Запрещенные средства ведения войны

Статья 12. 25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства 1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам милиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных

Статья 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, –

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, –

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Запрещенные методы и средства ведения войны

С тем чтобы избежать излишних страданий, ничем не оправданных жертв среди мирного населения, сопряженных с военными действиями, МГП устанавливает принцип ограничения в выборе воюющими методов и средств ведения войны, который выражается в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (ст. XXII Положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.). Он нашел подтверждение в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны: «Право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным»

К запрещенным методам ведения войны относятся следующие действия:

– предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам неприятеля;

– нападение на лиц, вышедших из строя;

– отдача приказа не оставлять никого в живых, угроза этим или ведение военных действий на этой основе;

– принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятельской державы;

– бомбардировка незащищенных городов;

– использование не по назначению отличительных национальных и международных защитных эмблем и др.

Перечисленные методы ведения войны в качестве запрещенных нашли отражение в ряде международно-правовых актов: Положении о законах и обычаях сухопутной войны (ст. XXII, XXIII), Женевских конвенциях !—ГУ (ст. 3, 50, 130 и 147 соответственно), а также в Дополнительном протоколе I (ст. 35, 75, 85).

К запрещенным средствам ведения войны МГП относит те, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами:

– сплющивающиеся в человеческом теле пули (соответствующие Декларации 1868 и 1899 гг.);

– снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушающих или вредоносных газов (Декларация 1899 г.);

– яд и отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие подобные газы (Гаагское положение 1907 г., Женевский протокол 1925 г.);

– бактериологические средства (Женевский протокол 1925 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.);

– средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., п. 3 ст. 35, ст. 55 Дополнительного протокола I).

Нормы МГП запрещают применение и конкретных видов обычного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания: оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном, кассетные, шариковые бомбы, мины-ловушки (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. и протоколы к ней).

Запрещается подвергать нападению гражданское население, отдельных гражданских лиц или гражданские объекты с применением зажигательного оружия, а также военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения. Нормы МГП запрещают превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты.

Мировому сообществу после продолжительных усилий удалось запретить химическое оружие.

В 1997 г. в Оттаве была подписана Конвенция о запрещении применения, накопления запасов и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. В целях ограничения распространения противопехотных мин в России был издан Указ «О продлении моратория на экспорт Российской Федерацией противопехотных мин», который вступил в силу с 1 декабря 1997 г.

Отдельно следует сказать о ядерном оружии. В международном праве нет общепризнанной нормы, которая запрещала бы применение ядерного оружия. Известен лишь ряд международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его пространственного распространения.

Международный Суд пришел к выводу о том, что, во-первых, не существует ни одной международно признанной нормы, которая прямо запрещала бы при любых обстоятельствах использование ядерного оружия или угрозу его применения в ходе вооруженного конфликта; во-вторых, Суд единодушно констатировал, что любой случай применения ядерного оружия подпадает под действие норм и требований международного гуманитарного права.

Из этого следует, что хотя формального запрета на применение ядерного оружия международное сообщество пока еще не выработало, по техническим характеристикам, поражающим факторам, последствиям его применения оно подпадает под ограничения, существующие в международном гуманитарном праве.

Комментарии к ст. 356 УК РФ

1. Непосредственным основным объектом преступления являются отношения, обеспечивающие соблюдение международно-правовых норм по использованию средств и методов ведения военных действий с целью гуманизации вооруженных конфликтов. Дополнительный объект преступления – жизнь, здоровье, половая свобода и неприкосновенность, физическая свобода личности, собственность и др.

2. Предметом преступления является национальное имущество. К нему следует отнести принадлежащие на правах собственности государству, территория которого оккупируется, физическим и юридическим лицам, являющимся резидентами государства, объекты гражданского бытового, производственно-хозяйственного, культурного и иного назначения: жилые дома, производственные сооружения, леса, а также любое другое движимое и недвижимое имущество, включая культурные ценности.

Читайте также:
Запись акта о заключении брака заполненный образец

3. Потерпевшими являются военнопленные, гражданское население. В соответствии с Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. к ним относятся попавшие во власть неприятеля: личный состав вооруженных сил; личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, которые открыто носят оружие; лица, следующие за вооруженными силами (некомбатанты); население неоккупированной территории, которое стихийно берется за оружие, носит его открыто и соблюдает законы и обычаи войны.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. к гражданскому населению относит мирных жителей, не являющихся участниками вооруженного конфликта (т.е. ни комбатантами, сражающимися, принимающими непосредственное участие в военных действиях и входящими в состав вооруженных сил; ни некомбатантами, входящими в состав вооруженных сил, но непосредственно не сражающимися, а оказывающими помощь в нормальном функционировании действующих вооруженных сил: врачи, священнослужители, хозяйственно-технический персонал и др.).

4. Объективная сторона преступления состоит из следующих действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимаются преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью. Оккупирующая держава не может принуждать гражданское население служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. Гражданское население пользуется общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.

В соответствии с международно-правовыми документами, на которых основана ст. 356, военнопленные и гражданское население должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

Депортация есть насильственное перемещение гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого иного государства независимо от того, оккупированы они или нет.

Под разграблением национального имущества понимаются незаконные и проводимые в большом масштабе присвоение и иное расхищение имущества, не вызываемые военной необходимостью. Данная форма преступления имеет древние корни и восходит к тем временам, когда наградой воинам-победителям был захваченные неприятельские город, селение: каждый получал в собственность то, что отберет, присвоит и унесет. Однако и в цивилизованном мире эта разновидность военного преступления встречается часто.

5. Наиболее опасной формой совершения преступления является применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ. Под ними понимаются оружие, иная боевая техника, способные причинить излишние страдания людям, нанести серьезный долговременный ущерб природной среде и другим объектам, не вызываемый военной необходимостью (противопехотные мины, зажигательное и лазерное оружие и др.).

6. Самым опасным запрещенным средством ведения военных действий является оружие массового поражения. Его применение является квалифицирующим признаком анализируемого преступления (ч. 2 ст. 356).

7. К методам ведения военных действий, запрещенным международным договором РФ, относятся способы и приемы, а также порядок осуществления военных действий, в том числе с использованием запрещенных средств (использование присутствия гражданского лица для защиты от военных действий определенных пунктов или вооруженных сил; умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду; умышленные нападения на гражданские объекты, которые не являются военными целями, и др.).

К запрещенным способам ведения военных действий относится нападение на установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы и атомные электростанции), которые не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.

8. В наименовании ст. 356 использован термин “война”, в самом тексте статьи – “вооруженный конфликт”. Со Второй мировой войны понятие войны утратило определенность, поскольку война может быть и не связана с формальным объявлением войны. Германия и Япония начали войну без ее объявления. Война является разновидностью вооруженного конфликта. Последний относится к обязательным признакам объективной стороны анализируемого преступления в виде обстановки его совершения.

В настоящее время в международных практике и документах встречается два вида вооруженного конфликта. Международный вооруженный конфликт означает военные действия между государствами. Вооруженные конфликты немеждународного характера – это внутренние конфликты. Они имеют место на территории государства, когда идет длительное вооруженное противостояние между правительственными вооруженными силами и организованными вооруженными группами.

Преступление является оконченным при совершении любого из четырех перечисленных действий, состав преступления формальный.

9. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер жестокого обращения с военнопленными или гражданским населением, депортации гражданского населения, разграбления национального имущества на оккупированной территории, применения в вооруженном конфликте запрещенных средств и методов ведения военных действий и желает совершить указанные действия.

10. Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте. Практика показывает, что субъектами этого преступления чаще всего становятся военные начальники, главы государств, командиры вооруженных отрядов и т.п., отдающие незаконные приказы. Однако нельзя исключать ответственность и рядовых участников, исполняющих явно преступный приказ.

Читайте также:
Учет у психиатра: последствия

ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВ

7. ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВ Назначение технических средств и методов в уголовном процессе – достаточно полная и точная фиксация доказательств, хода и результатов процессуальных действий, исследование

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном

Запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действиий

ТЕМА: «Запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действиий».

Воспитательные цели:

— воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

— формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

— поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;

— ознакомить военнослужащих запрещенными способами и средствами ведения боевых действий.

Вопросы: 1. Ограничения и запреты, которые необходимо учитывать при организации и ведении боевых действий.

Время: 2 часа.

Место: библиотека части

Рекомендуемая литература: «Ориентир».

Метод проведения: рассказ-беседа

Международное гуманитарное право (МГП) устанавливает ряд ограничений и запретов на применении е воюющими сторонами способов и средств ведения боевых действий; определяет статус лиц и объектов находящихся в зоне ведения боевых действий, регламентирует права и обязанности лиц, находящихся под защитой МГП, а также устанавливает ответственность государств и отдельных лиц за нарушение норм МГП.

Для избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения, причинения ущерба природной среде устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов и средств ведения боевых действий.

К запрещенным способам ведения боевых действий относятся:

— убийство или ранение гражданских лиц;

— убийство или ранение лиц, которые сложив оружие, сдались в плен;

— нападение на лиц, которые покидают на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершают враждебных действий в течение всего времени спуска на землю и по приземлении на территории, контролируемой противником, до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением воздушных десантов и в случае использования парашютов для выполнения боевой задачи(;

— принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государств;

— отдача приказа никого не оставлять в живых, ведение боевых действий на этой основе;

— использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста, международных отличительных знаков ГО и культурных ценностей, международного знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы ООН, кроме как с разрешения этой организации;

— нападение неизбирательного характера, в том числе поражение целей, которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам;

— террор в отношение гражданского населения;

— использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; приведение в негодность объектов, необходимых для выживания;

— нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие отличительные эмблемы;

— огневое поражение населенных пунктов противника, портов, жилищ, храмов, госпиталей, если они не используются в военных целях;

— уничтожение культурных ценностей, исторических памятников и др. объектов, если такие действия не вызываются военной необходимостью;

— отдача на разграбление города или местности.

К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся:

— пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека;

— снаряды весом менее 400 г, которые являются разрывными или снаряженные взрывчатым веществом или зажигательным составом;

— любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

— яды или отравленные боевые средства;

— средства воздействия на природную среду, имеющие обширное или долговременное последствие в качестве способов разрушения;

— мины, мины-ловушки или др. устройства, срабатывающие от излучения миноискателя и ходе поиска мин;

— любые самодеактивирующиеся мины;

— противопехотные мины, не обнаруживающиеся при помощи общедоступных миноискателей;

— мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов;

— самодельные мины-ловушки, выполненные в форме безвредных предметов;

— дистанционно установленные мины, не соответствующие требованиям международного договора;

— лазерное оружие, предназначенное специально для причинения слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы;

— зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, для уничтожения растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях.

Лица, виновные в нарушении норм МГП, в соответствии с уголовным законодательством РФ привлекаются к уголовной ответственности.

К таким нарушениям относятся:

— преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение, умышленно причинение тяжелых страданий или увечья, нанесение вреда здоровью;

— умышленное нападение на человека, если он прекратил принимать участие в боевых действиях;

— умышленное превращение гражданского населения в объект нападения, если оно является причиной смерти, ущерба здоровью;

— умышленное вероломное использование международных и национальных отличительных эмблем, если оно является причиной смерти или серьезных телесных повреждений;

— незаконное перемещение гражданского населения оккупированной территории за ее пределы;

— принуждение лиц противной стороны к службы в своих ВС или участию в боевых действиях;

— незаконное крупномасштабное разрушение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;

— умышленное совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или особо опасные объекты;

— умышленное превращение в объект нападения исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа;

Читайте также:
Как очистить историю в Сбербанк Онлайн?

— умышленное лишение права лиц, находящихся под защитой МГП, на беспристрастное и нормальное судопроизводство.

За нарушение норм МГП, не влекущих уголовную ответственность, военнослужащие привлекаются в ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС РФ и нормативными правовыми актами, предусматривающими их материальную ответственность.

Второй комментарий к Ст. 356 УК РФ

1. Объект этого преступления — регламентированные международным правом средства и методы ведения войны.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризуется следующими действиями:

1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;

2) депортация гражданского населения;

3) разграбление национального имущества на оккупированной территории;

4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

К запрещенным средствам ведения войны относится, в первую очередь, применение оружия массового поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК РФ. Запрещенными могут быть и отдельные виды обычного оружия.

Запрещенные методы ведения войны предполагают определенные способы ее ведения, запрещенные международным правом.

Следует отметить, что нормы и принципы международного права в части определения запрещенности средств и методов ведения войны распространяются и на внутренние вооруженные конфликты (на территории одного государства). Это вытекает, например, из Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.

3. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

5. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает повышенную ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. ст. 355 УК).

Запрещенные методы и средства ведения войны

Средства ведения войны– оружие, снаряды, вещества, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противника.

Методы ведения войны– это порядок использования средств ведения войны.

Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или час­тично запрещенные) и не запрещённые международным правом.

Согласно ст. 35 Дополнительного протокола № 1 к Женевским конвенциям 1949 г., право сторон, находящихся в состоянии конфликта, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным.

Запрещенные средства ведения войны:

– пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека;

– снаряды, имеющие единственное назначение распространять удушающие или вредоносные газы;

– снаряды весом менее 400 г., имеющие свойство взрывчатости или снаряженные ударным или горючим составом;

– яды, отравленное оружие, удушливые, ядовитые и другие подобные газы, бактериологическое (биологическое) и химическое оружие;

– средства воздействия на окружающую среду, которые имеют широкие или долгосрочные и серьёзные последствия;

– не обнаруживаемые в теле осколки, мины – ловушки, зажигательные и другие виды обычного оружия неизбирательного действия, вызывающие чрезмерные повреждения или страдания;

Запрещенные методы ведения войны:

– предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам противника;

– использование не по назначению национальных и международных эмблем, сигналов и флагов для обмана противника;

– применение пыток для получения сведений, вероломство, геноцид, апартеид, взятие заложников;

– убийство парламентера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика);

– отдача на разграбление города или местности, террор в отношении местного населения, использование голода среди населения;

– атака, бомбардировка или уничтожение санитарных учреждений, госпитальных судов, транспорта, самолетов, санитарного персонала;

– убийство или ранение комбатов неприятеля, которые, положив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;

– принуждение лиц противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против своей стороны;

– нападение на лиц, вышедших из строя, а также на лиц, покинувших терпящее бедствие летательный аппарат (за исключением лиц, относящихся к воздушно – десантным войскам);

– истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев военной необходимости;

– захват судов берегового рыболовства или местного мореплавания, госпитальных судов, других судов, выполняющих научные или религиозные функции;

– бомбардировка незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей, не используемых в военных целях;

– отдача приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе;

– уничтожение культурных ценностей, исторических и других памят­ников, мест отправления культов или их использование для обеспечения успехов в военных действиях и др.

Вероломство и военные хитрости. Международное гуманитарное право издавна запрещает вероломство, под которым понимается невыполнение обещания, данного противнику. Примером может служить поднятие белого флага как знака капитуляции в целях приближения к противнику и последующего применения оружия или использование знаков Красного Креста для защиты военных объектов. Первый Дополнительный протокол подтвердил норму: “Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству” (п. 1 ст. 37).

Акт капитуляции воинской части должен быть ясно выражен. Фактическое прекращение военных действий или отступление части не предоставляет соответствующих прав. Во время отступления из Кувейта в 1990 г. колонна вооруженных сил Ирака по дороге в Басру была атакована силами антииракской коалиции$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 185 ^^^.

В отличие от вероломства военные хитрости считаются правомерными. Они отличаются от вероломства тем, что не нарушают обещания, данного противнику. Наиболее распространенная хитрость – маскировка. В годы Великой Отечественной войны Советская армия активно использовала, например, такую хитрость, как строительство ложных аэродромов$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 186 ^^^.

Читайте также:
Возможно ли через суд оформить мать-одиночку?

Пощада. Первый Дополнительный протокол подтвердил обычную норму, запрещающую непредоставление противнику пощады. В нем говорится: “Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе” (ст. 40) $$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 187 ^^^.

Бомбардировки играют все более важную роль среди методов ведения войны. С учетом широты действия они довольно детально регламентируются правом. Основной принцип состоит в том, что они должны быть направлены на военные, а не на гражданские объекты и не должны быть “неизбирательными”. Это вытекает из принципа, закрепленного еще Петербургской декларацией 1868 г., который ограничил законную цель войны ослаблением вооруженных сил противника.

Конкретные ограничения установлены Гаагской конвенцией 1907 г. (Положение о военных действиях на суше). Запрещена бомбардировка незащищенных городов, зданий и иных обитаемых мест. При бомбардировке должны быть приняты меры с тем, чтобы по возможности щадить здания, используемые в научных целях, для искусства, благотворительной деятельности и здравоохранения, если они не используются в военных целях. Такой же защитой пользуются и военные госпитали. Эти положения подтверждены и расширены первым Дополнительным протоколом (ст. ст. 51 и 57) $$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 188 ^^^.

Приведенные правила относятся ко всем видам бомбардировки, включая воздушную и морскую. Воздушные бомбардировки представляют особую сложность. Они ограничивают возможности избирательного действия. Определенные возможности в этом плане открывает развитие ракетной техники, отличающейся значительной точностью. Однако и с этой техникой возникает немало проблем$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 189 ^^^.

Так, во время ирано-иракской войны 1980 – 1988 гг. иранские военно-воздушные силы атаковали американский конвой в Персидском заливе. Запущенная в ответ с американского корабля ракета сбила гражданский самолет иранской компании. Немалые жертвы понесло мирное население Афганистана в результате воздушных бомбардировок США во время военных действий против талибов, несмотря на то что применялось высокоточное оружие$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 190 ^^^.

Во время Второй мировой войны Германия, с одной стороны, и Великобритания и США – с другой, широко применяли бомбардировки “по площадям” в целях разрушения промышленного потенциала противника и деморализации населения. Немало юристов признали подобные действия неправомерными (например, шведский профессор Х. Бликс). Тем не менее на Нюрнбергском процессе обвинение в бомбардировке “по площадям” германскому руководству предъявлено не было. При всех условиях подобные бомбардировки допустимы лишь при условии, что военные объекты практически не могут быть отделены от прилегающих жилых районов.

По-новому проблема бомбардировок встала в связи с появлением многочисленных установок и сооружений, “содержащих опасные силы”: атомные электростанции, химические предприятия, большие плотины и дамбы и др. Разрушение подобных объектов способно повлечь за собой бесчисленные жертвы. Полномасштабные военные действия в таких промышленных регионах, как Западная Европа, становятся практически невозможными, так как неизбежно ведут к общей катастрофе. Известно несколько случаев бомбардировки опасных объектов. Израиль бомбил атомную электростанцию в Ираке, а последний – в Иране. Правда, в обоих случаях ядерный материал еще не был завезен.

Откликаясь на новые условия, первый Дополнительный протокол установил общее правило: “Установки и сооружения, содержащие опасные силы. не должны становиться объектами нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения” (п. 1 ст. 56) $$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 191 ^^^.

Первый Дополнительный протокол установил недопустимость нападения на объекты, необходимые для выживания гражданского населения (ст. 54)$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 192 ^^^.

Экологические методы и средства ведения военных действий. Военные действия всегда наносят вред природе. Этот, так сказать, побочный эффект следует отличать от воздействия специально предназначенных для этого методов и средств. Достижения науки и техники открыли в этом плане почти неограниченные возможности. Речь идет о геофизических методах и средствах ведения войны. Можно вызвать ливневые дожди и затопить большие площади, породить волны цунами, создать над определенным районом “озоновую дыру”, вызвать землетрясение и др.

Использование экологических методов и средств ведения военных действий уже имело место. Так, во время войны во Вьетнаме США широко применяли дефолианты – химические вещества, ведущие к опадению листьев в лесу. В результате были выведены из строя крупные лесные массивы, пострадали люди, включая американских военнослужащих$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 193 ^^^.

После этого появился термин “экоцид” по аналогии с геноцидом. Под этим понимаются преступные действия, наносящие большой ущерб природе$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 194 ^^^.

В 1977 г. ООН приняла Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования техники, изменяющей окружающую среду. Запрещенная техника определена как любая техника, предназначенная для изменения динамики, композиции или структуры Земли, включая биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу или космическое пространство$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 195 ^^^.

Читайте также:
Бух проводки приобретение собственных акций

Конвенция запретила применение геофизических методов и средств войны, но не установила общей нормы, запрещающей нанесение экологического вреда в ходе военных действий. Это было сделано первым Дополнительным протоколом 1977 г., обязавшим воюющих оберегать природную среду от причинения ей обширного, долговременного и серьезного ущерба (ст. 55).

После войны в Персидском заливе Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1993 г. консенсусом Резолюцию “Защита окружающей среды во время вооруженного конфликта”. В ней сказано, что разрушение окружающей среды, не оправданное военной необходимостью и осуществленное в значительных размерах, несомненно, противоречит международному праву$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 196 ^^^.

Принятый Комиссией международного права проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества квалифицировал такого рода действия как преступление. Уголовный кодекс РФ содержит ст. 358 “Экоцид”, которая распространяет свое действие и на мирное время.

После оккупации Кувейта иракское командование приказало слить в Персидский залив большое количество нефти, причинив огромный ущерб морской среде и побережью, были подожжены кувейтские нефтепромыслы, что привело к отравлению больших площадей и атмосферы, отрицательно сказалось на озоновом слое. В результате возросло число заболеваний органов дыхания, раковых заболеваний. Принятыми в 1991 г. Резолюциями Совет Безопасности ООН установил материальную ответственность Ирака за ущерб, причиненный окружающей среде$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 197 ^^^.

Подводная война. Методы ведения войны с использованием подводных лодок создают ряд сложных проблем для гуманитарного права. Основная порождена практикой потопления торговых судов без предупреждения при осуществлении морской блокады противника. С учетом опыта Первой мировой войны в 1936 г. был подписан Лондонский протокол о ведении военных действий подводными лодками. Было установлено, что подводные лодки не должны топить торговые суда, не обеспечив безопасность пассажиров, команды и документов, за исключением случаев, когда судно отказывается остановиться для досмотра$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 198 ^^^.

Во время Второй мировой войны стремление ослабить производственный потенциал противника привело к неограниченной подводной войне. Введение практики военных конвоев сделало требование предупреждения нереальным. В целом в подводной войне с учетом ее специфики должны применяться общие нормы гуманитарного права.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Комментарий к Ст. 356 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие выполнение и соблюдение международных норм, обязательств по использованию средств и методов ведения войны с целью максимального соблюдения гуманитарных принципов, лежащих в основе уважения человеческой личности. Дополнительный объект преступления — жизнь, здоровье, отношения собственности, экология, культурные ценности и др.

Потерпевшими могут быть военнопленные, гражданское население, а предметом преступления движимое и недвижимое имущество независимо от форм собственности, в частности производственные и хозяйственные объекты, сооружения, жилые дома, леса, культурные ценности и т.д.

2. Международным сообществом выработан ряд документов, которые запрещают применение определенных средств и методов ведения войны, в том числе обращения с военнопленными, мирным населением. К таким, в частности, относятся:

— Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 29 ноября (11 декабря) 1868 г. ;
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 573 — 574.

— Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.: «О правах и обязанностях нейтральных Держав в случае морской войны»; «О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции» ; «О бомбардировании морскими силами во время войны»; «О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин»; «Об обращении торговых судов в суда военные»; «О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий»; «О правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны»; «О законах и обычаях сухопутной войны» ; «Об открытии военных действий»; «Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам»; «О мирном решении международных столкновений» ;
———————————
Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отдел второй. 1926. N 38. Ст. 226.

Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 — 587. (Извлечения.)

Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 776 — 788 (извлечение).

— Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. ;
———————————
Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

— Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: «О защите гражданского населения во время войны»; «Об обращении с военнопленными»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» ;
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 412 — 569.

Читайте также:
Что такое авиабилет без багажа?

— Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. .
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 — 440.

3. В Женевской конвенции об обращении с военнопленными указаны категории лиц, которых следует считать военнопленными. К ним относятся попавшие во власть неприятеля: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, которые имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, определенный и явственно видимый издали отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой; лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца; члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

4. В Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны к гражданскому населению отнесены лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев; лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.

С этой целью запрещаются в отношении вышеуказанных лиц следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

5. Под средствами ведения войны понимается оружие и иная любая военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств, подавления сопротивления противника. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

К запрещенным средствам ведения войны относятся: применение оружия «неизбирательного действия», последствиями которого являются не только военные объекты, когда гибнет мирное население, причиняется излишний материальный вред в связи с использованием такого смертоносного, разрушительного оружия, имеющего большое поражающее действие, в частности различные кассетные, напалмовые, нейтронные бомбы, иное подобное оружие.

Так, согласно подписанной 18 сентября 1997 г. в Осло Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились ни при каких обстоятельствах: не применять противопехотные мины; не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины; не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению запрещенной деятельности. Каждое государство-участник обязуется уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями Конвенции.

10 октября 1980 г. в Женеве была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие .
———————————
Действующее международное право. Т. 2. С. 589 — 603.

При изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны необходимо определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, в нормах международного права.

6. Под методами ведения войны понимаются способы, приемы, порядок проведения военных действий, использования средств ведения войны в соответствии с их целями. К запрещенным методам ведения военных действий относятся нападения «неизбирательного характера», которые не ограничиваются целью и поражением одних военных объектов, а подвергают поражению гражданские объекты, приводят к гибели мирного населения. Запрещается применять методы ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия.

Читайте также:
Образец договора дарения квартиры 2022: как составить

7. Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. установила, что каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 — 440.

8. В Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. обосновано положение о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов. Государства обязаны уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других стран, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Это правило может быть нарушено только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения. Государства обязаны запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, реквизицию движимых культурных ценностей, должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
———————————
Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

9. Хотя в наименовании комментируемой статьи указаны «средства и методы ведения войны», однако в диспозиции употреблен термин «вооруженный конфликт». Вооруженный конфликт, т.е. обстановка преступления, является обязательным признаком состава преступления.

В международных документах различаются: 1) международный вооруженный конфликт, как военные действия между какими-либо государствами или между метрополией и национально-освободительным движением; 2) вооруженный конфликт немеждународного характера, как внутренний конфликт на территории какого-либо государства, означающий вооруженное противостояние между вооруженными силами этого государства и какими-либо вооруженными отрядами, вооруженными формированиями.

В соответствии с Дополнительным протоколом II 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты, не носящие международный характер.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 647 — 658.

10. Объективная сторона преступления характеризуется совершением альтернативных действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимается преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, причинение тяжелых страданий, нанесение увечья, серьезного ущерба здоровью и т.д.

Под депортацией понимается насильственное изгнание, перемещение, вывоз, высылка гражданского населения из оккупированной территории на территорию любого другого государства, за исключением случаев эвакуации населения, когда требуется соблюдение его безопасности, или особо веские соображения военного характера. После прекращения военных действий гражданское население подлежит немедленному возвращению.

Под разграблением национального имущества понимаются незаконные, проводимые в значительном, массовом количестве действия по изъятию, присвоению, расхищению, уничтожению, вывозу имущества, не вызываемые военной необходимостью.

11. Преступление признается оконченным при совершении любого из перечисленных в законе действий.

12. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

13. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте.

14. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. комментарий к ст. 355). Преступление признается оконченным с момента фактического применения оружия массового поражения, независимо от наступивших последствий.

4. Запрещенные средства и методы ведения войны. Режим военного плена. Режим военной оккупации

Средства ведения военных действий – это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению.

Методы ведения военных действий – это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

В литературе принято делить средства и методы ведения военных действий на запрещенные (или частично запрещенные) и незапрещенные.

Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания либо делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.

Читайте также:
Новости и изменения законодательства

Современное международное право запрещает применение в вооруженных конфликтах таких видов оружия массового уничтожения, как химическое и бактериологическое. Юридической основой запрещения применения данного вида оружия массового уничтожения является Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. Эта Конвенция обязывает государства не только не разрабатывать, не производить и не приобретать любые виды бактериологического оружия, но и уничтожить это оружие. Принятие этой Конвенции явилось первой в истории международных отношений мерой реального разоружения, направленной на изъятие из арсеналов государств целой категории опаснейшего оружия.

По поводу ядерного оружия в международном праве нет консенсуса. Существует несколько международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его пространственного распространения, в то время как прямого запрета на использование ядерного оружия пока еще нет.

была подписана Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (ратифицирована СССР в 1982 г.).

К Конвенции прилагаются три Протокола: Протокол о необнаруживаемых осколках (Протокол I), Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II), Техническое приложение к Протоколу о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II), Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III).

В соответствии с Протоколом I запрещается применять любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.

Протокол II (в связи с внесением поправок он получил новое название: “Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.”) касается применения на суше мин, мин-ловушек и других устройств, определение которых содержится в настоящем документе, в том числе мин, устанавливаемых с целью воспрепятствовать преодолению прибрежных полос, водных путей или рек, но не относится к применению противокорабельных мин на море или на внутренних водных путях.

Под “минами” понимается любой боеприпас, установленный под землей, на земле или вблизи земли или другой поверхности и предназначенный для детонации или взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека или движущегося средства, и “дистанционно устанавливаемая мина” означает любую таким образом определенную мину, установленную с помощью артиллерии, ракет, минометов или аналогичных средств или сброшенную с летательного аппарата.

“Мина-ловушка” – это устройство или материал, который предназначен, сконструирован или приспособлен для того, чтобы убивать или наносить повреждения, и который срабатывает неожиданно, когда человек прикасается или приближается к кажущемуся безвредным предмету или совершает действие, кажущееся безопасным.

Запрещается использовать мины, мины-ловушки в случае нападения, обороны или в порядке репрессалий против гражданского населения как такового или против отдельных гражданских лиц.

Запрещается также неизбирательное применение мин, т.е.:

1) не на военном объекте или не с целью, направленной на него;

2) способом или средством доставки, не позволяющим направленное действие по конкретному военному объекту;

3) если оно может повлечь случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, ущерб гражданским объектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу.

Запрещается применение мин, не являющихся дистанционно устанавливаемыми минами, мин-ловушек в любом городе, поселке, деревне или в другом районе с аналогичным сосредоточением гражданских лиц, где боевые действия между сухопутными войсками не ведутся или не представляются неизбежными, кроме случаев, когда:

они установлены на военном объекте или в непосредственной близости от военного объекта, принадлежащего противной стороне или находящегося под ее контролем, или приняты меры по защите гражданских лиц от их воздействия, например, установлены предупреждающие знаки, выставлен караул, опубликованы предупреждения или выставлено ограждение.

О любой установке или любом сбрасывании дистанционно устанавливаемых мин, которые могут иметь последствия для гражданского населения, производится эффективное заблаговременное оповещение.

Запрещается при любых обстоятельствах применять:

1) мины-ловушки в виде кажущегося безвредным переносного предмета, который предназначен для помещения в него взрывчатого вещества и для взрыва при прикосновении или приближении к нему;

2) мины-ловушки, которые каким-либо образом соединены или ассоциируются с международно признанными защитными сигналами: больными, ранеными или мертвыми; местами захоронения; медицинскими объектами, оборудованием или транспортом; детскими игрушками; продуктами питания; кухонной утварью; предметами явно религиозного характера; историческими памятниками и т.п.

Стороны в конфликте должны регистрировать расположение всех предварительно запланированных минных полей, установленных ими, и всех районов, в которых они в широких масштабах и в соответствии с предварительным планом использовали мины-ловушки.

Все регистрационные документы подлежат хранению сторонами, которые после прекращения активных военных действий принимают все необходимые и соответствующие меры для защиты гражданских лиц от опасности минных полей, мин и мин-ловушек.

Протокол III распространяется на “зажигательное оружие”, т.е.

оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени, тепла или того и другого вместе, возникающих в результате химической реакции вещества, доставленного к цели (огнеметы, фугасы, снаряды, ракеты, гранаты, мины, бомбы, емкости с зажигательными веществами).

Читайте также:
Как выбрать квартиру в Москве для покупки

Запрещается подвергать гражданское население или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия.

Запрещается также превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты, или когда они сами являются военными объектами.

Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Кроме того, при изучении, разработке, принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны участник Дополнительного протокола I должен определить, подпадает ли их применение под запрещения, содержащиеся в Протоколе или в других нормах международного права, применимых к указанному участнику (ст. 36).

В соответствии со ст. 25 IV Гаагской конвенции 1907 г. запрещено “атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом” незащищенные города, селения, жилища или строения. Согласно Дополнительному протоколу I “гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий”. К военным объектам Протокол относит такие объекты, “которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество” (ст.

52). Следовательно, объекты, не подпадающие под вышеприведенное определение, должны рассматриваться как гражданские, и их уничтожение является запрещенным методом ведения войны.

Дополнительный протокол I запрещает подвергать нападению или уничтожению, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения, специально с целью не допустить их использования гражданским населением или противной стороной как средств поддержания существования, независимо от мотивов, будь то с целью вызвать голод среди гражданского населения, принудить его к выезду или по какой-либо иной причине.

В 1977 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. В соответствии с этой Конвенцией каждое государство-участник, с одной стороны, обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику, а с другой – обязуются не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению указанной выше деятельности. Согласно Конвенции “средствами воздействия на природную среду” являются любые средства для изменения – путем преднамеренного управления природными процессами – динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу, а также космическое пространство. Вместе с тем Конвенция не препятствует использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях.

Что касается объектов, представляющих культурную и историческую ценность, то согласно ст.

27 IV Гаагской конвенции 1907 г. нападающая сторона обязана при осадах и бомбардировках принимать все необходимые меры для того, чтобы “щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусства и благотворительности, исторические памятники. под условием, чтобы такие здания. не служили одновременно военным целям”. Статья 53 Дополнительного протокола I запрещает:

а) совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов;

б) использовать такие объекты для поддержания военных усилий;

в) осуществлять репрессалии в отношении таких объектов.

Важнейшим источником, определяющим правовой режим вышеназванных объектов во время вооруженных конфликтов, является Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. Согласно ст. 1 Конвенции защите подлежат: “имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа” памятники архитектуры, религиозные или светские; археологические расположения; здания, предназначенные для сохранения или экспонирования движимых культурных ценностей, такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов и т.п., а также центры сосредоточения ценностей, в качестве которых может выступать часть города или даже целый город.

Запрещены также следующие методы ведения военных действий: отдание приказа “не оставлять никого в живых”, незаконное использование отличительных эмблем Красного Креста, Организации Объединенных Наций, а также флагов, эмблем, форменной одежды нейтральных стран или государств, не участвующих в конфликте. Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству, под которым понимаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту согласно нормам международного права.

Правовой режим раненых и больных регламентируется Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.

и Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. Ранеными и больными в целях предоставления защиты, предусмотренной нормами международного гуманитарного права, считаются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие травмы, болезни, другого физического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. К этой категории относятся также роженицы, новорожденные, немощные, беременные женщины. Гражданские лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастного случая с перевозившим их судном или летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшими кораблекрушение.

Читайте также:
Лист ознакомления с приказом

Независимо от того, к какой воюющей стороне они принадлежат, эти лица пользуются покровительством и защитой и имеют право на гуманное обращение; им предоставляется в максимально возможной степени и в кратчайшие сроки медицинская помощь.

Стороны, находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все данные, способствующие установлению личности оказавшихся в их власти раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны. Эти сведения должны быть по возможности скорее доведены до сведения национального справочного бюро по делам военнопленных для передачи их державе, за которой числятся эти лица, через посредство центрального агентства по делам военнопленных, подлежащего учреждению в нейтральной стране.

Запрещается добивать или истреблять раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения, подвергать этих лиц, даже с их согласия, физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки, кроме случаев, когда это оправдано состоянием здоровья лица и соответствует общепринятым медицинским нормам. Упомянутые лица имеют право отказаться от любой хирургической операции.

Когда это позволяют обстоятельства, должны заключаться соглашения о перемирии или прекращении огня, чтобы подобрать раненых, оставшихся на поле боя, и произвести обмен ими.

Оказавшись во власти противника, раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение считаются военнопленными, и к ним применяются нормы международного права, касающиеся военнопленных.

Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенцией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля следующие лица:

1) личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;

2) личный состав партизанских отрядов;

3) личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

4) военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

5) члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;

6) население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты физическому калечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защищены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к личности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть военнопленных интернированию. Им может быть также запрещено выходить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечиваются помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военнопленных на опасных или унизительных работах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дисциплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть подвергнут только дисциплинарному наказанию.

По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).

Под военной оккупацией понимают временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения о ее армии. Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Оккупирующая держава обязана снабжать гражданское население необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц на оккупированной территории запрещается:

1) совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

2) применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений;

3) применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

4) применять коллективные наказания;

5) захватывать заложников;

6) депортировать гражданское население с оккупированной территории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткое время.

Использование экологических методов и средств ведения военных действий уже имело место. Так, во время войны во Вьетнаме США широко применяли дефолианты – химические вещества, ведущие к опадению листьев в лесу. В результате были выведены из строя крупные лесные массивы, пострадали люди, включая американских военнослужащих$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%% 193 ^^^.

Ссылка на основную публикацию