Прохождение ВВК при увольнении военнослужащего

Прохождение ВВК при увольнении военнослужащего в связи с комиссацией является обязательной процедурой. Сначала он обязан пройти полное обследование в госпитале. Есть ряд заболеваний, которые служат прямым поводом для досрочного увольнения:

Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 15.12.2016 N 201-КГ16-49

при секретаре Замолоцких В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя руководителя Службы организационно-кадровой работы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее – СОКР ФСБ России) Штаненко В.И. и представителя командира войсковой части <. >Комарова Н.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 16 июня 2016 г. и постановление президиума этого же суда от 19 октября 2016 г. по административному делу об оспаривании капитаном запаса Кажаровой М.А. действий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, руководителя СОКР ФСБ России и командира войсковой части <. >, связанных с отказом в изменении основания увольнения с военной службы и восстановлении на учете участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступления представителей административных ответчиков Кононенко А.В., Штаненко В.И., Цветкова А.С., Комарова Н.А. в поддержку кассационной жалобы, административного истца Кажаровой М.А. и ее представителя Шевякова М.И., возражавших против ее удовлетворения, Судебная коллегия по делам военнослужащих

Кажарова М.А., проходившая военную службу по контракту в войсковой части <. >, приказом руководителя СОКР ФСБ России от 6 декабря 2014 г. N 1181-ЛС досрочно уволена с военной службы по подп. “г” п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” в связи с лишением допуска к государственной тайне и приказом командира войсковой части <. >от 13 февраля 2015 г. N 10-лс исключена из списков личного состава воинской части со 2 апреля 2015 г.

Заключением военно-врачебной комиссии федерального государственного казенного учреждения Главный клинический военный госпиталь ФСБ России от 25 декабря 2014 г. N 2506, утвержденным Центральной военно-врачебной комиссией ФСБ России 15 января 2015 г., Кажарова М.А. признана ограниченно годной к военной службе.

21 января 2015 г. Кажарова М.А. обратилась с рапортом к командиру войсковой части <. >о получении целевого жилищного займа как участнику НИС. Какого-либо решения об отказе Кажаровой М.А. в удовлетворении данного рапорта должностными лицами принято не было.

30 сентября 2015 г. Кажарова М.А. направила заявление, адресованное руководителю СОКР ФСБ России и командиру войсковой части <. >, в котором просила изменить в приказе руководителя СОКР ФСБ России от 6 декабря 2014 г. N 1181-ЛС основание увольнения ее с военной службы на подп. “б” п. 3 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), а также восстановить ее на учете участников НИС. Однако указанными должностными лицами в удовлетворении данного заявления ей было отказано.

Полагая свои права нарушенными, Кажарова М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просила признать незаконными действия ФСБ России, руководителя СОКР ФСБ России и командира войсковой части <. >, связанные с отказом изменить формулировку основания увольнения ее с военной службы в приказе руководителя СОКР ФСБ России от 6 декабря 2014 г. N 1181-ЛС, и обязать ФСБ России и этих должностных лиц изменить основание ее увольнения с военной службы на подп. “б” п. 3 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, а также восстановить ее на учете участников НИС и реализовать ее рапорт от 21 января 2015 г. о выдаче целевого жилищного займа.

Решением Московского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления Кажаровой М.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 16 июня 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение о частичном удовлетворении заявления Кажаровой М.А.

Суд апелляционной инстанции признал незаконными действия руководителя СОКР ФСБ России, связанные с отказом в изменении основания увольнения Кажаровой М.А. с военной службы в приказе этого должностного лица от 6 декабря 2014 г. N 1181-ЛС.

Кроме того, на руководителя СОКР ФСБ России возложена обязанность по внесению изменений в вышеуказанный приказ в части увольнения Кажаровой с военной службы на подп. “б” п. 3 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, а также по восстановлению ее в реестре участников НИС.

На командира войсковой части <. >судом возложена обязанность по повторному рассмотрению рапорта Кажаровой М.А. от 21 января 2015 г. о выдаче ей целевого жилищного займа.

В удовлетворении административного искового заявления Кажаровой М.А. в части требований о возложении на ФСБ России и командира войсковой части <. >обязанности по изданию приказа об увольнении с военной службы и восстановлению ее на учете участников НИС судом апелляционной инстанции отказано.

Постановлением президиума Московского окружного военного суда от 19 октября 2016 г. названное выше апелляционное определение оставлено без изменения, а кассационные жалобы представителей СОКР ФСБ России и командира войсковой части <. >без удовлетворения.

В жалобе, адресованной в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, представители СОКР ФСБ России и командира войсковой части <. >Штаненко В.И. и Комаров Н.А., выражая несогласие с состоявшимися судебными постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, просят их отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.

В обоснование своих жалоб они указывают, что судами апелляционной и кассационной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.

Читайте также:
Как избежать описи имущества за долги по кредиту?

По мнению авторов кассационных жалоб, судом кассационной инстанции неправильно истолкованы положения п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 в части выводов о наличии у военнослужащего, уволенного с военной службы, права выбора основания увольнения, а у командования обязанности по изменению этого основания в связи с волеизъявлением военнослужащего.

Кроме того, согласно заключению ВВК Кажарова была признана ограниченно годной к военной службе, что в силу подп. “б” п. 3 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” не исключало возможности дальнейшего прохождения ею военной службы, а реализация административным истцом права на увольнение по данному основанию носило заявительный характер. Между тем по делу установлено, но не учтено судами апелляционной и кассационной инстанций, что Кажарова до дня исключения из списков личного состава к командованию с рапортом об увольнении по подп. “б” п. 3 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” или об изменении основания увольнения не обращалась.

Также авторы кассационной жалобы считают ошибочным вывод президиума Московского окружного военного суда о наличии причин, которые объективно свидетельствовали об отсутствии у Кажаровой возможности ранее сентября 2015 г. обратиться к командованию с просьбой об изменении основания увольнения, поскольку материалами дела он не подтверждается. В то же время об обратном свидетельствует то, что уже в декабре 2014 г. Кажарова обжаловала в суде действия командования, связанные с лишением ее допуска к государственной тайне, что свидетельствует о ее способности в тот период времени осуществлять действия по защите своих интересов.

По мнению Штаненко В.И., суды апелляционной и кассационной инстанций необоснованно руководствовались п. 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, поскольку данная норма правоотношения с участием Кажаровой как бывшей военнослужащей, освидетельствованной военно-врачебной комиссией в период прохождения военной службы, и согласной с ее заключением, не регулирует.

Не соглашаются авторы кассационных жалоб и с выводом президиума Московского окружного военного суда о том, что командование войсковой части <. >было обязано предложить Кажаровой написать рапорт с просьбой об изменении основания увольнения после получения заключения ВВК. По их мнению, ссылка суда кассационной инстанции в обоснование такого вывода на положения ст. 78 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации несостоятельна, поскольку эта норма не регулирует правоотношения, связанные с порядком увольнения военнослужащих с военной службы.

В заключение жалоб их авторы обращают внимание на то, что суды апелляционной и кассационной инстанций по настоящему делу допустили переоценку обстоятельств, которые были установлены вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2015 г. и апелляционным определением Московского окружного военного суда от 4 февраля 2016 г. по административному делу о проверке законности увольнения Кажаровой с военной службы и исключения ее из списков личного состава части.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, заслушав доводы каждой из сторон в обоснование своей позиции, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Из материалов дела усматривается, что Кажарова обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий ФСБ России, руководителя СОКР ФСБ России и командира войсковой части <. >, связанных с отказом изменить формулировку основания увольнения ее с военной службы на подп. “б” п. 3 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, восстановить ее на учете участников НИС и реализовать ее рапорт от 21 января 2015 г. о выдаче целевого жилищного займа.

Оставляя без изменения апелляционное определение Московского окружного военного суда от 16 июня 2016 г., которым было отменено решение Московского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2016 г. об отказе в удовлетворении требований административного истца, президиум Московского окружного военного суда согласился с выводом суда апелляционной инстанции о неправильном толковании судом первой инстанции норм материального права при оценке обоснованности отказа командования изменить основание увольнения Кажаровой с военной службы, после увольнения ее с таковой.

В обоснование этого суд кассационной инстанции, как и суд апелляционной инстанции, сослался на п. 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г., который, по мнению президиума окружного военного суда, позволяет военнослужащему, уволенному с военной службы, обратится к командованию с просьбой об изменении основания увольнения с целью реализации льгот, установленных законодательством для военнослужащих, уволенных по состоянию здоровья, поскольку имеющееся у него заболевание возникло в период прохождения военной службы.

Однако эти выводы судов основаны на неправильном истолковании закона.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств и пояснений участников процесса, Кажарова находилась на военной службе с 2003 г., а с 2008 г. являлась военнослужащей войсковой части <. >.

В сентябре 2014 г. административный истец была лишена допуска к государственной тайне и в связи с отсутствием соответствующих должностей в ноябре того же года, после неоднократного отказа с ее стороны получить направление на медицинское освидетельствование, представлена к увольнению с военной службы по подп. “г” пункта 2 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.

Читайте также:
Претензия на некачественные медицинские услуги: образец

28 ноября 2014 г. Кажарова по ее просьбе была направлена в военно-врачебную комиссию, согласно заключению которой от 25 декабря 2014 г. она признана ограниченно годной к военной службе по состоянию здоровья.

Приказом руководителя СОКР ФСБ России от 6 декабря 2014 г. N 1181-ЛС она досрочно уволена с военной службы в связи с лишением допуска к государственной тайне, а приказом командира войсковой части <. >от 13 февраля 2015 г. N 10 – со 2 апреля 2015 г. исключена из списков личного состава.

30 сентября 2015 г. Кажарова обратилась с заявлением в том числе и на имя руководителя СОКР ФСБ России об изменении основания ее увольнения с военной службы, но получила отказ.

При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что для настоящего дела преюдициальное значение имеют судебные постановления – решение Московского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2015 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 4 февраля 2016 г., принятые по ранее рассмотренному административному делу N 2597/2015, которыми установлено, что 18 сентября, 5, 12 и 14 ноября 2014 г. Кажарова по неуважительным причинам отказалась от прохождения медицинского освидетельствования, которые не препятствовали ей своевременно получить направление на ВВК и до издания приказа об увольнении с военной службы пройти медицинское освидетельствование, в связи с чем право на выбор основания увольнения с военной службы до издания названного приказа у нее не возникло. Кроме того, по делу достоверно установлено, что с рапортом об изменении основания увольнения в период военной службы она не обращалась, настаивая на восстановлении на военной службе.

Указанные обстоятельства имеют существенное значение для настоящего дела.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” военная служба является видом федеральной государственной службы. Принципы ее построения и функционирования закреплены в Федеральном законе “О воинской обязанности и военной службе”, согласно п. 1 ст. 50 которого увольнение с военной службы военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее – Положение о порядке прохождения военной службы).

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части установлен в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службе, в котором Президентом Российской Федерации, кроме того, воспроизведены указанные в ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению, может быть уволен и имеет право на увольнение с военной службы.

Согласно подп. “г” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска.

Аналогичные положения закреплены в подп. “г” п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, с учетом следующих условий, при невозможности назначения такого военнослужащего на другую воинскую должность и отсутствии других оснований для увольнения.

При этом в п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев прямо предусмотренных этой нормой.

Согласно положению п. 12 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы необходимым условием для увольнения военнослужащего с военной службы по иному основанию является наличие рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

Анализ приведенных положений в их взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что право военнослужащего на изменение основания увольнения с военной службы при наличии к этому необходимых условий может быть им реализовано только на основании его волеизъявления и до утраты им статуса военнослужащего.

При таких обстоятельствах обращение Кажаровой после увольнения с военной службы к командованию с рапортом об изменении основания увольнения, при соблюдении порядка увольнения и отсутствии нарушений со стороны командования при реализации ее права на прохождение военно-врачебной комиссии, не могло повлечь каких-либо правовых последствий, связанных с изменением приказа о ее увольнении с военной службы.

Что касается ссылки судов апелляционной и кассационной инстанций на п. 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г., то они являются несостоятельными, поскольку положения этой нормы не регулируют правоотношения с участием граждан, уволенных с военной службы, чья категория годности к военной службе была определена военно-врачебной комиссией еще в период прохождения военной службы, и заключение которой они не оспаривают.

На основании изложенного Судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного заявления Кажаровой.

Судебная коллегия, установив, что допущенные судами апелляционной и кассационной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, повлекшими принятие незаконных судебных постановлений, которые повлияли на исход рассмотрения административного искового заявления, полагает необходимым апелляционное определение Московского окружного военного суда от 16 июня 2016 г. и постановление президиума Московского окружного военного суда от 19 октября 2016 г. отменить, оставив в силе решение Московского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2016 г.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 194, ст. ст. 327 – 328, п. 4 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

Читайте также:
Заявление на отпуск : образец

апелляционное определение Московского окружного военного суда от 16 июня 2016 г. и постановление президиума Московского окружного военного суда от 19 октября 2016 г. отменить, оставить в силе решение Московского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению Кажаровой М.А.

Информация об изменениях:

Подпункт “в” изменен с 16 октября 2018 г. – Приказ Минобороны России от 12 сентября 2018 г. N 499

в) военными комиссарами субъектов Российской Федерации, начальниками гарнизонов, военными комиссарами муниципальных образований (только военнослужащих, находящихся в отпуске по болезни);

г) начальниками местных эвакуационных пунктов, госпитальных баз (только в военное время);

д) начальниками (руководителями) военно-медицинских организаций в целях, определенных подпунктами “к – с” пункта 2 настоящей Инструкции, а также в целях определения категории годности к военной службе при выявлении увечий, заболеваний, по которым:

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть признаны негодными к военной службе (в том числе временно) или ограниченно годными к военной службе;

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов, старшин, могут быть признаны негодными к военной службе (в том числе временно), ограниченно годными к военной службе или годность к военной службе определяется индивидуально;

офицеры, прапорщики, мичманы могут быть признаны негодными к военной службе (в том числе временно).

4. Направление на медицинское освидетельствование военнослужащих осуществляется при отборе и в последующем один раз в 12 месяцев при определении:

годности к военной службе на должностях верхолазов, пожарных;

годности к подводному вождению танков и других машин;

годности к военной службе на должностях плавсостава;

годности к военной службе в ВДВ, десантно-штурмовых воинских частях, подразделениях воинских частей с парашютно-десантной подготовкой;

годности к работе с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП и лазерного излучения, микроорганизмами I, II групп патогенности;

годности к службе по специальности, работе в условиях повышенного давления газовой среды (водолазы, акванавты, водолазы-глубоководники и врачи-специалисты, привлекаемые к выполнению работ в условиях повышенного давления газовой среды).

Направление на медицинское освидетельствование военнослужащих для определения годности к военной службе в спецсооружениях осуществляется при отборе и в последующем один раз в 3 года.

Военнослужащие, проходящие службу с токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, один раз в 3 года направляются на медицинское освидетельствование в стационарных условиях.

5. Внеочередное направление на медицинское освидетельствование военнослужащих в целях, предусмотренных пунктом 4 настоящей Инструкции, проводится при выявлении увечий, заболеваний, по которым они могут быть признаны негодными к военной службе в роде войск Вооруженных Сил, по военно-учетной специальности, в соответствующей воинской части (подразделении), работе с соответствующим вредным фактором.

6. После проведения психиатрического обследования и психиатрического освидетельствования в амбулаторных и стационарных условиях военнослужащие, имеющие признаки психических расстройств, направляются на медицинское освидетельствование в целях определения категории годности к военной службе, годности к военной службе в роде войск Вооруженных Сил, по военно-учетной специальности, в соответствующей воинской части (подразделении), работе с соответствующим вредным фактором.

7. Командиром воинской части (руководителем центрального органа военного управления, начальником (руководителем) организации Вооруженных Сил) на военнослужащих, направляемых на медицинское освидетельствование, организуется оформление направления на медицинское освидетельствование согласно приложению к настоящей Инструкции.

8. Направление на медицинское освидетельствование подписывается командиром воинской части (руководителем центрального органа военного управления, начальником (руководителем) организации Вооруженных Сил), заверяется печатью.

Направление на медицинское освидетельствование выдается военнослужащему (сопровождающему его лицу) либо направляется почтовой связью в адрес начальника (руководителя) военно-медицинской организации, руководителя медицинской организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения, где военнослужащий находится на обследовании и лечении.

9. Командиром воинской части (руководителем центрального органа военного управления, начальником (руководителем) организации Вооруженных Сил) одновременно с направлением на медицинское освидетельствование военнослужащему (сопровождающему его лицу) организуется выдача (вручение) либо направление почтовой связью в адрес начальника (руководителя) военно- медицинской организации, руководителя медицинской организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения, где военнослужащий находится на обследовании и лечении, следующих документов:

а) медицинские документы военнослужащего;

б) медицинская и служебная характеристики:

на военнослужащих с признаками психических расстройств;

на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВДВ, десантно-штурмовых воинских частях, подразделениях воинских частей с парашютно-десантной подготовкой, плавсоставе, морской пехоте, спецсооружениях;

на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и работающих с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП и лазерного излучения, микроорганизмами I, II групп патогенности;

на офицеров, прапорщиков, мичманов;

на водолазов, акванавтов, водолазов-глубоководников и врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению работ в условиях повышенного давления газовой среды;

в) заверенные в установленном порядке копии документов на военнослужащих, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, действиях подразделений особого риска, проведении работ с токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию (а также занятых на работах с химическим оружием); на военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу в государствах, где велись боевые действия, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии – 1 месяц службы за 3 месяца), пребывавших на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, подтверждающие их участие в указанных событиях.

*(1) Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации – Вооруженными Силами; военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, граждане, проходящие военные сборы по линии Вооруженных Сил Российской Федерации, – военнослужащими; увечья (ранения, травмы, контузии) – увечьями; Воздушно-десантные войска – ВДВ; плавающий состав Военно-Морского Флота – плавсоставом; специальные сооружения – спецсооружениями; медицинские воинские части и организации Министерства обороны Российской Федерации – военно-медицинскими организациями; военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации – военно-учебными заведениями; радиоактивные вещества – РВ; источники ионизирующего излучения – НИИ; компоненты ракетных топлив и иные высокотоксичные вещества, токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию, – КРТ; электромагнитные поля в диапазоне частот от 30 кГц до 300 ГГц – ЭМП; Главный центр военно-врачебной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации – Главным центром.

Читайте также:
Наследственные споры в Омске

*(2) Пункт 51 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее – Положение).

*(3) Приложение к Составу (приложение N 4 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 770 “О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации правовых актов по вопросам проведения военно-врачебной экспертизы”) (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2014 г., регистрационный N 35094).

*(6) Абзац первый пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1 (ч. II), ст. 12; N 26, ст. 2729; N 33, ст. 3348; 2001, N 31, ст. 3173; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4437; 2004, N 18, ст. 1687; N 30, ст. 3089; N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1483; 2006, N 1, ст. 1, 2; N 6, ст. 637; N 19, ст. 2062, 2067; N 29, ст. 3122; N 31 (ч. I), ст. 3452; N 43, ст. 4415; N 50, ст. 5281; 2007, N 1 (ч. I), ст. 41; N 2, ст. 360; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1463; N 26, ст. 3086, 3087; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5431; N 49, ст. 6072; N 50, ст. 6237; 2008, N 24, ст. 2799; N 29 (ч. I), ст. 3411; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4983; N 45, ст. 5149; N 49, ст. 5723; N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 11, ст. 1263; N 30, ст. 3739; N 52 (ч. I), ст. 6415; 2010, N 30, ст. 3990; N 50, ст. 6600; 2011, N 1, ст. 16, 30; N 17, ст. 2315; N 46, ст. 6407; N 47, ст. 6608; N 51, ст. 7448; 2012, N 25, ст. 3270; N 26, ст. 3443; N 31, ст. 4326; N 53 (ч. I), ст. 7613; 2013, N 27, ст. 3462, 3477; N 43, ст. 5447; N 44, ст. 5636, 5637; N 48, ст. 6165; N 52 (ч. I), ст. 6970; 2014, N 6, ст. 558; N 23, ст. 2930; N 45, ст. 6152; N 48, ст. 6641; 2015, N 17 (ч. IV), ст. 2472; N 29 (ч. I), ст. 4356).

*(7) Абзац четвертый пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”.

*(8) Абзац первый пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”.

За сколько дней до увольнения мне должны выдать документы на прохождение ввк и законно .

За сколько дней до увольнения мне должны выдать документы на прохождение ввк и законно ли выдавать направление на ввк после окончания контракта, если не исключил из списков части.

о порядке прохождения военной службы

(утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237)

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба. Данное правило закреплено в абз. 3 п. 13 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

В Вооруженных Силах РФ с целью реализации абз. 3 п. 13 ст. 34 указанного Положения издан приказ Министра обороны РФ от 30.10.2015 № 660, которым утвержден Порядок деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах РФ (далее – Порядок).

Согласно пп. “а” п. 28 Порядка командир (начальник) воинской части за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта направляет военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (далее – ВВК).

Таким образом, если у вас идет речь об увольнении в связи с окончанием срока действия контракта, то вас должны были направить на прохождения ВВК не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока вашего контракта Если вам выдали направление на ВВК после окончания срока действия контракта, то подобное является незаконным Вас искусственно хотят задержать на службе сверх срока вашего контракта, потому что только после исключения из списков части вы перестанете быть военнослужащим.

Направление на ВВК военнослужащему по его желанию выдаётся командиром части за 6 месяцев до окончания контракта и не позднее даты издания приказа об увольнении в силу п.28 приказа МО РФ от 30.10.2015 N660.

Военнослужащий вправе пройти ВВК после увольнения с военной службы в силу п.74 Положения о ВВК, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565.

Если выдали направление на ВВК до исключения из названных списков, то оабуйтесь, поскольку в период его стационарного прохождения Вас вряд-ли исключат из списков л/с части, возможно появится основание для изменения основания увольнения по результатам ВВК.

Направление на на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию в связи с окончанием срока контракта согласно пп. “а” п. 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, введенного Приказом Министра обороны РФ от 30 октября 2015 г. N 660 “О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации”

Командир (начальник) воинской части: а) за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:

направляет военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию производится командиром воинской части за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта направляет военнослужащего (по его желанию)

Вы должны пройти ВВК за 6 месяцев до увольнения

Читайте также:
Как быстро сделать загранпаспорт самостоятельно

По окончании срока контракта Вас должны исключить из списков части

По-моему, здесь есть повод обратиться с жалобой к военосу прокурору, так как в действиях Вашего командира прослеживается системное нарушение требований закона и приказов Министра обороны РФ

В соответствии с п.14 ст. 34Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 26.05.2021) Вопросы прохождения военной службы (вместе с Положением о порядке прохождения военной службы)Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

Следовательно исключить вас из списка части могут только не ранее истечения 1 месяца

после получения заключения ВВК

Поэтому направление на ВВК после увольнения незаконно, так как в зависимости от заключения ВВК могло измениться основание увольнения.

На ВВК Вас обязаны были направить не позднее 6 сти месяцев до окончания контракта с дальнейшим получением заключения ВВК для установления основания увольнения

Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

В соответствии с ч.2 ст.34 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237

Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

VIII. Порядок увольнения с военной службы

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

Прохождение ВВК при увольнении военнослужащего

О применении данного документа в отношении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности см. распоряжение Правительства РФ от 15.12.2020 N 3340-р.

V. Обследование и освидетельствование военнослужащих,

граждан, проходящих военные сборы

50. Организацию обследования и освидетельствования военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований (далее – военные сборы по линии Вооруженных Сил), в военно-медицинской организации, иной медицинской организации, воинской части, соединении обеспечивает начальник (руководитель) организации, командир воинской части (соединения), в которой создана военно-врачебная комиссия.

Своевременность, полноту обследования освидетельствуемого, подготовку и оформление медицинских документов по результатам обследования и представление их военно-врачебной комиссии обеспечивает начальник (руководитель) отделения военно-медицинской организации (руководитель отделения иной медицинской организации), в которой проводится обследование, начальник медицинской службы воинской части (соединения), в которой создана военно-врачебная комиссия.

Проведение освидетельствования военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил, возлагается на военно-врачебные комиссии.

Направление военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил, на освидетельствование организуется Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2020 N 207)

(см. текст в предыдущей редакции)

Руководители федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, организуют прохождение обследования и освидетельствования военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, а также граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 N 207)

51. Освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил, в целях определения категории годности к военной службе (за исключением освидетельствования в целях предоставления отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы) проводят врачи-специалисты, включенные в состав военно-врачебной комиссии: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог и при необходимости – врачи других специальностей.

Освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил, в иных целях проводится военно-врачебными комиссиями, состав которых определяется Министерством обороны Российской Федерации, другими соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Читайте также:
Дефинитивная норма права это - нормы рф, нормы примеры

52. До начала освидетельствования в целях определения категории годности к военной службе (за исключением освидетельствования в целях предоставления отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы) военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил, проводятся следующие обязательные диагностические исследования:

флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2020 N 207)

(см. текст в предыдущей редакции)

общий (клинический) анализ крови;

общий анализ мочи;

электрокардиография в покое.

Лицам старше 40 лет проводятся исследование уровня глюкозы в крови, измерение внутриглазного давления, электрокардиография с физическими упражнениями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2014 N 1005)

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, могут устанавливать перечень дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала освидетельствования в целях определения категории годности к военной службе (за исключением освидетельствования в целях предоставления отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы) указанных военнослужащих, граждан.

53. До начала освидетельствования в целях, не указанных в пункте 52 настоящего Положения, военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы по линии Вооруженных Сил, проходят обязательные диагностические исследования в объемах, установленных Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

54. Заключение о годности военнослужащего, гражданина, проходящего военные сборы по линии Вооруженных Сил, к военной службе выносится по категориям, указанным в пункте 18 настоящего Положения.

Военно-врачебная комиссия выносит при необходимости также заключение о годности к военной службе в конкретном роде войск Вооруженных Сил, обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (военной службе) в соответствующей воинской части (подразделении), военной службе в специальных сооружениях, работе с радиоактивными веществами, источниками ионизирующего излучения, компонентами ракетных топлив и иными высокотоксичными веществами, токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, источниками, создающими электромагнитные поля в диапазоне частот от 30 кГц до 300 ГГц, и оптическими квантовыми генераторами, микроорганизмами I, II групп патогенности, прохождению военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных районах, в иностранных государствах, в том числе в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также о возможности прохождения военной службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выполнения работ на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2020 N 207)

(см. текст в предыдущей редакции)

55. При наличии у офицеров, прапорщиков, мичманов заболеваний, по которым расписанием болезней предусматривается индивидуальная оценка категории годности к военной службе, заключение о категории годности к военной службе выносится с учетом специальности, опыта службы по военно-учетной специальности и воинской должности, которую занимают или на которую предназначаются освидетельствуемые, с учетом их состояния здоровья, а также сведений, изложенных в служебной и медицинской характеристиках.

56. В служебной характеристике на военнослужащего отражаются сведения о его специальности, сроках службы по военно-учетной специальности и воинской должности, которую занимает или на которую предназначается военнослужащий, способности исполнять обязанности военной службы, службы по военно-учетной специальности. Служебная характеристика подписывается командиром воинской части и заверяется печатью воинской части.

57. В медицинской характеристике указываются сведения о результатах обследований, медицинских осмотров, диспансерного динамического наблюдения за состоянием здоровья военнослужащего, количестве его обращений за медицинской помощью, количестве дней трудопотерь, влиянии исполнения обязанностей военной службы, службы по военно-учетной специальности на состояние здоровья и предварительном диагнозе.

Сведения, указанные в медицинской характеристике, должны подтверждаться данными медицинской книжки и другими медицинскими документами.

Медицинская характеристика подписывается врачом воинской части (военно-медицинской организации) и заверяется печатью воинской части (военно-медицинской организации), в которой военнослужащий состоит на медицинском обеспечении.

58. При наличии у граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил, увечий, заболеваний, по которым расписанием болезней предусматривается индивидуальная оценка категории годности к военной службе, военно-врачебная комиссия выносит заключение, наиболее ограничивающее годность к военной службе.

59. При наличии у солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих военную службу по контракту, и курсантов военно-учебных заведений, кроме обучающихся на выпускном курсе, увечий, заболеваний, по которым расписанием болезней предусматривается индивидуальная оценка категории годности к военной службе, военно-врачебная комиссия выносит заключение, наиболее ограничивающее годность к военной службе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2020 N 207)

(см. текст в предыдущей редакции)

59(1). Военно-врачебная комиссия, которая вынесла заключение о признании военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ограниченно годным или не годным к военной службе с причинной связью увечий, заболеваний, явившихся основанием для вынесения указанных категорий годности к военной службе, в формулировках “общее заболевание” и (или) “заболевание получено в период военной службы” (в случае, если в период прохождения военной службы имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу), в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его освидетельствования направляет копию данного заключения в военно-врачебную комиссию филиала федерального государственного казенного учреждения “Главный центр военно-врачебной экспертизы” Министерства обороны Российской Федерации (далее – Главный центр), дислоцированного на территории военного округа (Северного флота), из которого указанный военнослужащий был призван на военную службу, для проведения заочного (по документам) освидетельствования.

Военно-врачебная комиссия филиала Главного центра в течение 5 рабочих дней после получения копии заключения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, запрашивает медицинскую документацию гражданина в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения. По результатам изучения медицинской документации военно-врачебная комиссия филиала Главного центра в срок не позднее 10 рабочих дней после ее поступления выносит заключение о годности гражданина к военной службе на момент его призыва на военную службу по категориям, указанным в пункте 18 настоящего Положения. Состав военно-врачебной комиссии по заочному (по документам) освидетельствованию гражданина, признанного в период прохождения военной службы по призыву ограниченно годным или не годным к военной службе с причинной связью увечий, заболеваний, явившихся основанием для вынесения указанных категорий годности к военной службе, в формулировках “общее заболевание” и (или) “заболевание получено в период военной службы” (в случае, если в период прохождения военной службы имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу), соответствует составу военно-врачебной комиссии, указанному в пункте 77 настоящего Положения.

Читайте также:
Должен сын выплачивать долги отца после его смерти?

Заключение военно-врачебной комиссии филиала Главного центра, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в случае признания гражданина по результатам заочного (по документам) освидетельствования ограниченно годным или не годным (временно не годным) к военной службе на момент его призыва на военную службу в срок до 5 рабочих дней после оформления подлежит направлению:

руководителю территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по субъекту Российской Федерации, из которого гражданин был призван на военную службу;

руководителю органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

руководителю медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения:

врач-специалист которой проводил освидетельствование гражданина и дал ошибочное заключение, послужившее основанием для вынесения врачом, руководящим работой по освидетельствованию граждан, итогового заключения о категории годности к военной службе;

врач-специалист которой при освидетельствовании неверно оценил результаты обязательных диагностических исследований, предусмотренных пунктом 14 настоящего Положения;

в которой на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии (по направлению военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) проводилось обследование, по результатам которого не было диагностировано увечье, заболевание, являющееся основанием для признания гражданина ограниченно годным или не годным (временно не годным) к военной службе;

военному комиссару и военному комиссару муниципального образования (муниципальных образований), призывной комиссией которого гражданин призван на военную службу.

(п. 59(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 N 207)

60. Заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы (далее – освобождение) выносится в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе.

61. Заключение о необходимости предоставления гражданину, проходящему военные сборы по линии Вооруженных Сил, освобождения выносится в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе.

62. В мирное время военно-врачебная комиссия выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни в случае, если срок, по истечении которого военнослужащий может приступить к исполнению обязанностей военной службы, составляет не менее 30 суток.

В случае если указанный срок составляет менее 30 суток, военно-врачебная комиссия выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения.

В военное время военно-врачебная комиссия выносит заключение о направлении военнослужащего в батальон (команду) выздоравливающих в случае, если срок, по истечении которого военнослужащий может приступить к исполнению обязанностей военной службы, составляет менее 3 месяцев. В случае если указанный срок составляет более 3 месяцев, военно-врачебная комиссия выносит заключение о временной негодности военнослужащего к военной службе и о проведении повторного освидетельствования через 6 – 12 месяцев.

В случае если имеются основания полагать, что возможность исполнять обязанности военной службы не восстановится, заключение военно-врачебной комиссии о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни не выносится, а решается вопрос о его годности к военной службе.

63. В мирное время военно-врачебная комиссия выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни на срок от 30 до 60 суток в зависимости от характера и тяжести увечья, заболевания.

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, в отдельных случаях отпуск по болезни может быть продлен не более чем на 60 суток.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, отпуск по болезни может быть продлен не более чем на 30 суток.

По истечении срока непрерывного нахождения на лечении и в отпуске по болезни, который не должен превышать 4 месяцев (для пациентов с туберкулезом – 12 месяцев), военнослужащий подлежит освидетельствованию для решения вопроса о его годности к военной службе.

Срок непрерывного нахождения на лечении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, может быть продлен в случае, если по завершении лечения он возвратится к исполнению обязанностей военной службы.

64. Военно-врачебная комиссия выносит заключение о необходимости предоставления освобождения военнослужащему (гражданину, проходящему военные сборы по линии Вооруженных Сил) на срок до 15 суток. Военно-врачебная комиссия может повторно вынести такое заключение, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток.

65. При освидетельствовании военнослужащего, который проходит военную службу по контракту и у которого до истечения срока военной службы остается 30 суток и менее, заключение о необходимости предоставления отпуска по болезни не выносится.

66. В случае если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, признан не годным к военной службе, военно-врачебная комиссия одновременно с заключением о его негодности к военной службе выносит заключение о необходимости предоставления освобождения на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

67. Освидетельствование для решения вопроса о годности к военной службе военнослужащих, получивших увечье при исполнении обязанностей военной службы, при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в период прохождения военной службы в государствах, где велись боевые действия, в период пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, проводится по окончании лечения в стационарных условиях независимо от его продолжительности.

Читайте также:
Инвентаризация ТМЦ, бухучет инвентаризации материалов.

68. До заключения военнослужащим, обучающимся в военно-учебном заведении и имеющим статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, первого контракта о прохождении военной службы военно-врачебная комиссия выносит заключение о категории годности к военной службе по графе II расписания болезней, а после заключения контракта – по графе III расписания болезней.

Другие причины увольнения

Рапорт при увольнении с военной службы

Военные, несущие службу по контракту, в отличие от солдат-срочников имеют право уволиться не только по медицинским показаниям. Контрактник может прекратить свою службу в связи с истечением договора, по причине достижения максимального возраста нахождения на службе либо по выслуге лет.

Официальным поводом для увольнения является сокращение должности, которую занимает военнослужащий либо решение комиссии о том, что он не может занимать её в дальнейшем. Если гражданин нарушит правила контракта или совершит серьёзный проступок, ему также грозит увольнение.

В случае досрочного прекращения контрактной службы во внимание принимаются и семейные обстоятельства гражданина. Если близким родственникам (детям, родителям) необходим постоянный уход или они не имеют возможности проживать по месту службы, военнослужащего увольняют из армии.

Самой веской причиной для досрочного увольнения (кроме медицинской) считается лишение воинского звания и лишение свободы как мера наказания за преступление.

В этих случаях медицинский осмотр перед увольнением со службы является добровольным. Проходить освидетельствование или нет, гражданин решает самостоятельно и отражает своё решение в увольнительном рапорте.

Положенные выплаты и льготы

Тем, кто проходит военно-врачебную экспертизу и увольняется из силовых ведомств по состоянию здоровья, полагаются определенные льготы и выплаты.

Величина положенных законом компенсаций и социальных льгот зависит от ряда факторов:

  • выслуги лет;
  • должности и звания;
  • статуса сотрудника (ветерана, срочника, военного пенсионера и пр.);
  • присвоения служащему льгот и субсидий, которые не были реализованы в период его трудовой деятельности;
  • наличия у сотрудника инвалидности той или иной группы.

В зависимости от тех или иных обстоятельств ухудшения здоровья, послуживших причиной для увольнения, сотрудник может претендовать на единовременные либо ежемесячные пособия. Отдельной графой выступают страховые компенсации. Служащий вправе получить дополнительные выплаты в том случае, если травма или обнаруженное заболевание являются основаниями для возмещения по страховому полису.

  • заработная плата за последний месяц службы; ;
  • выплаты по больничному; и прочие возможные поощрения за службу.

Увольнение сотрудника из силовых ведомств сопряжено с необходимостью прохождения военно-врачебной комиссии. ВВК устанавливает пригодность работника к несению службы в дальнейшем. По желанию служащего от прохождения ВКК можно отказаться.

Данное решение допустимо в том случае, если он не планирует продолжать трудовую деятельность в ОВД, ФСБ внутренних войсках и других ведомствах. Намерения пройти медкомиссию либо же отказаться от ВКК, излагаются в рапорте на увольнение.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24 , Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38 , Регионы 8800-350-97-52

Прохождение ВВК перед увольнением

увольняюсь по неподписанию контракта
выслуга будет 20 лет в августе(в июне планирую лечь в госпиталь на лечение)
командование просит написать рапорт на отказ от ВВК, чтобы поскорей отправить представление на увольнение(сроки прохождения ВВКдавно вышли,сейчас нахожусь на дообследовании). Может ли как то этот рапорт мне повредить.?
Гнуть ли свою линию на увольнение ПОСЛЕ прохождения ВВК?

Quote (grygs)200?”200px”:””+(this.scrollHeight+5)+”px”);”>командование просит написать рапорт на отказ от ВВК, чтобы поскорей отправить представление на увольнение
Оно Вам надо?
Quote (grygs)200?”200px”:””+(this.scrollHeight+5)+”px”);”>Гнуть ли свою линию на увольнение ПОСЛЕ прохождения ВВК?
Конечно.
Quote (grygs)200?”200px”:””+(this.scrollHeight+5)+”px”);”>Может ли как то этот рапорт мне повредить.?
А если (не дай бог) проблемы со здоровьем в ближайщее время, бывшее командование Вами заниматься не будет.

grygs, а контракт когда заканчивается? До или после истечения срока 20-ти календарей? Согласен с Serge – надо пройти ВВК и, не дай Бог если чего, лечиться будучи военнослужащим.
И еще может (опять-таки не дай Бог) случиться так, что на ЦВВК Вы будете признаны ограниченно годным к военной службе по здоровью по категории “В” и увольняться сможете уже по состоянию здоровья. А это совсем другой расклад – льготная статья увольнения.

Quote (grygs)200?”200px”:””+(this.scrollHeight+5)+”px”);”>увольняюсь по неподписанию контрактавыслуга будет 20 лет в августе(в июне планирую лечь в госпиталь на лечение)командование просит написать рапорт на отказ от ВВК, чтобы поскорей отправить представление на увольнение(сроки прохождения ВВКдавно вышли,сейчас нахожусь на дообследовании). Может ли как то этот рапорт мне повредить.?Гнуть ли свою линию на увольнение ПОСЛЕ прохождения ВВК? хочу Вам на всякий случай напомнить, что если Вы с выслугой менее 25 лет увольняетесь из рядов ВС РФ просто по основанию “по окончанию контракта”, то Вам не положено после увольнения из рядов ВС РФ бесплатное мед. обеспечение от МО. при выслуге более 20 лет и увольнению по льготной статье (пределка, ОШМ, по болезни) – право на бесплатное мед. обеспечение от МО за Вами и членами Вашей семьи сохраняется.

A как быть при увольнении по ОШМ, если при простом обращении в окружной госпиталь с двусторонней нейросенсорной тугоухостью 1-2 степени, говорят, что статья для увольнения по болезни не подходит (нахожусь на самой грани допустимого слуха 2-3 м шепотной речи, разговорная в норме) Но сегодня была на ВВК для поступления в ОВД (хочется дослужить недостающие 2 года до пенсии) так там даже карту отказались заводить, сказали, что у меня НСТ 4 степени, т.е.фактически глухота с нарушением восприятия разговорной речи! А что-либо писать отказались, мотивируя тем, что направление на трудоустройство, а не на увольнение. Что делать. Сокращение уже вот-вот

Читайте также:
Средний заработок для командированного совместителя

Quote (Mariy)200?”200px”:””+(this.scrollHeight+5)+”px”);”>Что делать.
Завести карту. Без карты ничего ходить.

Так есть карта (амбулаторная, не завели карту для прохождения освидетельствования (спец.бланк) Только в ОВДшном госпитале писать в ней отказались. И вообще отказались дать какой-либо письменный отказ! А на записи из окружного госпиталя МВД им наплевать, как я поняла.

Quote (Mariy)200?”200px”:””+(this.scrollHeight+5)+”px”);”>Только в ОВДшном госпитале писать в ней отказались.
Почему?
Вы ВВК для призыва точно должны проходить там куда пришли?
Этот госпиталь ВВК на предмет призыва прводит?
МВДшные обычно на предмет призыва ВВК проходят в гражданских местах.

Наверно, потому что вариантов-то не особо много – или меня признают годной и пропускают служить в ОВД, или признают негодной (ограниченно годной – мне и этого достаточно, я мл.сержант) и обязаны уволить по болезни. А ответственность на себя просто брать не хотят. Вот я думаю, что пришла бы я к этому врачу с направлением на прохождение ВВК в связи с увольнением, навряд ли она мне такой диагноз выставила! А пришла я туда, куда надо, т.к 4 года назад проходила там уже освидетельствование для приема в ОВД (благополучно прошла) Вот только в части командир отказался увольнять, даже закрыл глаза на то, что у меня двое малышей, и возможны частые больничные. А вот теперь другие проблемы возникают. Даже не знаю, что делать!

Quote (Mariy)200?”200px”:””+(this.scrollHeight+5)+”px”);”>Наверно, потому что вариантов-то не особо много – или меня признают годной и пропускают служить в ОВД, или признают негодной (ограниченно годной – мне и этого достаточно, я мл.сержант) и обязаны уволить по болезни. А ответственность на себя просто брать не хотят. Вот я думаю, что пришла бы я к этому врачу с направлением на прохождение ВВК в связи с увольнением, навряд ли она мне такой диагноз выставила! А пришла я туда, куда надо, т.к 4 года назад проходила там уже освидетельствование для приема в ОВД (благополучно прошла) Вот только в части командир отказался увольнять, даже закрыл глаза на то, что у меня двое малышей, и возможны частые больничные. А вот теперь другие проблемы возникают. Даже не знаю, что делать!
Не много не совсем понимаю ситуацию.
Пройти ВВК на призыв там же где и проходите плановые ВВК возможно?
Направление для прохождения ВВК из ОВД есть? Место указано? Может просто зайти в другой день к другому человеку?

Quote (Serge)200?”200px”:””+(this.scrollHeight+5)+”px”);”>Не много не совсем понимаю ситуацию. Пройти ВВК на призыв там же где и проходите плановые ВВК возможно? Направление для прохождения ВВК из ОВД есть? Место указано? Может просто зайти в другой день к другому человеку?
Попытаюсь объяснить точнее: госпиталь МВД обслуживает милицию, т.е. по общим заболеваниям, стационар, проведение ВВК на предмет годности (увольнение, прием), а военнослужащие как бы прицепом, так как ближайший госпиталь ВВ МВД в 300 км, поэтому они принимают, но ВВК не проводят. Так что для прохождения ВВК в связи с увольнением из ВВ нужно ехать в госпиталь ВВ МВД. А для службы в ОВД пройти ВВК в милицейсом госпитале. Вот такая запутанная система. Направление уже есть, именно в госпиталь МВД (милиц.)
Сегодня была у своего лечащего врача, она тоже была шокирована. Проверила на месте, СНТ 1 степени! Направила в областную больницу к сурдологу, чтобы уже он дал заключение. Дальше посмотрим, что еще эта “умная” скажет

Quote (Mariy)200?”200px”:””+(this.scrollHeight+5)+”px”);”>Проверила на месте, СНТ 1 степени! Направила в областную больницу к сурдологу, чтобы уже он дал заключение.
Ага.
Совершенно непонятно для чего отказывают. Вроде в милиции всегда проблемы были с кадрами, что бы на ровном месте к желающим цепляться.

Совершенно непонятно для чего отказывают. Вроде в милиции всегда проблемы были с кадрами, что бы на ровном месте к желающим цепляться.

Причины расторжения договора

Рассмотрим все основания для увольнения.

Собственное желание

Предполагается, что желание основывается на уважительных причинах. Список их содержится в пункте 6 статьи 51 ФЗ №53 «О воинской обязанности» в редакции от 29 февраля 2017 года. В частности, это:

  • Проживание семьи сотрудника за границей.
  • Человек не может обеспечить свою семью (достаток определяется на базе прожиточного минимума).
  • Наличие ребенка при уклонении другого родителя от исполнения своих родительских обязанностей.
  • Женщина не может продолжать службу из-за ухудшения состояния вследствие вынашивания ребенка.
  • Близкий родственник служащего тяжело заболел и нуждается в уходе за ним.
  • Человек получил высшее образование и не может применить его в рамках службы.

При увольнении в приведенных ситуациях оформляется решение командира.

Ухудшение здоровья

Служащий может уйти со службы в том случае, если у него ухудшилось здоровье. Наличие болезни должно подтверждаться медицинской справкой. Рапорт направляется командиру до того, как получено заключение от медицинской комиссии. На основании итогов медицинского освидетельствования утверждается приказ на расторжение трудового договора.

Перечень заболеваний, которые являются основанием для увольнения, оговорен в Постановлении №123 «О военно-врачебной экспертизе» от 25 февраля 2003 года. Рассмотрим этот перечень:

  • Онкология.
  • Туберкулез.
  • Болезни крови.
  • ВИЧ и СПИД.
  • Сифилис.
  • Психические заболевания.

Все эти проблемы могут помешать успешному прохождению службы.

Нарушение положений контракта

Если служащий не будет соблюдать положения контракта, он увольняется досрочно. Расторжение выполняется только при наличии этих одновременных условий:

  • Существенное нарушение.
  • Его неоднократность.

При принятии решения об увольнении принимаются во внимание дисциплинарные нарушения, административные дела. Дисциплинарные взыскания накладываются на основании дисциплинарного устава ВС (приложение 7). Основанием для увольнения являются два взыскания. Для расторжения договора проводится аттестация человека. Именно в рамках нее выносится решение о профпригодности. Сам командир не может принять решение об увольнении.

Читайте также:
Наследственные споры в Омске

ВАЖНО! Если отношения расторгнуты по решению командира, служащий может добиться отмены через судебный орган.

Достижение определенного возраста

Право на увольнение получают в этих обстоятельствах:

  • Человек достиг максимального возраста для своего звания.
  • Срок действия контракта истек.

Если у человека есть желание продолжать службу, он может заключить новый контракт. Решение об этом принимается уполномоченным лицом.

ВАЖНО! Предельный срок контракта составляет 10 лет. По окончании действия договора военнослужащему должно быть не более 65 лет.

Рассмотрим требования законодательства относительно возраста служащих:

  • 45 лет — для офицеров ниже должности полковника. Этот же максимальный возраст установлен для женщин.
  • 50 лет — для капитанов первого ранга и подполковников.
  • 55 лет — для низших генеральских служащих и представителей вице-адмиральства.
  • 60 лет — для высшего генеральского состава, для маршалов и адмиралов.

Позаботиться о продлении контракта, если это возможно, нужно за 6 месяцев до окончания действия старого договора.

Семейные обстоятельства

В статье 51 ФЗ №53 «О воинской обязанности» в редакции от 29 февраля 2017 года указаны семейные причины, которые могут являться основанием для прекращения отношений:

  • Близкие родственники не могут жить вместе со служащим, однако перевести в другую часть человека невозможно.
  • Супруг/супруга также являются военнослужащими и их перевели на другое место.
  • Возникла неотложная необходимость ухода за пожилыми родственниками, инвалидами 1 и 2 группы, лицами, не достигшими 18-ти лет.

Все семейные обстоятельства должны быть подтверждены. К примеру, документальными подтверждениями может быть справка о болезни родственника, выписка из военной части.

Основания для прохождения

ВВК проходится при различных вариантах увольнения. Очень многое зависит от решения руководства. Также ВВК необходимо проходить при переходе в запас с действующей службы, но для этого потребуется непосредственный приказ руководства. Основания для ВВК при увольнении:

  • уход в отставку;
  • переход в запас;
  • невозможность продолжать службу по медицинским показаниям.

Фактически главным основанием является наличие увечий, травм и заболеваний, которые не позволяют продолжать службу в ВС.

Важно! По любому медицинскому противопоказанию должно быть заключение ВВК, в противоположном случае уход по состоянию здоровья невозможен. Это относится даже к серьезным травмам, так как комиссия определяет не только факт наличия травмы, но и ее степень, что в дальнейшем потребуется для получения правильного расчета и постановки на учет в медицинские учреждения.

Стоит учесть, что направление на ВВК дает непосредственное начальство. Самостоятельно пройти ВВК невозможно. Есть несколько вариантов для начала прохождения ВВК:

  • ежегодный тип;
  • написать в отдел кадров или канцелярию;
  • обратиться в письменном виде к непосредственному начальнику.

При прохождении ВВК выносится вердикт, определяющий возможность дальнейшей службы. Весь порядок комиссии строго установлен и не должен нарушаться.

Заключение ВВК по ограниченной годности или негодности для службы является основанием для увольнения, в том числе самостоятельного характера по собственному желанию.

Увольнение по состоянию здоровья: перечень заболеваний

Список заболеваний, которые могут основанием для увольнения из армии в соответствии с Расписанием болезней, весьма обширен. Общее свойство всех этих болезней: невозможность дальнейшего несения службы без ущерба для здоровья или полноценного исполнения военнослужащим своих обязанностей.

Причем не всегда нарушение здоровья сопровождается полным отстранением от военной службы. При отдельных диагнозах допускается присвоение категории годности «Г», означающей временную негодность до последующего через 6-12 месяцев переосвидетельствования. Категория «В» также может присваиваться на период лечения, в случае его успешности позволяя возобновить прохождение службы.

Неизлечимые инфекционные заболевания

Функциональные расстройства временного характера на фоне инфекционных болезней

м) необходимости обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), бесплатным санаторно-курортным лечением при направлении на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях*(6);

Закон об увольнении военнослужащего по состоянию здоровья

Основания для увольнения военнослужащего по состоянию здоровья установлены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Они указаны в статье 51 данного закона в качестве отдельных подпунктов:

  • «в» пункта 1 — в связи с признанием ВВК не годным к военной службе;
  • «г» пункта 1 — в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе контрактника на воинской должности ниже прапорщика;
  • «б» пункта 3 — по инициативе военнослужащего при замещении им должности офицера, прапорщика (мичмана) в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе.

Вынесение решений ВВК, дающих право увольнять с военной службы, производится на основании Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565. Документ включает в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого осуществляется присвоение категорий годности к военной службе.

Кроме того, указанное Положение определяет медицинские показатели возможности несения службы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, причем не только для самих военнослужащих, но и для членов его семьи. В таком случае выявленные противопоказания, при невозможности перевода в другую местность, также будут являться основанием для увольнения с военной службы по уважительным причинам.

Право на увольнение военнослужащего по состоянию здоровья и предоставление в связи с этим государственных гарантий и компенсаций подтверждено другими законами и нормативно-правовыми документами действующего российского законодательства, в том числе Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Отдельные вопросы предоставления льгот и выплат регулируются также законами «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих».

Ссылка на основную публикацию