обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
Что такое право социального обеспечения и его организация
Право социального обеспечения – специальность, которой можно обучиться на юридическом факультете. Поскольку РФ – социальное государство, то незащищенные категории его граждан получают дополнительную поддержку. Но и в программах, создаваемых в целях защиты этих слоев населения, порой возникают “бреши”, а люди сталкиваются с проблемами, отстаивая свои права, – помочь восстановить справедливость может только юрист, получивший профильное образование.
Хороший юрист, решающий проблемы социального обеспечения, должен обладать знаниями не только в юриспруденции, но и таких сферах, как социология, психология, философия, экономика, политология. Все эти предметы изучаются будущим правозащитником. Изучая эти дисциплины, студенты получают возможность в дальнейшем работать одновременно по нескольким направлениям или выбрать из них наиболее подходящее.
Должностные обязанности специалиста:
- контроль за соблюдением конституционных прав граждан;
- обеспечение государственной поддержки людей, предоставление им социального страхования, денежных выплат;
- регулировка общественных отношений.
Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.
Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.
Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).
Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).
Следовательно, социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.
Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:
– необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;
– осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;
– установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;
– закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:
Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.
В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.
В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.
Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.
Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.
Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.
Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.
Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.
Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.
Система права социального обеспечения
В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.
Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.
В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:
- субъекты права социального обеспечения;
- основания обеспечения и его виды;
- принципы права социального обеспечения.
Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:
- трудовой стаж;
- пенсии;
- пособия;
- компенсационные выплаты;
- социальное обслуживание;
- медицинская помощь и лечение;
- льготы по системе социального обеспечения.
Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.
Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ – в Российской Федерации совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения, в рамках которых граждане реализуют гарантированное статьей 37 Конституции Российской Федерации право на материальное обеспечение в установленных законом случаях.
Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в общей системе российского права относительно недавно, в середины 1960-х годов. В условиях становления в России рыночных отношений, когда на совершенно иных принципах формируется система социальной защиты населения, нормы право социального обеспечения занимают особое место в системе российского права.
Предмет права социального обеспечения – прежде всего отношения материального характера – собственно обеспечительные отношения, возникающие между гражданами и уполномоченными органами по поводу реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения (пенсию, пособие, услугу и так далее). Производными от материальных отношений являются носящие вспомогательный характер отношения процедурные (по установлению юридических фактов) и процессуальные (по рассмотрению споров).
Метод права социального обеспечения основан на сочетании централизованного (федерального), регионального (на уровне субъектов Российской Федерации), муниципального (на уровне муниципальных образований), локального (на уровне работодателя), нормативного и договорного способов установления прав и обязанностей субъектов, с учётом специфики юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений, а также способов защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей.
Среди источников права социального обеспечения особое место занимает Конституция Российской Федерации, согласно статье 43 которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Принято большое число федеральных законов, регулирующих тот или иной вид социального обеспечения. К источникам права социального обеспечения в Российской Федерации относятся также указы президента, постановления (распоряжения) правительства, акты министерств и ведомств. Поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации), нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения могут принимать и субъекты Российской Федерации. Определённой компетенцией в области социального обеспечения обладают и органы местного самоуправления. Нормативные условия коллективных договоров и соглашений нередко содержат положения о дополнит. социальных выплатах за счёт средств работодателя. Наряду с внутригосударственными источниками, в право социального обеспечения есть международные источники, напродные акты ООН и МОТ, региональных объединений (Совета Европы, СНГ), двусторонние и многосторонние международные договоры Российской Федерации. Спорным является вопрос о признании судебного прецедента источником права. В большинстве своём признаётся, что решения высших судебных органов (Конституционного и Верховного судов Российской Федерации) служат источниками правотворчества, не являясь при этом источниками права в формально-юридическом смысле.
Право социального обеспечения состоит из Общей и Особенной частей, включающих в себя ряд институтов. В российской науке пока нет единства мнений учёных относительно места в системе отрасли института трудового (страхового) стажа. В данный правовой институт входят нормы о страховом стаже (общем и специальном), общем трудовом стаже, выслуге лет военнослужащих и других лиц, проходящих военную либо иную службу с присвоением воинских (специальных) званий, стаже государственной гражданской службы. К Общей части право социального обеспечения, находящейся в стадии формирования, относятся нормы, закрепляющие основополагающие положения и определяющие предмет и метод отрасли, задачи, отраслевые принципы, правовой статус субъектов, виды социальных рисков, при наступлении которых предоставляется социальное обеспечение.
К Особенной части права социального обеспечения относятся нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения и образующие институты (либо комплексные институты) отрасли права. Один из центральных комплексных институтов Особенной части – институт пенсионного обеспечения, состоящий из ряда самостоятельных институтов. Нормы данных институтов регулируют отдельные виды пенсионного обеспечения: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. В свою очередь, среди норм, регулирующих отдельные виды пенсий, можно выделить как общие, так и специальные нормы, закрепляющие пенсионное обеспечение в особых условиях (например, обеспечение пенсией по старости с учётом вредности и тяжести условий труда, природно-климатических условий труда, за выслугу лет и так далее). В части пособий как одного из видов денежного обеспечения существует столько институтов, сколько видов пособий предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации. В рамках каждого из таких правовых институтов можно выделить обеспечение различными видами пособий – по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, иными видами пособий для лиц с семейными обязанностями, пособием по безработице, на погребение и так далее. Получает своё развитие институт компенсационных выплат, в рамках которого производятся денежные выплаты или предоставляются натуральные блага в виде мер социальной поддержки в дополнение к основным видам социального обеспечения (пенсиям, пособиям). Правовые нормы, регулирующие условия и порядок предоставления малоимущим гражданам денежных выплат и помощи в натуральном виде, образуют институт государственной социальной помощи. Особое место в системе права социального обеспечения занимают такие институты, как обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по медицинской помощи и лечению, по социальному обслуживанию. В систему Особенной части права социального обеспечения входят также нормы, образующие институты юридической ответственности, процедурно-процессуальные институты.
В странах, где сложилась многоукладная экономика, правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется на трёх уровнях. Первый уровень характеризуется установлением обязательной государственной системы социального обеспечения (социального страхования). Причём в некоторых странах осуществляется переход от универсального принципа предоставления отдельных видов социального обеспечения к предоставлению их только бедным (малообеспеченным) после проверки материального положения таких лиц. Второй уровень составляют корпоративные системы социального обеспечения (в рамках конкретных организаций). Как правило, создание такой системы является добровольным, хотя иногда и поощряется государством. Третий уровень представляет собой индивидуальное добровольное страхование и частные сбережения.
В странах «третьего мира» развитие национальных систем социального обеспечения зависит от уровня экономического развития, с учётом которого преобладает тот или иной уровень правового регулирования и определяется круг лиц, на которых распространяются государственной системы социального обеспечения (социального страхования).
Виды социального обеспечения
Выделяют пять видов отношений по социальному обеспечению.
- Пенсионные отношения, которые возникают между органами соцобеспечения и гражданином по поводу пенсии, как правило, чтобы такие отношения возникли, должны появиться следующие факторы: стаж трудящегося, возраст, инвалидность или потеря работоспособного кормильца.
- Отношения на предоставления социальных услуг и льгот гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и незащищенным слоям населения – инвалидам, многодетным семьям, матерям одиночкам и др.
- Отношения по выплате разного рода пособий, например, пособие по временной нетрудоспособности.
- Процессуальные отношения, которые связаны с урегулированием споров вокруг пособий и пенсий.
- Процедурные отношения, возникают при назначении какого-либо вида социального обеспечения.
Все перечисленные выше отношения являются предметом отрасли права социального обеспечения.
Социальное обеспечение в виде социального обслуживания
Социальное обеспечение может предоставляться не только в денежной форме.
Социальное обеспечение в виде денежных выплат при необходимости может дополняться, или заменяться, натуральными видами социального обеспечения:
социальным обслуживанием на дому,
содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов,
в детских домах и др.
Социальное обеспечение в виде социального обслуживания граждан получила законодательное закрепление в Федеральных законах:
Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”;
Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;
Федеральном закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2020) “О государственной социальной помощи”.
В порядке их реализации принят ряд подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и подзаконных актов субъектов РФ.
Социальное обслуживание определено законодательством как:
деятельность социальных служб по поддержке, оказанию бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи,
проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Система гособеспечения в Российской Федерации
Федеральные, региональные, местные бюджетные и внебюджетные фонды составляют основу социальной защиты российских граждан.
К государственным внебюджетным фондам, которые защищают население страны от разорения, бедности, относятся:
- пенсионный – ПФР;
- соцстрах – ФСС;
- медицинский – ОМС.
Экономисты высказали свое мнение, дав определение соц. обеспечению, что это способ распределения внутренних валовых продуктов. Когда предоставляют населению материальные блага, выравнивают личные доходы при наступлении риска их потери.
На это тратят средства целевого финансового источника по объему и условиям законодательных норм. Таким способом государство поддерживает полноценный общественный статус населения.
Ветераны Великой Отечественной войны
Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Социальная поддержка участников боевых действий началась еще во время ВОВ. Семьи тех, кто воевал на фронте, получали за них зарплату. Это позволило многим выжить во время голода. После завершения боевых действий солдатам, которые получили травму и стали инвалидами, начислялась пенсия.
Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят:
- Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ.
- Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев.
- Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады.
- Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны.
Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и ее объемы. Чтобы все было честно и справедливо, в первую очередь защищают инвалидов ВОВ, которым оказывают самую большую социальную поддержку. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.
Государство также должно помогать детям войны. Ребенок войны – имеет ли он право на социальное обеспечение? Сегодня это нерешенная социальная проблема. Людей, которые родились в период Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала, в России насчитывается 13 млн. Однако на законодательном, государственном уровне их статус не закреплен и все решают местные органы управления.
Ключевые слова
социальное обеспечение, обеспечение, виды социального обеспечения, материальные блага, финансирование, экономическая функция, пособия, пенсия, социальная поддержка
Денежные выплаты как форма оказания государственной.
Законом установлены следующие виды денежных выплат: социальные пособия; субсидии
В более общем плане пособия можно определить как назначаемые гражданам с целью
В этих субъектах РФ пенсионеры получают региональные социальные доплаты к пенсии, в.
Пенсионный фонд РФ: структура расходов (2012–2015 гг.)
− Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан
Основные термины (генерируются автоматически): млрд, расход, пенсионное обеспечение, Пенсионный фонд, материнский капитал, отдельная категория граждан, Пенсионный фонд РФ, рубль.
Организация деятельности и анализ системы государственного.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств
млрд, расход, пенсионное обеспечение, Пенсионный фонд, материнский капитал, отдельная категория граждан, Пенсионный.
Пенсионный фонд РФ: структура доходов (2012–2015 гг.)
Основной обязанностью Пенсионного фонда РФ является назначение и обеспечение своевременной выплаты обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий.
К вопросу о государственной поддержке многодетных семей.
Наиболее массовым видом социальной поддержки многодетных семей является пособие.
Законом о материнском капитале органы государственной власти субъектов РФ и органы
В остальных меры поддержки семей с детьми реализуются за счет высоких пособий на уровне.
«Социальная защита» – понятие и смысл | Статья в журнале.
Понятие социальной защиты можно рассматривать с позиций исследования нескольких наук: – социологи рассматривают социальную защиту как систему обеспечения достойной жизни и свободного развития человека; – демографы рассматривают это как систему.
Роль Фонда обязательного медицинского страхования.
млрд, расход, пенсионное обеспечение, Пенсионный фонд, материнский капитал, отдельная категория граждан, Пенсионный фонд РФ, рубль, число родителей, финансовое обеспечение выплат. Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской.
Дисбаланс правовых норм, регламентирующих закрепление права.
Законодательное закрепление и реализация новых видов социального обеспечения, а также изменение размеров и порядка предоставления социальных выплат и услуг не всегда
Еремина О. Ю. Правовое регулирование материнского капитала: практика применения и.
О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере.
по поводу натуральных видов социального обеспечения
В настоящее время правовыми источниками регулирования социальных пособий в Российской Федерации
положения о защите прав граждан на социальное обеспечение разбросаны в десятках международных и.
Функции социального обеспечения
Сама система соцобеспечения проявляется в его функциях, выделяют несколько функций социального обеспечения.
Политическая функция – направлена на соединение разных социальных слоев общества, заключается в создании благоприятных условий ля жизни населения, политическая функция должна стабилизировать отношения в обществе.
Экономическая функция – направлена на оказание материальной помощи людям, которые попали с ложную жизненную ситуацию, содействие развитию общественного производства.
Социально-реабилитационная функция – нацелена на удовлетворение специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, для сохранения их прав и охране здоровья.
Демографическая функция – стимулирование роста рождаемости и уменьшение смертности среди населения.
Помимо всех этих функций есть еще одна – защитная, именно этим занимается государство, предоставляя гражданам право социального обеспечения.
Таким образом, на основе рассмотренного и изученного материала можно подвести итог нашей статьи. Ясно, что сущность социального обеспечения наиболее четко проявляется в его экономической функции. Она заключается в частичном возмещении трудового дохода или содержания, утраченного в связи с определенными обстоятельствами, а также в оказании минимальной денежной и натуральной поддержки для конкретной категории граждан. Это закреплено в Законе о трудовых пенсиях и иных нормативных правовых актах.
Виды социального обеспечения
Выделяют пять видов отношений по социальному обеспечению.
- Пенсионные отношения, которые возникают между органами соцобеспечения и гражданином по поводу пенсии, как правило, чтобы такие отношения возникли, должны появиться следующие факторы: стаж трудящегося, возраст, инвалидность или потеря работоспособного кормильца.
- Отношения на предоставления социальных услуг и льгот гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и незащищенным слоям населения – инвалидам, многодетным семьям, матерям одиночкам и др.
- Отношения по выплате разного рода пособий, например, пособие по временной нетрудоспособности.
- Процессуальные отношения, которые связаны с урегулированием споров вокруг пособий и пенсий.
- Процедурные отношения, возникают при назначении какого-либо вида социального обеспечения.
Все перечисленные выше отношения являются предметом отрасли права социального обеспечения.