Иностранная структура без образования юридического лица пример

Иностранная структура без образования юридического лица

В соответствии с налоговым кодексом РФ иностранная структура без образования юридического лица – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

В определении содержится перечисление примеров подобных структур, в частности, фонд, партнерство, траст. При этом, законодатель оставил перечень таких структур открытым, указав, что положения закона применяются также и в отношении иных форм осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления. Следовательно, можно выделить два ключевых признаков таких структур:

это структура, в соответствии со своим личным законом, не является юридическим лицом;

это структура, в соответствии со своим личным законом, ведёт деятельность, направленную на извлечение дохода в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц).

Из данного в законе определения следует, что иностранной структуре необходимо удовлетворять одновременно двум вышеперечисленным критериям. Таким образом, если иностранный фонд является, в соответствии со своим личным законом, юридическим лицом, он не попадает под указанное в законе определение структуры без образования юридического лица.

Вероятно, под фондами законодатель имел ввиду, прежде всего, инвестиционные фонды, которые согласно законодательству некоторых государств (Каймановы острова, Британские Виргинские острова) могут принимать форму не только компании с ответственностью, ограниченной акциями, но и форму партнёрства и даже траста.

Пример: Траст на Кипре – иностранная структура без образования юридического лица.

Когда иностранная структура без образования юридического лица признается контролируемой иностранной компанией

Контролируемой иностранной компанией (далее – КИК) признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация, признаваемая налоговым резидентом РФ.

Кто признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признаются:

а) учредитель (основатель) такой структуры. При этом контролирующим лицом признаются следующие лица:

физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов;

б) иное лицо, не являющееся учредителем (основателем) иностранной структуры без образования юридического лица, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

  • такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).
  • Учредитель (основатель) структуры не признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если в отношении этого учредителя одновременно соблюдаются все следующие условия:

    такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

    такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

    такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности). Данное условие признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

    такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль.

    Что понимается под осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица

    Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание (возможность оказывать) определяющего влияния на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

    Уведомление в ИФНС

    Организации и физические лица – налоговые резиденты РФ должны сообщать в налоговую инспекцию:

    об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица;

    о контроле над иностранной структуре без образования юридического лица или фактическом праве на доход, получаемый ею.

    Уведомить налоговую инспекцию нужно не позднее 1 месяца с даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица (возникновения контроля над ней или фактического права на доход).

    Участие в иностранной структуре без образования юридического лица может повлечь необходимость направлять в ИФНС и второе уведомление – о контролируемой иностранной компании (КИК).

    Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

    являются контролирующими лицами КИК;

    обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

    Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

    При этом предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.:

    за непредставление уведомления;

    представление с опозданием;

    указание неверных сведений в уведомлении.

    Налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

    Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

    за 2015 г. – 50 млн руб. и более;

    за 2016 г. – 30 млн руб. и более;

    за 2017 г. и последующие – более 10 млн. руб.

    Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности.

    При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

    Если иностранные структуры без образования юридического лица имеют недвижимое имущество

    Иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации.

    Сведения раскрываются по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода.

    В случае невыполнения иностранной структурой без образования юридического лица вышеуказанной обязанности, вводится ответственность в форме штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество в отношении объекта недвижимости, принадлежащего структуре.

    При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участника организации, сведения о котором не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия – пропорционально количеству участников.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Иностранная структура без образования юридического лица

    — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

    Разъяснение

    Иностранная структура без образования юридического лица – это организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

    Пример

    Траст на Кипре – иностранная структура без образования юридического лица.

    Иностранные структуры без образования юридического лица могут признаваться налогоплательщиками (в случаях, предусмотренных налоговым кодексом РФ, ст. 19 НК РФ).

    Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения) (п. 3.1. ст. 23 НК РФ).

    Термин “Иностранная структура без образования юридического лица” введен Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)”.

    Определение из нормативных актов

    Статья 11 налогового кодекса РФ:

    Иностранная структура без образования юридического лица – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

    Статья 25.13 НК РФ:

    8. Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

    9. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры.

    10. Если иное не предусмотрено пунктом 11 настоящей статьи, учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица не признается контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно соблюдаются все следующие условия:

    1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

    2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

    Читайте также:  Иск о банкротстве юридического лица

    3) такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности).

    Условие, установленное настоящим подпунктом в отношении лица – учредителя (основателя) иностранной структуры без образования юридического лица, признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

    4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

    11. Лицо, указанное в пункте 10 настоящей статьи, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если такое лицо сохраняет за собой право получить любое из прав, указанных в подпунктах 1 – 3 пункта 10 настоящей статьи.

    12. Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий:

    1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

    2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

    3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

    Дополнительно

    Контролируемая иностранная компания – иностранная компания (иностранная структура без образования юридического лица), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Сведения для идентификации иностранной структуры без юридического лица

    СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ

    иностранной структуры без ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

    Полное наименование иностранной структуры без образования юридического лица:

    Сведения об учредителях

    и доверительном собственнике (управляющем)

    Физические лица (в отношении каждого указываются ФИО, адрес места жительства):

    Юридические лица (полное наименование юридического лица, адрес места нахождения):

    (структура и персональный состав органов управления)

    Наименование органа управления: [повторяющийся блок]

    Персональный состав органа юридического лица:

    (ФИО или Наименование/Должность) [повторяющийся блок]

    Регистрационные данные руководителя:

    Сведения о трастах и иных структурах без образования юридического лица

    с аналогичной структурой или функцией:

    Состав имущества, находящегося в управлении (собственности):

    Сведения, получаемые с целью установления и идентификации выгодоприобретателя

    Действие юридического лица к выгоде иного лица (выгодоприобретателя)

    Клиент действует только к своей выгоде

    Клиент действует к выгоде третьего лица

    Сведения об основаниях действий к выгоде третьего лица (В случае действия в интересах выгодоприобретателя, лицо также обязано предоставить идентификационные данные выгодоприобретателя (анкету физического/юридического лица))

    Сведения, получаемые с целью установления и идентификации бенефициарных владельцев*

    Сведения о бенефициарных владельцах: (Указывается полностью ФИО)

    Бенефициарные владельцы отсутствуют (указать причины)

    Основание для признания бенефициарным владельцем:

    Цели установления и предполагаемый характер деловых отношений клиента с «Стандарт»:

    Цели финансово-хозяйственной деятельности:

    Сведения о планируемых операциях:

    Фактически осуществляемые виды деятельности:

    Документы о финансовом положении,

    представляемые в «Стандарт»

    Копии документов, подтверждающих финансовое положение:

    и (или) копия аудиторского заключения

    и (или) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом

    и (или) справки об отсутствии фактов неисполнения своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах:

    Сведения об источниках происхождения денежных средств

    и (или) иного имущества

    Прибыль (отражена в предоставленной финансовой отчетности);

    Данные о рейтинге, размещенные в сети «Интернет» на сайтах международных рейтинговых агентств («Standard & Poor’s», «Fitch-Ratings», «Moody’s Investors Service» и другие) и национальных рейтинговых агентств

    (Указать агентство и показатель рейтинга)

    Сведения о деловой репутации

    (Отзывы (в произвольной письменной форме, при возможности их получения) от других юридических лиц, имеющих с ним деловые отношения; и (или) отзывы от кредитных организаций, и (или) некредитных финансовых организаций, в которых иностранная структура без образования юридического лица ранее находилась или находится на обслуживании, с информацией этих организаций об оценке деловой репутации данной структуры)

    Данные Доверителя (Представителя)

    (в случае наличия дополнительно заполняется соответствующая анкета на каждого представителя):

    ФИО или полное наименование юридического лица

    Номер и дата Договора на брокерское обслуживание (Депозитарного договора)

    Данные доверенности или иного документа удостоверяющего полномочия (наименование, дата и номер выдачи)

    Клиент подтверждает достоверность и полноту указанных сведений и обязуется незамедлительно представить информацию об изменении данных, указанных в настоящей Анкете.

    Анкета подписывается руководителем или иным лицом, уполномоченным документами иностранной структуры без образования юридического лица действовать без доверенности, или лицом, действующим на основании доверенности

    * – Бенефициарный владелец – лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет право (возможность) оказывать влияние на решения, принимаемые Клиентом (договор, сделки и т. д.) контролировать действия Клиента. На каждого Бенефициарного владельца Клиент заполняет Анкету Бенефициарного владельца.

    LLC это “Иностранная структура без образования юридического лица”?

    В Статье 25.14 Главы 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица сказано налогового кодекса написано:

    1. Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган:

    1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);

    2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

    Вопрос. Является ли LLC: Limited liability company открытая в США иностранной структурой без образования юридического лица ?

    Если я открою LLC в США в феврале 2019 года, нужно ли подавать две уведомления ?

    И когда подавать второе ?

    Ответы юристов ( 2 )

    Добрый день, Александр.

    Не знаю, правильно ли я поняла Ваш вопрос, но отвечу так: LLC переводится с английского языка как «общество с ограниченной ответственностью» (ООО). Таким образом, ООО является юридическим лицом, т.е. не является иностранной структурой без образования юридического лица.

    В соответствии с ГК РФ и ФЗ «Об ООО» общества с ограниченной ответственностью являются юридическими лицами.

    • 10,0 рейтинг
    • 2917 отзывов эксперт

    Добрый день. LLC является юридическим лицом, в котором имеет место так называемое «сквозное налогообложение», т.е. доходы и налоги, не смотря на передачу Multi-Member LLC, передаются ее участникам. Во всем остальном это обычное юр.лицо.

    Кроме того, для более понятного обьяснения стоит обратиться еще к понятиям НК

    НК РФ Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

    2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

    организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании(далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

    Иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров

    Поэтому необходимо уведомлять в соответствии со статьей 25.14 НК

    1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);) 2)о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
    2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании
    3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (далее в настоящем Кодексе — уведомление об участии в иностранных организациях) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Т.е. в течении 3 месяцев с даты возникновения доли в компании уведомлять об участии в иностранной организации и до 20 марта года следующего за налоговым периодом(отчетным годом) уведомлять о КИК.

    Если я открою LLC в США в феврале 2019 года, нужно ли подавать две уведомления?

    И когда подавать второе?

    Да, нужно. Первое уведомление в течении 3 месяцев, второе до 20 марта 2020г.( и каждый следующий год по участию в кик)

    Электронный журнал «Практик»

    You are using an outdated browser.
    Please upgrade your browser to improve your experience.

    Электронный журнал «Практик»
    Информационный портал по бухгалтерской, налоговой и юридической тематике при поддержке аудиторской фирмы «РАЙТ ВЭЙС» на основе опыта и практики.
    Аудиторские, консалтинговые и юридические услуги.

    г. Москва, ул.Плющиха, д.53/25, стр. 1, пом.VIII(5)
    8 903 625 98 61 Заказать звонок
    ten321@rambler.ru

    • Вы здесь:
    • Главная
    • Методология и практика учета
    • Иностранная структура без образования юридического лица

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ

    ООО «РАЙТ ВЭЙС». Аудиторские и консалтинговые услуги предлагает:

    • При заключении договора об абонентском обслуживании первая письменная консультация любой сложности — бесплатно;
    • При заключении договора на аудит — консультирование бесплатно;
    • Скидка от 10 до 20% от суммы договора с предыдущим подрядчиком по аудиту;
    • АудитОнлайн от 30 тыс. руб. Подробнее

    Телефон: 8 903 625 98 61, Электронная почта: ten321@rambler.ru

    Иностранная структура без образования юридического лица

    В соответствии с налоговым кодексом РФ иностранная структура без образования юридического лица – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

    Читайте также:  Налоговый агент это юридический налогоплательщик

    В определении содержится перечисление примеров подобных структур, в частности, фонд, партнерство, траст. При этом, законодатель оставил перечень таких структур открытым, указав, что положения закона применяются также и в отношении иных форм осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления. Следовательно, можно выделить два ключевых признаков таких структур:

    • это структура, в соответствии со своим личным законом, не является юридическим лицом;
    • это структура, в соответствии со своим личным законом, ведёт деятельность, направленную на извлечение дохода в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц).

    Из данного в законе определения следует, что иностранной структуре необходимо удовлетворять одновременно двум вышеперечисленным критериям. Таким образом, если иностранный фонд является, в соответствии со своим личным законом, юридическим лицом, он не попадает под указанное в законе определение структуры без образования юридического лица.

    Вероятно, под фондами законодатель имел ввиду, прежде всего, инвестиционные фонды, которые согласно законодательству некоторых государств (Каймановы острова, Британские Виргинские острова) могут принимать форму не только компании с ответственностью, ограниченной акциями, но и форму партнёрства и даже траста.

    Пример

    Траст на Кипре – иностранная структура без образования юридического лица.

    Когда иностранная структура без образования юридического лица признается контролируемой иностранной компанией

    Контролируемой иностранной компанией (далее – КИК) признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация, признаваемая налоговым резидентом РФ.

    Кто признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица

    Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признаются:

    а) учредитель (основатель) такой структуры. При этом контролирующим лицом признаются следующие лица:

    1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

    2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов;

    б) иное лицо, не являющееся учредителем (основателем) иностранной структуры без образования юридического лица, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

    – такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

    – такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

    – такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

    Учредитель (основатель) структуры не признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если в отношении этого учредителя одновременно соблюдаются все следующие условия:

    – такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

    – такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

    – такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности). Данное условие признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

    – такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль.

    Что понимается под осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица

    Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание (возможность оказывать) определяющего влияния на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

    Уведомление в ИФНС

    Организации и физические лица – налоговые резиденты РФ должны сообщать в налоговую инспекцию:

    – об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица;

    – о контроле над иностранной структуре без образования юридического лица или фактическом праве на доход, получаемый ею.

    Уведомить налоговую инспекцию нужно не позднее 1 месяца с даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица (возникновения контроля над ней или фактического права на доход).

    Участие в иностранной структуре без образования юридического лица может повлечь необходимость направлять в ИФНС и второе уведомление – о контролируемой иностранной компании (КИК).

    Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

    – являются контролирующими лицами КИК;

    – обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

    Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

    При этом предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.:

    – за непредставление уведомления;

    – представление с опозданием;

    – указание неверных сведений в уведомлении.

    Налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

    Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

    – за 2015 г. – 50 млн руб. и более;

    – за 2016 г. – 30 млн руб. и более;

    – за 2017 г. и последующие – более 10 млн. руб.

    Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности.

    При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

    Если иностранные структуры без образования юридического лица имеют недвижимое имущество

    Иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации.

    Сведения раскрываются по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода.

    В случае невыполнения иностранной структурой без образования юридического лица вышеуказанной обязанности, вводится ответственность в форме штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество в отношении объекта недвижимости, принадлежащего структуре.

    При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участника организации, сведения о котором не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия – пропорционально количеству участников.

    Закон о контролируемых иностранных компаниях: новые способы борьбы с офшорами

    Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены кардинальные изменения в части налогообложения прибыли иностранных компаний, фактическими получателями которой являются российские граждане и организации. Так называемый антиоффшорный закон вводит новые понятия и способы контроля. Разобраться в них вам поможет статья Кизимова Андрея Сергеевича, заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

    С января 2015 года в России начинает действовать новый механизм налогообложения прибыли иностранных компаний, в том числе оффшорных, контролируемых российскими гражданами и/или организациями.

    Прибыль этих компаниий будет облагаться налогами непосредственно у получателей доходов, то есть у контролирующих лиц – резидентов Российской Федерации. Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ (далее – Закон) в Налоговый кодекс РФ внесена соответствующая глава 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», которая устанавливает алгоритм налогообложения и уведомления об участии в иностранных компаниях.

    Новые субъекты и понятия

    Поправками в Налоговый кодекс РФ введено сразу несколько новых понятий: контролируемая иностранная компания, контролирующие лица и др. Разберемся со всеми по порядку.

    Контролируемые иностранные компании (КИК). Это иностранная организация, которая одновременно:

    • не является налоговым резидентом России;
    • контролируется налоговыми резидентами РФ.

    К контролируемым иностранным компаниям относятся также иностранные структуры без образования юридического лица.

    Иностранная структура без образования юридического лица – организационная структура в форме траста, фонда, товарищества и др., которая осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли, в интересах своих пайщиков, доверителей и иных лиц.

    Контролирующие лица КИК. К ним относятся две группы лиц:

    • физические или юридические лица, доля участия которых в организации составляет более 25 процентов;
    • физические или юридические лица, доля участия которых в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) более 10 процентов. При этом доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц – включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов.

    Алгоритм определения доли участия прописан в статье 105.2 НК РФ. Участие может быть прямым и косвенным. Доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации.

    Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей – непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.

    Долей косвенного участия одной организации в другой организации признается доля, определяемая в следующем порядке:

    • определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
    • определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
    • суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

    Дополнительные обстоятельства при определении доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации учитываются в судебном порядке. Правила, предусмотренные статьей 105.2 НК РФ, применяются также при определении доли участия физического лица в организации.

    Кроме того, контролирующим может быть признано лицо, не отвечающее перечисленным признакам, но осуществляющее контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей (п. 5 ст. 25.13 НК РФ).

    Читайте также:  В каких случаях юридическая помощь оказывается бесплатно

    Переходный период: до 1 января 2016 года лицо признается контролирующим в случае, когда доля участия этого лица в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

    Налоговое резидентство

    Налоговыми резидентами РФ в соответствии с новой статьей 246.2. НК РФ признаются следующие организации:

    • российские организации;
    • иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, – для целей применения этого международного договора;
    • иностранные организации, местом фактического управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

    Место фактического управления

    Как установить, что местом фактического управления является Россия?

    Основные критерии сформулированы в пункте 2 статьи 246.2 НК РФ:

    • большинство заседаний совета директоров (или иного аналогичного органа организации, за исключением исполнительного органа) проводятся на территории Российской Федерации;
    • исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет вою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации;
    • главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией на территории Российской Федерации.

    Для признания местом фактического пребывания России достаточно одного из перечисленных условий.

    Если основных критериев недостаточно (не выполнено ни одного условия или только одно), то нужно руководствоваться дополнительными (п. 5 ст. 246.2 НК РФ):

    • ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке консолидированной финансовой отчетности) осуществляется в Российской Федерации;
    • ведение делопроизводства организации осуществляется в Российской Федерации;
    • оперативное управление персоналом организации осуществляется в Российской Федерации.

    Новые обязанности

    Какие новые обязанности появляются в связи с принятием нового закона?

    Первая – сообщать в налоговые органы о своем участии в контролируемых иностранных компаниях не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица. Обязанность распространяется на всех налоговых резидентов.

    Кроме того, уведомлять нужно (п. 3.1 ст. 23 НК РФ и п.п. 1, 3 статьи 25.14 НК РФ):

    • о своем участии в иностранных организациях, если доля такого участия превышает 10 процентов. Срок для уведомления – не позднее одного месяца с даты появления доли или изменения ее размера;
    • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой. Сюда относятся случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) в случае распределения. Срок – не позднее одного месяца;
    • о прекращении участия в иностранных организациях в срок не позднее одного месяца.

    Обязанность уведомлять инспекцию распространяется как на организации, так и на физических лиц.

    Переходный период: требование по представлению уведомлений об участии в иностранных организациях действует с 1 апреля 2015 года. Уведомление об участии в иностранных организациях, основание для представления которого возникло до 1 января 2015 года, нужно представить в срок не позднее 1 апреля 2015 года.

    Вторая обязанность касается контролирующих лиц. Они должны декларировать нераспределенную прибыль КИК пропорционально доле участия в ней. Организации должны это делать в декларации по налогу на прибыль, физические лица – в декларации по НДФЛ.

    Кроме того, новая обязанность вводится для иностранных организаций и иностранных структур без образования юридического лица (п. 3.2 ст. 23 НК РФ, п. 3 ст. 386 НК РФ). При наличии имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, они должны сообщать в налоговый орган:

    • для иностранной организации – сведения о своих участниках;
    • для иностранной структуры без образования юридического лица – сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих.

    Если у иностранной организации (структуры без образования юрлица) есть несколько объектов, сообщение нужно представить в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов на выбор. Сведения представляются одновременно с налоговой декларацией по налогу на имущество по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, когда доля прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре) превышает 5 процентов. Отчитаться первый раз нужно за 2016 год.

    Расчет прибыли КИК

    Финансовый результат КИК определяется в соответствии с новой статьей 309.1 НК РФ. Прибыль приравнивается к прибыли организации или доходу физлица, контролирующих эту иностранную компанию, и включаются в налоговую базу этих лиц по соответствующим налогам.

    Включать прибыль КИК в налоговую базу нужно, только если ее величина по итогам налогового периода составила более 10 млн руб.

    Если по итогам периода, за который в соответствии с личным законом* такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, у иностранной организации отсутствует возможность распределения прибыли (полностью или частично) между участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) по причине установленной личным законом такой организации обязанности направления этой прибыли на увеличение уставного капитала, такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика – контролирующего лица.

    Примечание:
    * Личный закон – это право страны, в которой учреждено юридическое лицо.

    Переходный период: прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу при условии, что ее величина составляет за 2015 год – 50 млн руб., за 2016 год – 30 млн руб.

    Освобождение прибыли от налогообложения

    Условия освобождения прибыли контролируемой компании перечислены в пункте 7 статьи 25.13 НК РФ. Всего условий девять. Достаточно отвечать хотя бы одному из перечисленных критериев, чтобы не платить налог. Вот несколько основных условий:

    • КИК является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;
    • КИК образована в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза.*
    • ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым у России есть международный договор по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий)**, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.

    Примечание:
    * В ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и с 2015 года Киргизия. Соответственно, на белорусские, казахстанские, армянские и киргизские компании, которыми владеют или которые контролируют резиденты РФ, данный закон не распространяется.
    ** Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Как определить эффективную ставку

    Эффективная ставка определяется по следующей формуле:

    Ст эфф = Н / П,

    где: Н – сумма налога с дохода (прибыли), исчисленного иностранной организацией и ее обособленными подразделениями в соответствии со своим личным законом, и налога на доходы, удержанного с доходов (прибыли) такой организации у источника выплаты таких доходов;

    П – сумма дохода (прибыли) иностранной организации, определяемая в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 25.15НК РФ (порядок определения размера прибыли иностранной организации смотрите ниже).

    Средневзвешенная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций:

    Ст срвзвеш = (Ст1 x П1 + Ст2 x П2) / (П1 + П2),

    где: П1 – сумма прибыли иностранной организации, определяемая в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 25.15 НК РФ, за вычетом доходов, определяемых в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 309.1 НК РФ. В случае, если показатель П1 принимает отрицательное значение, его значение принимается равным нулю;

    П2 – сумма доходов иностранной организации, определяемых в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 309.1 НК РФ;

    Ст1 – ставка налога на прибыль организаций, установленная абз. 1 п. 1 ст. 284 НК РФ (то есть 20 %);

    Ст2 – ставка налога на прибыль организаций, установленная подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ (с 1 января 2015 г. – 13 процентов. Напомним, что ранее ставка налога на дивиденды, получаемые российскими организациями от российских и иностранных организаций составляла 9 процентов).

    Санкции за нарушения

    Налоговая ответственность за нарушения антиофшорного законодательства установлена новым Законом. В главу 16 Налогового кодекса РФ добавлены статьи 129.5 и 129.6.

    За неуплату или неполную уплату налога контролирующим лицом, в результате невключения (включения не в полном объеме) в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании установлен штраф в размере 20 % от суммы налога в отношении прибыли, контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу, но не менее 100 000 рублей:

    Штраф в размере 100 000 рублей компании и физлица заплатят за:

    • неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях;
    • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для проведения налогового контроля, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

    За неправомерное непредставление уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении об участии в иностранных организациях полагается штраф в размере 50 000 рублей.

    Переходный период: за налоговые периоды 2015-2017 годов ответственность, предусмотренная статьей 129.5 НК РФ, не применяется.

    Кроме налоговых штрафов, к нарушителям может быть применена и уголовная ответственность: за уклонение от уплаты налогов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и организации (ст. 199 УК РФ). Уголовная ответственность за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу в 2015-2017 годах прибыли КИК не наступает, если ущерб, причиненный бюджету в результате преступления, возмещен в полном объеме.

    Ссылка на основную публикацию