношения юр. лиц с поставщиками или посредниками преимущественно регламентируются общими гражданско-правовыми нормами, а также нормами ведения хозяйственной деятельности. Ответственность и последствия нарушения договорных правил также определяются самими соглашениями.
Виды поставляемых коммунальных услуг
Виды услуг, отнесённых к категории коммунальных, определены в Постановлении Правительства от 06.05.2001 № 354.
Таким образом, другие услуги не могут быть включены в категорию коммунальных. Однако жилищная организация вправе включить в перечень расходов, а соответственно и плат, свои издержки на содержание многоквартирного дома.
В случае с юр. лицами услуги, помимо коммунальных, могут быть представлены исключительно при наличии соответствующего условия в соглашении. Но в многоквартирных домах такие услуги могут быть включены в квитанцию, если соглашением не определено иное или же соглашение отсутствует вовсе.
Многое зависит от того, осуществляет ли сама организация траты на содержание и использует ли иные помещения в МДК (многоквартирном доме). Как правило, траты на обеспечение работоспособности инженерно-технических коммуникаций включаются в квитанцию в любом случае.
А вот нужно ли платить юр. лицу за ремонт, необходимо определять в соглашении. Если такого соглашения нет, то жилищная организация вправе на своё усмотрение распределить подобные траты и на юр. лиц, пользующиеся помещениями нежилого типа в МКД.
Однако, если юр. лицо является владельцем помещения жилого типа, то оплата производится по общим правилам, а траты на ремонт и обеспечение распределяются и на них.
Поэтому очень важно учесть, какой тип здания находится во владении юр. лица.
Кроме того, особое значение нужно уделить основанию владения помещением. Так, если помещение используется по праву собственности, то организация или предприятие несёт полную ответственность, которую несёт любой другой собственник жилья в доме.
Основные обязанности юр. лиц при потреблении коммунальных услуг
Как правило, стороны гражданско-правовых соглашений вправе самостоятельно определять их условия. Но исходя из практики предоставления юридическим лицам услуг коммунального характера, можно выделит определённые общие нормы, включая обязательства юр. лица при потреблении коммуналки.
Для начала стоит отметить, что юр. лица в подобных правоотношениях выступают в виде заказчика, а не как потребитель. Подобным образом поставка коммуналки и характеристика взаимоотношений сразу приобретает несколько иную природу.
Так, можно выделить следующие обязанности юр. лица при потреблении услуг коммуналки:
- Оплачивать потреблённые услуги способом, установленным соглашением. Обычно устанавливается плата за потребление по истечении соответствующего месяца в течение определённого периода. К примеру, может быть назначена обязанность по оплате в течение недели по истечении соответствующего месяца потребления.
- Соглашением может быть предусмотрена обязанность юр. лица обеспечивать сохранность оборудования, позволяющего поставлять коммунальные услуги.
- Заказчик берёт на себя все расходы по ремонту инженерно-технического оборудования на территории своего помещения (участка и так далее).
- Обеспечить на территории своего помещения соблюдения норм пожарной, санитарной, эксплуатационной безопасности.
- Не осуществлять без согласования с поставщиком дополнительные подключения к линиям снабжения.
- Использовать инженерно-техническое оборудование поставщика в соответствии с его назначением.
- Своевременно осведомлять поставщика о сбоях в системе снабжения, аварийных ситуациях, возникших в связи с поставкой определённых видов коммунальных услуг.
За нарушение правил, устанавливаемых соглашениями, юр. лица привлекаются к ответственности. Так, по общему правилу, поставщик услуг может прекратить поставку, если заказчик не оплачивает услуги в течение трёх месяцев.
При этом расходы поставщика, связанные с отключением и последующим подключением, несёт сам заказчик.
Потребление юр. лицами коммуналки за владения в МДК
Поставка юр. лицам коммунальных услуг осуществляется исключительно при наличии соответствующего договора. К примеру, жильцы многоквартирных домов могут стать участниками таких отношений, не заключая никакого договора, а лишь имея лицевой счёт на своё жилище.
Когда юр. лицо потребляет коммуналку за обособленно стоящее помещение, в том числе и жилое, то без соглашения ему услуги не предоставляются ни в коем случае. А вот при владении помещениями в многоквартирных домах они становятся потребителями автоматически.
Большинство организаций, подразумевая, что у них без договора никаких обязательство не возникает, не спешат заключать соглашение с поставщиком или жилищной организацией. В свою очередь, жилищные организации также не настаивают на этом, рассматривая юр. лицо как обычного жителя многоквартирного дома.
Закон точной регламентации такой ситуации не содержит. Однако судебная практика богата подобными примерами. В большинстве случае суды обязывают организации оплачивать потреблённую коммуналку даже при отсутствии соглашения.
Так, основные правила, на которые опираются суды, заключаются в следующем:
- Некоторые суды полагают, что не оплаченные за коммуналку средства представляют собой необоснованное обогащение, которое взыскивается в пользу пострадавшего лица, то есть поставщика или жилищной организации, управляющего хозяйства.
- Другие суды, подразумевая, что место располагается в МКД, применяют правила жилищно-коммунального законодательства. Эти правила устанавливают обязательство каждого владельца в МКД, по которому оплачиваются коммуналки.
С 2011 года в данной области действует правило, согласно которому поставщик заключает сделку со всем МКД при его вводе в эксплуатацию. Уполномоченные органы не дают разрешение на ввод в эксплуатацию соответствующего дома, пока не будет заключено соглашение с коммунальщиками.
При этом кто является собственником помещений, а кто им станет в будущем, не имеет значения. Каждый собственник автоматически становится участником данного соглашения.
Отношения ТСЖ и собственника – юр. лица
Когда в качестве жилищной организации выступает управляющая компания, которая, по сути, является коммерческим предприятием, вопросов по поводу заключения соглашений с юр. лицами не возникает. Но ведь ТСЖ является некоммерческой организацией. Соответственно возникает вопрос, а может ли ТСЖ вступать в коммерческие отношения?
Хотя ТСЖ является организацией некоммерческого типа, но уставом определяется, что товарищество может распоряжаться общим имуществом МКД. Что касается поставки коммуналки, то закон рассматривает такие соглашения как коммерческие, но для ТСЖ делается исключение.
В сфере регулирования таких отношений действуют некоторые основные правила, которые также неоднократно отмечались судами в их постановлениях по различным спорам:
- Отказ потребителя, в том числе и юр. лица, от заключения соглашения с ТСЖ для поставки услуг по коммуналке не освобождает его от обязанности оплачивать такие услуги.
- Основные правила регулирования взаимоотношений ТСЖ с другими организациями должны определяться уставом товарищества либо отдельным решением собрания собственников.
- ТСЖ не может отказать юр. лицу в заключении соглашения и поставке услуг коммунального характера.
Одно дело, когда организация выступает владельцем части в МКД. Тогда оно вправе участвовать в управлении ТСЖ по общим правилам. Но зачастую юр. лица выступают арендаторами. В таких случаях закон не запрещает ТСЖ заключать соглашения об аренде. Взаимоотношения в сфере поставки и оплаты коммуналки регламентируются данным соглашением. Так, соглашением может быть установлено нормативное исчисление стоимости коммуналки, а также исчисление в зависимости от показателей потребления.
Однако средства, вырученные от подобных коммерческих отношений, ТСЖ может использовать только на нужды самого МКД в соответствии с целями, определёнными уставом организации, решениями собрания собственников.
Тот факт, что лица выступают арендаторами, не освобождает их от обязательства оплачивать коммуналку. Это было неоднократно отмечено в постановлениях судов различных уровней.
Порядок взыскания задолженности юр. лица
Порядок взыскания с юридического лица долгов по ЖКХ напрямую зависит от типа помещения, в которое такие услуги поставлялись. Так, если это части в МКД, то задолженность является бесспорной и предоставляющие поставщики взыскивают в приказном порядке через суд.
Если же взыскивается задолженность за поставленные ресурсы в обособленное производственное здание или же между поставщиком, посредником и юр. лицом было заключено отдельное соглашение, то взыскание производится по общим правилам разрешения хозяйственно-правовых споров.
В этом смысле законодательство предусматривает несколько способом разрешения конфликта без обращения в судебные органы:
- переговоры;
- претензия;
- прекращение поставки.
Переговоры с юридическими лицами довольно эффективный инструмент, при помощи которого достаточно легко можно разрешить спор по поводу задолженности по коммуналке. Так, если пересмотреть платёжную политику, перевести некоторые расходы на саму организацию и перераспределить задолженность, то юр. лицо пойдёт навстречу. Ведь оно прекрасно понимает, что отключение от сетей снабжения ничем хорошим ему не сулит. При возникновении сложностей можно привлекать юристов в качестве медиаторов.
Претензионный порядок является общим и обязательным досудебным порядком разрешения конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами. Так, поставщик или посредник должен направить письменную претензию с указанием суммы задолженности и требованием оплатить её. При этом необходимо установить срок, в течение которого долг должен быть погашен.
Лишь после направления претензии, в случае если юр. лицо не погашает долг в течение отведённого для этого срока, поставщик может отключить его.
Ответственность юр. лица за просрочку платежа
Порядок назначения и расчёта штрафных санкций на потребление обособленного производственного здания осуществляется согласно договору либо общим правилам гражданского законодательства. Однако для зданий, включая нежилые в МКД, способ начисления штрафных санкций определяется жилищным законодательством и специальными актами правительства.
Так, на сегодняшний день существуют следующие основные правила назначения и исчисления штрафных санкций за долги по коммунальным услугам в многоквартирных домах:
- Начисление пени производится лишь с 30 дня просрочки. То есть за первый месяц просрочки поставщик не вправе назначать какие-либо денежные штрафы на потребителя.
- Размер пени строго определён законодательством. Так, он равен 1/300 части ставки Центрального банка за день просрочки. Данная ставка регулярно изменяется, так что расчёт осуществляется исходя из действующей на дату просрочки процентной ставки.
- После трёх месяцев просрочки оплаты долга поставщик вправе начислять пеню в размере 1/130 части ставки ЦБ.
- Общий размер начисленной за весь срок просрочки пени не может быть больше половины всей суммы задолженности.
Стоит отметить, что отключить от сетей снабжения потребителя, в том числе и юр. лица в многоквартирном доме, возможно только после трёхмесячной просрочки платежа.
Оказание коммунальных услуг
Правила, устанавливающие порядок предоставления коммунальных услуг в 2019 году, строго регламентируют отношения между собственниками помещений и поставщиками ресурсов, а именно:
- права и обязанности потребителей и поставщиков услуг;
- условия и порядок оформления соглашения на поставку ресурсов;
- порядок проведения мероприятий, направленных на контроль качества коммунальных услуг;
- методику вычисления стоимости предоставляемых услуг.
Но что же представляет собой само понятие «коммунальные услуги»? Как рассчитывается их стоимость и какие изменения ждут граждан РФ в 2019-2022 годах?
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-33-82 Бесплатный звонок для всей России.
Что такое коммунальные услуги?
Коммунальные услуги (КУ) – результат деятельности, направленной на поддержание безопасной и комфортной эксплуатации жилого или коммерческого помещения пользователем. В свою очередь, правом на пользование такими услугами в 2019 году обладают:
- собственники помещений и члены их семьи;
- граждане, получившие недвижимость от кооператива;
- лица, арендующие жилые или коммерческие помещения в многоквартирном доме.
Внимание
В качестве потребителя коммунальных услуг может выступать как физическое, так и юридическое лицо, ИП.
Правовая основа
Законодательным актом, регламентирующим отношения в сфере КУ, является Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. Данный документ устанавливает правила предоставления коммунальных услуг пользователям, а также отражает основные изменения:
- информацию о пересмотре коэффициентов, используемых при расчете тарифов на КУ;
- информацию об изменении тарифов;
- информацию об изменениях в порядке установки приборов учета.
К сведению
Основные права и обязанности собственников жилья, связанные с созданием ТСЖ, оплатой коммунальных услуг и выбором управляющей компании отражены в Жилищном кодексе Российской Федерации (разделах VI, VII, VIII соответственно).
Еще одним важным документом, регламентирующим методологию учета коммунальных услуг, является Приказ Росстата №234 от 26.06.2013. Основным отличием данного законодательного акта становится тот факт, что в объеме КУ здесь отражены не только услуги, входящие в основной перечень, но и работы, связанные с ремонтом, монтажом и настройкой эксплуатируемых приборов учета.
Кроме того, в своей работе по обеспечению ресурсами, ЖК организации руководствуются Гражданским кодексом РФ, КоАП РФ, Водным кодексом РФ, Федеральными законами № 69, № 210.
Перечень коммунальных услуг в 2019 году
Согласно п.4, гл. II Постановления Правительства №354, в перечень коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям жилых и коммерческих помещений в 2019 году, входит:
Снабжение холодной водой | Круглосуточная подача холодной воды надлежащего качества (очищенной от патогенных микроорганизмов, вредных химических соединений) по центральной или внутридомовой сети. |
Снабжение горячей водой | Круглосуточная подача горячей воды надлежащего качества, температурой от +40 0 до +75 0 С. Перерыв в подаче горячей и холодной воды допустим в пределах 8 часов или суток (при условии крупных аварий). |
Водоотведение | Вывод стоковых канализационных вод по централизованным сетям. |
Электроснабжение | Бесперебойная подача электрической энергии в объемах, достаточных для эксплуатации приборов, установленных в многоквартирном доме. |
Газоснабжение | Круглосуточная подача газа по централизованной сети. В случае отсутствия последней допустимо предоставление ресурса в газовых баллонах. |
Отопление | Подача теплоэнергии по централизованным или внутридомовым сетям на протяжении всего отопительного сезона для поддержания температуры в отапливаемых помещениях не ниже 18 0 С. Допустим перерыв в подаче не чаще, чем на сутки в месяц, при этом: Ø не более 16 часов подряд при среднесуточной температуре в +12 0 С; Ø не более 8 часов подряд при среднесуточной температуре в +10 0 С; Ø не более 4 часов подряд при среднесуточной температуре в +8 0 С. |
Вывоз ТБО | Сбор, вывоз, обезвреживание и захоронение бытовых отходов в количестве, вырабатываемом пользователями жилых и коммерческих помещений. |
ВАЖНО
К коммунальным услугам, оплачиваемым пользователями, не может относиться пункт, не относящийся к конкретному дому, например, плата за газоснабжение, при его отсутствии, взиматься не может.
Кто занимается предоставлением коммунальных услуг в 2019 году?
Согласно п.8, гл. II, Постановления № 354, исполнителем коммунальных услуг в 2019 году может являться юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы) или ИП, при этом:
- для собственников помещений исполнителем является управляющая компания или иная организация, обслуживающая многоквартирный дом;
- для арендаторов – непосредственно арендодатель или организация, уполномоченная им.
В Жилищном кодексе РФ, а именно в ст. 161, перечислены основные способы управления МКД:
- посредством ТСЖ;
- посредством жилищного или иных кооперативов;
- посредством управляющей компании;
- путем непосредственного управления.
Исполнителем КУ может быть назначена как управляющая компания, ТСЖ или кооператив, так и непосредственно ресурсоснабжающая организация, при этом:
Управляющая компания | Становится Исполнителем с даты, указанной в решении собственников помещений МКД. |
ТСЖ или кооператив | Предоставляет КУ с даты его регистрации, но не ранее даты, указанной в договоре с ресурсоснабжающей организацией. |
Ресурсоснабжающая организация | Приобретает статус Исполнителя с даты, указанной в решении общего собрания собственников жилых и коммерческих помещений. |
Функции и обязанности ЖКХ по оказанию коммунальных услуг
Обеспечение многоквартирного дома коммунальными услугами надлежащего качества и в необходимом объеме в 2019 году – основная обязанность управляющей компании, ТСЖ или кооператива. Таким образом, к основным функциям ЖКХ относится:
- контроль над качеством предоставляемых услуг и своевременностью их подачи ресурсоснабжающей организацией;
- расчет и прием платежей за КУ, контроль за своевременностью поступления денежных средств от собственников помещений;
- распределение полученных средств, поиск контрагентов, заключение договоров, составление смет;
- создание условий, обеспечивающих эффективную и безопасную эксплуатацию помещений, расположенных в МКД;
- взаимодействие с пользователями КУ, решение спорных вопросов, рассмотрение жалоб и предложений.
Порядок предоставления коммунальных услуг в 2019 году
Основным законодательным актом, регламентирующим предоставление КУ в 2019 году населению, является Постановление Правительства № 354. Согласно п.3, гл. II, коммунальные услуги поставляются пользователям на следующих условиях:
- Обеспечение ресурсами потребителей, проживающих в многоквартирном доме (МКД), начинается с момента:
- возникновения права собственности на жилое или коммерческое помещение;
- предоставления помещения членам кооператива;
- заключения договора аренды;
- ввода МКД в эксплуатацию застройщиком;
- ввода МКД в эксплуатацию и передачу помещения собственнику.
- Полнота предоставления всех коммунальных услуг, указанных в п.4, гл. II Постановления № 354, зависит от степени благоустройства МКД.
- Подача ресурсов производится круглосуточно (круглый год или в определенный промежуток времени), допустимы перерывы, не превышающие установленные действующим законодательством нормы.
- Обеспечение ресурсами производится в объеме, достаточном для всех пользователей, в пределах пропускной способности инженерных внутридомовых систем.
- Качество КУ, предоставляемых населению, должно строго соответствовать нормам, указанным в Приложении №1 (к Постановлению № 354).
- Обеспечение услугами производится при условии, что все внутридомовые коммуникации исправны и готовы для предоставления ресурсов.
Отличие коммунальных и жилищных услуг
Как говорилось ранее, перечень КУ ограничен 7 пунктами и включает в себя ресурсы, необходимые для жизнедеятельности пользователей и собственников помещений МКД. Жилищные услуги несколько отличаются от вышеописанных и включают в себя:
- предоставление жилых и коммерческих помещений для постоянного/временного пользования;
- содержание, текущий и капитальный ремонт общедомовых помещений и коммуникаций.
Таким образом, взносы за ЖУ включают в себя платежи:
- за пользование помещением (для арендаторов);
- за управление и ремонт МКД.
Внимание
С 2018 года, на основании Постановления правительства №1498 от 26.12.16, оплата ОДН относится к жилищным услугам (ранее данный платеж относился к КУ).
Тарификация и задачи тарифного регулирования
Тарифное регулирование является неотъемлемым инструментом в функционировании рынка коммунальных услуг в 2019 году. Все дело в том, что организации-исполнители всегда обладают большей информацией, чем потребители, а данный факт приводит к использованию монопольной власти для собственной выгоды. Таким образом, тарификация выполняет роль баланса между интересами двух сторон.
К основным задачам тарифного регулирования коммунальных услуг относят:
Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-33-82 Бесплатный звонок для всей России.
Методика планирования и расчета
Порядку расчета и оплаты КУ посвящен VI раздел Постановления Правительства № 354, согласно которому существует несколько методик расчета платежей:
- на основании показаний, снятых с приборов учета;
- на основании нормативов потребления (при полном отсутствии приборов учета);
- на основании показаний приборов и нормативов потребления.
К сведению
Основные рекомендации по методике расчета коммунальных платежей в 2019 году указаны в Приложении №2 (к Постановлению Правительства №354). Данный документ содержит в себе все основные формулы, на основании которых происходит вычисление итоговой суммы за КУ.
Порядок оплаты коммунальных услуг
Организация-исполнитель в обязательном порядке предоставляет своим пользователям порядок оплаты коммунальных услуг путем внесения соответствующих пунктов в договор, а также размещает актуальную информацию на официальном сайте либо на стендах в подъездах МКД.
Внесение ежемесячных платежей в счет оплаты потребляемых ресурсов производится на основании:
- счетов, предоставляемых исполнителем, и содержащих детализированную информацию о сумме и сроках погашения;
- данных, размещенных на интернет-ресурсах.
Сроки оплаты коммунальных услуг в 2019 году устанавливаются несколькими способами:
- На основании ст. 155 ЖК РФ, платеж должен быть внесен не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
- На основании договора, заключенного между поставщиком услуг и исполнителем. В данном случае сроки могут отличаться от установленных действующим законодательством.
ВАЖНО
В случае несоблюдения сроков, установленных компанией-исполнителем или государством, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в виде начисления пени.
Оплата коммунальных услуг юридическими лицами
Потребителем КУ может являться не только физическое лицо, но и юридическое. В зависимости от основания, на котором юр.лицу было передано помещение, оплата коммунальных услуг может производиться:
- Напрямую поставщику услуг. В данном случае платежи могут вносить как собственники помещений, так и арендаторы.
- Собственнику помещения. Если пользование квадратными метрами производится на основании договора аренды, платежи за коммуналку могут перечисляться непосредственно владельцу недвижимости (после предоставления квитанции или любого другого подтверждающего документа).
Итак, юридические лица вносят плату за предоставляемые ресурсы на основании документов, в сроки, указанные в действующем законодательстве или договоре, путем наличного или безналичного расчета.
Льготы
В условиях нестабильной экономической ситуации оплата коммунальных услуг становится для некоторых категорий граждан попросту непосильной. Именно поэтому Правительство РФ поддерживает население при помощи введения льгот для:
- многодетных семей, воспитывающих трех и более детей младше 18 лет;
- участников ВОВ и членов их семей;
- инвалидов детства, 1 и 2 группы;
- участников боевых действий, лиц, несущих государственную службу, ветеранов труда;
- жителей блокадного Ленинграда;
- почетных доноров РФ и Советского Союза;
- лиц, пострадавших во время аварии на ЧАЭС.
Внимание
Льготы, предоставляемые некоторым категориям граждан, распространяются на коммунальные и жилищные услуги.
За что можно подать жалобу на оказание коммунальных услуг?
Пользователи КУ, не удовлетворенные качеством поставляемых ресурсов, в 2019 году вправе обратиться с жалобой на управляющую компанию, ТСЖ, кооператив или организацию, предоставляющую коммунальные услуги. Как правило, для этого существует ряд оснований:
- Перерывы в подаче холодной и горячей воды, превышающие законодательно установленную продолжительность. Отсутствие водоснабжение на протяжении времени, превышающего сутки, является основанием для обращения в организацию, управляющую МКД.
- Подача холодной воды ненадлежащего качества (содержащую вредоносные химические элементы и микроорганизмы). Свое обращение, в данном случае, желательно подкрепить заключением независимого эксперта, изучившего образцы, взятые из внутридомового водопровода.
- Перерывы в электро- и газоснабжении в течение времени, превышающего законодательно установленные нормы.
- Подача газа ненадлежащего качества и в количестве, недостаточном для комфортного потребления всеми пользователями.
- Задержка в подаче отопления. Как правило, отопительный сезон начинается в сроки, установленные индивидуально для каждого региона, однако, резкое снижение среднесуточной температуры является веским основанием для преждевременного начала сезона.
- Подача горячей воды низкой температуры (менее 40 0 С).
- Несвоевременный или неполный вывоз ТБО.
- Неоправданное завышение тарифной ставки на КУ.
- Неправильный расчет суммы, указанной в квитанции на оплату. Завышенная плата за пользование КУ является нарушением прав пользователей, поэтому правильность расчета очередного платежа должна проверяться как сотрудниками организации-исполнителя, так и пользователем.
Жалобы на предоставление коммунальных услуг в 2019 году касаются исключительно ресурсов, перечисленных выше. Претензии к состоянию внутридомовых коммуникаций, помещений общего пользования и конструкции МКД относятся к жалобам на предоставление жилищных услуг.
Куда подается жалоба?
Для эффективного и быстрого решения возникающих проблем направить жалобу, в первую очередь необходимо руководству организации, отвечающей за управление МКД. Как правило, 70% конфликтных ситуаций решается без привлечения сторонних организаций и контролирующих органов.
В случае отсутствия результата после передачи жалобы на оказание коммунальных услуг в 2019 году, заявитель вправе обратиться в любой из нижеперечисленных органов:
- Роспотребнадзор (в отделение, находящееся по месту нахождения МКД или посредством обращения в электронную приемную на официальном сайте).
- Прокуратура. Заявитель вправе обратиться в правоохранительные органы любым удобным способом (лично, через представителя, посредством обращения в электронную приемную).
- Суд. Крайняя инстанция, обращаться в которую стоит в случае, когда досудебное разбирательство не принесло результатов, удовлетворяющих заявителя.
К сведению
Составить жалобу можно как самостоятельно, так и при помощи квалифицированного сотрудника. Данный документ изначально создается в нескольких экземпляров, один из которых остается у заявителя, второй – передается адресату.
Нюансы предоставления коммунальных услуг в 2019 году
Некоторые спорные ситуации и нюансы в сфере КУ были разъяснены Верховным Судом РФ (Постановление №22 от 27.06.17). Таким образом:
- Собственники и пользователи помещений, расположенных в МКД, вправе требовать компенсации и неустойки за неисполнение своих обязанностей управляющей компанией. В данном случае, основанием для перерасчета платежей по КУ является не только акт, подписанные пользователями, но и всевозможные доказательства, собранные свидетелями нарушения.
- Задолженность по оплате перед организацией-исполнителем не является безусловным основанием для прекращения подачи ресурсов. Наказание нарушителей, в данном случае, должно быть соразмерно самому нарушению.
- Денежные средства, вносимые пользователями или их представителями, засчитываются в счет оплаты периода, указанного в документе. Если же плательщик не указал конкретный период, сумма засчитывается за периоды с неистекшим сроком давности.
- Отсутствие договора с управляющей компанией, кооперативом, ТСЖ или ресурсоснабжающей организацией не является основание для отказа от оплаты ресурсов, предоставляемых пользователям помещений, расположенных в МКД.
Организация предоставления коммунальных услуг
Одним из важнейших направлений деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, является обеспечение собственников помещений и граждан, проживающих в доме, качественными коммунальными ресурсами в необходимом объеме.
B настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — постановление № 307), которые довершили формирование общей картины по обеспечению граждан коммунальными услугами. Данные Правила устанавливают основные понятия, используемые при предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребитель — гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ресурсоснабжающая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги — деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электро-, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Предоставление коммунальных услуг осуществляется на основе договоров, порядок заключения которых следующий:
1) составление заявления о заключении договора с приложением необходимых документов;
2) получение в энергоснабжающей организации проекта договора;
3) заключение договора на условиях энергоснабжающей организации либо написание протокола разногласий на договор;
4) согласование разногласий;
5) подписание договора.
При возникновении разногласий по представленному договору (оферте) может быть составлен протокол разногласий. Если протокол разногласий не подписывается противоположной стороной в представленной редакции, то на него составляется протокол согласования разногласий.
При недостижении соглашения разногласия, возникшие при заключении договора, подлежат передаче на рассмотрение суда на основании ст.
Заключение договоров на предоставление коммунальных услуг может осуществляться следующими способами.
1. Управляющие организации, ТСЖ, ЖК или ЖСК приобретают коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, а не производят сами.
B данном случае налаживается система взаимоотношений «население — лицо, управляющее домом — ресурсоснабжающая организация», которая основывается на договорах купли-продажи либо управления и предоставления услуг.
Договор купли-продажи (поставки) коммунальных ресурсов. По этому договору управляющая организация, ТСЖ, ЖК либо ЖСК (являясь при этом потребителем коммунальных ресурсов) заключают договор с ресурсоснабжающей организацией (поставщиком коммунальных ресурсов) на продажу коммунальных услуг. Сторонами договора соответственно являются ресурсоснабжающая организация и потребитель. Содержание договора поставки составляет права и обязанности его сторон помимо норм, содержащихся в ГК РФ. К указанным отношениям применяются специальные нормативные акты, например Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, Федеральный закон от 31 марта 1991 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и др.
Договор управления (если способ управления — управление управляющей организацией) или договор предоставления коммунальных услуг с нечленами ТСЖ. Передача коммунальных ресурсов населению может происходить по различным основаниям, зависящим от выбранного способа управления домом. B частности, управляющая организация предоставляет коммунальные услуги по договору управления, в котором предусмотрена эта ее обязанность. ТСЖ предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, по договору предоставления коммунальных услуг. Если собственник помещения является членом ТСЖ, ЖК, предоставление ему коммунальных услуг осуществляется в соответствии с уставом ТСЖ, ЖК и специального договора не требуется.
2. Исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖК, ЖСК) производит услуги самостоятельно. Если управляющие организации или ТСЖ производят самостоятельно коммунальные ресурсы и предоставляют эти услуги населению, то в системе отношений будет отсутствовать ресурсоснабжающая организация, продающая готовые коммунальные ресурсы, а предоставление населению коммунальных услуг будет осуществляться по основаниям, указанным для способа 1.
3. При непосредственном управлении многоквартирным домом каждый собственник помещения заключает договор о приобретении холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. B этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом обслуживает внутридомовые инженерные системы специализированная организация, привлекаемая по договору собственниками помещений в многоквартирном доме или указанными собственниками самостоятельно. Условия договора
0 приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (постановление № 307).
ПП РФ 1498: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений
Самую большую группу изменений ПП РФ от 26.12.2016 N 1498 внесло в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Как поменялись правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений, расскажем сегодня.
Уточняется понятий «нежилое помещение». Такое помещение должно соответствовать ряду характеристик:
- быть в проектной или технической документации на МКД или в электронном паспорте,
- не является жилым помещением,
- не включено в состав общего имущества в МКД.
К нежилым помещениям приравниваются и части МКД, предназначенные для размещения автомобилей.
Корректируются условия предоставления коммунальных услуг. Так, коммунальные услуги предоставляются потребителям со следующего момента:
- со дня выдачи застройщику разрешения на ввод МКД в эксплуатацию – застройщику по отношениию помещений в МКД, которые он не передаёт по документу о передаче,
- со дня выдачи застройщику разрешения на ввод дома в эксплуатацию, но не ранее принятия помещения в этом доме по документу о передаче – лицу, принявшему это помещение по передаточному акту.
Порядок предоставления КУ в нежилые помещения
Коммунальные услуги:
- ХВС и ГВС,
- тепло,
- электричество,
- газ в нежилое помещение,
- отведение сточных вод
предоставляются на основании договоров ресурсоснабжения. Договоры заключаются в письменном виде с РСО.
РСО выступает в роли поставщика коммунальных ресурсов. А УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК передаёт ей данные о собственниках нежилых помещений в МКД. Собственникам же управляющие организации отправляют уведомления о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения с РСО.
Если потребитель в нежилом помещении не заключил договор с РСО, по которому коммунальные ресурсы должны поставлять в это помещение, объём коммунальных ресурсов РСО будет определять расчётными способами.
Это не распространяется на владельцев машино-мест.
Порядок заключения договоров ресурсоснабжения
Уточняются положения, касающиеся договора ресурсоснабжения. Главные условия – договор заключается в письменном виде и должен соответствовать Правилам предоставления КУ.
Поставка таких коммунальных ресурсов, как:
- ГВС и ХВС,
- электроэнергии,
- тепла,
- газа в нежилое помещение,
- отведения сточных вод,
осуществляется по договору с РСО, составленному с опорой на законодательство РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.
Даже если потребитель не заключил с РСО договор ресурсоснабжения, отказать ему в предоставлении КУ нельзя.
РСО, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, начинает предоставлять КУ собственникам и пользователям:
- если с ними заключён договор – до отказа одной из сторон от исполнения договора,
- если собственники приняли решение об изменении способа управления МКД или о выборе УО,
- в МКД, в отношении которого расторгнут договор о приобретении УО, ТСЖ, ЖСК коммунального ресурса в целях предоставления КУ – до заключения нового договора.
Если РСО не является исполнителем КУ, собственник нежилого помещения в МКД должен в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с РСО представить исполнителю их копии, а также данные об объёмах коммунальных ресурсов.
Обязанности исполнителя
Уточнён перечень обязанностей исполнителя коммунальных услуг. К уже установленным добавились следующие:
- проверка состояния ИПУ, общих и комнатных ПУ, распределителей – не дольше 10 рабочих дней со дня получения заявления,
- определение размера платы за КУ по отоплению по показаниям ОДПУ тепловой энергии,
- использование показаний ОДПУ холодной воды, горячей воды и электричества при определении размера платы за КУ на ОДН.
Ещё одна важная обязанность исполнителя КУ – информирование потребителей. На информационных стендах, на официальном сайте исполнителя или не реже 1 раза в квартал в платёжных документах необходимо размещать данные:
- о последствиях недопуска исполнителя в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проверки ПУ,
- о последствиях вмешательства в работу ПУ.
Также у исполнителя КУ появляются дополнительные права. Так, не чаще 1 раза в 3 месяца он может проводить проверку сведений о показаниях приборов учёта и проверку состояния таких ПУ. Проверять состояние ПУ можно не чаще 1 раза в месяц при условии, что ПУ установлен в месте, куда исполнитель может иметь доступ без присутствия потребителя, или в нежилом помещении.
Исполнитель КУ получает право устанавливать при вводе ПУ в эксплуатацию или при проверках на ПУ контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, с помощью которых можно установить факт несанкционированного вмешательства в работу ПУ.
Исполнители КУ могут устанавливать и вводить в эксплуатацию ОДПУ в МКД, собственники помещений в которых обязаны самостоятельно ставить ПУ в своём доме. А также уведомлять потребителей о возникшем долге по оплате КУ по:
- смс-сообщению,
- телефонному звонку с записью разговора,
- электронной почте,
- через личный кабинет в ГИС ЖКХ.
Права и обязанности потребителя
Потребитель, помимо установленных прав, теперь также может требовать от исполнителя КУ:
- составления акта об установлении технической возможности установки ИПУ и ОДПУ,
- проверки состояния ИПУ, ОДПУ и распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней после получения исполнителем заявления о необходимости проведения такой проверки.
Появляются и дополнительные обязанности. Потребитель КУ обязан использовать ОДПУ, установленные исполнителем или другой организацией. Сохранять установленные исполнителем при вводе ПУ в эксплуатацию и при проверках контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб. А также своевременно и в полном объёме вносить плату за КУ.
О том, как рассчитывается размер платы за КУ, в каких случаях применяется повышающий коэффициент и как проводится проверка приборов учёта, мы расскажем в следующей статье.
Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 мая 2011 г. N 354
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ
ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 N 442,
от 27.08.2012 N 857, от 16.04.2013 N 344, от 14.05.2013 N 410,
от 22.07.2013 N 614, от 19.09.2013 N 824, от 17.02.2014 N 112,
от 25.02.2014 N 136, от 26.03.2014 N 230, от 24.09.2014 N 977,
от 14.11.2014 N 1190, от 17.12.2014 N 1380, от 14.02.2015 N 129,
от 04.09.2015 N 941, от 25.12.2015 N 1434, от 29.06.2016 N 603,
от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 27.06.2017 N 754,
от 09.09.2017 N 1091, от 27.03.2018 N 331, от 15.09.2018 N 1094,
от 15.12.2018 N 1572, от 21.12.2018 N 1616, от 21.12.2018 N 1622,
от 28.12.2018 N 1708, от 23.02.2019 N 184, от 22.05.2019 N 637,
от 13.07.2019 N 897,
с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ
от 19.03.2013 N АПЛ13-82, Решением Верховного Суда РФ
от 31.05.2013 N АКПИ13-394,
Постановлениями Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П,
от 20.12.2018 N 46-П, Решением ВС РФ от 29.04.2019 N АКПИ19-128)
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.
2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением:
а) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил;
б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549;
в) вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта “б” пункта 4 настоящего Постановления;
г) на территориях Республики Крым и г. Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 г.;
(пп. “г” введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2014 N 977)
д) применяются при определении размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом Правил определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1190 “О Правилах определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии”.
(пп. “д” введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1190)
3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230)
4. Министерству регионального развития Российской Федерации:
а) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530;
б) в 3-месячный срок:
утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению;
утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой примерные условия договора управления многоквартирным домом;
представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих в том числе:
исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;
порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;
порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек;
в) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта “б” пункта 4 настоящего Постановления.
6. Признать утратившими силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим Постановлением:
постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501), за исключением пунктов 15 – 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 – 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, от 17.12.2014 N 1380)
пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 “О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3635);
пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N 580 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4273).