Как писать заявление в школу на домашнее обучение

Неудовлетворительная аттестация является основанием для «добровольно-принудительного» возврата ученика в учебное заведение. Если родители ученика не отправят ребенка в школу, то у них могут возникнуть проблемы с органами опеки.

Семейное обучение. Как оформить перевод и что будет, если не пройти аттестацию

Недовольство относительно большой части родителей действующей системой традиционного образования – низким качеством знаний, некорректным отношением к ученикам со стороны учителей и пр. – побуждает к выбору: продолжать водить ребенка в класс или выбрать альтернативную форму обучения.

Разберемся, как перейти от ставшего привычным школьного образования к семейному: куда обращаться, с чего начать переоформление и главное – оправдан ли отказ от обучения в школе?

Что такое семейное образование

автор статьи Мария Прокофьева

Наша семья живет в деревне, и у нас две дочки школьного возраста. А школы поблизости нет, поэтому возникла проблема с обучением детей. Кроме того, считаем существующую систему образования несколько устаревшей — ученики приобретают формальные знания, которые едва ли смогут применить в жизни.

Когда старшей дочери пришла пора идти в школу, мы решились на семейную форму обучения. Расскажу, чем она отличается от других форм образования и какие плюсы и минусы прочувствовали на собственном опыте.

Семейное обучение часто путают с домашним и заочным. Однако у этих форм есть немало отличий.

Семейное обучение — ребенок получает образование в семье. Чтобы перейти на эту форму обучения, не нужны особые обстоятельства, необходимо только желание, возможность родителей и ребенка обучаться дома. Родители самостоятельно планируют и проводят занятия, несут ответственность за уровень подготовки ребенка. Школа лишь проводит аттестацию ученика, чтобы проверить уровень его знаний.

Домашнее обучение предназначено для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Учителя проводят занятия с ребенком индивидуально на дому либо дистанционно. Ответственность за полученные знания несет школа.

Заочное обучение. Ребенок учится по школьной программе и в привычном ритме: онлайн-уроки в рабочие дни, смена четвертей и каникул. Используя предоставленные школой учебные материалы, он выполняет домашние задания и отправляет их на проверку учителям по электронной почте или через образовательные платформы. Для заочного обучения используют, например, платформы Core, Mooble, ЕЦПК.

Аттестация на «заочке» бывает очная — ребенок в классе выполняет тестовые задания. Или дистанционная — учителя тестируют ребенка онлайн.

Дистанционное образование — симбиоз традиционного и семейного обучения. Родители с ребенком выбирают онлайн-школу, оплачивают обучение и занимаются по программе выбранной школы. Стоимость обучения составляет 50 000–70 000 ₽ в год.

Большая часть уроков идет в записи, поэтому ребенок может самостоятельно выбирать время, когда смотреть уроки. Некоторые занятия проходят в режиме онлайн — в это время ребенок должен быть у компьютера, слушать объяснения учителя, отвечать на вопросы. В конце урока или блока уроков ребенок выполняет тестовое задание, по которому получает обратную связь от педагога.

Закон разрешает сочетать несколько форм обучения. Например, некоторые предметы ребенок проходит традиционно в классе, а некоторые — дома. На мой взгляд, сочетать очное и семейное обучение сложно и не перспективно: школа неохотно идет на такой вариант и ребенок «выпадает» из коллектива своего класса.

Особенности разных форм обучения

Выбираем программу. Мы выбрали традиционную программу «Школа России», поскольку по ней в школе нам предложили выдать учебники. Плюс по этой программе можно найти электронные приложения — особенно это помогает, когда ребенок повторяет материал перед аттестацией. Приложения можно бесплатно скачать на сайте издательства «Просвещение».

Организуем учебный процесс. На наш взгляд, темы в начальной школе рассматриваются очень узко. Например, в учебнике по окружающему миру описаны два–три созвездия — только их ребенок должен знать при сдаче экзамена. Когда мы проходили дома тему звездного неба, то изучили ее глубже, потому что дочкам это интересно.

Много информации наши дети узнают из других источников: видеоуроков, книг, настольных игр и викторин. Кроме того, дома достаточно пособий для самостоятельного изучения: географическая карта во всю стену, целый шкаф познавательных книг, материалов и приспособлений для творчества. Покупать эти вещи гораздо интереснее, чем тратиться на форму и другие обязательные атрибуты школьника. По учебникам мы в основном повторяем материал и сверяем уровень знаний.

Процесс обучения в каждой семье происходит по-разному: на это влияет ритм жизни, темпераменты детей и родителей, особенности возраста. Например, в нашей семье к дочерям-ученицам нужен разный подход. Старшая дочь учится в 4 классе, она любит узнавать информацию сама — читает книги и учебники. Потом рассказывает, что нового она узнала, и мы это обсуждаем. Дочь-второклассница пока не любит читать, поэтому с ней надо заниматься больше — вместе читать, писать в прописи, обсуждать новые знания. Но многое девочки делают сообща: смотрят обучающие видео, ходят в художественную школу. В прошлом году вместе ходили на занятия по английскому, скалолазанию, верховой езде и лепке из глины. Вместе сестрам учиться веселее.

Нас часто спрашивают, как мы справляемся с русским и математикой. Русский язык лучше всех объясняет бабушка. Она нашла небольшие стихи по правописанию и сделала с ними яркий плакат. Придумала писать диктанты по любимым книжкам. Постоянно находит новые игры для тренировки письма, счета и чтения — дети от этого в восторге. Результатом таких занятий стала пятерка по русскому языку за 3 класс. Мы не гонимся за оценками, но все равно очень приятно.

Математику девочки полюбили еще до школы: считали примеры, решали задачи во время долгого ожидания или в поездке. Сначала складывали бананы и яблоки, делили конфеты — на практике и в уме. Потом задания усложнялись — считали деньги и время. Для тренировки грамотности и счета играем в настольные игры: «Эрудит», «Геометрика», «Корова 006». Сейчас хотим научиться играть в «Монополию» и шахматы.

У нас нет строгого режима, обычно занимаемся в первой половине дня, чтобы к вечеру об учебе уже не думать. Бывает, что утром запланирована поездка, тогда уроки откладываем на вечер или переносим на другой день. Выходных, как в школе, у нас тоже нет, потому что учеба не становится тяжким трудом, это интересная часть повседневной жизни.

Еще у нас нет четкого деления на уроки. На мой взгляд, предметы в начальной школе взаимосвязаны и нередко смешиваются: например, из окружающего мира тема переходит в русский язык или музыку. Наши совместные занятия всегда проходят в форме диалога: дети высказывают свое мнение, приводят примеры, и мы все это обсуждаем. Мне кажется, именно в этом преимущество домашнего обучения. Понимаю, что в средней школе будет больше предметов, и они будут значительно сложнее. Пока это не пугает — я люблю учиться и во всем находить полезную информацию.

В свободное время дети гуляют во дворе, присматривают за младшей сестренкой, читают книги, играют, шьют, самостоятельно учатся играть на этнических музыкальных инструментах, синтезаторе и гитаре, рисуют. Иногда можем вместе что-то приготовить, поиграть в настольные игры, вечером устраиваем совместный просмотр кино или мультиков.

Проходим аттестацию . Школа, в которой ученик проходит аттестацию, обычно предлагает привычную для нее форму сдачи экзаменов. Аттестация по каждому предмету может проходить один или несколько раз в год. В нашей школе мы проходим аттестацию в два этапа: в первом полугодии сдаем физкультуру, музыку, рисование, технологию и окружающий мир. Затем спокойно готовимся к экзаменам по основным предметам, которые проходят в конце учебного года. Расписание экзаменов составляет школа, а мы подстраиваемся — нас это устраивает.

В день девочки сдают по одному экзамену. В назначенное время мы приходим в школу, и девочки проходят в класс для тестирования. В 1 классе проверка знаний проходила в форме собеседования. Оценки не ставят, как и в обычной школе. Со второго класса — тестирование на бумаге или на компьютере. Количество вопросов может отличаться. Например, в тесте по окружающему миру для 4 класса — 25 вопросов. Чтобы пройти тест, ученику дается 50 минут.

Образование 106446

Сегодня в России все большую популярность набирает домашнее образование. Еще несколько лет назад обучать школьника дома было возможно лишь в случаях, если ребенок имел подтвержденную инвалидность или проживал в отдаленной местности. Сейчас для этого достаточно желания учащегося и его родителей. Так, если в 2010 году на домашнем обучении находились порядка 15 тысяч школьников. Сегодня – более 150 тысяч человек. По мнению экспертов, в ближайшем будущем количество таких детей будет только увеличиваться.

Получение образования вне школьных стен предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. Сразу успокоим: получающие образование на дому школьники на общих основаниях сдают экзамены после 9-го и 11 класса и имеют равные условия при поступлении в специальные и высшие учебные заведения.

В инструкции Центров защиты прав граждан мы расскажем, какие существуют виды домашнего обучения и как перевести ребенка на такой вид образования, если в этом возникла необходимость.

ЧТО ГОВОРИТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ

Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений прописаны в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, а также в Письме Министерства образования и науки РФ «Об организации получения образования в семейной форме» № НТ-1139/08.

СТАТЬЯ 17. В ней расписаны формы получения образования. Знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается также совмещение обучения в школе и на дому: часть предметов можно изучать в школе, а другие осваивать на дому. Оценивать усвоенный материал в любом случае будет школа на промежуточных и итоговых аттестациях.

СТАТЬЯ 44. Здесь закреплено преимущественное право родителей на выбор формы обучения детей. А также их ответственность за получение ребенком общего образования.

СТАТЬЯ 63. Именно в этой статье указывается, что общее образование может быть получено как в школе, так и вне школы, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. При выборе родителями (или законными представителями) формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Так же как и на получение образования в целом.

ВИДЫ ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня в России существуют три формы домашнего образования:

НАДОМНОЕ. Применяется строго по медицинским или педагогическим показаниям, установленным психолого-медико-педагогической комиссией.

СЕМЕЙНОЕ. Применяется по различным семейным обстоятельствам. Закон не конкретизирует, каков характер таких обстоятельств. Поэтому главная роль в принятии такого решения отводится родителям. Его еще называют «самообразованием» или «домашним образованием».

ДИСТАНЦИОННОЕ. Применяется в специальных учебных учреждениях, специализирующихся исключительно на удаленном образовании.

Каждый из видов образования имеет свои преимущества и ограничения. Перед тем как принять решение забрать ребенка из школы, родители должны учесть особенности нового формата обучения.

НАДОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Надомное образование – вид домашнего обучения, который предусмотрен для тех, кто не может посещать учебное заведение по состоянию здоровья. Чаще всего это дети с инвалидностью либо находящиеся на длительной реабилитации после серьезных операций, травм или других недугов.

Обучение на дому при этом может проходить как по общей школьной программе, так и по индивидуальному, составленному с учетом возможностей и способностей ребенка, учебному плану. Если состояние здоровья позволяет, продолжительность занятия соответствует школьным стандартам – 30-45 минут. В отдельных случаях урок может быть сокращен до 20 минут или пролонгирован до 2 часов.

Такой вид обучения без проблем позволяет получить стандартный аттестат о среднем или общем образовании. За получение образования в такой форме ответственность несет школа.

ПРОЦЕДУРА ПЕРЕВОДА НА НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Перевести ребенка на надомную форму обучения несложно. Но подготовку к этому процессу и сбор всех необходимых документов родителям желательно начать заблаговременно.

Что необходимо сделать:

1. Взять справку у участкового педиатра о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в надомном обучении. Помните: педиатр только выдает такую справку, а само решение принимает комиссия медико-социальной экспертизы. Если у ребенка есть серьезное хроническое заболевание или присвоена инвалидность, значит, решение комиссии уже состоялось. И с оформлением медсправки проблем не возникнет.

Если обучение на дому связано с временной травмой или периодом реабилитации, педиатр делает в справке пометку о длительности периода обучения на дому.

2. Написать заявление директору школы, где учится ребенок. Параллельно направить уведомление о переводе на надомное обучение в территориальный департамент / отдел образования. Согласия от местных органов образования в таком случае не потребуется, вы просто уведомляете чиновников о том, как будет обучаться ваш ребенок в дальнейшем.

Если ребенок еще не пошел в первый класс, родители пишут заявление о решении обучать его на дому в департамент / отдел образования. Отдел образования должен будет предоставить родителям перечень школ, куда будет прикреплен учащийся для сдачи промежуточных аттестаций, тестов и итоговых экзаменов.

3. При необходимости составления индивидуальной программы обучения родители (или законные представители ребенка) совместно с завучем или директором школы вправе подобрать индивидуальный учебный план. В нем обязательно должны быть прописаны необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.

4. На основании заявления и медицинской справки в школе составляется приказ, где указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, а также программа обучения, периодичность проверки знаний в течение всего года (промежуточных аттестаций, тестов и экзаменов).

5. Получить журнал, в котором учителя будут отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. В конце учебного года журнал сдается в образовательное учреждение.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи. Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ.

При этом образовательное учреждение со своей стороны обязано:

– обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;

– в случае необходимости оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;

– проводить аттестации – как промежуточные, так и итоговые;

– после итоговой аттестации выдать документ о получении среднего школьного образования.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основные преимущества надомного обучения:

– дает возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах;

– позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Основные недостатки надомного обучения:

– такой формой обучения нельзя воспользоваться, если у ребенка просто слабое здоровье, но нет медицинских показаний для перевода на надомное обучение;

– в учебный план включаются только основные дисциплины. По прочим «необязательным» предметам ребенок, скорее всего, будет не аттестован;

– часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении «надомников»;

– практически полное отсутствие социализации, которую ребенку дает нахождение в стенах школы.

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Семейное образование – вид домашнего обучения для тех, кто по семейным обстоятельствам, с учетом желания ребенка и преимущественного права родителей, предпочитает давать образование учащемуся на дому.

В данном случае эта заинтересованность вызвана обстоятельствами, не связанными с медицинскими показаниями.

На домашнее образование детей чаще всего переводят по следующим причинам:

частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями спортом, искусством и т. д. Очень часто увлеченные дети вследствие занятий в различных спортшколах, из-за соревнований и конкурсов не могут ежедневно посещать обычную школу. Домашнее обучение позволяет им приобрести необходимый багаж знаний и получить соответствующий документ об окончании 9-го или 11 класса;

высокий уровень умственных способностей. Поскольку общешкольные программы рассчитаны на детей со средними знаниями, сверстникам, опережающим своих одноклассников в развитии, на обычных уроках просто неинтересно. Зачастую такие дети стагнируют. Это негативно сказывается на процессе учебы и на жизни в целом. Семейное образование поможет этого избежать;

характер работы родителей, предполагающий постоянные переезды. Частые переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются не только на успеваемости, но и на психическом здоровье ребенка. Избежать этого отчасти помогает самообразование;

религия или идеологические соображения, не позволяющие отдавать детей в школу. В этом случае обучение на дому поможет избежать подобного рода разногласий и даст ребенку возможность получить образование;

конфликты с педагогами или сверстниками, делающие невыносимым нахождение ребенка в данном коллективе.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Многие дети очень болезненно переносят отрыв от коллектива. Поэтому при переводе здорового ребенка на домашнее (семейное) образование необходимо в первую очередь учитывать его интересы. Ответственность за полученные знания несут родители ребенка!

Семейный вид образования предусматривает как самостоятельную форму обучения детей их родителями, так и возможность приглашать на дом репетиторов или даже учителей из школы, к которой ученик приписан. Однако стоит помнить, что школьные учителя в данном случае будут оказывать услуги на возмездной основе, то есть за деньги, как репетиторы. А сдавать промежуточные и итоговые аттестации для подтверждения своих знаний ребенок будет наравне с другими учениками, в той же школе, из которой его забрали родители.

Особенности сдачи промежуточной аттестации:

– сдается по всем предметам за четверть, полугодие или учебный год в целом;

– форма: устная, письменная (тест, контрольная, реферат) или комбинированная;

– сроки сдачи устанавливаются школой, принимающей аттестацию.

Особенности сдачи государственной итоговой аттестации:

– в 9 классе – в форме ОГЭ (основного государственного экзамена);

– в 11 классе – в форме ЕГЭ (единого государственного экзамена);

– сдается вместе со всеми учащимися в сроки, установленные для ОГЭ и ЕГЭ;

– допуск к экзамену осуществляется, если выставлены оценки за промежуточную аттестацию.

ПРОЦЕДУРА ПЕРЕВОДА НА СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Чтобы перевести ребенка на домашний вариант обучения, необходимо выполнить следующее:

1. Определиться со школой, к которой будет прикреплен ребенок. Адрес регистрации в данном случае значения не имеет. Вы можете забрать ребенка из той школы, в которой он учился раньше, и прикрепить к другой.

2. Изучить Устав выбранного учебного заведения. В нем обязательно должен быть пункт о возможности получения семейного (домашнего) образования.

3. Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором ранее учился ребенок, о переводе на семейное образование. Уведомить территориальный департамент / отдел образования. Заявление в департамент носит уведомительный характер (то есть ответ вам не придет).

4. Школа должна издать приказ о переводе ребенка на домашнюю форму обучения.

5. Школа должна подготовить и заключить с родителями договор, где прописаны все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указываются количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках (если без этого не обойтись) и т. д.

При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Методическая поддержка оказывается в соответствии с образовательной программой учреждения, к которому прикреплен несовершеннолетний.

Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.

При семейном образовании законом предусмотрены:

– возможность перевода ребенка не только из школы для обучения на дому, но и обратно. Причем в любом классе;

– обеспечение учащегося всеми необходимыми учебниками;

– консультативная помощь учителей, которые в случае необходимости должны оказывать ученику помощь;

– ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ РФ. По усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, родители могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. В зависимости от субъекта РФ, где выплаты предусмотрены, размер компенсации может отличаться.

Уточнять информацию по поводу наличия выплат и их размера следует в местном департаменте образования.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основные преимущества семейного обучения:

– это полноценная форма получения образования;

– это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы – от выбора программы до выбора школы для аттестаций;

– позволяет давать ребенку качественные знания и углубленное изучение отдельных предметов с учетом его интересов и потребностей;

– можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Основные недостатки семейного обучения:

– не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают временными и финансовыми ресурсами, чтобы отладить учебный процесс;

– семейное образование в России пока в новинку. Ребенку приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Дистанционное образование – вид домашнего обучения с помощью интернет-коммуникации и компьютерных технологий, который предусмотрен для детей, способных самостоятельно контролировать свой учебный процесс.

Главная особенность дистанционного образования состоит в том, что все контакты с преподавателями (или их большая часть) происходят удаленно, через интернет. Например, через Skype или другие аналогичные программы. Как правило, единого плана получения знания в таком виде обучения нет. Так же как и специальной методической литературы.

В России этот вид домашнего обучения развит менее всего. Тем не менее сегодня такой вид обучения закреплен на законодательном уровне. А в стране уже начинают появляться частные школы, которые специализируются именно на дистанционном обучении учеников.

Записываться в такие школы или нет – выбор родителей и конкретного ребенка. Наибольший интерес этот вид обучения вызывает у молодых родителей. Такой вид образования подходит для детей, способных к самоконтролю и имеющих целью действительно учиться и получить образование самостоятельно. А также для тех, кто по семейным или жизненным обстоятельствам часто переезжает (в том числе и в другие страны).

В ходе и в конце обучения ученик проходит все необходимые аттестации, после чего получает диплом о среднем образовании и свободно может поступать в колледж или вуз.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основные преимущества дистанционного обучения:

– более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию;

– возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков;

– возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна;

– больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т. д;

– выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов;

– отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии;

– при семейной и дистанционной форме самообразования семья может путешествовать в любое время года, так как нет необходимости учитывать школьное расписание.

Основные недостатки дистанционного обучения:

– далеко не все школы могут работать по дистанционному принципу. Чаще всего это частные и платные школы;

– необходимость постоянного или повышенного контроля со стороны родителей;

– ребенок находится в контингенте школы и должен подчиняться ее правилам: посещать консультации и экзамены в строго определенные даты, выполнять задания по установленному графику и так далее;

– живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку;

– практически полное отсутствие социальной адаптации. Особенно при отсутствии каких-либо групповых занятий.

Для тех, кто будет учиться на дому по болезни

Если ученик переходит на домашнее обучение в связи с болезнью, заявление о переходе будет отличаться от того, что составляется для перехода на семейное образование. Что в нем указывают:

  • Просьбу об организации учебного процесса на дому или в медицинском учреждении.
  • Сроки, при которых ребенку потребуется переход на надомное обучение (если имеются)
  • Причина для перевода, когда и кем выдана медицинская справка.
  • Если вы уже обговорили с администрацией школы индивидуальный учебный процесс, можно указать, что вы выражаете свое согласие на график занятий и учебный план, а также не имеете к ним претензий.

Вы также можете скачать заявление на домашнее образование из-за проблем со здоровьем .

Порядок перехода

Как осуществляется переход:

  1. Родители получают медицинскую справку, заключение из лечебного учреждения.
  2. Пишут заявление на имя директора школы.
  3. Администрация подготавливает индивидуальный график обучения, согласует его с родителями.
  4. Директор издает приказ об индивидуальном обучении на дому.
  5. В школе заводят журнал индивидуальных занятий, четвертные, триместровые, полугодовые и годовые оценки из которого переносятся в классный журнал класса, в котором числится школьник.

Отличие семейного образования от домашнего обучения

Часто можно увидеть путаницу «семейного образования» и «домашнего обучения», когда не совсем разбирающиеся в предмете люди упоминают их в равнозначном контексте. Это в корне неверно.

  • Домашнее обучение – это учебный процесс, который осуществляется непосредственно учебным заведением, когда учащийся по каким-то причинам не может обучаться в школе. Например, обучение больного ребенка после травмы на дому. При этом вся ответственность за качество образования остается на учебном заведении.
  • Семейное образование – одна из доступных для выбора форм получения знаний по общеобразовательным программам без участия учебного заведения. Говоря проще, родители самостоятельно обеспечивают своему ребенку получение знаний, как самостоятельно изучая с ним программу, так и привлекая на платной или иной основе сторонних лиц (репетиторов, частных учителей и т.д.).

ВАЖНО: Итоговая аттестация для контроля качества образования проводится непосредственно школой, она является обязательной (приказ Министерства образования №1015, пункт 20). Потребовать такую аттестацию родители имеют полное право в любом учебном заведении по месту своего проживания. Об этом прямо говорится в ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об образовании» и в пункте 3 упомянутого выше приказа Минобразования (далее Приказ). Аттестация экстернов проводится бесплатно.

Важно также знать, что:

  • Мнение ребенка о выборе или смене формы обучения должно быть учтено обязательно;
  • Ничто не запрещает совмещать разные формы образования. Ребенок может изучать русский язык в школе, а остальное – «в семейном формате» или наоборот.
  • Школа не вправе препятствовать смене формы получения образования. Никаких «У нас такого нет» и «В нашем регионе подобное не практикуется». Это есть везде, а потому региональные «тараканы» и «заскоки» в данном случае не касаются никого, кроме школы.

Система семейного образования в РФ

Порядок перехода на семейную форму обучения

Итак, чтобы перевести ребенка на семейную форму обучения, необходимо:

1. Направить заявление о переходе на данную форму обучения в школу и местную администрацию (отдел по образованию или Департамент по образованию);
2. Определиться с программой обучения и порядком: будут ли родители учить ребенка самостоятельно или же наймут кого-либо на стороне.
3. Написать заявление для зачисления ребенка в число «экстернов», для последующей промежуточной и итоговой аттестации по ходу обучения.
4. Явиться по вызову в образовательное учреждение для оформления документации на семейное обучение – акта образовательного учреждения о зачислении в экстернат и, возможно (но не обязательно) договора между родителями и школой.

И все! Никаких дополнительных документов или сведений для этого не требуется.

Частые заблуждения и злоупотребления со стороны школ, когда дело доходит до семейного образования:
  • Заявление о переходе на семейную форму обучения пишется 1 раз. Ни ежегодно, ни ежеквартально его дублировать не требуется;
  • Родители вправе не сообщать причины такого перехода ни устно, ни письменно. «Посовещались и решили» — вполне достаточно;
  • Родители не обязаны предоставлять ни документы о собственном образовании, ни какие-либо другое о том, кто и как будет учить ребенка;
  • Ученик сохраняет право на использование школьной и городской библиотеки на полностью бесплатной основе (ст. 35 «Об образовании»), а также получать от образовательного учреждения методическую и консультативную помощь.

Если аттестация при семейном обучении не пройдена

Главная проблема, с которой могут столкнуться обучающийся на семейной форме и его родители — невозможность сдать промежуточной или итоговой аттестацию.

В этом случае ребенку с семейной формой обучения предстоит продолжить обучение в школе, как то гласит часть 10 статьи 58 Закона «Об образовании».

С этим подчас связаны практически все конфликты между школой и родителями – к ученику на семейной форме обучения могут умышленно при прохождении аттестации выдвигаться завышенные требования, что повлечет невозможность (либо значительное усложнение) ее сдачи. В итоге не сдавший экзамены ученик «добровольно-принудительно» возвращается в учебное заведение.

Если родители ученика отказываются отправлять его в школу, возможны меры со стороны органов опеки из-за создания препятствий к получению ребенком образованию.

Однако родители не лишены права выбрать любое другое учреждение для сдачи аттестации, а вовсе не то самое, из которого ребенок был переведен на семейную форму обучения.

Как перевести школьника на домашнее обучение

У школьников и их родителей есть выбор: учиться в учреждении образования (далее — школа) или учиться дома — индивидуально .

Под так называемым домашним обучением в статье понимается получение школьником общего среднего образования дома — самостоятельно по индивидуальному учебному плану . В этом случае за получение ребенком знаний ответственны сами родители: они могут заниматься с ним по индивидуальному учебному плану самостоятельно или (и) обратиться к репетиторам.

На заметку
Самостоятельно (не в школе) можно изучать как все школьные предметы, так и только один или несколько из них . Например, дома по индивидуальному учебному плану школьник занимается только математикой, а в школе вместе с другими учениками — всеми остальными предметами.

При желании, полагаем, перейти на обучение на дому по индивидуальному учебному плану можно на любой период, согласованный с руководством школы: четверть, полугодие, учебный год и т.д.

При этом, даже находясь на надомном обучении, ребенок все равно будет числиться в списках учеников школы, будет закреплен за своим классом .

Кто может перейти на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану

Такая возможность есть :

1) у учеников, которые на протяжении учебного года по уважительным причинам постоянно или временно не могут посещать занятия в школе и (или) проходить вовремя аттестацию. Такими причинами могут быть участие в спортивных соревнованиях, образовательных мероприятиях и подготовках, иные причины, подтвержденные документально. Руководство школы по своему усмотрению решает, считать причину уважительной или нет .

На заметку
Обычно уважительными причинами для перевода школьника на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану также считаются:
— частое отсутствие ребенка в городе (стране), постоянные переезды и т.п. Например, если родители в разводе, а ребенок несколько месяцев живет с мамой в одном городе, несколько — с папой в другом;
— работа родителей, которая, к примеру, не позволяет им вовремя приводить ребенка в школу и забирать из нее из-за регулярных командировок;
— частые болезни ребенка;
— семейные обстоятельства. Например, в неполной семье с маленьким ребенком у родителя не получается вовремя забирать школьника после занятий;
— иные причины;
2) одаренных и талантливых учеников. К примеру, если юный артист много времени проводит на гастролях, репетициях, конкурсах и т.п.т

Обратите внимание!
Несмотря на желание ребенка и родителей учиться дома по индивидуальному учебному плану, окончательное решение по этому вопросу принимает руководство школы на основании результатов рассмотрения данного вопроса на педсовете .

Как перейти на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану

Для этого прежде всего подайте заявление на имя директора школы . Утвержденной формы такого заявления нет. Полагаем, в нем важно указать:

— Ф.И.О. (ваши и ребенка);

— причину, по которой хотите перевести ребенка на домашнее обучение;

— период, в течение которого хотите, чтобы ребенок находился на домашнем обучении.

К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие необходимость перевода ученика на домашнее обучение.

Пример формулировки заявления
С 1 сентября 2022 г. прошу перевести мою дочь, Иванову Иванку Ивановну, ученицу 7 «А» класса, на обучение по индивидуальному учебному плану по всем школьным предметам.
Причина — частая смена места жительства в связи с характером работы родителей.

Решение по вашему заявлению должно быть принято в течение 20 календарных дней со дня его подачи и может быть :

1) положительным, т.е. руководство школы даст согласие на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану. В этом случае вам в течение пяти календарных дней после получения такого согласия в письменной форме сообщат о периодичности и формах проведения аттестации . Кроме того, школа должна будет разработать и утвердить индивидуальный учебный план для вашего ребенка ;

2) отрицательным, т.е. руководство школы откажет в домашнем обучении по индивидуальному учебному плану. В такой ситуации вы можете обратиться за разъяснениями к руководству школы или в исполком (администрацию) вашего города (района, области) (далее — органы образования) .

Справочная информация
Общая информация об органах образования находится на сайте. Также у каждой школы, органа образования обычно есть свой сайт (или раздел на сайте). Там вы найдете адрес, телефон, часы приема и другие сведения.

Рособрнадзора от 07.08.2018 N 05-283 “Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении”

Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Минздравом России пересмотрен перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам. Он утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н. В перечень внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации. Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень. Соответствующие разъяснения Минздрава России были направлены в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (письмо от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810).

Рособрнадзор обращает особое внимание на количество часов недельной нагрузки для обучающегося при организации его обучения на дому или в медицинской организации. Ранее она регламентировалась письмами Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 N 28-М “Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому” и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 “Об индивидуальном обучении больных детей на дому” и составляла в I – III (IV) классах – до 8 часов; в IV (V) – VII (VIII) – до 10 часов; в VII (IX) – до 11 часов.

Приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 указанные письма признаны недействующими на территории Российской Федерации и отменены.

В настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся установлен СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26. Для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрена, в том числе, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).

На основании вышеизложенного рекомендуем:

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, направить разъяснения в муниципальные органы управления образования и образовательные организации об организации обучения детей на дому или в медицинской организации, обратив особое внимание на основания перевода на обучение на дому или в медицинской организации и соответствие объема недельной образовательной нагрузки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам;

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования проверять соблюдение норм законодательства в сфере образования в части обоснованности перевода обучающихся на обучение на дому или в медицинской организации и освоения ими в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.

Кроме того, просим в срок до 01.11.2018 представить в Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (yavkina@obrnadzor.gov.ru) информацию согласно таблице:

Организация обучения на дому

Субъект Российской Федерации

Количество обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (по состоянию на начало 2018/2019 уч.г.), из них:

Типичные нарушения, выявляемые при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в части соблюдения прав обучающихся при организации их обучения на дому

получающих образование на дому, из них:

по форме “приходящий на дом учитель”

Только с применением дистанционных образовательных технологий

По комбинированной форме (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе и т.п.)

Домашнее обучение: достоинства и недостатки

    Родители сами составляют расписание занятий и подбирают методику обучения, исходя только из особенностей восприятия и даже предпочтений своих детей. Можно попрощаться с надоедливым будильником, принудительными выходами из дома в непогоду, вечным переутомлением и зависимостью от плана и настроения учителей.

У ребенка появляется время на хобби и на изучение редких предметов, на путешествия с семьей.

Вопреки заблуждениям, качество домашнего образования часто оказывается выше школьного: многие родители готовы объяснять материал столько раз и столькими способами, сколько нужно, и заинтересованы в результатах.

Если малышу некомфортно в коллективе, семейное обучение станет достойной альтернативой.

Семьи избавлены от лишних трат: можно не покупать школьную форму, не сдавать деньги на ремонт школы, организацию различных мероприятий.

    Обучение ребенка на дому – огромная ответственность, которую объективно «потянут» не все. В идеале один из родителей должен быть свободен от работы, чтобы уделять процессу достаточно внимания. Можно нанять репетиторов, но это недешево и бессмысленно: легче отдать ребенка в школу вместе со сверстниками.

Если ребенок не посещает кружки и секции, куда ходят его ровесники, у него могут не развиться коммуникативные навыки. Есть риск, что дети обидятся на родителей за то, что те лишили их насыщенной школьной жизни: смеха с друзьями на переменах, экскурсий с классом.

Существует вероятность, что тепличные условия сделают из ребенка избалованного эгоиста, не приспособленного к жизни.

Пробелы в домашнем образовании, если они допущены, вскроются во время учебы в вузе или среднем специальном учебном заведении.

Прошу организовать обучение по индивидуальному учебному плану по общеобразовательной программе или адаптированной основной общеобразовательной программе (нужное подчеркнуть) моему ребенку ________________________________________________, учащегося_______ класса, в период с «____» ________________ 20___ г. по «____» ________________ 20___ г., в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Ребенок на домашнем обучении. Что это значит?

Ребенок на домашнем обучении

Источник фото freepik

Школьные учителя к «семейникам» домой не приходят, то есть весь образовательный процесс берут на себя родители. В идеале занятия должны проходить каждый день или хотя бы раз в пару дней по графику, иначе ребенок просто не успеет освоить школьную программу к выпускным экзаменам. А выдержать их придется: ГИА и ЕГЭ едины для всех.

Чтобы ребенок сдал экзамены и получил аттестат, его в любом случае нужно будет прикрепить к школе. Теоретически это можно сделать в девятом классе – директор по просьбе родителей зачислит ученика на период прохождения аттестации. Для получения допуска к ГИА придется сдать еще и предварительную промежуточную аттестацию. Но чаще родители договариваются о более регулярном проведении экзаменов: например, после каждого года учебы.

Необязательно прикреплять ребенка к ближайшей школе – можно договориться даже с иногородним образовательным учреждением, которое примет экзамены в режиме онлайн. Выбранный родителями центр аттестации может назначить и график обязательных контрольных работ.

Успешно сдав экзамены, подросток получит аттестат учреждения, к которому прикреплен.

Читайте также:
Порядок одновременной выписки и прописки через МФЦ
Ссылка на основную публикацию