Дисциплинарная ответственность военнослужащих

66. Командующие войсками военного округа, фронта, флотом и им равные в отношении подчиненных им прапорщиков и мичманов пользуются правом применять дисциплинарные взыскания в полном объеме настоящего Устава.

Глава 3

47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву также в виде административного штрафа.
Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.
Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.
Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.
Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.
Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
48. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка – с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.
49. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.
Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.
При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.
51. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:
доставление;
задержание;
личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;
изъятие вещей и документов;
временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;
отстранение от управления транспортным средством;
медицинское освидетельствование.
Правом применения указанных мер обладают:
командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше – к военнослужащим, подчиненным им по службе;
дежурный по воинской части – к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;
начальник гарнизона, военный комендант гарнизона, дежурный по гарнизону – к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной служб; временно находящимся в гарнизоне; находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);
начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) – к военнослужащим во время следования по путям сообщения;
должностные лица военной автомобильной инспекции гарнизона – к военнослужащим – водителям транспортных средств воинских частей, совершивших дисциплинарный проступок и (или) нарушение требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
старший военнослужащий – к младшему военнослужащему при нарушении последним воинской дисциплины в случае, указанном в статье 79 настоящего Устава.
52. Не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме.
53. В целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права, по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден: солдат и матросов – на собраниях личного состава.

Какие административные наказания не могут быть применены ко всем военнослужащим?

Читайте также:
Какие новые правила действуют при регистрации на рейс

Какие административные наказания не могут быть применены только к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву?

Что не являются дисциплинарным взысканием, выраженное командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме?

Где по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден проступок солдата?

Дисциплинарная ответственность военнослужащих

Глава 3. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных организаций до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.

Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

48. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка – с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

49. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.

При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.

50. При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выясняются обстоятельства совершения им дисциплинарного проступка и осуществляется сбор доказательств.

Доказательствами при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

В качестве доказательств допускаются:

объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;

заключение и пояснения специалиста;

показания специальных технических средств;

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в их совокупности. Использование доказательств, полученных с нарушением законодательства Российской Федерации, не допускается.

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и документов до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке.

Порядок возврата, передачи и уничтожения вещественных доказательств определяется законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом (приложение N 6), Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

51. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;

изъятие вещей и документов;

временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;

Читайте также:
Агентство по страхованию вкладов, что это за организация

отстранение от управления транспортным средством;

Право применять указанные меры имеют:

командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше – к военнослужащим, подчиненным им по службе;

дежурный по воинской части – к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;

начальник гарнизона, помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, дежурный по гарнизону – к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной служб; к военнослужащим, временно находящимся в гарнизоне; к военнослужащим, находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) удостоверяющих право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);

начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) – к военнослужащим во время следования по путям сообщения;

военнослужащие военной полиции – к военнослужащим в случаях, определенных федеральными законами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

старшие военнослужащие – к младшим военнослужащим при нарушении ими воинской дисциплины в случае, определенном статьей 79 настоящего Устава;

начальники и патрульные гарнизонных патрулей – к военнослужащим в случаях, определенных федеральными законами и Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке указан в приложении N 6.

(статья 51 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

52. При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, применить к нему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости привлечь к дисциплинарной ответственности. При этом он должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

Не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме.

53. В целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права, по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден: солдат и матросов – на собраниях личного состава; сержантов и старшин – на собраниях сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов – на собраниях прапорщиков и мичманов; офицеров – на офицерских собраниях.

Дисциплинарные взыскания, применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам

55. К солдатам, матросам, сержантам и старшинам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

б) строгий выговор;

в) лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

г) лишение нагрудного знака отличника;

д) предупреждение о неполном служебном соответствии;

е) снижение в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины);

ж) снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины);

з) снижение в воинском звании со снижением в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины);

и) досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

к) дисциплинарный арест.

К солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву, применяются все виды дисциплинарных взысканий, указанные в настоящей статье, за исключением предусмотренных пунктами “д” и “и”, а к проходящим военную службу по контракту – за исключением предусмотренного пунктом “в”.

К военнослужащим женского пола, проходящим военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом “к” настоящей статьи, не применяется.

К курсантам военных образовательных организаций, помимо дисциплинарных взысканий, указанных в настоящей статье (за исключением дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом “и”), может быть применено дисциплинарное взыскание – отчисление из военной образовательной организации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 № 483)

Особенности привлечения к ответственности

Какие моменты важны в плане привлечения к дисциплинарной ответственности:

  1. Основания и порядок регламентируются Указом Президента РФ №1495, ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Обычный трудовой кодекс в данном случае не применяется – он для гражданских.
  2. Перед принятием решения о привлечении к ответственности должно проводиться расследование, чтобы установить всех виновных лиц и степень их вины.
  3. Наказание должно быть соразмерно проступку. Например, нельзя расторгнуть контракт только за то, что вы опоздали на 15 минут, никого не предупредив.
  4. Разбирательства вправе проводить командир или уполномоченное им лицо, имеющее должность и звание не ниже, чем у вас.
  5. В ходе разбирательства должны быть установлены события; дата, время и место; есть ли вредные последствия проступка и какие; условия и причины, способствовавшие совершению проступка.
  6. Разбирательство завершается составлением протокола по установленной форме. Если проступок совершен группой лиц, протоколы оформляются на каждого. Командир воинской части должен рассмотреть их в срок до двух суток и принять решение: направить документы в гарнизонный суд, или привлечь всех к дисциплинарной ответственности.
  7. Срок расследования не должен превышать 30 суток с момента, когда командиру стало известно о проступке.
Читайте также:
Административные Взыскания

Теперь о давности привлечения к ответственности. Наказать могут в течение одного года с момента совершения проступка. Взыскание же применяется в течение 10 суток с даты, в которую начальнику стало известно о нем, за исключением времени разбирательства.

Законом запрещено наказывать дважды за один и тот же проступок, соединять одно взыскание с другим или применять его ко всему личному составу вместо наказания непосредственных виновников.

Например, если ваш сослуживец прогулял работу и начальник об этом узнал, вас и остальных военнослужащих привлечь к ответственности за это не могут.

О взыскании узнают по-разному

Например, солдатам или матросам о примененных взысканиях объявляют лично или перед строем. Сержантам и старшинам – лично, на совещании или перед строем военнослужащих с такими же званиями.

Мичманам и прапорщикам могут объявить о взыскании так же, или на совещании офицеров. Последним же объявляется о взыскании лично или на совещании таких же офицеров.

Запрещено объявлять взыскание командирам или начальникам в присутствии их подчиненных. Также взыскание может быть отражено в приказе.

Есть отдельные обстоятельства, когда привлечь вообще нельзя

Об этих обстоятельствах говорится в ст. 28.3 ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Например, вас не могут привлечь, если вы допустили проступок в виде действия или бездействия, и он был совершен:

  1. Во исполнение приказа командира – он обязателен для всех.
  2. В состоянии крайней необходимости или обороны.
  3. При задержании человека, совершившего преступление, и вы решили доставить его правоохранительным органам.
  4. Под влиянием физического воздействия третьего лица на вас.
  5. Для достижения общественно полезной цели, если риск был обоснован.

Если вы ушли с территории части, чтобы по распоряжению командира что-то сделать за ее пределами, взыскание к вам применить не могут. Если же вы покинули часть без ведома, ответственность вполне возможна.

Глава 3. Дисциплинарная ответственность военнослужащих

47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.
Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.
Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.
Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.
Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.
Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

48. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка – с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

49. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.
Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.
При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.

Читайте также:
Как взыскать деньги, выданные в заем директору фирмы?

50. При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выясняются обстоятельства совершения им дисциплинарного проступка и осуществляется сбор доказательств.

Доказательствами при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

В качестве доказательств допускаются:
– объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;
– объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;
– заключение и пояснения специалиста;
– документы;
– показания специальных технических средств;
– вещественные доказательства.

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в их совокупности. Использование доказательств, полученных с нарушением законодательства Российской Федерации, не допускается.

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и документов до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке.

Порядок возврата, передачи и уничтожения вещественных доказательств определяется законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом (приложение N 6), Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

51. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:
– доставление;
– задержание;
– личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;
– изъятие вещей и документов;
– временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;
– отстранение от управления транспортным средством;
– медицинское освидетельствование.

Правом применения указанных мер обладают:
– командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше – к военнослужащим, подчиненным им по службе;
– дежурный по воинской части – к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;
– начальник гарнизона, помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, дежурный по гарнизону – к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной служб; временно находящимся в гарнизоне; находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) удостоверяющих право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);
– начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) – к военнослужащим во время следования по путям сообщения;
– военнослужащие военной полиции – к военнослужащим в случаях, определенных федеральными законами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– старший военнослужащий – к младшему военнослужащему при нарушении последним воинской дисциплины в случае, указанном в статье 79 настоящего Устава.

Порядок применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке указан в приложении N 6.

52. При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, применить к нему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости привлечь к дисциплинарной ответственности. При этом он должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.
Не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме.

53. В целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права, по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден:
– солдат и матросов – на собраниях личного состава;
– сержантов и старшин – на собраниях сержантов и старшин;
– прапорщиков и мичманов – на собраниях прапорщиков и мичманов; офицеров – на офицерских собраниях.

Глава 1

1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

– быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;

Читайте также:
Как оплатить нерабочую неделю

– выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

– стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

– быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

– поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

– оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

– с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

4. Высокая воинская дисциплина достигается:

– воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

– личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;

– поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;

– четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

– повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

– созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.

5. За состояние дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

6. В целях поддержания высокой воинской дисциплины в воинской части (подразделении) командир обязан:

– изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими различных национальностей;

– знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и повышению морально-психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий;

– немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы и решительно пресекать всякие действия, которые могут причинить вред боеспособности воинской части (подразделения); организовывать правовую пропаганду и проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков;

– воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, особенно уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, фактам социальной несправедливости, широко используя при этом гласность;

– систематически анализировать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние подчиненных ему военнослужащих, своевременно и объективно докладывать о них вышестоящему командиру (начальнику), а о преступлениях и происшествиях – немедленно.

Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих – важнейшая обязанность командира (начальника). Командир (начальник), допустивший сокрытие нарушений воинской дисциплины, преступлений и происшествий, привлекается к ответственности.

7. Командир (начальник) должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов, воинских уставов и приказов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.

Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу командира (начальника) о неприкосновенности его личности, об уважении его чести и достоинства.

8. Деятельность командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в воинской части (подразделении), а по точному соблюдению им законов и воинских уставов, полному использованию своей дисциплинарной власти и выполнению своих обязанностей в целях наведения порядка и своевременного предупреждения нарушений воинской дисциплины. Ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невиновный не должен быть наказан.

Командир (начальник), не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для их восстановления, несет за это ответственность.

За преступления, происшествия и проступки подчиненных, не являющиеся прямым следствием деятельности командира (начальника) или непринятия им мер по их предупреждению, он ответственности не несет.

Каждый военнослужащий обязан содействовать командиру (начальнику) в восстановлении порядка и дисциплины. За уклонение от содействия командиру (начальнику) военнослужащий несет ответственность.

9. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия.

В случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного командир (начальник) обязан для восстановления порядка и дисциплины принять все установленные законами и воинскими уставами меры. При этом оружие может быть применено только в боевой обстановке, а в условиях мирного времени – в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2002 года Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 года N 671, – см. предыдущую редакцию).

Читайте также:
Документы для налогового вычета на ребенка

10. Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники и начальники, указанные в разделе “Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях” (глава 3).

Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам.

11. Командиры (начальники), должности которых в настоящем Уставе (приложение 1) не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по занимаемой должности:

а) младший сержант, сержант, старшина 2 статьи и старшина 1 статьи – властью командира отделения;

б) старший сержант и главный старшина – властью заместителя командира взвода;

в) старшина и главный корабельный старшина, прапорщик и мичман, старший прапорщик и старший мичман – властью старшины роты (команды);

г) младший лейтенант, лейтенант и старший лейтенант – властью командира взвода (группы);

д) капитан и капитан-лейтенант – властью командира роты (корабля IV ранга);

е) майор, подполковник, капитан III ранга и капитан II ранга – властью командира батальона (корабля III ранга);

ж) полковник и капитан I ранга – властью командира полка (корабля I ранга);

з) генерал-майор и контр-адмирал – властью командира дивизии;

и) генерал-лейтенант и вице-адмирал – властью командира корпуса (эскадры);

к) генерал-полковник и адмирал – властью командующего армией (флотилией);

л) генерал армии, адмирал флота и Маршал Российской Федерации – властью командующего войсками округа, фронта, группой войск, флотом.

При временном исполнении обязанностей по службе командиры (начальники) пользуются дисциплинарной властью по должности, объявленной в приказе.

12. Заместители командиров подразделений, воинских частей и соединений, старшие помощники командиров кораблей в отношении подчиненных им лиц пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных их непосредственным начальникам.

На кораблях, где имеются старший помощник и помощник командира корабля, последний пользуется дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных старшему помощнику.

13. Офицеры от заместителя командира полка и ниже при нахождении с подразделениями или командами в командировке в качестве их начальников, а также при выполнении определенной в приказе командира воинской части самостоятельной задачи вне места дислокации своей части пользуются дисциплинарной властью на одну ступень выше прав по занимаемой должности.

Военнослужащие, назначенные начальниками команд, в указанных ранее случаях пользуются дисциплинарной властью: солдаты, матросы, сержанты и старшины – властью старшины роты (команды); имеющие воинское звание старшина, главный корабельный старшина, прапорщик и мичман – властью командира взвода (группы); прапорщики и мичманы, занимающие должности командиров взводов (групп), – властью командира роты.

14. Офицеры – командиры подразделений слушателей и курсантов – в военных образовательных учреждениях профессионального образования пользуются дисциплинарной властью в отношении подчиненных им лиц на одну ступень выше прав по занимаемой должности.

15. Министр обороны Российской Федерации в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации пользуется дисциплинарной властью в полном объеме настоящего Устава.

16. Заместители министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных министру обороны.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в отношении военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Виновен! Что делать?

По любому, даже самому незначительному факту нарушения дисциплины начальство должно провести разбирательство.

Если в совершении проступка было задействованы несколько человек, то оно может проходить как для группы, так в отношении каждого участника.

Юридические моменты

При подозрении на совершение проступка военным или лицом, призванном на сборы, выясняются и указываются в протоколе следующие обстоятельства:

  • суть проступка, дата и время его совершения, способ;
  • участники события, из ФИО, звания и должности;
  • доказательства вины и мотивы проступка, причины и условия;
  • характеристика подозреваемых;
  • последствия совершенного виновного (без)действия;
  • факты, отягчающие ответственность, а также смягчающие ответственность или исключающие ее вовсе;
  • иные полезные для дела (на усмотрение составителя протокола) детали.

С военнослужащего, которые обвиняется в нарушении дисциплины, должны взять объяснительную, однако сам служащий может отказаться ее давать.

К материалам разбирательства также прикрепляются свидетельства лиц, имеющих информацию о рассматриваемом событии, заключения специалистов, показания техники, вещественные доказательства, материалы, записанные с помощью фото-, видео- и аудиотехники.

При необходимости проводится медицинское освидетельствование, отказ от которого считается отягчающим обстоятельством для обвиняемого.

ВС РФ

Для прекращения дисциплинарного проступка, определения личностей нарушителей, подготовки материалов дела подозреваемого в совершении неправомерного (без)действия могут:

  • доставить до воинской части;
  • задержать до выяснения деталей — от 3-х до 48-ми часов;
  • досмотреть личные вещи и транспортное средство;
  • изъять вещи и документы;
  • временно отстранить от исполнения обязанностей;
  • отстранить от управления транспортом;
  • попросить пройти медицинское освидетельствование.

При появлении обстоятельств, которые исключают несение дисциплинарной ответственности, разбирательство прекращается.

Читайте также:
Правила въезда и нахождения в Лаосе

По окончании разбирательства начальством составляется протокол о проступке в отношении каждого, чья вина была доказана. Военнослужащий может не подписывать протокол, тогда об этом делается соответствующая запись, а копия документа выдается обвиняемому под расписку.

В Общевоинском Уставе Вооруженных сил и ФЗ «О статусе военнослужащих», указаны полномочия командиров при привлечении подчиненных к ответственности.

Права и обязанности отличаются в зависимости от званий и должностей командиров, налагающих ответственность на подчиненного. Даже если военнослужащий совершил противоправный поступок по неосторожности, или вовсе не делал ничего, когда должен был, он все равно признается виноватым в нарушении дисциплины.

Привлекать такого человека к ответственности можно лишь в том случае, если его причастность и вина были подтверждены.

Дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность военнослужащих за правонарушения

Согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка – с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

Следует учитывать, что согласно п. 8 ст. 28.2. Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка (срок давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности), в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка. Согласно этой же статье привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно предшествовать разбирательство. Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, течение указанного срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно исчисляться со дня, когда соответствующему командиру (начальнику) стало известно о совершенном подчиненным проступке (нарушении).

В соответствии со ст. 2.5. Кодекса об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 – 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 – 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 – 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Таким образом, в случае нарушения Правил дорожного движения военнослужащие привлекаются к административной ответственности наравне с другими гражданами, то есть на общих основаниях, однако следует помнить, что дела о таких правонарушениях рассматриваются военными судами. В этой связи представляет интерес позиция Президиума ВС РФ сформулированная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2007 года (см. Постановление по делу № 45-АФ07-49) согласно которой, “сокрытие информации о прохождении военной службы при составлении протокола об административном правонарушении не является в последующем основанием для признания решения суда о привлечении к административной ответственности, вынесенным с нарушением правил подсудности) (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 10 октябрь 2007 г. С. 21). Таким образом, не стоит скрывать перед судом или лицом, составляющим протокол о совершении правонарушения, что Вы являетесь военнослужащим, в надежде, что вынесенное постановление будет считаться незаконным. Напротив, согласно Постановлению судьи Верховного Суда РФ от 25.12.2015 г. № 13-АД15-8 решение по делу об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, вынесенное не военным судом, если суду было известно о том, что предполагаемый нарушитель является военнослужащим, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности. (Кстати, если Вы попали в ДТП, Вам не платит страховая компания, не выплатила страховое возмещение в полном объеме или тянет с выплатой страхового возмещения, Вы можете пройти по ссылке и почерпнуть много полезной информации по этому вопросу.).

Читайте также:
По каким бывшим сотрудникам нужно заполнить раздел 3

Во всех остальных случаях, кроме тех, что указаны в ч. 2 ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях военнослужащие совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и в случае совершения ими дисциплинарного проступка.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащий привлекается в общем порядке, без каких-либо особенностей, в случаях, порядке и размерах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, когда им, например, не при исполнении обязанностей военной службы причинен материальный ущерб (например, при ДТП) или моральный вред третьим лицам, не исполнены какие-либо обязательства, принятые на себя по договору (сделке), либо им без правовых оснований приобретено (сохранено) имущество, включая деньги.

Федеральным законом от 12.07.1999 N 161-ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих” установлено, что военнослужащие, причинившие ущерб при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность, по общему правилу, в ограниченном размере. Это означает, что в большинстве случаев военнослужащему, виновному в причинении ущерба, не придется в полном объеме возмещать причиненный им ущерб, размер материальной ответственности военнослужащего, как правило, ограничен 1, 2, 3 окладами месячного денежного содержания и надбавками за выслугу лет. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
– военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
– действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
– в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
– умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
– военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются как в случаях совершения ими преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность для всех остальных граждан, так и в случае совершения ими преступлений, за которые привлекаются к уголовной ответственности только военнослужащие.

Так, например, согласно ст. 337 УК РФ признается уголовным преступлением самовольное оставление военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту – продолжительностью свыше десяти суток.

Если у Вас есть вопросы к военному юристу, касающиеся привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или материальной ответственности, обращайтесь к нам.

Нужна помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Дисциплинарная и административная ответственность военнослужащих

Дисциплинарная ответственность военнослужащих. Условием высокой организованности и боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации является воинская дисциплина, правила которой строго соблюдаются всеми военнослужащими. Служить одним из важнейших активных средств укрепления воинской дисциплины призвана дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки).

Юридический институт дисциплинарной ответственности военнослужащих предусмотрен ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но регламентация применения этого вида ответственности содержится в ДУ ВС РФ. При этом необходимо иметь в виду, что положения данного Устава распространяются также и на военнослужащих других войск, воинских формирований и служб, в которых предусмотрена военная служба.

Как следует из определения, дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нару­шениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослу­жащих.

Основаниями дисциплинарной ответственности военнослужащих являются, во-первых, нормативные акты, определяющие противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих (правовое основание), и, во-вторых, совершение воинского дисциплинарного проступка, т. е. виновного противоправного деяния (фактическое основание).

Читайте также:
Согласие на продажу квартиры после развода

Дисциплинарная ответственность военнослужащих обладает всеми признаками, характерными для юридической ответственности в целом, но имеет ряд особенностей, свойственных только этому виду ответственности. Такими особенностями являются следующие:

— ДУ ВС РФ, который регулирует порядок применения дисциплинарной ответственности, не предусматривает такого видового разнообразия составов правонарушений, как, например, нормативные правовые акты, действующие в области уголовной или административной ответственности.

Дисциплинарными проступками в соответствии со ст. 48 ДУ ВС РФ являются любые нарушения воинской дисциплины или общественного порядка. Необходимо признать, что нормы указанного акта содержат определенную дифференциацию правонарушений, выделяя из их общей массы грубые дисциплинарные проступки, однако это разделение носит рекомендательный характер и при выборе вида и размера взыскания в каждом конкретном случае может лишь учитываться.

Определение же степени общественной опасности конкретного дисциплинарного проступка и выбор соответствующих этой опасности средств дисциплинарного воздействия целиком возлагается на усмотрение командира (начальника);

— если гражданские лица, работающие по трудовому договору, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности только решением руководителя предприятия (организации, учреждения), то военнослужащие привлекаются к этой ответственности любым из их командиров (начальников);

— особенностью дисциплинарной ответственности военнослужащих является также максимальная дифференциация объема прав командиров (начальников) по ее применению к военнослужащим. ДУ ВС РФ различает девять категорий начальников, различающихся по этому признаку, от командиров отделений до заместителей министра обороны;

— специфическим для рассматриваемого вида юридической ответственности военнослужащих является и то, что ДУ ВС РФ, кроме общих дисциплинарных взысканий, применяемых ко всем военнослужащим (выговор, строгий выговор), предусматривает также и специальные виды взысканий, применимых только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их воинских званий (солдаты (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры) и формы прохождения военной службы последними (по призыву или по контракту);

— исключительно административный порядок применения дисциплинарной ответственности военнослужащих. Если в отношении других видов юридической ответственности военнослужащих в тех или иных случаях предусмотрена необходимость обращения в суд для наложения на правонарушителя соответствующего взыскания, то дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).

С учетом приведенных выше особенностей состав воинского дисциплинарного проступка представляет собой следующее.

Объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка, т. е. порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Следует заметить, что под законами, соблюдения которых требует от военнослужащих воинская дисциплина, понимаются только те из них, которые регулируют военно-служебные отношения. Законы, регулирующие, например, порядок заключения и исполнения имущественных договоров, брачно-семейные отношения и т. п., не относятся к военно-служебной деятельности военнослужащих, и нарушение указанных нормативных актов нарушением воинской дисциплины не является.

Исключением из данного правила являются нарушения правил поведения военнослужащих в общественных местах, в том числе и во внеслужебное время (правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, учреждений культуры и иных общественных мест).

Хотя эти правила распространяются как на военнослужащих, так и на всех остальных граждан, однако в соответствии со ст. 3 ДУ ВС РФ являются для военнослужащих требованием воинской дисциплины. За нарушение этих правил военнослужащие также привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Субъектом воинского дисциплинарного проступка являются военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, служб и воинских формирований, в которых организуется военная служба. Помимо этого, правила воинской дисциплины распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, — при ношении ими этой формы.

Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка ДУ ВС РФ четко не определяется. По этой причине для вынесения решения о привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности не имеет значения, каким способом или в какой форме (действием или бездействием) им совершен указанный проступок.

Субъективная сторона сводится к требованию наличия вины в деянии военнослужащего. При этом вина может быть представлена в форме как умысла, так и неосторожности.

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. В случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге.

При назначении дисциплинарного взыскания командир (начальник) должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, устанавливаемых в ходе предварительного разбирательства.

В ходе разбирательства командиру (начальнику) надлежит установить:

— действительно ли имел место проступок;

— где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

— в чем он выразился;

— наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

— каковы последствия проступка;

— обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

— причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

Читайте также:
Как защитить себя от увольнения: советы и рекомендации

При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

При наложении дисциплинарного взыскания командиру (начальнику) запрещено унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях он при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток, после чего принимается решение о его ответственности.

Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника).

Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Однако он имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

Административная ответственность военнослужащих . Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Право органов исполнительной власти применять административную ответственность предоставляется им в тех отраслях государственного управления, в которых они действуют. Примерами таких органов могут служить органы внутренних дел, таможни, государственные инспекции (автомобильная, охотничья, рыбнадзора и др.), военные комиссариаты и т. д.

На указанные органы возлагается обязанность выявления административных правонарушений, оценка их характера, принятие решения о дальнейшем ходе дела, назначение административного наказания и обеспечение его исполнения.

В случаях, предусмотренных в законе, административные наказания могут налагаться судом.

Нормы административного права подлежат соблюдению всеми гражданами Российской Федерации, в том числе и военнослужащими. При этом военнослужащие обязаны их исполнять не только во внеслужебное время, но и, как правило, на службе. По этой причине в случае нарушения указанных норм военнослужащие подлежат ответственности юридической (в том числе и административной).

Однако применение к военнослужащим мер юридической ответственности за нарушение норм административного права имеет некоторые особенности, учитывающие специфику правового положения этой категории граждан (особые дисциплинарные требования к поведению военнослужащих, последовательное единоначалие в организации военного управления).

Упомянутые особенности предусмотрены ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которой военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения по общему правилу в соответствии с дисциплинарными уставами.

Исключением из этого правила служат совершенные военнослужащими нарушения: законодательства о выборах и референдумах;

в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Правил дорожного движения;

требований пожарной безопасности вне места службы;

законодательства об охране окружающей природной среды;

правил режима Государственной границы Российской Федерации;

режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В перечисленных случаях военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением того, что к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и в виде административного штрафа.

Порядок возврата, передачи и уничтожения вещественных доказательств определяется законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом (приложение № 6), Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161)

Ссылка на основную публикацию