Органы юридического лица: понятие, виды

Органы юридического лица: понятие, функции, виды. Представительства и филиалы.

Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы (п. 1 ст. 53 ГК), формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права.

Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников. Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям.

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли (“волеобразующие органы”) и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам – участникам имущественного оборота (“волеизъявляющие”, или исполнительные, органы). К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы.

Вместе с тем исполнительные (волеизъявляющие) органы одновременно всегда являются и волеобразующими. Их деятельность не ограничивается только строгим исполнением воли, сформированной иными органами юридического лица. Более того, в унитарных предприятиях, а также во многих видах учреждений единоличный руководитель (директор) одновременно является единственным волеобразующим и волеизъявляющим (исполнительным) органом. Поэтому закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Поскольку, однако, речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Единоличные органы либо назначаются учредителями (например, собственником имущества унитарного предприятия или учреждения или уполномоченным им органом), либо избираются участниками (учредителями) юридического лица или созданным ими коллективным органом (советом, правлением). Коллективные органы либо избираются всеми участниками (учредителями) (совет директоров, правление), либо состоят из них (общее собрание, попечительский совет). Состав и компетенция органов юридических лиц, а также порядок их формирования (назначение или избрание) определяется законодательством и учредительными документами.

Представительства и филиалы (см. схему). Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного места нахождения. С этой целью оно вправе создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала. Представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью постоянного совершения для него определенных юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), например, в центре того или иного региона. Филиал создается для осуществления всех или определенной части функций (целей) юридического лица, включая и цели представительства (п. 2 ст. 55 ГК). Другими словами, филиал занимается той же деятельностью, что и создавшее его юридическое лицо, но одновременно может осуществлять и функции его представительства. В этой роли может выступать, например, отдельно расположенный цех или иное производство, отделение банка и т.п. Филиалами иногда могут становиться и вполне самостоятельные в экономическом или в структурном смысле организации, если их учредитель – юридическое лицо считает необходимым сохранить полный контроль (и полную ответственность) за их деятельностью.

Создавшие представительство или филиал юридические лица передают им некоторое имущество (обязательно указывая об этом в своих учредительных документах для того, чтобы об этом знали потенциальные кредиторы) и утверждают положения, определяющие содержание и порядок их деятельности. Однако это имущество остается принадлежащим создавшему их юридическому лицу. Ведь представительства и филиалы являются обособленными подразделениями, т.е. частями создавших их юридических лиц. Не будучи самостоятельными юридическими лицами, они не могут иметь собственного имущества и, следовательно, не в состоянии сами участвовать в гражданском обороте. В свою очередь, отсутствие у них гражданской правосубъектности лишает их действия юридического (гражданско-правового) значения.

Для осуществления представительских и иных юридических функций от имени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенному им руководителю (директору) своего представительства или филиала (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК), т.е. конкретному физическому лицу (поскольку выдать доверенность своему подразделению, иначе говоря, вступить с ним в гражданско-правовые отношения представительства невозможно из-за отсутствия у него гражданской правосубъектности). Руководитель представительства или филиала на основании выданной ему доверенности действует от имени и в интересах юридического лица (а не “от имени” филиала или представительства).

Органы юридического лица

Орган юридического лица – его структурное подразделение, вырабатывающее его волю и осуществляющее правоспособность и дееспособность юридического лица в отношениях со всеми другими лицами, поэтому он не может вступать в договорные отношения с этим же юридическим лицом и иметь субъективные права и обязанности, обособленные от субъективных гражданских прав и обязанностей самого юридического лица .

1. Различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Единоличными органами юридического лица являются директор, управляющий, председатель правления, начальник и т. п. Такой орган самостоятельно формирует волю юридического лица и выражает ее во вне или выполняет волю, выработанную коллегиальным органом.

Коллегиальным органом юридического лица может быть президиум, правление, совет и т. п. В корпоративных организациях (хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, общественных объединениях и т. п.) высшим органом управления является общее собрание участников или собрание уполномоченных.

2. Органы юридического лица формируются по-разному:

– избираются участниками (членами);

– назначаются собственником имущества юридического лица;

– нанимаются по контракту с собственником имущества юридического лица или органом, им уполномоченным.

Состав органов, пределы их компетенции, порядок назначения или избрания в виде общего правила определены законами, другими актами законодательства о данном виде юридических лиц и учредительными документами юридического лица.

3. В полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (п.1 ст. 69 ГК).

4. В коммандитном товариществе управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами по правилам о полном товариществе (п.1 ст.83 ГК).

5. Органы хозяйственного общества и управления в хозяйственном обществе определены ст.ст. 33-55 главы 4 Закона о хозяйственных обществах. Органами хозяйственного общества являются органы управления хозяйственного общества и его контрольные органы. Порядок образования органов хозяйственного общества, избрания их членов определены названным Законом, иными законодательными актами и учредительными документами хозяйственного общества. Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества.

В нем также образуются:

– совет директоров (наблюдательный совет) – в соответствии с Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами;

– исполнительный орган (коллегиальный исполнительный орган – правление или дирекция) и (или) едино-личный исполнительный орган (директор или генеральный директор).

Совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный и контрольный органы подотчетны общему собранию участников хозяйственного общества (ст. 33 Закона о хозяйственных обществах). К компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится решение всех вопросов, за исключением тех из них, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления этого общества, определенную Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами хозяйственного общества.

6. В производственном кооперативе высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, исполнительными органами – правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива (п.1 ст.110 ГК).

7. В отличие от корпораций унитарные предприятия управляются только одним органом – единоличным руководителем (директором, управляющим, начальником и т.п.), который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен (п.4 ст.113 ГК). В соответствии с законодательством с руководителем предприятия заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных законодательством.

Руководитель унитарного предприятия решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных законодательством и уставом предприятия к компетенции собственника или уполномоченного им органа.

8. Общественные объединения (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «Об общественных объединениях»), политические партии (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «О политических партиях»), религиозные организации (см. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»), другие общественные образования, являющиеся юридическими лицами, имеют свои органы, определенные их уставами (положениями).

Читайте также:  В учредительных документах юридического лица должны определяться

11. Во внешних отношениях с другими хозяйствующими субъектами юридическое лицо может действовать через своих представителей, которым руководитель юридического лица выдает доверенность.

Создание юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст.47 ГК).

Юридические лица могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, учредители фондов, которые после образования фонда непосредственного участия в их деятельности не принимают.

В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц:

1) Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том. что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица.

2) В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. В разрешительном порядке образуются жилищно-строительные кооперативы.

3) При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц.

В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9090 – | 7335 – или читать все.

Орган юридического лица: понятие и разновидности

Признаки органа юридического лица

Орган юридического лица обладает соответствующими признаками:

  1. Часть или элемент структуры юридического лица, включающая одно или несколько лиц.
  2. Его образование происходит по алгоритму, отображенному в учредительных документах, придерживаясь буквы закона.
  3. Владение правами и инструментами для принятия решений в пределах назначенной компетенции.
  4. Все решения и распоряжения юридического лица должны быть документально оформленными в рамках законодательства при помощи специальных актов. Сюда можно отнести решения, документацию, заключение сделок, предусмотренных компетенцией юридического лица.

В связи с перечисленными особенностями, управленческий отдел юридического лица несет полную ответственность за принятые решения и действия (или бездействие) перед юридическим лицом (п. 3 ст. 53 ГК РФ, постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 62 “О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица”). При этом кредитные обязательства, в которые вступил орган юридического лица, возлагают на юридическое лицо. Но если финансовая несостоятельность юридического лица является следствием действий учредителей юридического лица и членов его органов управления, то этот факт является исключением. И ответственность по этим действиям ложится на указанных частных лиц.

Какие органы юридического лица бывают:

  • органы контроля (это те органы, которые создаются для ревизии действий нижестоящих органов. Создавать их может орган управления);
  • органы совещательного уровня (органы, компетентные в узких вопросах, выполняющие рекомендательную функцию)
  • органы управления юридического лица (непосредственно принимающие значимые решения, заключающие имущественные, финансовые и иные сделки в соответствии с волей юридического лица)

Замечание 1

Каждое отдельно взятое юридическое лицо имеет свою структуру, которая зависит от многих факторов, включая его правовую форму и вид деятельности. При этом каждый отдельный орган юридического лица имеет строго определенную компетенцию.

Виды органов юридических лиц

Органами управления являются:

  1. Высшие органы управления (собрания акционеров или учредителей, формирующие основное направление воли юридического лица). Имеют право реорганизовывать, создавать или ликвидировать предприятие. Наделены правом разрабатывать уставные документы, размеры уставного капитала. При этом совет директоров и контрольно-ревизионный органы создаются и утверждаются в составе с согласия высших органов управления.
  2. Советы директоров с наблюдательной функцией (в его составе обязательно присутствие одного или нескольких учредителей). Совет директоров следит за работой исполнительного органа, разрабатывает финансовую стратегию, участвует в решениях по проведению сделок.
  3. Исполнительный орган. Он может быть коллегиальным или единоличным (зачастую, под исполнительным органом подразумевают генерального директора, имеющего право действовать в интересах юр лица без доверенности). В компетенции исполнительного органа находятся отношения с третьими лицами (исключающие нарушение рамок правоспособности юридического лица), составление договоров (в том числе и трудовых), выдача доверенностей.
  4. Контрольно-ревизионный орган юр лица. Его основной функцией является проведение своевременного аудита юридического лица.

Замечание 2

При всем распределении управленческих функций между различными органами юр лица, только единоличный исполнительный орган в праве представлять интересы юр. лица без оформления доверенности (п. 2 ст. 69 Федерального закона “Об акционерных обществах”, п. 3 ст. 40 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, п. 1 ст. 21 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).

За исключением случаев, предусмотренных законодательством, все остальные лица могут представлять юридическое лицо с соответственно оформленной доверенностью. Это не касается ситуаций с банкротством, где без доверенности могут выступать руководители временной администрации. Именно деятельность без доверенности — главный признак руководителя предприятия-должника.

Места нахождения юр. лица соответствует месту его государственной регистрации, а государственная регистрация при этом производится по месту нахождения исполнительного органа. Если имеет место отсутствие постоянного исполнительного органа (в случае банкротства) это касается органа или лица, имеющего право действовать без доверенности. Эти понятия важны именно для ситуаций с признанным банкротством, так как арбитражный суд рассматривает дела по месту нахождения должника.

Товарищеское хозяйство

Частным случаем действия без доверенности может быть действия любого участника из полного товарищеского хозяйства, где отсутствует подразделения на отдельные органы. Из этого следует, что абсолютно любой участник такого общества может представлять все товарищество, если иное не указано в учредительном договоре.

Также в товарищеских обществах есть вариант совместного участия и для любой сделки необходимо согласия всех участников хозяйства.

Если же дела товарищества вверено вести одному участнику, остальные полные товарищи могут вести дела и заключать сделки только с доверенностью, выданной ответственным участником.

Доверенность, позволяющая выступать от имени юридического лица, выдается генеральным исполнительным органом (руководителем или иным лицом, имеющим эту функцию согласно учредительным документам. (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Органы юридического лица. Учредительные документы юридического лица. Ответственность юридического лица

Органы юридического лица

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 ГК).

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Органы формируют волю юридического лица и обеспечивают его волеизъявление, а вместе с этим реализуют его правоспособность. Орган юридического лица не является субъектом гражданского права , он – лишь часть (элемент) организации.

Виды органов юридических лиц в зависимости:

1) от порядка формирования (образования):

  • созываемыми (общее собрание участников);
  • избираемыми (совет директоров и его председатель);
  • назначаемыми (директор унитарного предприятия);
  • формируемыми на договорной основе (управляющий или управляющая компания как единоличный исполнительный орган в хозяйственных обществах);

2) от обязательности:

  • обязательными (общее собрание участников, директор);
  • факультативными (наблюдательный совет в производственных кооперативах, советы директоров в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью, а иногда – и в акционерных обществах, правление или дирекция в хозяйственных обществах);

3) от характера деятельности:

  • действующими периодически (общее собрание участников, совет директоров);
  • действующими постоянно (директор);

4) от коллегиальности:

  • коллегиальными (общее собрание участников, совет директоров, правление, попечительский совет);
  • единоличными (директор, управляющий);

5) от осуществляемой функции:

  • волеобразующими (общее собрание участников, совет директоров);
  • исполнительными (правление или дирекция, директор);
  • контрольными (ревизионная комиссия, ревизор).

Особым (“чрезвычайным”) органом юридического лица с широкими полномочиями является ликвидационная комиссия (ликвидатор) (п. 3 ст. 62 и ст. 63 ГК).

Виды органов, их структура, иерархия, порядок формирования, компетенция (полномочия), а также другие связанные с ними вопросы предопределяют форму юридического лица, а также его принадлежность к коммерческим или некоммерческим организациям.

Читайте также:  Приостановление ликвидации юридического лица

При этом необходимо учитывать, что:

  1. органы не являются обязательным атрибутом юридического лица и его имманентным признаком, в ряде случаев юридическое лицо существует в условиях полного их отсутствия, а иногда может не иметь тех органов, формирование которых носит факультативный характер;
  2. при полном отсутствии органов их функции выполняет участник юридического лица (п. 2 ст. 53, ст. 71, 72 ГК), а при отсутствии факультативных органов – другой орган, который берет на себя функции отсутствующего органа (абз. 2 п. 1 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”).

Компетенция (полномочия) органов юридического лица – круг вопросов, которые они могут рассматривать и решать по существу и за пределы которого выходить не вправе.

Последствия превышения полномочий органом юридического лица при совершении юридических действий (в частности, сделок):

  • превышение полномочий, установленных законом , ведет к недействительности (ничтожности) всякой сделки, не соответствующей требованиям законодательства (ст. 168 ГК);
  • превышение полномочий, ограниченных учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе или как они могут быть очевидны из обстановки, в которой совершается сделка, ведет к оспоримости всякой сделки по иску лица, в чьих интересах данные ограничения установлены (т.е. является оспоримой). Соответственно ограниченность учредительными документами полномочий органа имеет значение для третьих лиц, только если они знали или должны были знать об этом (ст. 174 ГК, ср. со ст. 173 ГК).

Учредительные документы юридического лица

Юридическое лицо считается созданным с момен­та его государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

Данная регистрация осуществляется налоговыми органа­ми в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Редакция ст. 52 ГК РФ позволяет сделать вывод, что по общему правилу юридические лица действуют:

  1. на основании устава (все, кроме хозяйственных товариществ) (или типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, например, для для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах);
  2. на основании учредительного договора (хозяйственные товарищества);
  3. на основании федерального закона (государственные корпорации).

Обязательные требования к содержанию учредительных документов (должны содержать):

  1. наименование юридического лица;
  2. организационно-правовая форма;
  3. место его нахождения;
  4. порядок управления деятельностью юридического лица;
  5. другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены:

  • предмет и цели деятельности юридического лица.

Предмет и цели деятельности юридического лица закрепляются в его учредительных документах не во всех случаях, а только если речь идет:

  • о некоммерческих организациях;
  • унитарных предприятиях;
  • других коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законом.

Устав и (или) учредительный договор не исчерпывают всего многообразия правовых оснований функционирования юридических лиц. Так, отдельные некоммерческие организации, причем только в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”х).

Ответственность юридического лица

Правила деликтоспособности ЮЛ:

  1. Юридические лица, кроме учреждений , отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 56 ГК).
  2. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК либо учредительными документами юридического лица (п. 2 ст. 56 ГК).

Первое правило является общим, применяется в подавляющем большинстве случаев и касается всего и всякого имущества юридического лица, в том числе его недвижимости, движимых вещей, денежных средств, ценных бумаг, долей участия и проч. (п. 1 ст. 56 ГК).

ВАЖНО:

С 1 сентября 2014 г. ст. 53.1 ГК РФ установлена ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.

По вопросам взыскании причиненного бюджетам вреда с руководителя организации, обвиняемого в совершении налогового преступления см. также Письмо ФНС России от 09.01.2018 N СА-4-18/45@ “О направлении для использования в работе постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2017 N 39-П”

Постановление Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 года № 53 “О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве” разъясняет, что при банкротстве юридического лица привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов. При этом осуществление фактического контроля над должником возможно вне зависимости от наличия (отсутствия) формально-юридических признаков аффилированности (через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов должника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении и т.п.). Суд устанавливает степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника.

Руководитель, формально входящий в состав органов юридического лица , но не осуществлявший фактическое управление (далее – номинальный руководитель), например, полностью передоверивший управление другому лицу на основании доверенности либо принимавший ключевые решения по 4 указанию или при наличии явно выраженного согласия третьего лица, не имевшего соответствующих формальных полномочий (фактического руководителя), не утрачивает статус контролирующего лица, поскольку подобное поведение не означает потерю возможности оказания влияния на должника и не освобождает номинального руководителя от осуществления обязанностей по выбору представителя и контролю за его действиями (бездействием), а также по обеспечению надлежащей работы системы управления юридическим лицом (пункт 3 статьи 53 ГК РФ). В этом случае, по общему правилу, номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность.

Не применяется вышеприведенное правило только к учреждениям.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).

Правила ответственности учреждений по своим обязательствам:

  1. в общем случае отвечает:
    • денежными средствами, находящимися в его распоряжении;
    • иным имуществом – в случаях, установленных законом;

Отсюда ответственность обычных (частных и бюджетных) учреждений более ограничена в сравнении с ответственностью автономных учреждений . В то же время сказанное в контексте ответственности всех учреждений (как частных и бюджетных, так и автономных) касается только того имущества, которое закреплено за ними собственником или приобретено ими за счет средств, выделенных собственником (п. 1 ст. 298 ГК), и соответственно не касается имущества, приобретенного ими от собственной доходной (предпринимательской) деятельности. Поэтому имущество, в отношении которого всякое учреждение имеет право самостоятельного распоряжения (п. 2 ст. 298 ГК), может и должно быть полноценным объектом обращения взыскания без каких-либо ограничений и исключений.

Понятие и виды органов юридического лица

Понятие органа юридического лица характеризуется следующими признаками:

  • 1) это некая организационно оформленная часть юридического лица (элемент его организационной структуры), состоящая из одного или нескольких лиц;
  • 2) он образуется в соответствии с порядком, определенным законом и учредительными документами;
  • 3) обладает определенными полномочиями, составляющими его компетенцию;
  • 4) волеобразование и волеизъявление юридического лица производится посредством принятия специальных актов органов юридического лица, виды которых определяются законодательством. К числу таких актов можно отнести: решения (в частности, по конкретному вопросу), документы (например, локальные акты), действия (например, совершение сделок).

Как следствие, члены органов управления юридического лица за свои действия (бездействие) несут ответственность перед юридическим лицом (п. 3 ст. 53 ГК РФ, постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 62 “О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица”), а во внешних отношениях перед кредиторами субъектом ответственности является юридическое лицо. Исключение составляет субсидиарная ответственность учредителей (участников) юридического лица и членов его органов управления, если несостоятельность (банкротство) юридического лица наступила по их вине. В этом случае на данных лиц перекладывается ответственность по обязательствам юридического лица.

Среди органов юридического лица необходимо различать:

  • — органы управления (вырабатывающие и реализующие волю юридического лица);
  • — контрольные органы (например, ревизионные комиссии, создаваемые высшими органами управления и контролирующие нижестоящие органы управления);
  • — совещательные органы (например, научно-технические советы в унитарных предприятиях и государственных корпорациях).

Органами управления являются:

  • 1) высшие органы управления (например, собрания акционеров (участников) хозяйственных обществ, общие собрания членов кооперативов и основанных па членстве некоммерческих организаций, наблюдательные советы (советы директоров) в государственных корпорациях);
  • 2) советы директоров (наблюдательные советы) в хозяйственных обществах и производственных кооперативах;
  • 3) коллегиальные исполнительные органы (правления, дирекции);
  • 4) единоличные исполнительные органы (генеральные директора, президенты, председатели правления).

Структура органов управления конкретного юридического лица зависит от его организационно-правовой формы, а иногда и вида деятельности. Она может состоять из одного звена (учреждения, унитарные предприятия), а может быть четырехзвенной (хозяйственные общества, кредитные организации вне зависимости от организационно-правовой формы).

Каждый орган юридического лица законом и учредительными документами наделяется определенной компетенцией.

Высший орган управления формирует волю юридического лица по основополагающим вопросам его деятельности, отнесенным к компетенции такого органа.

Совет директоров (наблюдательный совет), создание которого обязательно для производственного кооператива и акционерного общества с числом членов или акционеров более 50, решает вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов.

Коллегиальный исполнительный орган реализует текущее руководство деятельностью юридического лица. К его компетенции относится решение всех вопросов, которые нс составляют исключительную компетенцию других органов управления юридического лица.

Единоличный исполнительный орган призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях вышестоящих органов управления, при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т.д.).

Однако при этом необходимо разделять принятие управленческих решений и реализацию этих решений вовне (в отношениях с третьими лицами). Причем следует подчеркнуть, что органы юридического лица могут наделяться компетенцией по вопросам, касающимся вступления юридического лица в отношения с третьими лицами, только в пределах правоспособности юридического лица.

Если принятие управленческих решений распределяется между всеми органами управления, то представлять интересы юридического лица в отношениях с другими лицами без доверенности может только единоличный исполнительный орган (см., например, п. 2 ст. 69 Федерального закона “Об акционерных обществах”, п. 3 ст. 40 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, п. 1 ст. 21 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).

Остальным лицам необходима доверенность. Исключения составляют случаи, предусмотренные законом. Это, в частности, касается руководителей временных администраций в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации (п. 3 ст. 19 Закона о банкротстве кредитных организаций), временных администраций при осуществлении прекращения паевого инвестиционного фонда (п. 13 ст. 31 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”).

Осуществление деятельности от имени юридического лица без доверенности является ключевым признаком определения понятия руководителя должника в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Под ним понимается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности (ст. 2 Закона о банкротстве).

Через этот же признак определяется понятие места нахождения юридического лица, которым является место его государственной регистрации, а государственная регистрация юридического лица, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Это важно и в связи с тем, что дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица (п. 1 ст. 33 Закона о банкротстве).

Под иными лицами, упоминаемыми в данных положениях, помимо упомянутых выше руководителей временных администраций, понимаются прежде всего участники хозяйственных товариществ, в которых органы не создаются.

Согласно п. 1 ст. 72 ГК РФ каждый участник полного товарищества (а следовательно, и полный товарищ в товариществах на вере) вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам.

При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.

Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества.

Доверенности от имени юридического лица выдаются за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Органы юридического лица

Реализация правоспособности происходит посредством деятельности выбранных органов или уполномоченных представителей.

Правоспособность юридических лиц возникает в момент государственной регистрации.

Но как она реализуется? Это происходит посредством деятельности выбранных органов или уполномоченных представителей.

Они обладают полномочиями выступать от имени организации в сделках с контрагентами.

Предварительная экспертиза документов компании-партнера должна включать анализ правомочий структур управления, связанных с заключением разрабатывающегося договора.

Понятие органов юридического лица

Понятие органа юридического лица в законе не содержится. Но оно может базироваться на признаках, указанных в ст. 53 ГК.

К ним относятся следующие основные характеристики:

  • Они являются механизмом, через который организация приобретает и реализует права, а также принимает и выполняет обязанности. Для совершения сделок требуется их одобрение органами управления. Несоблюдение этого правила повлечет последствия их недействительности.
  • Их формирование, а также наделение полномочиями, происходит на основании закона и учредительных документов. Компетенция органа определяется уставом или учредительным договором, который не должен противоречить законодательству. В случае принятия локальных актов о том или ином органе управления, они лишь конкретизируют положения базовых документов и не могут изменять правовое положение.
  • Закон устанавливает их обязанность действовать в интересах организации, соблюдая принципы добросовестности и разумности. Речь идет о том, чтобы граждане, выполняющие определенные функции, обладали соответствующей квалификацией и не допускали злоупотреблений. Ст. 53.1 предусматривает ответственность за недобросовестные и неразумные действия или бездействие, причинившие организации ущерб.

Исходя из этих особенностей, можно использовать следующее понятие. Под органами юридического лица следует понимать механизм, через который организация принимает участие в гражданском обороте, формирующийся на основании законодательства и учредительных документов, состоящий из граждан, обязанных совершать действия к выгоде организации и без злоупотреблений.

Виды органов юридического лица

Критерием для разграничения структур внутри юридического лица служит их состав. Они могут быть единоличными или коллегиальными.

При этом, возможны случаи, когда они существуют одновременно внутри одной организации, но их правовое положение и компетенция отличаются.

Наиболее часто правоспособность компаний реализуется через единоличный исполнительный орган. Основные виды его наименования – директор или генеральный директор.

Однако бывают случаи, когда все функции управления реализуются через коллегиальный орган. Примером может служить правление в кооперативе.

Несмотря на то, что, в его состав входит председатель правления, он обладает номинальной компетенцией и его правовое положение ограничивается решением организационных вопросов сопровождающих деятельность этого коллегиального органа.

Структура управления организациями и функции отдельных ее элементов

Выделяют следующие основные схемы:

  • структура управления с 2-мя звеньями;
  • конструкция с 3-мя звеньями.

В первом случае, речь идет о наличии высшего органа, принимающего наиболее важные решения и собирающегося в полном составе с определенной периодичностью и исполнительного органа, действующего на постоянной основе.

В случае с 3-звенной схемой, предусмотрено формирование промежуточного между высшим и исполнительным органа.

Примером служит наблюдательный совет в производственном кооперативе или совет директоров в публичном акционерном обществе. Их создание предусмотрено положениями соответствующих законодательных актов.

Такая система призвана обеспечить контроль за деятельностью исполнительного органа в ситуациях, когда количество членов или акционеров столь высоко, что не может реализовать надзорные функции. Каждый орган несет ответственность перед вышестоящим.

В структуру юрлица входят и другие виды органов: ревизионная комиссия или ревизор. Они не наделены полномочиями по принятию управленческих решений.

Их задачи заключаются в контроле за тем, чтобы деятельность остальных структур соответствовала интересам организации. Они несут ответственность за качество проведенных проверок.

Компетенция органов юрлица

Законы, регулирующие порядок деятельности юрлиц определенной организационно-правовой формы, устанавливают понятие каждого органа и его исключительную компетенцию.

Это означает, что нижестоящее образование не может решить вопрос, относящийся к сфере ответственности вышестоящего.

Если решения высшего или промежуточного органа касаются наиболее важных ситуаций, включающих распределение прибыли, увеличение уставного капитала и т.д., то действия исполнительного органа связаны с решением повседневных задач.

Созыв общего собрания акционеров или совета директоров для рассмотрения последних вопросов считается избыточным. Характерным примером может служить заключение договора об оказании услуг с клиринговой компанией.

Однако в ряде случаев, закон и устав предусматривают участие высшего или промежуточного органа в заключении договоров. Речь идет о крупных сделках, требующих дополнительного одобрения.

Действия уполномоченных представителей юрлица

Справедлив вопрос о природе правомочий лиц, действующих на основании доверенности. Являются ли они органом юрлица?

Если речь заходит о юристах, уполномоченных представлять интересы организации в суде, то эта ситуация понятна: доверенность выдается в рамках договора об оказании соответствующих услуг или по трудовым контрактам.

Более неоднозначным случаем выступает положение руководителя филиала организации. Многие ошибочно могут считать его частью структуры компании, ведь его полномочия на локальном уровне могут дублировать полномочия единоличного исполнительного органа.

Закон не предусматривает место руководителя филиалов в структуре компании. Учитывая то, что он действует на основании доверенности и локальных актов, это лишь частный случай делегирования полномочий.

Читайте также:  Договор на оказание туристических услуг юридическому лицу
Ссылка на основную публикацию