Ненахождение по юридическому адресу: последствия

Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения

Определимся с понятиями

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения (ст. 54 ГК РФ). Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.

Иногда в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013), а также в деловой речи употребляется термин “юридический адрес”. Несмотря на семантическую близость этих двух понятий, с юридической точки зрения, они не являются идентичными. Причина этого кроется в том, что юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество (п. 1 ст. 8.1 ГК РФ). Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N. Оговорим, что в текущем материале будет использоваться понятие место нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ). В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности. Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации (письмо Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159).

В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице:

  • полное и сокращенное наименование;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;,
  • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, способ прекращения юридического лица и т.д.

Так, налоговая инспекция отказала единоличному учредителю в государственной регистрации ООО “Софт-Сервис” по причине совпадения постоянно действующего исполнительного органа с местом жительства его учредителя. Суды первой и второй инстанций посчитали отказ неправомерным. Налоговая инспекция, обратившись с жалобой в Федеральный Арбитражный суд ЦО, также проиграла дело – жалоба оставлена без удовлетворения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. № Ф10-5022/12).

Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.1 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

Законодатель оговаривает и перечень документов, необходимых для государственной регистрации:

  • подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № P11001;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
  • нотариально заверенные учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
(форма № P11001)

В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа (например, общего собрания участников для обществ с ограниченной ответственностью) или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности (например, управляющего, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества на основании договора).

В таких ситуациях, кроме перечисленных документов, для совершения данной процедуры необходим пакет документов, включающий в себя: гарантийное письмо от собственника нежилого помещения, договор аренды нежилого помещения с правом регистрации адреса местонахождения, акт приема-передачи помещения и нотариально заверенная копия свидетельства, подтверждающая право собственности на нежилое помещение.

Изменение места нахождения

В современных экономических условиях компании зачастую вынуждены менять место нахождения. Причин множество:

  • прекращение договора аренды помещения,
  • приобретение собственного помещения;
  • географические и климатические особенности расположения региона для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
(форма № P13001)

До начала внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо сделать соответствующие поправки относительно места нахождения юридического лица в его учредительные документы, то есть в устав. Решение о внесении изменений в устав оформляется протоколом общего собрания участников, в котором, согласно устоявшейся практике, указывается: дата и номер протокола, наименование общества, состав присутствующих на собрании участников общества, сведения о председателе и секретаре собрания, вопросы об изменении места нахождения юридического лица и принятые решения.

Законодатель вполне четко прописывает перечень документов, необходимых для внесения изменений о месте нахождения организации, в ЕГРЮЛ (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”):

  • заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № Р13001;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Изменения места нахождения компании, в частности региона, повлечет за собой и изменение ее печати с указание нового места регистрации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, п.7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”).

Сама по себе процедура смены юридического места нахождения важна, но занимает не так много времени. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота (ст. 51 ГК РФ), и может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Два адреса. Каковы последствия?

Госпошлина:

  • за государственную регистрацию юридического лица – 4 тыс. руб.,
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – 800 руб.

Текущая экономическая обстановка складывается таким образом, что далеко не каждая организация может позволить себе иметь офис в собственности или снимать помещение в аренду по зарегистрированному месту нахождения, а вынуждена арендовать помещение, находящееся в ином месте. По этой причине наблюдается тенденция к росту организаций, чье фактическое место нахождения не совпадает с местом нахождения, указанным в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Вместе с тем, законодательно не оговорен запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу. Об этом упоминается как в п. 2 ст. 55 ГК РФ, в ст. 5 от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, так и подтверждается неоднократными примерами судебной практики. Постановлениями арбитражных судов установлено, что несовпадение фактического и юридического мест нахождения не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского и налогового законодательства РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2009 г. № А56-55582/2008, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. № КА-А40/11522-04).

Как бы там ни было, но на практике возникает ряд сложностей, связанных с наличием у организации двух несовпадающих мест нахождения. Рассмотрим основные из них.

Получение корреспонденции от государственных органов. В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения. По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”).

Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой “Организация не значится” (Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. № 09АП-34190/13).

С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО “М. ” о признании последнего банкротом. Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его “юридическому адресу” в соответствии с учредительными документами. По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013).

Штрафные санкции за несовпадение фактического и юридического мест нахождения. Ко второй категории проблем, с которыми может столкнуться организация при несовпадении фактического и юридического места нахождения относятся «непростые» отношения с налоговиками. Несмотря на то, что суды, как правило, отклоняют требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с наличием двух и более адресов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-1/197, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5353), они вправе обязать зарегистрировать обособленное подразделение по “фактическому адресу”. Однако, если и по итогам предъявляемых требований, организация не сообщила налоговой инспекции сведения о создании обособленного подразделения в месячный срок (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ), инспекция вправе выписать компании штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Так, например, Арбитражный суд подтвердил, что в связи с непредставлением ООО “О. ” в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности, налоговики на законных основаниях наказали денежным взысканием организацию в размере 40 тыс. руб. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. № 17АП-11037/13).

Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС. Законодатель предусмотрел, что в счет-фактуре отражается адрес покупателя и продавца (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ), однако не уточнил, какое именно место нахождения организации должно быть прописано в документе.

Вместе с тем, позиция Минфина и ФНС России более категорична и сводится к указанию в счет-фактуре сведений, предусмотренных учредительными документами компании (письмо Минфина от 9 ноября 2009 г. № 03-07-09/57, письмо Минфина от 16 октября 2009 № 03-07-14/98, письмо УФНС от 13 декабря 2006 № 19-11/109634, письмо УМНС России по г. Москве от 1 июля 2004 № 24-11/43467).

Достаточно часто отказ в налоговых вычетах по НДС имеет место быть, когда в счет-фактуре указано не юридическое место нахождения организации, а фактическое (постановление Федерального арбитражного суда ДО от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4582/2009). Впрочем, иногда случается и так, что налоговикам становится известно о ненахождении контрагента по указанному в счет-фактуре “юридическому адресу”, в следствие чего также происходит отказ в вычете по НДС (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф06-8857/11, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. № Ф10-5938/2010).

В целом же, нельзя сказать что судебная практика категорична. Не редки случаи, когда суды не признают нарушения законодательства, ссылаясь на отсутствие конкретизации в гл. 21 НК РФ об месте нахождения юридического лица. К тому же, ФАС Московского округа обосновывает позицию, что указание в счетах-фактурах фактического места нахождения налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля (постановление ФАС от 1 февраля 2011 г. № Ф05-16094/2010).

1001 адрес

Под “фирмой-однодневкой” понимается юридическое лицо, которое:

  • не обладает фактической самостоятельностью;
  • создано без цели ведения предпринимательской деятельности;
  • не представляет налоговую отчетность;
  • зарегистрированное по адресу массовой регистрации.

(Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84)

Печатные и сетевые издания, а также различные интернет-сайты пестрят объявлениями о продаже юридических адресов. Перечни услуг и их стоимость (от 20 тыс. руб. и выше), предоставленные, как правило, сомнительными организациями широк: начиная от простой покупки места нахождения организации, заканчивая формальной организацией рабочего места по купленному месту нахождения на случай проверки налоговой инспекции.

Надо отметить, что к подобным услугам прибегают многие компании мегаполисов, в результате чего возникает явление “массовой регистрации” юридических лиц. Отметим, что “массовая” регистрация является одним из признаков, так называемых, фирм-однодневок. В таких ситуациях вероятен отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица. Как правило, он основывается на “предоставлении в налоговую документов в ненадлежащей форме”, что предусмотрено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Имеются в виду не столько технические детали оформления документов, а сколько недостоверные сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Гражданин С. представил в налоговую инспекцию недостоверные сведения места нахождения создаваемого юридического лица. При проведении проверки по заявленному адресу было выявлено 39 зарегистрированных компаний, то есть “массовая” регистрация юридических лиц. На основании этого налоговая инспекция отказала заявителю в государственной регистрации, а постановлением ФАС Уральского округа Решение Арбитражного суда оставлено в силе (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф09-6744/11).

В целях информационной поддержки налогоплательщиков и противодействия массовой регистрации на сайте ФНС размещены данные адресов массовой регистрации, а также наименование юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

В свете последней судебной практики не стоит и дальше рассчитывать на единообразное рассмотрение дел, связанных с наличием у организаций разных юридического и фактического мест нахождения, однако, если юридическое лицо с целью своей безопасности и сохранения репутации “добросовестного налогоплательщика” занесет в учредительные документы данные о фактическом и юридическом месте нахождения, о чем свидетельствует и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15, то может рассчитывать как на поддержку налоговых органов, так и на предоставление налоговых вычетов.

Что грозит организации, которая отсутствует по «юридическому» адресу

Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что подавляющее большинство организаций не находится по так называемым «юридическим» адресам. Между тем налоговые органы много внимания уделяют выявлению фиктивных адресов и адресов массовой регистрации. По закону инспекторы вправе иницииировать процедуру ликвидации компаний, место нахождения которых не соответствует данным из ЕГРЮЛ. Давайте посмотрим, чем еще может грозить организации отсутствие по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и кому стоит уточнить данные в реестре.

Вводная информация

При создании новой организации в учредительных документах и заявлении о регистрации указывается ее адрес. При этом налоговики обязаны провести проверку данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 51 ГК РФ). Если они выявят, что заявленный адрес является недостоверным, то в регистрации новой компании могут отказать (подпункт «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ). При этом проблемы из-за адреса могут возникнуть не только у регистрирующихся, но и у действующих организаций.

Несовпадение юридического и фактического адресов

Считается, что адрес компании в ЕГРЮЛ — это адрес в пределах ее местонахождения (подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Причем налоговики обязаны направлять всю «бумажную» корреспонденцию именно по этому адресу (п. 5 ст. 31 НК РФ). Поэтому если компания на самом деле расположена по другому адресу, то она рискует не получить какой-либо значимый документ, если юридический и фактический адреса не совпадают.

Законодательством предусмотрено, что место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Однако такие понятия как юридический и фактический адрес не раскрываются. Как правило, эти адреса понимаются так:

Юридический адрес

Фактический адрес

Адрес, который указан в учредительных документах и ЕГРЮЛ как место нахождения организации. По этому адресу должен находиться постоянно действующий исполнительный орган (иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени организации).

Адрес, по которому фактически находится организация. На практике он может не совпадать с адресом, который содержится в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Чаще всего именно по фактическому адресу располагается руководящий орган и хранятся документы.

Имейте в виду: риски негативных последствий, связанных с несовпадением юридического и фактического адресов, несет сама компания. В частности, организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Что будет, если корреспонденция вернется налоговикам

Предположим, что ИФНС неоднократно направляла компании почтовую корреспонденцию по юридическому адресу, но письма возвратились в инспекцию с пометками «адресат выбыл», «по адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т д. В такой ситуации налоговики могут посчитать, что указанный в ЕГРЮЛ адрес недействителен и сообщат об этом в банк, в котором у компании открыты счета (пункт 4 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088). Опасность в том, что несообщение банку о смене адреса, в свою очередь, может стать основанием для расторжения договора банковского счета по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.11 № АС-4-2/22130).

Помимо этого при выявлении недостоверных адресов налоговики вправе провести проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Если проверка покажет, что сведения об адресе недостоверны, инспекторы направят в компанию, ее учредителям и руководителю соответствующее уведомление.

В течение 30 дней с момента направления уведомления организация обязана или добровольно внести изменения в ЕГРЮЛ или же представить документы, свидетельствующие о подлинности адреса. В противном случае ИФНС может внести в госреестр юрлиц запись о недостоверности содержащихся в нем сведений (подробнее об этом читайте в статье «С 2016 года налоговики будут проверять достоверность сведений, которые либо уже содержатся в ЕГРЮЛ, либо вносятся в реестр»).

При каких условиях возможна ликвидация

Кроме внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений у налоговиков есть еще одна возможность – обратиться в суд с иском о ликвидации компании. Но инспекторам необходимо доказать, что при создании юридического лица были допущены нарушения, которые являтся грубыми и неустранимыми (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ). Только при наличии таких нарушений суд признает регистрацию компании недействительной.

В письме от 25.06.14 № СА-4-14/12088 ФНС России рекомендовала инспекторам подавать иск о ликвдации, только если к организации нельзя применить процедуру исключения из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Речь идет о процедуре, применяемой к компаниям, которые в течение 12 месяцев не сдавали отчетность и не осуществляли операций по банковским счетам. Такие организации ликвидируются налоговиками без суда на основании статьи 64.2 ГК РФ. Если же организация сдает отчетность и совершает банковские операции, но не находится при этом по своему юридическому адресу, то ликвидировать ее можно только через суд.

Полезные выводы

Если организация не располагается по юридическому адресу и есть опасения, что налоговики могут выявить этот факт, то рекомендуем обратить внимание на следующие выводы:

  1. Сам по себе факт отсутствия организации по юридическому адресу не является основанием для ее ликвидации, и это не раз подтверждали судьи (см., например постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.10.17 № А32-12835/2017 ).
  2. Отсутствие компании по юридическому адресу, указанному в ее учредительных документах, является устранимым нарушением (определение ВАС РФ от 16.03.10 № ВАС-2903/10).
  3. Законодательство РФ прямо не разъясняет, в каком именно случае сведения об адресе считаются недостоверными. Однако, по мнению судей, недостоверным является такой адрес, который был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61).
  4. Если компания неоднократно проигнорирует все просьбы налоговиков о предоставлении реального адреса, то суд может принять решение о ликвидации (постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.12 № А55-10795/2011).
  5. В постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 судьи привели признаки недостоверности адреса. В частности отмечено, что о недостоверности сведений об адресе юридического лица может свидетельствовать адрес массовой регистрации.
  6. Поскольку в первую очередь налоговики проверяют компании, которые указали в ЕГРЮЛ так называемые адреса массовой регистрации, желательно проверить, не является ли «массовым» адрес вашей организации. Это можно сделать бесплатно в сервисе «Контур.Фокус», для чего достаточно ввести адрес в поисковую строку сервиса и потом проверить, сколько организаций по нему зарегистрировано. Если в здании, где нет офисов, числится несколько десятков организаций, то это уже повод насторожиться.

Бесплатно узнать, сколько компаний зарегистрировано по адресу потенциального контрагента и выяснить, не является ли его директор или учредитель «массовым», можно либо прямо на БухОнлайне, либо в сервисе для экспресс-проверки контрагентов «Контур-Фокус». В названном сервисе также можно увидеть, сдает ли контрагент балансы в Росстат, а при их наличии автоматически провести финансовый анализ отчетности.

Почему стало опасно находиться не по юрадресу: новый черный список ИФНС и революционные изменения с сентября 2017 года

Покупка юрадресов как обычная практика

При госрегистрации часто покупался юридический адрес. Оформлялся договор аренды между собственником нежилого помещения и юридическим лицом. При этом реальный офис мог находиться в другом помещении или его вообще могло и не быть.

Ни для кого не секрет, что за последние 20 лет в РФ зарегистрированы сотни тысяч фирм – пустышек, у которых нет имущества, которые ничего не производят, не торгуют товаром, вообще не ведут хозяйственной деятельности. Их роль – использование в незаконном обналичивании средств, уклонении от уплаты налогов, мошеннических схемах. Эти предприятия регистрировались на подставных лиц и с использованием купленных юридических адресов, на которых размещались сотни таких фирм-однодневок.

Не всегда для однодневок

Ответ достаточно прост. В момент регистрации бизнес маленький, в офисе работает 1-2 человека. Через год – сотрудников 10, еще через два – 50. Компания вынуждена менять офис, она ищет удобный вариант в пределах всего города, а не на территории, закрепленной за ИФНС. Если следовать требованиям закона, при каждой смене офиса нужно менять юридический адрес, а это стоит денег и занимает время.

С 2003 года в КоАП РФ внесена статья 14.25, в соответствии с которой налоговая служба имеет право оштрафовать руководителя компании за представление в ЕГРЮЛ недостоверных сведений, но сил (а может быть, политической воли) у налоговиков не хватало для того, чтобы заставить все предприятия привести свои документы в соответствие закону.

И поскольку контролирующие органы не обращали внимания на несоответствие адресов, предприниматели не хотели тратить свои ресурсы на решение этой задачи.

Банки – новая налоговая полиция

При этом банк до 2017 года не настаивал на том, чтобы адрес офиса совпадал с юридическим адресом, и в анкете юрлица указывались два адреса: реальный и юридический.

Законодательство меняется

Уровень налогового администрирования позволил начать реальную борьбу с уклонением предприятий от уплаты налогов, а требование нахождения юрлиц по «прописке» является одним из важных элементов этой борьбы.

Для этого была создана нормативная база: Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ были внесены изменения в ст. 9 закона № 129-ФЗ, выпущен приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, определяющий условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ.

Списки компаний-арендаторов

Кроме того, с 2016 г. система автоматического контроля НДС позволяет ФНС анализировать книгу продаж арендодателей и самостоятельно формировать базу данных юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Уведомления из налоговой

Письма рассылаются на домашние адреса всех участников компаний и их директоров. Ссылаясь на п. 4.2 ст. 9, п.6 ст. 11 закона 129-ФЗ, в случае неисполнения этого требования налоговый орган угрожает компании внесением в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице.

Чем грозит внесение в черный список

  • Юридическое лицо с такой записью приобретает плохую репутацию — становится непривлекательным партнером с точки зрения принципа должной осмотрительности выбора контрагентов для других налогоплательщиков, банков, при участии в закупках, а наличие с ними отношений – поводом для претензий со стороны налоговых органов при камеральных и выездных налоговых проверках.
  • Руководитель может быть привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 14.25 КоАП (штраф от 5 до 10 тысяч рублей).
  • Регистрирующим органом может быть предъявлен иск о ликвидации юридического лица, как действующего с грубыми нарушениями закона.
  • После вступления в силу изменений в законе № 129-ФЗ г., а именно с 01.09.2017 г юридическое лицо, по которому в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения, через 6 месяцев может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению ФНС (без суда).
  • Руководитель, участник ООО, владеющий долей не менее 50% в течение 3 лет с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, не смогут стать участником или руководителем другого предприятия (п.1 ст. 23 Закона 129-ФЗ).

Как видим, довольно неприятные последствия. Что касается фирм, созданных исключительно для организации уклонения от уплаты налогов, то так им и надо, «авгиевы конюшни» ЕГРЮЛ давно требовали очистки. Но ведь это ужесточение правил ведения бизнеса касается и совершенно нормально работающих компаний.

Сейчас многие бизнесмены поставлены перед выбором: изменить юридический адрес, привести его в соответствие с реальным, что требует постановки на учет в другую инспекцию ФНС, или снять в аренду помещение, находящееся по юридическому адресу.

Интересно, что закон 129-ФЗ и приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ определяют только порядок внесения записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Каким образом аннулировать эту запись – неизвестно, такая процедура нормативными документами не предусмотрена.

С учетом кризисных явлений в экономике и катастрофическим обнулением доходности малого бизнеса, такие действия налоговой службы могут привести к закрытию ряда компаний.

Риски для компании при отсутствии по юрадресу

Автор: Константин Сасов , ведущий юрист компании «Пепеляев Групп», к. ю. н.

Отсутствие компании по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является нарушением и может грозить ликвидацией. С одной стороны, это хорошо, так как данная мера поможет существенно сократить количество фирм-однодневок. Но с другой — существует вероятность, что пострадают добросовестные компании, потому как ненахождение их по юрадресу может быть обусловлено вполне объективными причинами.

Трудно рассчитывать на деловую активность в стране, где почти половина официально зарегистрированных организаций имеют теневое руководство и признаются налоговиками и судами фирмами-однодневками, связь с которыми грозит лишением налоговых вычетов и привлечением к ответственности. Один из признаков фирмы-однодневки — это ненахождение организации по юридическому адресу.

Поскольку выездная налоговая проверка может проводиться только по месту нахождения налогоплательщика, то неустановление такого места инспекцией означает невозможность осуществления налогового контроля.

С учетом изложенного, очистка ЕГРЮЛ от подобных «фантомов» могла бы улучшить деловой климат и собираемость налогов в стране.

Способ решения проблемы

Гражданский кодекс устанавливает, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (п. 2 ст. 61 ГК РФ). В соответствии с законом о госрегистрации (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ) налоговики вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его регистрации грубых нарушений закона или иных правовых актов. К таким нарушениям относится, например, сообщение регистратору заведомо недостоверных сведений о юридическом адресе создаваемой организации.

В своем недавнем письме (письмо ФНС России от 12.12.2013 № СА-4-7/22406 (далее — Письмо)) ФНС России рекомендует налоговым инспекциям обращаться в арбитражные суды с заявлениями о ликвидации юридических лиц на основании положений приведенных норм.

При этом налоговики ссылаются на то, что такие действия одобрены Пленумом ВАС РФ (пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 (далее — Постановление)). Так, высшие судьи указывают: при наличии информации, свидетельствующей, что связь с юридическим лицом по адресу из ЕГРЮЛ невозможна, налоговые инспекторы могут обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этой компании, но только после направления ей уведомления о необходимости указания достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления этих данных в разумный срок (п. 6 Постановления). При этом явными признаками отсутствия лица по юрадресу может служить то, что представители подобной организации не располагаются по указанному в ЕГРЮЛ адресу и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п. Отметим, что уведомление о необходимости представления достоверных сведений инспекторы могут направлять по адресу учредителей организации и лица, действующего от имени организации без доверенности.

Риски добросовестных налогоплательщиков

Нужно иметь в виду, что не все добросовестные налогоплательщики располагаются по своему юридическому адресу. Иногда это вызвано причинами объективного характера. Такое возможно, например, в случае заселения организации в строящееся офисное здание, еще не сданное в эксплуатацию и не имеющее официального почтового адреса. Другой пример: место нахождения руководящего состава компании — жилое помещение, но коммерческую и административную корреспонденцию она ведет через дружескую либо родственную (материнскую, дочернюю) организацию.

Арбитражная практика к этому относится довольно лояльно: суды не признают достаточным одного этого обстоятельства для признания организации фирмой-однодневкой и не лишают ее контрагентов налоговых вычетов.

Так, судьи считают, что отсутствие контрагента по юрадресу и нарушение им своих налоговых обязанностей не может вменяться в вину его партнеру по сделке и не влияет на право компании на налоговый вычет по НДС (пост. ФАС МО от 12.12.2013 № Ф05-15569/13, от 16.05.2012 № Ф05-3790/12, от 02.06.2011 № Ф05-4391/11, ФАС ЗСО от 15.03.2011 № А45-12492/2010). Кроме того, Пленум ВАС РФ указывает, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

В других обстоятельствах судьи также разъясняют, что ненахождение контрагента по адресу, указанному в учредительных документах, не может служить основанием для признания организации недобросовестной и свидетельствовать о получении ею необоснованной налоговой выгоды (пост. ФАС ЗСО от 04.12.2013 № Ф04-6873/13, ФАС ПО от 06.08.2013 № Ф06-5707/13).

Но в то же время закон определяет, что организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе при взаимодействии с компаниями, добросовестно полагавшимися на сведения ЕГРЮЛ об адресе контрагента, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных в нем (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Но это правило не распространяется на случаи, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли организации.

В таких случаях прямая обязанность руководства компании — наладить бесперебойную коммуникацию посредством адреса, указанного в ЕГРЮЛ. В противном случае ему придется объясняться в арбитражном суде с налоговой инспекцией.

В подобной ситуации у добросовестной компании еще есть возможность избежать ликвидации, так как суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить ей принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в ФНС России достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (ст. 158 АПК РФ), предложив компании представить регистратору упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока (п. 6 Постановления).

Признаки недостоверности адреса

Пленум ВАС РФ указал случаи, когда судебные перспективы такого налогоплательщика ничтожно малы, то есть сведения о юридическом адресе заведомо недостоверны (п. 2 Постановления ):

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ, обозначен как адрес большого количества иных организаций, в отношении всех или значительной части которых имеется информация, свидетельствующая о невозможности связаться с ними по этому адресу;

2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес, указанный в документах, представленных при регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены представители государственной власти, воинские части и т. п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Также следует учитывать, что собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к компании о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для взаимодействия с этим юридическим лицом (п. 5 Постановления ).

Зачастую предприниматели легко доступны для контрагентов по сделкам, но закрыты для проверяющих.

Если контрагенты подобной организации не знали о недостоверности юридического адреса партнера, но смогли обеспечить заключение и исполнение договора, а также его документальное оформление по имеющимся каналам связи, то они не должны отвечать за административную недоступность этого налогоплательщика. Свой гражданско-правовой интерес они обеспечили, а за достоверность сведений в ЕГРЮЛ отвечает регистратор, то есть налоговая инспекция.

С учетом изложенного, считаем, что Письмо следует оценивать позитивно: при обнаружении фиктивности адреса контролируемого юридического лица налоговики обязаны его ликвидировать в судебном порядке, а не ущемлять в правах его контрагента.

Автор: Олег Москвитин, адвокат Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»

У компании есть шанс не допустить ликвидации

Действительно, Пленум ВАС РФ разъясняет (п. 6 пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 (далее — Постановление)), что ненахождение компании по указанному при регистрации адресу признается грубым нарушением ею положений Закона о госрегистрации (подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон)). Это позволяет регистрирующему ведомству подать иск о ликвидации такого юрлица (п. 2 ст. 25 Закона).

Но не стоит считать, что ВАС РФ оставил компании без защиты. В Постановлении говорится, что регистрирующая инспекция обязана для начала направить юрлицу, а также его учредителям (участникам) и руководителю уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе.

Таким образом, если хотя бы учредители и директор находятся (проживают) по известным регистрирующему органу адресам, то компания всегда сможет не допустить появления иска о ее ликвидации.

Более того, даже если иск все-таки подан, суд также извещает о начатом процессе участников и руководителя налогоплательщика и предоставляет ему второй шанс исправиться — представить в инспекцию актуальные сведения о месте нахождения фирмы. Если такие сведения представляются, то иск о ликвидации удовлетворен не будет.

Отметим, что предоставление подобного «второго шанса» — это право суда, а не обязанность. Однако на практике, скорее всего, суды будут предоставлять такую возможность всегда или почти всегда.

При этом если суд установит, что инспекторы не запрашивали у участников и руководителя компании сведения об актуальном адресе, то с налоговиков можно будет еще и попытаться высказать судебные расходы.

Таким образом, эффективным средством защиты фирмы в таких случаях является устранение нарушения с адресом после появления соответствующего требования от инспекторов или предоставления такой возможности арбитражным судом.

Но наилучшей защитой, конечно, является своевременная актуализация налогоплательщиком указанных в ЕГРЮЛ сведений о его месте нахождения.

Чем рискуют компании, не находящиеся по юридическому адресу в 2019 году?

Под юридическим адресом в деловом обороте понимается адрес государственной регистрации юридического лица, который указан в ЕГРЮЛ в качестве адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Однако на практике не всегда компания фактически находится по месту своей регистрации. Некоторые руководители ошибочно полагают, что если фирма не находится по юридическому адресу, то это может повлечь максимум небольшой штраф, однако рисков гораздо больше. О них и поговорим в материале

Вы можете не получить действительно важное письмо

Все заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, будут считаться полученными компанией с момента доставки корреспонденции на ее юридический адрес, даже если она там фактически не находится (пункт 3 ст. 54, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Таким образом, ненахождение компании по юридическому адресу может повлечь негативные последствия, связанные с неполучением важной корреспонденции., Например, неполучение судебного извещения может повлечь принятие судебного решения без участия представителя организации, при этом организация будет считаться извещенной надлежащим образом.

Или, если должник в порядке, установленном в договоре, направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не было принято кредитором в связи с неполучением извещения, то кредитор считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков (ст. 406 ГК).

Оставление без ответа запроса налогового органа, направленного по почте, влечет риск привлечения организации к налоговой ответственности (ст. 126, ст. 129.1 НК РФ).

Санкции по п. 1 ст. 126 применяются за непредоставление в ФНС документов, в том числе запрашиваемых налоговиками в ходе проверок. Штраф за несвоевременное предоставление документов в налоговую составляет 200 руб. за каждый неподанный документ. Штраф за отказ предоставить декларацию о прибыли контролируемой иностранной компании и документы к ней (п. 5 ст. 25.15 НК РФ), составляет 100 тыс. руб.

Штраф по п. 2 ст. 126 грозит организациям и ИП, которые отказались подать имеющиеся у них сведения о другом налогоплательщике по запросу ФНС, либо предоставили недостоверную информацию о нем. Размер штрафа для юридических лиц и ИП составит 10 тыс. руб.

Наказание по ст. 129.1 применяется к налогоплательщикам, которые неправомерно не сообщили налоговому органу необходимые сведения или своевременно не передали требуемую информацию. Данная норма применяется в том числе за отсутствие пояснений при несдаче вовремя «уточненки», запрашиваемой в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Штраф по данной статье составляет 5000 руб. В случае повторного нарушения в течение года штраф составит 20 тыс. руб.

С вас могут взыскать штраф за ненахождение по юридическому адресу 2019

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) предусмотрено право регистрирующего органа проводить проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в том числе путем проведения осмотра объекта недвижимости (пп. «г» п. 4.2. ст. 9 Закон № 129-ФЗ). Если в результате такой проверки инжекторы ИФНС выявят факт отсутствия юридического лица по месту его регистрации, то руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25. КоАП РФ за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде штрафа от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Привлечь руководителя к ответственности по данной статье возможно только в пределах срока давности, составляющего 1 год, исчисляемого со дня подачи в ИФНС заявления о государственной регистрации либо заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении места нахождения юридического лица с указанием недостоверного адреса.

Если такое нарушение совершено повторно либо сведения об адресе юрлица, поданные при его госрегистрации, были заведомо ложными, то руководитель может быть дисквалифицирован на срок от 1 до 3 лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

Таким образом, может показаться, что «ничего страшного, если компания не находится по юридическому адресу: ответственность небольшая и срок давности коротки». Однако все не так просто.

Организацию могут исключить из ЕГРЮЛ без суда

Представим, что прошла проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ и установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе. В этом случае, регистрирующий орган направляет такому юридическому лицу, его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, директору), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (уведомление о недостоверности).

В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если компания не предоставит подтверждение достоверности адреса, указанного в ЕГРЮЛ, или если , представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

С 01.09.2017 г. вступили в силу дополнения в Закон № 129-ФЗ, в соответствии с которыми в случае если запись о недостоверности сведений находится в ЕГРЮЛ в течение более чем 6 месяцев с момента ее внесения, налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Налоговая может потребовать ликвидации организации в суде

Основания для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ. В этих случаях юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица:

если при создании юридического лица допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов (если эти нарушения носят неустранимый характер);

если нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц неоднократные либо грубые (п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, регистрирующий орган может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица при одновременном наличии 3-х условий (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ) (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):

есть информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.),

этому юридическому направлялось уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе;

запрашиваемые сведения не были предоставлены в разумный срок

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Если ответчик выполнит требование суда, налоговому органу в иске будет отказано (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 N 13АП-15071/2018 по делу N А42-1658/2018).

В судебной практике имеются случаи удовлетворения исков регистрирующих (налоговых) органов о ликвидации юридических лиц в связи с выявлением факта несовпадения их юридического и фактического адресов, когда юридическое лицо по указанию суда не представляет в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе, так как отсутствие связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является грубым нарушением закона (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.08.2018 N Ф01-2793/2018 по делу N А79-2640/2017).

Банк может отказаться от заключения либо расторгнуть заключенный с компанией договор банковского счета

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на банки и некоторые другие организации возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование и адрес юридического лица, а пунктом 3 указанной статьи — обязанность по систематическому обновлению информации о клиентах.

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при заключении, так и при исполнении договора. Непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 1307/10 по делу N А40-50083/09-29-388).

С вас могут взыскать штраф за нарушение порядка применения контрольно-кассовой техники (ККТ)

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон № 54 — ФЗ), при регистрации ККТ в заявлении о регистрации ККТ указывается в том числе адрес и место установки ККТ (п. 2 ст. 4.2. Закона № 54-ФЗ).

В случае, если при регистрации ККТ организация указала юридический адрес, а использует ККТ по фактическому адресу нахождения организации, не совпадающим с юридическим, то это может быть квалифицировано как использование ККТ по незарегистрированному месту установки. За это организация или ИП могут быть привлечены к административной ответственности по ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка применения ККТ в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей (Постановление ВС РФ от 11.08.2015 по делу № А19-15703/2013, письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.2011 № 17-26/019349@).

Налоговые органы могут признать деятельность компании не по юридическому адресу созданием обособленного подразделения

Постановка российской организации на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ (п.4 ст. 83 НК РФ).

По мнению Минфина России, если офис организации расположен не по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ, то такой офис должен быть оформлен как обособленное подразделение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 НК РФ, или как филиал либо представительство на основании п. 3 ст. 83 (Письма Минфина России от 06.09.2018 N 03-12-13/63746, 03-12-13/63812).

Налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении (за исключением филиалов и представительств) в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

За непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, организация может быть привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ, а также для должностных лиц предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа от 300 до 500 рублей.

Последствия не нахождения организации по своему юридическому адресу

Последствия не нахождения организации по своему юридическому адресу

Федеральная налоговая служба в своем письме от 25 июня 2014 года разъяснила для всех налоговых органов вопросы правоприменительной практики при ситуации, когда выявляется недостоверность сведений относительно адреса места нахождения юридического лица.

В своей статье от 09 августа 2013 года мы уже акцентировали внимание на последствиях для организаций, которые находятся на так называемых «юридических адресах» и с которыми государственные органы не могут установить контакт по этим адресам. В этой статье мы более предметно остановимся на том, какие действия будут применяться налоговыми органами при выявлении недействительного адреса юридического лица. Напомним, что в законодательстве понятия юридического и фактического адреса не разделяются. С точки зрения государства, существует только один адрес – это юридический адрес фирмы, адрес ее места нахождения.

Порядок действий налоговиков при выявлении недостоверных сведений по юридическому адресу организации

При представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (в Санкт-Петербурге это МИФНС №15 по Санкт-Петербургу) документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе юридического лица, тот же орган в течении 5 дней составляет Протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, максимальное наказание за которое предусмотрено в виде дисквалификации должностного лица (генерального директора) на срок до трех лет. При отсутствии доказательств заведомо ложных ведений, Протокол составляется по третьей части той же статьи, где максимальный штраф достигает пяти тысяч рублей. В случае составления Протокола по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, документы направляются для рассмотрения в суд, с обязательным извещением участников и генерального директора юридического лица.

Здесь же рассмотрен случай, когда выявляются сведения о подложности документов, либо о непричастности участников юридического лица и/или генерального директора в создании и деятельности фирмы. В данном случае, налоговый орган направляет документы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Порядок действий налоговиков при подтверждении факта предоставления заведомо ложных сведений об адресе места нахождения организации

  • вносятся сведения в ЕГРЮЛ в специальный раздел, который содержит сведения об организации, связь с которыми, по их юридическому адресу не установлена. Данный раздел содержится в открытом доступе на официальном сайте Федеральной налоговой службы;
  • направляется в адрес учредителей, а также генерального директора организации, требования о предоставлении достоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица. У учредителей/генерального директора есть один месяц для того чтобы внести изменения в учредительные доументы;
  • в течении 10 дней полученная налоговыми органами информация передается в банк, где у юридического лица открыты расчетные счета.

В случае если юридическое лицо не приняло должных мер для предоставления достоверных сведений по своему юридическому адресу и не осуществило внесение изменений в ЕГРЮЛ, налоговые органы направляют материалы дела на рассмотрение заявления в Арбитражный суд о ликвидации организации.

В соответствии с п. 2 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ, налоговый орган вправе обратиться в суд, предоставив необходимые доказательства и ссылаясь на определенные обстоятельства с требованием о ликвидации организации, которая при своем создании грубо нарушила законодательство и эти нарушения носят неустранимый характер. При наличии всех вышеуказанных обстоятельств, налоговый орган должен также предоставить в Арбитражный суд доказательства того, что организация ведет свою деятельность. В противном случае (когда фирма, к примеру, не сдает отчетность более 12 месяцев подряд), организация может быть признана действующей, а это значит, что ее ликвидация возможна в административном порядке.

Решением Арбитражного суда может быть возложена обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей данной организации, а также указаны сроки предоставления ликвидационного баланса. Исполнение судебного акта (при отсутствии доброй воли) возлагается на судебных приставов-исполнителей. В случае неисполнения обязанностей по ликвидации организации, на ответственных лиц (учредителей фирмы) могут быть наложены Арбитражным судом штрафные санкции, которые не имеют ограничений по количеству их вынесения, то есть штрафы могут налагаться неоднократно.

Читайте также:  Исковое заявление о признании банкротом юридического лица
Ссылка на основную публикацию