Оспаривание излишне начисленных налогов в Самаре

детально выясняем особенности спора;
стремимся найти возможность его досудебного урегулирования;
если это оказывается невозможным, проводим анализ перспектив судебного разрешения и сбор необходимых доказательств;
после чего готовим документы для подачи в арбитражный суд.

Возврат налоговых переплат по новым правилам с 1 октября 2022 года

Согласно Налогового кодекса РФ, налоговая переплата подлежит возврату – в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченной суммы. В 2022 году эта тема становится особенно актуальна, ведь часть предприятий оказалась освобождена от платежей из-за коронавируса. Однако есть множество нюансов, которые нужно учитывать при возврате переплаты. Тем более что с 1 октября 2022 года таких нюансов стало еще больше. Подробности вы узнаете в нашей статье.

Правила зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов прописаны в 78-ой статье НК РФ. Согласно данной статьи, у налогоплательщика есть право вернуть излишне уплаченные средства.

Как можно распорядиться переплатой :

  • вернуть на лицевой счет налогоплательщика,
  • использовать переплату в счет будущих платежей,
  • погасить долги, штрафы, пени.

Кроме того, 78 статья НК устанавливает заявительный характер возврата переплаты, прописывает все процедурные сроки возврата или зачета уплаченных налогов и сборов.

В октябре 2019 года был принят Федеральный закон № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому в вопросе возврата переплаты приняты как послабления, так и усложнения.

С 29 октября 2019 года стало действовать новое положение о зачете или возврате переплаты при проведении камеральной проверки. Уточнены сроке принятия решения при проведении такой проверки. (Подробнее о них читайте в статье ниже).

С 1 октября же 2022 года в НК начал действовать и ряд других изменений, (согласно № 325-ФЗ), которые коснутся возврата переплаты налогов из налоговой.

Как изменятся правила возврата налоговой переплаты:

  • Переплатой можно будет погасить любой налог или взнос.

Как было : зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

Как стало с 1 октября 2022 года: использовать переплату в счет будущих платежей или погасить задолженность можно по разным налогам, а не только по тем, по которым была совершена переплата. Не будет привязано зачисление переплаты и к бюджету. Вне зависимости от того, в какой бюджет РФ переведена излишняя уплата, зачесть ее можно как в федеральный, региональный, так и местный бюджеты. К примеру, чаще всего встречаемой переплатой в федеральный бюджет по налогу на прибыль можно покрыть расходы на уплату региональных налогов или штрафов.

  • Возврат переплаты станет невозможен при наличии любого долга.
Читайте также:
Что является объектом налогообложения НДС

Как было: возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки или задолженности.

Как стало с 1 октября 2022 года : при наличии любой задолженности (по любому налогу или взносу, в бюджет любого уровня – федеральный, региональный, местный), вернуть переплату по налогу невозможно. За счет переплаты сначала нужно погасить все долги, на счет в этом случае поступит оставшаяся сумма переплаты за минусом уплаты всех долгов.

  • Возврат сможет делать любой налоговый орган.

Как было: зачет или возврат производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Как стало с 1 октября 2022 года: производить зачет или возврат переплаты сможет любой налоговый орган, а не только инспекция по месту учета налогоплательщика. Однако, заявление о возврате нужно будет подавать все же по месту учета налогоплательщика.

Важно: зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога должен быть произведен на полную сумму, без каких-либо удержанных процентов.

Оспаривание излишне начисленных налогов в Самаре

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

2. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Читайте также:
Должен ли платить взносы тот, кто не является членом СНТ?

Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

3. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

4. Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов, действий их должностных лиц исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случая, предусмотренного настоящим пунктом.

В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия.

К банковской гарантии, указанной в настоящем пункте, применяются требования, установленные пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения;

сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

Читайте также:
Кредит пенсионерам в Сбербанке: текущее положение

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений:

о приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основанием для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, требованиям, установленным настоящей статьей и (или) пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа в установленный в требовании налогового органа срок лицом, подавшим жалобу, исполнение обязанности которого по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа обеспечено банковской гарантией, налоговый орган не позднее пяти дней со дня истечения срока исполнения указанного требования и не ранее дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в части подлежащей уплате после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе неуплаченной суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговый орган уведомляет банк, выдавший банковскую гарантию, о его освобождении от обязательств по этой гарантии не позднее пяти дней со дня исполнения лицом, подавшим жалобу, обязанности по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, которое было обеспечено такой банковской гарантией, либо не позднее пяти дней со дня принятия решения по жалобе, в соответствии с которым у лица, подавшего жалобу, отсутствует обязанность по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, обеспеченная такой банковской гарантией.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные настоящей главой для подачи соответствующей жалобы.

7. Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Ст. 138 (в ред. ФЗ от 17.02.2022 N 6-ФЗ) применяется в отношении жалоб (апелляционных жалоб), поданных после 17.03.2021.

Читайте также:
Возражение на иск о расторжении брака

Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям и в том же порядке.

Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде

Налогоплательщик может обратиться в суд, если его не устраивает результат рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы (апелляционной жалобы). Решение по жалобе налоговики должны принять в течение 1 мес. со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде

Учтите, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем налогоплательщик должен быть извещен в течение 3 дней с момента принятия решения такого решения вышестоящим налоговым органом.

В течение 3 месяцев после получения решения вышестоящего налогового органа по проведенной проверке налогоплательщик может обратиться в суд с тем, чтобы обжаловать данное решение (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Если вышестоящий налоговый орган не успеет вынести решение по жалобе налогоплательщика в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, налогоплательщику можно обратиться в суд, не дожидаясь вынесения данного решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).

3-месячный срок исчисляется в соответствии с нормами, установленными ст. 113, 114 АПК РФ или ст. 107, 108 ГПК РФ, ст. 92,93 КАС РФ. Зачастую суды восстанавливают срок подачи заявления, но только в том случае, если посчитают, что он был пропущен по уважительной причине.

Необходимость помощи специалистов

Урегулирование налоговых споров – сложная проблема для налогоплательщика. Как правило, он не знаком с тонкостями законодательства в этой отрасли и процессуальными особенностями. Поэтому непрофессионалу трудно выработать оптимальную стратегию поведения. Каждая ситуация имеет индивидуальные особенности. Цены на наши услуги зависят от сложности дела.

Я не согласен с актом налоговой проверки, но месячный срок для подачи возражений уже прошёл. Могу ли ещё представить свои возражения в налоговую по этому поводу?

Вы можете представить свои разъяснения или возражения при рассмотрении руководителем налогового органа акта, составленного по результатам проверки. Аргументировать свои возражения вы должны соответствующими документами. Они будут рассмотрены при принятии решения о привлечении вас к налоговой ответственности.

По результатам проверки были выявлены нарушения в уплате налогов. Мы согласны, что таковые имеются, однако считаем завышенными штрафные санкции. В какой срок мы можем их обжаловать?

Законны ли исковые требования налоговой о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за прошедшие 7 лет?

Привлечение налогоплательщиков к уплате земельного налога за три предшествующих налоговых периода допускается только с 01.01.2010 г.

Чем это грозит

Ошибки фискалов бьют по карману граждан и бюджетам предприятий. Если ФНС выявляет занижение налоговой базы, налогоплательщику грозит штраф в размере от 20% до 40% от суммы недоимки. Это работает и для юридических, и для физических лиц.

Читайте также:
Договор между дольщиками

У налогоплательщика есть восемь рабочих дней, чтобы оплатить пени и недоимку налога, в противном случае ему могут заблокировать банковские счета. Это происходит в судебном порядке.

В середине десятых у бизнеса не было проблемы с избыточным доначислением налогов в части суммы основного долга, вспоминает директор юридической компании «Ителия» Эмиль Халимов. Проблема ушла после решения президиума Высшего арбитражного суда, вынесенного в июле 2012 года

Но в 2017 году в Налоговом кодексе (НК РФ) появилась статья 54.1 («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»), и практика с избыточным доначислением возобновилась, отметил эксперт.

«Новая правоприменительная практика по этой статье привела к серьёзному росту нагрузки на бизнес. Инспекторы доначисляют налоги компаниям, у которых были выявлены схемы ухода от налогов. Но при этом реально понесённые компаниями расходы и право на получение налоговых вычетов почти никогда не учитываются, — утверждает Халимов. — По мнению многих авторитетных юристов в сфере налогообложения, такая позиция идёт вразрез не только с положениями НК, но и со здравым смыслом. Налоги должны быть экономически обоснованными, и избыточное налогообложение не должно превращаться в наказание, так как НК уже предусматривает в качестве санкций начисление пеней и штрафов, но не основного долга».

По его мнению, с подобным подходом налоговая практика «приобретает конфискационный характер, что в условиях кризиса может привести и к краху бизнеса».

Разногласия по доходам

Самый распространенный сбор, который взимается с большинства жителей России, — НДФЛ. Его удерживают с зарплаты, доходов от продажи имущества или сдачи его в аренду, выигрышей. Привычный для всех размер взноса — 13% — далеко не единственный. Например, 9% взимается с доходов, полученных в виде дивидендов до 2015 года. 15% и 30% по разным статьям доходов могут платить нерезиденты. Самая высокая ставка — 35% — применяется к доходам от некоторых видов вкладов, а также к денежным призам.

Как правило, споры по НДФЛ не касаются размера начисленного налога, говорит партнер юридической группы «Яковлев и партнеры» Татьяна Кормилицына. По ее словам, разногласия могут возникать в двух случаях — когда налогоплательщик сам декларирует свой доход, а также при получении налоговых вычетов. В любом случае речь идет об оспаривании именно решений органов налоговой службы, поясняет эксперт. Разбирательства могут вестись как в суде, так и в досудебном порядке.

Воспользоваться имущественным вычетом обычно не удается из-за недостаточного количества доказательств, отмечает советник юридической фирмы «Косенков и Суворов» Александр Филимонов. В этом случае налогоплательщик просто должен предоставить дополнительные документы по требованию налоговой.

Но иногда препятствием для получения вычета становится недобросовестность работодателя. «Налоговая служба отказывает, если за три года у человека не было достаточного подтвержденного дохода в размере 2 миллионов рублей, чтобы можно было использовать на вычет. Суть в чем: работодатель, если он добросовестный, отчисляет за вас НДФЛ. Если сумма отчислений за этот срок достигла 260 тысяч рублей (13% от 2 млн рублей. — Прим. Банки.ру), то их можно вернуть. Этот вычет не берется из ниоткуда. Если же работодатель не отчислял НДФЛ, то налоговая вам откажет», — поясняет юрист департамента правового консалтинга и налоговой практики КСК Групп Александр Беляев. В этом случае оспорить решение ФНС вряд ли удастся.

Читайте также:
Как открыть свой салон красоты с нуля

Еще один повод для разногласий с налоговой — доначисление НДФЛ, если ФНС посчитает человека самозанятым. Инспекция может провести проверку и заключить, что человек получает доход и не декларирует его. Налогоплательщик в таких ситуациях должен помнить главное: сбор можно взимать только тогда, когда определена налоговая база. Получается, ФНС сначала должна по каким-то признакам вычислить доход гражданина от его деятельности.

Подробнее

Адвокат не только знает права и обязанности обеих сторон, но и умеет грамотно разрешать налоговые споры. Адвокат по налогам оказывает юридическое сопровождение налоговой проверки с целью выявления и пресечения нарушений, оказывает консультационную помощь и помогает разобраться в спорных ситуациях.

В чем мы будем Вам полезны:

опытный адвокат поможет избежать ситуаций нарушения законных прав и интересов компании, руководства и сотрудников, оперативно отреагирует на любые, даже самые незначительные нарушения. Не допустит изъятия не требующейся для проверки деловой документации, оспорит незаконное удержание сотрудников в офисе, а также их личный досмотр;

обладающий необходимыми знаниями специалист не просто окажет своевременную поддержку на время полицейской или налоговой проверки, но и объяснит, как наиболее эффективно использовать свои права, подготовит и предоставит требуемые документы, обжалует незаконные или неправомерные действия правоохранительных органов. Известны случаи, при которых сотрудники ОЭБ и ПК, осуществляя какие-либо действия, позволяли себе безнаказанно нарушать права не только организации, но и ее сотрудников. А выемка важных документов фирмы зачастую приводила к приостановке ее деятельности, что негативно влияло на деловую репутацию организации;

адвокат разработает меры по защите, установит причины проверки и урегулирует конфликтную ситуацию в суде, в случае возбуждения уголовного дела;

адвокат не позволит полицейским превысить свои полномочия, либо отразит их в акте обследования помещения и впоследствии – оспорит. Помощь опытного адвоката эффективна и оправдана при любых проверках, от его действий порой зависит доброе имя фирмы и ее дальнейшая судьба.

Мы предоставляем следующие услуги:

сопровождение камеральных налоговых проверок (камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа, в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Зачастую, при проведении камеральной проверки налоговый инспектор запрашивает дополнительные документы и сведения, помимо налоговой декларации и сопутствующих документов (в частности, при представлении НДС к возмещению). Такие требования не всегда законны и обоснованы. Мы подскажем какие документы и в каком виде необходимо подготовить к проверке);

Читайте также:
Заявление в управу района

сопровождение выездных налоговых проверок (выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, если это невозможно, то по месту нахождения налогового органа, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выносит налоговый орган по месту нахождения организации. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки);

выезд в Вашу организацию при назначении проверки;

консультирование по телефону о надлежащем поведении до приезда адвоката;

разъяснение Ваших прав и обязанностей, а также прав и обязанностей представителей правоохранительных органов (устно/письменно);

проведение разъяснительной работы непосредственно в Вашем офисе;

разработка конкретных рекомендаций и правил поведения в ходе проверки для руководства и персонала;

анализ сложившейся ситуации, сбор информации, в том числе выяснение причин проведения проверки и намерений проверяющих органов;

урегулирование конфликтной ситуации с правоохранительными и налоговыми органами;

личное участие в проведении осмотра и выемки документов в Вашей организации;

подготовка ответов на запросы проверяющих органов, а также обжалование допущенных ими нарушений;

представление Ваших интересов при вызове в налоговые и правоохранительные органы;

подготовка возражений на Акты налоговых проверок;

подготовка исковых заявлений;

представление Ваших интересов в Арбитражном суде.

практика присутствия адвоката при проведении полицейских и налоговых проверок осуществляется нами уже 17 лет. Это направление является одним из основных ввиду реалий ведения бизнеса в России и высочайших рисков, сопряженных с предпринимательской деятельностью;

мы защитили большое количество организаций и их руководителей, в большинстве случаев предотвратили дальнейшие действия контролирующих органов в отношении предприятий;

мы знаем, как работает налоговая и правоохранительная система и обладаем опытом взаимодействия с властными структурами.

Можно ли три года исчислять с даты выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом?

В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.

На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.

Читайте также:
После завещания составили дарственную

Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).

Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.
Читайте также:
Что включается в договор страхования жизни

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Порядок и сроки рассмотрения заявления

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд (п. 1 ст. 200 АПК). Срок рассмотрения административных исков меньше и составляет не более 1 месяца (п. 1 ст. 226 КАС). Естественно, у судов есть возможность при необходимости продлить эти сроки.

Если судья принимает заявление к рассмотрению, он обязательно должен уведомить заявителя о времени и месте, где будет проходить суд с налоговой инспекцией. Те вправе посетить заседание, но их неявка не будет основанием для нерассмотрения заявления. В судебном заседании суд (п. 4 ст. 200 АПК, п. 8 ст. 226 КАС):

  • осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
  • устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как правило, в судебной практике по спорам с налоговиками суды не связывают себя доводами, изложенными в заявлении, и полноценно проверяют законность решений и действий служащих ИФНС. Если в результате выясняется, что решение, действие или бездействие не соответствуют закону, суд признает их неправомерными и отменяет все правовые последствия, которые наступили в их результате. Копии решения направляются сторонам в течение 5 дней арбитражным судом, и в течение 3 дней судом общей юрисдикции.

Читайте также:
После завещания составили дарственную

Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя. При повторном обращении по тому же делу арбитражный суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В возобновлении того же самого дела налогоплательщику будет отказано (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).

Как составить иск к ИФНС?

Обращение в суд в части обжалования решений и действий ИНФС оформляется в виде:

  • административного иска, если заявителем является гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя;
  • заявления об оспаривании ненормативного акта или действия/бездействия, если заявитель – ИП, юр. лицо, и жалоба вытекает из административных правоотношений.

Состав таких исков к налоговой инспекции в суд идентичный (за исключением ссылок на НПА), рассматривать их по отдельности нецелесообразно. Указанные заявления в любом случае должны соответствовать требованиям ст. 199 АПК, ст. 220 КАС, и содержать:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • наименование заявителя, его адрес и контактные данные;
  • наименование административного ответчика, органа ИФНС, должностного лица, чьи действия и решения обжалуются;
  • обстоятельства, при которых было принято обжалуемое решение;
  • название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
  • перечень приложенных документов.

Составить заявление самостоятельно не так и сложно, как может показаться на первый взгляд. В качестве шаблона можно использовать представленный ниже образец. А если опыта составления таких документов недостаточно, вы всегда сможете заказать заявление у профессиональных юристов.

Какие документы приложить?

К заявлению необходимо приложить комплект документов, обосновывающих его содержание. Традиционно в комплект документов входит:

  • копия обжалуемого решения + копия акта проверки, если она проводилась + приложения к акту;
  • копия решения ИФНС о проведении проверки;
  • копия жалобы, апелляционной жалобы, поданной в досудебном порядке;
  • копия решения, принятых по жалобе, апелляционной жалобе;
  • свидетельство о госрегистрации в качестве ИП, юр. лица;
  • документ об отправке копии заявления ответчику;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Как, куда и когда подать?

Заявления и административные иски подаются:

  • в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа, чье решение обжалуется, если заявитель – ИП или юр. лицо;
  • в районный суд по месту нахождения налогового органа, если заявитель – физлицо без статуса ИП.

Заявление можно подать лично в компетентный суд, направить его почтовым отправлением с уведомлением о вручении или подать в электронной форме, вместе с прилагаемыми документами через личный кабинет в информационной системе «Мой арбитр». Административный иск можно подать в электронной форме только при наличии соответствующего функционала на сайте компетентного суда.

Ссылка на основную публикацию