Как вернуть деньги с таможни юридическому лицу

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей — описание процедуры

Большая часть торговых операций, так или иначе, связаны с импортом или экспортом продукции. Эти процедуры требуют соблюдения ряда правил. Одним из них является оплата таможенных платежей. Нередко встречаются такие ситуации, когда сумма внесённых в бюджет государства средств превысила сумму, подлежащую к оплате. Конкретно для подобных случаев законодательством Российской Федерации предусматривается такое понятие, как возврат излишне уплаченных таможенных платежей. Стоит рассмотреть этот термин поподробнее.

Что такое возврат таможенных платежей?

Как уже было сказано выше, возврат таможенных платежей представляет собой передачу плательщику авансового или иного таможенного платежа, который является излишне уплаченным и не может быть внесён в бюджет государства.

Таможенная служба рассматривает заявление лица на получение излишне уплаченных денежных средств и принимает окончательное решение. Если будет признано, что средства являются действительно «лишними», они будут возвращены налогоплательщику. В ином случае, заявление будет отвергнуто.

К платежам, которые тесно связаны с данным понятием и избыток которых может быть возвращён, относятся:

  • таможенные сборы;
  • таможенные пошлины;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на ввоз.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Когда платёж подлежит возврату?

Термин может использоваться в самых различных случаях. Нередко сотрудники таможни попросту не могут сразу точно определить размер государственной пошлины. А задерживать продукт они не имеют никакого юридического права. Только со временем можно установить точный размер налога для конкретного случая. После могут быть произведены как возврат, так и доплата.

Экономика развивается стремительно, что влечёт за собой изменения в торговле. Режим работы и функционирования таможенных органов может постоянно изменяться. Как правило, подобные изменения в первую очередь затрагивают именно процедуру нахождения взносов при импорте или экспорте. Этим и могут быть вызваны неточности в размерах денежных средств и, следовательно, переплата.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение льгот. Для этого необходимо принадлежать к определённой группе льготников. Такие граждане могут как полностью, так и частично избавиться от налоговых обязательств. Если льготы были получены налогоплательщиком только после внесения денежных средств в бюджет таможенного органа, он может подать заявление на зачёт таможенных платежей.

Валюта постоянно теряет или приобретает свою ценность. Этим и обуславливаются довольно частые скачки в стоимости многих товаров. Так как при определении таможенных взносов учитывается цена перевозимого продукта, при малейших изменениях меняется и конечный размер налога.

Работники таможни не защищены от ошибок при оформлении документов, расчётов и прочих процедур. Они могут ошибиться, что приводит к некорректному начислению взноса.

При возникновении подозрений о неправильном начислении платежа лучше обратиться в таможенный орган для перепроверки данных.

Как вернуть таможенные платежи?

Возвращение таможенных платежей — процедура, которая состоит из нескольких последовательных шагов. Как уже было сказано выше, соответствующая инстанция должна рассмотреть заявление налогоплательщика и принять решение о необходимости дальнейших действий.

Процедура возврата переплаты

Процедура возврата денежных средств выполняется поэтапно.

  • Первый этап — установление факта переплаты таможенных платежей. Как правило, инициатором данного шага является сам плательщик. Но нередко во время различных проверок таможенный орган выявляет нарушения и предпринимает меры по их устранению.
  • Второй этап — точное определение переплаченной суммы. Для этого необходимо заново рассчитать налог и сравнить полученный результат с внесёнными ранее средствами.
  • Третий этап — подача в соответствующий орган пакета документов. Этот шаг актуален для тех случаев, когда ошибку выявил непосредственно сам плательщик.
    Обязательной бумагой в этом пакете документов является заявление. Образец заполнения заявления на возврат таможенных платежей прикреплён ниже. Документы можно подать как посредством личного обращения в отделение органа по месту жительства, так и почтой.
  • Четвёртый этап — получение решения от сотрудников таможни. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. В последнем случае отказ должен быть чётко и ясно аргументирован.
  • Пятый этап — непосредственно получение денежных средств.

Если таможенный орган неправомерно отказал в возврате средств, плательщику необходимо подавать иск в местный суд.

При покупке авто за рубежом россияне должны платить утилизационный сбор на автомобили. Как рассчитать сбор, читайте в нашей статье.
Сколько стоит растаможка авто из Калининграда подробнее тут. Для удобства воспользуйтесь таможенным калькулятором.

Заявление на возврат излишне уплаченных таможенных платежей

Заполнение заявления должно производиться строго в соответствии с общепринятыми правилами. Документ должен содержать следующую информацию:

  • Данные плательщика (имя, фамилия и отчество физического лица, ИНН и наименование организации или предприятия и т. д.).
  • Фамилия, имя и отчество начальника таможенного органа.
  • Данные платёжного документа (номер, сумма оплаты, дата внесения денежных средств и т. д.).
  • Причина, в соответствии с которой произошла переплата.
  • Сумма, которая подлежит возврату.
  • Данные о прилагающихся к заявлению документах и т. д.

Очень важно грамотно заполнить заявление. Любые ошибки могут привести к потере юридической силы документа. Составление заявления может осуществляться несколькими способами: самостоятельно или с помощью грамотных специалистов.

Если вы решили заполнять документ самостоятельно, необходимо собрать всю нужную информацию и тщательно её перепроверить. Для грамотного составления лучше воспользоваться образцом заявления на возврат.

Для того чтобы избежать возможных ошибок, лучше обратиться к специалистам. Они грамотно составят всю необходимую документацию. Так можно существенно сэкономить время и снизить риск серьёзных ошибок, которые могут привести к потере юридической силы бумаги. Юристы ответят на все возникшие вопросы и помогут избежать подводных камней при осуществлении возврата. Из минусов можно выделить только оплату услуг таких специалистов.

Срок возврата таможенных платежей

Предусмотрены сроки возврата таможенных платежей. Налогоплательщик может подать заявление о переплате в течение 3 лет после внесения соответствующей денежной суммы в бюджет инстанции. По истечении этого срока заявление рассматриваться не будет.

Согласно законодательству Российской Федерации, все эти процедуры должны быть выполнены сотрудниками соответствующей инстанции в течение одного календарного месяца.

За отведённое по закону время сотрудники таможни исполняют следующие процедуры:

  • Рассмотрение сотрудниками пакета документов.
  • Совместное принятие решения.
  • Возврат «лишних» денег (в случае принятия положительного решения).

Если налогоплательщик в ближайшем будущем будет осуществлять торговые операции, связанные с импортом или экспортом продукции, то избыток средств может пойти на погашение новых взносов.

Дополнительная информация о процедуре возврата излишне уплаченных таможенных платежей в этом видео:

Итак, возврат таможенных платежей — дело хлопотное, но вполне выполнимое. Задача плательщика — правильно составить заявление и собрать все необходимые для процедуры бумаги. Но не во всех случаях субъектам ВЭД, которые потерпели финансовые убытки, удаётся вернуть переплаченные деньги обратно. Некоторые их заявления отклоняются или и вовсе не рассматриваются сотрудниками соответствующей инстанции. В таком случае необходимо подавать иск в судебные органы для открытия дела.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Порядок возврата авансовых платежей с лицевого счета

В какой таможенный орган обращаться за возвратом авансовых платежей

В соответствии с частью 9 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) заявление о возврате авансовых платежей подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств. К заявлению необходимо приложить документы, перечень которых установлен статьей 122 Федерального закона.

После открытия лицевого счета плательщика в ресурсе ЕЛС его администрирование осуществляют региональные таможенные управления в соответствии с местом налогового учета плательщика, исходя из КПП. Исключение составляет Центральная энергетическая таможня, которая осуществляет администрирование платежей участников ВЭД, сумма уплаченных таможенных платежей которых при экспорте энергоносителей, классифицируемых в отдельных позициях и подсубпозициях группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС и отдельных подсубпозициях группы 29 ТН ВЭД ЕАЭС, составляет более 100 млн. рублей в течение года, предшествующего началу администрирования лицевых счетов данных плательщиков в ресурсе ЕЛС.

Администрирование единых лицевых счетов в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют:

  • Центральное таможенное управление – в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 31, 32, 33, 36, 37, 40, 44, 46, 48, 50, 57, 62, 67, 68, 69, 71, 76, 77;
  • Северо-Западное таможенное управление – в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 10, 11, 29, 35, 51, 53, 60, 83 (кроме Санкт – Петербурга (78) и Ленинградской области (47), перевод на ЕЛС которых осуществляется после 16.02.2019);
  • Южное таможенное управление – в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 01, 08, 23, 30, 34, 61, 91, 92;
  • Приволжское таможенное управление – в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 02, 12, 13, 16, 18, 21, 43, 52, 56, 58, 59, 63, 64, 73, 81;
  • Уральское таможенное управление – в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 45, 66, 72, 74, 86, 89;
  • Сибирское таможенное управление – в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 03, 04, 17, 19, 22, 24, 38, 42, 54, 55, 70, 75, 80, 84, 85, 88;
  • Дальневосточное таможенное управление – в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 14, 25, 27, 28, 41, 49, 65, 79, 82, 87;
  • Северо-Кавказское таможенное управление – в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 05, 06, 07, 09, 15, 20, 26;
  • Калининградская областная таможня – в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 39.

Форма заявления о возврате авансовых платежей

Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждена приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» (зарегистрирован в Минюсте России 15.02.2011 № 19839) с учетом изменений, внесенных приказом ФТС России от 02.05.2012 № 831.

Перечень документов необходимых для возврата авансовых платежей

Согласно статье 122 Федерального закона к заявлению о возврате авансовых платежей должны прилагаться следующие документы:

  1. Платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;
  2. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  3. Копия свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  4. Документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  5. Образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;
  6. Копия документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  7. Иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата (справка из банка, подтверждающая наличие счетов).

В случае необходимости заверения таможенным органом документов, указанных в частях 4-7 статьи 122 Федерального закона, необходимо наличие оригинала и копии заверяемых документов, а также наличие оригинала и копии документа, удостоверяющего личность подписавшего заявление о возврате авансовых платежей лица.

Возврат авансовых платежей через личный кабинет

В настоящее время возврат авансовых платежей осуществляется только при подаче письменного заявления, предоставленного в соответствии со статьей 122 Федерального закона.

Подача заявлений о возврате авансовых платежей в электронном виде предусмотрена положением части 4 статьи 36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», однако применяться будет только со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о Союзе

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД документом, подтверждающим полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, указанным в пункте 3 части 4 статьи 122 ФЗ-311?

Как показывает практика, нотариусы отказываются заверять нотариально приказы о назначении директора, и самым простым выходом из ситуации является предоставление ОРИГИНАЛА приказа о назначении директора (то есть делаете еще один оригинал Приказа). Выписку из ЕГРЮЛ можно прилагать в оригинале.

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД образцом подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенным нотариально?

Под ним понимается подпись заверенная на карточке по форме ОКУД 0401026

Подпись и печать должен заверить Нотариус, при этом для заверения необходимо предоставить “свежую” выписку из ЕГРЮЛ, с момента выдачи которой прошло не более 5 дней. Некоторые нотариусы сами заказывают выписки. Но в любом случае желательно заказать выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП для предпринимателей) и уже с ней идти заверять документы организации к Нотариусу.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей — как выиграть в этом споре

Проблемы взаимоотношений с таможенными органами знакомы многим не понаслышке. Таможенный орган с охотой взыскивает налоги, сборы, акцизы с плательщиков, но при установлении факта их переплаты не спешит с возвратом финансовых средств декларанту. В этой статье пойдёт речь о том, как действительно правильно поступать в случае, если создался прецедент на возвращение излишне оплаченных сумм по таможенным платежам.

Читайте также:  Передоверие по доверенности от юридического лица

Какие бывают таможенные платежи?

Понятие «таможенные платежи» чётко расшифровывается в п.1 ст.70 ТК Таможенного Союза (ТК ТС). Согласно ему платежи таможенные делятся на:

  • различные таможенные сборы;
  • вывозную пошлину (таможенную);
  • различные акцизы: акцизы на бензин, табачные изделия и т.д., которые уплачиваются согласно законодательным актам, при ввозе определённой группы товаров;
  • ввозную пошлину (таможенную);
  • НДС, который собирается с ввозимого товара на территорию ТС.

Кроме таможенных оплат существуют иные платежи в виде процентов, пени, антидемпинговых пошлин, а также компенсационных и специальных пошлин.

Ввиду ряда причин на счету плательщика таможенных взносов могут образовываться переплаты по данному виду налогов. Переплата — это разница между оплаченными и начисленными в ходе корректировки таможенными налогами. Такая проблемная ситуация может получаться из-за:

  • неточного определения классов товаров ТН ВЭД;
  • невозможности корректного определения размера нужных платежей на момент их оплаты;
  • неправильного соответствия проходной и контрактной цен;
  • попадание под льготы в классе тех товаров, за которые были оплачены таможенные пошлины в полной объёме;
  • выполнения неверного подсчёта таможенной цены товара. Как выполнить расчёт таможенных платежей онлайн, читайте тут;
  • возникновения ошибок в подаваемых документах, допускаемых должностным лицом организации.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Должен ли таможенный орган сообщать своим плательщикам о переплате?

Факт возникновения излишне оплаченных или взысканных таможенных пошлин может обнаружиться как самим физическим или юридическим лицом, проведшим оплату, так и таможенным органом входе проверки и корректировки поданных в таможню документов.

Согласно ФЗ №311 в случае, если такой факт был обнаружен таможенным органом, то последний обязан об этом проинформировать плательщика в произвольной форме в срок не более одного месяца после обнаружения этой информации. Здесь же декларанту предоставляется копия корректировки таможенной цены и платежей.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей

Порядок возврата переплаченных таможенных пошлин в досудебном порядке регулируется ст. 355 ТК РФ. Здесь нужно учитывать, что законодательно различаются авансовые, излишне уплаченные таможенные платежи и таможенное обеспечение. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей вот здесь. Эта информация будет полезна начинающим участникам ВЭД.

Излишне оплаченные таможенные пошлины — это финансовые средства, которые имеют идентификацию и оплачиваются по возникновению обстоятельств, указанных в ст. 319 ТК РФ. Даже после обнаружения таможней такой переплаты, этот платёж остаётся быть таможенным и не является собственностью плательщика.

Для того, чтобы вернуть себе переплату по таможенным пошлинам, необходимо:

  1. Установить факт излишне оплаченных таможенных пошлин самостоятельно или получить уведомление об этом из таможенного органа с приложением копии корректировки таможенной цены товаров.
  2. Заполнить заявление на обратный возврат излишне оплаченных сумм таможенных налогов по форме.
  3. Подготовить документы, подтверждающие факт переплаты финансовых средств.
  4. Передать полный пакет документов в таможенный орган лично или отправить его по российской почте письмом (заказным обязательно с уведомлением).
  5. Получить решение таможни о возможности или невозможности возврата переплаченных средств. При чём срок рассмотрения заявления по законодательным актам не должен быть больше 1 месяца со дня его передачи.
  6. В зависимости от результата либо получить излишне оплаченные таможенные пошлины, либо подать заявление в судебный орган на неправомерность решения таможенного органа.

Документы

Для того, чтобы получить переплаченные таможенные налоги, необходимо передать в таможенный орган ряд документов:

  • Заявление на полный возврат излишне оплаченных таможенных налогов, акцизов, пошлин и сборов.
  • Документы, подтверждающие текущий размер и факт оплаты или взыскания таможенных платежей.
  • Документ, указывающий на основании чего был начислен именно такой размер таможенных пошлин (декларация).
  • Документ, устанавливающий факт и размер произведённый заявителем переплаты (копия корректировки таможенной цены и налогов, сборов, пошлин, акцизов).
  • Согласие лица, оплатившего пошлины на возврат излишков оплаты таможенных платежей декларанту в случае, если это различные самостоятельные единицы.

Кроме того, если в таможню ранее не предоставлялись нижеследующие документы, то их необходимо также передать в полном пакете документов на возврат., а именно:

  1. Для юрлиц, резидентов РФ:
    • копию ИНН (свидетельства о постановке на учёт в налоговой структуре);
    • копию ОГРН (свидетельства о госрегистрации);
    • доверенность, которая подтверждает правомерность лица, заполнившего заявление о возврате;
    • образец подписи гражданина, заполнившего заявление.
  2. Для ИП:
    • также копию ИНН (свидетельства о постановке на учёт в налоговой структуре);
    • также копию ОГРНИП (свидетельства о госрегистрации);
    • копию гражданского паспорта ИП.
  3. Для физлиц:
    • копию гражданского паспорта РФ;
    • копию документа, дающего право на получение излишне оплаченных таможенных пошлин, в случае, если гражданин является правопреемником (наследником) плательщика таможенных сборов. В обоих случаях все документы либо заверяются подписью нотариуса или непосредственно представителем таможенного органа при предъявлении оригиналов документов.

Нюансы заполнения заявления на возврат

Заявление на полный возврат обеспечения таможенных платежей, авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных пошлин составляется в соответствии с формой приказа ФТС РФ №2520 от 22.02.2010. письменно. В этом документе указываются:

  • основания, по которым появились излишне уплаченные финансовые средства;
  • размер и виды переплаченных таможенных платежей;
  • реквизиты тех платёжных документов, по которым производилась оплата налогов, сборов;
  • полные реквизиты счёта, на который должно произойти перечисление излишне оплаченных платежей по таможне.

Это заявление подписывается в обязательном порядке руководителем организации с постановкой печати, индивидуальным предпринимателем или физлицом, имеющим право на получение данных переплат. Кроме того, в нём должно быть размещено ФИО руководителя, полное название юрлица, адрес его регистрации.

Возврат авансовых таможенных платежей

Авансовый платёж — это перечисленные заявителем денежные средства на счёт таможни в учёт будущих таможенных платежей. Он не имеет конкретики ни в видах ввозимых (вывозимых) товаров, ни в их стоимости, ни в сроках. По своей сути он изначально представляет собой излишне оплаченные денежные средства.

Авансовые платежи обладают рядом параметров:

  • Даже после зачисления на счёт таможенных органов, они считаются собственностью лица или организации, которые их перечисляли (п.3 в ст.330 ТК РФ).
  • Не являют собой таможенные платежи: налоги, пошлины, акцизы и сборы.
  • Меняют свой статус на «таможенные платежи» после предоставления в таможенный орган распоряжения об их уплате в качестве последних: заявления, грузовой таможенной декларации.

Сроки возврата

Плательщик может обратиться с заявлением о полном возврате переплаченных средств в течение 3-х годичного срока, начинающегося с момента оплаты или взыскания этих платежей в досудебном порядке. Данный срок пресекателен по своему характеру, и не может быть нарушен или увеличен ни в каких случаях.

Но стоит заметить, что данный срок указывается в законодательных актах для досудебного разрешения проблемы. Ничто не мешает организации подать иск на возмещение излишне уплаченных средств после истечения трехлетнего срока в судебном порядке.

Таможня обязана в течение одного месяца не только рассмотреть заявление на текущий возврат излишне оплаченных таможенных налогов, но и вернуть переплату заявителю по тем реквизитам, которые были прописаны в заявлении.

При нарушении такого срока заявитель вправе потребовать от таможни уплаты процентов от суммы переплаты по ставке рефинансирования ЦБ РФ за каждый день получившейся просрочки.

Излишки уплаченных таможенных пошлин не могут возвращаться в случаях:

  • Если у плательщика есть непогашенный налоговый долг в отношении других платежей. В этом случае он покрывается из суммы излишне оплаченных денежных средств. Соответственно если эта сумма значительно больше долговых обязательств, то плательщику возвращается сумма переплаченных таможенных платежей за вычетом задолженности.
  • Если сумма, которую должен вернуть таможенный орган, составляет менее 150 руб., то она не подлежит возврату.

Вот полезная информация о том, как решаются проблемы возврата излишне уплаченных таможенных платежей в Высшем Арбитражном Суде:

Возврат осуществляет только тот таможенный орган (организация), на счёт которого были оплачены таможенные налоги, пошлины и только в рублевом эквиваленте.

В целом, несмотря на жгучее желание таможенных органов откреститься от возврата уплаченных платежей или желания провести зачёт их в счёт будущих начисляемых налогов, вернуть денежные средства всегда возможно при условии выполнения всех отведённых сроков и правильно поданных документов.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Таможенные платежи».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Центральное таможенное управление

Администрирование единых лицевых счетов юридических лиц, зарегистрированных в Центральном федеральном округе

Администрирование денежных средств участников внешнеэкономической деятельности – российских юридических лиц осуществляется с применением единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств “Лицевые счета – ЕЛС” в соответствии с положениями приказа ФТС России от 26.06.2019 № 1039, который вступил в силу 01.07.2019.

Вопрос 1. Порядок возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств.

  1. В соответствии с пунктом 30 Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС» (далее – Временный порядок), утвержденного приказом ФТС России от 26.06.2019 № 1039 , в озврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а также сумм таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в подпунктах 4 – 9 пункта 1 статьи 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или отражения в ресурсе ЕЛС иных случаев, определенных статьей 67 ТК ЕАЭС, без представления плательщиком соответствующего заявления.

В случае, если зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не произведен, плательщику необходимо обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.

Вопрос 2. Порядок возврата денежного залога.

В соответствии с пунктом 32 Временного порядка, возврат заинтересованным лицам денежного залога осуществляется в форме зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов в случаях, установленных пунктом 9 статьи 67 и пунктом 9 статьи 76 ТК ЕАЭС, при поступлении в ресурс ЕЛС из АС «Обеспечение» сведений о возникновении указанных случаев без представления лицом, внесшим денежный залог, заявления о таком зачете.

Контроль за исполнением обязательств, обеспеченных денежным залогом, осуществляется таможенным органом, принявшим денежный залог.

В случае, если зачет денежного залога в счет авансовых платежей не произведен, плательщику необходимо обращаться в таможенный орган, принявшим денежный залог.

Вопрос 3. В какой таможенный орган обращаться за возвратом авансовых платежей.

В соответствии с частью 9 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) заявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен статьей 122 Федерального закона, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств.

После открытия лицевого счета российского юридического лица в ресурсе ЕЛС его администрирование осуществляют региональные таможенные управления, Калининградская областная таможня, Центральная энергетическая таможня – в отношении отдельных плательщиков таможенных пошлин, налогов которая осуществляет администрирование плательщиков таможенных пошлин, налогов, сумма уплаченных таможенных платежей при экспорте энергоносителей, классифицируемых в отдельных позициях и подсубпозициях группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС и отдельных подсубпозициях группы 29 ТН ВЭД ЕАЭС, которых составляет более 100 млн. рублей в течение года, предшествующего началу администрирования лицевых счетов данных плательщиков в ресурсе ЕЛС.

Администрирование единых лицевых счетов в соответствии с местом налогового учета российского юридического лица осуществляют:

– Центральное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 31, 32, 33, 36, 37, 40, 44, 46, 48, 50, 57, 62, 67, 68, 69, 71, 76, 77;

– Северо-Западное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 10, 11, 29, 35, 47, 51, 53, 60, 78, 83;

– Южное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 01, 08, 23, 30, 34, 61, 91, 92;

– Приволжское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 02, 12, 13, 16, 18, 21, 43, 52, 56, 58, 59, 63, 64, 73, 81;

– Уральское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 45, 66, 72, 74, 86, 89;

– Сибирское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 03, 04, 17, 19, 22, 24, 38, 42, 54, 55, 70, 75, 80, 84, 85, 88;

Читайте также:  Виды юридических лиц по характеру деятельности

– Дальневосточное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 14, 25, 27, 28, 41, 49, 65, 79, 82, 87;

– Северо-Кавказское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 05, 06, 07, 09, 15, 20, 26;

– Калининградская областная таможня в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 39.

Таким образом, после открытия лицевого счета российским юридическим лицам в ресурсе ЕЛС, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 31, 32, 33, 36, 37, 40, 44, 46, 48, 50, 57, 62, 67, 68, 69, 71, 76, 77, Центральное таможенное управление на основании заявлений о возврате авансовых платежей осуществляет возврат авансовых платежей.

В отношении заинтересованного лица, не являющимся российским юридическим лицом (российские физические лица, индивидуальные предприниматели, иностранных юридических лиц), – любой таможней, в полномочия которой входит принятие решений о возврате авансовых платежей, по выбору заинтересованного лица, кроме региональных таможенных управлений.

Вопрос 4. Форма заявления о возврате авансовых платежей.

Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждена приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» (зарегистрирован в Минюсте России 15.02.2011 № 19839) с учетом изменений, внесенных приказом ФТС России от 02.05.2012 № 831 (приложение № 1).

Вопрос 5. Перечень документов необходимых для возврата авансовых платежей.

Согласно статье 122 Федерального закона к заявлению о возврате авансовых платежей должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;

2) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3) копия свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

4) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

5) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

6) копия документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

7) иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата (справка из банка, подтверждающая наличие счетов).

В случае необходимости заверения таможенным органом документов, указанных в частях 4-7 статьи 122 Федерального закона, необходимо наличие оригинала и копии заверяемых документов, а также наличие оригинала и копии документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей.

Вопрос 6. Возврат авансовых платежей через личный кабинет.

В настоящее время возврат авансовых платежей осуществляется только при подаче письменного заявления, поданного в соответствии со статьей 122 Федерального закона.

Подача заявлений о возврате авансовых платежей в электронном виде предусмотрена положением части 4 статьи 36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая будет применяться только со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о Союзе.

Вопрос 7. Предоставление отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.

Информация о движении денежных средств, уплаченных заинтересованным лицом до момента начала администрирования лицевых счетов в ресурсе ЕЛС, предоставляется заинтересованному лицу плательщику таможней декларирования и (или) через сервис “Лицевой счет” личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС России в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» либо через личный кабинет на сайтах юридических лиц, указанных в части 15 статьи 116 Федерального закона (далее – оператор таможенных платежей).

Информация о движении денежных средств, уплаченных заинтересованным лицом после начала администрирования его лицевых счетов в ресурсе ЕЛС, может предоставляться российскому юридическому лицу отделом контроля электронных платежей регионального таможенного управления, Калининградской областной таможни или Центральной энергетической таможни, который осуществляет администрирование данного лицевого счета, и (или) через информационный сервис «Лицевой счет» личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС России в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» либо через личный кабинет на сайтах операторов таможенных платежей.

В отношении заинтересованных лиц, не являющихся российскими юридическими лицами, информация о движении денежных средств, уплаченных после начала администрирования их лицевых счетов в ресурсе ЕЛС, может предоставляться любой таможней, в полномочия которой входит принятие решений о возврате авансовых платежей, по выбору данных лиц.

Согласно части 6 статьи 121 Федерального Закона в случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств этого лица. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2521 «Об утверждении формы акта выверки авансовых платежей». Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом, администрирующим денежные средства, и лицом, внесшим авансовые платежи. Один экземпляр акта после его подписания вручается указанному лицу.

В соответствии с пунктом 6 Временного порядка учет остатков денежных средств осуществляется в объеме общего остатка денежных средств по коду бюджетной классификации в соответствии с ИНН заинтересованного лица без детализации до платежных документов.

Вопрос 8. Не верно заполнено поле «КБК» в платежном поручении.

1) В случае указания ошибочного кода бюджетной классификации (несуществующего) в поле «КБК» идентификация денежных средств, осуществляется Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России при получении от плательщиков письменного обращения об исправлении допущенных ошибок, с приложением копии платежного поручения. При этом в обращении необходимо указать правильный КБК.

2) В случае указания кода бюджетной классификации в поле «КБК» действующего до 01.01.2019 идентификация денежных средств осуществляется Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России без предоставления соответствующего заявления плательщика.

3) Зачет денежных средств, с одного КБК на другой законодательством Российской Федерации о таможенном деле не допускается. При отсутствии необходимости использования остатка денежных средств по КБК плательщик вправе обратиться в таможенный орган, администрирующий его лицевой счет в ресурсе ЕЛС, за его возвратом.

Как с 2019 года возвращать авансовые платежи в таможню: новые бланки и правила

С декабря 2018 года действует новый Закон о таможенном регулировании (от 03.08.2018 № 289-ФЗ). Это заставило ФТС России ввести новую форму заявления о возврате авансовых платежей в таможню, а также установить обновлённый регламент его подачи. Рассказываем, как этот механизм работает с 2019 года.

Новый приказ

Новые формы документов для возврата авансовых таможенных платежей закрепил приказ ФТС от 10.01.2019 № 7. Он ввёл:

  • новую форму заявления о возврате авансовых платежей;
  • форму решения таможенного органа о возврате внесённых авансов;
  • форму уведомления об отказе в возврате авансовых платежей;
  • правила подачи заявления о возврате таможенных авансовых платежей.

Отметим, что обновленные бланки действуют с 9 марта 2019 года, но не ранее перехода на новые правила об авансовых таможенных платежах. А соответствующие статьи Закона № 289-ФЗ станут актуальны со дня вступления в силу международного договора, предусматривающего внесение изменений в Приложения № 5 и 8 к Договору о ЕАЭС.

  • таможенных пошлин;
  • налогов;
  • специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • таможенных сборов;
  • денежного залога в отношении товаров для личного пользования;
  • иных таможенных платежей.

Новый образец заявления в таможню на возврат авансовых платежей выглядит следующим образом:

Как подавать в таможню заявление о возврате авансовых платежей

Заявление можно подать в срок, не превышающий 3-х лет со дня, идущего за днем последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.

Если же насчет использования авансов распоряжения не было, указанный срок исчисляют:

  • со дня, идущего за днем последнего отражения на лицевом счете сумм поступивших авансовых платежей;
  • либо со дня зачета в счет авансовых платежей переплаты и/или излишне взысканных таможенных платежей, денежного залога, которые приобрели статус авансов.

Приведённый образец заявления в таможню на возврат авансовых платежей можно подать:

  • в электронной форме – через личный кабинет с усиленной квалифицированной подписью лица, внесшего авансы.
  • письменной форме (можно заполнить от руки или на ПК/ноутбуке; нужна личная подпись с расшифровкой).

К заявлению, которое подаёте в письменной форме, нужно приложить следующие документы:

1. Документ, подтверждающий полномочия лица, внесшего авансовые платежи, заверенный нотариально.

2. Образец подписи лица, внесшего авансовые платежи, подписавшего заявление, засвидетельствованный в нотариальном порядке.

3. Документы, указанные в ч. 11-13 ст. 36 Закона № 289-ФЗ (в зависимости от статуса – юрлицо/ИП/физлицо).

Если ранее вы уже подавали в таможню перечисленные выше документы, то повторно это можно не делать. Тогда просто укажите в заявлении:

1. Сведения о реквизитах документа, с которым они были предоставлены.

2. Об отсутствии изменений в ранее направленных в таможенный орган документах.

Также не забывайте, что заявление о возврате авансовых платежей в таможню подают по каждому отдельному КБК, который администрирует Федеральная таможенная служба.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Возврат излишне взысканных или уплаченных таможенных платежей

Причины переплаты таможне могут быть разными, но в любом случае, вернуть свои средства компании всегда непросто. Многие просто “не хотят связываться”, не желая тратить время на судебные проволочки. Данная статья поможет определиться, в какие инстанции обращаться, и какие документы подготовить для возврата несправедливо взысканных платежей

Излишне уплаченные таможенные платежи — типичная ситуация, которая может систематически повторяться в различных компаниях, ведущих внешнеторговую деятельность. Допустим, организация регулярно ввозит и вывозит какую-либо продукцию. Работа с таможней у нее, конечно, налажена, а возникающие изредка трудности решаются в рабочем порядке.

Опытным путем установлено, какую сумму при известном ассортименте продукции компания регулярно (ежемесячно, ежеквартально) “отдает” таможне в качестве таможенных платежей. Но однажды, подведя итоги очередного периода, руководство вдруг обнаруживает, что платежи были переведены сверх запланированного бюджета. При этом причины переплаты могут быть разные. Например, несогласие таможенного органа с заявленным в таможенной декларации кодом товаров. В результате чего таможней было принято решение об иной классификации, и вместо ожидаемой ставки ввозной пошлины была уплачена большая. Либо таможня не согласилась с заявленной декларантом таможенной стоимостью товаров, и произвела ее корректировку, из-за чего сумма таможенных платежей существенно увеличилась.

Разумеется, в некоторых случаях превышение бюджета может быть правомерным. Однако чаще всего решения таможенного органа выносятся без учета каких-либо обстоятельств и условий сделки, и без тщательного анализа представленных документов.

Рассмотрим подобную ситуацию на конкретном примере, когда у компании имеются все основания для возврата излишне взысканных платежей, и ответим на вопрос: как можно их вернуть? Также проанализируем законодательство, изучив возможный правовой механизм поиска решения для данной ситуации. Но напомним еще раз, что наш пример о добросовестном участнике внешнеэкономической деятельности, который соблюдает законодательство и исполняет правомерные требования таможни.

Порядок действий в случае переплаты

Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных платежей является сумма фактически уплаченных или взысканных денежных средств, размер которой превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством. Определившись с фактом переплаты, компания должна решить для себя, куда идти: в таможню за возвратом или сразу в суд, потому что надежды на то, что первая “одумается” и добровольно все вернет, нет. Споры из-за переплаты возникают вследствие нежелания самой таможни возвращать деньги обратно.

В соответствии с нормами, указанными в главе 7 ТК РФ, любое лицо имеет право обжаловать решения, а также действия (или бездействие) таможенных органов, если нарушены его права, созданы препятствия в реализации законных интересов или на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Кодексом предусмотрен порядок, в соответствии с которым (статья 46, 47 ТК РФ) решения таможни или должностных лиц таможни могут быть обжалованы в вышестоящем таможенном органе или в суде. При этом подача жалобы в таможенные органы не исключает возможности одновременного или последующего обращения в суд. Однако жалоба, поданная сразу в две инстанции: в таможенные органы и в суд, рассматривается арбитражным судом.

Срок подачи жалобы ограничен и составляет три месяца от одной из дат: либо со дня, когда стало известно о нарушении прав лица, или на него была возложена незаконная обязанность. Либо со дня истечения законодательно установленного срока для принятия таможенным органом решения.

Таможенное законодательство о возврате таможенных платежей
Таможенные платежи, излишне уплаченные или излишне взысканные, можно возвращать в соответствии с главой 33 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ). Также существуют правовые акты ГТК РФ и ФТС РФ, которыми определен перечень необходимых условий для рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей. Помимо излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей также можно вернуть таможенные платежи, уплаченные вследствие:

  • подачи таможенной декларации, которая считается неподанной (декларация является “неподанной”, если она не принята таможенным органом, либо была подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ, если эти товары не были предъявлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня принятия декларации таможенным органом);
  • отзыва таможенной декларации;
  • предоставления тарифных преференций (когда пошлина была уплачена, но впоследствии возвращена в связи с решением вопроса о предоставлении преференции по уплате пошлины);
  • возврата денежного залога;
  • других случаев, указанных в статье 356 ТК РФ.

Обращение в таможенные органы и суд

Обращаться в таможню следует письменно, в соответствии с установленным таможенным законодательством порядком. Кроме того, письменное решение таможенного органа обжаловать легче, как в вышестоящем органе, так и в суде.

Во-первых, компании необходимо обратиться с заявлением о возврате в таможенный орган, в который данные платежи были уплачены. Заявление необходимо составить по установленной форме, в нем четко указать причину возврата денежных средств.

При этом, нужно учитывать, что срок для подачи такого обращения составляет не более трех лет со дня уплаты платежей либо взыскания. Таможенный орган считает указанный срок пресекательным, с чем нельзя согласиться. Так как нормами гражданского законодательства (статья 200 ГК РФ) установлен трехгодичный срок исковой давности, который начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Справедливо полагаем, что нормы таможенного законодательства не могут противоречить нормам гражданского законодательства. Однако таможенные органы придерживаются другого мнения и отказываются рассматривать по существу заявления о возврате, поданные им за рамками срока, установленного ТК РФ.

Во-вторых, в таможенные органы компании необходимо представить комплект документов, в том числе платежные поручения как свидетельство оплаты вашей компанией таможенных платежей. Таможенные органы должны дать плательщику ответ о результате рассмотрения заявления о возврате не позднее одного месяца с момента подачи.

В-третьих, при обращении необходимо учитывать, что таможня возвращает платежи только их плательщику. Поэтому если при таможенном оформлении товаров денежными средствами компании распоряжался таможенный брокер, то именно он является плательщиком, и может обратиться за возвратом, даже если компания является декларантом и/или получателем товаров. Это крайне важное обстоятельство! Суды и таможенные органы отказывают лицам, обратившимся к ним за возвратом, как ненадлежащим, когда последние, участвуя в таможенных правоотношениях, не являлись плательщиками. При этом нормами таможенного законодательства установлено право любого лица осуществлять платежи в таможню.

Исходя из того, что для компании зачастую неважно, какие именно виды таможенных платежей ей были переплачены (лишь бы они вернулись), в статье мы не разделяем таможенные платежи по видам: пошлины, налоги и пр. В соответствии со статьей 318 ТК РФ, все они являются таможенными платежами, и правовые нормы действительны для них всех. Среди таможенных пошлин чаще всего в делах фигурируют ввозная и вывозная пошлины, среди налогов — НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Правила оформления заявления о возврате

Заявление в таможню о возврате таможенных платежей оформляется по правилам, установленным в Приказе ГТК РФ от 25 мая № 607, в котором указан образец заявления в таможню, а также перечень необходимых документов. Указанный перечень небольшой, но он требует особой подготовки, так как некоторые документы предоставляются в таможню в оригинале, а некоторые требуют нотариального заверения.

Как было указано, заявителю требуется представить платежные поручения, подтверждающие поступление денежных средств на счет таможни. Если по каким-либо причинам такие документы не будут представлены, таможенные органы откажут в рассмотрении заявления по существу. Помимо платежного поручения, требуется также предоставить:

  • Копии таможенных деклараций;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если оно не было представлено ранее при таможенном оформлении);
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (если они не были представлены ранее при таможенном оформлении);
  • Документы, удостоверяющие личность физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
  • Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств (если они не были представлены ранее при таможенном оформлении). Такими документами могут быть, например, приказ о назначении на должность генерального директора, или решение участников Общества с ограниченной ответственностью о предоставлении полномочий;
  • Заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств. Это может быть банковская карточка, в которой указаны образцы подписи директора и главного бухгалтера, заверенная банком.

Для подтверждения обоснованности возврата могут быть представлены и иные документы. К ним можно отнести решение таможенного органа об отмене, например, ранее принятого классификационного решения или решения о корректировки таможенной стоимости.

Когда суд может отклонить доводы

При наличии оснований в судебном порядке можно доказать, что решением таможни на компанию была возложена незаконная обязанность по уплате таможенных платежей. Однако эти доводы по ряду причин суд может не принять. Рассматривая заявление об отмене незаконного решения, в котором компания также просит о возврате таможенных платежей, суд может обратить внимание, что порядок данного возврата установлен таможенным законодательством. В соответствии с чем, сначала необходимо обратиться в таможню, получить там отказ о возврате платежей, и лишь потом обратиться в суд.

Примеры из практики

Если после обращения в таможню с заявлением о возврате таможенных платежей, компания получила отрицательный ответ, она может обжаловать данное решение (в порядке главы 7 ТК РФ) и обратиться в вышестоящий таможенный орган или в суд (в порядке статьи 198 Арбитражно-процессуального кодекса РФ).

Для обращения в вышестоящую инстанцию компании необходимо знать только структуру таможенных органов, и обратиться в управление, в зоне деятельности которого находится “провинившаяся” таможня. При этом некоторые таможни являются таможнями прямого подчинения, и жаловаться на их незаконные решения можно сразу в ФТС РФ.

К сожалению, практика последних лет показывает, что обращение в вышестоящий таможенный орган для возврата платежей неэффективно. Некогда взыскав с компании сумму, таможенные органы не готовы ее возвращать. В настоящей статье мы не станем рассматривать подробно обращения в вышестоящий орган. Проанализируем сложившуюся судебную практику по результатам судебных разбирательств.

Сразу оговоримся, что мы не делали глубокого и всестороннего исследования, и отметим лишь некоторые судебные решения, которые показались нам наиболее интересными и полезными. Изложенный опыт поможет понять, что компании следует учесть при обращении в суд, чтобы иск об отмене решения таможенного органа и обязании вернуть излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи был рассмотрен.

Сперва получите отказ

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа вынес постановление об отказе в удовлетворении кассационной жалобы ООО “Х”, обратившегося в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании незаконными действий Читинской таможни по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и обязании их вернуть. Кассационная жалоба не была удовлетворена на основании того, что ООО “Х” не соблюло досудебный порядок урегулирования спора с таможней, не обращалось в нее с заявлением о возврате и, следовательно, не получало отказа, который бы явился для суда официальным ответом таможни.

Суд отметил, что законодательством РФ, действующим в момент возникновения спорных правоотношений, на основании пунктов 7, 8, 12 статьи 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога и сбора подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Суд также сослался на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ”. Согласно ему, обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления, либо не получения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Право на суд без соблюдения порядка

Несправедливо было бы умолчать о том, что существует и другая практика, в соответствии с которой даже при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, истец (при соблюдении некоторых условий) может обратиться в суд для возврата излишне уплаченных или взысканных платежей.

Так, например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отказал в удовлетворении жалобы Сортавальской таможни. Последняя просила отменить постановление апелляционного суда в виду того, что компанией-заявителем не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора — компания обратилась в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей уже после обращения с исковым заявлением в суд. Но, по мнению арбитражного суда, данная организация воспользовалась наиболее приемлемым для нее способом восстановления нарушенных прав. Она обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий государственного органа в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. При этом компания не заявляла каких-либо исковых требований имущественного характера.

В постановлении арбитражный суд указал, что в соответствии с ч.1 ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом. С особенностями (раздел 3 АПК РФ), если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. Согласно п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на их обязанность принять решение. Или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поскольку компания выбрала неисковую форму защиты своих прав, ее требование об обязании таможни возвратить таможенные платежи и сборы законно. Такое требование не является самостоятельным и рассматривается в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя согласно статье 201 АПК РФ.

Не всегда решения суда одинаковы

Но есть и обратный предыдущему пример решения суда. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа оставил подобную жалобу другой компании на действия уже Мурманской таможни без удовлетворения. Аналогично предыдущему случаю, Мурманская таможня также отказывалась возвратить сумму, ссылаясь на несоблюдение заявителем досудебного порядка решения спора. Но, рассматривая эту жалобу, суд сослался на статьи 29, 198 и 201 АПК РФ и отметил, что решение вопроса об обязании таможни (государственного органа) возвратить сумму излишне уплаченных налогов возможно лишь в рамках рассмотрения дела по заявлению о признании ненормативных актов недействительными, а решений и действий (бездействия) незаконными.

Ч.2 ст.29 АПК РФ определена подведомственность дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц. Ч.1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено право организации обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании их решений и действий (бездействия) незаконными. В ст.201 АПК РФ закреплены соответствующие требования к решению арбитражного суда по делу об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц.

Рекомендация
Сначала таможня, потом суд

Если компания считает, что решение о взыскании незаконно, можно обратиться в арбитражный суд напрямую, минуя обращение в таможенный орган. Однако указанная норма не совпадает с нормой, установленной ст. 148 АПК РФ. Пункт 2 АПК РФ установлено, что основанием подачи искового заявления без рассмотрения может быть “несоблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором”. Из указанной нормы следует, что если досудебный или претензионный порядок установлен, он должен быть реализован до решения спора судом.

В таможенном законодательстве данный порядок установлен ст. 355 ТК РФ. Норма, содержащаяся в статье, гласит, что для возврата таможенных платежей необходимо обратиться в таможню оформления товаров, на счет которой платежи были уплачены. При этом обращение оформляется в виде заявления, а не претензии.

В случае отказа таможни вернуть платежи компания может обратиться в суд, досудебный порядок в этом случае истцом будет соблюден. Тогда подтверждением обращения в таможню будет служить заявление компании о возврате таможенных платежей, а ответом таможни — несогласие их вернуть. Без наличия подтверждающих обращение документов есть риск, что суд, в силу сложившейся практики, не будет рассматривать данное исковое заявление о возврате вовсе.

При соблюдении порядка возврат гарантирован

Выяснив, что таможенные платежи по тем или иным основаниям уплачены или взысканы таможней излишне, компаниям необходимо самостоятельно выбрать способ защиты своих прав и пути возврата таможенных платежей. Однако, по нашему мнению, до обращения в суд все-таки необходимо соблюсти порядок возврата таможенных платежей, предусмотренных таможенным законодательством, и обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате. А имея на руках официальный отказ, обратиться в суд, где ответ таможни будет являться решением, которое можно обжаловать как незаконное и нарушающее права компании.

Конечно, соблюдение досудебного порядка и обращение в таможню на некоторое время отсрочит получение незаконно взысканных платежей. Однако, в случае признания решения таможни незаконным, в соответствии с законодательством (п. 4 ст. 355 ТК РФ) компания может также взыскать проценты за нарушение срока возврата таможенных платежей и компенсировать свои потери.

Елена Белозерова, Журнал “Логистика & система”

Читайте также:  Как вернуть деньги с юридической фирмы
Ссылка на основную публикацию