Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.
Право на получение бесплатного образования
П раво на образование гражданам Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ и Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”.
В ч.1 статьи 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование:
в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и
Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
Право на образование — это право человека на получение:
определенной суммы знаний,
необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Под образованием в Конституции РФ понимается:
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, что удостоверяется соответствующим документом.
В ч.2 статьи 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность:
основного общего и
среднего профессионального образования
в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения.
Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого.
В ч.3 статьи 43 Конституции РФ государство гарантирует:
получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;
гражданам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени;
послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
В ч.4 статьи 43 устанавливается:
что основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными;
основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы;
в 10, 11-е классы прием учащихся осуществляется только по их желанию;
конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей, или лиц, их заменяющих.
Частью 5 статьи 43 предусматривается:
что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты;
государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом;
федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации;
федеральный и национально-региональный компонент стандарта реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план;
при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
Право на образование
Данная публикация продолжает цикл статей, приуроченных к Всероссийскому Дню правовой помощи детям. Сегодня мы рассмотрим одно из важнейших прав в жизни каждого человека – право на образование. Именно это право позволяет целенаправленно и системно передавать из поколения в поколение накопленные знания, позволяющие людям шагать в будущее.
Право на образование принадлежит к совокупности основных прав и свобод человека. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции о правах ребенка и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Право на образование относится к тем правам, которые находятся под защитой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Право на образование закреплено в Конституции Российской Федерации, и оно является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях.
Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, основной Закон нашей страны определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять места детям в образовательных организациях, сохранять в достаточном количестве и расширять имеющиеся образовательные организации. Право на выбор родителями образовательной организации вытекает из принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в образовательных организациях.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
При этом получение основного общего образования является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечивать получение детьми основного общего образования.
Права и обязанности учащихся, их родителей и педагогов
Согласно Федеральному закону Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», права и обязанности обучающихся, их родителей и педагогов в образовательных учреждениях определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
Поэтому, прежде всего необходимо внимательно знакомиться с Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка и другими документами.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет основные конституционные права и свободы учащихся, реализующиеся в сфере образования:
- уважение человеческого достоинства;
- защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
- охрану жизни и здоровья;
- свободу совести;
- свободу информации;
- свободу выражения собственных взглядов и убеждений;
- право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
- право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);
- право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;
- право на ускоренный курс обучения;
- право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
- право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
- право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- право на участие в управлении образовательным учреждением;
- право на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;
- право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;
- право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет (по согласию родителей и органа управления образованием);
- право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей (законных представителей).
Право на образование и его реализация учащимися связано с выполнением ими следующих обязанностей:
- добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия;
- выполнять требования устава общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка;
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;Ø
- бережно относиться к имуществу образовательной организации;
- заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию.
Кроме того, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», закрепляется ряд мер и гарантий по защите прав ребенка в области образования и воспитания, в частности, учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов, в целях реализации этого права в школе в местах доступных для детей и родителей (законных представителей), должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этого учреждения обучающихся, достигших 15 лет.
Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Родители наряду с учителями и учащимися являются участниками образовательного процесса.
В образовательном процессе родители имеют право:
- на защиту прав и законных интересов детей;
- на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
- на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;
- на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
- на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
- на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
- на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;
- на обеспечение религиозного и нравственного воспитания детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей и обеспечить им получение основного общего образования. В связи с этим родители обязаны:
- обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;
- воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
- обеспечить детям получение основного общего образования;
- выполнять Устав общеобразовательного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей;
- не допускать неправомерного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителей.
Законом устанавливаются права и обязанности педагогов, призванных организовывать учебно-воспитательный процесс. Им разрешается самостоятельно выбирать методики обучения, учебники, пособия и материалы для занятий, а также методы оценки знаний обучающихся. Педагоги обязаны заботиться о повышении своего профессионального мастерства, а потому проходить специальную подготовку в системе повышения квалификации.
Защита образовательных прав
Обеспечение охраны образовательных интересов несовершеннолетних, как и других конституционных прав, возлагается на широкий круг граждан и государственных и муниципальных органов. Среди них: родители; другие законные представители; должностные лица образовательных организаций; педагоги; комиссия по делам несовершеннолетних; прокуратура.
Защита права на образование имеет заявительный характер.
Законный представитель, защищая права несовершеннолетнего на образование, может прибегнуть к помощи административных и судебных органов, органов прокуратуры, а также Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае.
Бесплатное второе высшее образование – для творческих личностей
Ранее в России бесплатно можно было получить только одно высшее образование. Однако 2 июля 2022 г. президент подписал закон 2 , который даст возможность тем, у кого уже есть высшее образование, получить в государственных вузах второе или последующее высшее образование в области искусств. Специальности и направления подготовки утвердит Правительство РФ.
1 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (утв. Президиумом ВС РФ 22 июля 2022 г.).
2 Федеральный закон от 2 июля 2022 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 83 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”».
Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации
1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211). Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.
В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.
Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»*(212).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.
Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также указанными выше нормами международного права.
Особо следует отметить важность и перспективность осуществляемого с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед.
Система российского образования представляет собой совокупность:
образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):
а) основное общее образование;
б) среднее (полное) общее образование;
в) начальное профессиональное образование;
г) среднее профессиональное образование;
д) высшее профессиональное образование;
е) послевузовское профессиональное образование.
Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя права на:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее (полное) общее образование;
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование;
послевузовское профессиональное образование;
Федеральный закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования:
право на уважение человеческого достоинства;
на свободу совести;
на свободу информации;
на свободное выражение собственных мнений и убеждений;
на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;
право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
право на охрану здоровья.
Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Правительство РФ осуществит меры реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:
бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ;
равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Федеральный закон «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатности дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 этого Закона, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон*(213).
Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.
В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе, посредством предоставления им специальных государственных стипендий.
Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.
4. Согласно комментируемой норме обязанность получения детьми обязательного основного общего образования лежит на родителях или лицах, их заменяющих.
Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное и музыкальное искусство), технология, физическая культура.
Часть 2 ст. 63 СК РФ, по сути, повторяет смысл комментируемой конституционной нормы, однако делает это более категорично и однозначно: если в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ указывается на то, что «родители обеспечивают получение детьми основного общего образования», то, согласно ч. 2 ст. 63 СК РФ, «родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования».
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
5. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980-х — начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Россия провозглашает область образования приоритетной. Одним из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства.
Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ, опирающееся в своей деятельности на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Задача законодательства в области образования — обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. В законах, законодательных актах и федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе — бесплатность и других ступеней образования.
Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.
Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.
С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.
Самые важные вопросы о среднем и высшем образовании
Нет. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» обязательства по ремонту или закупке пособий целиком несут муниципалитеты и госорганы. Руководство школ или учителя не вправе требовать или даже просить родителей учеников оказывать какую‑либо финансовую поддержку на содержание школ и обеспечение образовательного процесса.
Могут ли собирать деньги на охрану?
Сбор денег на охрану также не обоснован в законе — там указано, что школа обязана обеспечивать безопасность учеников, когда они там находятся. Однако если у родителей есть желание усилить охрану, они могут добровольно делать это за собственные деньги.
Могут ли собирать деньги на питание?
Дети, обучающиеся в младших классах в государственных или муниципальных школах должны быть не менее одного раза в день обеспечены бесплатным горячим блюдом и горячим напитком. Это закреплено в законе о праве школьников на здоровое питание, которое обеспечивается за счет бюджета.
Можно ли записать детей из одной семьи в одну школу?
Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.
Кто должен закупать учебники?
Бесплатно учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы предоставляются в пользование «на время получения образования лишь в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов (ст. 35 Закона «Об образовании»)». Все материалы сверх этих стандартов (факультативные, дополнительные) – это добровольный выбор родителей и обучающихся, за свой счет либо за счет школы, если будет такое решение школы.
Обязаны ли родители покупать лыжи ребенку для занятий физкультурой?
Нет, не обязаны. Согласно ч. 1 ст. 35 Закона «Об образовании» государственная и муниципальная школы должны бесплатно предоставлять ученикам средства обучения и воспитания, к которым относится и спортивный инвентарь.
Какие выплаты положены на школьников?
В этом году на каждого школьника можно получить выплату в размере 10 тысяч рублей. Прием заявлений на выплату продлится до 1 ноября.
Она положена родителям, усыновителям, опекунам, попечителям детей от шести до 18 лет, если ребенку исполнилось шесть лет до 1 сентября 2022 года (включительно), а также людям с инвалидностью от 18 до 23 лет, если они обучаются в школах или интернатах по основным общеобразовательным программам. Выплату смогут оформить либо они сами, либо их родители или другие законные представители.
Подать заявление можно дистанционно на портале Госуслуг или лично в территориальном отделении ПФР, которое рассмотрит его в течение пяти рабочих дней.
Куда обращаться в случае нарушения закона?
Следует в первую очередь обратиться с жалобой к руководству школы или в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Также можно обратиться к учредителю школы, а далее – в любой вышестоящий орган: прокуратура, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Министерство просвещения, депутатам любого уровня, в крайнем случае – в суд.
Какие льготы и бонусы есть у студентов?
Например, можно бесплатно сходить в государственные и муниципальные музеи — они должны не реже раза в месяц давать студентам такую возможность. В остальные дни в кассах можно купить льготный билет. Кроме того, по инициативе Президента с 1 сентября в России стартует новая культурная программа «Пушкинская карта», подробнее — тут.
Также вузы, имеющие госаккредитацию, предоставляют студентам-очникам отсрочку от армии, причем не только специалистам и бакалаврам, но и аспирантам и магистрантам. Главное условие для получения повторной отсрочки — непрерывность образования.
Кроме того, студенты имеют льготы на проезд в общественном транспорте. Их размер зависит от местных властей и транспортной компании.
Кому положены общежития?
Иногородним студентам и льготникам — инвалидам, сиротам и т. д. Остальные места в общежитии распределяются на конкурсной основе. Если вы поступили без экзаменов, например по результатам олимпиады, вы имеете преимущество. Затем учитывают набранные баллы по ЕГЭ и вступительным испытаниям.
Даже если вы учитесь на платном, вы можете получить комнату. Решение о предоставлении общежития студенту принимается каждым учебным заведением самостоятельно.
Сколько раз можно уйти в академический отпуск?
Столько, сколько вам нужно — ограничений нет. Один академический отпуск не может длиться больше двух лет. Он предоставляется по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам. Нужно написать заявление, получить заключение врачебной комиссии или другие документы, подтверждающие основание для предоставления академа.
Можно ли получить налоговый вычет за платное образование?
Да. Вычет по НДФЛ можно получить при платном обучении не только в государственном или муниципальном учебном заведении, но и в частном вузе при наличии у него лицензии. Если вы работающий студент и платите за себя сами, форма обучения значения не имеет. Если за вас платят родственники, вычет они получат при условии, что вы учитесь на дневном. Подать заявление на вычет можно в течение трех лет с момента оплаты обучения. Подробную инструкцию оставили для вас тут.
Будет ли способствовать новый Закон повышению статуса педагога?
Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки.
Права и меры поддержки педагогических работников образовательных организаций впервые распространены и на педагогических работников других организаций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образовательную деятельность.
Виды льгот при поступлении в вуз
Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.
п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Право на зачисление без экзаменов имеют:
- победители или призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и сборные команды, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам;
- чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских или Сурдлимпийских игр;
- чемпионы мира, Европы или занявшие первое место на первенстве мира или первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских или Сурдлимпийских игр;
- победители и призеры олимпиад школьников.
Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.
Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.
Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.
Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.
Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:
- дети-инвалиды;
- инвалиды 1 и 2 групп;
- инвалиды с детства;
- инвалиды вследствие травмы или заболевания, полученных во время прохождения военной службы;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также родители из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.
Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.
Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.
За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.
Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.
Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.
Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.
Другие достижения абитуриентов:
- Волонтерство — действующее, то есть если с даты окончания волонтерской деятельности к моменту подачи документов не прошло четыре года.
- Участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях — если абитуриент еще не использовал свое право при поступлении.
- Оценка от вуза за сочинение, допускающее к госэкзаменам после девятого класса.
- Победа в чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.
Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».
Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.
О праве каждого на образование без электронного обучения и применения дистанционных информационных технологий
Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2022 № 100-УМ.
Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.
В силу п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2022 № 100-УМ с 19 октября 2022 г. по 1 ноября 2022 г. включительно обеспечивается для обучающихся 6 – 11 классов образовательных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, реализация основных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в порядке, определяемом администрацией образовательной организации.
Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).
Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.
А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2022 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.
Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:
- обучающихся в образовательных организациях, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, и лиц
- обучающихся в иных образовательных организациях.
Речь идет о п. 13.4 названного указа, в силу которого федеральным органам власти и органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей образовательных организаций, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку, а также частным образовательным организациям, предоставляющим начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется обеспечить принятие в установленном порядке решений, аналогичных решениям, указанным в пунктах 13.1 – 13.3 настоящего указа.
Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.
B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.
С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.
C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.
Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
D. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона об образовании в Российской Федерации обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. В свою очередь электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации) не могут квалифицироваться как очная форма обучения. Так, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2017 № 36-П, при освоении лицом образовательной программы в очной форме – в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам – устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица.
E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Между тем то истолкование п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2022 № 100-УМ, в силу которого родители одних детей могут выбирать форму получения образования (не относящиеся к образовательным организациям, учредителем которых выступает город Москва), а других – нет, вступает в прямое противоречие с принципом равенства всех перед законом, равно как и с равным правом всех на образование, а потому не может иметь место.
В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.
F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2022 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.
G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.
H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Согласно п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать: – для обучающихся в I – IV классах – 15 мин.; – для обучающихся в V – VII классах – 20 мин.; – для обучающихся в VIII – IX классах – 25 мин.; – для обучающихся в X – XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин., на втором – 20 мин. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I – IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V – VIII классах – 2 урока, для обучающихся в IX – XI классах – 3 урока.
Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).
При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.
I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.
K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.
L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).
По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.
Право на образование как конституционное право гражданина РФ
Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст. 43 Конституции РФ). В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение.
Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. “Об образовании” провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то обстоятельство, что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ “О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации” от 11 июля 199 1г. В нем предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.
Учебная программа по курсу “Образовательное право” была впервые разработана в России в 1996 г. Такой курс ввела Академия труда и социальных отношений в программу обучения на юридическом факультете.
Как известно, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом “Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого”. Это право закреплено также в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989г.
Развивая приведенное положение Декларации 1948 г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952 г. устанавливает, что “Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями”. Сама же Европейская конвенция 1950 г., кроме прочего, отмечает, что право на образование по своей природе и характеру требует государственного регулирования, а это – также важнейшая социально-политическая детерминанта системы образования любого государства.
Право на образование, по мнению генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию – оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей – максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания.
Указанное обстоятельство позволяет рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие.
14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.
- Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности:
- закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;
- ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;
- создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу;
- создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.
Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона РФ “Об образовании” гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. “О языках народов РСФСР”. Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования (ст. 6). Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.- В ст. 43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия:
- право на дошкольное образование;
- право на основное общее образование;
- право на среднее профессиональное образование;
- право на высшее образование.
Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием. Важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
В ч. 2 ст. 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона РФ “Об образовании” 1992 г.- В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование:
- общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
- бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. При этом, однако, следует учесть, что перечисленные виды образования граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно (п. 7 ст. 50).
Для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.- В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
- детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;
- центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Порядок деятельности этих дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 1 июля 1995 г. № 677.
- Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование.
Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона РФ “Об образовании”.
Кроме того, существуют образовательные учреждения профессионального типа, которые осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации на основе профессиональных образовательных программ. Так, начальное профессиональное образование можно получить в профессионально-технических и иных училищах, учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатах и т.п. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
В системе образовательных учреждений страны существуют также учреждения специализированной направленности. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные учреждения имеются и для детей с общественно опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.
Как уже отмечалось, в РФ государство гарантирует гражданам бесплатность высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.- Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений:
- университет;
- академия;
- институт;
- колледж.
- Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня, с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом:
- очная форма;
- очно-заочная (вечерняя) форма;
- заочная форма;
- экстернат.
Допускается сочетание этих форм.
Высшее учебное заведение, аккредитованное федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории Российской Федерации. Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому.
Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации, получения ученой степени.
Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или иных их законных представителей.
Вместе с тем ст. 19 Закона “Об образовании” устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” под основным общим образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца об уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования (ч. 2 и 4 ст. 27).
Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.Смотреть что такое “ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ” в других словарях:
Право на образование — одно из прав человека «второго поколения» (социально экономических и культурных; аспект недискриминации может рассматриваться также как гражданское право первого поколения). Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам… … Википедия
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридическая энциклопедия
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридический словарь
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, см. в ст. Конституция СССР … Демографический энциклопедический словарь
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает… … Профессиональное образование. Словарь
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах.В демократических государствах П. на о, в широком … Энциклопедия юриста
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — – одно из основных прав граждан СССР (см. Основные права и обязанности граждан СССР), законодательно закреплённых Конституцией СССР. Это право обеспечивается всеобще обязательным начальным образованием, бесплатностью семилетнего образования,… … Советский юридический словарь
право на образование — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Большой юридический словарь
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917г., причем… … Энциклопедический словарь экономики и права
Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на оплату труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по экономике региона).
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом основное общее образование – обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. В государстве устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. В соответствии с ч. 2 ст. 43 каждому дано право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Допускаются и частные платные вузы. Специальным нормативным правовым актом данной сферы является Федеральный закон “Об образовании”, принятый в 1992 г. и получивший новую редакцию в 1996 г.(С. А.)
Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .