Ребенку в это время важно жить в привычных условиях, которые не «ломают» его психику, его образ жизни и привычки. Это поможет не усугублять и так непростое для всей семьи время. И обязательно помните — это все тот же ребенок, и объятия как минимум 4 раза в день никто не отменял!
Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?
Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития.
Содержание
Подросток со скольки лет считается по закону
Большинство молодежи, употребляя спиртное (особенно это относится к лицам до 14 лет) пытаются таким образом привлечь к себе внимание, поднять авторитет в глазах друзей. К сожалению, родители не объясняют детям, что такое плохо, а что нет, и ребенок пускается на самотёк.
Дружная семья редко сталкивается с проблемами, когда ребенок начинает взрослеть и переживает переходный период; родителям без труда удается оказать помощь в преодолении проблем, несмотря на то, с каких лет начинается переходный возраст у их детей. Например, отличным выходом из кризисной ситуации является хобби. Специалисты советуют отдать ребенка на какую-либо секцию, где он сможет развивать свои таланты.
Почему наши дети так рано взрослеют?
Действительно, современные подростки превращаются во взрослых гораздо раньше. У девочек уже в 8-9 лет начинается рост молочных желез, а в 11-12 лет у 75% из них начинается менструация. Мальчики с 8-9 лет активно забивают в поисковик «голые женщины», а в 10-12 лет у них случается первая поллюция. Физически дети развиваются быстрее, а вот психологическое развитие редко опережает нормы, которые были прописаны 15-20 лет назад.
Конечно, вопрос «почему» — здесь ключевой. И самое интересное, что единого ответа на этот вопрос нет. Рассмотрим все основные теории.
Теория «Пищевая». Все зависит от питания. Это, пожалуй, теория-лидер. Большое количество некачественной еды, содержащей гормоны и ГМО. Сторонники «химической» теории считают, что изменения могут происходить уже на стадии беременности. Что же делать? Питаться здоровой и полноценной пищей всегда, а не так: ребенку — брокколи, а себе — пельмени и наггетсы из коробки.
Теория «Интеллектуальная». Есть мнение, что усиленный вклад в раннее развитие детей развивает не только мозг. За мозгом тянется и тело. В итоге к 7-8 годам дети не только умнее, но и крупнее физически. Их интересы выходят за рамки детских. По статистике, запрос в поисковике, связанный с сексом, дети вводят в трех случаях из пяти.
Теория «Социальная». Родители сами торопят детей. Включая их в круг обсуждения взрослых проблем, ругаясь и выясняя отношения при них. Сюда же можно отнести ранний перевод отношений в формат материальных и денежных ценностей. Все это торопит детей.
Плохо ли это? Каждый решает сам. Я сторонник того, что детство должно быть! И нет ничего плохого, если оно будет достаточно долгим, хотя бы и до 10-12 лет.
Как помочь ребенку в период переходного возраста
Родителям важно принять тот факт, что их ребенок меняется и это нормально. Он растет, развивается, у него меняются интересы. В это время он нуждается в поддержке, любви, внимании. Ему нужны доверительные разговоры, одобрение его поступков старшими.
Родителям тоже нелегко дается эмоциональные качели, которые испытывает ребенок. Им часто грубят, не слушают, а иногда специально противоречат.
Несколько рекомендаций родителям, которые переживают переходный возраст подростка:
- Ведите диалог с подростком на равных. Пусть он объяснит вам свою точку зрения, приведет аргументы. И если они будут весомыми – уступите ему.
- Не лишайте его самостоятельности и позволяйте совершать ошибки. Ошибки совершают все. Не стоит прибегать к шаблонным фразам «а я говорила» или «так тебе и надо». Это еще больше вас отдалит. В таких ситуациях нужно разговаривать и разбирать проблему. Не лишайте его самостоятельности. Да, это ваш ребенок и вы волнуетесь, но ему не 5 лет, и он уже может спокойно сходить в магазин или сделать домашнюю работу. Этим вы даете понять, что вы доверяете ему и считаете, что он достаточно самостоятелен для этой работы.
- Не принимайте все слова подростка близко к сердцу. Импульсивные юноши и девушки часто говорят обидные слова, даже не понимая какой в них смысл. Чаще всего они хотят именно обидеть вас и задеть, смысл слова или фразы для них не играет роли.
- Прививайте финансовую грамотность. Это даст ощущения еще большей свободы и доверия.
- Будьте для ребенка опорой. Подросток должен знать, что в любой ситуации он может вам доверить свои боли, чувства, обиды.
- Помните, что вы родитель. Иногда родители так хотят угодить подростку, что смываются границы, и они становятся заложниками подростковых желаний. Вы должны иметь четкие рамки и свою позицию.
- Уберите тотальный контроль. Это касается, как и действий, так и вопросов. Если ребенок все время будет чувствовать это давление, то единственным решением для него будет лгать вам.
Несмотря на то, что подростковый возраст считается с 12 до 16 лет, это не значит, что ваш ребенок все это время будет жить с этими эмоциональными качелями. Период психологического становления во многом зависит от обстановки внутри семьи. Родителю важно помнить, что ребенок проживает совершенно новый для него период и ему многое не понятно, поэтому некоторые поступки он делает интуитивно, ориентируясь на поведение авторитетного взрослого.
Какой возраст считается переходным
Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит Adolescence к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет. Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им. Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.
Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа Adolescent Development : ранний, средний и поздний.
Ранний подростковый возраст: 10–14 лет
У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаются PUBERTY на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.
Как понять Earlier Puberty: Age 9 or 10 for Average U.S. Boy , что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются Why is puberty starting younger? первые волоски на лобке.
В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать How To Recognize The 3 Stages Of Adolescence причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.
Средний подростковый возраст: 15–17 лет
Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.
Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.
Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами.
Поздний подростковый возраст: старше 18 лет
Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет. К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость. Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.
Каковы особенности детей переходного возраста?
Эти особенности нужно знать родителям, чтобы проще переносить изменения своего ребёнка, уметь подстроиться под него, не вызывать дискомфорт, не потерять с ним связь.
В этот период на подростка обрушивается двойная нагрузка:
- Гормоны застилают здравый рассудок,
- Он психологически взрослеет и отрывается от семьи.
Из-за этого появляются некоторые особенности, о которых мы поговорим:
Их смущают пристальные взгляды. В этот момент подростков одолевает беспокойство: может они делают что-то нет или с ними что-то не так?
Под влиянием компании могут навредить себе. Ведь как можно струсить и ударить в грязь лицом?
14 лет – самый опасный возраст: подросток склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.
- Из-за гормональной перестройки в 12-14 лет ухудшается память – сложнее запоминать материал – из-за этого может упасть успеваемость.
- Наказания – плохая мотивация. Кнут гораздо эффективнее работает в 18-32 года, а в 12-17 лет он бесполезен – здесь нужен пряник.
- Они находятся в поиске себя, поэтому экспериментируют с внешностью в любых направлениях: одежда, татуировки, пирсинг, покраска волос и т.д.
Подростковый возраст
период жизни, продолжающийся в среднем от 10—12 до 15—16 лет у девочек и от 12—14 до 17—18 лет у мальчиков. Условно началом П.в. считают время появления оволосения на лобке. Во время П.в. происходит Половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим и психосоциальным развитием, перестройкой функций всех органов и систем. Полагают, что П. в. продолжается условно около 5 лет и заканчивается с прекращением бурного роста.
В физиологическом отношении П. в. обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из них являются гормон роста (см. Гипофизарные гормоны), Половые гормоны, гормоны щитовидной железы (Щитовидная железа), Инсулин. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит становление репродуктивной функции, сопровождающееся появлением вторичных половых признаков (изменение пропорций тела, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах и др.), развитием наружных и внутренних половых органов, появлением менструаций у девочек и поллюций у мальчиков.
В нормальных условиях половое созревание и физическое развитие всегда протекают взаимосвязанно. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост в длину, скорость роста составляет в среднем 9 см в год. Пик скорости роста в среднем приходится на 10—11 лет у девочек и 13 1 /2—15 лет у мальчиков; к 16 годам у девочек и 18 годам у мальчиков скорость роста значительно замедляется. Масса тела (см. Вес тела) увеличивается в П.в. в среднем на 3—5 кг в год.
У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы, но темпы их роста неодинаковы, например рост конечностей опережает рост туловища. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за столом, т.к. неправильное положение корпуса при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника (см. Позвоночник, Сколиоз).
Продолжается интенсивное развитие коллагеновых и эластических волокон кожи. С определенной этапностью появляется вторичное половое оволосение. Подкожная клетчатка наиболее интенсивно развивается у девочек: под влиянием эстрогенов заметно нарастает масса жировой ткани, за счет чего происходит феминизация фигуры, частично формируются молочные железы.
На фоне полового созревания активно протекают процессы дифференцировки костной ткани. Содержание кальция в скелете увеличивается с 296 г в 10 лет до 1035 г в 18 лет. Морфология костной ткани подростка все более соответствует морфологии костной ткани взрослых. К концу П.в. зоны роста трубчатых костей в основном закрываются, постепенно прекращается «пубертатный» скачок в росте, т.е. интенсивный Рост в длину. Рост и развитие костей грудной клетки и позвоночника завершаются после 20 лет.
С 14—15 лет становятся более определенными половые различия в развитии мышечной системы — повышается сила сокращения мышц, заметно улучшается координация мелких движений. Мышечная работа, выполняемая за 1 мин, увеличивается к 16 годам в 3—4 раза, возрастает диаметр мышечных волокон. У мальчиков интенсивно увеличивается масса мышц (в среднем за 2—3 года периода полового созревания на 12%, в то время как с момента рождения до 8 лет всего на 4%).
В подростковом возрасте отмечается дальнейшее морфофункциональное совершенствование органов дыхания. Завершается развитие придаточных пазух носа. Гортань, особенно у мальчиков, все больше напоминает по форме гортань взрослого человека. Голосовые складки у мальчиков с 12 лет становятся длиннее, чем у девочек. Длина трахеи у подростков увеличивается в среднем с 6,3 см (в 10—12 лет) до 7,2 см (в 14—16 лет), ее диаметр с 11,3 мм до 14 мм соответственно. Удлиняются главные бронхи, повышается их резистентность к спадению, увеличиваются количество и размеры альвеол легочной ткани. Происходит усиленный рост легочной ткани —к 14 годам их масса и дыхательный объем увеличиваются приблизительно в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденных. Одновременно резко возрастает диаметр грудной клетки. Тип дыхания у мальчиков брюшной, у девочек — грудной или смешанный (грудной и брюшной). Отмечаются интенсивное развитие дыхательных мышц, дифференцировка легочной ткани, увеличение размеров ацинусов, развитие эластических и мышечных волокон. Улучшаются показатели функционального состояния легких, в результате чего дыхание становится глубже, реже и к концу П. в. достигает уровня взрослых (16—20 в 1 мин).
Значительные морфологические и функциональные изменения происходят и с сердечнососудистой системой, при этом отдельные ее элементы созревают неравномерно. В течение П.в. размеры сердца удваиваются, его масса возрастает со 140—150 г в 10 лет до 230—260 г в 16 лет. Желудочки увеличиваются более интенсивно, чем предсердия, особенно левый желудочек, в результате чего соотношение между левой и правой половинами сердца возрастает с 1,5:1 в раннем детском возрасте до 3:1 в конце П. в. Объем камер сердца увеличивается быстрее, чем толщина образующих их мышечных стенок и диаметр отводящих сосудов. Развитие и дифференцировка волокон миокарда протекают интенсивнее, чем проводящей системы сердца. В течение П. в. в миокарде повышается количество соединительной ткани, эластических волокон, вкраплений жира. Вены растут быстрее артерий, поэтому к 16 годам их просвет вдвое шире просвета артерий. Частота пульса в П. в. достигает показателей взрослых — 80 ударов в 1 мин. Артериальное давление увеличивается до 120—125/75—80 мм рт. ст. Нарастает ударный и минутный объем крови, а общее периферическое сосудистое сопротивление и скорость кровотока уменьшаются.
В подростковом возрасте завершается морфологическое и функциональное развитие слюнных желез и пищевода (11—13 лет), постоянных зубов (14—15 лет). Вход в пищевод в 12 лет находится на уровне VI—VII грудных позвонков. Длина пищевода увеличивается с 18 см в 10 лет до 19 см в 15 лет. В этот же возрастной промежуток расстояние от зубов до входа в желудок возрастает с 27—33 см до 34—36 см, диаметр с 15 мм до 18—19 мм. Темп роста объема желудка опережает темп роста тела. Морфологически желудок достигает показателей взрослого человека в 10—11 лет: объем желудка составляет 1500 мл, заметно нарастает число желудочных желез, стабилизируется базальная секреция. Вместе с тем отмечается некоторая функциональная незрелость желудка — лабильность стимулированной секреции желудочного сока и его протеолитической активности. Кислотность желудочного сока у большинства подростков по сравнению со взрослыми показателями снижена. Длина кишечника в П. в. увеличивается, но медленнее, чем рост тела, его функциональные показатели постепенно приближаются к уровню взрослых.
В подростковом возрасте отмечается второй пик возрастания размеров поджелудочной железы, продолжается совершенствование ее экзокринной и эндокринной части, нарастают секреция инсулина и ее ферментативная активность.
Увеличиваются размеры печени, ее масса— с 900—930 г (в 10—11 лет) до 1160—1200 г (в 14—15 лет). Завершается развитие желчевыделительной системы, но ее функциональное состояние характеризуется лабильностью.
В течение П. в. масса почек увеличивается с 82—84 г (в 11 лет) до 115—120 г (в 15 лет), продолжаются рост и развитие мочевыводящих путей. К 12—14 годам основные функциональные показатели деятельности почек достигают уровня взрослых. Диурез повышается в среднем с 1100 мл (в 8—10 лет) до 1500 мл (в 11—15 лет).
Определенные сдвиги отмечаются и со стороны гемограммы — лейкоцитарная формула с 12 лет мало отличается от показателей взрослого человека, содержание лимфоцитов постепенно снижается.
Заметные изменения происходят в эндокринной системе. Масса щитовидной железы возрастает, к 15 годам она полностью морфологически сформирована. Нарастает масса паращитовидных желез. В среднем к 12 годам заканчиваются формирование и дифференцировка коркового слоя надпочечников, масса надпочечников увеличивается с 6,6 г (в 6—10 лет) до 8,6 г к 15 годам. Значительно повышается активность гипоталамо-гипофизарной системы и половых желез.
Изменения гормонального статуса, характерные для П. в., обусловливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной ткани, образование Т-лимфоцитов. Их действие уравновешивается адренокортикотропным гормоном и глюкокортикоидами, угнетающими Т-лимфоциты и иммуногенез. При этом в начале П.в. в надпочечниках преобладает синтез минералокортикоидов, обладающих противовоспалительным действием, а затем увеличивается синтез глюкокортикоидов.
В подростковом возрасте могут возникать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной, иммунной и эндокринной систем. В связи с усилением функции сальных желез кожи их протоки могут закупориваться, что приводит к появлению угрей (Угри). Стимулируемое половыми гормонами увеличение массы жировой ткани, особенно у девочек, предрасполагает к развитию ожирения (Ожирение).
Вследствие активно протекающих процессов морфологической перестройки легочной ткани в П. в. отмечается лабильность процессов газообмена, поэтому подростки менее устойчивы к гипоксии и тяжелее переносят кислородное голодание, особенно девушки.
Неравномерный рост левых и правых отделов сердца снижает адаптационные способности сердечно-сосудистой системы подростка к повышенной нагрузке. Вследствие того, что по темпам развития проводящая система сердца отстает от миокарда, нередко у подростков развиваются функциональные нарушения сократительной способности сердца. Увеличение ударного объема сердца при относительной узости кровеносных сосудов может обусловливать развитие гипертрофии миокарда и так называемого юношеского сердца, или юношеской артериальной гипертензии. В условиях повышения активности гипоталамо-гипофизарной системы и, соответственно, уровня катехоламинов и других биологически активных веществ сердечно-сосудистая система подростка функционирует неэкономно, что способствует развитию транзиторной юношеской гипертрофии левых отделов сердца, появлению систолического шума. Могут отмечаться раздвоение тонов, дополнительные III и IV тоны, функциональные нарушения ритма — синусовая аритмия, экстрасистолия, на ЭКГ — удлинение или укорочение интервала Р — Q. Эти изменения более выражены у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно спортом, или, наоборот, при чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках. Нередко возникают также сердцебиение, учащение пульса (иногда АД может понижаться, пульс урежаться), возможны одышка, головная боль в области лба.
При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении у подростков могут появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение, иногда развивается даже обморочное состояние (лицо бледнеет, кисти рук холодные, могут приобретать синюшный оттенок), может быть рвота. Эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков нередко наблюдаются повышенная потливость, красный Дермографизм, быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, характерная для этого возраста, а также психическое и физическое перенапряжение.
Лабильность функционального состояния пищеварительной системы предрасполагает к развитию различных нарушений вследствие эмоционального или физического напряжения, погрешностей в питании. Особенно часто наблюдаются нарушения перистальтики кишечника и продвижения по нему кишечного содержимого (ускорение или замедление). Нередко отмечаются дискинезии желчных путей (Дискинезия желчных путей). При переохлаждении у девочек-подростков могут развиваться воспалительные заболевания мочевыводящих путей (см. Пиелонефрит, Цистит).
Нередко в П. в. при интенсивном чтении и чрезмерной умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения, поэтому необходимо строго следить за соблюдением подростком режима и правил чтения.
Перестройка, происходящая в ц.н.с. подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики. Отмечаются снижение порога возбудимости, лабильность вегетативных реакций. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. Повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мышлении подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается половое влечение, что нередко вызывает сложные конфликтные переживания.
В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического созревания, которая особенно выражена в условиях акцелерации (Акцелерация). В результате черты «детскости» (повышенная внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию) сочетаются у них с проявлениями «взрослости», поэтому поведение часто выглядит непоследовательным, возможны его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т.п.) без учета его склонностей и способностей нередко возникают реакции протеста, которые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (например, при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).
Одна из характерных реакций подростка — желание освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит повышенное стремление к самоутверждению, достижению самостоятельности. В этих случаях подросток старается в любой ситуации поступать по-своему, как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т.п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют его стремление к самостоятельности. Это может стать причиной тяжелых конфликтных ситуаций в семье. При этом страдают и родители, и подростки, у которых легко развиваются неврозы. В поисках самоутверждения подростки иногда подражают определенному лицу, литературному образу, киногерою (так называемой реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что отрицательно сказывается на поведении подростка.
Нередки и так называемые реакции компенсации, когда подростки на глазах у окружающих стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т.д. Огромную роль в формировании стиля поведения играют подростковые группы, подчиняющиеся определенным лидерам, причем вне стен учебного заведения лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания.
Гигиена подростков. В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8—9 ч, он необходим для восстановления работоспособности.
Примерный режим для подростков, посещающих школу, представлен в табл. 1. посещающих профтехучилище — в табл. 2.
Переходный возраст: как его пережить родителям. Разговор с психологом
Переходный возраст у современных детей начинается с 10 лет, к мальчикам и девочкам в этот непростой период нужно искать разные подходы и давать больше свободы. О том, как находить общий язык с подростком во время его становления, 103.by беседует с основателем «Центра комфортного общения» Натальей Шеиной.
Наталья Шеина, консультант в области финансового воспитания детей и переориентации подросткового и взрослого поведения
Подросткам нужно давать больше свободы и возможность чувствовать ответственность за свою жизнь
— В прошлом году к нам обратилась мама девочки-подростка 15 лет. Ребенок не ходил в школу 3 месяца. Каждое утро мама опаздывала на работу, потому что будила девочку, вела в школу, но та все равно уходила с уроков. Я встретилась с девочкой два раза. На первой консультации мы говорили о дискомфорте, который она испытывала в классе. Ко второй встрече мне уже было понятно, что, не посещая школу, ребенок манипулирует мамой и получает от нее больше внимания.
На второй консультации психолог говорила с девочкой о последствиях. В конце встречи она предупредила, что это последняя встреча, на что подросток удивился, мол, как так, ведь я до сих пор не хожу в школу.
— Я объяснила ей, что это ее право. Родителям же я порекомендовала прекратить поднимать ее по утрам и водить в школу. Девочка опять изумилась и сказала, что ее в таком случае выгонят из школы. Я подтвердила, что именно так и будет. «Но ведь я тогда не смогу поступить в ВУЗ!» — она была не на шутку возмущена. Я согласилась, что это будет действительно невозможно, и обрадовалась: она наконец-то готова взять на себя ответственность за свою жизнь. На следующее утро мне пришло смс: «Я в школе!».
Девочки думают о внешности, мальчики становятся нелюдимыми
По словам Натальи, переходный возраст у детей начинается с 12 лет и заканчивается в 17. Тинейджеры — это дети от 13 до 19. Однако у каждого ребенка период созревания протекает индивидуально и обычно заканчивается к 19 или 21 году.
— Это период значительных физиологических, психологических и эмоциональных изменений. Подростков эти новшества беспокоят и пугают не меньше, чем взрослых. Им приходится приспосабливаться ко всем изменениям, быть внимательными в школе, думать о «будущем», разбираться с первыми отношениями, примерять на себя роль взрослых. Порой кажется, что у ребенка просто «снесло крышу».
Наталья уверена, что с каждым годом половое созревание у детей происходит все раньше и раньше. Иногда черты подросткового возраста начинают проявляться в 10-11 лет. Причем, у мальчиков и девочек все происходит по-разному.
— Парни становятся более нелюдимыми, стараются чаще уходить от родителей в свою комнату, хотят побыть одни, больше «зависают» в компьютере. Их мало интересует будущее, они живут «здесь и сейчас». Часто становятся грубыми, меньше внимания уделяют гигиене. Создается ощущение, что у мальчиков нет планов, и это очень беспокоит родителей. Хотя часто планы на самом деле есть, просто ребенок не хочет ими делиться со взрослыми.
Девочки в начале подросткового периода чувствуют себя неуклюжими, часто застенчивы. Они испытывают колоссальный стресс по поводу своей внешности, постоянно сравнивают себя с кем-то, взвешиваются. Девочкам важно знать, что сверстники их принимают и хорошо к ним относятся. Очень часто одни девочки «травят» других.
— Часто родители становятся мишенью для язвительности и эмоциональных срывов и нападок своих дочерей, особенно матери. Часто девочки устраивают истерики и трагедии из-за незначительных и очень странных поводов. Родителям следует помнить, что девочки просто гиперэмоциональны и не могут себя контролировать из-за взрыва гормонов и незрелости нервной системы. Это пройдет. Даже когда они говорят обидные вещи, на самом деле они любят вас и хотят получить лишнее подтверждение вашей любви.
Даже у плохого поступка есть позитивная причина — мотив
Именно в подростковом возрасте дети часто попадают в неприятные ситуации. Мальчики дерутся в школе или управляют авто без прав. Девочки конфликтуют со сверстницами, попадают в плохие компании.
—У каждого плохого поступка есть позитивная причина — мотив. Родитель обязательно должен увидеть и понять, почему ребенок действует именно таким образом. Чего он или она хочет добиться. Именно родитель может помочь ребенку научиться достигать своих целей другим способом. Если проблемы ребенка возникли вследствие его плохого поведения, по возможности не нужно в них вмешиваться.
Подростку важно узнать границы дозволенного. Для него важно понять, в каком мире он живет, какие правила и последствия могут быть у поступков. Не нужно навязчиво вмешиваться в плохое поведение подростка, нужно ему помогать.
— Если ребенок дерется в школе, необходимо выяснить, что произошло и почему единственным решением проблемы была именно драка. Подростку нужно помочь выработать алгоритм поведения в будущем. Если же подросток не соблюдает закон и ездит на автомобиле без водительских прав, нужно убедиться, что он осознает последствия и санкции, предусмотренные в уголовном и административном кодексе, просмотреть с ним статьи, в которых описывается ситуация с пострадавшими.
Каждый родитель, по мнению Натальи, знает рычаги влияния на своего ребенка и систему мотивации, состоящую как из положительных последствий, так и из отрицательных. Например, можно пообещать ребенку, что если он не будет ездить без прав на чужой машине, то родители с удовольствием оплатят ему автошколу. Или негативную мотивацию — лишение карманных денег, финансирования, интернета.
Модели поведения детей и ответы взрослых
Если ребенок игнорирует слова родителей, психолог советует снова обращаться к последствиям. К примеру, можно сказать, что пока не будет порядка в комнате, подростку не разрешат приглашать друзей. Или если не будет вымыта посуда, то семья не сядет ужинать, потому что в кухне неприятно находиться.
— Если это не работает, можно предупредить ребенка, что вы будете вынуждены купить посудомоечную машину, но на это пойдут деньги из бюджета на его/ее одежду и развлечения или деньги, предназначенные на оплату секции футбола.
В случае, если ребенок часто раздражен, груб и проявляет неуважение к старшим, психолог рекомендует общаться с ним максимально вежливо. Прежде, чем начинать разговор, необходимо дать ребенку успокоиться.
— Самое главное — не обижаться, помните, что подросток просто не способен контролировать бурю своих эмоций. Но если вас все-таки обидели слова сына или дочери, обязательно скажите об этом. Не оправдывайтесь и не доказывайте, что подросток не прав, лучше задайте вопрос, почему он так думает. Старайтесь больше разговаривать и по-честному объяснять мотивы своих поступков. Слушайте ребенка.
Еще одна распространенная проблема — вранье. Если родители уверены, что ребенок говорит неправду, нужно дать ему понять, что они готовы защитить и помочь ему. Однако только в том случае, если он будет говорить правду.
— Логичным последствием лжи является потеря доверия. Поэтому врущий подросток должен понимать, что родителю не все равно и что родитель будет иногда проверять все ли в порядке.
Как понимать подростка: советы психолога
Не обижайтесь — это не имеет смысла. Подросток любит вас, он просто не умеет контролировать свои слова и эмоции.
Если вы действительно хотите знать, как дела у вашего ребенка, начните рассказывать ему о своих делах.
Доверяйте решениям своих детей. Конечно, не всем. Но подросток должен знать, что вы ему доверяете.
Меньше критики, больше четких указаний. Невымытая посуда для подростка — это не способ вас обидеть, а просто мелочь.
Выясняйте истинную причину поведения вашего ребенка. Разговаривайте. Слушайте, а не осуждайте.
Если вы отказываете подростку в чем-то, потрудитесь подробно аргументировать свое решение. «Потому что я так решил(а)» — это не аргумент.
Позвольте подростку иногда совершать ошибки и разбираться с их последствиями. Ведь ничто не учит лучше, чем собственный опыт.
Не бойтесь обратиться к специалисту, если не получается решить проблему в кругу семьи.
Создайте систему мотивации для своего подростка — так вы поможете ему ориентироваться в этом сложном мире.
Ни один подростковый возраст не длиться вечно — потерпите пару лет и все точно наладится.
Юноши и девушки — окончание пубертатного периода
Завершение пубертата (переходного возраста) приходится на 16-19 лет. В это время оргнизм юношей и девушек сформирован по маскулинному или феминному типу. Они имеют четкие представления о себе, зачастую уже успевают закончить учебу в школе, определиться с будущей профессией.
Подростковый возраст юноши
Пубертат сопровождается активными изменениями в организме. В большом количестве вырабатываются половые гормоны, развиваются мускулы, меняется голос. Юноша становится сильным, выносливым. На лице, груди и других частях тела появляется растительность.
Трудностью завершающей стадии пубертата может стать повышенная половая активность. На фоне гормональных перепадов юноши часто проявляют нетерпение, грубость, неуправляемое поведение. Снять эмоциональное и физическое напряжение в этом возрасте подросткам помогают регулярные занятия спортом, посещение группы психологической помощи.
В период окончания пубертата важной фигурой в жизни мальчика становится отец, дедушка, тренер или другой уважаемый им мужчина. Старший товарищ имеет возможность влиять на юношу, передать ему свой опыт, сформировать гармоничную личность.
Взросление девушки
Период полового развития у девушек завершается в 15-16 лет, иногда немного раньше. Девушки имеют женственную внешность, готовы к воспроизведению потомства.
Большинство девушек привлекательны, но сами этого не осознают. Они уделяют большое внимание изъянам внешности (высыпаниям на лице, лишним килограммам), гиперболизируют их.
Одновременно девушки активно интересуются представителями сильной половины человечества. Первая влюбленность, желание доказать свою взрослость, часто заставляют девушек совершать необдуманные поступки.
Задача родителей подростков — сохранить доброжелательные, доверительные отношения со своими детьми. Тогда подростковый возраст не станет проблемой, а будет восприниматься как ступенька к зрелой, ответственной жизни.
2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией. 1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.
Психологическая ломка
Психологический дискомфорт в период активного взросления испытывают не все, но большинство подростков. Причин для ломки немало — это и физиологические изменения, и неприятие со стороны родителей, отвержение сверстниками, непонимание собственных задач и места в мире. На фоне психологической нестабильности подростковый период становится временем появления серьезных нарушений — депрессии, повышенной тревожности и более тяжелых расстройств психической сферы.
Самомнение подростков
В подростковом возрасте ребенок начинает ощущать себя не как часть родителя, а как отдельную, полноценную личность. Это проявляется в демонстрации своего несогласия с родителями, конфликтах с ними. Ребенок настаивает на своем мнении — именно его он считает самым правильным.
Не все мамы и папы готовы принять и понять такое поведение еще вчера такого послушного малыша. Подобное неприятие влечет за собой проблемы в отношениях внутри семьи, отстраненность и недоверие со стороны подростка. Но он нуждается в том, чтобы делиться и получать эмоции, в понимании, чувствовать свою причастность к группе. Находит подросток это в компании сверстников — одноклассников, или друзей со двора.
Быстрые изменения в подростке и статичность родителей, их неготовность к изменениям — главная причина проблемы. Если же мать с отцом проявляют гибкость, не стремятся демонстрировать свой авторитет и с уважением относятся к ребенку, ломка проходит мягко.
Внутренний конфликт
Основное противоречие, которое не дает покоя подросткам — несоответствие между “я сильный и взрослый, я могу и хочу” и “мне нельзя”. Действительно, подросток уже физиологически созрел для продолжения рода, достаточно силен чтобы работать, считает, что так же умен, как взрослые. Но поступать, как взрослые, нельзя.
Ограничение не только в том, что у подростка нет тех прав, которые предоставлены совершеннолетним людям. Особенности строения мозга в возрасте 14-17 лет таковы, что подросткам сложно прогнозировать последствия своих действий. Отсюда возникает тревожность, страх будущего и неуверенность в своих силах.
Отрицание действительности
Средний подростковый период — время отрицания. Негативизм возникает на фоне того, что ребенок дезориентирован во внутреннем и внешнем мире. Он больше не видит в зеркале знакомого человека, воспринимает окружающий мир не так, как раньше. Это создает в его душе раздрай, непонимание ситуации.
Переход из детства в состояние взросления сопровождается ломкой устоявшихся интересов, разрушением привычных схем поведения. Для подростка особую трудность представляет соприкосновение с различными психологическими установками, что создает почву для внутреннего и внешнего протеста, отрицания всего и вся.
Проявления кризиса независимости
Проявления кризиса зависимости
- негативизм;
- грубость;
- желание поступать по-своему;
- отрицание авторитетов;
- стремление защищать личное пространство.