Принят закон о защите животных в России

Закон приняли через восемь лет после того, как его внесли в нижнюю палату парламента. Заместитель председателя Госдумы Ольга Тимофеева заявила, что документ приняли во многом благодаря активной позиции зоозащитников.

В России приняли законопроект о защите животных: что в нем написано

Законопроект “Об ответственном обращении с животными” приняла 18 декабря во втором (основном) чтении Государственная дума. Нижняя палата работает с этим документом с 2010 года. Осенью 2016 года президент России Владимир Путин призвал доработать законопроект и принять его. Но после этого рассмотрение документа снова несколько раз откладывалось, а пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков называл его труднореализуемым в существующем виде и выражал надежду, что удастся найти развязку проблемных моментов, которые есть в тексте.

Теперь законопроект должен быть принят Госдумой в третьем чтении, рассмотрен Советом Федерации и подписан президентом. ТАСС поясняет, какие положения содержатся в доработанном и принятом проекте.

Что такое жестокое обращение с животными?

В законопроекте написано, что животные — существа, способные испытывать эмоции и физические страдания, а человек отвечает за их судьбу.

Жестоким считается такое обращение с животным, которое привело или может привести к его гибели, увечью или другому повреждению здоровья. Сюда входят истязания, в том числе голодом, жаждой, побои, нарушение требований к содержанию, причинившее вред здоровью животного.

Хозяин, который отказывается содержать своего питомца и выгоняет его на улицу, попадает под ответственность за жестокое обращение, поскольку ставит его жизнь и здоровье в опасность.

Если владелец не оказывает своему питомцу помощь, когда тот находится в опасном для жизни или здоровья состоянии, — это тоже жестокое обращение с животным.

Запрещена пропаганда жестокого обращения с животными: изготовление и размещение фото и видео в интернете и т.п.

Придется ли регистрировать всех домашних кошек и собак?

Требования обязательной регистрации всех домашних животных в нынешней редакции законопроекта нет. В 2011 году проект содержал положение о добровольном чипировании питомцев, сейчас оно из текста исключено.

Что закон требует от владельцев животных?

  • Обеспечивать четвероногим уход и ветеринарную помощь, включая прививки.
  • Удовлетворять потребности питомцев в еде, воде, сне, движении, учитывая их биологические и индивидуальные особенности.
  • Заботиться о том, чтобы у животного не было нежелательного потомства.
  • Предоставлять животных для проверок специальным уполномоченным лицам.
  • Выгуливать питомцев только в тех местах, которые для этого отвели местные власти. Животное должно быть под контролем при пересечении дорог, в лифтах и подъездах, во дворах, на детских и спортивных площадках.
  • Если больше нет возможности или желания содержать животное — передать его новому владельцу или в приют, чтобы обеспечить условия содержания.
  • Утилизировать отходы своего питомца и его останки после смерти.

Предельное количество домашних животных должно быть таким, чтобы владелец мог соблюдать ветеринарные нормы и санитарно-эпидемиологические требования. Кроме того, он не должен нарушать права и законные интересы соседей в многоквартирном доме.

Запрещено проводить без обезболивания ветеринарные и любые другие процедуры, которые могут вызвать у животных непереносимую боль.

Нельзя торговать животными в местах, которые не предназначены специально для этого.

Служебные собаки после окончания периода активной работы передаются другим владельцам (информация о передаче размещается в интернете) или содержатся в соответствии со специальными нормативами.

Любых ли животных разрешат держать дома?

Законопроект предписывает правительству составить перечень животных, которых запрещено содержать дома.

Кроме того, правительство должно составить перечень потенциально опасных собак. Их запрещено выгуливать без намордника и поводка, кроме как на огороженной территории, принадлежащей владельцу. При входе на эту территорию должна быть сделана предупреждающая надпись о “злой собаке”.

Запретят ли бои животных?

Законопроект запрещает натравливать животных на людей и других животных, кроме случаев необходимой обороны и законного использования служебных собак. Запрещаются бои животных и любые другие зрелищные мероприятия, которые влекут нанесение травм и увечий животным или их смерть.

Нельзя кормить хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, кроме специально оговоренных случаев.

Нельзя использовать какой-либо допинг для зверей, участвующих в спортивных соревнованиях или культурно-зрелищных мероприятиях.

Запретят ли контактные зоопарки?

Законопроект вводит лицензирование зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов.

Запрещается использовать животных для развлечений, основная цель которых — предоставление зрителям физического контакта с животными (то есть контактные зоопарки). Однако если мероприятие предполагает такой контакт, то он должен быть не опасным для жизни или здоровья людей и животных. Кроме того, для животного должна быть оборудована специальная зона с укрытиями, где его не смогут достать посетители.

Читайте также:
Как отказаться от долга по квартире, если жил в детдоме?

Как будут отлавливать бродячих животных?

Документ подробно описывает работу с беспризорными животными. Таких четвероногих полагается отлавливать и сдавать в приюты. Содержать пойманных на улицах зверей в каких-либо других местах нельзя. Сотрудники специализированных организаций, которые ведут эту работу, отвечают за жизнь и здоровье животных, они обязаны вести видеозапись отлова.

Стерилизованных животных, которые уже побывали в приюте и имеют специальные неснимаемые или несмываемые метки, отлавливать нельзя, если они не агрессивны.

Нельзя в присутствии детей отлавливать безнадзорных животных, кроме случаев, когда они представляют общественную опасность.

Нельзя ловить бродячих животных с помощью веществ, лекарств, способами и техническими приспособлениями, приводящими к увечьям, травмам или гибели животных.

Как будут работать приюты для животных?

В приютах бродячим животным проводят клинический осмотр и обеспечивают 10-дневный карантин. Там четверолапых должны вакцинировать, ставить на учет, маркировать неснимаемыми и несмываемыми метками, стерилизовать. После этого неагрессивных животных предполагается отпускать. Процесс возврата животного в среду обитания снимается на видео.

Приюты должны возвращать владельцам животных, у которых есть на ошейниках или других предметах информация о них. Тем, кто ищет потерявшихся животных, должны давать возможность посмотреть питомцев приюта, чтобы найти своего.

Данные о беспризорных животных, которые поступили в приют (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения), должны размещаться в интернете в течение трех дней.

Приюты должны обеспечивать возможность обычным людям и волонтерам посещать животных.

Животные содержатся в приюте до наступления естественной смерти, до возврата на прежние места обитания или до передачи новым владельцам.

Умерщвлять питомцев приютов запрещено, за исключением случаев, когда животное обречено и требуется прекратить его непереносимые физические страдания. Это делает ветеринар. Животное умерщвляют гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.

Запрещено передавать питомцев приюта для использования в качестве лабораторных животных.

Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.

3. Благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

4. Отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец животного (далее также – владелец) – физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;

2) деятельность по обращению с животными без владельцев – деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также – дикие животные в неволе), – дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);

4) домашние животные – животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца – физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;

5) жестокое обращение с животным – обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;

Читайте также:
Жалоба на отказ во въезд в РФ - бланк 2022

6) животное без владельца – животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;

7) использование животных в культурно-зрелищных целях – использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);

8) место содержания животного – используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;

9) обращение с животными – содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;

10) потенциально опасные собаки – собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) служебные животные – животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;

12) условия неволи – искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:

1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;

2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;

3) установление перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности;

4) утверждение перечня потенциально опасных собак;

5) установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;

6) установление в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях;

7) утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них;

8) утверждение методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

9) утверждение положения о федеральном государственном (контроле) надзоре в области обращения с животными; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 170-ФЗ)

10) установление порядка обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен;

11) иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

1) устанавливают порядки обращения со служебными животными;

2) осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

3) устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными;

4) осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Читайте также:
Вертикальное озеленение в интерьере

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;

2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 170-ФЗ)

4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных

Статья 9. Общие требования к содержанию животных

1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:

1) обеспечение надлежащего ухода за животными;

2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;

3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;

4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;

5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными

1. При обращении с животными не допускаются:

1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;

2) натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.

2. Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.

Статья 11. Защита животных от жестокого обращения

1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.

2. При обращении с животными не допускаются:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;

3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

5) организация и проведение боев животных;

6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;

7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.

Читайте также:
Договор о задатке при купле-продаже автомобиля

Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными

1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети “Интернет”) и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Статья 13. Требования к содержанию домашних животных

1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.

2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Требования к содержанию и использованию служебных животных

1. Требования к содержанию и использованию служебных животных определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.

2. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебного процесса) невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам.

3. Информация о передаче на возмездной или безвозмездной основе служебных животных новым владельцам размещается владельцами служебных животных в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и опубликовывается в средствах массовой информации.

4. В случае, если после размещения и опубликования информации, указанной в части 3 настоящей статьи, служебные животные не переданы новым владельцам в трехмесячный срок, их дальнейшие содержание и использование осуществляются в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи.

Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию

1. Использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Основные положения

Одно из важных положений, это защита животных от жестокого обращения. Запрещена его пропаганда, а также призывы к оному.

Четко сказано, что нельзя проводить болезненные ветпроцедуры без обезболивающих. Натравливать животных друг на друга и устраивать бои. Запрещено прилюдно кормить хищников другими живыми животными в общественных местах.

Закон об ответственном обращении с животными в России запрещает выбрасывать питомцев. То есть хозяин не вправе больше уехать за 100 км от города и бросить бывшего любимца. Его можно передать новому владельцу или в приют.

Среди положений можно выделить запрет на торговлю животными вне «специальных мест». Можно предположить, что речь о питомниках и магазинах. Но как быть с тысячами объявлений в Сети? О них в Законе об ответственном обращении с животными ничего не сказано.

Ответственность хозяев

В законе об ответственном обращении с животными в России, который заработал в 2019 году, прописано понятие «владелец животного». Взглянем на документ.

Владелец животного – физическое или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.

Закон предписывает хозяевам надлежащий уход за животными.

Читайте также:
Календарь-стрижек-апрель-2022

Правила выгула животных

Первое о чем говорит закон в этой части: владелец не должен допустить, чтобы его животное могло кого-то покалечить или того страшнее. Кроме того, питомец не должен ничего повредить.

Вот требования к выгулу.

  • На дороге, в лифтах, подъездах, дворах, спортивных и детских площадках животное не может передвигаться само. То есть должен быть поводок или шлейка.
  • Следует убирать экскременты за питомцев, если он опорожнился в общественном месте.
  • Не допускать выгул животного вне разрешенных мест.

Обязательное чипирование

Закон об ответственном обращении с животными ничего не говорит на этот счет. Однако, разные регионы России сами вводят эту норму. Кроме того, достоверно известно, что в Госдуме работают над новым документом. Но там чипирование называется маркировкой.

Может быть, это будет отдельный правовой акт. А может быть внесут поправки в какой-то из действующих. Например, в законы о ветеринарии или тот же об ответственном обращении.

В целом, инициатива здравая, но дорогостоящая. За чей счет будут чипировать миллионы питомцев? Хотя сделать это нужно. Иначе как наказать хозяина, который выбросил собаку? Ведь по закону об ответственном обращении с животными в России он этого делать не имеет права.

Обязательная вакцинация

Кого и как вакцинировать документ также прямо не указывает. В нем есть пункт, где под грифом обязательности предписано: своевременное оказание профилактических ветеринарных мер.

А если не исполнять этого? Судя по документу, ничего не будет. Поэтому зоозащитники и называют его сырым. Не исключено, что по итогам (не) работы в документы будут внесены поправки.

Ответственность при нарушении

В законе об ответственном обращении с животными в России про это сказано так: нарушители несут административную, уголовную и иную ответственность. Каких-то новых штрафов не прописано. Большинство наказаний итак уже перечислены в прочих законах.

Например, если ваш пес нагадил во дворе, то вы нарушили правила благоустройства. Они в каждом городе и регионе свои, а значит и штрафы разные.

Вас покусала чужая собака – подаете в суд и взыскиваете ущерб.

За жестокое обращение отвечает уголовный кодекс. По статье грозит штраф, исправительные работы или до трех лет колонии. Есть и отягчающие обстоятельства, которые усиливают наказание.

Требования к приютам

Закон детально регламентирует требования к приютам для животных – они могут быть государственными, муниципальными и частными. Владельцами последних могут выступать индивидуальные предприниматели или юридические лица. По отношению к содержащимся в приютах животным ответственность владельцев приютов и уполномоченных ими лиц приравнивается к ответственности владельцев животных. Кроме того, они обязаны размещать в интернете не позднее чем в течение трех дней со дня поступления животного в приют информацию о нем, а также вести учет поступления и выбытия животных. Их также запрещено передавать для использования в лабораторных целях, а также умерщвлять без крайней необходимости, но обязательно гуманно и безболезненно.

По мнению Екатерины Дмитриевой, пункт об обязанности передачи животного в приют или новому владельцу при отказе от права собственности от него хорош, но без обязательной регистрации и чипирования с единой базой данных понятно, что закон работать не будет.

Максим Белянин обратил внимание на огромный перечень требований, установленный к приютам. По его мнению, в результате может оказаться, что те, кто за собственный счет и за счет волонтеров реально помогает животным, не смогут выполнять все эти – не всегда оправданные –требования закона, и будут вынуждены платить штрафы либо устранять допущенные нарушения вместо того, чтобы реально спасать животных.

Закон также урегулировал отлов животных без владельцев. В частности, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов, обязаны вести видеозапись процесса и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти копии видеозаписи. Вести отлов в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность. Содержание отловленных животных вне приютов также запрещено.

Прокуратура
Тульской области

Прокуратура Тульской области

15 февраля 2019, 13:47

27 декабря 2018 года принят Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 498-ФЗ), который вступил в силу с 27.12.2018, за исключением отдельных положений.

Указанным Федеральным законом урегулированы отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

В законе даны понятия владельца животного, деятельности по обращению с животными без владельцев, дикому и домашнему животным, животному без владельца, служебному животному, потенциально опасной собаке, местам содержания животных, жесткому обращения с животными, условиям неволи и др.; установлены основные принципы обращения с животными; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с животными; общие требования к содержанию и использованию животных.

Читайте также:
Скрытые повреждения в ДТП: осмотр, выявление и акт 2022

В частности, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории соответственно поселения, городского округа.

В силу требований Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев представляет собой деятельность, включающую в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным выше законом.

Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:

– предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;

– предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;

– гуманного отношения к животным без владельцев;

– предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;

– оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;

-возврата потерявшихся животных их владельцам.

Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается.

Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения необходимых согласно закону мероприятий;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.

Согласно ст.16 Федерального закона № 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Они могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

Кроме того, законом установлены особые требования к выгулу домашних животных.

Так, согласно ст.13 Федерального закона № 498-ФЗ выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Таким образом, Федеральным законом № 498-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского и сельского поселения, городского округа отнесено определение мест для выгула домашних животных.

Помощник прокурора области Т.А. Головина

Адрес: 300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 55 Дежурный прокурор
Телефон: +7 (4872) 36-43-07
Телефон: +7 (962) 272-58-97

Федеральный закон об обращении с животными – основные положения и запреты

С 1 января 2019 года вступил в силу закон об ответственном обращении с животными, принятия которого в России ждали 8 лет. Новый закон предусматривает меры по защите животных от жестокого обращения и обеспечению безопасности граждан при взаимодействии с ними. Он фактически запрещает организацию контактных зоопарков, а также опыты над животными и содержание дома диких животных. О том, какие требования к содержанию домашних и бездомных животных вступили в силу, как должен осуществляться отлов последних и их помещение в приют и других положениях закона, читайте в материале портала mosreg.ru.

Какие положения вступят в силу в 2022 году

Читайте также:
Формы политико-территориального устройства

Федеральный закон о защите животных вступил в силу с момента его опубликования – 29 декабря 2018 года. Кроме отдельных частей, которые вступают в силу с 1 января 2022 года:

– часть 6 статьи 13 о запрете на выгул потенциально опасных собак,

– статья 15 о требованиях к использованию животных в культурно-зрелищных целях;

– статья 16 о приютах для животных;

– статья 18, которая касается организации мероприятий по обращению с животными без владельцев;

– статьи 19-20 о государственном надзоре и общественном контроле в области обращения с животными;

– статья 22 о конфискации диких животных в условиях неволи.

За нарушение требований закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в установленном порядке.

Жестокое обращение с животными

Источник: Фотобанк Московской области, Ирина Артемова
В соответствии с требованиями нового закона относиться к животным нужно как к «существам, способным испытывать эмоции и физические страдания».

При обращении с животными не допускаются:

– проведение на животных без применения обезболивающих лекарств ветеринарных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

– натравливание животных (кроме служебных животных) на других животных;

– отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных;

– торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

– организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных.

Также вводится запрет на производство, показ и распространение аудио-, фото- и видеоматериалов с демонстрацией жестокого обращения с животными везде, в том числе в Интернете.

Потенциально опасные животные

В законе содержится понятие потенциально опасных собак – «определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека». Окончательный их список будет утвержден федеральным правительством.

Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка запрещается. Если такая собака содержится на огороженной территории собственника, об должна быть сделана предупреждающая надпись при входе. Предусматривается, что животные, включенные в перечень запрещенных для содержания животных и приобретенные до 1 января 2022 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления их естественной смерти.

Уход за домашними животными

Владельцы должны добросовестно ухаживать за животными и своевременное оказывать им ветеринарную помощь. Также владельцы питомцев должны контролировать передвижение животных при пересечении проезжей части дорог, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, а также во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках.

По новому закону владельцы домашних животных должны убирать за ними продукты жизнедеятельности на территориях общего пользования. Кроме того, запрещено выгуливать питомца вне мест, разрешенных органом местного самоуправления.

Приюты для бездомных животных

Закон категорически запрещает убийство животных под любым предлогом
и предусматривает создание специальных приютов. Кроме того, запрещены бои с участием животных, установлен запрет на избавление от животных без передачи их новому владельцу или помещения в приют.

Закон содержит требования к приютам для животных – они могут быть государственными, муниципальными и частными. Владельцами частных приютов могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.

Приюты не позднее чем в течение трех дней со дня поступления животного обязаны размещать в Интернете информацию о нем, а также вести учет поступления и выбытия животных.

В приютах животные могут содержаться до естественной смерти либо возврата таких животных на прежние места обитания или передачи таких животных новым владельцам. Животных запрещено передавать для использования в лабораторных целях, а при необходимости усыпления питомца сама эта процедура может проводиться лишь ветеринаром гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.

Животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам.

Отлов животных

Не подлежат отлову животные, имеющие ошейник и контакты хозяина, а также животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, за исключением агрессивных.

При этом собственники объектов обязаны сообщать о нахождении на их территории животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, а также обеспечивать доступ на указанные объекты представителям организации отлова.

Запрет на содержание диких животных в квартирах

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Специалисты отмечают, что некоторые положения нового закона нуждаются в доработке. Например, правительством пока не утвержден список диких животных, которых полностью запретят содержать в квартирах. Исключением станет использование таких животных в зоопарках, цирках, дельфинариях и океанариумах, а также в качестве служебных.
Запрет будет распространяться на животных, приобретенных владельцами после 1 января 2022 года. Закон также легализует существование центров, где животные содержатся в полувольной или искусственно воссозданной среде обитания, подразумевающей их дальнейший выпуск на волю.

Читайте также:
Как взять в долг на Теле 2?

Лицензирование деятельности цирков и зоопарков

Закон запрещает использовать животных в культурно-зрелищных целях, когда возможен физический контакт посетителей с животными.

Нельзя содержать животных в торговых центрах, барах, кафе и ресторанах и кормить хищников другими живыми существами в публичных местах.

До наступления 2022 года все российские цирки, зоопарки, дельфинарии и океанариумы должны будут получить лицензию на осуществление своей деятельности.

О принятом законе и нововведениях

Согласно N 498-ФЗ, животных признали эмоциональными существами, имеющими право на жизнь. Теперь по закону относиться к животным нужно как к «существам, способным испытывать эмоции и физические страдания». Об этом говорит статья 4 данного закона, которая устанавливает основные принципы обращения с животными:

1) Законом запрещено их произвольное умерщвление, если речь не идет о самозащите или об избавлении от мук, связанных с тяжелым смертельным заболеванием.

2) Помимо того, законом запрещается не только жестокое обращение c животными, но и распространение связанного с этим контента, производство, показ и распространение фото-и видеоматериалов с жестоким обращением с животными везде, в том числе и в интернете.

3) Теперь прямо запрещены бои между животными и другие развлечения, связанные с нанесением им повреждений и увечий. Будут приняты меры, направленные на воспитание у граждан «нравственного и гуманного отношения к животным».

4) Владельцы животных теперь будут нести ответственность за их судьбу. Теперь законодательно будет запрещено бросать своих питомцев на улице. Ответственности за это пока не предусмотрено, но, по всей вероятности, будут внесены изменения в КоАП. Избавиться от животного легально можно будет только путем передачи другому лицу или приюту.

5) Появилось ограничение на количество кошек и собак в квартире. Точного числа закон не устанавливает. Данные вопросы будут решаться с каждым хозяином индивидуально, исходя из «возможности владельца обеспечить питомцам условия, соответствующие ветеринарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам». На кого будет возложена эта обязанность, пока неизвестно.

6) Собачники теперь обязаны убирать за собаками на улице. Закон вменяет в обязанность владельцам животных убирать за питомцами во время прогулок. Сами же прогулки могут проводиться только в отведенных для этого муниципалитетом местах.

7) Появятся общественные инспекторы по делам животных. Они получат официальный статус общественных инспекторов в области обращения с животными, соответствующие удостоверения и права. Им будет разрешено фиксировать правонарушения на фото и видео, заниматься просветительской деятельностью, осуществлять общественный контроль за приютами. Однако им нельзя будет вмешиваться в работу со служебными животными, находящимися в распоряжении силовых ведомств.

8) Теперь животных могут изымать у граждан, опасных собак занесут в отдельный список. Закон вводит понятие потенциально опасных собак — это представители «определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека». О каких именно породах идет речь в законе, не говорится. Конкретный список будет утвержден правительством.

9) Теперь будет запрещено держать дома диких животных. Список диких животных, содержание которых гражданам будет запрещено полностью, также будет утвержден правительством. Исключение: использование таких животных в зоопарках, цирках, дельфинариях и океанариумах, а также в качестве служебных животных.

10) Теперь отлов беспризорных собак и кошек будет запрещено проводить на глазах у детей, если эти животные не представляют для последних непосредственной опасности. Кроме того, закон обязывает ловцов снимать на видео все свои действия и предоставлять эти записи для контроля.

Здоровых и неопасных для окружающих бездомных животных оставят на улице.

Приюты обяжут пожизненно содержать больных и брошенных животных.

При необходимости усыпления питомца сама эта процедура может проводиться лишь ветеринаром «гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть».

Что регулирует закон?

Закон призван защитить животных от жестокого обращения и обеспечить безопасность людей при обращении с животными. В ст. 4 среди прочего сказано, что отношение к животным строится на том, что они существа, способные испытывать эмоции и физические страдания, и человек ответственен за судьбу животного.

Закон касается домашних и безнадзорных животных, диких, но содержащихся в неволе, а также зверей, которые используются в культурно-зрелищных целях. В документе есть требования к содержанию и использованию животных, статья о работе приютов, инструкция по работе с животными без владельцев.

Читайте также:

На сайте Госдумы говорится, что в подзаконных актах еще предстоит закрепить требования к приютам для животных, описать, как обращаться с бездомными животными. Будет утвержден перечень потенциально опасных собак, которых нельзя будет выводить и выгуливать без поводка и намордника (сейчас в предварительный список входит 13 пород), и животных, запрещенных к содержанию в домашних условиях. Дополнительно создадут требования к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, случаи, когда можно использование домашних животных в предпринимательской деятельности.

Читайте также:
Гарантии и компенсации при расторжении трудового договора

Сдохни или умри. В Госдуму внесен жесткий законопроект о бездомных собаках

Вчера, 15 марта, в Госдуму поступил законопроект, предлагающий радикально изменить закон «Об ответственном обращении с животными». Речь идет об отмене принципа ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат) и умерщвлении собак.

Законопроект внесен депутатами-единоросами Галиной Данчиковой (Республика Саха-Якутия), Мариной Беспаловой (Ульяновская область) и Надеждой Максимовой (Хакасия). Что предлагается по пунктам:

1. Исключить из перечня деятельности по обращению с животными возврат их на прежние места обитания.

2. Статью «Основные принципы обращения с животными» дополнить пунктом о приоритете безопасности человека и общества.

3. Разрешить органам госвласти субъектов РФ, исходя из уровня минимальной бюджетной обеспеченности, осуществлять собственное правовое регулирование численности животных без владельцев, находящихся в приютах.

4. В статье «Защита животных от жестокого обращения» исключить запрет на умерщвление.

5. Исключить маркирование животных, поступивших в приют, немсываемыми и неснимаемыми бирками и возврат их на прежнее место обитания.

6. Пункт, запрещающий умерщвление животных в приютах, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных гуманными и безболезненными способами, заменить следующей формулировкой: «Процедура регулирования численности животных без владельцев, решение по которой принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации, производится специалистами в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть».

7. В статье 17 об организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев исключить пункты о возврате неагрессивных собак на прежние места и о пожизненном содержании агрессивных животных.

8. Отлавливать всех животных без владельцев (в том числе стерилизованных, с бирками).

9. Исключить пункт об обязательной видеозаписи выпуска процесса возврата животных (что логично, так как предлагается исключить сам по себе возврат).

Пояснительная записка к законопроекту полна эмоций и выходит за рамки сухого стиля официального документа. Говоря о процедуре ОСВВ, авторы пишут, что «данная процедура удаляет у животных репродуктивную функцию, но не здоровый оскал» . «Проблемы, вызванные свободно обитающими и неконтролируемыми стерилизованными собаками, такие как шум, фекальные загрязнения, укусы и дорожно-транспортные происшествия, создают негативные последствия как для населения, так и для животных, поэтому для решения проблемы необходим безвозвратный отлов и работа с населением по воспитанию ответственного обращения со своими животными», – говорится в пояснительной записке.

Жестче некуда

Ранее депутаты Думы Астраханской области в своем обращении к коллегам в Госдуме предложили усыплять собак, проявляющих немотивированную агрессию (сейчас таких животных должны содержать в приютах до естественной смерти или пристройства). Эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию, поскольку понятие «немотивированная агрессия» ни в одном нормативном акте не прописана. И если когда-то неконкретность формулировок закона позволила усыплять до 95% отловленных собак как «безнадежно больных», то предлагаемая норма дает лазейку объявить большинство собак «немотивированно агрессивными».

Однако это, как оказалось, цветочки. Законопроект Данчиковой-Максимовой-Беспаловой предлагает максимально жесткий вариант (жестче только, пожалуй, отстрел). Если отжать повторы и дублирующие нормы, вот что остается в сухом остатке: отлавливаются поголовно все уличные собаки, в том числе стерилизованные и биркованные. Возврат исключается. Дальнейшая судьба животных отдается на откуп регионам. Есть деньги – можете содержать пожизненно в приютах всех собак. Нет денег – ваше право гуманно избавиться от них.

Как думаете, как поступят власти подавляющего большинства регионов, в том числе Астраханской области? Ответ очевиден.

Битва петиций

О том, что подобные поправки вот-вот будут внесены в Госдуму, было известно заранее. Идея буквально витала в воздухе. Так, четыре дня назад (то есть до официального внесения законопроекта Данчиковой-Максимовой-Беспаловой) на change.org была создана петиция, адресованная президенту Владимиру Путину, премьер-министру Михаилу Мишустину, председателю Госдумы Вячеславу Володину и другим адресатам с требованием не допустить возвращения кровавой бойни для бездомных собак, а также ввести на федеральном и региональных уровнях обязательную идентификацию и регистрацию домашних собак, запретить их самовыгул и разработать систему штрафов за нарушение; обязать собственников промзон и других нежилых территорий обнести их заборами, исключающими проникновение посторонних собак и самовыгул животных, проживающих на данных территориях, а также предоставлять этих животных для обработки по программе ОСВВ и т.п. На данный момент она набрала уже более 7 тысяч подписей.

Читайте также:
ПФР Свердловская область, Нижнетуринский городской округ

Одновременно на площадке РОИ появилась альтернативная петиция. Ее автор призывает ограничить выпуск бродячих собак на улицу (возвращать не более 10%) и содержание их в приюте за счет бюджета (2 месяца, потом – усыпление). Эта инициатива набрала 3 472 голоса «за» и 6 804 – «против».

Среди астраханских зооволонтеров распространяется обращение к Владимиру Путину, Вячеславу Володину и председателю комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Владимиру Бурматову с настоятельной просьбой отклонить поправки, внесенные Данчиковой-Максимовой-Беспаловой.

В общем, возбуждение нешуточное.

Прошлое не воротится?

Из астраханских представителей в Госдуме никто пока в открытом доступе не высказался по поводу внесенного законопроекта. Ни член комитета по экологии и охране окружающей среды Александр Клыканов, ни Олег Шеин, который всегда «топил за собак», но сейчас активно занимается темой аварийного жилья.

Однако председатель профильного комитета ГД Владимир Бурматов более чем конкретно изложил свою позицию, написав в Инстаграм, что « попытки протащить живодерские законы не пройдут » (цитата), и ни комитет по экологии и охране окружающей среды, ни фракция ЕР в Госдуме не поддержат внесенные поправки. «Возврат к кровавым расправам над животными недопустим. Более того, он невозможен», – заявил Владимир Бурматов, ссылаясь на Конституцию, устанавливающую гуманное отношение к животным, и Уголовный кодекс, считающий их умерщвление серьезным уголовным преступлением.

По словам депутата, за возврат к старой схеме выступают регионы, которые сами ничего не делают для уменьшения численности собак, более того – саботируют закон и заявляют, что не будут строить приюты. «Этот саботаж осмысленный, это позиция, – заявил Бурматов. – Мне она непонятна. Эти регионы вышли из состава Российской Федерации? Они приостановили у себя действие федерального закона, Конституции?»

По словам Владимира Бурматова, по странному стечению обстоятельств во многих из этих регионов раньше годами и десятилетиями заключались огромные контракты на отстрел животных, то есть действовал криминальный бизнес. «Кто-то не хочет терять кормушку? Возможно? Вполне», – пишет он.⠀
Между тем, он считает, что принятый закон показал эффективность: прошлый год (когда начали строить и вводить приюты) стал первым с 2015 года, когда количество покусов сократилось, и довольно существенно.⠀
«Раньше такого не было никогда. Это при том, что приютов построено только 25-30% от необходимого количества. Так что мы на правильном пути, и свернуть с него никому не дадим», – говорит Бурматов. По его мнению, нужно вводить всеобщую бесплатную регистрацию животных, наказывать владельцев за выброшенных питомцев, массово стерилизовать четвероногих, строить муниципальные приюты и помогать бюджетными деньгами приютам волонтерским. Волонтеров он приводит как пример, показывающий, что решать проблему бездомных животных, создавать приюты на сотни голов и содержать там животных во вполне достойных условиях вполне возможно. «Получилось у волонтеров, получится и у вас, дорогие мэры и губернаторы. Надо только начать!» – обратился он к представителям власти.

В Астрахани проблема собак также достаточно остра, и мы о ней писали не раз. Приют у нас есть и, как бы ни затянулось его строительство, мы были почти в передовиках – к нам даже ездили из других регионов за опытом. Однако работу по отлову/стерилизации в нашем городе едва ли можно назвать передовой. Напомним, в прошлом году МБУ «Чистый город» не освоил и половины выделенной ему на эти цели субсидии. В ноябре администрация заключила контракты с тремя волгоградскими предпринимателями. Но и эта затея была провалена. В феврале управление коммунального хозяйства попыталось расторгнуть все эти контракты. Предпринимателю Валерию Русскову, который реально ловил и которого представляли в официальных релизах и сюжетах в СМИ как добросовестного подрядчика, не оплатили контракт, он сейчас судится с горадминистрацией.

В настоящее время «Чистый город» ловит собак, приют заполнен. Но стерилизация не велась два месяца. Недавно заключен небольшой контракт с частной ветклиникой, большой аукцион предполагается только в апреле.

Так что, возможно, совет Владимира Бурматова делен: сначала начать эффективно и добросовестно исполнять действующий закон, а потом уже делать выводы – адекватен он или нет.

27 декабря Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ регулирует отношения в области обращения с животными как в целях их защиты, так и укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с ними. Закон вступает в силу 1 января 2019 г., за исключением положений, для которых установлен иной срок.

Ссылка на основную публикацию