Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации

3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка — должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации введённая Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Уполномоченный по правам ребенка: назначение и задачи

Деятельность омбудсмена полностью соответствует российскому и международному законодательству в сфере защиты малолетних граждан. Главным назначением этой должности является контроль за соблюдением всех положений и нормативно-правовых актов. Дополнительно у уполномоченного лица есть специальный список задач, который должен выполняться.

Важно! Занимать соответствующую должность может только то лицо, которое подходит по всем критериям. При наличии нарушений или несоответствий уполномоченное лицо освобождается с занимаемой должности.

Все особенности работы таких лиц прописаны в ФЗ N 501-ФЗ, который регламентирует все возможности должности.

Права и полномочия

Уполномоченное лицо имеет большой набор функций. Среди них:

  • контроль за исполнением и полноценным соблюдением любых нормативных актов и законов, которые касаются несовершеннолетних. В данном случае не имеет значение происхождение акта, который может являться отечественным или принятым на международном уровне;
  • содействие восстановительному процессу при нарушении прав;
  • контроль за деятельностью местных органов, работающих в сфере устранения нарушений. Дополнительно им могут выдаваться рекомендации;
  • обобщение и анализ практики с привлечением специалистов или учреждений;
  • оказание помощи родителям, чей отпрыск оказался в сложной ситуации;
  • обеспечение взаимодействия различных инстанций;
  • просвещение родителей и их детей об их правовых возможностях, а также о комплексе обязательств по защите прав;
  • обеспечение охраны лиц младше 18 лет от различных правонарушений в их сторону, в том числе любых насильственных форм обращения.

У уполномоченного при Президенте есть ряд задач, имеющих высокий приоритет. Список:

  • контроль за исполнением положений и норм различных законодательных актов, включая Конституцию;
  • рекомендация региональным органам по устранению угроз и ущемлений в отношении прав несовершеннолетних;
  • обобщаются сведения, в том числе полученные из практики;
  • разработка и исследование возможных противодейственных механизмов, которые позволят снизить риск ущемления прав ребенка.

В соответствии с тем, что у должностных лиц есть много обязанностей и задач их список прав является расширенным. Это позволяет полноценно осуществлять свою работу.

Возможные действия с учетом прав должностного лица:

  • запрос полноценной информации у любого компетентного органа федерального или регионального уровня;
  • посещение организаций и предприятий, которые имеют различные связи с несовершеннолетними, например, занимаются обучением или имеют наемных работников младше 18 лет;
  • требование отчетности от остальных должностных лиц с наличием полного объяснения по различным фактам и делам.

Важным моментом является невозможность воспрещения доступа к необходимой информации уполномоченному лицу даже при наличии ЧС в регионе или определенной местности.

Стоит учесть, что уполномоченный не замещает другие органы, а помогает наладить их работу. Например, с помощью обращения к омбудсмену можно решить проблему с привлечением других органов, в частности прокуратуры или суда.

Читайте также:
Что такое зеленый коридор на таможне

Необходимые качества детского омбудсмена

Омбудсмен должен иметь определенный перечень качеств, которые необходимы при его деятельности. Список:

  • гражданство РФ;
  • 30 лет — минимальный возраст;
  • высшее образование юридического типа. Дополнительно есть требования по обязательному знанию семейного законодательства, а также всех международных норм;
  • наличие педагогического опыта работы более 5 лет. Это позволяет понимать сферу и более грамотно подходить к своей работе;
  • наличие беспорочного прошлого. Получается, что любой безнравственный поступок является основанием для отказа в должности;
  • желательная беспартийность, так как деятельность должна быть сосредоточена в обеспечении прав ребенка, а не интересов определенной группы лиц;
  • отсутствие других должностей, включая те, что имеются в представительстве органов или регионов;
  • все дополнительные требования соответствующие стандартным для гражданского служащего.

При несоблюдении данных правил занять должность невозможно. При уже нахождении на должности последует досрочное освобождение, которое также возможно при прописанных случаях:

  • не исполняются обязанности в полной мере;
  • судебные тяжбы вследствие недостойных дел;
  • самостоятельный отказ от должности;
  • недееспособность или невозможность выполнять обязательства в течение периода более 4 месяцев;
  • получение гражданства другой страны или утрата гражданства РФ;
  • смерть или признание пропавшим без вести;
  • совершенный аморальный поступок.

Требуется учесть, что омбудсмен является публичным лицом, которое должно иметь безупречную репутацию.

Кто такой уполномоченный по правам ребёнка?

Это человек, занимающий должность и соответствующий определённым требованиям, который, на основании российского и международного права, защищает и отстаивает права детей. Кроме того, ему поставлены дополнительные задачи, которые должны выполняться.

Требования к уполномоченному по детским правам

В ст. 14 Закона № 501-ФЗ, непосредственно регулирующего деятельность детского омбудсмена, прописан полный перечень требований к человеку, который претендует на данную должность. Если хотя бы одно условие не будет исполнено, в назначении будет отказано.

Чтобы стать уполномоченным по защите детей, нужно:

  • вести мониторинг реализации норм по защите детских прав на территории вверенного субъекта федерации. После изучения, полученную информацию нужно проанализировать, сделать выводы;
  • оказывать повсеместное содействие эффективному функционированию государственной системы по защите прав несовершеннолетних, их реализации и контролю над исполнением;
  • принимать меры по предупреждению и пресечению незаконных действий в отношении детей.

Все действия омбудсмена должны подтверждаться разрабатываемыми программами, фактическими действия в рамках вверенных субъектов, фактически принятыми нормативными актами и проводимыми мероприятиями.

Требования к человеку, претендующему на данную ответственную должность, прописаны в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ. Потенциальный Уполномоченный:

  • не может быть депутатом ГД РФ, членов СФ РВ, входить в региональный депутатский состав, пребывать на госслужбе, заниматься любой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью. Исключение составляет преподавание, научная или творческая деятельность;
  • не может быть гражданином или подданным другого государства, у него не может быть оформлен вид на жительство в другой стране;
  • он не может вести активную политическую деятельность, входить в состав активных членов партии или иного общественного объединения людей, целью которых является политическое взаимодействие;
  • должен прекратить свою деятельность, попадающую в список запрещённой, минимум за 2 календарных недели до вступления в должность.
Читайте также:
Выдача займа сотруднику: проводки

Если хоть бы одно из условий не будет выполнено, претендент не будет назначен на должность. Назначение происходит Постановлением ГД РФ и Указом Президента РФ.

Людей, которые могут претендовать на должность УППР, вправе предлагать Президенту на рассмотрение любые государственные учреждения, общественные объединения и прочие учреждения. Кроме тех требований, которые представлены в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ, есть дополнительные. Это:

  • возраст не моложе 30 лет;
  • наличие высшего образования, полученного в России по любой специальности;
  • безупречная репутация;
  • практический опыт ведения правозащитной деятельности при работе с несовершеннолетними гражданами.

Соблюдение совокупности всех требований является обязательным для потенциального УППР РФ.

Требования к уполномоченному по правам ребенка

Требования к уполномоченному по правам ребенка определены в федеральном законодательстве

Функции уполномоченного по детским правам

У человека на такой должности есть определённые функции и задачи, которые он должен выполнять в рамках своих полномочий. В список функций входит:

  • своевременный контроль над исполнением и полноценным соблюдением всех нормативных актов, принятых на региональном и федеральном уровне и касающихся несовершеннолетних детей. От всех подчинённых уполномоченных лиц должны быть представлены своевременные отчёты по данным направлениям;
  • при обнаружении нарушений, полное содействие в рамках восстановлений прав;
  • повсеместный контроль над тем, как уполномоченные местные органы устраняют нарушения в рамках выявленных нарушений, при необходимости, разработка мероприятий и дача рекомендаций;
  • анализ практики, обобщение полученных результатов, работа над их улучшением с привлечением специалистов;
  • психологическая и иная работа с родителями, чьи дети оказались в сложной ситуации как психологически, так и психически;
  • обеспечение сотрудничества и взаимодействия различных сродных инстанций для решения возникших проблем;
  • проведение работы с родителями или иными законными представителями детей по программам обучения и просвещения относительно защиты детских прав;
  • обеспечение охранных мер для отпрысков против правонарушений, которые могут быть совершены против них.

Также у омбудсмена есть перечень задач, которые он должен выполнять:

  • контроль над тем, чтобы российские и международные законодательные акты соблюдались по всей территории России;
  • дача рекомендаций органам власти на местах с целью предоставления возможных нарушений детских прав;
  • обобщение сведений, полученных практическим путём;
  • разработка мероприятий, которые могут минимизировать риски совершения противоправных деяний в отношении несовершеннолетних.

Кто такой уполномоченный по правам ребенка

Кто такой уполномоченный по правам ребенка

Обратите внимание! Каждому региону предоставляется список задач на долгосрочную и краткосрочную перспективу. Они должны быть выполнены к установленному сроку.

Могут быть знакомы

Весной 2016-го биография Анны Кузнецовой резко изменилась. Именно тогда состоялись предварительные выборы в федеральных избирательных округах. Максимум голосов избиратели отдали именно за Анну Кузнецову, поэтому она приняла участие в выборах в Госдуму, как представитель партии «Единая Россия». 9 сентября того же года Кузнецова получила новое назначение. Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении ее уполномоченной по правам ребенка. Эту должность ранее занимал Павел Астахов.

Анна Юрьевна Кузнецова

Некоторые критики считают Анну Кузнецову приверженцем консервативных и традиционалистских взглядов в вопросах, касающихся политики и общественной деятельности. В частности, они критикуют ее позицию по вопросам беременности и родов, обвиняют фонд в том, что он ведет какую-то однобокую работу с матерями, в одиночку воспитывающими детей и беременными. В их видении, работа Кузнецовой и ее фонда направлена только на то, чтобы не допустить аборт, а не на то, чтобы поддержать молодую мать и обеспечить ей дальнейшие перспективы для жизни и материнства.

Многие считают, что именно благодаря такой позиции Кузнецова и продолжает находиться на высокой должности, потому что полностью поддерживает курс России на воцерковленность и традиционализм, на так называемые, духовные скрепы.

Но даже те, кто не разделяет взгляды Кузнецовой по этим вопросам, говорят, что она невероятно трудолюбива и всеми возможными способами борется с педофилией. Даже ярым противникам Кузнецовой, тем, кто критикует ее установки и программы, кажется, что на новой должности ей удастся добиться больших результатов, нежели ее предшественнику. Россияне вспоминают Астахова не с лучшей стороны. Ведь он проявил преступное попустительство, когда речь шла о несовершеннолетней девочке Хеде и ее насильственном замужестве. Потом политик умудрился оскорбить «сморщенных женщин» и неудачно пошутить в то время, когда случилась трагедия на Сямозере, приведшая к гибели десятков детей.

Читайте также:
Дом и коттедж: основные отличия

Кузнецова инициировала открытие нового официального сайта уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ, который никак не привязан к странице Павла Астахова.

Буквально сразу после вступления на новую должность, Кузнецова объявила войну педофилам. Женщина стала автором инициатив, поддержанных общественностью. Кроме этого, решилась на резонансные меры, которые спровоцировали скандалы между интернет-пользователями и медийными личностями.

Анна Юрьевна Кузнецова

Сразу после своего назначения на новую должность Анна попросила прокуратуру РФ осуществить проверку выставки фотографа Джока Стерджеса под названием «Без смущения». Она открылась в столичном Центре фотографии им. братьев Люмьер. Кузнецова решила, что на фотографиях, представленных на выставке, запечатлены обнаженные подростки, а некоторые из снимков содержат детскую порнографию.

После этого политика обвинили в том, что она ведет «охоту на ведьм», пытается ввести цензуру в искусстве и найти педофилию даже там, где ее никогда не было.

В декабре того же, 2016 года Анна предложила создать реестр педофилов, чтобы таким образом оградить от них детские учебные учреждения, в случае, если такие люди будут устраиваться туда на работу. В марте следующего года выдвинула новую инициативу, которая заключалась во введении пожизненного административного контроля за педофилами.

В 2017 году Кузнецова оказалась в центре новых скандалов. После того, как президент России дал указание проверить случаи, когда благодаря чрезмерной деятельности органов опеки из семей изымались дети, Кузнецова выступила с докладом, в котором говорилось, что официально такие случаи зарегистрированы не были. После прочтения доклада омбудсмен нашла поддержку от родительских организаций Свердловска и области.

Анна Юрьевна Кузнецова

Вскоре после этого прозвучало выступление Елены Мизулиной, члена Совета Федерации, которую поддержали 75 организаций родителей, возмущенных фактами, приведенными в своем докладе Кузнецовой. Мизулина зачитала свой доклад, абсолютно противоположный ранее представленному. Многие стали во всеуслышание говорить, что она пособник самой настоящей ювенальной юстиции в стране.

В Интернете появилась петиция, в которой собирались подписи тех, кто выступал за отставку Кузнецовой с занимаемой должности.

Анна Юрьевна Кузнецова

Кузнецова также приняла участие в процедуре изъятия из семьи десяти приемных детей. В школе обратили внимание на то, что дети избиты, и никто не был против того, что детей отнимут у горе-родителей. Скандал возник после того, как супруг Анны на своей странице в соцсети поделился информацией, что он ознакомился с материалами дела. Правозащитники возмутились тому факту, что у постороннего лица есть доступ к закрытой информации.

Читайте также:
Образец банковской гарантии: как составить

Омбудсмен принялась реформировать общественные структуры. В мае 2017-го ее инициатива тоже подверглась резкой критике. Из членов Общественного совета ушла Мария Мамиконян, которая возглавляла организацию «Родительское Всероссийское Сопротивление», и еще несколько председателей прочих общественных организаций. На вопрос, почему она приняла такое решение, Мария ответила, что теперь в составе совета есть место не только защитникам семей, но и тем, кто представляет для тех самых семей прямую опасность и от них самих семьи нужно защищать.

Политика и правозащитная деятельность

В 2008 году Анна Кузнецова официально зарегистрировала общественную организацию «Благовест», хотя фактическую помощь людям осуществляла и раньше. С 2011-го женщина руководила областным фондом поддержки семьи, материнства и детства «Покров», в 2014-м вступила в Общероссийский народный фронт, занимала пост председателя регионального пензенского отделения Всероссийского общественного движения «Матери России».

Результаты работы Анны Юрьевны говорят сами за себя. Была внедрена программа по сокращению количества абортов, широко пропагандируются традиционные семейные устои, действуют программы помощи малообеспеченным семьям, детям-сиротам и инвалидам. В результате только за последние несколько лет такого труда сохранена жизнь примерно двум сотням детей, матери которых изначально собирались прерывать беременность.

В декабре 2019 года омбудсмен рассказала в интервью журналистам о своем отрицательном заключении на закон о домашнем насилии, так как нормы документа не соответствуют конституции Российской Федерации. Он во многих пунктах дублирует нормы других законов. Нужен ли такой несовершенный законодательный документ, стоит подумать, констатировала Кузнецова.

Статья 6. Полномочия Уполномоченного

1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:

1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

2) направляет членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

Читайте также:
Автокредитование в ВТБ: условия и требования к заемщикам

4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;

6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Административное исковое заявление, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не облагается государственной пошлиной.

3. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей;

3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

4. Руководители либо лица, временно исполняющие их обязанности, иные должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и органов, исполняющих наказания, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.

Читайте также:
Можно продать квартиру, если получаешь субсидию

5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.

Законное основание деятельности детского омбудсмена в РФ

Должность уполномоченного по правам ребенка стала появляться в субъектах РФ с 1998 года после ратификации Конвенции ООН. Указ Президента от 2009 г. постановил создать должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и рекомендовал создавать соответствующий институт в регионах.

Назначение на пост и снятие с него регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законами и нормативными актами, созданными в регионах с целью соответствия предписаниям Конвенции.

Полномочия детского омбудсмена

Полномочия детского омбудсмена достаточно широки. У него есть возможность беспрепятственно помогать детям, беременным женщинам, несовершеннолетним, находящимся в домах ребенка и исправительных учреждениях. Уполномоченный может запрашивать всевозможные документы у государственных и муниципальных органов, посещать социальные, медицинские и иные организации, которые оказывают услуги детям и семьям с детьми.

К тому же при реализации своих полномочий омбудсмен вправе обращаться для решения любых вопросов по защите прав ребенка в органы опеки и попечительства, в суды и к депутатам. Он может обжаловать административные иски, если государство нарушило права ребенка, давать свои оценки в сторонних, то есть не инициированных им же судебных процессах, участвовать как эксперт в делах, касающихся защиты прав ребенка.

Когда к уполномоченному по правам ребенка поступает обращение с жалобой, предложением или иной информацией, связанной с защитой детей, он либо разъясняет заявителю, какие средства могут помочь ему в конкретной ситуации, либо сам обращается в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.

Ежегодные доклады уполномоченного размещаются на его официальном сайте и публикуются в «Российской газете».

Как и в какие сроки выносится решение по жалобам

Омбудсмен располагает правом принять акт о начале производства или отказать в этом. По закону, относительно принятия жалоб уполномоченный по правам детей наделен следующими возможностями:

  • Может рассмотреть обращение, если заявитель ранее обращался в уполномоченные и компетентные по вопросам детей структуры, но результатом проведенной работы остался недоволен. Срок обращения в данной ситуации — не позднее года с момента нарушения прав несовершеннолетнего или с даты, когда он или ответственные за опеку и попечительство лица узнали об этом;
  • Ответственное лицо может перенаправить заявителя в те институты, которые занимаются его проблемой в первую очередь;
  • Предусмотрены случаи, когда уполномоченный по правам детей самостоятельно перенаправляет жалобу заявителя в компетентные инстанции, способные ему помочь в решении проблемы.

В случае, когда омбудсмен отказывается принять обращение к рассмотрению, заявителю сообщается об этом в 10-дневный срок. Если обращение и жалоба принята, орган, работа которого подлежит обжалованию, уведомляется об этом.

Читайте также:
Как снять деньги с телефона МегаФон

Уполномоченный по правам ребенка – это должность, которая была закреплена на законодательном уровне Указом Президента начиная с 2009 года. Его задача – защита прав и законных интересов детей.

В регионах также есть детские омбудсмены. Уполномоченный по правам несовершеннолетних в субъекте имеет полное представление о положении дел в этой области. Он наделен правами лично принимать участие в решении проблем и ущемленных интересов отдельно взятого несовершеннолетнего.

В Институт уполномоченного можно обратиться в случаях нарушения прав несовершеннолетних, при необходимости оспорить решение суда, при желании обжаловать решение по уголовному делу и т.д.

Самый эффективный способ обратиться к уполномоченному по правам несовершеннолетних – через форму на официальном сайте.

Основные отличия:

  • Уполномоченный специализируется на изучении вопросов беспризорности и разработке методов ее профилактики;
  • Занимается теми подростками, которые считаются “проблемными”;
  • В состав Института Уполномоченного входят представители исполнительной власти.

Уполномоченный работает с несовершеннолетними не только от случая к случаю, но на постоянной основе, лично изучая дела и пытаясь разобраться в ситуациях.

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ и в субъектах РФ: становление и развитие

На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.

Комитет ООН по правам ребенка последовательно рекомендует государствам — участникам Конвенции о правах ребенка создавать независимые учреждения, органы, службы, призванные отстаивать права детей. Одним из таких механизмов выступает институт уполномоченного по правам ребенка.

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).

За минувшие годы возникло движение по развитию этого института – независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.

Так, в рамках своей деятельности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей. С этой целью в Аппарате Уполномоченного создано специализированное Управление по правам ребенка, опыт работы которого может быть положен в основу дальнейших организационных инициатив по продвижению института уполномоченного по правам ребенка. Работа Управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Читайте также:
Может ли генеральный директор быть ликвидатором ООО

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка – это должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации введённая Указом Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Первым Уполномоченным стал Алексей Иванович Головань (с 1 сентября по 26 декабря 2009 года), с 30 декабря 2009 года Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка является Павел Алексеевич Астахов. Обеспечение деятельности Уполномоченного возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

Задачи Уполномоченного по правам ребенка:

– обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

– правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

– запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

– беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;

– проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

– направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

– привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Уполномоченный имеет следующие полномочия:

– запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

– беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

– проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

– направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

– привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Читайте также:
Участники драки вымогают деньги, что делать?

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ

В целях наиболее полного обеспечения и реализации прав и законных интересов детей Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации создан Консультативный совет по правам ребенка, объединяющий максимально широкий спектр властных, общественных и научных сил, в состав которого вошли все региональные уполномоченные по правам ребенка.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

– обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;

– всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

– анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Уполномоченные для выполнения стоящих перед ними задач имеют право:

– посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности (особенно важно, что Уполномоченные обладают правом беспрепятственного посещения детских интернатных учреждений);

– проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка;

– направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка;

– при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка;

– готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;

– привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации.

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Отличительные особенности деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите прав и законных интересов одной группы населения – детей. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого ребенка – такая, чтобы в случае необходимости он мог самостоятельно обратиться к Уполномоченному за помощью. В силу этого Уполномоченный может более глубоко и эффективно заниматься вопросами защиты прав детей в пределах своей компетенции, прежде всего своевременным выявлением факта нарушения прав детей, оперативным реагированием и квалифицированной помощью.

Читайте также:
Выдача займа сотруднику: проводки

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть по сути комиссии занимаются неблагополучными детьми. Спектр проблем положения детей, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата. По следующим причинам Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, осуществлять функции защиты прав ребенка. Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что нарушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

Принципиальным отличием деятельности Уполномоченного от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый из них с первых дней своей деятельности активно осуществляет правовое просвещение, прежде всего самих детей, налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка. Так, Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области обеспечила воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот конвертами с почтовым адресом Уполномоченного, для того, чтобы они могли обратиться к нему в случае необходимости по почте.

Уполномоченный ведет личный прием граждан, в том числе с выездом на место (в районы, учреждения и пр.). Важное отличие Уполномоченного по правам ребенка от многих других государственных органов, включая Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, состоит в том, что дети могут лично без посредничества взрослых обратиться к региональному Уполномоченному, и это право обеспечивается практически. Во всех субъектах Российской Федерации, где введены должности Уполномоченного по правам ребенка, востребованность этого института подтверждается значительным объемом обращений граждан о защите прав несовершеннолетних.

К омбудсмену можно идти за помощью практически с любыми вопросами, касающимися отстаивания прав детей, говорит Татьяна Петренко . Например, известны случаи, когда уполномоченному по правам рабенка удалось отстоять квартиру для многодетной семьи с просроченным ипотечным взносом или решить вопрос об оказании медицинской помощи, требующей хирургического вмешательства, для ребенка не гражданина РФ, находящегося в нашей стране.

Ссылка на основную публикацию