Таким образом, можно сделать вывод, что ЕСХН – щадящий специальный режим, и если сельхозпроизводитель (или рыболовецкая организация) смогут соответствовать всем указанным требованиям, то налоговая нагрузка для них будет минимальной.
Как перейти на единый сельскохозяйственный налог
Индивидуальные предприниматели (ИП) (в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства )*, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, могут использовать единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — налоговый режим, который был разработан и введен специально для сельхозпроизводителей.
Единый сельскохозяйственный налог также могут использовать юридические лица, производящие сельхозпродукцию. В этой инструкции речь идет об ЕСХН для индивидуальных предпринимателей.
ЕСХН в 2022 году: изменения обязанностей плательщиков
Напомним, что еще с 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны будут оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно будет представлять в налоговую декларации по НДС.
Сдавайте декларацию ЕСХН через интернет
Укажите данные вашей организации, и Контур.Экстерн поможет рассчитать сельскохозяйственный налог, проверит декларацию на ошибки и моментально передаст ее в налоговую, а затем подготовит платежку для банка.
В чём выгода применения ЕСХН
Чтобы понять, почему применять ЕСХН выгоднее, сравним налоговую базу и налоговую ставку разных режимов налогообложения.
Элемент системы налогообложения | ЕСХН | ОСНО | УСН Доходы | УСН Доходы минус расходы |
---|---|---|---|---|
Налоговая база | Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов | Денежное выражение прибыли, то есть разницы между доходами и расходами | Денежное выражение доходов | Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов |
Налоговая ставка | 6% | 20% (в общем случае) | 6% | От 5% до 15% (в зависимости от размера дифференцированной ставки, принятой в регионе) |
Налоговая ставка на ЕСХН и на УСН Доходы одинакова, но налоговая база на УСН Доходы больше, поскольку в неё не входят произведённые расходы. Значит сумма налога к уплате будет больше.
По налоговой нагрузке ЕСХН сопоставима только с УСН Доходы минус расходы (при условии минимально возможной ставки в 5%, которая применяется далеко не во всех регионах). Но сейчас плательщики сельхозналога обязаны платить НДС. Исключение: если доход сельхозпроизводителя в 2022 году не превысит 60 млн рублей.
Когда нельзя использовать ЕСХН
Для ЕСХН предусмотрены некоторые ограничения, обозначенные в Налоговом кодексе РФ. В частности, единым сельхоз налогом не могут пользоваться:
- ИП и организации, которые производят подакцизные товары и при этом заняты в игорном бизнесе;
- предприятия и ИП не производящие сельскохозяйственную продукцию, а делающие только ее переработку (первичную и последующую).
Помимо этих двух пунктов, применять ЕСХН не имеют права автономные, государственные и бюджетные учреждения.
Когда сдавать декларацию по ЕСХН
Декларацию по ЕСХН необходимо подавать единожды по окончании налогового периода, которым является год. В течение года ничего сдавать не нужно. Плательщики ЕСХН подают декларацию в налоговую инспекцию по месту своего нахождения не позднее:
- 31 марта года, следующего за отчетным (декларацию за 2022 год необходимо сдать до 31.03.2021);
- 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация или ИП прекратили свою деятельность в качестве сельхозпроизводителя по п. 9 ст. 346.3 НК РФ.
Документ можно подать:
- на бумаге, если среднесписочная численность сотрудников за год не превысила 100 человек (декларацию можно отправить по почте или принести в инспекцию лично);
- в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ).
За подачу документов на бумажном носителе тем, чья среднесписочная численность превышает 100 работников, грозит штраф 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).
Санкции
Если не подать декларацию по ЕСХН в срок, может быть наложен штраф по статье 119 НК РФ в размере 5%-30% от неуплаченной суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки. Минимальная сумма штрафа — 1 тыс. рублей.
За неуплату налога грозит наказание по статье 122 НК РФ. Это штраф в размере 20%-40% от суммы неуплаченного налога.
Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность
При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.
По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.
- организации – по месту своего нахождения;
- индивидуальные предприниматели – по месту своего жительства.
Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.
Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@. Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.
При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.
Обращаем внимание!
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.
Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть здесь.
С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.
Отчетность, учет и уплата налога на ЕСХН
Плательщики сельхозналога сдают одну декларацию в год, заполняемую в установленном порядке, в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если деятельность прекращена до окончания налогового периода, то декларацию надо сдать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.
Индивидуальные предприниматели на ЕСХН ведут специальную Книгу учета доходов и расходов, предназначенную для этого режима, организации – только регистры бухгалтерского учета.
Если Вы не успели вовремя заплатить налоги или взносы, то помимо самого налога, придется также заплатить неустойку в виде пени, рассчитать которую можно с помощью нашего калькулятора:
Чтобы вы без каких-либо материальных рисков могли попробовать вариант аутсорсинга бухучета и решить подходит ли он вам, мы совместно с фирмой 1С готовы предоставить нашим пользователям месяц бесплатного бухгалтерского обслуживания:
Сельхозналог платят два раза в год: один раз в виде авансового платежа по итогам полугодия не позднее 25 июля, а второй раз – по итогам года, включительно до 31 марта следующего года, учитывая уже внесенный авансовый платеж.
Кроме того, если плательщик сельхозналога не получил освобождение от уплаты НДС по нормам статьи 145 НК РФ, то он должен платить налог на добавленную стоимость и сдавать соответствующие декларации.
НК РФ Статья 346.3. Порядок и условия начала и прекращения применения единого сельскохозяйственного налога
1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В уведомлении указываются данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса), включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную этими кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (оказанных услуг) для членов этих кооперативов в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором подается уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Налогоплательщики – организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2015 года или с 1 января 2016 года, в уведомлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса), включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную этими кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполнения работ (оказания услуг) для членов этих кооперативов в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученном ими за 2013 и 2014 годы соответственно, не указывают.
2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.
3. Организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в сроки, установленные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не признаются налогоплательщиками.
Налогоплательщики не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не установлено настоящей статьей.
4. Если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
При этом ограничения по объему дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции (от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса), в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную налогоплательщиком из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в том числе продукцию первичной переработки, произведенную сельскохозяйственным потребительским кооперативом из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данного кооператива, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов определяются исходя из всех осуществляемых им видов деятельности.
- в случае, если налогоплательщик по итогам налогового периода нарушил требования, установленные пунктами 2 и 2.1 статьи 346.2 настоящего Кодекса, и не произвел в установленном абзацем третьим настоящего пункта порядке перерасчет подлежащих уплате сумм налогов, то пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате соответствующего налога начиная со следующего дня после установленного абзацем третьим настоящего пункта срока перерасчета подлежащих уплате сумм налогов;
- в случае, если организация или индивидуальный предприниматель нарушили требования, установленные пунктами 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, и необоснованно применяли данный налог, то пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу), который должен был уплачиваться в соответствии с общим режимом налогообложения, начиная со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты соответствующего налога (авансового платежа по налогу) в налоговом периоде, в котором необоснованно применялся единый сельскохозяйственный налог.
4.1. Налогоплательщики вправе продолжать применять единый сельскохозяйственный налог в следующем налоговом периоде в случае:
1) если у вновь созданной организации или вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы;
2) если в текущем налоговом периоде налогоплательщиком не было допущено нарушения ограничений и (или) несоответствия требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса.
5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода.
6. Налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.
7. Налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.
8. Утратил силу с 1 января 2019 года.
9. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
. (ЕСХН) п. 1, 2 ст. 346.3 НК РФ Неправомерный переход на уплату . , услуг) п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ Необоснованное применение единого сельскохозяйственного .
. Николаевич) – Согласно пункту 4 статьи 346.3 НК РФ переход на уплату ЕСХН . ЕСХН определен пунктом 1 статьи 346.3 НК РФ, каких-либо изъятий для .
Не могут получить освобождение от НДС те компании и ИП, которые продавали подакцизную продукцию в течение трех календарных месяцев до подачи уведомления. При начале продажи подакцизных товаров либо при нарушении лимита выручки сельхозпроизводитель теряет право не платить НДС. В дальнейшем такие лица не имеют права на повторное освобождение. Обратите внимание, что, если получение освобождения является добровольным, то обратная процедура невозможна, кроме как при нарушении приведенных условий.