Что делать сироте, если сняли с очереди на жилплощадь?

Таким образом, для признания других родственников членами семьи собственника жилищный орган обязан доказать факт их вселения собственником как членов своей семьи (пункты 11, 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ»).

Отказ в обеспечении жильем сироты, достигшего 18 лет

В администрацию обратился гражданин с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в рамках социальных гарантий прав детей-сирот по достижении 18 лет и по окончании получения профессионального образования. Администрация, наделенная соответствующими обязанностями по социальной поддержке детей-сирот законодательством субъекта РФ, отказала гражданину в предоставлении жилого помещения, сославшись на то, что муниципальному образованию из областного бюджета не были выделены средства на эти нужды. Правомерен ли отказ?

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются названным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены этим лицам по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 8 указанной статьи дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Согласно ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» предоставление жилого помещения сиротам носит заявительный характер и возможно при условии их письменного обращения (запроса) в органы местного самоуправления для включения в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, до достижения 23-летнего возраста. Право на жилое помещение сохраняется за ними до фактического обеспечения жилым помещением.

Упомянутое выше законодательство не содержит норм, освобождающих субъект РФ или органы местного самоуправления от обязанности обеспечивать детей-сирот жилищем в связи с отсутствием финансирования.

Позиции судов, проанализированные Верховным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., свидетельствуют о действенности судебной защиты детей-сирот.

Полагаю, жалоба на отказ, направленная в Прокуратуру города Ухты (169300, г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 40а), должна подействовать на чиновников. А если местные прокуроры не помогут, то нужно писать в Прокуратуру Республики Коми (167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23) и выше – в Генеральную прокуратуру РФ (101999, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 15 «а») или в суд.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Исключение детей-сирот из списка на жилье

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Квартиры мамам-сиротам с детьми
(Аскеров А.)
(“Жилищное право”, 2022, N 1) Часто бывает, что сироты создают между собой семью, у них рождается ребенок, они начинают вести совместный быт. В таком случае часты попытки дать таким сиротам одно жилье на двоих. Это также является незаконным. В п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” содержится исчерпывающий перечень оснований для исключения детей-сирот из списка нуждающихся в жилье. И факт совместного проживания двух сирот не лишает права каждого из них на получение квартиры.

Читайте также:
Определение и расчет площади застройки

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Как наше государство сирот с жильем обманывает
(Чакински А.)
(“Жилищное право”, 2019, N 7) Более изощренный способ – если бывшие сироты создали семью, то выдать им только одно жилье на двоих. Он также незаконен. В п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (далее – Закон о дополнительных гарантиях) содержится исчерпывающий перечень оснований для исключения детей-сирот из списка нуждающихся в жилье. И вступление их друг с другом в законный брак в него не входит!

Сироту сняли с очереди на получение жилья. Правомерно ли это?

Здравствуйте, подскажите могу ли я получить жильё в свои 32 года как сирота. Жила в с.Ермаковском красноярского края. С приюта отправили учиться в Красноярск. Не доучилась, так как вышла замуж и уехала в Богучанский район. Родила двоих детей, мужу выдали жилую площадь в соцнайм как участнику боевых действий. По квадратам не подходящую на количество человек (дети разнополые). Дом выдали на земле в деревне Карабула примерно в 2007г. Примерно в то же время незадолго до того как мужу выдали квартиру, мне позвонила с с.Ермаковского тётка и сказала, что подошла очередь получать мне как сироте жилую площадь и нужно собрать документы. Я её попросила узнать, могу ли я её получить, так как я за мужем, и мужу тоже должны были выдать квартиру в соцнайм (чтобы мне не ездить в пустую с маленькими детьми). На что получила ответ от неё через несколько дней, что в квартире мне отказано. через некоторое время мне прислали какую-то бумажку (точно уже и не помню, что в ней было написано), и тётка сказала, чтоб я её ей переслала в Ермаковское, чтоб отнести в органы по сиротам (якобы ее попросили органы по сиротам). Я ничего не стала отсылать. Через какое-то время я съездила в ермаковское и зашла в органы по сиротам. там мне сказали, что я утеряла возможность на получение жилой площади. А тётка сказала, якобы я ей выслала бумажку и это обозначалось как отказ, я спорить не стала, с тёткой – натянутые отношения. меня сняли с очереди. С мужем мы прожили 11 лет, я ушла от него и переехала к себе на родину в с.Ермаковское в 2014 г. Живу на съёмной квартире с двумя несовершеннолетними детьми. При разводе с мужем квартиру я не разменяю, так как она не приватизирована, живу уже третий год в с.Ермаковском и боюсь подать на развод, чтобы не остаться без квартиры и прописки вообще. Помощи ждать не откуда. Недавно узнала, что мои сиротские права были нарушены. И якобы есть возможность получить жилую площадь как сирота. в органах по сиротам мне дали отказ. Прошу у вас помощи в консультации в моей непростой ситуации. Сохранилась ли возможность у меня на получение жилой площади как сирота. Стоит ли обратиться в суд или ещё куда-нибудь. Заранее спасибо за уделенное мне время. В 2015 г.в октябре я обратилась по электронной почте на официальный сайт В.В.Путина, мне прислали ответ, что моё письмо перенаправлено в г.Красноярск для дальнейшего рассмотрения моего дела с дальнейшим ответом на моё обращение. С г.Красноярска мне пришёл один ответ с тем, что им с Москвы пришло моё письмо, и они его рассматривают. Прошло полгода ответа так и не поступило, я написала повторно уже в г.Красноярск по электронному адресу, с которого приходил ответ. На моё письмо так и не поступило никакого ответа до сегодняшнего дня.

Марина Цельмер

Марина Цельмер , эксперт 17 февраля 2017, 19:55

Здравствуйте.
Ситуация конечно запутанная, т.к. на 100% не понятно, что конкретно произошло 10 лет назад, вас исключили из списка или вас туда и не включали даже.
Сразу отмечу, что шансов получить жилье как лицо из числа детей – сирот, у вас немного, т.к. прошло слишком много времени. Только пробовать.
Для того, чтобы получить жилье от государства как лицо из числа детей – сирот, вы должны быть включены в список лиц из числа детей сирот, подлежащих обеспечению жильем.
Включить в данный список могут лишь тех сирот, за которыми не было закреплено жилое помещение, либо если проживание в данном жилом помещении признается невозможным.
Для этого вам нужно обратиться в отдел опеки и попечительства по месту жительства (там, где у вас есть постоянная регистрация) с заявлением о включении вас в список лиц из числа детей – сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Заявление рассматривается в течении месяца, после этого вам дают письменный ответ.
Вы, 100% получите отказ, т.к. вы старше 23-х лет. Если вам откажут только по причине того, что вам уже исполнилось 23 года, то вам нужно будет обратиться в суд по месту жительства, в течении 3-х месяцев после отказа, с административным иском об оспаривании действий органа местного самоуправления, либо просто с исковым заявлением. Так как на сегодняшний день в Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159 – ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” внесены изменения, отменяющие возрастные ограничения. Если суд посчитает причину, по которой вы пропустили срок для обращения, уважительной, то вас включат в данный список. И в будущем вы сможете получить жилье.

Читайте также:
УПФР Вяземского района Смоленской области

Если же вам откажут, не только по причине того, что вам больше 23-х лет, но и потому что за вами закреплено жилое помещение, то . читайте внимательно ниже.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”:
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Соответственно, если один из пунктов статьи 8, указанных выше, вам подходит, то вам нужно будет обратиться в отдел опеки и попечительства по месту нахождения закрепленного за вами жилого помещения, с требованием о признании невозможным, проживания в закрепленном за вами жилом помещении. Если данный факт будет установлен, то у вас появится право подать заявление о включении вас в список лиц из числа детей – сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Имейте ввиду, что так как вы старше 23-х лет, то включить вас в список лиц из числа детей сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, могут только по решению суда.

Так как у вас запутанная ситуация, возможно будет указана ещё какая-то причина для отказа. Н в любом случае нужно получить письменный ответ из органов опеки и попечительства, для того, чтобы было понимание, что делать дальше.

Также добавлю, что если вы решите попробовать, я вам советую сразу искать юриста очно в своем городе (поселке) и не просто юриста, а юриста у которого есть практика по таким делам. Также будет иметь значение судебная практика по таким делам, именно в вашем регионе. Можно поискать через интернет, где в вашем городе оказывают бесплатную юридическую помощь или обратиться в администрацию, отдел соц.защиты, различные общественные организации.

5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним

В старой квартире сироты проживала её сестра, страдающая заболеванием из Перечня Минздрава № 987н, исключающем совместное с ней проживание (сестра фактически временно проживала у опекуна по другому адресу). Сирота также была зарегистрирована по месту пребывания у родственника в другом субъекте РФ.

Читайте также:
Продать советские монеты дорого

Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.

Суды признали отказ законным.

Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2022 г. № 47-КА20-1).

Сняли с очереди на жилье

Стояла на очереди получения жилья как ребенок оставшийся без попечения родителей. Сняли с очереди. Потом вернули в очередь. На момент снятия с очереди жилье предоставляли по соц найму а после восстановления предоставили по спец программе. Как добиться предоставления жилья по соц найму как в момент незаконного снятия с очереди.

Мой отец прослужил в армии более 20 летвставал на очередь на получение жилья но в 2005 оду ему пришло письмро что его сняли с очереди. Возможно ли востановить свои права на жилье?

Меня сняли с очереди на жилье. Я вставала 5 лет назад как мать одиночка. Ходила только один раз узнать очередь. Почему сняли? И как восстановить свою очередь? За это время я вышла замуж и поменяла фамилию за эти 5 лет. Сейчас у нас трое детей. Жилья нет. Что делать?

Отец ветеран боевых действий, своего жилья не имеет, у мамы два дома, сегодня пришла бумага что его сняли с очереди на жилье, мотивируя тем что, его супруга обеспечивает жильем.

С 1996 г. нашу семью поставили в очередь на получение жилья. Проживаем мы в общежитии. В прошлом году мы приватезировали комнату в общежитии. Нас сняли с очереди на жилье на том основании, что теперь наше жилье потеряло статус общежития, так как находится в собственности. Правомерно ли это?

Скажите пожалйуйста. Я приобрел жилье на мат. капитал и встал на очередь по улучшению жилищных условий как инвалид. Жильё купленое на мат. капитал оказалось аварийным. Прокурор района подал исковое заявление в суд о возврате жилья купленого вернуть бывшему хозяину жилья. В итоге жилье вернули бывшему владельцу, меня и членов моей семьи зарегестрированых по месту прописки сняли из очереди на жилье по требованию прокурора. На данный момент я и члены семьи остались без жилья и очереди на улучшен. Жил. условий. По идеи нам была положена жилье или компенсация за утраченое жилье. И правельно поступила администрация района сняв с очереди на жилье как инвалиды. Спасибо.

Я сирота. Состояла в очереди на получение жилья, но меня с очереди сняли, объяснив это тем, что для меня приобретено жилье, но официально ничего не предоставлено (да и неофициально тоже). Сама живу в другом городе, собираюсь прописаться там. Могу ли я в этом городе, где пропишусь, встать на очередь для получения жилья?

Я стояла много лет на очереди по месту жительства на жильё как учитель. Но меня без приглашения в администрацию сняли с очереди. На каком основании и можно ли восстановить очередь?

Стоял в очереди на получение жилья, взял ипотечный кредит, с очереди сняли, не смог выплачивать ипотеку, пришлось продать квартиру и загасить кредит. Могу ли восстановиться в очереди на жилье?

Я многодетная мама у меня трое детей стояла на очереди на жилье у меня был прерван трудовой стаж меня сняли с очереди сейчас предлогают жилье по найму 13—18 квадратных метров как мне поступить и получить нормальное жильё? А на очередь снова сказали только через три года с непрерывным стажем и что мне делать как быть куда обратиться что бы помогли с нормальным жильем?

Являюсь сиротой с 2001 года. На очередь на получение жилья как сироте в 2001 году не поставили, а поставили только в 2013. В 2015 сняли с очереди так как было куплено жилье под материнский капитал. Что делать, если вина опеки?

В 2014 году нас сняли с очереди на получение жилья за то, что не прошло 5 лет после дарения дома полученного по наследству. Можно ли сейчас встать на очередь для получения жилья для ПМЖ-5 лет прошло-пенсионеры МО РФ, жилье имеем по месту службы.

Читайте также:
Как можно узнать код ОКАТО для организации и ИП

Мы стояли в Администрации в очередь на жилье, как молодая семья. Мне в марте исполнилось 35 и нас сняли с очереди. А мужу еще 33.Имеют ли право снимать с очереди?

3 года ждали очередь на улучшение жилья, пока ждали, сын очно отучился и стал совершеннолетним и его сняли с очереди.

Я с сыном (1988 г. р.) и мужем стояли на очередь на жилье. Для приобретения кооперативной 2-х комн. Квартиры бывший муж снял с очереди ребенка. Теперь я осталась одна на очереди, а мы с сыном как жили в общежитии так и живем. В квартиру ребенка отец не прописывал, а с очереди бывш. Муж его снял для получения большего жилья. В итоге я с сыном осталась жить в общежитии, комн. 27 м. Могу ли я восстановить его к себе в очередь для приобретения жилья?

Я стою в очереди на жильё как сирота! Когда вставала в очередь была временная прописка сейчас её нет! как мне лучше прописаться (временно или постоянно) чтоб меня не сняли с очереди на квартиру!

Я являюсь инвалидом армии 3 группы, бессрочно, приравненных к инвалидам ВОВ, имею соответствующее удостоверение! Стоял на очереди на жильё! Купил себе комнату в комуналке, так КаК своего жилья не было. Уже сняли с очереди, сказали раз есть уже жильё,значит уже не нуждаешься. Скажите плиз, могу ли я снова стать на очередь на получение жилья, ведь комната всего 10.2 метра, и комуналка. В одной комнате сосед, во второй сын совершенно летний, и имели ли право снять меня с очереди. Спасибо.

Я являюсь инвалидом армии 3 группы, бессрочно, приравненных к инвалидам ВОВ, имею соответствующее удостоверение! Стоял на очереди на жильё! Купил себе комнату в комуналке, так КаК своего жилья не было. Уже сняли с очереди, сказали раз есть уже жильё,значит уже не нуждаешься. Скажите плиз, могу ли я снова стать на очередь на получение жилья, ведь комната всего 10.2 метра, и комуналка. В одной комнате сосед, во второй сын совершенно летний, и имели ли право снять меня с очереди. Спасибо.

Поставлена на очередь еще в 1992 году. Имею ли я право на жилье или в связи с не обращением по поводу очереди, автоматически сняли с нее? И если имею, то как узнать номер в очереди? Спасибо!

Я являюсь инвалидом армии 3 группы, бессрочно, приравненных к инвалидам ВОВ, имею соответствующее удостоверение! Стоял на очереди на жильё! Купил себе комнату в комуналке, так КаК своего жилья не было. Уже сняли с очереди, сказали раз есть уже жильё,значит уже не нуждаешься. Скажите плиз, могу ли я снова стать на очередь на получение жилья, ведь комната всего 10.2 метра, и комуналка. В одной комнате сосед, во второй сын совершенно летний, и имели ли право снять меня с очереди. Спасибо.

Я ветеран боевых действий, жилья нет, стоял на очереди. Потом женился, у неё есть квартира. Но я там даже не прописан и доли моей нет. когда очередь подошла сказали что у жены есть жильё и меня сняли с программы. Что делать?

С 2001 г стояла на очереди на улучшение жилья, как мать-одиночка, (имела инвал-ть), Вышел закон и 2009 г получила субсидирование на жилье, сняли с очере-ди с ребенком, а ребенку в 2005 г 18 января дали тоже инва-ть (не успели, задержали оформ-е),как ему получить жилье? Ему 16 лет, ставят на очередь с 18 л сказали в жилотделе, жилая площадь-19 квм у нас, правомерно ли поступили с нами?

Муж с 2012 г. стоял в очереди на получение жилья, как ветеран боевых действий, все эти годы мы снимаем жилье, меняли постоянно прописку, в 2019 году нас прописала дочь в свое жилье, и по этой причине сняли с очереди на жилье. Это законно? Собственником жилья является дочь, с нами не живёт, у неё своя семья.

В квартире 58.4 кв.м. (жилая 34.3) зарегистрированно две семьи-я с сыном (ему 30 лет) и дочь с четырьмя детьми (20,15,13,5 лет). Стоим на очереди на улучшение жилищных условий как многодетная семья с 2001 года. Муж дочери зарегистрирован за городом, имеет загородный дом 100 кв.м. Собрали документы на субсидию на приобретение жилья. Муж не притендует на долю в жилье по судсидии. Нам отказали в субсидии на основании того, что у мужа большой дом. И нас сняли с очереди на жильё. Но ведь когда нас ставили на очередь столько же жилья и было. Вопрос – законно ли нас сняли с очереди и если да то куда жаловаться?

Читайте также:
Коды доходов в расчетном листке по зарплате в 2022 году

Я стоял на очереди на жилье по соц. найму 2016 года по категории инвалид. В этом году нас сняли с очереди с вязи с постояной пропиской в другом районе но в том же регионе. Скажите законно нас сняли, ведь своего жилья я неимею. Спасибо.

Пару лет назад сняли с очереди на улучшения жилищных условий, так как у БЫВШЕГО мужа есть жилье. Могу ли я восстановить очередь и как это сделать? Спасибо.

Муж ветеран боевых действий, встал на учет на получения жилья до 01.01.05 г,в г.Тара но по семейным обстоятельствам переехал в Омск. В Омске его прописала я (жена), в Таре автоматически его сняли с очереди на жилье. Возможно ли восстановить очередь эту в Омске?

Моей маме 66 лет, у нее диагноз эпилепсия с 8 лет. Была на рабочей группе инвалидности и стояла в льготной очереди на получение жилья. Когда сняли группу инвалидности (диагноз при этом не сняли), исключили и с очереди на жилье. На сколько правомерны действия администрации?

Стояла в очереди на квартиру 8 лет. Насила справки каждый год все было нормально. Когда подошла очередь на квартиру мне сказали, что где я прописана площадь большая и мне не положено и сняли с очереди. Стояла как мать одиночка. Почему меня сняли ведь это жилье не наше.

Я ветеран боевых дествий, я встал на очередь на жилье в 2003 году, а потом я узнаю что меня с очереди сняли в 2008 году, что можно сделать.

Когда проживание в занимаемых помещениях признают невозможным

Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.

1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.

2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.

3. Помещение признано непригодным для проживания.

4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.

Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.

Почему снимают с очереди?

Согласно статье 56 ЖК РФ претендент может быть снят с очереди на улучшение жилищных условий, если имеет место следующее:

  • Переезд в другой регион или страну.
  • Если человек сам подал заявление на снятие с очереди.
  • У семьи больше нет оснований, по которым она может быть признана нуждающейся. Например, была получена в дар или в наследство квартира, которая вполне пригодна для проживания всей семьи, без нарушения жилищно-санитарных требований.
  • Заявитель получил жилищный сертификат – в таком случае он снимается с очереди на получение квартиры, поскольку вместо этого получил деньги на ее покупку.
  • Был предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Но, такая замена не дает права исключить из очереди многодетную семью.
  • Были предоставлены неправдивые сведения – заявитель указал лживую информацию с целью получения неправомерной выгоды.

В некоторых случаях претендента снимают с очереди на жилье, если он становился на учет от предприятия и был уволен.

Также нередки случаи, когда семья намеренно ухудшала свои бытовые условия для того, чтобы им дали квартиру. Например, у них была хорошая недвижимость, которую они продали и мотивируя тем, что жить им больше негде, становятся на учет.

Важно: не всегда отказ в постановке на очередь или удаление оттуда является правомерным. Поэтому, если вы оказались в такой ситуации, обратитесь за консультацией к юристу – в большинстве случаев можно найти способ обжаловать такое решение. Бесплатную консультацию можно получить на нашем сайте.

Переезд не может являться основанием для лишения сироты права на предоставление жилого помещения

ВС подчеркнул, что исполнение государством принятых на себя обязательств по предоставлению жилья оставшимся без попечения родителей лицам не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах России

Эксперты «АГ» сошлись во мнении, что профильное законодательство, а также сложившаяся практика не содержат прямого запрета на предоставление жилого помещения на иной территории, отличной от той, в которой преимущественное время проживал ребенок.

11 августа Верховный Суд вынес Определение № 4-КГ20-25-К1, в котором разобрался, возможно ли сироте, выросшей в одном регионе, при смене места жительства получить предусмотренное законом жилое помещение в другом субъекте РФ.

Алексей Герман с детства был под опекой, поскольку его мать и отец – инвалиды и, кроме того, местонахождение последнего неизвестно. Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 16 января 2018 г. Алексей Герман был признан лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области от 23 марта 2018 г. он был принят на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Читайте также:
Зачем нужно уведомление о расторжении трудового договора

В июле 2018 г. Алексей Герман поступил на обучение на бюджетной основе в ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет» г. Москвы, сменил место жительства и переехал в Московскую область. 16 августа того же года молодой человек обратился с заявлением в администрацию Бугуруслана об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с изменением места жительства и места регистрации.

В дальнейшем распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от 9 октября 2018 г. Алексею Герману было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, со ссылкой на то, что он был исключен из соответствующего списка в нарушение действующего законодательства, поскольку снятие его с регистрационного учета по месту жительства не может служить основанием для этого и право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ним до фактического обеспечения жильем в г. Бугуруслане.

Не согласившись с таким решением, Алексей Герман обратился в Люберецкий городской суд с иском к органу опеки о признании незаконным отказа во включении в список, о признании права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, а также о возложении обязанности включить его в список.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на получение жилого помещения могло быть прекращено только в случае предоставления ему такого жилья на законных основаниях, снятие истца с соответствующего учета в г. Бугуруслане Оренбургской области в связи с переездом в Московскую область не лишает его права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.

Апелляция же пришла к выводу о том, что исключение из списка администрацией г. Бугуруслана произведено в нарушение действующего законодательства и за Алексеем Германом сохраняется право на обеспечение жилым помещением в пределах этого муниципального образования, а добровольный выезд истца в другой регион РФ не лишает его данного и конкретного права. При этом основания для обеспечения Алексея Германа жилым помещением в Московской области отсутствуют, принимая во внимание достоверно установленный факт того, что Московская область не являлась его местом жительства на момент достижения совершеннолетия. Первый кассационный суд общей юрисдикции согласился с выводами апелляции.

Алексей Герман подал кассационную жалобу в ВС, изучив которую, Суд отметил, что в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом ВС РФ 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

«Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания)», – посчитал Верховный Суд.

Он отметил, что согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. Высшая инстанция указала, что местом жительства Алексея Германа в настоящее время является квартира, принадлежащая на праве собственности И. Черниковой, в которой он был зарегистрирован 7 августа 2018 г., что подтверждается выпиской из домовой книги и отметкой в паспорте.

ВС заметил, что в соответствии со ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. «Переезд из Оренбургской области на постоянное место жительства в Московскую область не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации», – резюмировал Суд, отменив определения кассации и апелляции и оставив в силе решение первой инстанции.

В комментарии «АГ» адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян назвала определение важным с точки зрения последующего правоприменения по аналогичным спорам. «Действительно, профильное законодательство, а также сложившаяся практика не содержат прямого запрета на предоставление жилого помещения на иной территории, отличной от той, в которой преимущественное время проживал ребенок. В качестве основного критерия, по которому определяется место предоставления жилого помещения детям-сиротам, названо лишь место жительства этих лиц. Таким образом, при установлении факта проживания в том или ином городе, при отсутствии факта предоставления жилого помещения в рамках программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оснований для отказа в удовлетворении требований в данном деле не имелось», – отметила адвокат.

Читайте также:
Стоимость аренды банковской ячейки в Сбербанке?

При этом, указала она, не имеют значения с правовой точки зрения фактические основания снятия с учета. «Полагаю, что нуждающийся в жилом помещении не может быть связан с местностью, в которой ранее проживал. Обратное же ставило бы гражданина в ситуацию, когда помощь от государства в виде предоставления жилого помещения носила бы лишь формальный характер. Указанное жилое помещение подлежало бы реализации с целью последующего приобретения недвижимости в той местности, в которой гражданин учится, работает либо связан с ней иными обстоятельствами. Это в свою очередь вызвало бы как минимум неудобства, связанные с продажей имущества, и как максимум потенциально ставило бы нуждающегося в трудное финансовое положение, так как стоимость имущества в различных регионах отличается в разы. Таким образом, натурное предоставление жилища теряет свои функциональные задачи и превращается в материальное обеспечение, которое с большой вероятностью кратно будет отличаться от необходимого для приобретения аналогичного жилища», – резюмировала Нарине Айрапетян.

Юрист МКА «Князев и партнеры» Мария Рулькова отметила, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью государства в совместном ведении с субъектами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. «Таким образом, единственным условием определения места предоставления жилого помещения служит место жительства лица, имеющего право на предоставление жилого помещения», – указала Мария Рулькова.

Разъяснения некоторых норм, регламентированных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397

Далее соответственно – Правила формирования списка, Постановление Правительства Российской Федерации N 397, дети-сироты и лица из их числа, Список.

Правила формирования списка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 397, были разработаны и приняты в соответствии с поручением Президента Российской Федерации о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих единый порядок формирования Списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, согласно которому Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению порядка формирования списка, формы заявления о включении в список, примерного перечня документов, необходимых для включения в список, сроков и оснований принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, сроков включения в список, а также порядка исключения детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее соответственно – Федеральный закон N 159-ФЗ, уполномоченный орган) формирует Список, в который включаются дети-сироты и лица из их числа, достигшие возраста 14 лет.

Читайте также:
Что такое выплаты социального характера работникам?

Порядок формирования Списка, форма заявления о включении в Список, примерный перечень документов, необходимых для включения в Список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в Список, а также сроки включения в Список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время обозначенные вопросы регламентированы Правилами формирования списка.

Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил формирования списка в Список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.

Федеральный закон N 159-ФЗ и Правила формирования списка не содержат определение понятия “лицо, ранее относящееся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей”.

По мнению Минпросвещения России, понятие лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется путем системного толкования действующих норм гражданского и семейного законодательства Российской Федерации.

Так, статья 1 Федерального закона N 159-ФЗ устанавливает критерии, на основе которых ребенок подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом о лицах, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорится в пункте 3 Правил формирования списка. К ним относятся лица, которые достигли возраста 23 лет, если они ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а соответственно не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специального жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Таким образом, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеют право на обеспечение жилым помещением, относятся лица, достигшие возраста 23 лет, имевшие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не реализовавшие свое право на обеспечение жилым помещением до сроков, указанных в пункте 3 Правил формирования списка.

При этом необходимо отметить, что по общему правилу заявление о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подается законными представителями по достижении несовершеннолетними 14 лет.

Однако возможны иные случаи, когда в силу различных причин гражданами, достигшими возраста 23 лет и относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законными представителями не были поданы соответствующие заявления.

Полагаем, что в этих ситуациях гражданам, достигшим возраста 23 лет, за защитой своих жилищных прав целесообразно обратиться в судебные органы.

Разрешая споры, связанные с предоставлением жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, суды проверяют, обращались ли указанные лица (их представители) с заявлениями о постановке их на учет на получение жилого помещения, причины, по которым данные лица не состояли на учете либо были сняты с такого учета, их жилищные условия на время обращения в суд и другие обстоятельства.

Согласно пункту 2 Правил формирования списка, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот и лиц из их числа, либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации осуществляется формирование Списка.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в сроки, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется в уполномоченный орган, который формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации.

Пунктом 18 Правил формирования списка регламентировано, что ведение Списка осуществляется в бумажном и электронном виде, без оговорки “или”.

Читайте также:
Пособие по безработице инвалиду 1 группы в 2022 году

Таким образом, в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации должны быть указаны:

порядок направления Списка;

периодичность получения уполномоченным органом Списков от органов местного самоуправления (например, по состоянию на 1 июля и на 31 декабря).

Соответственно уполномоченным органом должен быть сформирован сводный Список по субъекту Российской Федерации и формироваться он должен с периодичностью, указанной в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации. По мнению Минпросвещения России, целесообразно утверждать сводный Список руководителем уполномоченного органа.

Учитывая, что сводный Список по субъекту Российской Федерации формирует уполномоченный орган, Минпросвещения России полагает, что форму Списка должен утверждать также уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 20 Правил формирования списка решение об исключении детей-сирот и лиц из их числа из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.

При этом согласно пункту 21 Правил формирования списка уполномоченный орган размещает в Единой государственной информационной системе социального обеспечения информацию (далее – ЕГИССО) о включении детей-сирот и лиц из их числа в Список или об исключении их из Списка.

Кроме того, согласно пункту 19 Правил формирования списка при усыновлении (удочерении) детей-сирот орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) информирует об этом уполномоченный орган, который исключает таких детей из списка.

Таким образом, уполномоченный орган формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации и направляет сведения из него в ЕГИССО, то есть координирует и контролирует весь процесс формирования и ведения Списка.

Именно этим обусловлено, что решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.

Согласно пункту 20 Правил формирования списка дети-сироты и лица из их числа исключаются из Списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

Решение об исключении из списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом подтверждения сведений об обстоятельствах, указанных в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

Исходя из изложенного, в случае наделения органа местного самоуправления полномочием по формированию Списка орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган сведения о наличии обстоятельств для исключения детей-сирот и лиц из их числа из Списка, а уполномоченный орган издает соответствующий распорядительный акт.

При реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 397 и Правил формирования списка возникают вопросы, касающиеся места жительства граждан.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно пункту 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Изменение гражданином места жительства влечет снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Таким образом, в один период времени у гражданина не может быть более одного места жительства.

Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность регистрации гражданина одновременно по месту жительства и по месту пребывания. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Пунктами 23-29 Правил формирования списка определен порядок включения детей-сирот в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства и об исключении их из Списка по прежнему месту жительства.

Согласно пункту 23 Правил формирования Списка при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из Списка по прежнему месту жительства и включении их в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.

Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из Списка в уполномоченный орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Читайте также:
Как восстановить СНИЛС при утере через портал госуслуг?

С заявлением об исключении из Списка могут обратиться действующие на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, представители законных представителей, представители детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, представители лиц из числа детей-сирот.

Прием заявления об исключении из Списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.

Соответственно, Минпросвещения России отмечает, что новое место жительства у ребенка-сироты должно было появиться до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с пунктом 38 Правил формирования списка орган по новому месту жительства включает детей-сирот, приобретших полную дееспособность, в список до достижения ими совершеннолетия.

Принимая во внимание изложенное, Минпросвещения России отмечает, что при перемене места жительства несовершеннолетнего ребенка-сироты с заявлением об исключении его из списка по прежнему месту жительства и включении его в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства обращается его законный представитель.

Самостоятельно обратиться гражданин, приобретший полную дееспособность до достижения совершеннолетия, лицо из числа детей-сирот, имеет право только в случае, если его законный представитель не обратился с таким заявлением до приобретения гражданином полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Право на обеспечение по новому месту жительства соответственно должно возникнуть до приобретения гражданином полной дееспособности, то есть до достижения ими совершеннолетия.

Исходя из норм Правил формирования списка, лица, достигшие возраста 23 лет, не могут обращаться с таким заявлением.

Кроме того, Минпросвещения России считает необходимым обратить внимание на следующее.

В соответствии с Правилами формирования списка прием заявлений о включении в Список осуществляется уполномоченным органом или органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, прием заявлений о включении в Список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

В Минпросвещения России участились обращения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с осуществлением мероприятий по формированию и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2022 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Ссылка на основную публикацию