Прохождение ординатуры

В случае пропуска экзамена по уважительной причине участник имеет право сдать тест во время дополнительной сессии. Такое же право имеют те, кто не завершил работу по уважительной причине.

Прохождение ординатуры

Что делать после 6 лет учебы? Сразу идти в ординатуру или поработать в первичном звене? Разбираемся в этой статье

Тенденция последних лет видна четко: бюджетных мест в ординатуру мало, платить готовы не все, а правительство подстёгивают молодых врачей идти в поликлиники в поисках баллов.

Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что большинство студентов-медиков собираются сразу после получения диплома поступить в ординатуру. А если у них не получается – они считают это провалом. Но так ли это?

В этой статье собрали мнение четырех человек из медицины о работе в первичном звене и поступлении в ординатуру. А еще попробовали самостоятельно выделить плюсы и минусы gap-year после специалитета.

Мое мнение такое: в ординатуру нужно идти, только если у вас есть стопроцентная внутренняя уверенность, что это та специальность, в которой вы видите себя, и вам будет интересно этим заниматься ближайшие 10-15 лет.

Если у вас есть какие-то сомнения и вы выбираете, например, между дерматологией, колопроктологией и спортивной медициной – абсолютно разными направлениями, – то это значит, что вы сами пока до конца не понимаете, что вам нужно.

В таком случае лучше где-то год поработать в первичном звене – это будет только в плюс. Вы получите деньги, опыт, реальное понимание клинической практики и баллы, которые помогут попасть в бюджетную ординатуру. А идти в платную ординатуру, если вы сомневаетесь, точно не стоит: вы потратите деньги, которые могут не окупиться.

Если упростить мой ответ на вопрос «Вы за gap-year или против?», то я скорее за, чтобы лучше понять, чего вы хотите

У меня была возможность поступать в ординатуру на бюджет сразу после медвуза – этой возможностью я и воспользовался.
Как и у любого абитуриента, иногда проскакивали сомнения в духе: «а вдруг не поступлю?». Стоит сказать, что такой исход меня совсем не пугал. В отличие от аналогичной ситуации при поступлении в университет, тут год не «пропадает».

Я абсолютно уверен, что год (а может быть, и два) в поликлинике можно провести с большим профитом: это не только отличный и максимально приближенный к реальной жизни опыт в терапии (вижу только плюсы в том, чтобы уметь «лечить бабулек»), но и вполне приемлемая зарплата, а также более глубокое понимание работы системы здравоохранения в амбулаторном звене: что там вообще происходит, кто и как там работает и т.д.

Иногда я даже жалею, что такого опыта у меня не было. Но из-за того, что моя специальность (офтальмология) – одна из самых изолированных от соматики, то опыт работы участковым терапевтом все же пригождается сравнительно редко. Однако для тех, кто собирается в терапевтическую специальность (или, если так можно выразиться, в любую «соматическую»), такое время пойдет только на пользу.

Если вы, как и я в свое время, не до конца уверены в качестве и количестве практических знаний, которые вы получили за шесть лет учёбы на специалитете, — есть несколько способов эти знания получить.

Читайте также:
Каков порядок признания и последствия мнимой сделки?

Работа в поликлинике. Вариант действенный, несколько экстремальный, но с хорошим заработком и перспективами для получения дополнительных баллов или возможностью накопить на платную ординатуру. Искренне не вижу в этой работе ничего плохого или тем более стыдного. Напротив, я абсолютно уверена, что огромное количество проблем, с которыми врачам приходится сталкиваться в стационаре, можно было бы решить на амбулаторном этапе. При условии, конечно, качественного оказания амбулаторной помощи. Особенно это актуально в педиатрии, где работа врача поликлиники — наблюдать за ростом и развитием малыша с самого рождения.

Два года ординатуры. Способ более мягкий и безопасный. Тут ты делишь ответственность с врачом и заведующим (моральную, в первую очередь, так как юридической силы твоя подпись в истории болезни не имеет), всегда есть возможность посоветоваться, хотя в хорошем коллективе в поликлинике так тоже можно.

Однако самая большая проблема ординатуры в целом — то, что за такую возможность придется заплатить двумя годами работы минимум 40 часов в неделю с заработком порядка 8-10 тысяч в месяц, если повезёт. Также есть особая форма рабства: работать в отделении и платить за это самому 300-500 тысяч в год.

Выбор первого или второго пути — очень индивидуальный вопрос. На него будут влиять и финансовые возможности, как ваши личные, так и вашей семьи, наличие жилплощади (если нет необходимости искать ординатуру с общежитием, это несколько увеличивает спектр вариантов, ведь больницы чаще всего общежитие не предоставляют), а также необходимость получения общепедиатрических (или терапевтических) знаний. Тут тоже всё будет зависеть от того, какую специальность вы рассматриваете в дальнейшем. Если вы хотите, например, в хирургию, то смысла тратить несколько лет на участке, пожалуй, нет.

Начну с мизансцены: летом 2022 года я оканчиваю Сеченовский университет и обучение по программе «Школа профессионального роста», что означает две вещи. Во-первых, я могу работать врачом-терапевтом первичного звена без ординатуры. Во-вторых, я должна работать участковым в течение двух лет по условиям вышеупомянутого проекта.

Помимо стремительно надвигающихся блестящих карьерных перспектив мне хотелось продолжить обучение по не клинической специальности, а именно по профилю организация здоровья и общественное здравоохранение. Поэтому получилось то, что получилось: сейчас я работаю на 1.0 ставки участковым терапевтом и очно учусь в ординатуре по ОЗЗ во второй половине дня.

После месяца работы в поликлинике у меня сложилось первое впечатление об этом деле, которым я сейчас и поделюсь.

  • Довольно много бюрократических, юридических, финансовых нюансов, которые вообще никак не связаны с лечебной работой, но тем не менее связаны с получением пациентом медицинской помощи и сопутствующих услуг: оформление больничного листа, справок в сотни различных инстанций, списки допустимых анализов и обследований, которые оплатит ОМС, раскрепление поликлиники для направления в другие учреждения и т.д. и т.п. В моем рабочем столе лежат несколько папок с распечатанными и отработанными приказами, которые регулируют все эти вопросы, но я всё равно регулярно обращаюсь к врачу методисту, потому что запомнить это всё для меня невозможно.
  • Пациенты приходят к терапевту с жалобами буквально на всё. Вот небольшой список того, с чем приходили ко мне только за этот месяц: острый неосложненный цистит, расстройство пищевого поведения, дыхательная недостаточность из-за метастазов в легких, клещевой боррелиоз, дисгидротическая экзема, пальпируемое образование в молочной железе, обострение атопического дерматита, подагрический артрит, тревожное расстройство, подострая ТЭЛА… Список можно продолжать бесконечно. Несмотря на то, что к таким специалистам, как гинеколог, хирург, уролог, окулист, ЛОР, психиатр, дерматолог, можно записываться напрямую, пациентам всё равно проще и понятнее прийти к терапевту
  • Ты в кабинете один на один с пациентом. Нет «островка безопасности» в виде ординаторской, где можно спокойно обсудить непростой случай с более знающими коллегами. Нет, решение надо принимать здесь и сейчас, причем в течение 12 минут.
  • У врача терапевта есть достаточно унизительные задачи, приводящие к профессиональной деградации, например, подготовка санаторно-курортных карт, выписка справок, проведение вакцинации: всё, что можно делать и без шести лет учебы в университете. Для меня такие задачи не в тягость, так как это дает возможность переключиться после более сложных случаев и нагнать время приема, но в перспективе такой мартышкин труд может привести к профессиональному выгоранию.
  • Помимо чисто клинического опыта работа в поликлинике дает представление о том, как вообще всё устроено. Уже сейчас я замечаю, что мои коллеги ординаторы о специальности ОЗЗ намного меньше меня понимают о системе, которую мы все отчаянно хотим улучшить. Поэтому такой опыт незаменим.
  • Умение брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения.
  • Самосознание себя врачом и профессионалом, что дается достаточно сложно после такого долгого периода студенчества. Наверное, полностью преодолеть синдром самозванца не получится никогда, но облегчить симптомы помогает практическая деятельность.
  • Деньги. Всё же я взрослый человек и должна сама себя обеспечивать.
Читайте также:
Что такое выплаты социального характера работникам?

«Теория без практики – мертва, практика без теории – слепа», а работать по 10-12 часов в день – это наша новая норма 🙂

Условия поступления в 2022 году в ординатуру

Порядок набора в ординатуру ежегодно разрабатывается Минздравом России. Далее учебные заведения издают собственные правила набора.

Поскольку в условия поступления часто вносят изменения, важно обращать внимание на правила, актуальные во время текущей приемной кампании. Действующий в 2022 году порядок набора основывается на положениях Закона РФ «Об образовании» и Приказа Минздрава России от 11.05.2017 № 212н.

Сроки обучения специалистов

Длительность учебы на большинстве врачебных специализаций составляет 2 года. По отдельным образовательным программам она может варьироваться от одного до пяти лет. Так, в планах Министерства увеличить период учебы на специализациях «Нейрохирургия» и «Пластическая хирургия» до 5 лет.

Что такое ординатура?

Ординатура – это конечная ступень получения высшего последипломного образования для выпускников медицинских вузов после интернатуры, научно-исследовательских институтов и т.д.

Главная цель поступления в ординатуру – это получение исчерпывающих знаний по выбранной профессии, необходимых для открытия частной врачебной практики или получения должности в государственной структуре здравоохранения.

Основные задачи ординатуры:

  • углубленное изучение выбранной медицинской специальности (методологические, клинические, медико-социальные направления и т.д.);
  • уклон на практическое применение полученных знаний, выработка необходимых умений, навыков для дальнейшей работы.

После окончания учебы и положительных результатах аттестации, ординатору выдается сертификат, наделяющий правом ведения самостоятельной медицинской практики (без диплома об окончании интернатуры недействителен).

особенности обучения в интернатуре

Принципиальные различия ординатуры и интернатуры

Ординатура что это такое

У многих студентов нередко возникают вопросы о том, в чем разница интернатуры и ординатуры, сколько обучение займет времени, а также о том, куда лучше всего поступать. Итак, для того, чтобы ответить на эти вопросы, следует понять – что же такое интернатура.

Интернатура также является одним из этапов подготовки выпустившихся из вузов специалистов, однако, рассчитана на ускоренное прохождение. В интернатуру имеют право поступать молодые специалисты, окончившие шестилетнее обучение и имеющие на руках диплом о высшем медицинском образовании.

Читайте также:
Соседи выставляют мусор за дверь что делать

Время обучения в интернатуре, в отличие от ординатуры составляет всего один год, в течение которого интерн, под руководством опытных врачей, занимается практической деятельностью, однако, не принимает самостоятельных решений и не несет ответственности за свои действия.

После завершения обучения интерну выдается сертификат об окончании курса, в котором указывается приобретенная студентом специальность. Этот сертификат дает право молодому специалисту на самостоятельную работу в сфере медицины.

Разница интернатуры и ординатуры состоит в следующем:

  • Так как обучение в интернатуре длится в два раза меньше, статус врача обучающемуся будет присвоен раньше;
  • В интернатуре обучение является более общим, тогда как ординатура подготавливает более узконаправленных специалистов;
  • Учеба имеет некоторые различия в направлениях подготовки;
  • Бывший ординатор имеет право претендовать на звание заведующего, а интерн —нет.

Немного о приятных бонусах

Помимо дополнительных знаний и углубленного изучения предмета своей деятельности, обучение в ординатуре предоставляет обучающемуся некоторые льготы и гарантии:

Учебный процесс в ординатуре

  • Прошедшим обучение в клинической ординатуре выдается удостоверение, подтверждающее окончание послевузовского обучения.
  • Также при положительных результатах итоговой аттестации обучающийся получает сертификат, дающий право самостоятельной практики.
  • Поступившему на конкурсной основе специалисту после обучения разрешено трудоустроиться самостоятельно.
  • Проходящему обучение в ординатуре врачу учебным заведением назначается стипендия, размер которой зависит от нормативных документов или, в случае направления специалиста на договорной основе, от самой организации.
  • К стипендии для поступивших на места, которые финансирует Минздрав Российской Федерации, назначенной учебным заведением, положена определенная надбавка.
  • К стипендии для клинических ординаторов целевого направления надбавка назначается направляющей организацией.
  • Для обучающихся специалистов существуют каникулы, равные по своей продолжительности отпуску врача данной специальности.
  • Для лиц, приехавших из других городов учебным заведением в обязательном порядке предоставляется общежитие;
  • В том случае, если установленный план обучающимся был успешно выполнен досрочно, ему предоставляется право окончания обучения. Однако, при этом общее время обучения в клинической ординатуре должно составлять как минимум 75% от заявленного плана.
  • Срок обучения продляется в случае отпуска на период беременности и ухода за ребенком, болезни или других обстоятельствах при наличии у обучающегося соответствующего документа.

В целом преимущества ординатуры, хотя она и длится дольше интернатуры, состоит в том, чтобы дать выпускнику медицинского вуза и больше знаний и практического опыта для применения в последующей профессиональной врачебной деятельности. История романа отцы и дети изучайте по ссылке.

Новые правила ординатуры: прелести крепостного права

Для того, чтобы попасть в ординатуру и получить медицинскую специальность, студенты теперь должны сдать экзамен по всему курсу обучения и продемонстрировать разные другие достижения, самое выгодное из которых – работа участковым врачом, предпочтительно на селе. Студенты-медики и молодые врачи от этого нововведения в ярости. Мы публикуем их точку зрения.

Читайте также:
Что такое выплаты социального характера работникам?

Новые правила ординатуры: прелести крепостного права

Наши коллеги из сообщества «Медач» проанализировали вступивший в силу приказ Минздрава №212. Он регулирует поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру. Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения. Больше всего шансов будет у отличников-краснодипломников, стипендиатов именных стипендий и у тех, кто после института годик-три поработает в, к примеру, сельской амбулатории. Остальным придется или платить за обучение, или заключать кабальный контракт с какой-нибудь больницей, которая заплатит за их обучение, или довольствоваться работой терапевтом или педиатром в участковой поликлинике. Студенты в ярости и составили петицию об отмене этого приказа.

Мы приводим их текст с незначительными сокращениям.

Ключевые положения

1. Теперь для поступления в ординатуру необходимо сдавать тест, первый этап первичной аккредитации. Ординаторов, которые поступают в 2017 году, просто поставили перед фактом, что тестирование, проводимое в конце июня, определит их судьбу в дальнейшем.

2. Помимо экзамена важную роль играют баллы, которые студенты могли заработать за время обучения в университете. Они даются строго за определенные достижения, перечисленные в приказе 212н. Самым простым и эффективным способом набрать баллы будет медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.

3. Количество бюджетных мест имеет существенный уклон в сторону целевого приема. В некоторых университетах (например, в КубГМУ, Кировской медицинской академии) свободного конкурса нет в принципе.

4. Поступить на бюджет, не имея целевого направления теперь чрезвычайно трудно. Минздрав сделал ставку на целевой прием, что обусловлено дефицитом специалистов в регионах.

5. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.

6. Врач-интерн не может теперь бесплатно проходить ординатуру, если выбранная специальность совпадает с таковой, полученной в интернатуре.

Проще всего теперь попасть в ординатуру если заключить трехсторонний договор на целевое обучение. В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.

Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.

Ординатура и зачем она нужна

Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом. Он может работать участковым терапевтом (для выпускников педиатрического и других факультетов есть свои аналоги), но например, заниматься хирургией или неврологией не может. Для этого необходимо пройти ординатуру (раньше существовал вариант интернатуры длиной в один год, но теперь её не существует), которая длится от двух лет. Это гибрид университетского образования и стажировки в клинике. Ординаторы прикреплены к больнице (учебные базы), где они выполняют роль классических подмастерьев времен Ренессанса с поправкой на специальность. Если с наставником повезло, то доктор показывает ученику различные аспекты своей профессии, если нет, то просто заваливает историями болезни и прочей рутиной.

Читайте также:
Зачем нужно уведомление о расторжении трудового договора

Параллельно с этим ординаторы ходят лекции и сдают зачеты. Так продолжается до выпускного экзамена, после чего ординатор получает заветный сертификат и становится специалистом в своей области.

Как поступали в ординатуру до этого приказа? Сперва студент выбирал специальность (чаще всего это происходило на 4-5 курсе медицинского университета), а затем начинал готовиться к поступлению, читал литературу и посещал кружки. После выпуска он сдавал вступительные экзамены в конкретном учреждении (в случае автора это был СЗГМУ им. Мечникова) и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки (публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др.) и иных применимых областях. Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания.

Как поступают теперь:

. Вступительное испытание проводится в форме тестирования.
Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.
Результат тестирования в баллах (1 балл равен 1 проценту) отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (далее — минимальное количество баллов).
Результаты тестирования действительны в течение календарного года
Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г. №212.

Да, вы все правильно поняли: теперь для того, чтобы поступить в ординатуру по какой-либо специальности, необходимо сдать экзамен по общей медицине, который одновременно является аккредитацией для участкового терапевта или педиатра. Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении. Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре.

Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов (например, участковым педиатром для педфака).

Копим баллы

Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.

  • Красный диплом. +100 баллов. 75% “отлично”, ни одной “удовлетворительно” за 6 лет обучения в медицинском – это невероятно сложно. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент.
  • Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. +100 баллов. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности (победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях)».
  • Именные стипендии. +50 баллов. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ. Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций (например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО), всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов (например, «Именная стипендия правительства Москвы»).
  • Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию. Суммарно не более +50 баллов.Очень размытое определение, которое оставляет достижения на усмотрение учебной организации. Подробнее о них должно быть написано в правилах приема конкретного учреждения.
  • Стаж медицинского или фармацевтического работника. +50-80 и более баллов. Менее трех лет — 50 баллов, более трех лет — 80 баллов. Если работать в деревне или поселке, то можно получить астрономические 60 баллов за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа.
Читайте также:
Каков порядок признания и последствия мнимой сделки?

Это самая спорная и неоднозначная часть нового приказа. Начнем с того, что все те, кто учился, допустим, в медицинском колледже или работал фельдшером до поступления в медицинский ВУЗ дополнительных баллов не получают, поскольку в приказе ясно прописано: «Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации». Что касается работы в селе, то это теперь гарантированный способ получить дополнительные 60 баллов к тем, что уже накопились за практику в медицинских учреждениях, то есть достаточно всего лишь год проработать где-то в глуши и студент может получить еще 60 к тем 50 или 80, что у него уже имелись за стаж работы во время обучения.

Большим недостатком реализации приказа является то, что сейчас он застал врасплох множество студентов, которые намеревались поступать в этом году, поскольку большинство из них готовились больше ко внутренним экзаменам по своей специальности, а аккредитацию считали неким факультативом. Разумеется, у этих студентов теперь есть возможность лишь уповать на удачу и хорошо сданный экзамен, поскольку дополнительное количество баллов за счет стажа или стипендий набрать нет уже никакой возможности. И вот поставьте себя на место человека, который очень хотел поступить в ординатуру, но ему не хватило баллов. Единственным вариантом набрать заветную сумму для такого студента будет работа в каком-либо медицинском учреждении после выпуска из университета, причем работа «на селе» будет явно в выигрыше из-за высокого числа баллов, которые можно там получить. Вот это и есть то самое «рабство в поликлинике», которого так боялись студенты несколько лет назад, только получили они его в немного завуалированном виде.

Зачем все это делается

По данным Федеральной службы государственной статистики, число врачей общей практики неуклонно сокращается. Так, в 2011 году их было 10242 человек, в 2013 уже 10083, а в 2015 9935. Между тем психиатрами работали в 2015 году по тем же данным 20605 человек, кардиологами 12939, хирургами 25898, рентгенологами 21069 и терапевтами (всего, не только участковыми) 76009 человек. Шейман и коллеги в своей работе «Почему в России не хватает врачей» утверждают, что на 2011 год в России участковыми терапевтами работали 36827 человек, участковыми педиатрами 26232 человек, а врачами общей практики лишь 9218.

Читайте также:
Лицо без гражданства как получить гражданство РФ

Несмотря на то, что о необходимости реформ в медицинском образовании говорили давно, по-настоящему активных действий не было до 2014 года, когда Минздрав начал вводить новые стандарты ФГОС 3+, а затем отменил интернатуру и стал создавать систему Непрерывного медицинского образования вместе с аккредитацией специалистов.

Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов. Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно. Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.

При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам (к счастью, временно) и за время действия договора (порядка 3-5 лет) способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит.

Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так. Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру. Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления.

Почему это плохо

Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности. Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника. Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов.

Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру. Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста. Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы.

Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления. Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.

Читайте также:
Соседи выставляют мусор за дверь что делать

Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру. Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста. Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами .

Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки.

Эти примеры были взяты с официального сайта Методического центра аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления. Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности? И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем?

Что такое ординатура и интернатура

Оба варианта послевузовского обучения имеют ярко выраженную практическую направленность, заметно отличаясь между собой. Что такое ординатура и интернатура в медицине?

Ординатура — постдипломное образование, которое проводится для выпускников медвузов, университетов и институтов. Основной задачей ординатуры является подготовка специалистов для работы в госструктурах Министерства здравоохранения или частной практики.

Занятия на ординатуре включают в себя:

семинары, прослушивание и сдача зачетов по курсу лекций;

клинические обходы больных в городских больницах, работа с историями болезни и эпикризами;

участие и выступление на тематических конференциях в рамках выбранной темы;

работа с пациентами, находящимися на лечении.

Для поступивших обязательна очная форма обучения продолжительностью в 2 года (иногда может быть продлена до 5 лет). Количество бюджетных мест определяется ежегодным документом от Министерства образования, также возможно обучение на платной основе. Подобные учебные заведения работают на основе крупных университетов или НИИ. Помощь в поступлении в ординатуру Обучение проводится по индивидуальному плану у высококвалифицированных специалистов (от кандидата наук и выше).

Дополнительные преимущества ординатуры

Можно выделить следующие различия ординатуры и упраздненной интернской ступени:

выдача документов, подтверждающих прохождение послевузовского обучения;

получение сертификата, разрешающего самостоятельную практику;

дополнительная стипендия от Минздрава, в том числе по целевым направлениям;

каникулы, по длительности соответствующие врачебному отпуску;

возможность досрочного завершения обучения через полтора года (75% от общего срока программы) при условии выполнении учебного плана;

возможность продления срока обучения при беременности, болезни или других чрезвычайных обстоятельствах.

Читайте также:
Договор поручения на оказание юридических услуг образец

Порядок приема

Порядок приема на ординаторское обучение описывается в документе — http://docs.cntd.ru/document/456065114

Вступительный экзамен проводится в виде теста, на прохождение которого отводится 60 минут. Минимальное число баллов для прохождения тестирования — 70 из 100. Тест организуется приемной комиссией, составленной из преподавателей ординатуры. Результаты становятся известны на следующий день и должны быть выложены как на официальном сайте организации, так и на информационном стенде.

При приеме могут учитываться результаты аккредитации специалиста, если они были проведены в этом же году или годом ранее.

Интернатура и аспирантура

ординатура

Интернатурой называется первый год после окончания медвуза, на протяжении которого выпускник занимается врачебной практикой под руководством врачей. Отличием интернатуры от ординатуры является отсутствие возможности принимать решения — ответственность за постановку диагноза и назначение лечения несет более опытный врач. После года интерну выдается сертификат с отметкой о полученной специальности и он может начать вести полноценную практику. Прохождение интернатуры зависит от конкретной больницы и врача, курирующего молодого специалиста.

Важно! С первого января 2018 года интернатура была отменена, а молодые врачи имеют право на полноценную работу в поликлиниках и амбулаториях с первого же года.

Помимо этих вариантов, есть и классическая аспирантура, которая длится три года и нужна для научной деятельности, написания диссертации.

⇕ Как получить грант на обучение в «Реавизе»

В период с 1 июня по 23 августа нужно подать заявку на официальном сайте с указанием ФИО, города обучения и специальности. Приложить портфолио и документ об образовании, выпускнику медицинского колледжа – скан-копию диплома и вкладыш с оценками.

Пройти онлайн тестирование по русскому языку, биологии и химии

С 20 июня по 23 августа подать документы в приемную комиссию

Победители конкурса определяются путем суммирования баллов тестирования, результатов ЕГЭ (или среднего балла по диплому), дополнительных баллов за медаль или диплом с отличием. При равенстве баллов учитывается портфолио.

Кто такой ординатор

Медицинское образование в Российской Федерации складывается из нескольких ступеней, каждая из которых позволяет получить определенные навыки в работе. Начальная стадия становления полноценного специалиста – это получение высшего образования в медицинском университете или ином высшем учебном заведении. Обучение на кафедре ВУЗа позволяет получить теоретические знания по профилактике, выявлению и лечению болезней, а также незначительную практику. После получения диплома молодой специалист может работать младшим медицинским работников, сотрудником исследовательского центра, лаборатории и так далее.

Заключительной стадией послевузовского образования в медицине является обучение в клинической ординатуре. Ординатор проходит практику по выбранной специализации под надзором квалифицированного специалиста. Успешное окончание обучения позволяет получить сертификат о возможности частной практики и работы по найму в государственных структурах, относящихся к системе здравоохранения России.

Таким образом, врач-ординатор или клинический ординатор (ordinator) – это медицинский работник, успешно получивший высшее образование по какой-либо специальности и проходящий дополнительную послевузовскую подготовку.

Может ли обучающийся в ординатуре работать врачом

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Приказом Минобрнауки №1258, которым устанавливаются правила приема и обучения молодых специалистов в ординатуре, ординатор имеет право одновременно проходить послевузовское обучение для повышения собственной квалификации и работать на основном месте.

Между работодателем и ординатором может быть заключен трудовой договор с особым режимом трудового времени, что позволит совмещать работу и учебу.

Читайте также:
Кто такой ростовщик? Подробный разбор

Некоторые врачебные специальности могут занимать лица только после окончания ординатуры. Это означает, что ординатор имеет право работать младшим медицинским сотрудников или иным специалистом, не требующим аккредитации.

Обязательна ли ординатура для молодого специалиста

Обучение в ординатуре – это дополнительные стадии образования медицинского работника, не являющиеся обязательными.

Если студент медицинского ВУЗа не планирует становиться врачом и лечить больных, то дополнительное образование не требуется.

Если выпускник медицинского ВУЗа планирует далее самостоятельно заниматься врачебной практикой, стать специалистом терапевтом, врачом общей практики, гинекологом, офтальмологом и так далее в какой-либо области медицины или продолжить карьеру в государственных учреждениях Министерства здравоохранения, то в обязательном порядке нужно окончить ординатуру.

Полезное видео

Поступление на ординаторские курсы – осознанный выбор выпускника медицинских учреждений. Это необходимый шаг для улучшения собственных знаний и повышения квалификации, а также для познания новых методик лечения или современных компьютерных технологий.

Студенты данной формы обучения получают трудовой стаж и огромный опыт работы. В отличие от интернатуры, ординаторы обучаются два года, после которых могут получить удостоверение об окончании и сертификат о квалификации.

Основная разница между интернатурой и ординатурой со стороны студента-медика заключается в его будущей медицинской карьере. Если врач хочет дорасти до заведующего отделением или позднее перейти на администраторскую должность, ему необходимо ординаторское образование. Для обычных специалистов, которые хотят начать работать сразу после получения высшего образования, больше подойдет интернатура. Сейчас же они могут начать практиковать сразу, не тратя несколько лет на дополнительное обучение.

Ординатура – это учеба или работа?

что такое ординатура

Ординатура в медицине проходит на базе вузов, и на нее нужно поступить на конкурсной основе. При продолжении образования с целью повышения знаний или квалификации проводится контроль знаний студентов-ординаторов.

Учеба проводится по индивидуальному плану, его составляет руководитель – опытный медработник.

В ординаторскую программу включены лекции по общим и углубленным дисциплинам, семинарские и практические занятия, а также посещение конференций с докладами.

Кроме того, обучающиеся имеют возможность проводить обход больных под руководством опытного медработника, проводить простые манипуляции и назначать лечение после консультации с лечащим врачом.

Это интересно! Выбираем профессии связанные с наукой биологией

Но главное: ординатура – это учеба или работа? Несмотря на всю обучающую форму подготовки, это работа. Стоит помнить, что трудовой стаж за этот период медработника заносится в трудовую книжку.

что такое ординатура в медицине

Кроме получения дополнительных глубоких познаний в своей медицинской специальности у ординаторов есть ряд других преимуществ:

  1. После завершения учебы выпускникам выдают удостоверение, которое подтверждает окончание обучения.
  2. Ординатор получает сертификат по итогам аттестации.
  3. Студент, который поступал на конкурсной основе, сможет в дальнейшем найти работу самостоятельно.
  4. Ординатор во время подготовки получает стипендию, а также надбавку к ней при поступлении на место работы.
  5. У студентов-ординаторов существуют каникулы, они по длительности приравниваются к отпуску врача.
  6. Предоставляется жилье для тех, кто приехал учиться из других городов или стран.
  7. Закончить обучение можно раньше при условии правильного и успешного выполнения учебного плана.
  8. Студентам разрешено брать академический отпуск.
Ссылка на основную публикацию