Досудебные споры с ИФНС в Челябинске

Платить налоги – обязанность каждого, это вопрос спора не вызывает, но довольно часто налоговые органы не совсем добросовестно исполняют свои обязанности. Поэтому для урегулирования таких споров приходится обращаться в суд, и тогда становится необходимой помощь квалифицированных юристов.

Суд с налоговой инспекцией

Не всегда получается найти общий язык с государственными органами. Особенно ярко это проявляется при «общении» с ФНС, которая будет добиваться удовлетворения собственных интересов даже в случае обжалования. Если никакие методы воздействия не имели результата, то остается только один вариант — суд с налоговой инспекцией.

Принципиально судебное разбирательство с ФНС ничем не отличается от аналогичных споров с другими государственными органами. Возможны два варианта, при которых налоговое дело может дойти до суда:

  • налогоплательщик самостоятельно обратился в суд за обжалованием решения налогового органа, в котором неправомерно, по его мнению, он был привлечен к ответственности. В этом случае дело будет инициировано по инициативе налогоплательщика;
  • налоговая подала в суд сама. На практике данная ситуация возникает практически всегда, так как налоговый орган вынужден для взыскания сумм налога по собственной инициативе обратиться в суд.

В первом случае все довольно прозаично: если налоговые органы никак не реагируют (или решают спор не в пользу заявителя) на жалобы плательщика, то он может прибегнуть к помощи судебных инстанций. Во втором случае у налоговиков нет иных путей — если имеет место взыскание задолженности, то она обязательно производится только в судебном порядке.

Важно: обязательность обращения в суд для налоговых органов возникает в случае, если сумма долга превышает 3 тысячи рублей. Если размер задолженности меньше, то достаточно обратиться в банк должника и истребовать снятие с его счета нужных денежных средств.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Читайте также:
Образец договора дарения квартиры 2022: как составить

Как составить иск?

Типовая форма иска отсутствует, так как каждый случай индивидуален. Например, возврат налога, незаконное взыскание пеней или непредоставление льгот регулируются разными статьями НК РФ и правовыми актами, которые необходимо указывать в исковом заявлении. Однако существуют и общие моменты. В иске обязательно нужно прописать:

  • наименование суда;
  • данные истца: ФИО гражданина или название организации, адрес, телефон;
  • данные ответчика: наименование и адрес налоговой службы;
  • обстоятельства дела и какие права были нарушены;
  • информацию о соблюдении претензионного порядка;
  • ссылки на законодательство;
  • требования к ответчику;
  • список документов;
  • дату и подпись.

Кроме того, прямо в иске вы можете ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств, о приостановлении решения налоговой и т.д. Ну и, конечно, не лишним будет указать судебную практику в вашу пользу по аналогичным делам.

Исковое заявление на налоговую инспекцию нужно готовить в стольких экземплярах, сколько участников в деле, плюс один для суда. Например, если в споре о налогах есть только вы и инспекция, то копий иска должно быть три. В случае, когда вы привлекаете еще одного истца, экземпляров будет уже четыре.

Документы, которые вы хотите приложить к иску, предоставляются в копиях, поэтому их нужно заверить. На каждой странице пишете «копия верна», ставите свою подпись и расшифровку. Если в суд на налоговую службу подает организация, то также заверьте бумаги печатью. Примерный список документов:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий отправку иска ответчику и третьим лицам;
  • решение ИФНС, которое оспаривается;
  • претензия;
  • документ, подтверждающий отправку претензии;
  • письменные доказательства;
  • доверенность (если в суд для спора о налогах идет представитель).

Для предпринимателя и организации также нужна будет выписка из государственного реестра. Ее можно скачать на сайте Налог.ру по ИНН налогоплательщика или заказать в инспекции.

Челябинск: налоговая практика, помощь налоговых юристов и консультантов

Вопросы налогового права постоянно актуальны для всех нас. Именно поэтому возникновение разногласий между налогоплательщиком и государственными органами в области налогообложения и сборов вполне объяснимо. К сожалению, не всегда на этапе налогового планирования и (или) оптимизации удается их предупредить и не допустить.

Особо если признать, что порядок исчисления налогов становится все сложнее, а правовые нормы, предназначенные регулировать налоговые отношения, все более затруднительными в толковании. Также стоит помнить о наличии у налоговых органов заранее выданных им планов по количеству привлеченных к ответственности лиц, выявленному количеству нарушений и т.д.

Тогда возникают налоговые споры.

Их условно можно поделить на:

1) споры, связанные с признанием недействительными актов налоговых органов;

2) споры, связанные с признанием не подлежащими исполнению актов налогового органа;

3) споры, связанные с возвратом из бюджета денежных средств, в том числе в случаях бесспорного списания их налоговым органом;

4 ) споры, связанные со взысканием обязательных платежей и санкций (неуплата налогов);

Если принимать во внимание официальную статистику, то доля дел проигранных налоговыми органами стабильно уменьшается. Если также принимать во внимание мнение, что уровень подготовки сотрудников налогового органа и качество проводимых проверок в большинстве случаев повышается, то для некоторых заинтересованных лиц этого уже достаточно для более грамотного отстаивания своей позиции в налоговом споре. Особо если этому предшествовало адекватное определение перспектив по налоговому спору.

Читайте также:
Незаконное возмещение НДС чем чревато по УК РФ

У к аждого из нас в определенный момент времени возникает необходимость в юридических услугах. При этом хочется, чтобы оказывающие услуги юристы были адекватными, знали свое дело, обладали нужным опытом и знаниями, были образцом клиентоориентированности и при этом, уровень цен был приемлемым для клиента. Как правило, есть мнение, что дешевые услуги априори некачественные, а дорогие хоть может и высококлассные, но вот не всегда такие нужны в каждом возникающем деле. Поэтому подходит вариант приемлемый и подходящий для отдельно взятого клиента. Не сильно дешевый, но и не дорогой, выходящий за пределы возможностей самого клиента.

Как кроме цены выбирать юриста тоже не понятно. Поэтому подойдет вариант “спроси у знакомых” (он же сарафанное радио, хотя всегда хочется конфиденциальности, которую предоставляют юридические фирмы), посмотреть кто и с кем работал ранее, посмотреть кто находится рядом. Затем можно посмотреть на опыт, знания, практику (всегда хочется максимально большое количество подходящего опыта). Затем можно обратить внимание на рекомендации других клиентов, публикации в профильных изданиях, выступления на конференциях, наличие команды юристов .

Что еще? Вроде ничего не забыли.

Если часть или всё перечисленное соответствует вашему представлению при поиске юриста, выборе юридических услуг, связанных с налоговыми спорами , то тогда вам к нам.

Описанное соответствует характеристикам деятельности нашей юридической фирмы “Ветров и партнеры”. Начиная от знаний, опыта, наличия компетентных специалистов и заканчивая средними ценами на услуги, клиентоориентированностью каждого из сотрудников.

Юрфирма “Ветров и партнеры” подтверждает свою готовность и способность оказать клиентам запрашиваемую юридическую помощь, равно как и наличие специалистов, обладающих релевантным опытом и необходимой квалификацией при оказании юридических услуг по вопросам, касающимся налоговой помощи.

Наши юристы по сделкам, операциям и спорам, связанных с помощью в налоговой деятельности оказывают юридические услуги (сопровождение, обслуживание) в Новосибирске и иных городах России (в т.ч. Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Юридические услуги предоставляются одним из следующих способов:

1. Силами сотрудников юридической компании “Ветров и партнеры”: лично в месте нахождения основного офиса, лично, находясь в командировке в месте нахождения Клиента, или дистанционно (почта, телефон, скайп, мессенджеры);

2. Силами партнерской юридической компании, с которой юрфирма “Ветров и партнеры” сотрудничает в месте нахождения Клиента;

3. Комбинация способа №1 и №2.

Обращайтесь к нам по следующим контактам:

Пишите на info@vitvet.com, звоните на +7 (383) 310-38-76, +7 (983) 510-38-76.

Пишите WhatsApp, Telegram на +7 (913) 918-25-62.

Прежде чем Фирма расскажет о содержании и условиях предоставляемых услуг, предлагаем ознакомиться со следующими аналитическими материалами и судебной (арбитражной) практикой:

Читайте также:
Учет у психиатра: последствия

Налоговые споры (налоговые правонарушения)

Налоговики довольно часто видят множественные налоговые правонарушения там, где их нет. Это приводит к возникновению налоговых споров.

Как правило, основными их причинами являются необоснованные действия налоговых органов или их бездействие, например:
– Необоснованный отказ в возмещении НДС;
– Привлечение к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки;
– Необоснованная блокировка расчетного счета;
– Выставленное официального требование об полной уплате налогов, пени, штрафных санкций;
– Необоснованное списание суммы налогов с расчетного счета вашей организации;
– Уклонение от ответов на официальные письма, заявление или запросы налогоплательщика.

Привлечение к налоговой ответственности производится в соответствии со строго установленной (определенной) процедурой. Даже довольно формальное несоблюдение представителями власти в лице налоговой инспекции четких правил налогового контроля, при котором и происходит выявление налоговых правонарушений, может являться основанием для отмены налоговой ответственности и успешной защиты прав налогоплательщика налоговыми адвокатами.

Привлечение к юридической ответственности при нарушении установленного порядка и условий налогового контроля, нарушение установленных сроков, нарушение прав налогоплательщика. Все это исключает возможность привлечения к налоговой ответственности. Это положение, приведенное ранее, подтверждается в статье 101 НК РФ, в которой должным образом утверждается, что несоблюдение налоговиками требований производства по выявленным налоговым правонарушениям является основанием для отмены налоговой ответственности. Налогоплательщик не может быть юридически привлечен к налоговой ответственности пока данное правонарушение не будет доказано в суде. При этом неоходимо доказать факт налоговых правонарушений обязаны представители налогового органа. При полном отсутствии вины налогоплательщика, истечения срока определения давности налогового правонарушения или отсутствии события налогового правонарушения налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности. Защита собственных прав налогоплательщиков осуществляют наши налоговые адвокаты и юристы по налоговому праву. Сотрудники Консалтинговую Группу «ЛАЛ» (налоговые адвокаты, юристы и специалисты по налогам) имеют успешный опыт защиты налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами г. Челябинска и Челябинской области.

Специалисты компании имеют большой успешный опыт по представлению интересов налогоплательщиков в налоговых спорах и судебных инстанциях, в том числе в процессе исполнительного производства.

В рамках осуществляемой досудебной защиты мы специализируемся на оказании следующих услуг для наших клиентов:
1. Сопровождение налоговой проверки
На этом этапе наши специалисты проведут анализ правомерности действий и требований налоговых инспекторов при осуществлении камеральной или выездной налоговой проверки, информируют налогоплательщика о его правах и законных возможностях, полномочиях налогового органа, подскажут, как действовать в той или иной сложной ситуации, окажут помощь в подготовке соответствующих документов и пояснений.

2. Анализ акта налоговой проверки и решений налогового органа
Мы проведем углубленный всесторонний анализ вашего акта налоговой проверки и/или решений (действий, бездействия) налоговых органов на предмет их обоснованности, правомерности и возможности оспаривания. Нашим клиентам представляется подробный отчет о правомерности либо неправомерности акта (решений, действий, бездействия), где в частности, будет отражено мнение наших специалистов о перспективах его дальнейшего обжалования.

3. Возражения на акт налоговой проверки

На этом очень важном этапе мы осуществляем тактическую подготовку и детальное обоснование возражений на акт налоговой проверки и представительство клиента при рассмотрении ее материалов (ст. 101 НК РФ). По нашему багатому опыту на этом ключевом этапе возможно разрешить подавляющее большинство спорных вопросов. В юредических возражениях приводится четкая и правовая аргументация со ссылками на нормы законодательства, подтверждающая правомерность действий налогоплательщика с приложением необходимых документов (в случае необходимости), судебная практика, а также разъяснения госорганов, подтверждающие его позицию. Апелляционное обжалование судебного решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе.С первого января 2009 года решение государственного налогового органа о привлечении к налоговой ответственности может быть обжаловано в судебном порядке лишь после его обжалования в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Стадия досудебного урегулирования налогового спора имеет огромное значение в плане его благоприятного окончания. Поэтому осознанное игнорирование данной стадии работ, обсолютно формальный подход к ней абсолютно неверны, а во многих случаях приведут к конечному проигрышу дела уже в арбитражном суде. Судебная защита законных интересов и прав налогоплательщика в судах.

Читайте также:
Рассмотрение дел в арбитражном суде в упрощенном порядке

Защита интересов и прав налогоплательщика в судебном порядке является последним этапом урегулирования налогового спора. Представление юридических интересов наших клиента в органах судебной власти — по сути, полное переложение ответственности за ведение судебного налогового спора на нас. Мы полностью исходим из того, что наше активное участие должно разрешать проблемы, а не создавать дополнительные.

Наши специалисты представляют интересы клиента, обращаясь в арбитражный суд со следующими заявлениями:
– О признании незаконными решений официального налогового органа (о привлечении к налоговой ответственности, отказе (частичном отказе) в возмещении НДС, взыскании налога, приостановлении операций по счетам в банке и т.д.);

– О признании недействительными иных нормативных актов налогового органа (требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа);

– О признании полностью незаконными действий (бездействия) официального налогового органа (должностного лица налогового органа);

– Об обязании официальных должностных лиц налогового органа обязательно выполнить установленные налоговым законодательством обязанности, от выполнения которых они уклоняются, либо устранить нарушения прав и законных интересов налогоплательщика;

– О возврате из государственного бюджета сумм излишне уплаченных налогов, незаконно взысканных налоговыми органами сумм недоимок, пеней и штрафов, начислении и взыскании процентов на эти суммы за несвоевременный возврат и др.

Урегулирование налоговых споров в Челябинске

Накопленный опыт наших специалистов в области налогообложения и бухгалтерского учета, а также большой опыт решения налоговых споров в суде позволяют успешно разрешать налоговые споры в Челябинске в пользу Заказчика, показывая суду и налоговым органам нетрадиционные (нестандартные) подходы к толкованию налогового законодательства, изменяя тем самым сложившуюся практику их применения арбитражными судами и налоговыми органами.

Помимо защиты прав и интересов налогоплательщиков, нарушенных при проведении налоговыми органами налогового контроля (в первую очередь в результате выездных и камеральных налоговых проверок), мы предлагаем налогоплательщикам судебную оптимизацию. Судебная оптимизация позволяет вернуть налогоплательщикам налоговые переплаты за прошлые периоды, а также предупредить неправомерное взыскание налогов налоговыми органами в будущем

Если Вы столкнулись с выездной или камеральной налоговой проверкой, исход проверки зависит от того какие документы Вы предоставите или не предоставите проверяющему органу, как составите возражение на акт проверки, какие процедуры досудебного обжалования будут использованы.

Читайте также:
Потерян исполнительный лист, алименты

Налоговая проверка проводится по четко установленным Налоговым кодексом процедурам. Поэтому даже формальное несоблюдение проверяющими процедурных норм может явиться основанием для отказа в привлечении к налоговой ответственности.

Суть налоговых споров

Как показывает практика, налоговые споры весьма разнообразны по своей сути, причинам возникновения и возможным последствиям для физических лиц, индивидуальных предпринимателей или организаций. Тем не менее, можно выделить некоторые наиболее типичные поводы для конфликтов, которые возникают между налогоплательщиками и налоговыми органами:

  • необоснованные проверки;
  • доначисление налогов (НДС, налог на прибыль, НДФЛ и др.);
  • неправомерные уведомления-решения из ИФНС и УФНС;
  • уклонение налоговых органов от возмещений, компенсаций или возврата излишне перечисленных сумм;
  • назначение административных штрафов, начисление пени;
  • решение о привлечении физических и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций к административной или уголовной ответственности;
  • процессуальные нарушения, невыполнение обязательств или превышение полномочий, допущенные сотрудниками ИФНС.

Когда можно подать на налоговую в суд?

Вообще, есть масса оснований, чтобы подать на налоговую инспекцию в суд. Это могут быть как ненормативные акты, изданные ИФНС, так и действия/бездействия инспекторов. В том числе, выраженные в:

  • отказе в возврате излишне уплаченного налога, процентов на сумму излишне взысканного налога;
  • принятии решения об остановке операций по счетам;
  • направлении требования о доплате налога, уплате пеней и штрафов;
  • принятии решения о взыскании налога без должных на то оснований;
  • отказе в регистрации юр. лица или ИП, предъявлении непредусмотренных законом требований;
  • действиях по истребованию у налогоплательщика документов;
  • действий по осмотру помещений налогоплательщика;
  • отказе в предоставлении налогового вычета и в иных случаях.

В общем, любое действие/бездействие/ненормативный акт можно обжаловать, если он, по мнению налогоплательщика, нарушает его права и законные интересы. Но для начала придется подать жалобу в вышестоящий орган – законодательство предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования действий и решений налоговиков (п. 2 ст. 138 НК).

Налоговый адвокат

налоговый адвокат челябинск

Налоговый адвокат – профессиональный юрист, осуществляющий защиту интересов доверителей в спорах с налоговыми органами. Вы стали участником налогового спора? В таком случае рекомендуем Вам заручиться поддержкой опытного специалиста по решению налоговых споров от КА «Филатов и партнеры».

Коллегия адвокатов «Филатов и партнеры» предоставляет услугу «Налоговый адвокат», в рамках которой адвокат представит Ваши интересы в споре с налоговым органом и добьется его успешного исхода. На решении налоговых споров в коллегии специализируется адвокат Чернышев Алексей Сергеевич.

Работа наших юристов и адвокатов всегда начинается с первичной бесплатной консультации – так адвокат по налогам сможет более подробно изучить Вашу проблему, изучить имеющиеся у Вас документы. Практика показывает, что уже на первой консультации адвокат сможет проанализировать возникшую проблему, а также определит ее перспективы. Запись на консультацию к налоговому адвокату по телефону: 200-37-46 или 8 (931) 105-61-77

Читайте также:
Размер платы за детский сад в московской области

После первичной консультации адвокатом по налогам также определяется стоимость юридических услуг при работе по Вашему делу, исходя из сложности дела, объема работы.

Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись

В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.

Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес

Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?

Для налогоплательщиков при обжаловании актов налоговых инспекций, действий или бездействия их должностных лиц, действительно, самыми первыми и важными вопросами оказываются: «что возможно обжаловать?» и «в какие сроки и куда?». Ответы на эти вопросы будут понятны, когда мы обратимся к структуре налоговых органов. В ее основу заложен принцип федеративного устройства Российской Федерации: территориальные налоговые инспекции ведут учет и налоговое администрирование на местном уровне (инспекции по городу, району, межрайонные инспекции); вышестоящими по отношению к ним являются Управления Федеральной налоговой службы по субъектам РФ. В свою очередь, вышестоящим налоговым органом для них, а также для межрегиональных инспекций, в которых состоят на учете крупнейшие налогоплательщики, является Федеральная налоговая служба России. Жалобы на решения налоговых инспекций подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственная разница заключается в том, что жалобы на решения по налоговым проверкам подаются в инспекцию, чье решение обжалуется, а все иные жалобы (в том числе на решения по налоговым проверкам, которые уже вступили в законную силу) подаются напрямую в вышестоящий налоговый орган. Туда же следует направлять и жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
Исходя из этих положений и нормативных актов, регламентирующих функции налоговых органов, жалобу необходимо подавать только в вышестоящий налоговый орган, а не напрямую в ФНС России. В случае если налогоплательщик все же обратится с жалобой на акты территориальных налоговых органов или на действия (бездействие) их должностных лиц в ФНС России, то такая жалоба будет направлена по подведомственности в Управление по субъекту РФ. Хотелось бы обратить внимание, что в настоящее время уже принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров, которым устанавливается единый порядок подачи жалоб в налоговый орган, акт, действия или бездействие которого обжалуется. Это упростит процедуру подачи жалобы, не будет вызывать сложности у организаций, предпринимателей и физических лиц и сделает процедуру обжалования последовательной. При этом жалоба с материалами дела будет направляться налоговым органом в вышестоящий налоговый орган, который будет рассматривать жалобу.

Читайте также:
Как удочерить взрослую девушку?

При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо

Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?

Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.

Налоговый орган не имеет права оставить жалобу без рассмотрения, однако законодательством предусмотрен ряд случаев, когда рассмотреть жалобу не представляется возможным. Так, например, когда не подтверждены полномочия на подачу жалобы или пропущен срок ее подачи и другие

Может ли налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения?

В текущей редакции Налогового кодекса такое полномочие у налогового органа отсутствует, но необходимо понимать, что в ряде случаев рассмотрение жалобы по существу невозможно. Например, налогоплательщик отозвал жалобу или есть уже обязательный для исполнения судебный акт. Иногда в налоговый орган поступает жалоба от лица, полномочия которого в установленном порядке не подтверждены. Все приведенные примеры свидетельствуют о невозможности рассмотрения жалобы и необходимости оставления ее без рассмотрения. Это было учтено при подготовке законопроекта. При формировании предложений о внесении изменений в Налоговый кодекс мы каждый случай оставления жалобы без рассмотрения продумывали на предмет, не будет ли это нарушать права налогоплательщиков. Оставленные в законе случаи, действительно, не позволяют налоговому органу рассмотреть жалобу в следующих случаях: отсутствие подтверждения полномочий на подачу жалобы, пропуск срока на подачу того или иного вида жалобы, последующий отзыв жалобы, повторная подача жалобы по тем же основаниям. При этом увеличенный до одного года срок на подачу жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов предоставляет достаточно времени на исправление недостатков ранее поданной ненадлежащим образом жалобы.

Читайте также:
Производство и продажа питьевой воды как бизнес

В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?

В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.

Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России

В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?

Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.

Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий

Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?

Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.

Читайте также:
Что такое голубая карта ЕС

В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса

В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?

Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.

Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов

Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?

Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.

Читайте также:
Власти не собираются отменять северные коэффициенты

ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски

Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?

В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.

С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой

Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?

Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?

Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.

Налоговики приписали лишнего? Внеплановая проверка была проведена с серьезными нарушениями? Или незаконно доначислили налог, насчитали пеню и назначили штраф? Что ж, пора перестать выбирать «тактику страуса», прекратить «засовывать голову в песок» и начать действовать! Если действия налоговиков действительно незаконны, шансы на успешное обжалование весьма и весьма высоки. Правда, при условии соблюдения всех процессуальных особенностей.

Ссылка на основную публикацию