Изменения в экологическом законодательстве с 2022 года

Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426, разрабатывалось для исполнения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — 294-ФЗ) и не учитывало нововведения, которые внес 248-ФЗ.

Новости

Источник:https://www.ecoindustry.ru/new

С 1 января 2022 г. вводятся в действие актуализированные Правила охраны поверхностных водных объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2022 N 1391 утверждены Правила охраны поверхностных водных объектов, которые

Регламентируют следующие мероприятия по охране поверхностных водных объектов:

– установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков;
– предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения;
– расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений;
– аэрацию водных объектов;
– биологическую рекультивацию водных объектов;
– залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов;
– оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Правилами определен круг субъектов, осуществляющих контроль мероприятий по охране поверхностных водных объектов.

Мероприятия по охране поверхностного водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.

Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 79, которым утверждены аналогичные правила.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
С 01.01.2022 г. вступает в силу Федеральный закон, регламентирующий порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов организаций, работающих с углеводородным сырьем.

Федеральным законом от 13.07.2022 N 207-ФЗ
внесены изменения в ст. 46 Федерального закона “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым регламентируется порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов организаций, работающих с углеводородным сырьем.

Согласно Федеральному закону план утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее – эксплуатирующая организация), при условии наличия:

– заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности к действиям по локализации и ликвидации разливов;
– согласования Росприроднадзором указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
– эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана выполнять план и иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом.

Определена процедура и сроки согласования плана, внесения в него изменений.

Согласно ч. 14 указанного Закона эксплуатирующая организация при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов обязана:

– обеспечить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, оповещение о факте разлива нефти и нефтепродуктов федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, на которой произошел разлив нефти и нефтепродуктов;

– обеспечить организацию и проведение работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, силами собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований или привлекаемых на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, аттестованных в установленном порядке, либо силами собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований и привлекаемых на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, аттестованных в установленном порядке;

Читайте также:
Штраф за комендантский час в 2022

– обратиться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации, для привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в случае, если разлив нефти и нефтепродуктов не может быть устранен силами аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

– провести после ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов рекультивационные и иные восстановительные работы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также расходы на привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

Утвержден Административный регламент по осуществлению федерального госконтроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Приказом Росрыболовства от 11.02.2022 N 64 утвержден Административный регламент по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением природных водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Административный регламент устанавливает:
сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Росрыболовством и его территориальными управлениями в процессе государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, за исключением биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу РФ;
порядок взаимодействия между госорганами, организациями и гражданами в процессе осуществления указанного государственного контроля (надзора).

Разграничены полномочия Росрыболовства и территориальными управлениями Росрыболовства.

Росрыболовство (центральный аппарат) осуществляет: общую организацию государственного контроля (надзора); мероприятия по контролю за соблюдением установленных требований в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; участие во внеплановых проверках, проводимых на основании поручения руководителя Росрыболовства.

Территориальные управления Росрыболовства осуществляют: внеплановые проверки; мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения на основании плановых (рейдовых) заданий.

Приказом определены формы административных процедур.

Закреплены права и обязанности должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля, а также лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю.

Установлен перечень документов, истребуемых у проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Установлены следующие сроки проведения проверок:
– сроки осуществления внеплановых проверок в форме документарной и (или) выездной проверок, не могут превышать 20 рабочих дней.
– сроки проведения документарной и выездной проверок в отношении юрлица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юрлица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
– срок исполнения плановых (рейдовых) заданий не может превышать 7 календарных дней.

Информация об обращении с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года

Информация об обращении с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует о том, что с 1 марта 2022 года в соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Читайте также:
Налоговый период по ЕНВД

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (далее – ФГУП «РосРАО»), являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее – федеральный оператор).

В 2022 году ФГУП «РосРАО» переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее – ФГУП «ФЭО»).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14.1 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.

Положение о ФГИС ОПВК, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения
о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» (далее – Положение о ФГИС ОПВК) устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами
I и II классов опасности.

Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются:
а) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами – в части информации, предусмотренной подпунктами «а» – «г», «з», «л», «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК;
б) оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности – в части информации, предусмотренной подпунктами «д» – «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК.

Пунктом 15 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что информация для включения в систему представляется поставщиками посредством направления электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.

Согласно пункту 6 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.

Читайте также:
Что относится к финансовым активам

В целях недопущения нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами Федеральная служба по надзору в сфере природопользования просит учесть данную информацию при организации соответствующей деятельности с отходами I и II классов опасности Информация о подключении к ФГИС ОПВК, в том числе в части регистрации в личном кабинете, его изучении и тестировании, а также направлении соответствующих предложений и замечаний по его работе размещена на официальном сайте ФГУП «ФЭО» в сети «Интернет ».

Минприроды нашло способ повысить норму утилизации упаковки с 2022 года

Минприроды предложило увеличить с 2022 года нормативы по обязательной утилизации всей упаковки через распоряжение правительства. Законопроекты для реализации этой реформы власти согласовать не успели из-за разных позиций ведомств

Фото: Денис Абрамов / РИА Новости

Минприроды разработало проект распоряжения правительства об увеличении нормативов по утилизации товаров и упаковки на 2022–2024 годы: норматив для упаковки должен вырасти с текущих 10–45% (в зависимости от ее вида) до 100%, для утилизации товаров он будет расти на 10% в год.

Это следует из письма замглавы Минприроды Дмитрия Тетенькина, которое он направил 21 сентября в другие профильные ведомства для согласования распоряжения. У РБК есть копия документа. Гендиректор Российского экологического оператора (РЭО, куратор мусорной реформы) Денис Буцаев сообщил РБК, что документ подготовлен Минприроды совместно с РЭО.

«Нормативы утилизации согласно закону «Об отходах производства и потребления» устанавливаются правительством и соответствуют положениям концепции расширенной ответственности производителей (РОП). Мы работаем над запуском реформы РОП с 1 января 2022 года», — отметил Буцаев.

РБК направил запросы в Минприроды и представителю вице-премьера Виктории Абрамченко, которая курирует экологию.

Что известно о реформе РОП

Механизм РОП, который предполагает, что за утилизацию товаров и упаковки должны платить их производители, действует в России с 2015 года. Сейчас нормативы на утилизацию разных товаров и видов упаковки колеблются от 10 до 45% от объема их производства.

Согласно новой концепции РОП, принятой правительством в конце 2022 года, к началу 2022 года должна быть введена стопроцентная утилизация упаковки, а норматив утилизации товаров будет поэтапно расти на 10% в год. Компании могут сами не утилизировать товары и упаковку, но тогда им придется платить экосбор.

Как Минприроды планирует ускорить реформу РОП

Для реализации реформы РОП было необходимо принять ряд нормативных документов, включая поправки в закон «Об отходах производства и потребления» и ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», которые разработало Минприроды.

Но против их принятия в сентябре выступили два профильных ведомства — Минэкономразвития и Минсельхоз, которые предложили перенести начало реформы с 2022 года на 2024–2025 годы, чтобы не вызвать резкого подорожания товаров. О таких рисках предупреждали и представители разных бизнес-ассоциаций и компаний. Замечания к законопроекту также высказал Минпромторг. Основная претензия бизнеса в том, что 100% упаковки невозможно переработать, что делает установку такого норматива фискальной мерой. Из-за позиции этих трех ведомств законопроект был направлен на доработку, что поставило под угрозу реализацию реформы РОП с начала 2022 года.

Фото:Андрей Любимов / РБК

Помимо принятия поправок новые требования по утилизации товаров и упаковки можно установить нормативным актом правительства, что и предлагает сделать Минприроды, отмечает гендиректор юридической компании «Дельфи» Наталья Беляева. «Порядок согласования распоряжений правительства не предполагает прохождения процедур оценки регулирующего воздействия и общественных обсуждений, что сокращает сроки его принятия», — добавляет она.

Читайте также:
Как поменять автомобиль на другой с доплатой

Ведомства должны были прислать свои замечания к проекту распоряжения до 28 сентября, говорится в письме Тетенькина. А на следующий день, 29 сентября, в Минприроды прошло совещание, посвященное согласованию документа. На этом совещании Минсельхоз выступил против увеличения норматива по утилизации упаковки с 10–45% до 100% в 2022 году, но не представил обоснований, рассказал РБК источник, знакомый с его итогами. В итоге процесс согласования распоряжения перешел в аппарат правительства. На согласительном совещании Минсельхоз подтвердил свою позицию о необходимости рассмотрения возможности поэтапного повышения норматива утилизации упаковки до 2025 года, сообщил РБК представитель ведомства. По его словам, по итогам совещания должна быть подготовлена таблица разногласий и разослана его участникам.

Насколько вырастут сборы благодаря реформе РОП

До сих пор отчетность об утилизации товаров или упаковки сдавали только 20 тыс. примерно из 4 млн компаний, следует из данных Росприроднадзора. В прошлом году они заплатили экосбор на 4 млрд руб.

После реализации реформы экосбор вырастет до 100 млрд руб. с 2022 года, заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров 3 июня на Петербургском международном экономическом форуме. «Мы, конечно же, поддерживаем тот подход, который согласован правительством, а это расширенная ответственность производителей (РОП), который в конце года запускается. И в общей сложности, эксперты оценивают, экосбор составит около 100 млрд руб., и эти деньги должны пойти на создание мусороперерабатывающих предприятий», — сказал он тогда. Минприроды ранее прогнозировало, что поступления могут быть еще выше — 136 млрд руб. в год.

Но в проекте бюджета на 2022–2024 годы, который накануне Минфин внес в Госдуму, заложены поступления от экосбора по 5,2 млрд руб. в год. Главным администратором доходов федерального бюджета по экологическому сбору является Росприроднадзор, который рассчитал объем поступлений от экосбора в объеме 5,2 млрд руб. при формировании прогноза доходов к проекту федерального бюджета, сообщил РБК представитель Минприроды. РБК направил запросы в Росприроднадзор, Минпромторг и Минфин.

Возможное увеличение экосбора не было учтено в проекте бюджета из-за отсутствия нормативных правовых актов, регулирующих реформу РОП, отмечает член комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. Согласно отчету Счетной палаты, действующие механизмы определения ответственных за утилизацию упаковки и товаров неэффективны, а это напрямую влияет на прогнозы собираемости, поясняет она. Кроме того, бизнес вправе выбрать, платить экосбор или утилизировать продукцию самостоятельно, что также повлияет на итоговый размер платежей в бюджет.

Фото:Максим Коротченко / ТАСС

«Нормативы утилизации направлены на то, чтобы привлечь производителей к утилизации товаров и упаковки. Чем выше нормативы, тем выше заинтересованность производителей в соблюдении возложенных на них обязанностей по утилизации», — указывает глава РЭО Денис Буцаев.

Руководитель ассоциации «РусПЭК» (в нее входят Coca-Cola, Danone, Procter&Gamble и т.д.) Любовь Меланевская считает, что достичь сбора и переработки 100% упаковки невозможно — этого не удалось сделать ни в одной стране. Поэтому реформа приведет только к увеличению экоплатежей добросовестных компаний, которые должны будут «забыть» про попытки самостоятельной утилизации отходов, предупреждает она.

Новое в природоохранном законодательстве в 2022 году

Говоря об изменениях в экологическом законодательстве , необходимо начать с глобальных корректив в системе государственного контроля , произошедших 1 июля 2022 года со вступлением в силу нового Федерального закона «О государственном контроле ( надзоре) и муниципальном надзоре в Российской Федерации ».

ООО “Сибирский центр экологии и аудита”

Читайте также:
Скачать типовой календарный план.

Этим законом в два раза сокращены сроки проверок — с 20 дней до 10 , введены новые формы контрольно-надзорных и профилактических мероприятий , установлена периодичность проведения проверок в зависимости от присвоенной каждому объекту категории риска.

В целом можно выделить общую тенденцию произошедших за последние годы и готовящихся изменений.

Государство четко говорит нам: если вы не нарушаете закон , то вмешательство в вашу деятельность будет минимальным , надзорные органы в первую очередь ориентированы на профилактику нарушений , а не на штрафы. Но если мы увидим нарушение , а мы его обязательно увидим , для этого у нас есть все инструменты , от ответственности не уйдет никто. И ответственность будет суровой , особенно если причинен ущерб природе , здоровью населения или иным охраняемым законом ценностям.

Если же говорить конкретно об экологических нарушениях , то мы наглядно видим , во-первых , ужесточение ответственности , во-вторых , ее неминуемость.

ООО «Сибирский центр экологии и аудита»

С 1 января 2022 года до 300 тысяч рублей увеличены штрафы за невыполнение в установленный срок предписаний органов экологического надзора. Только за последний год в Кодекс об административных правонарушениях введены несколько статей , предусматривающих ответственность за нарушения в сфере охраны природы. На сегодняшний день глава 8 Кодекса об административных правонарушениях , предусматривающая ответственность за нарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды , содержит 50 статей , штрафы по которым могут достигать одного миллиона рублей , а некоторые предусматривают еще и административную приостановку деятельности на срок до 90 суток. Разрабатываются и уточняются методики расчета вреда компонентам окружающей среды. Так , в 2022 году утверждена методика расчета ущерба атмосферному воздуху.

Взысканные с «Норильско-Таймырской энергетической компании» , являющейся дочерним предприятием «Норникеля» , 146 млрд рублей ущерба , причиненного природе , а также множество других судебных процессов , информация о которых регулярно публикуется в СМИ , не оставляют сомнений — от ответственности не уйдет никто.

Но при этом именно сейчас государство дает в руки бизнесу все механизмы для того , чтобы устранить все нарушения , не дожидаясь проверок и штрафов. Публикуются перечни обязательных требований по всем направлениям экологического надзора , утверждаются чек-листы , которые могут быть использованы для самоконтроля , проводятся профилактические мероприятия , в том числе консультации и публичные обсуждения результатов работы надзорных органов. О необходимости экологического аудита предприятий уже заявляет руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова .

ООО «Сибирский центр экологии и аудита»

Набирает обороты и общая тенденция на упразднение избыточных и устаревших требований , так называемая «регуляторная гильотина». Этот механизм реализуется в нашей стране в последние несколько лет , поэтому дополнительные требования в области экологии появляются не часто. Но при этом часто уточняются имеющиеся требования , появляется множество нюансов , которые необходимо знать специалисту по экологии или руководителю бизнеса , чтобы избежать штрафов.

Например , с 1 марта 2022 года меняется порядок инвентаризации источников выбросов на предприятии , теперь , помимо стационарных , в инвентаризацию должны быть включены передвижные источники. И у нас всего год — до 1 марта 2023 года отчеты по инвентаризации должны быть скорректированы.

Также с 1 марта 2022 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели , в процессе деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности ( например , ртутные лампы), обязаны заключить договор с федеральным оператором — ФГУП «ФЭО» .

А вот сроки действия СанПиН 0−02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий , сооружений и иных объектов», предусматривающих разработку проектов ЗСО и СЗЗ соответственно , напротив , продлены до 2025 года.

Читайте также:
Выкуп ипотечных квартир в 2022 году: что это такое?

Законопроект об ответственности собственников опасных предприятий за ликвидацию накопленного вреда вступит в силу в 2022 году

Доклад Александра Козлова о реализации Национального проекта «Экология» на 517-м заседании Совета Федерации

Государственная Дума приняла в третьем чтении проект закона об ответственности собственников опасных предприятий за ликвидацию накопленного вреда. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в третьем чтении единогласно подержали 413 депутатов.

Документ обязывает собственников особо опасных производственных объектов и объектов размещения отходов I и II классов опасности реализовать план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате указанных объектов. Данные планы должны быть разработаны за 5 лет до конца срока эксплуатации объекта. Подготовленный план обязательно будет проходить государственную экологическую экспертизу, также будет определена его сметная стоимость.

«Владелец объекта подтверждает самое главное – финансовое обеспечение. За выполнением плана будет следить Росприроднадзор и выдавать заключение по итогам выполнения. Только при его наличии можно будет исключить объект из реестра опасных производственных объектов, который контролируется Ростехнадзором. Сейчас за экологическими последствиями при исключении никто не следит. Это, знаете, такая «серая зона», которую мы выводим в свет и начинаем контролировать. Вышел из реестра – и тебя нет для надзорных органов, а проблема есть», – ранее пояснял министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

По поручению Президента России Владимира Путина регулирование коснется также и угольной промышленности.

«В отношении угольных шахт теперь предусмотрено аналогичное регулирование: подготовка плана мероприятий, сметы и финансового обеспечения под план, введение контроля сделок, уплаты компенсационного платежа. Только за базу принимается срок пользования участками недр. Также для угольных шахт устанавливаются особенности по продлению пятилетнего срока в соответствии с законодательством о недрах», – заявил глава Минприроды России.

Согласно подготовленному Минприроды документу, если план ликвидационных мероприятий не будет разработан и выполнен, то владельцы понесут ответственность – компенсационный платеж (в размере стоимости ликвидационных мероприятий) будет рассчитывать Росприроднадзор по утверждаемой Правительством методике. Платёж уплачивается только в случае не разработки и не реализации плана. А при его неуплате – приостанавливаются выплаты дивидендов. Министр подчеркнул, что все эти действия возможны только в судебном порядке.

Ранее вице-премьер Правительства России Виктория Абрамченко подчеркнула, что подготовленный документ позволит устранить лазейки для недобросовестных собственников.

«Собственники предприятий должны нести ответственность за неизбежный вывод из эксплуатации своих производств и ликвидацию накопленного вреда. Зачастую такое имущество либо продаётся, либо собственник объявляет себя банкротом. Тогда груз экологических проблем фактически ложится на плечи государства, всех налогоплательщиков. Мы исходим из необходимости закрыть эту лазейку, которая позволяет собственникам промышленных предприятий бросать предприятия. Это ключевой природоохранный закон. Мы ликвидируем эту лазейку и на практике реализуем принцип “намусорил – убери за собой”», – прокомментировала Виктория Абрамченко.

Еще одна законодательная новелла, которую вводит законопроект, – «окрашивание экологических платежей». Эту инициативу поддержал Президент России Владимир Путин в ходе послания к Федеральному Собранию.

«Законопроект окрашивает экологические платежи. После принятия закона такие платежи можно будет потратить только на природоохранные цели. Целевой характер расходования средств позволит быстрее решать наболевшие экологические проблемы, в том числе по ликвидации объектов накопленного вреда», – ранее отметил председатель Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы Дмитрий Кобылкин.

Теперь документ рассмотрят члены Совета Федерации, после чего он должен быть подписан Президентом России.

«Закон начнет действовать уже с 1 сентября 2022 года. К этому времени Минприроды России предстоит подготовить ряд нормативных документов. Эта работа не могла вестись до окончательного утверждения закона, так как вносились поправки, регулярно шло обсуждение статей законопроекта с депутатами, органами исполнительной власти и бизнесом. А вот «окрашивание» экологических платежей в федеральном бюджете заработает уже с 1 января 2022 года. То есть уже в 2022 году своеобразный «природный фонд» России уже начнет свою работу. Относительно бюджетов регионов эта мера начнет действовать также с сентября 2022 года», – подчеркнул Александр Козлов.

Читайте также:
Оставление кассационной жалобы без движения по АПК РФ

Напомним, Президент России Владимир Путин поставил задачу в кратчайшие сроки принять закон, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда и рекультивацию промышленных площадок в ходе обращения к Федеральному Собранию. Отметив, что подход в области охраны окружающей среды носит принципиальный характер.

«Подход простой: получил прибыль за счет природы – убери за собой. Здесь нужно действовать жёстко – Росприроднадзор и другие контролирующие органы должны выполнять возложенные на них обязанности», – сказал глава государства.

Если вы не зарегистрированы на сайте regulation.gov.ru

1. Пройдите на сайт, перейдите на вкладку «Ваши предложения», нажмите «Регистрация»;

2. Для регистрации вы вводите данные электронной почты (проверьте, чтобы после адреса не остался пробел) и дважды вводите пароль (он должен состоять и из цифр, и из букв), имя, фамилию и кодовое число;

3. Вам на указанную почту придёт письмо со ссылкой, по которой надо перейти, чтобы подтвердить регистрацию;

4. Подтвердите свои данные;

5. Вернитесь на сайт и нажмите на красный флажок с опущенным вниз пальцем;

6. Если хотите оставить текстовое предложение, найдите вкладку «Ваши предложения», выберите раздел «Оставьте своё мнение и/или прикрепите файл с предложениями», нажмите «Добавить» и в открывшемся окне напишите свой или вставьте приведённый нами ниже текст;

7. Поделитесь ссылкой на эту новость в социальных сетях Facebook или Вконтакте.

Об изменениях в сфере обращения с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края информирует о том, что с 1 марта 2022 года в соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (далее – ФГУП «РосРАО»), являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее – федеральный оператор).

В 2022 году ФГУП «РосРАО» переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее – ФГУП «ФЭО»).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14.1 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.

Положение о ФГИС ОПВК, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» (далее – Положение о ФГИС ОПВК) устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются:

а) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами – в части информации, предусмотренной подпунктами «а» – «г», «з», «л», «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК;

б) оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности – в части информации, предусмотренной подпунктами «д» – «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК.

Пунктом 15 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что информация для включения в систему представляется поставщиками посредством направления электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.

Согласно пункту 6 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.

В целях недопущения нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края просит учесть данную информацию при организации соответствующей деятельности с отходами I и II классов опасности.

Информация о подключении к ФГИС ОПВК, в том числе в части регистрации в личном кабинете, его изучении и тестировании, а также направлении соответствующих предложений и замечаний по его работе размещена на официальном сайте ФГУП «ФЭО» в сети «Интернет».

Министерство обращает внимание, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления является правонарушением, ответственность за которое предусмотрено статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Новое в природоохранном законодательстве в 2022 году

Говоря об изменениях в экологическом законодательстве , необходимо начать с глобальных корректив в системе государственного контроля , произошедших 1 июля 2022 года со вступлением в силу нового Федерального закона «О государственном контроле ( надзоре) и муниципальном надзоре в Российской Федерации».

Читайте также:
Продление регистрации в Самаре

Этим законом в два раза сокращены сроки проверок — с 20 дней до 10 , введены новые формы контрольно-надзорных и профилактических мероприятий , установлена периодичность проведения проверок в зависимости от присвоенной каждому объекту категории риска.

В целом можно выделить общую тенденцию произошедших за последние годы и готовящихся изменений.

Государство четко говорит нам: если вы не нарушаете закон , то вмешательство в вашу деятельность будет минимальным , надзорные органы в первую очередь ориентированы на профилактику нарушений , а не на штрафы. Но если мы увидим нарушение , а мы его обязательно увидим , для этого у нас есть все инструменты , от ответственности не уйдет никто. И ответственность будет суровой , особенно если причинен ущерб природе , здоровью населения или иным охраняемым законом ценностям.

Если же говорить конкретно об экологических нарушениях , то мы наглядно видим , во-первых , ужесточение ответственности , во-вторых , ее неминуемость.

С 1 января 2022 года до 300 тысяч рублей увеличены штрафы за невыполнение в установленный срок предписаний органов экологического надзора. Только за последний год в Кодекс об административных правонарушениях введены несколько статей , предусматривающих ответственность за нарушения в сфере охраны природы. На сегодняшний день глава 8 Кодекса об административных правонарушениях , предусматривающая ответственность за нарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды , содержит 50 статей , штрафы по которым могут достигать одного миллиона рублей , а некоторые предусматривают еще и административную приостановку деятельности на срок до 90 суток. Разрабатываются и уточняются методики расчета вреда компонентам окружающей среды. Так , в 2022 году утверждена методика расчета ущерба атмосферному воздуху.

Взысканные с «Норильско-Таймырской энергетической компании», являющейся дочерним предприятием «Норникеля», 146 млрд рублей ущерба , причиненного природе , а также множество других судебных процессов , информация о которых регулярно публикуется в СМИ , не оставляют сомнений — от ответственности не уйдет никто.

Но при этом именно сейчас государство дает в руки бизнесу все механизмы для того , чтобы устранить все нарушения , не дожидаясь проверок и штрафов. Публикуются перечни обязательных требований по всем направлениям экологического надзора , утверждаются чек-листы , которые могут быть использованы для самоконтроля , проводятся профилактические мероприятия , в том числе консультации и публичные обсуждения результатов работы надзорных органов. О необходимости экологического аудита предприятий уже заявляет руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова.

Читайте также:
Образец встречного искового заявления в арбитражный суд

Набирает обороты и общая тенденция на упразднение избыточных и устаревших требований , так называемая «регуляторная гильотина». Этот механизм реализуется в нашей стране в последние несколько лет , поэтому дополнительные требования в области экологии появляются не часто. Но при этом часто уточняются имеющиеся требования , появляется множество нюансов , которые необходимо знать специалисту по экологии или руководителю бизнеса , чтобы избежать штрафов.

Например , с 1 марта 2022 года меняется порядок инвентаризации источников выбросов на предприятии , теперь , помимо стационарных , в инвентаризацию должны быть включены передвижные источники. И у нас всего год — до 1 марта 2023 года отчеты по инвентаризации должны быть скорректированы.

Также с 1 марта 2022 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели , в процессе деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности ( например , ртутные лампы), обязаны заключить договор с федеральным оператором — ФГУП «ФЭО».

А вот сроки действия СанПиН 0−02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий , сооружений и иных объектов», предусматривающих разработку проектов ЗСО и СЗЗ соответственно , напротив , продлены до 2025 года.

Из зала суда

АО «А» (далее — Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Роспотребнадзора об отказе в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для промплощадки Общества.

Не согласившись с ранее принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит:

  1. Отменить ранее принятое решение.
  2. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела

Общество обратилось в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ для своей промплощадки.

По результатам рассмотрения заявления в адрес Общества от Роспотребнадзора поступило уведомление об отказе в принятии решения об установлении СЗЗ для промплощадки.

Отказ мотивирован ссылками на п. 5 и 27 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, поскольку в границах СЗЗ находятся земельные участки садового некоммерческого товарищества (далее — СНТ) «Б» с видом разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества.

Читайте также:
Заявление председателю верховного суда

В отказе указано, что в документах, поданных Обществом для установления СЗЗ, отсутствует информация о мероприятиях и средствах на организацию СЗЗ, включая отселение жителей СНТ «Б».

На основании вышеизложенного обоснование размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должно включать также мероприятия по отселению жителей из границ СЗЗ.

Отсутствие указанных выше мероприятий в составе проекта СЗЗ является нарушением п. 16 Правил и в соответствии с п. 27 Правил является основанием для отказа в принятии решения об установлении СЗЗ.

Итоговое решение

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы Общества, суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене.

Суд постановил: решение Арбитражного суда города по делу № А40-129856/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества — без удовлетворения.

Границы санитарно-защитной зоны для Общества остались неустановленными.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2022 по делу № А40-129856/2020

Рекомендации

В системах «Техэксперт: Экология» ознакомьтесь с дополнительными материалами по теме:

Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной.

Например, магистральный газопровод, который «Газпром» планирует построить в Монголию и Китай через Тункинский национальный парк, имеет федеральное значение. Сейчас строить газопроводы через нацпарки нельзя по закону, но если принять законопроект и вы́резать из ООПТ кусочек под газпромовский проект, для компании проблема решена. Никто не нарушает закон и «по бумагам» всё будто бы в порядке. А каким будет реальный ущерб для окружающей среды, для чиновников и бизнеса не так уж и важно.

Обновлен сервис «Обзор журналов»

Получать еще больше профессиональной информации, быть в курсе последних изменений можно с помощью обновленного сервиса «Обзор журналов». Специалисты часто выписывают себе различные профессиональные издания, альтернативой этому служит данный сервис.

  1. Две полные статьи из журнала «Справочник эколога» в формате PDF.
  2. Две сокращенные статьи в текстовом виде.
  3. Ссылки на НПА, упоминаемые в данных статьях.
  4. Ссылки на справочные материалы системы «Техэксперт: Экология» по темам статей.
  5. Ссылки на консультации экспертов по аналогичным темам.

Чтобы ознакомиться с текстом статьи от ведущего научного сотрудника Института географии РАН, д. э. н., зайдите в сервис «Обзор журналов». Вход расположен на синей горизонтальной панели системы.

Найдите заголовок статьи «Регуляторная гильотина»: как изменилось законодательство в области обращения с отходами« и нажмите оранжевую кнопку «Читать под ней». Статьи за предыдущий месяц доступны во вкладке «Архив».

Статьи доступны для чтения из системы и не требуют скачивания.

Выгода от использования

Сервис «Обзор журналов» служит дополнительным источником профессиональной информации и позволяет:

  • Быть в курсе обсуждаемых новостей в сфере экологии
  • Сэкономить средства на подписке на альтернативные издания
  • Находить решения рабочих вопросов

Будьте в курсе новостей с «Техэксперт: Экология» —
подпишитесь на
Telegam-канал.

Ссылка на основную публикацию