Этап 2: передача декларации и документов на машину инспектору. При пересечении границы у вас осмотрят:
Льготы не вечны. Чем обернется возврат ввозных пошлин на электромобили
Недавно стало известно, что Беларусь и другие страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не планируют продлевать льготы на ввоз электромобилей. Автобизнес разбирался, сколько нужно будет платить, а также как это может повлиять на популярность “электричек” в нашей стране.
О том, что с 1 января 2022 года при ввозе электромобилей нужно будет уплачивать ввозную пошлину, было известно сразу после того, как 16 марта 2022 года Совет ЕЭК принял решение обнулить ставку ввозной таможенной пошлины на электрокары, – она действует до 31 декабря 2022 года. 20 мая Евразийская экономическая комиссия, по сути, лишь напомнила о сроках действия документа, а также озвучила размер пошлины, которую придется платить по окончании льготного периода, – 15% с 2022 года.
Тем не менее возвращение пошлины сложно назвать каким-то непреодолимым препятствием на пути ввоза такой техники, по крайней мере если речь идет конкретно про Беларусь. Дело в том, что в нашей стране помимо нулевой ввозной пошлины с 15 июня 2022 года применяется нулевая ставка НДС при ввозе электрокаров для личного пользования. Согласно указу “О стимулировании использования электромобилей” эта норма будет действовать до 31 декабря 2025 года.
При этом в России льгот по НДС нет. Именно по данной причине часть “электричек”, которая оседает у восточных соседей, попадает туда через Беларусь с использованием “вешалок”. Информация о действии такой схемы уже не раз появлялась в белорусских СМИ. Автобизнес подробно рассказывал, чем для белорусов может закончиться подобная попытка заработать.
Содержание
В 2022 году (с января по октябрь), по данным Федеральной таможенной службы, в Россию из-за границы ввезли больше 288,3 тыс. легковых автомобилей и почти 27,3 тыс. грузовых. Почему россияне так заморачиваются и едут в другие страны ради того, чтобы купить машину? Вместе с экспертом по таможенному оформлению разбираемся, в чем плюсы перегона ТС, из каких стран выгоднее ввозить машины и как правильно проводить растаможку.
Перегнать автомобиль из другой страны стоит по нескольким причинам:
- если вы хотите сэкономить на покупке импортного автомобиля;
- получить надежную машину из страны-производителя;
- приобрести редкую модель, которую сложно купить в России.
Кажется, что привезти авто из-за рубежа просто. Купил и вернулся с долгожданной обновкой в Россию (или привез с помощью посредника).
На деле придется пройти несколько этапов таможенного оформления, иначе не получится зарегистрировать авто в ГИБДД, а значит, и пользоваться на территории нашей страны тоже.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
– Не так давно бизнес по перегону машин из-за границы, их растаможка с последующей продажей на территории РФ был весьма выгодным делом. В последние годы из-за повышения таможенных пошлин пригон автомобилей из-за границы не приносит значительную прибыль. А соблюдение всех формальностей при растаможке (страховка, ГЛОНАСС и прочее) может оказаться трудным делом.
За нелегальное же перемещение через российскую границу предусмотрен штраф в трехкратном размере цены машины. Самое строгое наказание грозит перегонщикам, которые уклоняются от уплаты таможенных пошлин (если речь идет о неуплате 1 млн рублей и более). Здесь уже можно заработать полумиллионный штраф или попасть за решетку на срок до двух лет.
Привозить из-за границы стоит только то, что выгодно. Это подержанные автомобили от трех до пяти лет, на которые установлена минимальная таможенная пошлина. Рассматривайте машины с объемом двигателя до 1 800 кубометров, для них также предусмотрены лояльные платежи. Перегон более мощных ТС старше семи лет считается самым дорогим.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
— Учитывая, что импортная пошлина зависит от года выпуска авто, пригонять сейчас наиболее выгодно машины возрастом 3-5 лет. При этом выбирайте тех производителей, которые не имеют производственных мощностей в нашей стране, но популярны среди автолюбителей.
Особенности таможенного оформления
Правила ввоза электромобилей на территорию РФ периодически изменяются. Так, в 2017 году таможенные пошлины были снижены с 17% до 0%, но в 2019 году за растаможку снова пришлось платить: за легковые электрокары – 17%, за грузовые – 15%.
Совет ЕЭК объявил о вступлении в силу с 15 апреля 2022 года нового правила об отмене таможенных пошлин на ввозимые в страны ЕАЭС (Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Армению) автомобили с полностью электрической силовой установкой (ТН ВЭД ЕАЭС 8703 80 000 2). Это сразу же дало эффект – ввоз электромобилей увеличился почти вдвое. Новое постановление будет действовать до 31 декабря 2022 года. Продления льгот на ввоз электромобилей не ожидается. В проекте новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС, которая будет действовать с 2022 года, уже заложена ставка пошлины в 15% (подробнее здесь). Если вы собираетесь покупать электромобиль – покупайте сейчас!
Изменился перечень необходимых для таможенного оформления документов.
Процедура таможенного оформления электромобиля занимает в среднем 2-3 недели, но может и растянуться. Растаможка производится по месту постоянной регистрации владельца транспортного средства. Пока выполняются все необходимые действия, электромобиль хранится на складе. Но, несмотря на это, проверку документов будут проводить при пересечении границы, поэтому комплект документации должен быть подготовлен до въезда на территорию РФ. Список включает:
паспорт собственника (загранпаспорт и гражданина РФ);
декларацию ДТ-6 + отметка о несопровождаемом или сопровождаемом багаже;
заявление с указанием точного времени прибытия на контрольно-пропускной пост;
расписку, подтверждающую внесение депозита;
заверенную нотариально доверенность, если растаможку выполняет таможенный брокер;
документацию на транспортное средство.
Депозит служит гарантией оплаты таможенных платежей при растаможке и он вносится за несколько дней до планируемой даты пересечения границы, поскольку средства уже должны быть на расчетном счете ведомства в этот момент. Если их не окажется на балансе, то автомобиль помещают на платную автостоянку. Там он будет находиться до тех пор, пока проблема не будет устранена.
После проверки документов и осмотра электромобиля выдается пропуск в таможенную зону.
Обратите внимание! В декларации должны быть указаны достоверные сведения. Предоставление заведомо ложной информации влечет за собой административную и уголовную ответственность. Штраф составляет 2500 рублей, возможна конфискация электрокара.
Транспортное средство должно быть растаможено и зарегистрировано по месту регистрации владельца. Там же оплачиваются установленные законом таможенные платежи. К ним относятся:
сбор за таможенное оформление, размер которого зависит от стоимости транспортного средства;
таможенная пошлина – 15% от таможенной стоимости (до 31.12.2022 – 0%) – ставка действительна для всех юридических лиц, и также физических лиц, если электрокар возрастом более 3 лет.
акцизный сбор – на автомобили для юридических лиц, если их мощность более 90 л.с.;
единый налог – установлен только для физических лиц, приобретающих автомобиль младше 3 лет, и варьируется от 48% до 54% от таможенной стоимости. 48% уплачиваются, если стоимость автомобиля более 8500 евро, 54% – если менее 8500 евро.
утилизационный сбор – сумма зависит от правового статуса субъекта и назначения электромобиля.
Утилизационный сбор на электромобили
При ввозе в Российскую Федерацию электромобиля необходимо уплатить утилизационный сбор, размер которого зависит от возраста автомобиля и вида участника ВЭД.
При ввозе физическим лицом:
Таблица 2. Утилизационный сбор для физических лиц на электромобили
автомобиль возрастом не более 3 лет:
автомобиль возрастом старше 3 лет:
При ввозе юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
Таблица 3. Утилизационный сбор для юридических лиц и ИП на электромобили
Возраст автомобиля | Коэффициент | Базовая ставка | Сумма утильсбора |
не старше 3 лет: | 1,63 | 20000 руб. | 326000 руб. |
старше 3 лет: | 6,1 | 20000 руб. | 122000 руб. |
Таким образом для юрлиц или ИП размер утильсбора гораздо выше, а оформление авто в таможне происходит с разрешения правообладателя, если производитель находится в РОИС!
Оформление автомобилей в таможне для юрлиц происходит с разрешения правообладателя на территории РФ, если производитель находится в РОИС!
Растаможка электромобилей в России
Налоги, уплачиваемые при растаможке электромобилей, немного отличаются от налогов, которые необходимо уплачивать для бензиновых и дизельных автомобилей.
С 4 мая 2022 до конца 2022 года введены нулевые пошлины на ввоз электромобилей.
Итак, при растаможке электромобилей необходимо оплатить следующие налоги:
- Сбор за таможенное оформление. Размеры сбора приведены ниже.
- Таможенная пошлина.
- Утилизационный сбор. Для всех автомобилей, в том числе автомобилей с электрическими двигателями, рассчитывается по единым ставкам. Расчет утилизационного сбора описан ниже.
- НДС. Платят юридические лица (всегда), а также физические лица (только при ввозе электромобилей старше 3-х лет). НДС составляет 18% от суммы: каталожная стоимость авто + таможенная пошлина + акциз.
- Акциз. Платят юридические лица (всегда), а также физические лица (только при ввозе электромобилей старше 3-х лет). Ставки акциза приведены ниже.
Акциз
Размер акциза на автомобили зависит от мощности двигателя.
Новые ставки действуют с 1 января 2022 года.
Таблица 4. Текущие ставки акциза:
Мощность двигателя | Ставка акциза |
---|---|
до 90 л.с. | 0 руб. за 1 л.с. |
91 – 150 л.с. | 51 руб. за 1 л.с. |
151 – 200 л.с. | 491 руб. за 1 л.с. |
201 – 300 л.с. | 804 руб. за 1 л.с. |
301 – 400 л.с. | 1370 руб. за 1 л.с. |
401 – 500 л.с. | 1418 руб. за 1 л.с. |
свыше 501 л.с. | 1464 руб. за 1 л.с. |
Постановка электромобиля на учёт в органах ГИБДД
После растаможки следует обратиться в отделение ГИБДД с выданной на таможне квитанцией и сопутствующими документами на машину (приходный ордер, квитанция об уплате госпошлины , техпаспорт). В случае соответствия документации установленным требованиям на руки владельцу будут выданы номера и карточка СТС .
Только серьёзное отношение к таможенным требованиям позволит беспрепятственно эксплуатировать экологически чистый транспорт, пользуясь при этом предоставленными государством преимуществами.
Почему электромобили не проедут
Решение вернуть 15% пошлины лишь осложнит его развитие, уверен эксперт: «Крупнейший и самый знаковый производитель электромобилей — Tesla — официально в России вообще не представлен. Остальные компании для отечественного рынка все равно фокусируются на автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. На мой взгляд, это какая-то игра или имитация деятельности.
История с пошлинами напоминает досужие решения, нежели отражение какого-то серьезного стратегического планирования, связанного с экологизацией транспорта.
Если действительно вернут пошлину в 15%, то останется только рассчитывать на то, что сохранятся другие льготы: бесплатная парковка и отсутствие транспортного налога.
При более или менее равных потребительских качествах электромобили остаются примерно в 1,5 раза дороже, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Покупают их люди небедные, и их эта разница в 15% вообще их не пугает. Мотивация там не экономическая, а “хочу или не хочу”. Проблема в том, что таким образом мы препятствуем развитию и приходу на рынок более доступных, более массовых автомобилей.
Назвать это экономическим преступлением слишком громко, но недружественным шагом к экологии и к мировым трендам, связанным с экологией — вполне».
В Ассоциации европейского бизнеса считают, что нулевая пошлина на ввоз электромобилей была ключевым стимулом к развитию сегмента в России. Участники объединения обратились в Минэкономразвития с просьбой продлить эту льготу до 2024 года. Однако некоторые эксперты уверены, что рынок в стране уже достаточно развит, и от нулевой пошлины можно отказаться.
Гендиректор агентства маркетинговых и социологических исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков соглашается, что отмена льготы в итоге скажется на покупателях.
В то же время, это подтолкнет игроков рынка к производству электрокаров в России, отмечает эксперт: «Сейчас многие страны осознали, что мы переходим в новую автомобильную реальность, в которой электромобиль будет не нишевым продуктом. Данный вид транспорта перспективен и не на короткий период. Это долгосрочная история. И поэтому для того, чтобы уже в новой автомобильной реальности не терять позиции, многие страны будут стремиться производить автомобили с использованием электродвигателей на территории своих государств.
Россия вернёт пошлину на ввоз электромобилей с 2022 года Статьи редакции
Сейчас действует нулевая ставка, с 2022 года она составит 15%.
- В России и других странах ЕАЭС не продлят льготы на ввоз электромобилей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект изменений в единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единый таможенный тариф союза.
- Сейчас в странах ЕАЭС установлена нулевая ставка на ввоз электромобилей — она продлится до конца 2022 года. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сообщили, что ни одна страна — член союза не предлагала продлить нулевую ставку.
- Согласно документу, который подготовила ЕЭК, пошлина будет установлена с 2022 года, она составит 15%.
- В Минпромторг также никто не обращался с предложением продлить льготные условия. В ведомстве пояснили, что вводили нулевую ставку на ввоз по инициативе Белоруссии на временной основе.
- При этом в Минэкономразвития обратились представители Ассоциации европейского бизнеса и попросили продлить нулевую пошлину до 2024 года. В ассоциации увидели в действиях комиссии противоречие между желанием поддержать рынок электроавтомобилей и повышением пошлины.
- В мае 2022 года Минэкономразвития запланировало выделить 418 млрд рублей до 2030 года на развитие электротранспорта в России.
Странное решение, надо наоборот стимулировать ввоз электромобилей, а не усложнять его.
Надо кому? Стране с огромным запасом энергоресурсов?
Плохо только, что по материалу агентства РОССИЯ СЕГОДНЯ Россия сегодня занимает 20 место в Европе по доступности бензина:
Россия заняла в рейтинге двадцатое место и расположилась между Чехией и Грецией. — https://1prime.ru/energy/20210201/832932819.html
Как так-то? Почему в такой богатой ресурсами стране с нашими бескрайними просторами бензин стоит столько, что россиянин на среднюю ЗП может позволить себе его в три раза меньше, нежели жители Люксембурга и Норвегии? Что это, налоговый манёвр или много ходов?
Да. Бензин производить и дорого, и плохо для экологии, и не имеет смысла. Электроэнергия в России стоит в разы дешевле. Стоит стимулировать рынок, чтобы хоть в чем-то не отставать от развитых стран. Чтобы не оказалось, что во всём мире ездят на Теслах, а у нас на Жигулях.
Ты наверно из гуманитариев, которые думают, что электричество берется из розетки в стене.
Вот только через 10 лет купить машину на ДВС уже будет трудно, а к электрокарам Россия не готова, банально проводка в поселках (даже больших) может не выдержать, и это не говоря про ограничение на 10 кВт на дом
Вы правы это не совсем выгодно тем кто торгует нефтью, газом и углём!
Ничего странного, наверху тотально поехали на запретах. Пока фсбня у власти, запреты будут литься как из рога изобилия. На другое они не способны.
Ну и не забывайте, что экономика падает, а дворцы строить надо. Если с чего-то можно взять нОлог – дедушка и его нукеры обязательно возьмут.
В России во многих сферах очень низкие налоги. У меня в Испании как у ИП выходил в районе 30-35%, и это типа обычный «подоходный» тк там ИП платит подоходный как физлицо
А причём тут запреты и пошлины на электромобили?
А бензин тогда кто будет покупать? На экологию плевать, на наш век хватит
Вникните поглубже в тему. Современный автомобиль на дистанции (с момента сборки) сейчас гораздо экологичнее электромобиля.
А электромобили прям очень экологичны? Содержимое аккумулятора чище чем вода в Байкале, а электричество для зарядки береётся откуда угодно, но точне не из нефти и угля, да? 🙂
Тут другие фигуранты, вероятно причастные к “Кама-1”, “GAZelle e-NN”, батарейкам от ООО «РЭНЕРА» и т п. Вероятно хотят заставить иностранцев начать собирать электрокары в РФ на наших запчастях или уменьшить конкуренцию со стороны иностранных электромобилей (рынка еще нет, но судя по тому что государство взялось за зарядные станции, процесс пошел)
Это в логике нормального политика, а в логике кремлежуликов, понятия прогресс нет
На днях статья была об этом. «Стимулировать» хотят камаз, чтобы он производил российские электромобили.
и часть инвестиций на постройку сети зарядок, это позитивная часть новости.
Мне так кажется, что тренд на постепенную электрификацию автопарка неизбежен и ребята в правительстве решили заранее заложить этот налог, ещё до того как электрокары станут мейнстримом. Чтобы потом меньше возмущений было, когда их будут ввозить десятками тысяч, а не сотнями штук, как сейчас.
О да, эти прожаренные пассажиры просто топчик.
Отличные повод переходить с подустаревшей (и огнеопасной) литий-ионной на более актуальную литий-железо-фосфатную химию аккумуляторов.
Циклов заряда ощутимо больше, заряд держат лучше, морозоустойчивые и не самовоспламеняются при механическом повреждении.
Странное решение, надо наоборот стимулировать ввоз электромобилей
– учитывая планы Чемезова (Ростех – 47% КамАЗ) на продажи электробусов и убогих электромобильчиков Кама-1, все логично
Зачем его стимулировать?
Нужно скорее покупать себе электрокар! Мой плывёт из штатов. Купил i3 а до этого 3 года на лифе и ни капли бенза
Так это ж Россия! Тут уже не стоит удивляться.
В России, видимо, стало настолько много электрокаров, что пора бы и льготы отменять.
В 2022-м продали 687 новых электромобилей, хотя в первом квартале это уже 307. Похоже слишком много, раз пошлины вводят опять.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Посмотрите сколько Leafов на дроме продаётся (около 1600). Даже в нашем Иркутске уже немало их. Многие берут как вторую машинку.
Все верно же: хлопкóвый рост в 2+ раза
Комментарий удален по просьбе пользователя
Норвеги с 17го года постепенно сворачивают всю эту щедрость.
Комментарий удален по просьбе пользователя
И? Норвегия святая страна где принимают только правильные решения? Если в Норвегии начнут со скалы прыгать нам тоже этим заняться?
Вроде говорили,что будут поддерживать развитие в РФ электрокаров и их удобное использование.Пошлины на электрокары…..ждём электромобили от отечественных производителей?
Импорт и развитие в РФ – немного разные вещи
Но они связаны,человек
Так вот вам Кама 1- жрите!
Ну еще есть GAZelle e-NN и батарейки от ООО «РЭНЕРА» которые можно ставить в локализованные машины
От китайцев, сделают у нас производство батарей и будут клепать электрички
Это уже было – «Лиотех», теперь еще и «РЭНЕРА»
Странно, что не сказали, что получали письма от граждан с просьбой ввести пошлины.
Ветераны 9 мая обратились с просьбой.
Не понимаю, за что минус. Чем вам российская Тесла не зашла?
Вот почему “1”, а не “3”? – > КАМА – З
Пересядь на инвалидку
Поддержи российского производителя!
Да ведь понятно же, что пока всю нефть и газ не выкачают и не продадут в тридорога своим же согражданам, не будет в России никто электромобили поощрять. А так и ещё бабла можно будет срубить
Ну по этой логике могут цену за электричество поднять просто, и хана вашим электромобилям? )
Так и так поднимают, в регионе у нас тариф для юр лиц 5.08руб за кило
В мире наблюдается наоборот тренд на снижение цены кВт за счет ВИЭ
А на заправках итак цены завышены) У нас на заправке для электромобилей возле Энергосбыта электричество по 15 р/квт стоило год назад. Сейчас наверно ещё дороже. Что более, чем в 5 раз превышает тариф для физ лиц. Вот так и поощряют)
Электромобили так-то немного залупа, тем более в Росссии. Пока для производства электроэнергии используются ТЭЦ, никакого «эко» там нет. Шило на мыло, а в случае если сжигается уголь – то даже хуже. То же самое касается очень грязных литиевых батарей для электромобилей (а там именно литиевые).
Ну и вряд ли в России кто-то будет активно продвигать ветряки например, других проблем у всех хватает
Комментарий удален по просьбе пользователя
Очень удобно быть экоактивистом когда не разбираешся как работают используемые вещи.
Добыча лития это локальная экологическая катастрофа. Переработка батарей тоже не сильно лучше.
Все эти ваши ветряки и солнечные батареи не способны в принципе обеспечить непрерывную подачу энергии в течении долгого времени. Это уже не говоря об экологическом ущербе при их производстве и утилизации. А если еще вспомнить что им всем нужны батареи для чтобы электричество было ночью, например. И тут мы возвращаемся к производству и переработке батарей.
Надеюсь сейчас уже все понимают откуда берется ээ для электромобилей и трезво оценивают “экологичность” электромобилей с учетом их производства на жизненный цикл.
Но не сказал бы, что в России какой то печальный случай с точки зрения процента “зеленой” генерации в энергобалансе. Доля ВИЭ действительно ничтожна, но АЭС один из самых “чистых” источников ээ на круг. За ними ГЭС. Также долю ТЭС стоит разбить на уголь и газ как принципиально разную по тем же выбросам. Плюс приведенная картинка – это скорее соотношение установленной мощности, а не фактической выработки. У тех же АЭС доля выработки сейчас больше 20%.
В той же Европе также не все так просто – долю солнца и ветра часто численно представляют через установленную мощность, что звучит неплохо (но по факту выработка ВИЭ в виду низкого КИУМ сильно менее презентабельна). Также часто прячут вид генерации для импортируемой ээ (а это может быть ТЭЦ Польши на угле например).
Пошлины конечно так себе “стимул для формирования необходимой инфраструктуры”
Вероятнее всего, новость о том, что нулевые ставки не будут продлены, подтолкнет некоторых автолюбителей поспешить с пригоном электрокара. Однако это вряд ли сможет вызвать какой-либо серьезный ажиотаж. Как и не стоит ожидать, что после 1 января 2022 года поток “электричек” в Беларусь иссякнет. Этому есть ряд объяснений: в стране по-прежнему будет действовать нулевой НДС при ввозе электромобилей для личного пользования, а в довесок есть 140-й указ, позволяющий растаможивать машины со скидкой 50%.