На кого писать жалобу о нарушениях в ИК?

Иногда можно наблюдать такую ситуацию, что лицо везде пишет жалобы, а ему, то отказывают в жалобе, то направляют жалобу по подведомственности, которая попадает в те же самые органы, которые уже отказали, и кажется, что ситуация без выходная, но не стоит отчаиваться и всегда следует попробовать обратиться в суд, не относящийся к системе судов РФ, а именно, в жалобу в ЕСПЧ (подробнее по ссылке).

Какими способами можно направить обращение в приемную ФСИН

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) функционирует по всей стране. В компетенцию ФСИН входят охрана и надзор, содержание, трудоустройство, исполнение наказания в отношении осужденных лиц.

Нередки случаи, когда родственники осужденных ходатайствуют перед начальством ФСИН о смене исправительного учреждения или просят иной помощи. Эффективным способом онлайн связи является интернет-приемная службы исполнения наказаний. Каким образом можно обратиться в интернет-приемную и по каким вопросам.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!

Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!

Порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) ФСИН России, ее территориальных органов, подведомственных учреждений и их должностных лиц

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), при этом подраздел 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ – производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил силу.

С вступлением в силу КАС РФ порядок оспаривания нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) ФСИН России, ее должностных лиц в рамках судопроизводства в судах общей юрисдикции определен вышеуказанным кодексом.

В силу статьи 1 КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Глава 21 КАС РФ определяет порядок оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ «с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы».

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим предусмотрены в статье 209 КАС РФ.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса, а именно:

– наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

– наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

Читайте также:
Выплаты студентам с ребенком

– сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые

– иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

Глава 22 КАС РФ определяет порядок оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов.

Согласно статьи 218 КАС РФ «гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности».

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

В соответствии со статьей 22 КАС РФ «Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности».

Таким образом, по правилам территориальной подсудности административное исковое заявление к ФСИН России, ее должностному лицу может быть подано в Замоскворецкий районный суд г. Москвы.

Административное исковое заявление в соответствии со статьей 219 КАС РФ может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями предусмотрены в статье 220 КАС РФ. В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными

публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

Читайте также:
Как пользоваться кредитной картой, чтобы не прогореть

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия);

6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов и соответствующие ходатайства;

9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Правовое просвещение

Осужденный и его родственники имеют право писать письма и отправлять телеграммы без ограничения их количества. Все отправляемые и получаемые письма подвергаются цензуре (т.е. вскрываются, просматриваются и контролируются) со стороны администрации исправительного учреждения. Поэтому имейте в виду, что если вы напишите письмо или отправите телеграмму своему родственнику в исправительном учреждении, используя, например, шифр, различные условности, ненормативную лексику, жаргон, ругательства, оскорбления, угрозы, данные, составляющие государственную или служебную тайну, то такое письмо или телеграмму он не получит. Переписка между осужденными, являющимися родственниками и находящимися в разных исправительных учреждениях, разрешается. Переписка же с другими осужденными, которые родственниками не являются, допускается с разрешения администрации исправительного учреждения (Ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ; раздел XV Правил утвержденных Приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311(ред. от 23.08.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы»).

По письменному заявлению осужденного ему предоставляется право на телефонные разговоры. Продолжительность разговора не должна превышать 15 минут. При отсутствии технических возможностей администрация исправительного учреждения может ограничить количество телефонных разговоров до 6 в год. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств, средств их родственников или иных лиц. В ряде исправительных учреждениях, где имеются технические возможности, родственникам могут предоставить разговор с осужденным, используя видеотелефон. То есть вы сможете своего близкого человека не только услышать, но и увидеть. Порядок осуществления таких разговоров можно узнать у администрации исправительного учреждения, где отбывает наказание ваш родственник. Телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом исправительного учреждения. (Ст. 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ; раздел XVII Правил утвержденных Приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311 (ред. от 23.08.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» .

На органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний России уведомление родственников о месте нахождения подозреваемых и обвиняемых действующим законодательством не возложено. В соответствии со ст.17 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору, а также потерпевшему или его законному представителю при наличии в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя. Таким образом, с целью получения информации о месте нахождения родственника Вы можете обратиться с письменным заявлением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в адрес руководства территориального управления ФСИН России, на которое будет дан ответ в установленном законом порядке.

Читайте также:
Приказ об отмене командировки - образец

Вечерняя общеобразовательная школа находится на территории исправительной колонии, к какому типу она относится?

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Основное общее образование обязательно. В этой связи право осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет, на получение образования в соответствии со ст. 112 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации обеспечивается путем создания вечерних общеобразовательных учреждений при исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы. При этом на работников данных общеобразовательных учреждений распространяются требования правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Одновременно разъясняю, что в силу ст. 1 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании” закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в установленном порядке в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Я гражданин Республики Узбекистан. В настоящее время отбываю наказание в исправительной колонии, находящейся на территории Российской Федерации. Свой национальный паспорт я потерял. Не могли бы Вы посодействовать мне в выдаче нового паспорта?

Вопросы выдачи паспортов гражданам Республики Узбекистан, находящихся на территории Российской Федерации, относятся исключительно к ведению Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации. Таким образом, ни Уполномоченный по права человека в Российской Федерации, а также ни один российский орган государственной власти не может влиять на порядок документирования граждан другого государства. Документы, которые необходимы для получения паспорта, подаются заявителем лично при явке в Посольство Республики Узбекистан, т.е. паспорт Вы сможете получить только после отбытия наказания, обратившись в Посольство своей страны.

Мой сын отбывает наказание в исправительном учреждении, которое находится в другом субъекте Российской Федерации. Ездить к нему на свидания из-за тяжелого материального положения не представляется возможным. Можно ли его перевести в колонию, которая находится поближе к дому?

Решение о переводе осужденного из исправительного учреждения, расположенного в другом субъекте Российской Федерации, осуществляется только по решению ФСИН России. При этом согласно требованиям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Если такие обстоятельства имеются, то Ваш сын может лично или через своего представителя обратиться в ФСИН России с заявлением о переводе.

Хочу обжаловать приговор, но боюсь, что добавят срок наказания. Государственный защитник отговорил меня обжаловать приговор, ссылаясь на то, что написание апелляционной жалобы лишь ухудшит мое положение, а точнее добавят срок наказания. Это действительно так?

Суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционной жалобе законность, обоснованность и справедливость приговора, законность и обоснованность иного решения суда первой инстанции. Рассматривая дело по апелляционной жалобе осуждённого или его защитника, суд не вправе изменить приговор суда первой инстанции в сторону ухудшения положения осуждённого. Такое решение может быть принято только в случае, установленном ч. 1 ст. 389 Уголовно-процессуального кодекса РФ – по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей, просивших об ужесточении приговора.

Жалоба осужденного на нарушение его прав

Заключенный, пребывающий в следственном изоляторе или в исправительном учреждении, имеет определенные права, которые не могут нарушать другие лица. Независимо от срока отбывания наказания и состава совершенного преступления, гражданин вправе пожаловаться на:

  • запрет на ведение переписки с другими лицами (под обязательной цензурой администрации ИУ);
  • сон и отдых длительностью менее 8-ми часов в ночное время;
  • привлечение к участию в процессуальных действиях с 22.00 до 6.00 (по местному времени);
  • отсутствие ежедневных прогулок продолжительностью менее 1 часа;
  • неуважительное отношение работников исправительного учреждения;
  • запрет использовать разрешенные личные вещи;
  • отсутствие необходимой одежды по сезону, которую обязана предоставить администрация учреждения;
  • отсутствие возможности участвовать в семейно-правовых отношениях, расторгать или заключать браки и т. д.
Читайте также:
Необходимо ли округлять средне дневной заработок

Защита прав человека в СИЗО. Как и кому жаловаться?

Заключенные, находящиеся в следственных изоляторах, пишут много жалоб как на действия следственных органов и судов, так и на действия администрации СИЗО. Бывает, что эти жалобы пишутся, как говорится, от нечего делать. Но нередко жалобы и заявления имеют под собой реальную основу – нарушение тех или иных прав заключенных. Поэтому важно знать, как правильно написать жалобу и в какую инстанцию ее адресовать.

Согласно ст. 17 ЗСПС, каждый заключенный имеет право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов (в том числе по вопросам нарушения их прав и интересов в СИЗО).

Прежде, чем жаловаться, необходимо точно знать, какие конкретно права имеют заключенные. Той же статьей 17 ЗСПС установлено, что заключенные, находящиеся в следственных изоляторах, имеют право:

  • получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
  • на личную безопасность;
  • обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и к лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время их нахождения на территории места содержания под стражей;
  • на свидания с защитником (причем свидания с защитником не ограничиваются ни количественно, ни во времени);
  • на свидания с родственниками и иными лицами (с разрешения лица либо органа, в ведении которого находится дело);
  • хранить при себе документы и записи, относящиеся к их уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов (в том числе Закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, УК [Уголовный кодекс Российской Федерации] , УПК, Правила внутреннего распорядка) за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
  • обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов (в том числе по вопросам нарушения их прав и интересов в СИЗО);
  • вести неограниченную переписку и пользоваться письменными принадлежностями (под цензурой администрации СИЗО);
  • получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;
  • на 8-часовой сон в ночное время (ночное время, согласно УПК, определяется с 22.00 до 6.00 местного времени), в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК (например, допрос арестованного может быть проведен и после 22.00, если промедление в получении и проверке показаний может привести к утрате доказательств, помешать задержанию соучастников, отысканию похищенного, пресечению новых преступлений);
  • пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;
  • пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, которые перечислены в Правилах внутреннего распорядка;
  • пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию в торговой сети;
  • пользоваться настольными играми;
  • отправлять религиозные обряды, иметь при себе религиозную литературу и предметы культа;
  • заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;
  • получать посылки и передачи;
  • на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;
  • участвовать в гражданско-правовых сделках;
  • получать и отправлять денежные переводы;
  • заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях;
  • приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету в магазине (ларьке) СИЗО (тюрьмы) или в торговой сети через администрацию СИЗО (тюрьмы);
  • подписываться на газеты и журналы и получать их;
  • при необходимости получать от администрации одежду по сезону, разрешенную к ношению;
  • трудиться (при возможности).
Читайте также:
Как внести изменения в электронный полис ОСАГО

Существует определенный порядок направления жалоб, предложений и заявлений.

Все заявления, предложения и жалобы направляются через администрацию СИЗО. Необходимо помнить, что за направление заявлений и жалоб нелегальным путем заключенный может быть наказан.

Заявления, предложения и жалобы, направляемые в прокуратуру, суд, в том числе в Европейский суд по правам человека, органы государственной власти, Уполномоченному по правам человека РФ, уполномоченному по правам человека субъекта РФ, а также лицам (например, руководству ФСИН или депутатам), имеющим право контроля за местами содержания под стражей, цензуре не подлежат и должны направляться адресату в запечатанном конверте не позднее следующего дня с момента подачи [ЗСПС, ст. 21; Закон РФ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, ст. 19; ПВР, п. 94] .

Предложения, жалобы и заявления, направляемые лицам или органам власти, не имеющим права контроля за деятельностью СИЗО (и правоохранительных органов вообще), в том числе и защитнику, подлежат цензуре и должны направляться адресату в течение трех суток со дня подачи.

Если в заявлениях, предложениях или жалобах содержатся сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления или же составляющие государственную тайну, а также если они каким-либо образом зашифрованы, то они адресату не направляются, а передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело [ПВР, п. 96] .

Правила внутреннего распорядка устанавливают, что, если в заявлении или жалобе по вопросам, не связанным с производством по уголовному делу, содержатся законные просьбы или предложения, которые могут быть разрешены на месте администрацией СИЗО, то с согласия подозреваемого или обвиняемого они адресату не направляются. В этом случае администрация принимает меры по разрешению вопросов, поставленных в жалобе или заявлении, и о результатах уведомляет заключенного. Если же администрация некомпетентна разрешить вопросы, поставленные в жалобе или заявлении, либо заключенный настаивает на их отправке адресату, они направляются по назначению. В этом случае к жалобе, заявлению администрация СИЗО прилагает письмо (справку), в котором дает пояснение по существу поставленных вопросов и мерах, принимаемых по их разрешению.

Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются лицам, их подавшим, под расписку и приобщаются к личным делам.

Безусловно, с полученных ответов можно снимать копии.

Как правильно написать жалобу?

Обращайтесь только письменно, указывайте в жалобе, кому она адресована, чего вы хотите добиться, в чем выражалось допущенное нарушение.

Всегда оставляйте себе копии заявлений, желательно с отметкой о вручении, с входящим номером и телефоном должностного лица, занимающегося вашим делом.

Никогда, кроме чрезвычайных случаев, не обращайтесь в следующую инстанцию, не получив ответа из инстанции нижестоящей (только если по прошествии 10 дней вы не получили письменного ответа).

Требуйте аргументированного письменного ответа, а если речь идет о возбуждении уголовного дела – копию постановления о его возбуждении или об отказе в возбуждении дела.

Несколько иначе подаются жалобы на действия следователя или дознавателя [Ст. 124 УПК РФ] . Они подаются непосредственно прокурору либо через следователя или дознавателя, на действия которых жалобы приносятся. Устные жалобы заносятся в протокол. Лицо (следователь или дознаватель), получившее жалобу, обязано незамедлительно направить ее прокурору. Однако принесение жалобы не приостанавливает совершения обжалуемого действия.

Полученную жалобу прокурор обязан рассмотреть в течение трех суток и уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения. В исключительных случаях допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток. В случае отказа прокурор обязан изложить мотивы, по которым жалоба признана необоснованной. Если прокурор отказался удовлетворить вашу жалобу, то вы имеете полное право обжаловать его действия вышестоящему прокурору.

Читайте также:
Ограничения по использованию земель

Практически любое действие (или наоборот – бездействие) следователя, прокурора и органа дознания можно обжаловать и в суд. Порядок такого обжалования изложен в статье 125 УПК РФ.

Жалоба в суд может быть подана заявителем, его защитником или законным представителем.

Судья обязан проверить обжалуемые действия (бездействие) не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы. В судебное заседание по рассмотрению жалобы вызываются:

  • заявитель;
  • его защитник;
  • законный представитель, если он участвует в деле;
  • иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются;
  • прокурор.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.

Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, следователь, прокурор или судья.

Не возлагайте на обжалование действий следователя, прокурора, дознавателя слишком больших надежд, поскольку тот, кому вы жалуетесь, чаще всего будет воспринимать вас как преступника, пытающегося избежать уголовной ответственности. Пишите жалобы кратко, убедительно, доказательно.

При обжаловании вышестоящему прокурору либо прикладывайте ответ на вашу первую жалобу (или его копию), либо прилагайте копию вашей жалобы, из которой будет видно, что прокурором отведенный для ответа трехдневный срок пропущен.

Обжалуйте действия следователя, дознавателя или прокурора в суд, не получив ответ в установленный законом срок.

Не только сам заключенный занимается защитой своих прав. Чтобы помочь добиться справедливости, в России имеется не только прокуратура или суд, но и другие органы. Несколько лет назад, например, был создан институт Уполномоченного по правам человека, к которому также можно обращаться за защитой. В министерстве юстиции и ФСИН также созданы специальные службы, занимающиеся контролем за правами заключенных.

В минюсте создан и функционирует отдел по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Отдел является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, организующим и осуществляющим ведомственный контроль за исполнением федерального законодательства и международных нормативных правовых актов по правам человека, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и координирующим данное направление деятельности других подразделений министерства. Управление подчиняется непосредственно Министру юстиции РФ.

Отдел взаимодействует со структурными подразделениями центрального аппарата минюста, аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, правоохранительными органами и иными заинтересованными ведомствами, общественными объединениями и организациями, деятельность которых связана с соблюдением прав человека.

В Федеральной службе исполнения наказания тоже существует отдел по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе. Он является структурным подразделением ФСИН.

Основными задачами отдела являются:

  • участие в контроле за созданием необходимых условий для соблюдения прав лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; осужденных к лишению свободы; сотрудников и работников учреждений и органов УИС;
  • обеспечение взаимодействия с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП);
  • участие во взаимодействии с делегациями Международного Комитета Красного Креста (МККК);
  • обеспечение взаимодействия с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека;
  • обеспечение взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
  • взаимодействие с российскими общественными правозащитными организациями в сфере совершенствования порядка соблюдения прав человека в следственных изоляторах, тюрьмах, колониях и других подразделениях УИС;
  • участие в организации и проведении федеральных избирательных кампаний в местах содержания под стражей УИС.

Кстати сказать, в каждом территориальном органе УИС введены должности помощников начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека.

Читайте также:
Расходы на проживатние внештатного сотрудника

Часто заключенные считают, что их, за тот или иной проступок, неправильно наказали. Как уже было сказано выше, жалобу можно направлять вышестоящему начальству, прокурору или в суд. Но направлять жалобы нужно строго по инстанции. Ниже, в таблице, изложен порядок направления жалоб по инстанции.

Последовательность обжалования наложенного взыскания:

Начальник Управления СИЗО и тюрем ФСИН

Директор ФСИН Калинин Юрий Иванович

Министр юстиции РФ Чайка Юрий Яковлевич

Председатель Правительства РФ Фрадков Михаил Ефимович

Прокурор области (края, республики в составе РФ, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга)

Зам. Генерального прокурора РФ

Генеральный прокурор РФ Устинов Владимир Васильевич

В такой же последовательности обжалуются не только взыскания, но и любые другие действия администрации СИЗО.

Надо знать, что существует ответственность для сотрудников СИЗО, чье обращение с заключенными и осужденными может быть названо бесчеловечным и жестоким. В Законе “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” статьи с конкретным указанием ответственности за бесчеловечное обращение, подобной статье 117, существовавшей в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР, нет. Вместе с тем сотрудники, являясь гражданами России, несут, как и все остальные граждане, уголовную ответственность за совершенные ими преступления. Так, например, за злоупотребление служебным положением или за превышение должностных полномочий сотрудник СИЗО, как и любое другое должностное лицо, может быть осужден на срок до 10 лет [УК РФ, ст.ст. 285, 286] .

Кроме того, заключенных часто интересует, может ли администрация СИЗО устанавливать какие-либо ограничения для заключенных на основании закрытых документов ФСИН или Минюста РФ. Не может, так как, согласно Конституции РФ [Конституция РФ, части 1 и 3 ст. 15, часть 2 ст. 55] , любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (в том числе и заключенного), не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. А поскольку Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, то все остальные законы и подзаконные акты, если они ей противоречат, не могут применяться, а в случае незаконного их применения такие действия могут и должны обжаловаться в суде.

Заключенным часто не ясно, что такое “моральный вред” и каким образом его можно компенсировать в случае, если он причинен незаконными действиями администрации следственного изолятора.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20.12.94 г., под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. д.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред может заключаться в:

  • нравственных переживаниях в связи с утратой родственников;
  • невозможности продолжать активную общественную жизнь;
  • потере работы;
  • раскрытии семейной, врачебной тайны;
  • распространении не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина;
  • временном ограничении или лишении каких-либо прав;
  • физической боли, связанной с причиненным увечьем;
  • ином повреждении здоровья;
  • заболевании, перенесенном в результате нравственных страданий;
  • унижающих человеческое достоинство действиях и др.

Если гражданину (в том числе заключенному) причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями (в том числе администрации СИЗО), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные обстоятельства.

Суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет:

Читайте также:
Согласие на продажу квартиры после развода

Куда жаловаться на исправительную колонию?

Жалоба на исправительную колонию аналогична жалобе на администрацию колонии. Помимо вышеуказанных органов жалобу можно подать в общественные объединения, которые осуществляют общественные контроль за обеспечением прав человека в местах лишения свободы, так называемые общественные наблюдательные комиссии, которые образуются в субъектах РФ.

Подозреваемым, обвиняемым, осужденным лицам, находящимся в заключении, при необходимости должна оказываться медицинская помощь подразделениями медорганизаций, подведомственных соответствующим органам УИС, а если такие медорганизации не в состоянии оказать какую-то медпомощь, то такую медпомощь должны оказать государственные или муниципальные медорганизации.

Если лицу под стражей не оказывается медицинская помощь или оказывается ненадлежащего качества, необходимо написать жалобу. Жалобу можно написать одновременно в различные органы. Прежде всего необходимо написать жалобу на имя начальника соответствующего учреждения. Также жалоба может быть подана в УФСИН, в прокуратуру, уполномоченному по правам человека, в судебные органы, в ЕСПЧ.

ФСИН России осуществляет ведомственный контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности в медорганизациях УИС.

Жалоба может быть выражена в устной форме, в частности, когда администрацией исправительного учреждения ежедневно производится обход камер. В этом случае жалоба будет записана в журнал приема осужденных по личным вопросам и доведена до начальства.

Как правильно подать жалобу заключенному, находящемуся в (СИЗО, ИК)

Каждый гражданин, попавший в места лишения свободы, сохраняет за собой право обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Ч 1 ст. 15 УИК РФ.

Также заключенный может уполномочить своих знакомых или родных совершать ряд действия от своего имени, оформив на них доверенность. Тот, кому заключенный передал полномочия, указанные в доверенности, становится его доверенным лицом. (ч.1 ст ГПК).

Зачастую, родственник, получивший статус доверенного лица, полагает, что «вместо» или «наряду» с заключенным может обжаловать судебные решения, вынесенные в отношении заключенного, наложенные взыскания, ходатайствовать о смягчении наказания, условно – досрочном освобождении и т.д. Так ли это? Обратимся к закону.

Кто может обжаловать приговор

В апелляции обжаловать не вступивший в силу приговор может сам осужденный и каждый из представителей его интересов, участвующих в судебном процессе – адвокат, общественный защитник, если таковой был допущен. Ст 189. УПК

В следующей инстанции правила меняются. Право кассационного обжалования вступившего в силу приговора со стороны защиты получает только один из перечисленных участников. Это значит, что кассационную жалобу может подать либо адвокат, (защитник), либо сам осужденный. Если осужденный обращается в суд кассационной инстанции с жалобой на судебное решение после того, как его ранее обжаловал адвокат или его защитник, жалоба будет признана повторной и отклонена без рассмотрения. Тоже относится и к случаю, если сначала подает осужденный, а потом его защитник. п. 5 ч.1 ст. 401.5 УПК.

Участие иных лиц в этом процессе не предусмотрено.

Кто подписывает жалобы

Жалоба, составленная самим осужденным, должна быть подписана им самим. Жалоба, написанная в его интересах, должна быть подписана лицом, которое обладает правом обжалования ­– адвокатом (защитником) или законным представителем (если осужденный несовершеннолетний). Ни родственники, ни его друзья не имеют такого права.

Как правильно подать жалобу

Подозреваемый, обвиняемый, содержащийся под стражей в следственном изоляторе, обращается с заявлениями и жалобами в суд или прокуратуру, другие государственные органы власти только через администрацию учреждения, в котором содержится под стражей. Ст 21, № 103 ФЗ.

Осужденный, находящийся в исправительном учреждении, подает заявления, ходатайства, жалобы в суд, прокуратуру, администрацию учреждения, органы ФСИН и другие органы, через администрацию учреждений, исполняющих наказания. Часть 3, ст. 15 УИК.

Иногда родственники пытаются составить обращение от имени заключенного и самостоятельно отправить его в соответствующие органы. Или заключенный просит их передать свою жалобу в суд «напрямую», минуя администрацию изолятора или колонии. Суд или любой другой орган, не примет жалобу заключенного, если на ней не будет отметок учреждения, в котором он содержится: печать, исходящий номер и т.д.

Читайте также:
Как вернуться на должность

Важно

Полномочия родственника (знакомого), выступающего доверенным лицом заключенного, ограничиваются рамками гражданско-правовых отношений и действиями, указанными в доверенности.

Например, по доверенности можно: получить копии судебных решений, выписать сидельца из квартиры, распорядиться его имуществом, закрыть банковский счет, осуществлять права пациента и т.д.

Представлять интересы обвиняемого, осужденного в уголовном процессе может только адвокат или защитник.

Об это важно помнить, чтобы не допустить затягивания процесса, пропуска сроков обращения и потери документов.

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

11 ноября 2014, 17:03

Наименование статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ дано в обобщенном виде, но ее содержание подразумевает традиционные виды жалоб, заявлений, ходатайств и предложений, с которыми осужденные обращаются по поводу интересующих их вопросов. В настоящее время со своими обращениями осужденные могут обращаться по любым вопросам. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие права осужденных. Заявления и ходатайства могут касаться разрешения любых вопросов, относящихся в том числе и к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных, особенно в связи с их нарушением или ограничением. Предложения, как правило, носят позитивный характер и направлены на совершенствование условий жизнедеятельности как самих осужденных, так и всего общества в целом, в чем проявляется их связь с гражданским обществом.

Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Все они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, которая обязана дать ответ на каждое обращение осужденных.

Вышеуказанная статья УИК РФ устанавливает порядок подачи обращений осужденных в зависимости от того, какой вид наказания отбывает осужденный. Так, предложения, заявления и жалобы осужденных относительно ареста, лишения свободы, смертной казни, содержания в дисциплинарной воинской части, адресованные в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, в суд, органы прокуратуры, государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. К таким обращениям администрация, как правило, прилагает сведения, содержащие краткие установочные данные о заявителе, а также информацию о том, когда и как разрешалась проблема, обозначенная в обращении. Лица, осужденные к иным видам наказаний, направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.

Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Однако предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (суд, прокуратура, вышестоящие органы УИС, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и субъектах РФФРФрр и др.), цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

В статье 15 УИК РФ речь идет не только о контроле, но и о надзоре. Кроме того, в ней говорится не обо всех государственных органах, а об органах, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания, в число которых входят суд и прокуратура. УИК регламентирует осуществление контроля органами государственной власти (ст. 19), а также судебного контроля (ст. 20), ведомственного контроля (ст. 21), прокурорского надзора (ст. 22) и контроля общественных объединений (ст. 23). Однако контроль общественных объединений за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществим лишь в пределах, которые установлены законодательством РФ.

Органами, имеющими право контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, являются: законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов; органы судебной власти (включая Конституционный Суд РФ). Обращения осужденных, адресованные указанным органам, цензуре не подлежат.

Читайте также:
Оформление и получение шенгенской визы в Словению

При применении статьи 15 УИК РФ следует иметь в виду, что обращения осужденных по поводу решений и действий администрации органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и действий. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством РФ сроки и довести принятые решения до сведения осужденных, т.е. в данном случае применяется обычный для всех порядок рассмотрения обращений граждан.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Для этого достаточно правильно составить документ и подать его в суд до момента окончания срока обжалования. Если такой срок будет пропущен, придется обратиться с ходатайством о продлении. Но оно будет удовлетворено только в том случае, если истец сможет доказать, что пропуск был обусловлен серьезной причиной.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Свердловской области

Наименование статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ дано в обобщенном виде, но ее содержание подразумевает традиционные виды жалоб, заявлений, ходатайств и предложений, с которыми осужденные обращаются по поводу интересующих их вопросов. В настоящее время со своими обращениями осужденные могут обращаться по любым вопросам. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие права осужденных. Заявления и ходатайства могут касаться разрешения любых вопросов, относящихся в том числе и к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных, особенно в связи с их нарушением или ограничением. Предложения, как правило, носят позитивный характер и направлены на совершенствование условий жизнедеятельности как самих осужденных, так и всего общества в целом, в чем проявляется их связь с гражданским обществом.

Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Все они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, которая обязана дать ответ на каждое обращение осужденных.

Вышеуказанная статья УИК РФ устанавливает порядок подачи обращений осужденных в зависимости от того, какой вид наказания отбывает осужденный. Так, предложения, заявления и жалобы осужденных относительно ареста, лишения свободы, смертной казни, содержания в дисциплинарной воинской части, адресованные в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, в суд, органы прокуратуры, государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. К таким обращениям администрация, как правило, прилагает сведения, содержащие краткие установочные данные о заявителе, а также информацию о том, когда и как разрешалась проблема, обозначенная в обращении. Лица, осужденные к иным видам наказаний, направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.

Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Однако предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (суд, прокуратура, вышестоящие органы УИС, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и субъектах РФФРФрр и др.), цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

В статье 15 УИК РФ речь идет не только о контроле, но и о надзоре. Кроме того, в ней говорится не обо всех государственных органах, а об органах, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания, в число которых входят суд и прокуратура. УИК регламентирует осуществление контроля органами государственной власти (ст. 19), а также судебного контроля (ст. 20), ведомственного контроля (ст. 21), прокурорского надзора (ст. 22) и контроля общественных объединений (ст. 23). Однако контроль общественных объединений за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществим лишь в пределах, которые установлены законодательством РФ.

Ссылка на основную публикацию