4. Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.
§ 2. Правовой статус безработного
В отличие от понятия занятости, понятие безработицы в действующем российском законодательстве отсутствует. Между тем Закон «О занятости населения в РФ» указывает, кто может быть признан безработным.
В соответствии со ст.3 указанного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации48.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»49.
Безработными не могут быть признаны граждане:
• не достигшие 16-летнего возраста;
• которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
• осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
2) Понятие подходящей работы
Поскольку приобретение и сохранение статуса безработного связано с такими понятиями, как подходящая и неподходящая работа, остановимся на них подробнее.
В соответствии со ст.4 Закона «О занятости населения в РФ» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Транспортная доступность – это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, которая определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Оплачиваемая работа (включая работу временного характера и общественные работы), требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:
• впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
• отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
• состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
• обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
• она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
• условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
• предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины указанного прожиточного минимума.
3) Права и обязанности безработного
Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.
Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.
Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:
• право на содействие в поиске подходящей работы (ст.4 Закона о занятости);
• право на выбор места работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10 Закона о занятости);
• право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст.9, 23 Закона о занятости);
• право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст.24 Закона о занятости);
• право на получение содействия в организации собственного дела50.
Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:
• пособие по безработице (ст.30-35 Закона о занятости);
• стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст.29 Закона о занятости);
• материальная помощь безработным и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);
• организация отдыха и лечения детей безработных граждан51;
• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз.
• оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность (п.8 ст.29 Закона о занятости). Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж52.
Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.
Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного53. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).
Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости54.
Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.
Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости.
Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст.159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания – лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 настоящего Закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 2019 г. N 31-П
О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 статьи 3 настоящего Закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. N 24-П
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Правовой статус безработного гражданина
1. Условия признания граждан безработными
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, ищут работу и готовы приступить к ней, зарегистрированы в центре занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы.
2. Порядок признания граждан безработными
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления:
- паспорта;
- трудовой книжки;
- документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию; за последние три месяца по последнему месту работы;
- впервые ищущие работу (ранее не работавшие) предъявляют в центр занятости населения паспорт и документ об образовании.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным обязательно должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР), выданную лечебным учреждением и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
При невозможности предоставления центром занятости населения подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
3. Подходящая работа
Подходящая работа – работа (в том числе работа временного характера), которая соответствует профессии гражданина, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Транспортная доступность подходящей работы от места жительства безработного определяется центром занятости населения с учетом развития сети общественного транспорта в городе, поселке.
Подходящей не является та работа, которая связана с переменой места жительства, не соответствует правилам и нормам по охране труда. Подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в области.
Прожиточный минимум устанавливается в Челябинской области ежеквартально постановлением Губернатора. В первом квартале 2022 года постановлением Губернатора Челябинской области от 09.02.2022 N 26 установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в размере 12247 рублей.
Например, для гражданина, имеющего среднюю заработную плату 15000 рублей, подходящей будет считаться работа с заработной платой от 12247 рублей и выше.
Временные или общественные работы, имеющие социально-полезную направленность, не требующие предварительной подготовки, являются подходящими для граждан:
- впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии;
- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
- более одного года не работавших по трудовому договору;
- направленных центром занятости населения на обучение и отчисленных за виновные действия;
- отказавшихся пройти профессиональное обучение после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
- состоящих на учете в центре занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
- обратившихся в центр занятости после окончания сезонных работ.
4. Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- имеющие трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный центром занятости населения для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
- занятые (работающие по трудовому договору; по гражданско-правовому договору; члены производственных кооперативов; индивидуальные предприниматели; самозанятые; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; проходящие военную или альтернативную гражданскую службу; проходящие очное обучение в образовательных учреждениях; учредители коммерческих организаций; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства).
5. Минимальная и максимальная величины пособия по безработице
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2393 установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год: минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей (+ уральский коэффициент),
максимальная величина пособия по безработице составит 12130 рублей – в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей – в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице (+ уральский коэффициент);
для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”, минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей (+ уральский коэффициент), максимальную величину пособия по безработице в размере 12130 рублей (+ уральский коэффициент).
6. Порядок обжалования решения, действия или бездействия органов службы занятости, их должностных лиц и работников
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.
Является ли Москва «режимным городом», в котором действует особый правовой статус граждан, не являющихся жителями Москвы?
13. Является ли Москва «режимным городом», в котором действует особый правовой статус граждан, не являющихся жителями Москвы? Нет, Москва не является «режимным городом». Любимый миф московской милиции и московских руководителей и чиновников всех уровней об особом
Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 6.1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваИностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство
министерства труда и социального развития Краснодарского края
Центр занятости населения – это посредник между работником и работодателем, помогает им найти друг друга. Основной показатель, по которому определяют возможность получения статуса безработного, это отсутствие ежемесячного дохода. Права, гарантии и обязанности безработных установлены законом Российской Федерации «О занятости населения в РФ». Официально безработный – это не любой человек, который не работает, а только тот, кого служба занятости не смогла трудоустроить и поставила на учет.
Центр занятости населения – это посредник между работником и работодателем, помогает им найти друг друга.
Основной показатель, по которому определяют возможность получения статуса безработного, это отсутствие ежемесячного дохода.
Права, гарантии и обязанности безработных установлены законом Российской Федерации «О занятости населения в РФ».
Официально безработный – это не любой человек, который не работает, а только тот, кого служба занятости не смогла трудоустроить и поставила на учет.
Для регистрации гражданина в качестве безработного необходимо предъявить паспорт, трудовую книжку, документ подтверждающий квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и ранее не работавших, не имеющих квалификации – паспорт и документ об образовании и (или) о квалификации.
Граждане, отказавшиеся в течение 10 календарных дней со дня их регистрации в центре занятости населения от двух вариантов подходящей работы, в том числе работы временного характера, а впервые ищущие работу и ранее не работавшие и не имеющие квалификации – в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, безработными не признаются.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органами службы занятости по месту регистрации гражданина не позднее 11 дней со дня регистрации в службе занятости.
Статус безработного даёт возможность:
– бесплатное повышение квалификации или получение новой профессии, после прохождения обучения безработного;
– содействие в поиске работы;
– помощь в переезде на новое место жительства, если это связано с трудоустройством.
Размер выплаты пособия зависит от величины заработка за последние 3 месяца и будет составлять определённый процент от средней величины зарплаты, но не выше величины максимального пособия:
1-3 месяцы 75%
4-6 месяцы 60%
В дальнейшем величина выплат достигнет установленного законом минимума.
Период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, а гражданам предпенсионного возраста 12 месяцев, с выплатой пособия за 7-12 месяцы в размере 45%.
Только в случае соблюдения всех норм законодательства гражданин может рассчитывать на поддержку от государства.
Регистрация возлагает на безработного обязанность:
– посещать в установленный срок и время в службу занятости для процедуры перерегистрации, при себе нужно иметь определенные документы;
– совершать активные действия для трудоустройства, это требование включает в себя обязанность не только рассмотрения предложений от службы занятости, но и самостоятельного поиска работы;
– оформлять в случае заболевания листок нетрудоспособности;
– своевременно информировать центр занятости о наступлении событий, вследствие которых теряется право на получение пособия. Это может быть трудоустройство, выход на пенсию, переезд. В противном случае одновременное получение заработка и выплат по безработице считается мошенничеством, за что гражданин будет привлечен к ответственности;
– своевременно являться на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости, на это безработному отводится три дня.
В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.
Сокрытие безработным факта трудоустройства в период получения пособия по безработице является одним из наиболее часто встречаемых нарушений закона о занятости. Для выявления лиц, получающих или намеревающихся получить пособие по безработице обманным путем, центром занятости населения налажено взаимодействие с налоговыми органами по регистрации субъектов предпринимательской деятельности, управлением социальной защиты населения, пенсионным фондом, органами внутренних дел.
В случае попытки получения пособия по безработице обманным путем согласно п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием безработного гражданина с учета в качестве безработного. Безработному придется вернуть все деньги, которые он получил.
Безработный гражданин, также, может быть привлечен к ответственности:
– по статье 159.2 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество при получении выплат»;
– по статье 327 Уголовного кодекса РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков»;
– по статье 7.27 «Мелкое хищение» Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В случае условного наказания, в любом случае, гражданин будет иметь судимость.
Горячая линия
Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции при получении социальных выплат безработным гражданам, включая пособия по безработице, могут обратиться в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по телефону «горячей линии»
+7 (8722) 64-95-71
- / /
- ЦЗН в МО «город Южно-Сухокумск»
1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения
В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.
Государственная политика в сфере занятости является одним из элементов социальной политики, цель которой состоит в создании такой ситуации на рынке труда, когда реализация спроса на труд и его предложение происходили бы в самые краткие сроки, а заинтересованные субъекты могли бы свободно выбирать контрагента в будущих отношениях. Таким образом, необходимо создать условия для сокращения сроков поиска работы, оптимизировать процесс поиска, а также обеспечить средствами для достижения указанной цели. Конкретная реализация государственной политики в сфере занятости содержится в Концепции действий на рынке труда, которая определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения и совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения (Распоряжение Правительства РФ от 06 мая 2003 г. № 568-р).
Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:
- свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
- недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
- обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
- приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
- направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
- приоритет активной политики занятости;
- направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
- координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.
Данные принципы реализованы в законодательстве РФ о занятости населения и представляют собой соответствующую систему нормативных правовых актов, которые определяют правовые, организационные и экономические основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд. К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ (1991), Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19. апреля 1991 г. № 1032-1 (с последующими изменениями), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), Положение о федеральной службе по труду и занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324), Положение об организации общественных работ (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 с последующими изменениями).
Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.
Гарантии гражданам РФ 1
Гарантии безработным гражданам
– свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
– защита от безработицы;
– осуществление мер активной политики 2 занятости населения,
– бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
– бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
– информирование о положении на рынке труда.
– компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.
Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.
Иностранная рабочая сила привлекается на территорию РФ на определенных условиях, которые определены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.
К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.
Правовой статус безработного гражданина
Условия и порядок приобретения гражданином статуса безработного определяются Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Гражданин признается безработным, если он: трудоспособен, не имеет работы и заработка (дохода), зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в цепях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней, не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в цепях поиска подходящей работы, а также представил в орган службы занятости все необходимые документы.
При наличии перечисленных условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления этим гражданином всех необходимых документов.
Определяя порядок и условия признания граждан безработными, Закон о занятости называет граждан, которые не могут быть признаны безработными. Это граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах занятости от двух вариантов подходящей работы; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы занятости для предложения им подходящей работы; не явившиеся в срок, установленный органами занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Однако Закон о занятости предусматривает, что граждане которым правомерно отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы занятости через 1 месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.
Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 % величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.
Выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в следующих случаях: отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости; явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения; увольнение с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия; отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости; нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по предусмотренным Законом о занятости основаниям; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; переезда безработного в другую местность; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; назначения пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Какие преимущества, кроме пособия, дает статус безработного
Помимо пособия по безработице, региональные законы могут предусматривать и другие меры поддержки безработных. Например, в Москве можно рассчитывать на льготы при оплате проездного билета на общественный транспорт.
Если поиски работы оказались бесперспективными, с помощью статуса безработного можно изменить свой профессиональный вектор, а людям в возрасте — раньше получить статус пенсионера.
1. Досрочная пенсия
Когда человек предпенсионного возраста лишается работы в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности штата и у него не получается найти новую работу, по предложению центра занятости ему могут оформить пенсию досрочно. А именно — на два года раньше (ст. 32 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). В 2019 году такая возможность есть у мужчин в возрасте от 58,5 года и у женщин в возрасте 53,5 года.
По достижении пенсионного возраста можно переоформить вместо досрочной обычную пенсию по старости.
Получение досрочной пенсии возможно при соблюдении ряда условий:
- после увольнения человек встал на учет в центре занятности в качестве безработного, и там возможностей для его трудоустройства не нашлось;
- накоплены достаточный трудовой стаж (25 лет — для мужчин и 20 лет — для женщин) и достаточное количество пенсионных баллов.
2. Бесплатное переобучение или повышение квалификации
Безработные имеют право получить в центре занятости направление на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по профессиям и специальностям, которые пользуются спросом на рынке труда (ст. 12 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).
Для направления на обучение есть четыре основания (ст. 23 закона о занятости населения):
- у человека нет никакой квалификации;
- ему невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации;
- нет работы, которая соответствует имеющейся квалификации, поэтому необходимо изменить профессию (род занятий);
- утрачена способность выполнять работу по имеющейся квалификации.
Приоритетное право на профессиональное обучение предоставлено безработным, которые числятся в этом статусе уже полгода.
Для безработных применяются интенсивные и краткосрочные образовательные программы сроком от 6 до 12 месяцев.
Не стоит думать, будто речь идет только об обучении дефицитным сейчас рабочим специальностям. Например, в Московском центре занятости перечень приоритетных направлений обучения в 2018 году включал также веб-программирование и создание веб-сайтов, веб-дизайн, интернет-маркетинг, компьютерную графику, кадровое делопроизводство и кадровый менеджмент, финансовый менеджмент, логистику, бухгалтерский учет. Кроме того, в перечень входило обучение медицинскому массажу, профессиям парикмахера, кондитера, швеи — всё это навыки, полезные независимо от того, будете ли вы потом работать по данному направлению.
Кстати, предпенсионерам не обязательно вставать на учет в качестве безработных ради бесплатного переобучения. Специально для них разработана особая программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, она утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 3025-р. Правда, субъекты Российской Федерации должны будут еще принять собственные программы на ее основе. Поэтому стоит уточнить про програмы обучения в своем центре занятости.
Говоря о порядке признания безработным и правовом статусе безработного, стоит отметить, что гражданин автоматически лишается соответствующей поддержки государства с момента официального трудоустройства. Если предложенное органами службы занятости рабочее место соответствует всем вышеуказанным условиям, вне зависимости от того, носит ли данная работа характер временной, сезонной, постоянной, она признается подходящей. Отказ заявителя от двух таких предложений лишает его правового статуса безработного. Гражданам могут быть предложены и иные вакансии. Главное, чтобы они не противоречили требованиям нормативно-правовых актов трудового права. К данной категории относят безработных, которые:
- не имеют трудового стажа;
- не получили специального образования (профессионального, технического, высшего);
- на протяжении года, предшествовавшего обращению за приобретением правового статуса безработного, были неоднократно уволены;
- ранее осуществляли предпринимательскую деятельность;
- желают возобновить трудовую деятельность по истечении 12-месячного перерыва;
- получили направление от службы занятости для прохождения обучения, но были отчислены за совершение дисциплинарных проступков.
Кроме того, подходящей работой не может считаться та, которая предполагает перемену места жительства или подразумевает получение заработной платы, величина которой не достигает прожиточного минимума, а сами условия труда не соответствуют законным требованиям.
На официальном уровне безработица признана неизбежным социально-экономическим явлением в ряде современных государств. В нашей стране правовой статус безработных граждан подразумевает право незанятого населения осуществлять продуктивную, свободно избранную деятельность. Его реализации способствует содействие государства в поиске подходящей работы, оказание финансового подспорья на период безработицы, профессиональное обучение по соответствующим направлениям и многое другое.
Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.
Принцип подбора вакансии для безработного
Отдельного внимания заслуживает определение понятия «подходящей работы». Поскольку именно его относят к перечню ключевых терминов в сфере занятости населения. Именно наличие подходящей вакансии или ее отсутствия зависит, сможет ли безработный сохранить свой статус, размер получаемого им пособия и другое. К данной категории относят предложения о предоставлении рабочего места, поступающие заявителю от инспектора службы занятости и соответствующие:
- Уровню квалификации, трудовым навыкам и направлению профессиональной подготовки. Так, безработному бухгалтеру не предложат работу каменщика или вахтера. При этом подходящей для такого специалиста может стать вакансия экономиста, при условии прохождения дополнительных курсов повышения квалификации, переаттестации.
- Условиям предыдущего места работы. В первую очередь критерий подразумевает достаточный уровень оплаты труда, не идущий вразрез с размером оклада на прежнем рабочем месте.
- Состоянию физического и психического здоровья. Чтобы занимать ту или иную должность гражданин не должен иметь противопоказаний.
- Территориальной доступности рабочего места. Учитывая, что на законодательном уровне отсутствует четкое определение «транспортной доступности» или «максимальной удаленности» потенциального рабочего места, органы местного самоуправления устанавливают предельное расстояние и максимально допустимое время на дорогу. Во многом это зависит от развитости транспортной развязки в соответствующей местности.