Как проводится возврат субсидий в бюджет
Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.
Процедура возмещения субсидий в бюджет
Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.
СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.
При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.
Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:
- ресурсы не были израсходованы;
- деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.
Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.
Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.
ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.
Условия возврата
Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:
- До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
- При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.
Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.
В проверочных актах указывается комплекс данных:
- обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
- тематика проверки;
- круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
- сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
- общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
- перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
- нормативная база;
- направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
- список фактических расходов по субсидии;
- сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
- оценка эффективности осуществленных мероприятий;
- признание использования денег целевым или нецелевым.
При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.
Как отразить в учете
При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:
- Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
- Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
- Перечисление средств на казначейский счет бюджета.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.
При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:
- Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
- в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).
В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.
В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.
В учетной документации бюджетные организации формируют записи:
- между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
- при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).
Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).
В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:
- по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
- по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.
Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям
Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.
В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:
- Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
- Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
- Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.
Отражаем в учете возврат неиспользованных субсидий
Автор: Семина Л., эксперт журнала
В данной статье рассмотрим основные причины возврата субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям спорта из бюджета, а также порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете.
Возврат субсидии на госзадание.
Средства субсидии на госзадание возвращаются в бюджет в следующих случаях:
при невыполнении госзадания (недостижении целевых показателей, установленных в госзадании);
при досрочном прекращении выполнения госзадания по установленным в нем основаниям.
Невыполнение госзадания.
В соответствии с п. 6 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей, характеризующих объем и качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).
В пункте 46 Положения № 640[1] предусмотрен следующий порядок возврата субсидии при невыполнении госзадания:
Если на основании отчета о выполнении госзадания показатели объема, указанные в отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то средства субсидии подлежат перечислению в бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям, и учитываются в порядке, определенном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
Расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет, осуществляется с применением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) по форме, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии. Примерная форматакого расчета приведена в приложении 2 к Типовой форме соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.
Федеральные бюджетные или автономные учреждения обеспечивают возврат в федеральный бюджет субсидии в объеме недостигнутых показателей не позднее 1 мая текущего финансового года.
При расчете объема субсидии, подлежащей возврату, необходимо учитывать следующее:
формулы для расчета объема остатков субсидии, образовавшихся в связи с недостижением показателей госзадания и подлежащих возврату в бюджет, приведены в Письме Минфина РФ от 05.02.2016 № 02-01-09/5870;
объем субсидии по госзаданию, подлежащей возврату в бюджет, определяется на основании значений нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема госзадания по каждой государственной услуге (работе). Кроме того, при расчете следует учитывать возможные отклонения показателей, в пределах которых госзадание считается выполненным (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-01-09/20628);
если фактический объем отдельных оказанных услуг (выполненных работ) выше, чем это предусмотрено в госзадании, то сумма превышения не учитывается при расчете объема остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-01-09/20629).
В бухгалтерском учете возврат остатков субсидии отражается следующими бухгалтерскими записями (п. 150, 158, 133 Инструкции № 174[2], п. 178, 180, 161 Инструкции № 183н[3]):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена бюджетными (автономными) учреждениями задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий на госзадание, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания
Погашена задолженность по возврату остатков субсидии
Согласно государственному заданию, утвержденному для ГБУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс», количество привлеченных лиц должно составить 1 100 человек (показатель, характеризующий объем государственной работы «Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения») с учетом возможного отклонения в 10 %. Утвержденный объем нормативных затрат на выполнение такой работы равен 337 700 руб. (307 руб. – затраты на единицу работы на одно привлеченное лицо). Фактический объем работы согласно отчету о выполнении госзадания составил 900 человек.
По другим государственным услугам (работам), включенным в госзадание, показатели, характеризующие объем и качество услуг (работ), достигнуты полностью. Возврат средств в бюджет осуществляется за счет общего объема остатков субсидии на госзадание, возникшего по окончании года и составляющего 50 000 руб.
Рассчитаем объем субсидии, подлежащей возврату в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании.
Для начала определим возможное отклонение показателя по выполняемой работе, в пределах которого госзадание считается выполненным. Оно составляет 110 чел. (1 100 чел. x 10 %). С учетом возможного отклонения невыполненный объем государственной работы равен 90 чел. (1 100 – 110 – 900).
Исходя из нормативных затрат на одно привлекаемое лицо учреждению спорта необходимо вернуть в бюджет 27 630 руб. (90 чел. x 307 руб./чел.).
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислена задолженность по возврату субсидии на госзадание в связи с недостижением установленных показателей
Погашена задолженность за счет общего остатка субсидии на госзадание
Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ*)
* Статья применяется в соответствии с п. 14.1 Порядка № 209н[4].
Разницу между общим неиспользованным остатком субсидии на госзадание и остатком, образовавшимся в связи с недостижением показателей госзадания, в сумме 22 370 руб. (50 000 – 27 630) учреждение вправе использовать в очередном году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
Досрочное прекращение выполнения госзадания.
Согласно п. 41 Положения № 640 при досрочном прекращении выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в установленном порядке бюджетными или автономными учреждениями в бюджет и учитываются в порядке, предусмотренном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
Основания досрочного прекращения выполнения госзадания отражаются в самом госзадании (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). К ним относятся:
принятие в установленном порядке решения о реорганизации учреждения, в результате которой учреждение прекращает свою деятельность в качестве юридического лица;
перераспределение полномочий, повлекшее исключение из компетенции учреждения полномочий по оказанию государственной услуги (выполнению государственной работы);
изменение действующих нормативных правовых актов, в результате которого дальнейшее выполнение государственного задания будет противоречить указанным актам;
возникновение (выявление) в ходе выполнения государственного задания обстоятельств, не позволяющих его выполнить по не зависящим от учреждения причинам;
некачественное выполнение государственного задания или нарушение условий такого задания;
иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.
По нашему мнению, в бухгалтерском учете операции по возврату в бюджет неиспользованных средств субсидии отражаются аналогично возврату субсидии при невыполнении госзадания.
При досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией бюджетного или автономного учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим бюджетным и автономным учреждениям, являющимся правопреемниками (п. 41 Положения № 640).
Возврат целевых субсидий.
Возврат неиспользованных остатков целевых субсидий в бюджет осуществляется в том случае, если:
не подтверждена потребность в таких остатках;
выявлено нецелевое использование субсидий.
Не подтверждена потребность в остатках.
В силу п. 9 Порядка № 59[5] не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии, предоставленной бюджетным (автономным) учреждениям Минспорта, подлежат перечислению в федеральный бюджет в соответствии с Порядком № 82н[6]. Вместе с тем такие остатки могут быть израсходованы учреждением в очередном финансовом году на те же цели при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии, согласованного с Минфином.
Согласно Порядку № 82н неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, подлежат взысканию.
В целях подтверждения потребности в остатках целевой субсидии бюджетное (автономное) учреждение не позднее 20 мая текущего финансового года представляет в территориальный орган Федерального казначейства (ОФК), в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями, утвержденные учредителем сведения об операциях с целевыми субсидиями на 20__ г. (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств.
В случае если до указанной даты учреждением не будут представлены названные сведения, территориальный ОФК не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков в доход федерального бюджета.
С учетом вышеприведенного порядка взыскания остатков целевых субсидий учреждению, не подтвердившему потребность в них, целесообразно перечислить такие остатки в бюджет и не ждать списания средств принудительно.
Рассмотрим порядок отражения возврата целевой субсидии на примере.
Училищу олимпийского резерва (бюджетное учреждение) на основании соглашения, заключенного с учредителем, в текущем году из бюджета предоставлена целевая субсидия на выплату стипендий в сумме 500 000 руб. Исходя из отчета сумма подтвержденных расходов за счет целевой субсидии составила 483 000 руб. Неиспользованный остаток субсидии в размере 17 000 руб. учреждение возвратило:
в конце текущего года;
в начале следующего года.
В бухгалтерском учете данные операции отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения
Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет
Забалансовый счет 17 (подстатья 152 КОСГУ)
Начислены расходы на выплату стипендий
Перечислены стипендии на банковские карты студентов училища
Забалансовый счет 18 (подстатья 296 КОСГУ)
Начислен доход текущего финансового года по предоставленной субсидии в соответствии с отчетом о расходовании целевых средств
Возврат субсидии в бюджет в конце текущего года
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидии
Возвращены неиспользованные остатки целевой субсидии
Забалансовый счет 17 (подстатья 152 КОСГУ)
Возврат субсидии в бюджет в начале следующего года
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидии
Возвращены неиспользованные остатки целевой субсидии
Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)
При подтверждении потребности в остатках субсидии перечисленные средства поступают на счет учреждения либо списывается задолженность перед бюджетном (если средства не перечислялись в бюджет). В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующими проводками:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Средства субсидии были возвращены в бюджет до момента принятия решения о подтверждении потребности в их использовании
Поступили на лицевой счет учреждения неиспользованные средства субсидии
Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)
Средства субсидии не перечислялись в бюджет
до момента принятия решения о подтверждении потребности
в их использовании
Списана задолженность по возврату остатков субсидии в бюджет
Выявлены нарушения в порядке использования субсидий.
Нарушения выявляются по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля. В качестве основного нарушения, как правило, выступает нецелевое использование субсидий.
Целевые субсидии должны быть использованы в строгом соответствии с целями их предоставления, обозначенными в соответствующих соглашениях. Контроль за использованием целевых субсидий могут осуществлять учредители, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:
Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Кроме того, за нецелевое использование средств субсидии (то есть направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением) бюджетное (автономное) учреждение может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (Письмо Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07-04-05/09-665).
В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операции по возврату в бюджет средств целевой субсидии в случае выявления нарушений по результатам контрольных мероприятий отразятся следующими бухгалтерскими записями (п. 152, 93 Инструкции № 174н, п. 180, 96 Инструкции № 183н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий
5 401 10 152 (162)
5 401 10 152 (162)
Погашена задолженность по возврату остатков субсидии
Если средств субсидии для возврата не хватает.
Встречаются случаи, когда не хватает средств субсидии для возврата необходимой суммы в бюджет. Тогда в целях погашения задолженности перед бюджетом учреждение вправе использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности (письма Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-04-09/20394, от 12.04.2016 № 02-01-09/20629). Хотя в указанных письмах речь идет о возврате субсидии на госзадание, по нашему мнению, аналогичный подход можно применять в отношении целевых субсидий.
Разъяснения по отражению в бухгалтерском учете возврата субсидий в бюджет за счет привлечения средств из собственных доходов учреждения содержатся в Письме Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803. Приведем пример отражения таких операций.
В автономном учреждении спорта не все показатели госзадания были достигнуты. При этом субсидия, предоставленная на его выполнение, была израсходована полностью. Учреждение приняло решение возвратить объем субсидии, соответствующий недостигнутым показателям, за счет собственных доходов. Сумма средств, подлежащих возврату в бюджет, составляет 30 000 руб.
Операции по возврату в бюджет остатка субсидии отразятся в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета возврат остатков субсидий, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей
Привлечены средства, полученные от приносящей доход деятельности, для возврата части субсидии, соответствующей недостигнутым показателям госзадания
Какая категория субсидий подлежит возврату в бюджет
В конце года помимо приятных дел (выбора подарков родным и близким, елки и места встречи Нового года) некоторые люди должны также решить и менее приятные (сдача отчетов, “закрытие” контрактов и т.д.) Ко второй категории дел также относится и проблема неизрасходованной в конце года бюджетной субсидии. Нужно ли ее возвращать или нет? Каков порядок возврата? Попробуем разобраться в данных вопросах.
В соответствии с первым абзацем пункта 1 статьи 78. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Согласно второму абзацу вышеуказанной статьи, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
На основании пункта 17 статьи 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 № 83-ФЗ, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (то есть субсидии для государственного или муниципального задания), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
В силу пункта 18 вышеназванной статьи, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (целевые субсидии), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 82н утверждены Общие требования к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектах Российской Федерации, муниципальных образований (далее – «Общие правила») и Порядок взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства (далее – «Порядок»).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Общих требований взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году (далее — остатки целевых субсидий, подлежащие взысканию).
Согласно пункту 4 Общих требований, Остатки субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатки целевых субсидий, подлежащих взысканию, перечисляются в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) соответственно территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (далее — финансовый орган) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 “Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации” (далее — счет N 40101) для последующего перечисления остатков указанных субсидий, подлежащих взысканию, в соответствующий бюджет.
На основании пункта 3 Порядка взыскание в федеральный бюджет остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (приложение N 1 к настоящему Приказу), с учетом следующих положений:
а) учреждение до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, представляет в территориальный орган Федерального казначейства, в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями (далее — лицевой счет по иным субсидиям), утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на 20__ г. (код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0501016) (далее — Сведения об операциях с целевыми субсидиями).
В графе 6 “Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет на начало 20__ г.” Сведений об операциях с целевыми субсидиями указываются суммы остатков субсидий на капитальные вложения, остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их в текущем финансовом году на те же цели подтверждено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
б) в случае если до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, учреждением в территориальный орган Федерального казначейства не представлены Сведения об операциях с целевыми субсидиями, территориальный орган Федерального казначейства не позднее первого рабочего дня после 30 июня финансового года, следующего за отчетным, осуществляет взыскание остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, путем их перечисления на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 “Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации” (далее — счет N 40101) для последующего перечисления остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию в доход федерального бюджета.
Таким образом, субсидии, выделяемые для государственного или муниципального задания, используются в очередном финансовом году, а неиспользованные остатки целевых субсидий возвращаются бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, однако они могут быть использованы в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Возврат целевой субсидии в доход бюджета
“Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений”, 2015, N 7
Идею для написания статьи подал читатель, приславший такой вопрос в нашу редакцию. В бюджетном учреждении работники контрольно-ревизионного отдела учредителя провели проверку его финансово-хозяйственной деятельности. В ходе проверки было выявлено завышение оплаты выполненных ремонтно-строительных работ по контракту, заключенному в 2014 г. Оплата работы подрядчиков производилась за счет средств целевых субсидий. Работники контрольно-ревизионного отдела по итогам проверки составили акт, а затем и требование, в котором постановили вернуть в бюджет средства целевых субсидий, необоснованно уплаченных поставщикам. Подрядчик согласен вернуть учреждению денежные средства. Как в бухгалтерском учете отразить возврат целевых средств в доход бюджета? Преследуя цель помочь читателю, задавшему вопрос (а также другим читателям нашего журнала, ведь ситуация по возврату средств целевых субсидий достаточно часто встречается в практике учреждений), мы публикуем эту статью.
Предоставление средств целевой субсидии
Согласно нормам ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям и на иные цели. Их называют целевыми субсидиями.
Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ разрабатывается и утверждается порядок предоставления субсидий на иные цели для подведомственных бюджетных учреждений. Данным порядком в отношении целевых субсидий обычно устанавливаются:
- перечень целевых субсидий (перечень и цели предоставления субсидий);
- типовая форма соглашения, которое подлежит заключению между учредителем и учреждением, на предоставление последнему целевых субсидий;
- правила выделения субсидий, изменения их объема, направления расходования;
- лицевой счет, на который перечисляются целевые субсидии (операции с целевыми субсидиями, поступающими учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами, предоставленными учреждению из бюджета в виде целевых субсидий, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством).
Также в указанном порядке:
- прописывается обязанность представлять учредителю отчет о расходовании средств целевых субсидий и проставляются сроки его представления;
- отражаются направления расходования остатков целевых субсидий;
- отмечается, на кого возлагаются обязанности по выполнению контрольной функции;
- устанавливается обязанность по заключению между учреждением и учредителем соглашения о предоставлении субсидий;
- отражается ответственность за нецелевое расходование субсидии (например, может быть указано, что в случае установления факта нецелевого использования учреждением субсидии в течение 10 дней с момента получения требования от учредителя учреждение обязано вернуть в бюджет средства субсидии, израсходованные не по целевому назначению).
При получении целевой субсидии учреждение в учете отражает сумму, зачисленную на лицевой счет: дебет счета 5 201 11 000 и кредит счета 5 205 81 000. Доходы от получения сумм целевых субсидий в учете отражаются только тогда, когда учреждение составит и представит учредителю отчет об израсходованных суммах, а учредитель этот отчет утвердит. Только после этого в бухгалтерском учете делается запись: дебет счета 5 205 81 000 и кредит счета 5 401 10 180 (Письмо Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164, п. 93 Инструкции N 174н ).
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий в Порядке, установленном Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н “О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пункта 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации”.
Отнесение расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия и которые связаны с принятием и исполнением обязательств по оплате по договорам, на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления осуществляется в порядке, установленном разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.
Общие правила возврата сумм целевых субсидий
Согласно положениям п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (в этом абзаце говорится о средствах целевых субсидий), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
С учетом изложенного перечислению в бюджет подлежат только те остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), не принято решение о наличии потребности в указанных остатках.
Возврат целевой субсидии в доход бюджета осуществляется при нецелевом ее расходовании. Обычно в положении о предоставлении из бюджета целевой субсидии устанавливаются правила ее возврата. Например, может быть указано, что в течение срока действия соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого между учредителем и учреждением, как получатель субсидии учредитель вправе принимать участие в проверках выполнения условий предоставления субсидий и осуществлять контроль за целевым использованием субсидий. В случае выявления нарушений условий предоставления субсидий, в том числе нецелевого использования субсидий получателем субсидий, учредитель составляет акт о нарушении условий предоставления субсидий и (или) нецелевом использовании субсидий, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения. На основании обозначенного акта учредителем принимается решение о возврате в бюджет сумм субсидий, составляется требование о возврате целевой субсидии и устанавливается срок возврата .
При возникновении такой ситуации учреждение, в отношении которого проводилась проверка и был установлен факт нецелевого использования средств целевой субсидии, может обратиться в суд и в судебном порядке доказать правомерность своих действий, опровергнув факт нецелевого расходования сумм субсидий.
Проведение учредителем проверки правильности расходования средств целевых субсидий является его полномочиями, обусловленными нормами ст. 160.2-1 БК РФ. Из положений названной статьи следует, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный:
- на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
В рамках мероприятий внутреннего финансового контроля учредитель и проводит проверку правильности использования средств субсидий.
Бухгалтерский учет возврата средств целевых субсидий
В бухгалтерском учете возврат сумм целевой субсидии требуется отражать в соответствии с нормами Инструкции N 174н, при этом возможны следующие ситуации:
- На лицевом счете отсутствуют денежные средства для возврата сумм целевой субсидии. Такая ситуация возможна, например, в том случае, который мы описывали в самом начале статьи. Учреждение производит оплату подрядчику согласно условиям контракта и счетов (счетов-фактур), выставленных на оплату. Затем приходит проверка, в ходе которой выявляются нарушения, учреждение обязывают вернуть в бюджет излишне перечисленные подрядчику денежные средства. Допустим, подрядчик не против вернуть такие суммы. Тогда подрядчик возвращает учреждению денежные средства, а затем они перечисляются в доход бюджета. Но подрядчик может отказаться вернуть суммы, ссылаясь на то, что сделка была правомерной и в ходе ее исполнения не было нарушено ни норм законодательства РФ, ни условий контракта (договора). В этом случае учреждение исполняет требование учредителя по возврату средств целевой субсидии на счет средств, полученных от оказания приносящей доход деятельности, подает в суд на подрядчика и пытается в судебном порядке доказать его неправоту. В случае если суд встанет на сторону учреждения и обяжет подрядчика перечислить необходимые суммы истцу-учреждению, поступившие от ответчика на лицевой счет суммы по решению суда будут являться доходом учреждения.
- Денежные средства на лицевом счете, открытом для движения целевых средств, есть, но они выделены на другие цели. В такой ситуации возникает вопрос: можно ли, пока подрядчик перечисляет денежные средства, подлежащие возврату в бюджет, исполнить требование учредителя за счет других целевых средств, а затем восстановить их?
Предлагаем, руководствуясь нормами Инструкции N 174н, рассмотреть на примерах, как в бухгалтерском учете учреждения отражается возврат средств целевых субсидий в разных ситуациях.
Пример 1. Учреждение в 2014 г. заключило контракт на выполнение работ по проведению капитального ремонта здания. Стоимость работ по контракту – 1 000 000 руб. Условия контракта предусматривали уплату аванса в размере 20% от стоимости по договору (200 000 руб.). Для упрощения примера предположим, что сумма субсидии была перечислена на счет учреждения единовременным платежом, а оплата по контракту производится после его исполнения. Контракт в 2014 г. был исполнен. При проведении проверки в 2015 г. работниками контрольного отдела учредителя был обнаружен факт завышения оплаты выполненных работ на сумму 150 000 руб. Эту сумму по итогам проведения проверки учреждение обязали вернуть в бюджет. Подрядчик согласился вернуть денежные средства в размере 150 000 руб. на лицевой счет учреждения.
В бухгалтерском учете операции по возврату сумм целевых субсидий будут отражаться так:
Субсидия на оплату ЖКХ в 2022 году
Рост зарплат населения во многих регионах не успевает за ростом тарифов по услугам ЖКХ. В целях материальной поддержки малоимущих граждан из средств регионального бюджета выделяется субсидия на оплату ЖКХ, позволяющая уменьшить траты на квартплату. Отказать могут людям, имеющим высокий доход или задолженность перед ЖКХ. С проблемами столкнуться и те, кто не соблюдают сроки подачи документации.
Законодательная база
О назначении субсидии на оплату ЖКХ говорится в двух нормативных документах:
- основания назначения выплаты;
- требования к лицам, желающим получить дотацию;
- органы власти, предоставляющие пособие.
- порядок расчета дотации;
- правила предоставления;
- особенности назначения выплаты отдельным категориям населения;
- случаи прекращения выплат.
Дополнительные условия и правила выплат определяются региональными законодательными актами и указами.
Кто имеет право на субсидии ЖКХ?
Категории населения, кто может получить субсидию на оплату ЖКХ и коммунальных услуг:
- собственники;
- наниматели;
- люди, занимающие муниципальное жилье.
Материальная поддержка назначается, если у человека уходит более 22% от зарплаты на квартплату.
В ряде субъектов РФ эта допустимая норма трат меньше: в столице – 10%, в Кемерово – 17%, Санкт-Петербурге – 14%.
Еще одно основание – площадь помещения должна быть не больше стандарта, определенного в регионе. Для примера стандарт жилой площади в Москве: