Обжалование акта проверки Роспотребнадзора

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.

Обжалование акта проверки Роспотребнадзора

Дата публикации 14.12.2020

Организации и предприниматели, которые нарушают обязательные требования Роспотребнадзора и адресные предписания, выданные санитарными врачами, могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

В статье приведены судебные решения с привлечением организаций и предпринимателей к административной ответственности и указаны конкретные действия, которые судьи признали нарушающими меры, направленные на борьбу с коронавирусной инфекцией.

Персонал частично не использует средства защиты, часть работников используют неправильно (открыт нос). Отсутствует график текущей дезинфекции, не проводится обеззараживание поверхностей, уборка проводится некачественно (в помещениях пыль). Не во всех подразделениях проводится термометрия (отсутствуют журналы). Не ограничены перемещения сотрудников.

Не проведен инструктаж по усилению дезинфекционного режима. Сотрудники применяют дезинфицирующие средства в концентрации ниже требуемой. Не разработана инструкция кратности смены перчаток и многоразовых масок в течение рабочей смены. Антисептики используются без дозаторов. Не ведется контроль за частотой смены перчаток, многоразовых масок. Недостаточное количество уборочного инвентаря (2 ведра, 2 швабры), который не имеет маркировки с указанием, для каких помещений он используется.

Не соблюдается режим проветривания, приточно-вытяжная вентиляция отключена, а бактерицидные лампы применяются без фиксации часов работы.

Продавец был без перчаток.

Недостаточный запас масок и перчаток.

Отсутствие термометрии. Неупорядоченное хранение уборочного инвентаря, маркировка инвентаря в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ отсутствует, уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов не имеет сигнальной маркировки (красного цвета); хранение дезинфицирующих средств осуществляется в месте, которое для этого не приспособлено. Нет разрешительных документов на моющие, чистящие и дезинфицирующие средства и оборудование.

Решение Московского городского суда от 20.11.2022 по делу № 7-13423/2020

В магазине не было приказа о назначении ответственного за осуществление санитарно-противоэпидемических мероприятий и не было плана таких мероприятий. Отсутствовали документы, подтверждающие:

  • проведение работ по оценке эффективности работы, очистке и дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования,
  • закупку средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств,
  • качество и безопасность продукции (дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты, УФ-оборудования для обеззараживания воздуха, кожных антисептиков).
  • инструкции по осуществлению входного контроля с термометрией,
  • журнала расхода дезинфицирующих средств,
  • бесконтактного термометра,
  • журнала термометрии,
  • бактерицидного облучателя.

Кроме того, дезинфицирующие средства хранились вместе с моющими средствами и пищевыми продуктами.

Решение Московского городского суда от 22.10.2022 по делу № 7-13323/2020

У персонала не было масок и перчаток, не представлена информация о пятидневном запасе этих средств. Отсутствовала дистанционная разметка и приборы для обеззараживания воздуха.

Кафе не представило график текущих и генеральных уборок, который подтверждает кратность дезинфекции с использованием допустимых средств, а сами дезинфицирующие средства отсутствуют.

В части системы вентиляции:

  • не представлены сведения по оценке эффективности работы (в том числе по проведению очистки и дезинфекции силами аккредитованной компании);
  • отсутствуют паспорта на используемые фильтры, не представлен проект вентиляции.

Нет информации по обучению и инструктажу персонала по вопросам предупреждения и профилактики коронавируса (в т. ч. по использованию СИЗ и проведению дезинфекции).

На дезинфицирующие средства нет документов, подтверждающих вирулицидные свойства.

Отсутствует неснижаемый запас дезинфицирующих средств, нарушается инструкция и требования по приготовлению рабочего раствора.

Не осуществляется обязательная дезинфекция уборочного инвентаря после проведения уборки.

Нет доказательств оценки эффективности системы вентиляции, не проветриваются помещения.

Не контролируется наличие масок и перчаток у посетителей, отсутствуют кожные антисептики в помещениях.

Читайте также:
Ограничения по использованию земель

Не осуществляется контроль за ношением масок посетителями (50 % посетителей без СИЗ).

Не организован контроль за соблюдением требований социального дистанцирования среди посетителей экспозиции (у некоторых экспозиций массовое скопление посетителей от 10 до 20 человек).

  • оборудование по обеззараживанию воздуха,
  • дистанционная разметка.

Не проводится анкетирование сотрудников (по состоянию и о контактах). На входе кожные антисептики перелиты в обыкновенную пластиковую бутылку. Умывальники для мытья рук без дозаторов для обработки рук кожными антисептиками.

Обработка рук производится косметическим средством с антибактериальным эффектом, который не зарегистрирован в качестве антисептического средства с вирулицидным действием. Не все сотрудники при ношении защитных средств органов дыхания (масок) полностью не закрывают органы дыхания, у некоторых нет перчаток, у многих нет запаса СИЗ на смену. Не ведется журнал контроля за состоянием здоровья персонала либо иной документ, подтверждающий выполнение мероприятий по измерению температуры тела работников.

Отсутствует оборудование для обеззараживания воздуха. Отсутствуют дозаторы с кожными антисептиками на территории работодателя.

Общие правила и требования

Для начала отметим, что контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте среди прочего сведения о порядке досудебного обжалования своих решений, действий (бездействия) должностных лиц (ч. 3 ст. 46 Закона № 248-ФЗ).

Способ подачи жалобы

Согласно ст. 40 Закона № 248-ФЗ, жалобу подают в уполномоченный на её рассмотрение орган в электронном виде через сайт Госуслуг или аналогичный региональный портал.

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Подать жалобу может полномочный представитель контролируемого лица в случае делегирования ему этого права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации» (ФГИС ЕСИА).

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Внимание

Сложилась многолетняя практика обжалования в арбитражный суд любых постановлений Роспотребнадзора, вынесенных в адрес коммерческих организаций и предпринимателей. Указанную позицию поддерживали, в том числе, суды общей юрисдикции (см. решение Верховного Суда Республики Карелия от 15.11.2013 по делу N 21-221/2013).

Однако Верховный Суд РФ настаивает, что обжалование постановлений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения подведомственно суду общей юрисдикции, поскольку совершается юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности (абз. 2 п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ”, также см. постановления ВС РФ от 01.10.2014 N 304-АД14-841, от 29.09.2014 N 303-АД14-450). В последнее время арбитражные суды активно поддерживают эту идею и прекращают дела об обжаловании постановлений по ст.ст. 6.3 – 6.7, 6.24, 6.25 КоАП РФ в связи с неподведомственностью (постановления АС Северо-Кавказского округа от 06.10.2014 N Ф08-7301/14, АС Уральского округа от 26.09.2014 N Ф09-6575/14, АС Московского округа от 02.10.2014 N Ф05-10463/14, АС Поволжского округа от 06.08.2014 N Ф06-13476/13, ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2013 N Ф07-4182/13).

Читайте также:
Для чего нужен фонд капитального ремонта в МКД?

Поэтому за обжалованием постановлений по указанным составам необходимо обращаться в районный суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано в вышестоящий арбитражный (апелляционный) суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ). Если в суде одновременно обжаловались и постановление, и предписание Роспотребнадзора, то срок апелляционного обжалования такого решения составит 1 месяц после его принятия (ч. 1 ст. 259 АПК РФ, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 307-АД16-20892).

Обжалование акта проверки Роспотребнадзора

Иванченко Романа Борисовича

    / /
  • Как обжаловать предписание Роспотребнадзора?

Предписание Роспотребнадзора можно обжаловать в судебном порядке. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя в том числе выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов; а также выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (ст. 70 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764). При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”). Предписание об устранении выявленных нарушений и мероприятиях, которые необходимо предпринять для их устранения, направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, вместе с актом проверки. Согласно п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, п. 82 Административного регламента лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с выданным предписанием в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие органы Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении предписания или его отдельных положений. Предписания Роспотребнадзора являются ненормативными правовыми актами и могут быть оспорены также в судебном порядке. Например, предписание, выданное при осуществлении государственного надзора в области защиты прав потребителей, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи. В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству суда исполнение этого предписания приостанавливается до дня вступления решения суда в законную силу (п. 5.1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”). Суды расценивают предписание именно как властно-распорядительный акт, вынесенный уполномоченными органами в рамках их законных полномочий по контролю за осуществлением какой-либо деятельности, который может быть обжалован по правилам гл. 24 АПК РФ (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.09.2017 N Ф03-3292/2017 по делу N А59-5598/2016). Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 N 09АП-70568/2017 по делу N А40-151333/17. Отметим, что имеется иная позиция судов относительно возможности обжалования предписания Роспотребнадзора, согласно которой предписание не является ненормативным правовым актом, не содержит властно-распорядительных повелений и запретов и вообще носит информативный характер (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.2014 N Ф01-4833/2014 по делу N А43-26850/2013). Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется АПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 189 АПК РФ заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если в настоящем разделе не установлено иное. Глава 24 АПК РФ, регулирующая порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, особый порядок подачи заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными, не предусматривает. Дела об оспаривании предписаний Роспотребнадзора рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства (ст. 197 АПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 199 АПК РФ заявление о признании предписания Роспотребнадзора недействительным (незаконным) должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, в т.ч. должно содержать наименование суда, наименование и адрес заявителя и органа, предписание которого обжалуется, ссылка на нормативные акты, которым предписание не соответствует и т.д. К заявлению прилагается общий комплект документов для обращения в суд (ст. 126 АПК РФ), в т.ч. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, а также текст оспариваемого предписания (ч. 2 ст. 199 АПК РФ). Одновременно при обжаловании предписания заявитель вправе ходатайствовать о приостановлении исполнения оспариваемого предписания. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение о признании оспариваемого предписания незаконным и о его отмене полностью или в части либо об изменении предписания. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое предписание соответствует закону, либо имеются основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое предписание принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий (ст. 201 АПК РФ). За неисполнение в установленный срок законного предписания контролирующего органа предусмотрена административная ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ).

Читайте также:
Законы, кодексы и акты

Физлицо (должник в исполнительном производстве) получит право подать приставам заявление о сохранении ежемесячного дохода в размере прожиточного минимума. Если у гражданина есть иждивенцы, он сможет попросить суд уберечь от взыскания более крупную сумму. Правила заработают 1 февраля. .

Определили, как Роскадастр будет проводить выездной прием заявлений о кадастровом учете, регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. То же касается курьерской доставки заявителям ряда бумажных документов (например, выписок из ЕГРН). .

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” (далее – Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно ст. ст. 37, 38 КАС РФ одной из сторон в административном деле (участвующим в деле лицом) является административный истец (лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций).

Собрание кредиторов должника не вправе принимать решение, обязывающее конкурсного управляющего взыскивать дебиторскую задолженность должника, поскольку указанный вопрос находится в исключительной компетенции конкурсного управляющего.

Основания для обжалования

Действие ковидных ограничений распространилось почти на все регионы России. За нарушение предусмотрены штрафы — когда они выписываются, зависит от норм, действующих на определенной территории.

Представители Роспотребнадзора регулярно проверяют деятельность организаций, особенно торговых. Несоблюдение правил дезинфекции помещения и обслуживание покупателей, находящихся в магазине без средств индивидуальной защиты, могут повлечь за собой привлечение к административной ответственности.

Читайте также:
Куда пожаловаться на незаконную приватизацию

Обычных граждан накажут за нахождение без маски в общественном месте или за нарушение условий карантина (если диагноз «коронавирусная инфекция» был официально подтвержден).

В том случае, если штраф наложен необоснованно, его можно оспорить. Обжалование штрафа Роспотребнадзора производится по следующим основаниям:

  1. Физическими лицами:
  • если мобильное приложение для мониторинга активности (например, на территории Москвы используется приложение «Социальный мониторинг») работало ненадлежащим образом — не приходили уведомления, присутствовали технические проблемы с установкой или использованием;
  • если штраф был вынесен уже после окончания срока карантина;
  • если посещение общественного места было связано с необходимостью продления/закрытия больничного листа.
  1. Юридическими лицами:
  • если постановление, вынесенное Роспотребнадзором, не соответствует действующим нормативным актам, за нарушение которых организация была оштрафована;
  • если нарушение, указанное в протоколе, было описано не полностью — в этом случае можно ссылаться на его недоказанность;
  • организация сразу же устранила нарушение после его выявления.

В КонсультантПлюс есть подборка судебных решений о том, как организации и ИП оспаривали ковидные штрафы. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в материал.

Если штраф назначен не за нарушения, связанные с коронавирусом

Если вам назначили штраф по основаниям, не связанным с несоблюдением правил, связанных с коронавирусной инфекцией, его также можно обжаловать. Основания для оспаривания делятся на материальные (связанные с самим нарушением) и процессуальные (связанные с процедурой привлечения к ответственности).

Например, если вы:

  • не согласны с тем, что нарушение вообще было совершено;
  • считаете, что нарушение совершено не вами, а кем-то другим;
  • полагаете, что наказание слишком суровое;
  • уверены, что Роспотребнадзор неправильно применил законодательные нормы при привлечении к ответственности,

то всё это материальные нарушения, а потому можно ссылаться на них в жалобе, обосновывая свою позицию.

Нарушения, допущенные органом при привлечении вас к ответственности (неправильно составлены документы, в частности протокол об административном правонарушении; не предоставлено право на защиту; не разрешены ходатайства; вас не известили о времени и месте рассмотрения дела) относятся к процессуальным основаниям для обжалования, и их также можно и нужно указать в жалобе.

Обжалование акта проверки Роспотребнадзора

С 1 июля 2022 года действует новый Федеральный закон от 31.07.2022 № 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248), которым был введен институт досудебного претензионного урегулирования. Разбираем, как в досудебном порядке оспорить предписания и действия контролирующих органов.

Необходимость досудебного оспаривания

Все последние годы процессуальное законодательство шло по пути введения максимально широкого претензионного порядка, который предшествует непосредственно подаче искового заявления. С одной стороны, подобным регулированием государство хочет разгрузить суды (которые завалены делами), с другой стороны, предоставить возможность контролирующему органу без суда устранить нарушения, которые (при более внимательном рассмотрении) могут оказаться существенными и которые в дальнейшем сможет отменить суд.

Нельзя сказать, что идея досудебного оспаривания является неординарной или не здравой. Однако специфика надзорных органов чаще всего исходит того, чтобы они считают себя правыми в любой ситуации. И пока не будет получена определенная статистика отмены предписаний самим органом в рамках досудебного оспаривания, говорить о преимуществах нового порядка, пожалуй, преждевременно. Есть все основания полагать, что, вводя такой подход на практике, создается лишь дополнительная бюрократическая процедура по отмене предписаний внутри органа, которая будет безрезультативной.

Читайте также:
Публичная кадастровая карта Калужской области

Досудебному обжалованию подлежат:

— решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

— акты по итогам контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений;

— действия (бездействия) должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

Важно отметить, что обжалование постановлений по делу об административном правонарушении, как и прежде, осуществляется в порядке главы 30 КоАП РФ («Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»).

Одновременно досудебное обжалование можно не соблюдать, если в суд обращается гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

С учетом такого регулирования полагаем, что основная масса обжалований будет касаться отмены предписаний. При этом контрольный (надзорный) орган (далее – орган) может помимо выдачи предписания установить административное правонарушение и привлечь виновное лицо к ответственности.

Тогда для отмены предписания придется соблюдать досудебный порядок, а для отмены постановления о назначении административного наказания – подавать жалобу вышестоящему должностному лицу, либо сразу в суд, но уже без досудебного урегулирования (ст. 30.1 КоАП РФ).

Процедура досудебного оспаривания

Жалоба подается контролируемым лицом (управляющей компанией или ТСЖ):

— руководителю (заместителя руководителя) территориального органа либо вышестоящему органу (если обжалуется решение территориального органа);

— вышестоящему органу (если обжалуется действие (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа));

— руководителю органа (если территориального органа нет или решения приняты центральным аппаратом) (п. 2 ст. 40 Закона № 248).

Закон выделяет два способа подачи жалобы:

  1. В электронном виде с использованием портала Госуслуг.
  2. В электронном виде с использованием регионального портала Госуслуг.

При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

В этих требованиях проскальзывает стремление государства отказаться от традиционного бумажного формата подачи жалоб,а также попытка автоматизировать данный процесс. С другой стороны, тотальный перевод жалоб в цифру способен создать проблемы многим ТСЖ, которым будет непросто освоиться с требованиями электронного вида.

Сроки подачи жалобы:

— жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;

— жалоба на предписание органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания (п. 5 и 6 ст. 40 Закона № 248).

Нужно учитывать, что в силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, с большой долей вероятности возвращение в орган неполученного предписания будет трактоваться как его доставка заинтересованному лицу.

Закон № 248 допускает восстановление пропущенного срока на подачу жалобы, если на то были уважительные причины. Тогда к жалобе прилагается ходатайство. Если заинтересованное лицо отзовет поданную им жалобу, то ее повторное направление по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248)

Новый порядок предполагает возможность приостановления исполнения обжалуемого решения контрольного органа, т.е. некие досудебные обеспечительные меры. Чтобы их применить, необходимо подать отдельное ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа. Оно рассматривается в 2 рабочих дня, в течение которых орган либо принимает решение о приостановлении исполнения (предписания), либо решение об отказе в этом. Информация о принятом решении направляется в течение одного рабочего дня с даты его принятия (п. 9 и 10 ст. 40 Закона № 248).

Читайте также:
Что такое инвестиции в основной капитал?

Требования Закона № 248 к форме и содержанию жалобы

Обязательные требования (реквизиты) жалобы включают:

1) наименование органа, ФИО должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование организации-заявителя, сведения о месте ее нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и ФИО лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

3) сведения об обжалуемых решении и (или) действии (бездействии) должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;

4) основания и доводы, по причине которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, который можно проверить на сайте https://proverki.gov.ru/ (п. 1 ст. 41 Закона № 248).

Дополнительным требованием к жалобе является отсутствие нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа либо членов их семей (п. 2 ст. 41 Закона № 248).

Для рассмотрения жалобы орган использует «подсистему досудебного обжалования» в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В редких случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 20 рабочих дней (п. 1 и 2 ст. 43 Закона № 248).

Орган вправе запросить у контролируемого лица дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. В этом случае течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса. Неполучение информации и документов, относящихся к предмету жалобы не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы (п. 3 ст. 43 Закона № 248).

По итогам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение полностью или частично;

3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 6 ст. 43 Закона № 248).

При этом само решение органа размещается в личном кабинете заявителя жалобы не позднее одного рабочего дня со дня его принятия (п. 7 ст. 43 Закона № 248).

Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения возлагается на орган. Иными словами, в случае отказа по жалобе заявителя – должны быть представлены соответствующие мотивировки, со ссылкой на закон (п. 5 ст. 43 Закона № 248).

Закон № 248 предполагает большой перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (поэтому крайне важно соблюсти все требования в полном объеме):

— истечение сроков подачи жалобы и отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

— отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

— заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия решения по жалобе;

— наличие решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

— ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

Читайте также:
Материальные поисковые активы что к ним относится

— жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;

— ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, а в новой жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;

— жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

— законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа (п. 1 ст. 42 Закона № 248).

Отказ в рассмотрении жалобы означает, что досудебный порядок обжалования является несоблюденным, а потому судебного обжалования решений быть не может.

Безусловно, Закон № 248 создаст дополнительные сложности и потребуется определенный период на адаптацию к новым нормам. В то же время мы опасаемся формального характера рассмотрения жалоб, при котором их подача в орган станет лишь частью общего церемониала, необходимого по форме, но бесполезного по существу.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

При проверке нарушили сроки

Компания может оспорить результаты проверки, если проверяющий орган своевременно не направил уведомление и не уложился в сроки, которые закон отводит на проверку.

Совет: проверьте сроки уведомления о проверке. Административный орган уведомляет лицо о плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. Для этого он направляет копию соответствующего приказа или распоряжения:

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • посредством электронного документа, который подписывается при помощи ЭЦП и направляется на электронную почту проверяемого, если ее адрес есть в ЕГРЮЛ или он ранее представлялся в административный орган (ч. 12 ст. 9, п. 1 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ);
  • иным доступным способом.

Это означает, что компания, которую проверяют, вправе знать о проверке не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Если административный орган не соблюдает сроки, это грубое нарушение (письмо Минэкономразвития России от 30.12.11 № д09-3425). Проверяемый вправе оспорить результаты такой проверки (постановление АС Московского округа от 02.10.14 по делу № А41-9448/14).

Проверяющий не вправе превышать сроки проведения самой проверки (п. 6 ст. 15, п. 5 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Выездная проверка не может длиться больше 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 закона № 294-ФЗ). Так, административный орган провел плановую выездную проверку общества. По ее результатам составили акт. Из него следует, что проверка проводилась в течение 23 рабочих дней. Это позволило проверяемой компании обжаловать действия административного органа в суде (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.11.10 по делу № А59-291/2010).

Чтобы продлить срок проверки, административный орган может ссылаться на необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований (ч. 3 ст. 13 закона № 294-ФЗ). В этом случае проверяемый вправе оспорить действия административного органа, если последний не обоснует исключительность, сложность случая, причины длительности экспертизы (постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.09.15 по делу № А03-21915/2014).

Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»

Подготовка сотрудников к проверке

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.

Читайте также:
Взыскание долга по договору

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.

Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права

  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.
Читайте также:
Куда перевести накопительную часть пенсии: рейтинг 2022

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

9 июня 2022, 08:23

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2022 № 663 утвержден перечень видов контрольных (надзорных) органов, решения которых с 01 июля 2022 года, возможно обжаловать в суде лишь после процедуры досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц. Постановление устанавливает обязательные требования к информационному взаимодействию системы досудебного обжалования с рядом других государственных информационных систем.

Схема обжалования документов надзорно-контрольных органов зафиксирована в постановлении Правительства РФ от 24.07.2022 № 1108.

С 1 июля 2022 года она станет обязательной для обжалования решений всех надзорных ведомств до обращения в суд.

Согласно ПП РФ № 663, до конца июня порядок досудебного обжалования действует в отношении 62 видов надзора, в том числе пожарного, санитарно-эпидемиологического, технического, по соблюдению трудового законодательства, что напрямую касается управляющих многоквартирными домами. Такие проверки проводят МЧС, Ростехнадзор, Росреестр, ФНС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Роструд, ФССП, Росстандарт и другие ведомства.

Досудебная жалоба подается на акт или решение, изданное по результатам проверки; предписание об обнаружении выявленных нарушений; предписание о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда; решение о назначении плановой (внеплановой) проверки; а также на действия должностного лица органа контроля в рамках проверки.

На сегодняшний день досудебную жалобу в контрольный (надзорный) орган заявитель вправе подать на официальном портале предоставления государственных услуг: https://www.gosuslugi.ru . Система досудебного обжалования позволит обеспечить единый канал анализа и распределения жалоб на нарушения в сфере контрольной (надзорной) деятельности, маршрутизацию и мониторинг рассмотрения жалоб, единую систему присвоения номеров, единый учет, и как следствие, – улучшение качества и упрощение подачи жалоб на нарушения в сфере контроля и надзора. Данный портал позволяет отслеживать, на каком этапе рассмотрения находится поданная жалоба.

Согласно п. 4 ПП РФ № 1108, досудебную жалобу на нарушения при проведении указанных видов надзора можно подать через личный кабинет на портале Госуслуг. Срок ответа заявителю составляет 20 рабочих дней.

Согласно п. 5 ПП РФ № 1108, обжаловать можно решение о проведении проверки, выданное предписание об устранении нарушений и действия проверяющих. Ответственный орган рассматривает обращение в течение двух рабочих дней. Если обратившееся лицо получило отказ, то тогда вправе обратиться в суд с требованием признать действия или документ ведомства незаконными.

Орган Госжилнадзора в эксперименте не участвует, но УО или ТСЖ имеют право обжаловать до суда протокол и акт проверки, направив в ведомство ходатайство. Также УО могут оспорить и протокол об административном правонарушении, составленный органом ГЖН.

Новый порядок обжалования реализован в рамках Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступающего в силу с 01.07.2021.

Досудебное (внесудебное) обжалование

Досудебное (внесудебное) обжалование

Суть этой формы обжалования заключается в обращении к проверяющему органу напрямую. Обратиться с жалобой можно в течение 15 дней. Отсчет начинается с момента выдачи предписания. Обрати внимание, что постановление с требованием оплатить штраф мы рассмотрели отдельно ниже.

Что нужно сделать:

  1. Составь письменное обращение к руководителю местного отделения Роспотребнадзора. Информация об этом содержится на официальном сайте ведомства твоего региона во вкладке «Руководство». На сайтах разных областей этот раздел выглядит по-разному, но обычно информация располагается в разделе «Об управлении». Обращение составляется в свободной форме;
  2. Приложи к возражению документы, которые подтверждают, что результат проверки несправедливый. Прикладывать доказательства закон не принуждает, но если будут факты, результат с большей вероятностью будет положительным;
  3. Передать возражение и приложенные к нему документы в отделение Роспотребнадзора, проводившего проверку.
Читайте также:
Сколько метров прилегающая территория к дому

Что происходит дальше:

  • руководитель Управления, а также его заместители рассматривают возражение;
  • в течение 30 дней руководитель выносит решение.

При этом ведомство может запросить дополнительные документы и увеличить время рассмотрения возражения еще на 30 дней.

Возможные решения Роспотребнадзора:

  • признание, что права предпринимателя были нарушены;
  • оставление жалобы без удовлетворения;
  • признание результатов проверки недействительными. Такое решение принимается, если выявлены грубые нарушения самой процедуры проверки.

Список нарушений проведения проверки указан в статье 20 ФЗ № 294:

Сайт Генеральной прокуратуры

  • нарушение сроков проверки. Максимальный срок – 20 дней;
  • не было основания для проведения проверки. Плановые проверки проводятся раз в 3 года. План проверок публикуется в открытом доступе на сайте Генеральной прокуратуры.
  • нарушение по части уведомлений о проведении проверки. О плановой проверке предупреждают за 3 дня;
  • проверка проведена без разрешения руководителя территориального Управления;
  • просьба предоставить документы, находящиеся вне компетенции органа, например, налоговые или трудовые;
  • непредставление акта проверки.

В досудебном порядке можно обжаловать и протокол о наложении штрафа. На обжалование протокола дается 10 дней со дня его выдачи.

Подать жалобу на наложение штрафа можно:

  • должностному лицу, которое проводило проверку. В этом случае он сам в течение 3 дней перенаправит возражение вышестоящему сотруднику, например, заместителю руководителя. Имя проверяющего, а также его должность можно взять из акта проверки;
  • напрямую руководителю сотрудника, проводившего проверку.

Порядок действий тот же, что и при подаче возражения на обжалование акта:

Если проверяемое лицо не согласно с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным Роспотребнадзором предписанием, оно вправе обжаловать эти документы в досудебном (внесудебном) порядке руководителю органа Роспотребнадзора, назначившего проверку (или вышестоящего), или сразу в суд (пп. 4 ст. 21, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 1 ст. 54 Закона N 52-ФЗ, п. 82 Регламента N 764*(1)). Кроме того, если по результатам проверки лицо привлечено к административной ответственности, оно также вправе обжаловать и постановление о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 1 ст. 54 Закона N 52-ФЗ, п. 89 Регламента N 764).

Что лучше – судебное или досудебное обжалование

Что лучше – судебное или досудебное обжалование

С практической точки зрения досудебное обжалование решений имеет больше преимуществ, чем недостатков.

К плюсам такой формы взаимодействия с проверяющими органами относится:

  • простота подготовки к спору;
  • отсутствие затрат на оплату пошлины, работы юриста;
  • относительная быстрота вынесения решения – 30 дней со дня подачи заявления. Максимальный срок составит 60 дней, но это при необходимости запросить у предпринимателя дополнительные данные;

Но все эти плюсы перекрываются двумя существенными недостатками:

  • рассмотрение жалобы проводит заинтересованная сторона, то есть – сотрудники надзорной организации, которая и проводила проверку. Часто инстанция выносит отрицательный для предпринимателя результат, обосновывая нарушения должностных лиц внутренними приказами, инструкциями и указаниями;
  • ухудшение отношений с должностным лицом и контролирующим органом. К сожалению, данный факт может сказаться на результатах следующих проверок, когда сотрудник Роспотребнадзора уже не закроет глаза на мелкие недочеты.

В любом случае, выбирать путь, по которому будет идти обжалование, следует исходя из конкретной ситуации.

Ссылка на основную публикацию