Единое землепользование: законодательная база

Основным различием между единым землепользованием и многоконтурным участком является то, что каждому обособленному участку единого землепользования присваивался кадастровый номер, а каждой части многоконтурного земельного участка – не присваивается, кадастровый номер имеет только сам многоконтурный земельный участок.

Единое землепользование и многоконтурные земельные участки — в чем отличие

На данный период времени единое землепользование как таковое не применяется. Точнее не появляются новые участки данного типа, так как в 2008 году создание участков единого землепользования отменили. Тем не менее, существующие участки данной разновидности не преобразовывали и до сих пор считают именно единым землепользованием и рассматривают в соответствии с имеющимися для них нормативами.

Постановлением Федерального закона №221 от 24.07.2007 года введены так называемые многоконтурные участки земли, которые стали альтернативой применения единого землепользования. Отличие многоконтурных участков земли заключается только в наличии немного другой классификации этих земельных участков и отсутствии кадастровых номеров для обособленных территорий, то есть кадастровый номер присваивается всему многоконтурному участку и только.

Законодательная база

Термин единое землепользование подразумевает определённое количество обособленных кусков земли, которые образовывают один участок. Каждый кусок земли имеет личные границы, кадастровый номер, а также геодезические данные. Кроме этого, геодезические данные могут быть объединены.

Также земельные наделы делятся на 2 типа:

  • условно обособленные;
  • обособленные.

Главное отличие между ними заключается в местоположении контуров. Условные земельные участки не имеют так называемый контур. Он, как правило, прилегает к соседним участкам, которые не входят в ЕЗ.

Все условные земельные наделы называются смежными. Потому что они расположены вблизи соседних участков ЕЗ. Но в то же время они разделены существующими границами.

Чаще всего статус единого землепользования присваивается землям садоводческих товариществ и объединений. Садоводческие товарищества часто имеют в собственности земельные наделы, расположенные отдельно друг от друга.

Каждый отдельный земельный участок садоводческого товарищества имеет в государственном земельном кадастре соответственный номер.

Ранее крупные сельскохозяйственные объединения и предприятия имели в собственности большие земельные участки, которые в свою очередь, могут делиться на обособленные. Существует много примеров, когда землям присваивался статус единого землепользования.

Читайте также:
Кто считается сиротой по закону в России

Порядок присвоения статуса очень прост. Поэтому не составляет труда определить статус того или иного куска земли. Но так как в 2007 году было введено понятие многоконтурные участки, то необходимо правильно определять статус. Так как данные понятия имеют ряд принципиальных отличий. Прежде всего, используется различная правовая база. Но в то же время система учёта практически аналогична.

Похожие материалы

Виталий, день добрый!
Хотелось бы подробнее уточнить по поводу снятию с кадастрового учета земельных участков, поставленных на кад учет до 01.03.2008 года, если в отношении такого зу не зарегистрировано право.
Благодарю за публикацию.
Также если есть такая у вас возможность – я бы хотела задать Вам вопрос по зу права в отношении которого не зарегистрированы (права не разграничены, распоряжается КУГИ), и который расположен в пределах домовой территории МКД (в соответствие с утвржд проектом межевания квартала), поставлен на кад учет в 2005 году, зу МКД сформирован и поставлен на кад учет как ранее учтенный также в 2005 году по границе МКД, придомовая территория не стоит на кад учете, не сформирована, но в проекте есть. Спорный зу площадь 20 кв.м. используется под сдачу НТО (киоск), в схеме НТО есть. Хотелось бы снять с кад учета.

Альмира, добрый день!

С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок).

В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:

– о возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;

Читайте также:
Как вывести деньги с кошелька webmoney?

– об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН): земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Относительно второго вопроса:

В соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Читайте также:
Где можно оформить карту мир от сбербанка

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом положений статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Читайте также:
Скачать типовой календарный план.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Относительно вопроса о приведении существующих границ земельного участка под МКД, сведения о характерных точках углов поворота которых содержатся в ЕГРН, в соответствие с фактическим использованием (включением придомовой территории в границы земельного участка МКД):

Учитывая наличие утвержденного проекта межевания территории, изменение границ существующего земельного участка под МКД осуществляется на основании Соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности (статья 39.29. ЗК РФ).

Для осуществления этой процедуры необходимо:

– провести общее собрание собственников помещений МКД для решения вопроса об изменении границ земельного участка под домом (о приведении границ земельного участка под МКД в соответствие с утвержденным проектом межевания территории);

– заказать у кадастрового инженера проведение кадастровых работ с подготовкой межевого плана по образованию земельного участка, путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

После чего с Протоколом общего собрания собственников помещений МКД и подготовленным кадастровым инженером межевым планом на земельный участок необходимо обратиться в КУГИ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета образованного в результате перераспределения земельного участка (КУГИ имеет право на обращение с соответствующим заявлением в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия) и о заключении Соглашения о перераспределении земельного участка с землями государственной или муниципальной собственности.

Уважаемы Виталий, спасибо за развернутый ответ!
Проблемы с предоставлением зу под МКД не было -пока не обнаружился зу стоящий на кад учете, сформированный. То есть если бы его не было, то кад. инженер сформировал зу под мкд в соответствие с утв проектом межевания, там как раз 3 зу составляют придомовую территорию мкд- собственно по границе мкд, придомовая территория и проезд.Вместе с тем и зу под мкд и зу под киоском поставлены на кад учет в один день в 2005 году, в 2011 году утверждают проект межевания территории, чуть позже зу под киоском уточняет границы в пределах утв проектом межевания зу (который согласно этому проекту “подлежащий формированию земельный участок дворовой территории МКД”). Обратилась в КУГИ – отписались, что не они ставили зу на кад учет не им его и снимать, так же намекнули на действующий договор аренды.
В росреестр можно обратиться в соответствии со ст. 70, но знаю точно или передадут в мун собственность или зарегистрируют аренду в отношении данного зу.
Обратилась в Суд.
Только мне теперь непонятно зачем мне распределять зу если проектом межевания он подлежит формированию как дворовая часть, я ведь могу обратиться в суд с заявлением о понуждении администрации отмежевать зу под мкд в соответствие с проектом межевания квартала (ну по факту мы не будем так делать, после снятия с кад учета зу -сами отмежуем). По моему тут перераспределять нечего-он и так составляет территорию (общее имущество МКД). А вот отмежеваться кад инженер в таком виде не может, пока на кад учете стоит зу.
И еще если такие нормативные акты, которые бы запрещали размещение киосков, нто в пределах придомовой территории.
Еще раз благодарю за уделенное моему вопросу время!

Читайте также:
Список бесплатных медицинских услуг по полису ОМС

Хотелось бы подробнее уточнить по поводу снятию с кадастрового учета земельных участков, поставленных на кад учет до 01.03.2008 года, если в отношении такого зу не зарегистрировано право.

Очевидно Вас интересует практическая реализация данного кейса, поэтому делюсь опытом.
Процедура удаления из ЕГРН никому не нужных и всем мешающих земельных участков должна проводиться Росреестром без участия заявителя, при этом процессуальные сроки не установлены. В связи с этим, работа должным образом не проводится. В связи с этим, необходимо озадачить Росреестр в лице его соответствующего территориального управления посредством направления письменного обращения, в котором изложить просьбу снять земельный участок в порядке, предусмотренном ч.3 ст.70 218-ФЗ. В ответ Вам изложат возможные перспективы развития событий. В идеальном варианте участку присвоят статус “архивный” по истечении “выжидательного” срока (от 3 до 6 месяцев). Однако, должна предупредить, что чаще всего отвечают, что выявили некие сведения о правообладателе и/или об объектах, но в связи с отсутствием контактной информации и, как следствие, невозможностью направления уведомления, не будут ничего делать.

Ада, благодарю за ответ!
Конечно, мне так же и ответили в Росреестре, что делаем запрос правообладателю и получив ответ или снимаем с кад. учета, или регистрируем права (как правило, КУГИ передает ил в мун. собственность, или ограничиваются рег. аренды( в моем случае киоск, и так как зу стоит на кад учете, то договор аренды).
Соответственно проблема не будет решена.
Обращалась с заявлением в КУГИ – дали формальную отписку, что не снимем, потому не мы ставили на учет.
Обратилась в суд.
То что указал автор данного поста – 16 Вводного закона ЖК РФ заложила, Определение КС по 16 вводного, инструкцию по снятию с кад . учета и ст. 70 ФЗ 218-ФЗ .
Просто думала, что – то новое появилось по данному вопросу, именно со стороны Росреестра, что очищают реестр от таких участков, по аналогии с реестром юр лиц недействующих.

Партнёры рубрики

Земля и недвижимость

Гражданское право

Как можно преобразовать единые землепользования

Как уже говорилось выше, новых единых землепользований больше не образуется, однако уже учтенными собственникам нужно как-то распоряжаться. Частично порядок действий с ними расписан в письме Минэкономразвития № 22409ИМ/Д23 от 22 декабря 2009 года, в котором разъяснено, как образуются новые участки из единых землепользований.

Читайте также:
Подростки с какого возраста считаются

Согласно этому документу, единое землепользование признается возможным источником образования новых земельных участков. Это может произойти:

  • путем объединения единого землепользования со смежным участком;
  • в ходе перераспределения между единым землепользованиями или единым землепользованием и обычным участком;
  • в результате выделения участка из единого землепользования.

При этом образуется либо многоконтурный участок, либо обычный. Например, к единому землепользованию был присоединен участок, ранее разделявший его на две части, в результате чего участок обрел один контур, получается обычный участок. Если и после присоединения осталось несколько контуров, участок будет называться многоконтурным. При этом в любом случае после описываемых действий с момента регистрации прав на новые участки исходное единое землепользование перестает существовать.

Таким образом, единые землепользования – это вид участков, который больше не формируется, но все еще остается в использовании. Законодатель не стал переименовывать или изменять статус уже учтенных составных участков, поэтому в собственности отдельных землевладельцев так и остались наделы, называемые единым землепользованием. Каких-то ограничений по их распоряжению нет: их, как и обычные, можно свободно дарить, продавать или оставлять в наследство.

Понятие единого землепользования

Термин единое землепользование используется для обозначения земельной площади, разделенной на несколько наделов (контуров) общественными сооружениями или территориями, но принадлежащей одному собственнику.

Следует разграничивать термины единое землепользование и фактически единый надел. Единый надел это площадь земли, состоящая из нескольких территорий, имеющих либо совместные границы, либо территориально разграниченные части. Каждый контур земли учитывается под индивидуальным кадастровым обозначением.

Соответственно, единым наделом следует называть совокупность земельных участков, имеющих общую принадлежность и находящихся во владении у одного хозяина. Каждая часть земельной площади характеризуется отдельными геодезическими параметрами. В отдельных случаях геодезические сведения наделов могут быть объединены.

Участки с правовым статусом единого землепользования могут быть 2 разновидностей:

  • условно обособленные;
  • фактически обособленные.

Принципиальное различие условно обособленных и фактических участков заключаются в месторасположении и наличии общих границ.

Зачастую подобные наделы расположены вплотную к соседним участкам, не относящимся к единому землепользованию. Наделы, названные условными, по своей сути являются смежными. Но у смежных наделов существует разделение. Кроме того, они определены условными границами.

Читайте также:
Штрафы за работу в такси на своём авто без лицензии

Режим единого землепользования используется для земель, принадлежащих садоводческим кооперативам и объединениям. Данные участки расположены изолированно друг от друга, имеют индивидуальные обозначения в кадастровом учете госсреестра, но они входят в общую массу единого землепользования.

Ранее сельхоз предприятиям принадлежали большие площади земельных участков, разделенные на обособленные части (отсутствуют смежные разграничения).

Можно ли сделать межевание земли бесплатно?

Где найти карту градостроительного зонирования, читайте тут.

Обособленный земельный участок это

Общие сведения об уточняемом земельном участке с кадастровым номером. (наприаер, 56:28:0:148)», где указывалась новая площадь участка единого землепользования с учетом уточнения входящего в него обособленного участка. Каким образом реализовать это в ПК ЗО? В ПК ЗО возможно: — либо уточнение всего ЕЗ (всех входящих в него обособленных участков, когда в основу загружаю xml-формат выписки на ЕЗ и его же в содержание, с типом: уточняемый), — либо уточнение участка с кадастровым номером ЕЗ, а не с кад.

N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 17 мая 2008 г.), ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование «единое землепользование», а входящим в его состав земельным участкам — «обособленные» или «условные» земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении как многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав. Документ доступен: с 20 до 24 ч.

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Судебная практика

Многоконтурный надел формируется в том случае, если существует необходимость объединения нескольких земельных участков, которые имеют собственные замкнутые контуры. Кроме этого, участки можно классифицировать по субъектам формирования. Всего есть две разновидности формирований — с вкраплениями и обособленными контурами. Наделы с обособленными контурами плотно прилегают друг к другу.

Читайте также:
ВНЖ в Чехии: как получить, способы и этапы оформления

Исходя из этого, следует вывод, что сегодня землям, которые подпадают по статус ЕЗ, присваивается статус многоконтурные участки. При необходимости можно отделить несколько кусков земли от ЕЗ. В таком случае они будут регистрироваться как отдельные. В то же время оставшиеся земельные наделы оформляются как многоконтурные.

Объединение нескольких участков осуществляется при помощи межевого плана. Его необходимо представить в орган исполнительной власти. Также межевой план должны утвердить органы государственного регулирования.

Трактор на земельном участке

Полезные советы

Предоставленные сведения помогут лучше разобраться в сфере единого землепользования.

Кратко резюмируем вышесказанное:

  1. Единое землепользование – участок с собственным кадастровым номером, который включает объединенные участки земли со своими контурами и кадастровыми номерами.
  2. Правовое регулирование данной области выполняется на основе норм кадастрового учета и Федеральных законов.
  3. С 2008 единое землепользование отменено и на смену появились многоконтурные участки.
  4. В данной области регулярно появляются новые уточнения и дополнения к нормативным актам и приказам, которые следует учитывать при выполнении разнообразных процессов с единым землепользованием.
  5. Для того чтобы составить межевой план для уточнения участков, целесообразно использовать специализированный софт.

Безусловно, каждый конкретный вариант единого землепользования является уникальным и для выполнения тех или иных потребностей владельцев участка нужно детально изучить возможные варианты использования такого участка и взаимодействия с органами кадастрового учета. Предложенные сведения дают только обобщенное понимание данного порядка землепользования.

Внимание собственников квартир!

С введением платных парковок на территории г. Тулы многие жители хотят огородить въезд на территорию своего многоквартирного жилого дома, установив шлагбаум.

О том, как законно установить шлагбаум, спрашивайте у наших специалистов – консультации бесплатно. Готовим все необходимые документы.

Или еще пример. В Советские времена организуется сельскохозяйственное предприятие, занимающееся животноводством, производством молочной продукции, растениеводством и т.д. и т.п. Государство выделяет этому предприятию аж 5000 гектар и на всю эту землю выдает Государственный акт. Государственный акт один, а пшеница растет около деревни А, коров пасут около деревни Б, яблоки выращивают где-то между ними. И разделяет это все река и трасса.

Читайте также:
Претензия на некачественные часы

О сроках

Согласно Закону “О государственной регистрации недвижимости” общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

  • 5 рабочих дней – для кадастрового учета;
  • 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
  • 7 рабочих дней – для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Ссылка на основную публикацию