Этим термином обозначается регистрация по постоянному месту жительства. Это может быть собственный дом или квартира, оформленные в собственность, купленные или полученные в наследство. Также это жилье, которое оформлено по договору социального найма.
Можно ли сделать временную регистрацию если есть постоянная прописка?
Регистрация граждан – это юридическое определение для российской правовой системы, которое пришло на смену термину «прописка». В свою очередь различают два основных типа регистрации граждан: по месту пребывания или временная и по месту проживания – постоянная.
Постоянная/временная регистрация регламентируются законом от 1993 года «О праве на свободу передвижения…» и «Правилами регистрации/снятия с учета …» от 1995 года.
Сущность постоянной регистрации состоит в необходимости гражданам сообщать о перемещении из одного в другой город, о перемене места жительства через снятие с учета и последующей постановке на учет. Адрес постоянной регистрации закрепляется штампом в паспорте.
Оформить постоянную регистрацию можно только в том жилом помещении, в котором лицо является собственником или с согласия владельца. Если прописываемый человек не является родственником собственника, то он должен заключить с ним договор безвозмездного пользования жилищем.
Временная регистрация – это адрес, по которому лицо проживает временно.
Для того чтобы понять разницу между постоянной и временной регистрацией нужно знать отличия между местом пребывания и жительства. По месту пребывания человек проживает временно (это например съемная квартира, гостиница или санаторий), а по месту жительства гражданин постоянно проживает по различным основаниям (как собственник, по договору социального найма и пр.). Постоянно лицо может зарегистрироваться только по месту жительства, а временная регистрация оформляется на определенный срок.
Постоянная прописка оформляется бессрочно, тогда как временная – на определенный срок по согласованию с собственником жилого помещения, но не более чем на 5 лет.
Требования закона
Все тонкости проведения процедуры постановки на учёт граждан РФ определяются ФЗ «О праве граждан на свободу передвижения…» и « Правилами регистрации..».
Именно эти документы регламентируют регистрацию граждан на территории РФ уже 25 лет.
Согласно этим документам, оформление регистрации по месту жительства доступно исключительно в жилье, на которое у заявителя есть документ о собственности. В случае его отсутствия прописаться на определённой жилплощади невозможно.
Но при этом проживание вообще без какой-либо прописки считается нарушением закона. Данный факт законом квалифицируется как пребывание на территории государства вообще без документов.
Выходом в данной ситуации является оформление временной прописки по какому-либо адресу.
В регламентирующих законах запрета на получение Свидетельства о временной регистрации при отсутствии постоянной нет. Это означает, что получение его без штампа в паспорте возможно.
Об отличиях временной и постоянной прописки читайте на нашем сайте.
Какие нужны документы?
Для регистрации по месту пребывания вам понадобятся:
- документ , удостоверяющий личность;
- заявление о регистрации по месту пребывания (форма № 1, заполняется на личном приеме);
- документ , являющийся основанием для временного проживания по указанному адресу (это может быть договор найма, соцнайма, поднайма жилья; свидетельство о праве собственности на жилплощадь, в случае если вы являетесь ее владельцем (совладельцем); заявление человека, предоставляющего жилье, или иной документ);
- акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства).
Чтобы зарегистрировать по месту пребывания несовершеннолетнего ребенка до 14 лет, одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания законному представителю понадобятся:
- свидетельство о рождении ребенка, не достигшего 14 лет;
- паспорта законных представителей или близких родственников, находящихся вместе с ребенком;
- акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства) — в случае необходимости.
Владельцу или пользователю жилья (если вы не владелец или не указаны в договоре найма) в свою очередь нужно будет иметь с собой:
- документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий право на владение (пользование) этим жильем.
Регистрация по месту пребывания
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (далее – Закон № 5242-I) к понятию “место пребывания” относятся: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Статьей 5 Закона № 5242-I установлено, что регистрация по месту пребывания должна быть произведена не позднее 90 дней с момента прибытия гражданина в жилое помещение. Интересно, что ранее этот срок равнялся лишь 10 дням и был увеличен в связи с тем, что данная норма для граждан России выглядела дискриминационной по сравнению с положением иностранных граждан ряда стран, получивших право на 90-дневное пребывание без регистрации раньше граждан РФ.
При изучении данной нормы необходимо обратить внимание, что установленный срок исчисляется с момента прибытия гражданина в жилое помещение. То есть, если гражданин каждые 89 дней уезжает к себе по месту жительства, а затем возвращается, то обязанности регистрации по месту пребывания не возникает. Проконтролировать же факт того, что гражданин выезжал по месту жительства практически невозможно. Этим законодательным пробелом успешно пользуются граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности оформлять официальную регистрацию по месту пребывания. Законодательство не содержит никакой нормы, обязывающей граждан хранить и предъявлять билеты, по которым они выезжали на место жительства. Более того, гражданин имеет право поехать домой на машине, а то и пойти пешком – в этих случаях никаких билетов и быть не может.
Регистрация по месту пребывания в гостиницах и санаториях
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию” регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность. Проблем с регистрацией в гостиницах и подобных учреждениях обычно не возникает, поскольку их администрация, как правило, не возражает против регистрации постояльцев в установленном порядке.
Однако, потенциальные споры по этому вопросу могут возникать в мини-гостиницах или новых учреждениях гостиничного типа, а также хостелах. Если первые могут не знать о своих обязанностях по регистрации постояльцев или не иметь ресурсов для организации оформления регистрации, то у хостелов проблемы могут возникать и по причине большого количества регистрируемых граждан на одной площади. Так, постановлением шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2011 г. № 16АП-1554/11 было оставлено без изменения решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 апреля 2011 года по делу № А63-1060/2011, которым были удовлетворены индивидуального предпринимателя Сопильняк Е.А. о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю по отказу в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства. Мотивом такого отказа являлось установление УФМС факта того, что в жилом помещении общей площадью 43,90 кв. м. было зарегистрировано более ста человек. Предпринимателю было отказано в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства по указанному адресу по причине ограниченности жилого помещения, поскольку регистрируемые граждане не имеют возможности фактического проживания по месту жительства, месту пребывания в данном помещении. Тем не менее, суд признал отказ в регистрации граждан со стороны УФМС незаконным, поскольку ограничения в размере площади помещения при регистрации граждан законодательством не установлены.
Регистрация по месту пребывания в жилых помещениях
Еще большие трудности при оформлении регистрации по месту пребывания возникают у добросовестных арендаторов жилых помещений, арендующих таковые у частных лиц. Проблема состоит в том, что для оформления регистрации гражданин должен предъявить:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
- документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
С последним пунктом обычно возникают затруднения. Собственники жилых помещений в абсолютном большинстве категорически отказывают своим арендаторам в предоставлении согласия на регистрацию, а без такого согласия получить регистрацию невозможно. При этом арендаторы не обращаются в судебные органы, поскольку находятся в зависимости от арендодателя и опасаются, что конфликт с высокой степенью вероятности может привести к их выселению.
По результатам нашего опроса 22% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по причине невозможности получения согласия собственника жилья, в котором они проживают.
43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства.
Следует отметить, что сложившаяся судебная практика обычно не признает права арендаторов (нанимателей) на получение регистрации по месту жительства, указывая на то, что жилым помещением они пользуются на основании договоров аренды (найма), заключенных на определенный срок. Так, определением Свердловского областного суда от 12 января 2012 года по делу № 33-102/2012 было указано, что в удовлетворении требования о признании права на постоянную регистрацию по месту жительства отказано правомерно, так как истец проживает в частном жилищном фонде на основании договора коммерческого найма, ввиду чего имеет право только на временную регистрацию, так как жилое помещение является для него местом не постоянного проживания, а местом пребывания.
Однако, имеется и положительная судебная практика, поддерживающая правовую позицию о том, что подписание собственником договора аренды означает и его согласие на регистрацию арендатора по месту жительства или пребывания. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в решении ВС РФ от 27 августа 2003 г. № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489, а также в апелляционном определении Курского областного суда от 27.09.2012 г. по делу № 33-2255-2012.
Регистрация по месту пребывания по почте и через Интернет
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию” граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг”.
При этом было предусмотрено, что собственник или наниматель жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, имеет право подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.
Однако на практике с применением этой нормы практически сразу же возникли затруднения. При принятии этой поправки она преподносилась, как огромное достижение в упрощении регистрационного учета граждан. Действительно, в первое время граждан регистрировали по месту пребывания по почте и через Интернет. Практически сразу чрезмерно мнительные собственники жилья запаниковали и стали направлять в ФМС России требования запретить такую регистрацию, поскольку они боятся, что к ним в квартиру зарегистрируются посторонние лица без их ведома. Разъяснения о том, что регистрация не предоставляет каких-либо прав на жилье результата не возымели и ФМС России под влиянием собственников жилья запретила регистрацию по месту пребывания без личной явки регистрируемого лица и предоставления согласия собственника жилья, чем фактически уничтожила созданный удобный сервис, пойдя на поводу невежественных представлений части граждан. Попытки обращения в судебные органы ни к чему не привели. Так, апелляционным определением Московского городского суда от 30 октября 2012 года по делу № 11-24676 было указано, что в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания отказано правомерно, поскольку материалами дела установлено, что в регистрации истцу отказано не было, и не установлено фактов нарушения прав истца. В данном случае истец настаивал на своем праве зарегистрироваться по месту пребывания через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Однако, суд пришел к выводу, что личная явка гражданина и предоставление паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение, содержащих подписи заявителя и лица, предоставляющего жилое помещение являются обязательным.
Также, следует отметить, что регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками или нанимателями. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Сколько можно жить по месту пребывания?
Срок временного проживания определяется собственником жилья. Именно он решает сколько человек будет проживать в его помещении. В то же время установлены временные пределы, в течение которых можно пребывать по определенному адресу. Минимальный составляет шесть месяцев, максимальный – пять лет. В рамках указанного периода можно устанавливать сроки проживания человека. Они указываются в договоре найма, при наличии такового.
Как продлить срок?
Продление срока временной регистрации возможно по договоренности с собственником помещения. При этом следует учитывать максимальный предел временного проживания. То есть продлить срок временной прописки, если нет постоянной, можно только в рамках пятилетнего периода.
Если человек прожил такое время по определенному адресу, то необходимо будет заново проходить процедуру временной регистрации, даже при наличии согласия собственника или нанимателя жилого помещения. Процедура осуществляется на общих основаниях. Собираются необходимые документы, оформляется заявление, материалы направляются в орган регистрационного учета.
Действующим законодательством человек не ограничен в праве оформить временную регистрацию, при отсутствии постоянной. Необходимо получить согласие собственника или нанимателя жилого помещения, собрать документы и обратиться в орган МВД. Зарегистрированный временно имеет все права и обязанности, наравне с другими проживающими.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Отмена регистрации
Прописка по адресу пребывания имеет свои даты начала и окончания действия, оговоренные в свидетельстве.
Обычно обращение в ФМС не требуется, чтобы ее прекратить, она автоматически заканчивается вместе со сроком учета.
Если нужно прервать ее, то без вмешательства органов ФМС этого сделать невозможно.
Обратившись к паспортисту, работнику ФМС или МФЦ, намеревающийся убыть раньше срока человек должен написать заявление с просьбой аннулировать действие регистрации, что и будет выполнено.
Регистрационные меры по передвижению граждан являются обязательными, при этом учетные процедуры специалисты стараются проводить как можно быстрее и проще, поэтому при любых обстоятельствах нужно выбрать время и обратиться в органы ФМС.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Временная регистрация без постоянной прописки в России
Статья 5. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 5
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 525-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.
(часть пятая введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 65-ФЗ)
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 197-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Часть седьмая утратила силу. – Федеральный закон от 31.12.2014 N 525-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Администрации учреждений, указанных в части седьмой настоящей статьи, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, представляют указанную информацию в течение семи рабочих дней.
(часть десятая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 525-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Администрация организации или учреждения, указанных в части седьмой настоящей статьи, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 197-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Администрация организации или учреждения, указанных в части седьмой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 197-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Администрация организации или учреждения, указанных в части седьмой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.
(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 197-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Основания для освобождения от обязанности регистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания, предусмотренные частями двенадцатой – четырнадцатой настоящей статьи, применяются в случае, если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте пребывания не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.
(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 197-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Что означает это понятие
Временная прописка — это регистрация гражданина по месту его фактического проживания. Кстати, термин «прописка» устарел ещё в 90-х годах прошлого века. Теперь его заменяет слово – регистрация.
Сама регистрация может носить временный или постоянный характер. В первом случае, человек оформляет документы на определённый срок, в течение которого может проживать в другом городе. Во втором – это основное место проживания гражданина. Обратите внимание, что временная регистрация не обязывает человека выписываться с постоянного места жительства.
Зачем это нужно? Наряду с основной пропиской, временное проживание даёт человеку право пользоваться социальными льготами. Кроме того, это обязательное условие для приёма на работу, получение водительских прав, банковского кредита, медицинского обслуживания.
Интересной особенностью является временная прописка ребёнка. По закону, отсутствие регистрации не может служить причиной отказа при устройстве детей в общеобразовательные и дошкольные учреждения. Но реальность говорит об обратном. Ребёнка принимают в школу или сад по месту его регистрации.
Почему необходимо делать временную регистрацию?
Без регистрации устроиться на работу совсем непросто
Оказаться без прописки в нашей стране очень легко. Например, жилье было продано за долги, и у бывшего владельца нет возможности купить новую квартиру или иное жилье даже в кредит. Или человек продал свою квартиру и вложил все деньги в новостройку, а до завершения строительства прописаться в такой квартире невозможно. Есть и еще десятки причин, по которым гражданин остается без штампа в паспорте, и при этом он теряет огромное количество прав.
Формально отсутствие прописки ни на что не влияет. Но на практике уже с первых дней гражданин столкнется с рядом проблем. Без регистрации будет в разы сложнее устроиться на работу: в муниципальные организации человека не возьмут вообще, даже если он является ценным специалистом, в коммерческих компаниях вопрос решается по-разному. В любом случае сотрудник без прописки станет первым кандидатом на увольнение, и найти новую работу ему будет очень сложно.
Детей, не имеющих прописки, не примут в детский сад или школу, будет сложнее получить медицинскую помощь в поликлинике. Если обратиться в органы опеки, они могут принять решение об изъятии детей из семьи, даже если она является вполне благополучной. Будет крайне трудно оформить медицинский полис, а при обращении в поликлинику пациенту могут присвоить статус БОМЖ. Даже купленный за свои средства автомобиль нельзя будет поставить на учет.
Все это приводит к расцвету серых схем: стоимость фиктивной временной прописки начинается от 700 рублей, и, поскольку есть спрос, предложение будет существовать еще очень долго. Часто в «резиновых квартирах» прописывают несколько сотен человек, хотя проживают они в совсем других местах, обычно такая ситуация касается мигрантов.
Долго оставаться без регистрации запрещено по закону, и гражданину все равно рано или поздно придется решать этот вопрос.
Наказание за нарушение правил регистрации
Существует два правонарушения, за которые полагается штраф:
- 1 Если нет постоянной регистрации по новому месту жительства. После переезда гражданин в течение семи дней не зарегистрировался на новом месте. Эти семь дней отсчитываются не со дня выписки со старого места проживания, а с того дня, когда он въехал на новую жилплощадь. Не стоит переживать по поводу того, что нужно прописаться в течение 7 дней с момента выписки, это миф.
- 2 Когда отсутствует временная регистрация по новому месту пребывания. Административное наказание последует, если гражданин не получил временную регистрацию в течение 90 дней после заселения по новому адресу. Однако сложно доказать, сколько именно дней он прожил на этой жилплощади. Но в его же интересах получить временную регистрацию. Если собственник жилья отказывается предоставить квартиросъемщику даже такую прописку, то он нарушает закон.
- нарушителя, который не зарегистрировался, ждет штраф от 2 до 3 тысяч рублей;
- собственника жилья, который поселил, но не зарегистрировал гражданина, оштрафуют на сумму от 2 до 5 тысяч рублей.
В обеих столицах (Москве и Санкт-Петербурге) эти суммы еще выше:
- для поселившегося нарушителя — 3-5 тысяч рублей;
- для собственника квартиры — от 5 до 7 тысяч рублей.
При возникшей необходимости съема жилья с регистрацией лучше все вопросы оговорить заранее. Собственники квартир опасаются, что после предоставления регистрации гражданину, тот «отнимет» у него жилье. Им следует разъяснить, что регистрация гражданина в квартире не дает ему никаких прав на нее. Отменить регистрацию хозяин может мгновенно, лишь написав заявление об этом.
«Фиктивная регистрация по месту пребывания или жительства ведет к уголовной ответственности. За это полагается 3 года лишения свободы.»
Законодательство не наказывает за отсутствие регистрации, как таковой. Граждан штрафуют за то, что они не регистрируются там, где живут.
Можно не регистрироваться лишь в следующих случаях:
- при наличии постоянной регистрации на территории того же субъекта Федерации, где и пребывает гражданин. Например, если у человека есть постоянная прописка в Новочеркасске Ростовской области, а сам он живет 5 месяцев в Ростове-на-Дону, штрафовать его никто не станет;
- если у человека есть постоянная регистрация в Москве или Московской области, а живет он в другом городе Московской области, то волноваться не стоит, закон не нарушен;
- то же происходит и с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, с Крымом и Севастополем;
- регистрация необязательна, если человек живет в квартире своего родственника, будь то собственник или наниматель. Он также может проживать там вместе с таким родственником. Это могут быть дедушки, бабушки, дяди, тети, тесть, свекровь и т. д. Перечень можно уточнить в ст. 19.15.1 Кодекса об административных правонарушениях. Значит, если вы отправляете ребенка с июня по сентябрь к бабушке, то регистрацию делать не стоит, никто не будет за это штрафовать.
Несмотря на то, что «прописка» стала пережитком прошлого, жить в России без регистрации сложно, это вряд ли получится. Поэтому при переезде постарайтесь получить хотя бы временную регистрацию. Она дает почти такие же права, как и постоянная.
Отсутствие временной регистрации может создать немало проблем: у человека могут возникнуть сложности с получением медицинского обслуживания, трудоустройством, будет ограничен доступ к банковским и образовательным услугам и пр. Помимо этого лицу, не оформившему в установленные сроки временную регистрацию, грозят проблемы с законом. Отсутствие регистрации карается привлечением к ответственности в рамках административного законодательства в виде штрафа от 2000 руб.
Правила снятия с постоянной регистрации
Если гражданин совершеннолетний
Чтобы сняться с постоянного регистрационного учета гражданину, которому уже исполнилось 18 лет, достаточно предъявить паспорт, написать заявление в МФЦ или ГУВМ МВД. Часто граждане не знают точный адрес убытия. В этом случае они не обязаны его указывать. Убытие без точного адреса законом не запрещено. В заявлении пишут: «адрес нового места жительства неизвестен».
В том случае, если адрес уже известен, то при подаче заявления на регистрацию по новому адресу одновременно подают заявление и о снятии с учета с прежнего места постоянной регистрации. Все действия осуществляются бесплатно.
Если человек снимается с регистрационного учета, то заполняется еще одна бумага — листок убытия. В нем указывается, куда, откуда и на какой срок человек уезжает. При регистрации на новом месте листок убытия не предъявляют. Если у гражданина его требуют, то это незаконно. Для прописки понадобится лишь документ, подтверждающий право вселения в жилое помещение и заявление гражданина.
Если гражданин несовершеннолетний
Несовершеннолетний ребенок снимается с регистрационного учета автоматически при регистрации на новом месте жительства. В случае отсутствия нового жилья, ребенка снимают с учета в общем порядке. К собранным документам прилагают письменное согласие второго родителя.
Если ребенку меньше 14 лет, то за него заявление пишут родители или иные законные представители. Если он уже получил паспорт в 14 лет, то ходатайство подросток пишет собственноручно.
При отъезде из России
Процедура идентична той, которая проводится в других случаях. Гражданин подает заявление и паспорт. Делают это и за границей. Человек пишет заявление в произвольной форме, заверяет у нотариуса, апостилирует. Либо заверяет свою подпись в дипломатическом представительстве или консульстве. Затем бумаги отправляют почтой в орган регистрации.
Если гражданин военнообязанный
В случае если гражданин военнообязанный, то он должен в течение двух недель известить военкомат о том, что он:
- зарегистрировался на постоянной основе по новому адресу;
- уезжает из России более чем на полгода;
- переехал по новому адресу на три месяца и более, получил временную регистрацию;
- уезжает с постоянного места жительства на три или более месяца.
Значит, военнообязанный сообщает в военкомат для снятия с учета информацию при любом случае снятия с регистрации по месту жительства или пребывания. Также он обязан встать на учет в военкомате по новому месту жительства.
Возможно ли жить вообще без регистрации
Если у гражданина нет собственного жилья, то его никто не может заставить им обзавестись и зарегистрироваться к определенному сроку. Если отсутствует постоянная регистрация, то лучше постараться приобрести хотя бы временную. Так в России можно избежать многих проблем.
Что делать в случае, если нет ни временной, ни постоянной регистрации? Правила требуют прописки во временном жилье на 90-й день проживания. Трудно представить ситуацию, когда человек нигде не живет постоянно более трех месяцев, но можно. Например: