Что означает режим чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это экстремальная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или катастрофы, а также распространения опасного заболевания или стихийного бедствия.

Режим ЧС из-за коронавируса: сколько и кому заплатит государство

А правда ли, что при введении из-за коронавируса режима ЧС гражданам простят все долги по кредитам и услугам ЖКХ, государство начнет выплачивать им пособия, а бизнесу разрешит не платить налоги? Давайте разбираться.

Что означает режим чрезвычайной ситуации

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей – это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

(часть пятая введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

(часть шестая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее – уровень реагирования) – это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.

Читайте также:
Региональный материнский капитал в Амурской области

(часть седьмая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

(часть девятая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

(часть десятая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

Зона экстренного оповещения населения – это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, – это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы – это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Критически важный объект – это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Читайте также:
Пенсионерам со стажем 35 лет: положены ли надбавки

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Потенциально опасный объект – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(часть шестнадцатая введена Федеральным законом от 02.05.2015 N 119-ФЗ)

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций – это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Что значит режим ЧС в стране

Что такое режим ЧС в стране? Это один из режимов защиты населения конкретного государства от чрезвычайных ситуаций.

Всего таких режимов 3:

  1. Повседневный режим – это деятельность специальных органов и формирований РСЧС (Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) по мониторингу, прогнозированию и предупреждению возможного наступления ЧС.
  2. Режим повышенной готовности – в рамках этого режима осуществляется усиление контроля за обстановкой, применение некоторых ограничительных мер.

Скорая

Режим

Режим повышенной готовности в связи с пандемией коронавируса введен в РФ 20.03.2020 года. Это означает, что максимально увеличился уровень готовности всех госструктур и систем управления государством.

Очень часто термин «режим ЧС» считают идентичным термину «режим ЧП». Это неверно. Режим ЧП – это особый правовой режим, вводимый при наступлении высшей опасности. Вводить его может только Президент с одобрения Совета Федерации.

Режим ЧП предусматривает:

  1. ограничение конституционных прав граждан на передвижение (комендантский час и карантин); населения на выполнение работ, необходимых в конкретный момент времени;
  2. при необходимости – изымание транспортных средств и имущества у граждан;
  3. остановку опасных производств;
  4. введение особого оборота продовольствия и предметов первой необходимости;
  5. усиление охраны.

Что значит введение режима ЧС для населения? Это означает, что граждане обязаны беспрекословно подчиняться указаниям властей относительно мероприятий, проводимых для локализации, ликвидации ЧС и ее последствий.

Защита

Например, если в рамках режима ЧС будет дано указание эвакуироваться или соблюдать карантин на дому или в мед. учреждении, то граждане обязаны это сделать вне зависимости от своих желаний и предпочтений. Неповиновение грозит наказанием в рамках законодательства, а именно – КоАП (Кодекса об административных нарушениях) и УК (уголовного кодекса).

При введении режима ЧС государство берет на себя ответственность за здоровье и жизнь населения страны:

  1. безвозмездно обеспечивает безопасными условиями для проживания, питанием, предметами первой необходимости;
  2. обеспечивает бесплатной медицинской помощью;
  3. оказывает психологическую помощь;
  4. дает отсрочку на выплату кредитных обязательств перед банками;
  5. дает отсрочку на оплату услуг ЖКХ.

Очевидно, что на государство при введении режима ЧС ложится чрезмерная материальная и финансовая нагрузка. Экономике причиняется колоссальный ущерб. Ее восстановление – это тоже обязанность государства.

Пандемия (это что?) нанесла большой урон всем без исключения странам. США КОВИД-19 затронул сильнее, чем другие государства.

Это произошло из-за несвоевременности принятия мер по самоизоляции населения (что это?). Ввиду ухудшающейся эпидемиологической обстановки Президент США Трамп ввел режим ЧС сначала в нескольких штатах, а затем – во всей стране. Это случилось 13 марта 2020 года.

Что такое режим ЧС и зачем его вводят? Отвечает юрист

«Нужен режим ЧС!», «Вводите режим ЧС!» — такие призывы все чаще звучат в социальных сетях и СМИ. Сторонники режима ЧС надеются, что его введение удержит всех по домам во время карантина и поможет людям, финансово пострадавшим от вынужденных каникул — отсрочками платежей за квартиру, по кредитам и долговым обязательствам.

Но что на самом деле входит в понятие «режим чрезвычайной ситуации» и зачем его вводят?

В России действует федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно закону, ЧС — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

«Другими словами, это особый правовой режим, который включает в себя меры, которые должны принимать органы государственной власти разных уровней, — объясняет юрист Сергей Гебель. — Есть необходимость разграничивать режимы ЧС, ЧП и военное положение Для граждан введение режима ЧС — мера серьезная, и нужно понимать все последствия введения этих мер. Возлагаются определенные обязанности, все права ограничиваются, в том числе и право на свободу передвижения. Это ограничение уже действует, но сейчас — в мягкой форме».

Гебель подчеркивает, что в случае введения режима ЧС органы государственной власти могут финансировать меры по предупреждению и ликвидации последствий, но это право, а не обязанность. И государственные органы на свое усмотрение определяют, кому какая помощь может быть оказана и в какой мере. То есть режим ЧС не предполагает, что выплаты получат все.

«Бизнес рассчитывает на режим ЧС в первую очередь, чтобы получить возмещение убытков, потерь, затрат, — считает юрист. — По сути, введение ЧС, по мнению предпринимателей, должно открыть „кубышки“ для прямой финансовой поддержки бизнеса государством. Но я как представитель бизнеса сразу хочу сказать, что не хотел бы таких последствий, как введение режима ЧС. И далеко не все предприниматели этого хотят — хотят те, кто попусту не знает, о чем говорит. Для нас нынешняя ситуация может показаться цветочками по сравнению с режимом ЧС. Тогда мы совсем работать не сможем».

При введении режима ЧС в договорах «включается» пункт о форс-мажоре.

Важный момент — это не освобождает от выплат по кредитам, но освобождает от штрафов за их просрочку. Режим ЧС отменяет ответственность за нарушение различных обязательств, в том числе и по контрактам: неустойки, проценты, причиненные убытки. Сами контракты не аннулируются.

Например, строители не могут сдвигать сроки сдачи объектов. Запрет на строительство в результате режима повышенной готовности или ЧС может дать строителям возможность избежать санкций за нарушение сроков строительства, но не дает права изменять в связи с этим договор, то есть сроки сдачи.

Авиакомпании тоже могут вести речь о своей ответственности за невозврат купленных билетов. По закону и условиям перевозки они обязаны вернуть билеты, но режим ЧС освободит их от санкций за невозврат билетов, хотя и не снимает с них обязанность вернуть деньги. Когда-нибудь.

Во время режима ЧС не отменяются коммунальные платежи, но сдвигаются сроки их оплаты и отменяются штрафы за просрочку.

«Форс-мажором могут признаваться обстоятельства непреодолимой силы, которые должны подтверждаться. Сейчас такой ситуации нет, и большинству граждан нечем подтверждать эти обстоятельства. Это все дутые надежды, — говорит Гебель. — Не факт, что получится таким образом избежать ответственности, например, тем, у кого бизнес не признан пострадавшей отраслью или тем, у которого есть другие источники доходов: есть деньги на счетах и депозитах».

Юрист подчеркивает, что меры поддержки вводятся и без режима ЧС. «При соблюдении определенных условий можно получить отсрочки. Другое дело, на это банки пока не идут. Поэтому система пока не работает. Но опять же, введение режима ЧС не спасет от этого, а только усугубит гражданское положение и людей, и бизнеса. Режим ЧС ограничений дает больше, чем прав» — считает Гебель.

Введение чрезвычайного положения (ЧП): отличие от ЧС

Существенное отличие режима ЧП от ЧС состоит в том, что введение чрезвычайного положения позволяет ограничить права граждан, в том числе, и право на свободное передвижение (ст.1 Федерального конституционного закона № 3-ФКЗ от 30.05.2001).

Чрезвычайная ситуация в России в 2020 году, в случае ее объявления, такого ограничения не допускает. В пп. «д» п. 10 ст. 4.1 закона № 68-ФЗ сказано, что при режиме ЧС предпринимаются меры, не ущемляющие свободы и права человека.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что такое режим ЧС

Согласно определению из ФЗ-68 («О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций») чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. По новому закону, который вступил в силу 1 апреля 2020 года, этот перечень дополнен словами про «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Таким образом, эпидемия коронавируса становится официальным поводом для введения ЧС.

В России существует несколько режимов защиты населения от ЧС:

  • Повседневный. Осуществляется в нормальной обстановке. В штатном режиме службы следят за состоянием природной среды, проводят превентивные меры для предупреждения ЧС.
  • Режим повышенной готовности. В это время вводят усиление контроля за обстановкой, информируют население о способах защиты, принимают оперативные меры по предупреждению возникновения ЧС. Из-за пандемии коронавируса с 20 марта режим повышенной готовности действует по всей России, в том числе на территории Екатеринбурга и Свердловской области.
  • Режим ЧС. Его часто путают с режимом ЧП — чрезвычайного положения. Между ними есть важные различия.

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей – это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее – уровень реагирования) – это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения – это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, – это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы – это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Критически важный объект – это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Потенциально опасный объект – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций – это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По масштабу

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):

  1. Локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
  2. Муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  3. Межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
  4. Регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  5. Межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  6. Федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

Порядок введения режима ЧС

  • установление обязательных правил для граждан и организаций;
  • ограничение оптовой и розничной реализации лекарственных препаратов (по составленному правительственной комиссией списку);
  • установление особого порядка оборота лекарств и медицинских изделий в случае эпидемии;
  • перенос даты голосования на время после окончания режима ЧС.

Уполномоченные органы обязаны выявить причину ЧС, обеспечить информирование и защиту населения, при необходимости — его эвакуацию из опасной зоны. Далее назначенная президентом правительственная комиссия по чрезвычайной ситуации (КЧ) обязана приступить к устранению последствий катастрофы, заняться поддержанием общественного порядка, установить порядок эксплуатации транспорта, средств связи.

Обратите внимание! Следует отличать режим ЧС и ЧП. Последний может быть введен в случае крупномасштабного катаклизма (сегодняшняя эпидемия относится к числу таких ситуаций) и предполагает более жесткие меры по ограничению свободы и прав граждан. В случае необходимости в ситуации чрезвычайного происшествия власти могут временно мобилизовать население и прекратить полномочия руководителей госорганов, частных организаций. В истории современной России чрезвычайное положение объявлялось дважды — в 1992 году во время осетино-ингушского конфликта и 3−4.10.1993 г. — во время штурма Дома Советов. Текущая обстановка с распространением COVID−19 не дает предпосылок к введению режима ЧП.

Чем режим ЧС отличается от режима повышенной готовности, а самоизоляция от карантина? Объясняем девять понятий, связанных с COVID-19

Как называется коронавирус, вызывающий COVID‑19, в каких случаях власти объявляют режим чрезвычайной ситуации и может ли пандемия считаться форс-мажором?

«Бумага» составила словарь, в котором объясняет девять понятий, связанных с коронавирусом.

COVID-19

Инфекционное заболевание, вызванное коронавирусом SARS-CoV-2.

Наиболее частые симптомы COVID‑19 — повышенная температура тела и сухой кашель. У некоторых (как часто это встречается, точно неизвестно) болезнь может протекать бессимптомно.

По данным ВОЗ, около 80 % заболевших COVID‑19 выздоравливают без специфического лечения, однако примерно в одном из шести случаев возникает тяжелая симптоматика с развитием дыхательной недостаточности. Для людей старше 65 лет, с ослабленным иммунитетом или заболеваниями дыхательных органов, сердца и печени, тяжелое течение болезни наиболее вероятно.

Коронавирусная инфекция передается от человека к человеку через мелкие капли, выделяемые из носа или рта при кашле или чихании. Заболеть можно, если вдохнуть их или, прикоснувшись к предмету, на котором они остались, прикоснуться к своему лицу.

На данный момент не существует ни лекарства, ни вакцины от COVID‑19.

SARS-CoV-2

Вирус, вызывающий заболевание COVID‑19. Его официальное название — коронавирус тяжелого острого респираторного синдрома‑2. Генетически SARS-CoV-2 близок к возбудителю атипичной пневмонии. По данным ВОЗ, возбудитель атипичной пневмонии более опасен, но менее заразен по сравнению с возбудителем COVID‑19.

Карантин

Изоляция инфицированного или возможно инфицированного человека в медицинском учреждении или в домашних условиях. В отличие от самоизоляции карантин подразумевает полное ограничение передвижения и наказание за несоблюдение его условий.

Карантин объявляют федеральные или местные власти на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

На данный момент 14-дневная изоляция и помещение под медицинское наблюдение обязательна для всех россиян, вернувшихся из-за рубежа или контактировавших с людьми, у которых подтвержден коронавирус.

Коронавирусы

Семейство вирусов, вызывающих у человека заболевания дыхательных путей — от обычной простуды до тяжелого острого респираторного синдрома, также известного как атипичная пневмония, и других. На данный момент известно семь видов коронавирусов, способных заражать человека.

Пандемия

Распространение нового заболевания в мировых масштабах. Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку COVID-2019 пандемией 11 марта. Это первая в истории пандемия коронавирусной инфекции.

Число заболевших COVID-2019 растет экспоненциально — то есть чем больше людей заразилось, тем быстрее распространяется болезнь. Судя по графику «Медиазоны», изначально в России количество заболевших удваивалось примерно каждые три дня. После введения ограничительных мер (с 30 марта) темп прироста замедлился.

Специалисты отмечают, что наиболее эффективная стратегия, позволяющая «сгладить» эскпоненциальную кривую распространения болезни — социальное дистанцирование, то есть самоизоляция, отмена массовых мероприятий, закрытие мест отдыха и прочие меры, направленные на снижение физических контактов между людьми.

Пневмония

Воспаление легких, как правило, вызванное инфекцией. При пневмонии в альвеолах — пузырьках, которые при дыхании наполняются воздухом — накапливается жидкость и гной, затрудняя попадание кислорода в кровь. Обычные возбудители пневмонии — бактерии и вирусы, но она также может быть вызвана грибками или паразитами.

Пневмонию разделяют по месту возникновения на больничную и внебольничную. Внутрибольничная пневмония может развиться у пациентов после медицинского вмешательства, например искусственной вентиляции легких, или без него, но не менее чем через 48 часов после госпитализации с другим заболеванием. Внебольничная пневмония развивается у людей без контакта с медицинскими учреждениями. Основные симптомы пневмонии: одышка, кашель, боль в груди и повышенная температура.

Пневмония — наиболее частое осложнение при COVID-19, она развивается при среднетяжелом течении болезни. По данным Роспотребнадзора, состояние пациентов с коронавирусом, у которых обнаружили пневмонию, ухудшается быстрыми темпами и может потребовать искусственной вентиляции легких.

Режим повышенной готовности

Режим повышенной готовности власти вводят при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Сейчас он действует на всей территории России, в Петербурге и Ленобласти — с 13 марта.

Органы управления собирают информацию о возможной ЧС и информируют население о способах защиты, принимают меры, призванные не допустить чрезвычайную ситуацию и снизить размер ущерба и потерь в случае ее возникновения, приводят в готовность и выдвигают в предполагаемые районы действий оперативные группы, при необходимости восполняют материальные запасы.

Как и при режиме чрезвычайной ситуации, власти имеют право ограничивать доступ людей на определенную территорию и приостанавливать деятельность организаций, а граждане обязаны соблюдать установленные правила поведения. Однако, так как режим ЧС официально не объявлен, государство не берет на себя обязательства по возмещению какого-либо ущерба.

Режим чрезвычайной ситуации

Специальный правовой режим, который вводит правительство в условиях чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате аварии, стихийного бедствия, распространения опасного заболевания и других факторов, которые могут привести к человеческим жертвам, значительным материальным потерям, ущербу здоровью и нарушению условий жизни людей.

В режиме ЧС власти имеют право ограничивать доступ людей и транспорта на определенную территорию, останавливать деятельность организаций, при необходимости привлекать вооруженные силы и принимать иные меры, «не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации».

Граждане при этом обязаны следовать распоряжениям правительства и соблюдать установленные правила поведения — например, всегда иметь при себе документ, удостоверяющий личность, или при получении соответствующих указаний эвакуироваться из зоны чрезвычайной ситуации.

Граждане также имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Самоизоляция

Нахождение людей в домашних условиях и сведение к минимуму внешних контактов для снижения распространения инфекции.

На данный момент режим самоизоляции объявлен в 26 регионах России. Она может носить как обязательный, так и рекомендательный характер. В Петербурге самоизоляция является обязательной для людей старше 65 лет — кроме медицинских работников и руководителей предприятий, чье нахождение на рабочем месте является критически важным. Все они до 30 апреля должны оставаться по месту проживания.

Остальным рекомендовано не покидать свои дома без необходимости. Уважительной причиной выйти на улицу считается обращение за экстренной медицинской помощью, необходимость добраться до работы, ближайшего магазина, мусорного бака, или выгулять домашнее животное (но сделать это можно только на расстоянии не больше 100 метров от дома). Во всех этих случаях рекомендовано не подходить к другим людям ближе, чем на 1,5 метра.

Форс-мажор

Чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство, освобождающее от ответственности за неисполнение договорных обязательств.

Что считать форс-мажором, обычно определяет договор — в федеральном законодательстве нет соответствующих указаний. Но примерный список таких обстоятельств приведен в положении Торгово-промышленной палаты — именно эта организация в каждом конкретном случае подтверждает факт форс-мажора и выдает соответствующие сертификаты.

Согласно этому положению, к обстоятельствам непреодолимой силы могут относиться в том числе массовые заболевания (эпидемии), ограничения перевозок, запретительные меры государств и запрет торговых операций.

Признать пандемию COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы рекомендует ФАС.

  1. Повседневный режим – это деятельность специальных органов и формирований РСЧС (Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) по мониторингу, прогнозированию и предупреждению возможного наступления ЧС.
  2. Режим повышенной готовности – в рамках этого режима осуществляется усиление контроля за обстановкой, применение некоторых ограничительных мер.
Ссылка на основную публикацию