Понятие и принципы законности

В формировании правопорядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений.

Понятие и принципы законности.

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица, но и граждане и их общественные формирования. Иными словами, все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам даже через суд. Объектом законности является поведение (сознание/воля, поступок) юридически обязанных лиц.

Принципы законности

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.

1.Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону);

2.Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);

3.Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);

4.Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);

5.Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

6.Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);

7.Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);

8.Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

Формы законности

Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям.

Верховенство основного закона — иерархия нормативно-правовых актов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции).

Неукоснительное соблюдение законов, других нормативно-правовых актов и судебных решений всеми членами общества, государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь (принцип верховенства закона в правовом государстве).

Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов.

Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами действий государства и его структур.

Законность: понятие и принципы

Законностьоснова нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, обеспечения интересов граждан, их равенства перед законом. Она предполагает четкое разделение властей, их гармоничное взаимодействие.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Признаки законности:

1. Всеобщность (никто не может уклониться от выполнения законов – это относится и к государству).

2. Неразрывная связь с правом, юридическими нормами. Нормативной основой законности являются законы. Для режима законности необходимо четко отработанное законодательство и безусловная реализация предписаний законов и подзаконных актов.

Принципы законностиэто основные идеи, начала, выражающие содержание законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

1. Верховенство закона – главенство его в системе нормативных актов; равенство граждан перед законом; равенство их прав и обязанностей, точное соблюдение законов всеми лицами, так как право выражает общую волю всех граждан.

2. Единство, т.е. всеобщность. На всей территории России действуют федеральные законы и законы субъектов федерации, отражая местную специфику, которые не должны противоречить федеральным законам.

3. Целесообразность, т.е. оптимальность законов, их соответствие потребностям развития общества. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности.

4. Реальность, т.е. достижение фактического исполнения правовых предписаний, неотвратимость ответственности.

Читайте также:
Как избежать алиментов на ребенка в 2022 году

5. Защита прав и свобод человека как приоритетной цели законности

6. Связь законности и культуры (неуважение законов, их нарушение, правовой нигилизм – проявление некультурности, отсталости государства)

43. Механизм государства: понятие и структура.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

органы представительной власти;

органы исполнительной власти;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

44. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

Порядок отношений между членами общества определяется множеством различных норм, которые в науке получили название системы нормативного регулирования.

Данная система представляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности.

Система нормативного регулирования состоит как минимум из двух подсистем:

1. Система технических норм;

2. Система социальных норм;

Система технических норм – это совокупность норм, определяющих приемы обращения людей с орудиями труда, предметами материального мира и силами природы.

К техническим нормам в широком смысле относят нормы, регулирующие отношения типа «человек – машина», «человек и орудие труда», «человек и производство», «человек – природа» (субъект – объект).

Основное отличие технических норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром (природой и техникой), их «субъектный состав» связан не только с людьми.

Несмотря на различия, технические и социальные нормы тесно взаимодействуют друг с другом.

Читайте также:
Жалоба на постановление мирового судьи

Так, существует некоторая группа технических норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве т.е. в системе социальных норм, получая при этом название норм технико-юридического характера – это технические условия, различные ГОСТы, правила техники безопасности, эксплуатации водного, железнодорожного, воздушного транспорта, индексы загрязнения окружающей среды.

За нарушение этих правил установлена имущественная, административно-правовая и уголовно-правовая юридическая ответственность .

Технические нормы, действующие, в частности, в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, никакой юридической ответственности за их нарушение не наступает, например, требования по эксплуатации различных бытовых приборов – телевизоров, холодильников, магнитофонов в случае выхода их из строя по причине неправильного с ними обращения, устранение ущерба возлагается на владельца.

Система социальных норм представляет собой совокупность определенных норм, регулирующих поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций в общественной жизнедеятельности.

Социальная норма – это правило социально-значимого поведения членов общества.

Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека.

Данная система отражает определенную ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти.

Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, то есть таких законов, которые действуют с естественно исторической необходимостью.

Объективный характер этих законов органически связан с их научным познанием и использованием в целенаправленной социальной деятельности.

Социальные нормы действуют в определенных взаимосвязях друг с другом.

В подходах к классификации социальных норм могут быть применены как основные, так и дополнительные критерии.

При выделении разновидностей норм учитывается сфера действия норм, само качество правила поведения, стимулы и гарантии реализации нормы, а также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм.

Количество социальных норм огромно, по содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения, здесь нет четкой классификации.

1. Политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);

2. Экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);

3. Культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую,

4. Спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);

5. Эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);

6. Религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды);

7. Иные социальные нормы;

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.

Социально-автономные нормы – это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности, например, моральные нормы.

Социально-гетерономные нормы – это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне, например,юридические нормы

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы, такие как, правовые нормы и иные социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством.

Читайте также:
Существует ли закон о краже банковских карт?

Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой.

Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными – негосударственными – мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида:

1. Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений;

2. Нормы морали (нравственности) – общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения;

3. Корпоративные нормы – правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений;

Социальные нормы характеризуют следующие особенности:

1. Предметом регулирования являются общественные отношения;

2. Субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы;

Все классификации социальных норм тесно пересекаются друг с другом. Охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно, лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

Понятие и принципы законности

Законность – это принцип, метод и режим точного и неуклонного соблюдения требований права всеми участниками общественной жизни.

Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому её содержание рассматривают в трёх аспектах: а) в плане “правового” характера общественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц.

1. Единство законности (законы и их соблюдение едины для всех и на всей территории)

2. Неотвратимость реализации законности ( т.е. юр. ответственности за нарушение требований закона)

3. Всеобщность законности

4. Верховенство закона

5. Защита прав и свобод человека как приоритетной цели законности

6. Целесообразность. (существует презумпция целесообразности закона, брать под сомнение закон по личным соображениям недопустимо)

7. Связь законности и культуры (неуважение законов, их нарушение, правовой нигилизм – проявление некультурности, отсталости государства)

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в деятельности по укреплению законности является их максимально возможная конкретизация. Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности: Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. предписаний во многом зависят от положения Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его, сложившегося в социальной сфере.

Читайте также:
Сколько пенсия у судей РФ в отставке?

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства). Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. (деятельность прокуратуры). Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений (органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д.) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью. Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности. Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

Понятие и принципы гражданства в РФ

Понятие и принципы гражданства в РФ Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод

8.1. Понятие и принципы гражданства Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы

Законность и правопорядок

Правопорядок – установленный в обществе порядок отношений, урегулированных нормами права, и основанный на их точном соблюдении, на принципах законности. Правопорядок охраняется государством.

Читайте также:
Налог на старые автомобили в России

Законность:

  • 1) точное и неуклонное исполнение законом; по Конституциям России и Татарстана является принципом государственной деятельности и одной из основных обязанностей граждан;
  • 2) режим, при котором закон господствует в любой общественно-значимой деятельности; законность – непременный элемент демократии.

Законность в России и Татарстане обязаны соблюдать все без исключения граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Высший надзор за законностью осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов федерации, в их числе прокурор Республики Татарстан, а также городов и районов.

Ни одно развитое общество не может существовать без твердого исполнения законов. Что толку для общества, если законы не будут исполняться? Английский философ Джон Локк (1632 – 1704) по этому поводу очень метко заметил: “Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались”. Точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми без исключения лицами называется законностью.

Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит (конец 6 и начало 5 в. до н.э.) отмечал: “Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену”. Стоит появиться маленькой трещине, через которую это беззаконие промоет себе путь, как погибнет вся плотина, она пойдет новыми трещинами, и ее снесет мощный поток. Законность прочна, пока в ней нет трещин и отверстий. Много веков назад французский король Франциск I произнес слова, которые стали ныне уже ныне знаменитыми: “Fiat justitia et pereat mundus!” Перевод звучит на первый взгляд странно: “Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир!” Для чего торжествовать правосудию, если погиб мир? Дня кого тогда торжествовать? Эти слова, на наш взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать правосудие и закон, то мир, наоборот, не погибнет.

Самая высокая благородная цель не может достигаться незаконными средствами.

Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) преподал нам урок абсолютного совпадения провозглашаемых принципов и их практического воплощения.

. На склоне лет Сократ был обвинен в безбожии (отрицании богов Олимпа, самого Зевса). На суде он вел себя независимо и с достоинством. Афинский суд приговорил философа к смертной казни. Его друг Критон накануне казни посетил его в тюрьме и предложил ему бежать, так как осудил его несправедливо. Но Сократ, мудрый и правдивый человек считал, что это было бы бесчестно: лучше подчиниться чужой несправедливости, чем совершать ее самому. И о ответил: “. Если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: ”Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пытаешься совершить, погубить . Законы и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?” Сократ отказался от побега. Позднее приговор в отношении Сократа был признан неправильным. Но было уже поздно.

Может быть, Сократ не любил жизнь? Нет! Накануне казни попросил сидящего здесь же какого-то музыкант научить его играть на лире одну песню. Тот спросил недоуменно: “К чему, раз ты все равно умрешь?” Сократ ответил: “Чтобы знать ее перед смертью”.

Смерть Сократа была свидетельством не тупого законопослушания, а стала одной из форм борьбы за справедливость Сбежать и тем превратить приговор в ничто, сделать его недействительным. Это средство низкое и недостойно человека, значит, им нельзя и пользоваться. Достигнуть высокой цели можно лишь правыми средствами.

На законность опирается существующий правопорядок.

Читайте также:
Лишение родительских прав: последствия

Правопорядок – состояние упорядоченности отношений в обществе, урегулированных нравом, когда законы действуют, механизм правового регулирования функционирует без сбоев. Правопорядок – результат осуществления законности, претворения в жизнь требования неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм всеми субъектами права (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Правопорядок существует там, где реально, практически осуществляется режим законности. Правопорядок – результат действия законности, он выражает степень осуществления ее требований.

Законность, как явление правовой жизни, основывается на определенных принципах.

Законность – точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений.

Основные принципы законности:

  • верховенство закона, т. е. соответствие всех нормативных актов Конституции и законам (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации);
  • единство законности на территории государства, единообразное понимание и применение законов на всей территории государства;
  • равенство граждан перед законом, проявляющееся в равенстве общего конституционною правового статуса гражданина – совокупности его конституционных прав, свобод и обязанностей (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, Называются гарантиями законности (и, соответственно, правопорядка). Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и специально-юридические. Многие гарантии указаны в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан.

Лучшие адвокаты нашего бюро “Сайфутдинов и партнеры” оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам законности и правопорядока в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Гарантии законности

Гарантии законности – объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка.

Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей.

Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

Понятие законности и ее принципы

Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений – гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями – законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность – это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона – необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма.
Следует решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности так называемой ведомственной или местной целесообразностью, интересами дела, потребностью будто бы гибкого, а не формального применения закона. Хозяйственные структуры, учреждения в своей деятельности руководствуются потребностями всемерного развития своей отрасли, местными условиями. Однако производственная необходимость не должна приводить к конфликту с законом, интересы дела не должны превалировать над принципом неукоснительного соблюдения норм права.
Повышение с каждым годом роли законности является закономерным отражением роста влияния права на общественную жизнь, повышения его авторитета, ликвидации такого вредного и, к сожалению, пока еще широко распространенного явления, как правовой нигилизм, под которым понимается отрицание социального назначения права в современный период, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны, принижение авторитета закона, оправдание фактов произвола работников государственного аппарата, нарушений норм права.

  • Основными принципами законности являются:
    • верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны, и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона;
    • соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;
    • обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;
    • всеобщность требования исполнять нормы права. Это требование обращено ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, хозяйственным структурам, общественным объединениям, гражданам. Никто не может поставить себя выше закона, никакие заслуги, чины, служебное положение не могут быть основанием для беззакония;
    • единство законности. Понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;
    • решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права, и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность; неотвратимость наказания за правонарушения;
    • неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.).

    Гарантии законности – это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.

    • Среди них можно выделить следующие:
      • экономические (обеспечение равноправного статуса разных форм собственности, установление и охрана частной собственности и свободного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и др.);
      • политические (развитие и совершенствование демократических институтов, разделение властей и их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.);
      • идеологические (высокий уровень правосознания, широкая пропаганда правовых знаний, создание атмосферы законопослушания людей, повышение авторитета права, воплощение в теоретических исследованиях демократических, гуманных правовых идей и концепций и др.);
      • социальные (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности и др.).
      • Кроме того, существуют и специальные юридические гарантии законности. Это:
        • исчерпывающее и эффективное регулирование всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации;
        • совершенствование законодательства и улучшение его технического уровня;
        • установление специальных институтов и процедур, обеспечивающих законность в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.);
        • установление тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и других дел;
        • точное определение мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;
        • четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, милиции и др.), направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение виновных к ответственности;
        • контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм.

        Правопорядок

        Правопорядок – это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью.
        Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия – общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.).
        Правопорядок – необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, на “диктатуре” права способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, стать выше его, снизить его авторитет и социальную значимость – питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране.
        Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.

        Контрольные вопросы

        1. Что такое законность и каково ее значение в жизни общества?
        2. Каковы основные принципы законности?
        3. Гарантии законности.
        4. Что следует понимать под правопорядком?

        Темы рефератов

        1. Законность и правопорядок.
        2. Экономические, политические, социальные и идеологические гарантии законности.
        3. Правовой нигилизм: формы и содержание.

        Список рекомендуемой литературы

        Учебная

        1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990.
        2. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М., 1993.
        3. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. – М., 1995.
        4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. 3-е изд. – М., 1999.
        5. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права.- М., 2000.
        6. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1909.
        7. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.
        8. Морозова . Основы государства и права России. – М., 1997.
        9. Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. – М., 1996.
        10. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов /Под общей ред. А.С.Пиголкина. – М., 1997.
        11. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. – М., 1999.
        12. Сырых В.М Теория государства и права. – М., 1998.
        13. Теория государства и права: Акад. курс: В 2 т./Отв. ред. М.Н.Марченко. – М., 1998.
        14. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.И.Матухова, А.В.Малько. – М., 2000.
        15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г.Стрекозова. – М., 1997.
        16. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. – М., 1910.

        Монографии

        1. Байтин М.И. Сущность права. – М., 2000.
        2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1997.
        3. Законотворчество в Российской Федерации. – М., 2000.
        4. Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 1993.
        5. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. – М., 1991.
        6. Керимов Д.А. Основы философии права. – М., 1992.
        7. Конституция. Закон. Подзаконные акты. – М., 1994.
        8. Кросс К. Прецедент в английском праве. – М., 1985.
        9. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995.
        10. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М., 1982.
        11. Кулапов В.Л. Юридический словарь общеобязательных категорий и терминов. – Саратов, 1993.
        12. Лукашова Е.А. Право, мораль, личность. – М., 1986.
        13. Лоллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. – М., 1991.
        14. Лазарев В.В. Применение советского права. – Казань, 1976.
        15. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву.- М., 1981.
        16. Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. -М., 1993.
        17. Правотворчество в СССР. – М., 1974.
        18. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. – М., 1995.
        19. Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. – Н.Новгород, 1995.
        20. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. – М., 1993.
        21. Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М., 1995.
        22. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география. – М., 1993.
        23. Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодательства: Проблемы теории и практики. – М., 1993.
        24. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система: Вопросы правореализации. – Саратов, 1995.
        25. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. – М., 1986.
        26. Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М., 1995.
        27. Тихомиров Ю.А. Действие закона. – М., 1992.
        28. Четвернин В.А. Понятия права и государства. – М., 1997.
        29. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Гл.9. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.21.
        30. Язык закона / Под ред. А.С.Пиголкина. – М., 1990.

        ТЕМА 11. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

        • 11.1. Понятие правотворчества и его принципы
        • 11.2. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
        • 11.3. Основные стадии правотворческого процесса
        • 11.4. Законодательная техника
        • Контрольные вопросы
        • Темы рефератов
        • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

        Постоянное совершенствование законодательства – закономерность развития современного цивилизованного государства, необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития. Сочетания интересов общества, отдельных его социальных слоев и индивидов – важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.

        Понятие законности

        Одной из внешних форм выражения права является закон.

        Закон является нормативным правовым актом, принятым в особом порядке и обладающим высшей юридической силой, выражающей волю государства по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

        Законы являются первичными, основополагающими нормативными актами. Их высшая юридическая сила заключается в том, что:

        • все другие правовые акты должны основываться на законах и никогда не противоречить им;
        • им не нужно никакого одобрения со стороны других органов;
        • никто не имеет права отменять законы, кроме того органа, который их издал.

        Принятие государством законов и подзаконных актов еще не гарантирует, что правовые нормы, которые они содержат, будут реализованы, что государство, которое они будут содержать, будет воплощено в реальной структуре общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, которым адресованы эти нормы, соблюдали содержащиеся в них юридические требования и требования и обеспечивали законность.

        Законность это совокупность общеизвестных требований ко всем субъектам в сфере правового регулирования.

        По словам проф. С. С. Алексеева, «это требования не только самого строгого, неукоснительного соблюдения и выполнения норм позитивного права, но и:

        1. верховенство закона в отношении всех других правовых актов;
        2. равенство всех перед законом;
        3. обеспечение для всех субъектов полной и реальной реализации субъективных прав;
        4. независимое и эффективное правосудие;
        5. эффективная работа всех правоохранительных органов.

        В современной теории права законность неизменно истолковывается двумя способами: во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной и общественной жизни, а во-вторых, как его особый режим, обеспечивающий устойчивое исполнение законов всеми субъектами права. правоотношения.

        Более того, сама идея законности может содержать элементы, которые не получили однозначной фиксации в структуре принципов конкретного режима законности.

        В связи с этим В.В. Клочкова, которая, характеризуя верховенство права с точки зрения фундаментальной идеи, выделяет при ее анализе особые требования верховенства права. Каждый из них понимается как «основной элемент структуры законности, который является требованием общества, государства и права на деятельность участников общественных отношений, обусловленных потребностями развития общества, государства и права».

        В зависимости от адресата, направления и содержания требования законности можно разделить на три основных типа:

        1. требования общества к государству, закону, регулированию общественных отношений;
        2. требования государства к закону и обществу;
        3. требования закона к государству и обществу.

        Кроме того, В. В. Клочков считает , что трудно не согласиться , что требования законности в интерпретации его основной идеи являются словесное выражение известных законов развития общества, государства и права. Эти законы носят объективный характер, реализуются в процессе исторического развития независимо от воли и сознания людей и даже противоречат им.

        Можно сказать, что законность это основа демократии, демократический режим общества.

        В условиях верховенства права демократические права граждан, общественных движений и организаций становятся реальностью, реализуется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые правовые процедуры, как в законе. и в правоприменительной практике.

        «Законность, отмечает В.Н. Кудрявцев, является не только формальным принципом права, но и предметной категорией, отражающей демократическую сущность общественного строя».

        В результате реализации требований законности в обществе, отношения с общественностью упорядочены: те, которые соответствуют и находятся в интересах общества и государства, консолидируются и поддерживаются; другие развиваются в соответствующем направлении, определяемом правовыми нормами; нежелательные действия, запрещенные законом, подавляются. «Бумажное» право, закрепленное в законах и других нормативных актах, становится «правом на жизнь», возникает порядок.

        Идея о формах законности

        Некоторые учёные выделяют специфические структуры, которые, по их мнению, можно назвать «формами законности». Подобные формы являются совокупностью принципов и гарантий, посредством которых режим законности существует в государстве. Выделение той или иной формы происходит за счёт объединения схожих принципов и некоторых гарантий. На сегодняшний день выделяют следующие основные формы законности:

        • реализация законодательства;
        • безукоризненное верховенство основного закона;
        • соблюдение абсолютно всех законов;
        • защита прав и свобод человека со стороны государства.

        С развитием теоретико-правовых наук были собраны знания в сфере организации государственной деятельности. Работы многих учёных в области изучения режима законности принесли особые, бесценные плоды. При помощи всех собранных фактов, удалось выделить наиболее рациональные принципы действия режима законности. Нужно заметить, что принципы законности являются основополагающими «рычагами», благодаря которым эта правовая конструкция находится в постоянной динамике. Каждый принцип законности выражает определённый путь для дальнейшего развития режима. Существуют следующие принципы законности:

        Специальные гарантии

        Специальные гарантии законности – это средства юридического и организационного характера, предназначающиеся только для обеспечения реализации принципа законности. Выделяют следующие виды специальных гарантий:

        1. Юридические. По сути, это законодательный регламент деятельности органов. То есть гарантия состоит в том, что государство будет реализовывать свою деятельность в отведённых рамках, которые не будут создавать ограничений для деятельности режима законности.
        2. Межведомственный и внутриведомственный контроль позволяет следить одним органам за деятельностью других. Таким образом, происходит координация деятельности государства в середине её органов власти.
        3. Немаловажную роль отводится судебному контролю. В каждом государстве он осуществляется в лице различных органов, но в целом их задачи похожи. Судебный контроль нужен для того, чтобы следить за поддержанием законности во время создания нормативно-правовых актов законодательными органами державы.
Ссылка на основную публикацию